Главная страница

Дюминой В.Э.. Теория народного суверенитета ЖанЖака Руссо


Скачать 41.55 Kb.
НазваниеТеория народного суверенитета ЖанЖака Руссо
Дата05.06.2018
Размер41.55 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДюминой В.Э..docx
ТипДокументы
#46086

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Юридический факультет

История правовых и политических учений

Эссе

На тему: Теория народного суверенитета Жан-Жака Руссо

Работу выполнила:

студентка 1 курса

очно-заочного отделения

Дюмина Виктория Эдуардовна

Научный руководитель:

Доктор юридических наук

профессор

Луковская Дженевра Игоревна

Санкт-Петербург

2017 год

Оглавление


Введение 3

Раздел 1. Жизнь и творчество 3

Раздел 2. Общая характеристика политико-правовой идеологии просветительства 4

Раздел 3. Проблематика учения 5

Раздел 4. Основные положения и идеи 6

Глава 1. Критика социального неравенства и необходимость ниспровержения деспотизма 6

Глава 2. Идеальное государство Руссо 7

Глава 3. Признаки народного суверенитета 7

Раздел 5. Вклад Жан-Жака Руссо в историю правовой мысли 11

Вывод 12

Список источников 13


Введение


XVIII век – эпоха Просвещения, время расцвета наук и искусств и всеобщего преклонения перед ними. Именно на этом фоне зреют и развиваются основные положения учения Руссо.

Жан-Жак Руссо является наиболее ярким представителем школы естественного права. Он резче и последовательней, чем кто-либо из представителей этой школы требовал уничтожения абсолютистского государства и всех институтов феодального общества, апеллируя «к разуму, как к единственному судье над всем существующим».

Концепция народного суверенитета – один из существенных аспектов политико-правового учения мыслителя. Именно она в значительной степени обусловила различные, порой диаметрально противоположные интерпретации теории Руссо в целом. Многие современные авторы вполне обоснованно относят эту теорию к радикальному течению просветительской идеологии, подчеркивая особенности ее политической направленности, хотя и с заметными элементами утопизма, о чем подробнее будет сказано ниже.

Критика мыслителем современного ему слоя социального неравенства сыграла переломное значение в истории Франции (и не только Франции, но прежде всего ее). Интерпретация теории как революционного ниспровержения деспотизма сделала Руссо идеологом революции. Политическое учение Жан-Жака Руссо, - как писал Д.Брихдрикер, - являются теоретическим обоснованием тех политических требований резолюционной мелкой буржуазии, которые она выдвигала накануне буржуазной революции во Франции: «Крестьянство, городские ремесленники накануне буржуазной революции 1789 года во Франции были той силой, которая решительно вела борьбу против всех институтов феодального строя», основываясь при этом на идеях Ж.-Ж.Руссо.

Актуальность темы исследования подчеркивается до сих пор сохраняющимися проблемами суверенитета как важнейшего элемента в теории и истории государства и права, истории правовых и политических учений, современном конституционном, внутригосударственной и, наконец, международном праве.

Неиссякаемый интерес ученых к проблеме государственности, а также научные и политические распри вокруг понятия суверенитета только лишний раз подчеркивают идею вечности учения Руссо.

Раздел 1. Жизнь и творчество


Жан-Жак Руссо, выдающийся философ и политический мыслитель, родился 28 июня 1712 года в Женеве, в семье часовщика. Несмотря на то, что будущий философ появился на свет в Швейцарии, он имел прямое отношение к Франции – предки Руссо были французскими ремесленниками, бежавшими из страны , спасаясь от преследований, которым подвергались гугеноты.

Жан-Жак Руссо «… не дожил до французской революции и был вполне искренен, когда сам лично всегда с ужасом думал о всяком насильственном перевороте». Однако нельзя отрицать, что по большей части его сочинения и подготовили эту революцию. В этом и заключается его культурно-философское и исторческое значение.

Руссо был поэтом, драматургом, композитором, музыковедом. В 1750 году Руссо написал свое первое политическое произведение. Не прекращая на этом свою творческую деятельность, Ж.-Ж.Руссо пишет «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «О политической экономии» и главный свой трактат «Об общественном договоре, или принципы политического права», который является частью задуманного, но так и не законченного труда «О политических установлениях».

