Теория литературы в школьном изучении Әріпбай Маржан ФИ-19-2р1
Курс литературы содержит теоретические понятия в 2 основных формах: V – VIII классы
| V класс
| VI класс
| VII класс
| VIII класс
| Литература как вид искусства и как учебный предмет. Произведение и писатель
| Начальные сведения о литературном герое, теме, идее произведения. Устное народное творчество и литература
| Значение художественной литературы в жизни человека. Выражение позиции автора, развитие понятия об идее, о литературном герое
| Человек как главный предмет изображения в художественном произведении, начальные понятия о литературном герое. Взаимосвязь характеров и обстоятельств
| Художественная литература и действительность, образное отражение в художественной литературе и жизни.Жизненная правда и художественный вымысел в литературе. Образ — характер в литературе
| Композиция
| Повествование. Начальное понятие о сюжете и конфликте в эпическом произведении, портрете, построении произведения
| Начальное понятие о композиции. Развитие понятия о портрете литературного героя, пейзаж
| Развитие понятия о пейзаже, сюжете, композиции, виды описания. Роль рассказчика в повествовании
| Развитие понятия о сюжете и композиции, антитеза как способ построения произведения
| Роды и жанры
| Понятие о видах устного народного творчества. Пословица, поговорка, загадка, сказка, былина. Сказка литературная. Басня, рассказ как эпический жанр.
| Былины как один из видов устного народного творчества. Повесть. Древнерусская летопись. Понятие о балладе.
| Понятие о поэме, о лирике, начальное понятие о сатире. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Народная драма. Комедия
| Развитие понятия об основных родах художественной литературы. Традиции устного народного творчества в литературе
| Язык и средства художественной выразительности
| Слово в художественном контексте. Поэтическая и стихотворная речь, рифма, сравнение, эпитет, олицетворение. Аллегория. Иносказание
| Гипербола, постоянный эпитет, метафора, развитие понятия об олицетворении. Интерьер и его роль. Портрет и пейзаж. Внутренний монолог
| Развитие понятия о метафоре. Значение художественной детали. Гротеск. Юмор и сатира как средство выражения авторской позиции
| Понятие о языке художественной литературы. Эпиграфы. Афоризмы. Начальное понятие о символе
| Стихосложение
| Различие прозаической и стихотворной речи
| Размеры стиха. Былинный стих
| Развитие понятия о рифме и строфе, понятие об основах стихосложения
| Развитие понятия о двух- и трехсложных стихотворных размерах
| Основные термины и теоретико-литературные понятия. 5 – 9 классы. Художественная литература как искусство слова, художественный образ, фольклор, жанры фольклора, литературные роды и жанры, основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление, конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой, язык художественного произведения, изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория. Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, им, рифма, строфа. Разновидности речевой деятельности старшеклассников при изучении теории литературы: 4
Составление литературоведческого
словаря (тематический способ).
1
2
3
5
Создание словарной статьи, подготовка
устного рассказа о термине.
Доклад по одной из проблем
теории литературы.
Литературоведческий брифинг.
Сочинение рассказов о
литературоведческих терминах.
Эпос
| сказка
| | | басня
| | | рассказ
| | | новелла
| | | повесть
| | | роман
| | | роман-эпопея
| | Лирика
| стихотворение
| | | ода
| | | элегия
| | | эпитафия
| | | эпиграмма
| | | стансы
| | | мадригал
| | Драма
| драма
| | | трагедия,
| | | комедия
| | Работа над словарной статьёй на уроке литературы. Составляющие словарной статьи: - сведения по этимологии термина;
- определение его, более или менее развернутое толкование;
- указание на наличие определяемого явления в том или ином произведении;
- примеры объяснения художественных явлений с помощью данных теоретических понятий.
Такая работа предусматривает следующие виды деятельности учащихся: - работа со словарными статьями различных словарей и справочников,
- сопоставление,
- обращение к примерам из художественной литературы,
- составление собственного определения, своё толкование.
Этапы подготовки доклада о символе 1. Осмысление по справочной литературе таких понятий, как символ, символика, символизм, романтический и реалистический символ. 2. Толкование понятия на примере функционирования символа в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри», стихотворений А.С. Пушкина «К морю», элегии В.А.Жуковского «Море», пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад», рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль». 3. Осмысление понятия «символ» в трактовке его русскими философами и поэтами «серебряного века» — В. Соловьевым, Н. Бердяевым, Д. Мережковским и др. 4. Разъяснение особенности символа в известных школьникам стихотворениях А. Блока. Технология игры В ходе игры литературовед отвечает на вопросы корреспондентов. Корреспонденты готовят по материалам брифинга творческие отчеты-публикации для изданий литературного кабинета школы, выполненные в разных жанрах (статья, репортаж, интервью, консультация для подготовки к экзамену и т. д.). Эффективному восприятию материала лекции способствует ведение записей. Основными способами фиксации содержания лекции являются: - конспект,
- план-конспект,
- тезисы,
- словарь лекции,
- опорная схема-конспект(ОСК),
- опорная схема,
- развернутый план лекции.
Вот как может выглядеть ОСК по теме "Модернизм": - Понятие (содержание)
- Происхождение и значение термина.
- Модернизм как направление в искусстве.
- Соотношение с другими понятиями ("авангард", "декаданс", "модерн").
- Социально-политический и духовный кризис.
- Новые течения в философии.
- Отказ от подражания природе и изображения действительности.
- Идея создания нового искусства, способного переделать общество.
III. Европейская культура - Стиль модерн. 2.Французский символизм. 3.Модернизм в живописи.
IV. Русское искусство - Музыка. 2. Живопись. 3. Театр. 4. Архитектура.
V. Русская литература - Основные течения модернизма. 2. Модернизм в поэзии и прозе.
3. Модернизм и реализм. "Эффективная лекция" Предположения
| Новая информация
|
|
| Материал лекции делится на смысловые
единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле "вызов – осмысление– рефлексия".
Для организации деятельности используется прием "бортовой журнал".
Стадия" вызова" по каждой смысловой единице осуществляется с помощью приемов ТРКМЧП: список известной информации, ее систематизация, ответы на вопросы преподавателя, ключевые слова и т. д. Информация, полученная на стадии вызова, обсуждается в парах и заносится в левую часть "бортового журнала"
Бортовой журнал |