Таким образом, можно бы и преступить к анализу теории народного суверенитета Ж.-Ж.Руссо, но прежде скажем несколько слов об идеологии просветительства и так называемой среде «созревания» идей философа, что немаловажно для понимания смысла его учения.

Раздел 2. Общая характеристика политико-правовой идеологии просветительства


Век Просвещения проходил в Европе под знаком научных открытий и философских осмыслений перемен в обществе, которые должны были принести народам свободу и равенство, уничтожить привилегии Церкви и аристократии.

Просветители верили в то, что каждый человек рождается свободным, что первобытное общество было наиболее правильным. Их идеалом было «царство Разума». Просветители выступали поборниками равенства перед законом, осуждали эксплуатацию человека человеком. Во главе угла стояла идея гуманизма, естественного права каждого человека на признание ценности его личности независимо от происхождения, народности и расы.

Разрабатывались качественно новые мировоззренческие принципы, создавались теоретические проекты таких форм человеческого общежития, которые исключали бы социальную и политическую несправедливость, произвол и угнетение, войны и деспотизм. Духовное стремление к совершенствованию всех форм бытия получило название просветительства.

Просветительство как идейное движение представляет собой закономерную ступень в развитии буржуазной идеологии. Руссо, в отличие от других, отмечал пагубное влияние этого процесса, замечая, что просветительство происходит везде, где появляются лживые и лицемерные люди. Науки и искусства, привносимые просветителями, с одной стороны скрывают пороки (не уничтожая их), но, более того, сами этими пороками и порождаются: «астрономия родилась из суеверия…география из скупости…, - все они, даже сама мораль вместе с ними, - из человеческой гордыни»1. Поэтому Руссо пришел к выводу о том, что право заниматься науками и искусством следует представлять «немногим», из чего закономерно вытекает слияние власти и знания как критерии мудрого правителя, воспитанного в духе просвещения.

На основе этих доводов, философ и раскрывал юридическое мировоззрение естественного права, опираясь, конечно же, на свободу и равенство как необходимые условия построения идеального государства.

Раздел 3. Проблематика учения


Описывая, так называемый «культ» свободы, Ж.-Ж.Руссо доходит до отрицания прогресса. Он писал, что преклониться перед состоянием, в котором полностью отсутствует прогресс, но в котором человек абсолютно свободен. Ибо «страдание от отсутствия их [удобств] не соответствовало удовольствию, доставляемому ими, и люди, потеряв их, чувствовали себя несчастными, хотя и не чувствовали себя счастливыми, обладая ими»2. Нужно тут же заметить, что подобные высказывания Руссо неоднозначно оценивались в научных кругах. Одни признавали его правоту, другие критиковали. Автор данной работы считает, что поводом для критики были именно такие резкие, доходящие до крайностей моменты в учении, которых Руссо не мог избежать, как человек полностью поглощенный своей идеей, и которые, в тоже время, сыграли с ним злую шутку.

Итак, поднимается проблема не только свободы индивидуальной, а по большей мере общественной свободы. Так что есть свобода общественная? Она включает в себя суверенитет и общую волю.

Общая воля, немаловажный аспект в учении Руссо, - это не воля всех и даже не воля большинства, это скорее некий объективно существующий интерес, который должен осознаваться всеми членами общества (хотя его неосознанность на содержание общей воли, по большей мере, не влияет).

Руссо создал даже некую формулу вычисления общей воли, который гласит: «Отбросьте из этих изъявлений воли уничтожающиеся крайности; в результате сложения оставшихся расхождений получится общая воля».

Таким образом, любая зависимость – есть ограничение воли: «Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах».


Раздел 4. Основные положения и идеи


Различая проблемы политического учения Руссо: о диктатуре, о законности, об общей воли нужно учесть не только их безусловную связь, но и основу. А в основе всех этих различных проблем лежит учение Ж.-Ж.Руссо о государстве.

Итак, государство необходимо. Но каким же оно должно быть, какова должна быть его конституция? Посвящая «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» гражданам Женевской республики, Руссо описывает то государство, в котором хотел бы жить: «Я желал бы родиться в стране, где у суверена и у народа могли бы быть только одни и те же интересы… Я хотел бы жить и умереть свободным… Я бы хотел, чтобы никто в Государстве не мог ставить себя выше Закона… Я бы попытался найти страну, где право законодательства принадлежало бы всем гражданам…»3. Таким образом, автор называет основные критерии идеального государства, такие как равенство, законность, справедливость и свобода.

Руссо убежден, что человек по природе своей свободен и что несвободное его состояние противоречит самой природе человека. А свободен, с точки зрения Руссо, тот, кто руководствуется своей собственной волей, не подчиняясь при этом воле другого.

В уже упомянутых ранее «Рассуждениях о происхождении и основаниях неравенства между людьми» Руссо подчеркивает необходимость и полезность государственной организации общества. Из этого и следует вывод о ниспровержении деспотизма для установления так называемого «государство разума».

В «Общественном договоре» характеризуется уже новое государство, основанное на принципе народного суверенитета. Здесь автор разрабатывает свою основополагающую концепцию «общей воли».

Глава 1. Критика социального неравенства и необходимость ниспровержения деспотизма


«Скажут, что это равенство – отвлеченная химера, которая не может существовать в действительности». Это так, но не следует ли из этого, что можно попытаться хотя бы приблизиться к абсолютному равенству? И не поощрять злоупотребления, а, по крайней мере, регулировать их? Ж.-Ж.Руссо пишет: «Именно потому, что сила вещей стремиться всегда разрушить равенство, сила законодательства должна быть постоянно направлена к его поддерживанию».

Сам процесс происхождения неравенства по своей сути состоит из нескольких этапов все большего и большего закабаления людей. Однако Руссо подчеркивает необходимость и полезность государственной власти. Это нужно, прежде всего, для того, чтобы личность не оказалась порабощенной другими личностями. Поэтому этатизм – усиление государственной власти, является для Руссо не целью, а средством.

Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды. Для того, чтобы определить источник неравенства между людьми, Руссо предлагает исходить из гипотезы естественного состояния. Он полагает, что следует «выделить то, что врожденно и что искусственно в теперешней природе человека», чтобы познав то состояние, можно было бы судить о нынешнем состоянии.

Из этой концепции естественным образом вытекает право народов на революцию, о котором будет упомянуто в контексте теории общественного договора.

Глава 2. Идеальное государство Руссо


Как возвратиться к состоянию естественной свободы? Как обеспечить прирожденные права человека? Нужно понимать, что Руссо вовсе не предлагал просто вернуться к прошлому. Как тогда создать идеальное государство? Отвечая на эти и иные вопросы, мыслитель пришел к концепции идеального общественного устройства. Руссо предложил создать такое государство, в котором можно было бы обеспечить свободу и равенство всех граждан. Причем, основой такого государства должен был стать общественный договор, где «каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде»4. Таким образом, все выгоды «естественного состояния» могли быть соединены с выгодами, имеющимися в государстве.

Глава 3. Признаки народного суверенитета


Стремясь определить идеальную форму государственного устройства, Руссо требует, чтобы договорные соглашения членов общества основывались на началах действительной свободы и полного равенства их между собой. Осуществлением этих начал может быть лишь такое общественное устройство, основой которого является народный суверенитет.

Общественное соглашение, по словам Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченную власть. Эту власть, направляемую общей волей, Руссо и именует суверенитетом.

Под народом, в концепции Руссо, единым сувереном, понимаются все участники общественного соглашения5, а не какой-то особый социальный слой.

Основными признаками народного суверенитета по учению Руссо является его неотчуждаемый6 и неделимый характер. Граждане являются носителями суверенитета, который заключается в их праве законодательствовать. Провозглашая неотчуждаемость суверенитета, автор «Общественного договора» отрицает представительную форму правления и высказывается за осуществление законодательных полномочий самим народом. Государство, по Русо, должно быть объединением, действующим в интересах всех. Поэтому суверенитет в государстве должен принадлежать только всем, но ни в коем случае одному человеку или группе лиц (как в монархии или аристократии). Поэтому различая монархию, аристократию и демократию, Руссо отдает предпочтение демократии: «Народ <…> является народом до того, как отдаст себя под власть королю». Однако непосредственная демократия осуществима только в небольшом по численности населения и территории государстве. Но кроме того, Руссо выделяет необходимость нравственной жизни граждан и социального равенства, чтобы обеспечить народу пользование благами демократии. Данный вывод впоследствии приводит философа к решению об утопичности собственных идей. Действительно, демократия – идеал, к которому необходимо стремиться, но которого государство достичь не может: «Такое совершенное правительство не годится для людей».

Согласно концепции Жан-Жака Руссо, передав свою личную свободу под руководство общей воли, человек обретет «новую» свободу, общественную. Таким образом, в результате всеобщего и равного отчуждения каждым себя в пользу общества, создаются равные для всех условия жизни. Следовательно, каждый остается лично независимым. И даже суверен «не вправе наложить на одного из подданных большее бремя, чем для другого». Получаем, что единый масштаб правовой свободы применяется к равным людям7. Данное положение и легло в основу социально-эгалитаристской программы Руссо.

Общая воля выявляется в процессе голосования еще до заключения общественного договора как гражданского акта, отдавая предпочтение общественным интересам перед частными. Именно поэтому в центре политической теории Руссо лежит идея господства общей воли как источника разумных, естественных прав, исключающая возможность существования неотчуждаемых прав личности, которые бы сделали невозможным непосредственное осуществление власти народом8.

Интересы меньшинства для Руссо всегда ошибочны, интересы большинства – всегда правильны, так как стоят ближе всего к выражению воли общей. Единодушное решение необходимо только при создании договора, в остальных же случаях решение принимается большинством при подчинении воли меньшинства.

Верховенство народа проявляется также в том, что он не связан предшествующими законами и в любой момент может изменить даже условия первоначального договора. Причем «всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен». Общественный договор должен привести только к образованию государства, но ни в коем случае не к порабощению народа. Государство поэтому новой силой не является: «государство является только механическим объединением сил, имеющихся уже в обществе». Идеальное государство, как уже было сказано, является результатом договора, имеющим своим основанием волю всех. Если же государство не отвечает хотя бы одному из этих условий, то оно перестает быть правомерным и теряет тем самым право на существование9.

Итак, суверенитет неделим. Что имеется ввиду? При разделении суверенитета мы подразумеваем уже не одну волю, а много частных, не имеющих права законодательствовать. Таким образом, решение народа должно соответствовать объективно существующей воле, а не ссылаться на «частные ассоциации», которые, безусловно, мешают народному единству и единству суверенитета.

Положение Законодателя по Руссо довольно сложное. Каждому народу нужен «вождь», способный предложить законы, регламентирующие правоотношения в обществе, ибо сам народ создать таковых не может по причине невозможности согласования воль всех в государстве. Причем, перед тем как даровать законы, законодатель должен отречься от власти, чтобы гарантировать отсутствие притязания на власть над людьми. Но так как механизм насилия Руссо не допускает, единственным возможным средство убедить народ в справедливости своих решений – обращение к Богу. Таким образом, религия становится одним из политических рычагов управления народными массами.

Отсюда появилась такая разновидность законов как нравы. В воспитании нравов велика роль гражданской религии, догматы которой устанавливаются государством. Основная цель такой концепции – «заставить» граждан «любить свои обязанности», диктуемые естественным правом – правом свободных индивидов, убеждение народа в святости и непреложности общественного договора.

Однако цель законодателя, с точки зрения Руссо, не просто даровать законы (право), но и создать идеальное общество, воспитав правовую культуру граждан. Так, совершенное государство предполагает максимально возможное единение граждан при господстве законов, обязательно выражающих общую волю.

Описав законодательную власть, остается поднятым вопрос о власти исполнительной. По Руссо в любом государстве, именуемом республикой, предполагается существование не только суверена, творящего законы, но и сильной исполнительной власти, которая проводила бы законы эти в жизнь. При этом суверен олицетворяет волю, а правительство – силу. Воля определяет содержание закона , сила осуществляет его исполнение.

Руссо неоднократно отмечает, что правительственная воля постоянно направляет свои усилия против общей воли, против суверенитета, против народа. Самой большой опасностью, по мнению автора «Общественного договора», является узурпация верховной власти правительством. Если же это происходит, то общественный договор считается разорванным, по аналогии с определением суверенитета, провозглашенным после Второй Мировой войны: суверенитет как обязанность защищать права человека. До тех пор, пока государство выполняет эту обязанность, оно суверенно, но как только данный принцип нарушается, государство теряет суверенитет.


Раздел 5. Вклад Жан-Жака Руссо в историю правовой мысли


Рассуждая о правильном устройстве государства, Руссо смотрел не в будущее, как большинство мыслителей, а в прошлое, по большей части придуманное и идеализированное им самим.

Для монархической Франции того времени концепция народного суверенитета имела радикальный характер.

Именно благодаря Руссо принцип народного суверенитета получил последовательное развитие.

Теория народного суверенитета Руссо была впервые введена в политическую практику в годы Французской буржуазной революции. Руссо стал идеологом революции, а принцип суверенитета народа – основой политической мысли революционной эпохи и был провозглашен французскими конституциями.

Однако доктрина французской революции принимала теорию народного суверенитета Руссо с существенными ограничениями, значительным образом изменяя понятие народа и его общей воли. В политическую практику был введен институт народного представительства. Концепция народного суверенитета была дополнена принципом неотчуждаемости прав личности и идеями о необходимости ввести систему дополнительных механизмов для защиты суверенитета народа от посягательств на власть со стороны ее реальных держателей.

Естественному же праву идеологи французской революции по существу приписывают божественное происхождение. Авторы Декларации 1789г. и 1793г., провозглашая права человека «естественными, неотчуждаемыми и священными», считали себя исполнителями божественной воли.


Вывод


Подводя итог всему вышесказанному, хочу отметить, что, конечно же, можно бесконечно долго критиковать противоречия и выводы Руссо, можно отвергать его политическую программу, как неосуществимую, и, возможно, даже утопическую. Но нельзя не признать за ним заслуги распространения симпатии к массе народной, которые склонны были забывать просветители других эпох. В современных дискуссиях о правах и обязанностях человека и гражданина, о соотношении свободы и равенства, о социальной справедливости по праву участвует и остается актуальным идейно-теоретическое наследие Руссо.

Теория народного суверенитета Руссо послужила основой для дальнейшего развития теории суверенитета, став почвой для гениальных идей, воплощенных в трудах многих мыслителей.

Взгляды Жан-Жака Руссо, безусловно, оказали влияние на политическую мысль эпохи французской буржуазной революции и, претерпев, порой, значительные изменения, легли в основу политических программ различных группировок.

Именно в XVIII веке идея народного суверенитета, доведенная до своих приделов у Руссо и провозглашенная одним из лозунгов Французской революции 1789 года, впервые была реализована.

Французская буржуазная революция наполнила теорию народного суверенитета Руссо новым содержанием, дополнила ее идеями о представительном характере верховной власти и верховенстве прав личности. Добавляются положения о разделении полномочий, введении дополнительных механизмов, не допускающих злоупотреблений властными функциями и сдерживании стремлений отдельных представителей народа к узурпации власти.


Список источников


  1. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1998.

  2. Алексеев-Попов В.С. Социальная критика учения Ж.-Ж. Руссо // История социалистических учений. М., 1994.

  3. Бихдрикер, Д.В. Политическое учение Жан-Жака Руссо / Д.В.Бихдрикер. – 1938. – С. 51-68.

  4. Гройсберг, А.И. Развитие теории суверенитета Ж.-Ж.Руссо в годы французской буржуазной революции / А.И.Гройсберг //Юридические науки. – 2015. - №2. – С.8-17.

  5. Лазарев В.В. Альтернативная концепция Руссо. Французское просвещение и революция. М., 1989.

  6. Лапандин Д. Политические и правовые воззрения Жан-Жака Руссо. Вып. II. М., 1970.

  7. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: XVII – XVIII вв. М., 1989.

  8. Новгородцев П.И. Об общественном идеале // Ж.-Ж. Руссо: pro et contra. СПб., 2005.

  9. Козлихин, И.Ю. Идея правового государства: история и современностьм // И.Ю.Козлихин. СПб.: издательство СПбГУ. – 1993 г. – С. 152

1 «Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» (1750)

2 Ж.-Ж.Руссо «О причинах неравенства». – С.68.

3 Козлихин И.Ю. Жан-Жак Руссо // Правовая политика и правовая жизнь: Академический и вузовский научный журнал. №1. М.; Саратов, 2002г. С. 194.

4 Цит. по: Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права: Учения нового времени, XVI-XIX вв. 3-е изд. М., 1914. С.163.

5 Взрослая мужская часть всего населения

6 Непосредственное осуществление суверенитета народом позже будет отрицаться доктриной революции. Этот признак сочли неосуществимым, ссылаясь на то, что современные государства и по территории, и по количеству населения не отвечают критериям Руссо, а «население неспособно к непосредственному осуществлению власти».

7 Учитывая неравенство индивидуальных сил и способностей

8 Французская же революция провозгласила одновременно неотчуждаемые права личности и народный суверенитет.

9 Таким образом, осуществляется упомянутое выше право народа на революцию.


написать администратору сайта