Главная страница
Навигация по странице:

  • Теория Положения теории Достоинства теории.

  • Политика как общественное явление. Сущность и основные черты политики

  • 2. Политология как наука, ее предмет и основные категории.

  • 3. Место политологии в системе общественных наук. Методы и функции политологии.

  • Методы

  • Теория Положения теории Достоинства теории


    Скачать 100.95 Kb.
    НазваниеТеория Положения теории Достоинства теории
    Дата27.02.2018
    Размер100.95 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаotvety_Politologia.docx
    ТипДокументы
    #37342
    страница1 из 3
      1   2   3

    1. Основные теории возникновения государства и права




    Теория

    Положения теории

    Достоинства теории.

    Недостатки теории.

    Теологическая

    1) государство – продукт божественной воли;

    2) государственная власть вечна и незыблема;

    3) государственная власть зависит главным образом от религиозных организаций и деятелей, "посредников" между богом и государственной властью;

    4) социально-экономическое неравенство предопределено тоже божественной волей;

    5) необходимость смирения и неоказание сопротивления государственной власти, главе государства, продолжателю на земле власти бога, непослушание власти – это непослушание всевышнему.

    – поднимает престиж государства, наделяя его и правителей ореолом святости;

    – способствует утверждению в обществе порядка, согласия, духовности.


    – не признает влияние социально-экономических и иных отношений на государство;

    – не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшить государственное устройство;

    – в принципе недоказуема, ибо построена на вере;

    – не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли.

    Патриархальная

    1) государство – это результат развития и разрастания семьи;

    2) власть государства, государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье;

    3) власть государя, отца неограниченна;

    4) власть "патриарха" имеет божественное происхождение;

    5) сопротивление такой власти недопустимо;

    6) лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни;

    7) глава государства (патриарх/монарх) не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние – его дети.

    – создает ореол святости, уважения государственной власти;

    – утверждает единство народа, "родственность" всех в единой стране.


    – упрощает процесс происхождения государства, по сути дела ставя знак равенства между государством и семьей, отождествляет категории "отец", "члены семьи" с категориями "государь", "подданные";

    – не учитывает того, что семья (как социальный институт), по свидетельству историков, возникла с появлением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

    Договорная (естественно-правовая)

    1) каждый человек рожден свободным и сам себе хозяин, никто не в состоянии подчинить человека без его согласия;

    2) основанием права могут служить только договоры и соглашения;

    3) основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения; при этом божественное происхождение власти отвергается;

    4) в результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов: свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в неразрывное целое;

    5) народ передает власть государству. Такое соглашение дает государству неограниченную власть над всеми его членами;

    6) во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежат народу, он является источником власти;

    7) народ имеет право не только изменять форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу.


    – способствовала развитию демократической традиции в теории и на практике. Под влиянием теории общественного договора формировалась, в частности, государственность Соединенных Штатов Америки;

    – признавала приоритет естественного права над позитивным;

    – была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти;

    – имеет глубоко демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти неугодного правителя, вплоть до восстания.

    – дает схематическое, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями;

    – недооценивает объективные факторы, оказывающие влияние на процесс возникновения государства (прежде всего социально-экономические, военно-политические и пр.), и преувеличивает субъективные.


    Органическая теория происхождения государства.

    1) государство возникает и развивается по законам биологии, так как человек – часть природы;

    2) государство возникает одновременно с людьми и существует, пока есть люди;

    3) государство – это господство целого над своими составными частями – людьми;

    4) граждане государства – клетки организма, и им несвойственна борьба.


    – исходит из обусловленности законов социальной жизни законами естественными. Гибель, исчезновение человека как биологического вида будет означать и гибель общества, государства;

    – вводит в понятие государства системный признак – государство и общество – сложный организм;

    – обосновывает дифференциацию и интеграцию общественной и государственной жизни. Разделение труда ведет к дифференциации общества на классы, слои, а необходимость удовлетворения потребностей и защиты интересов – к интеграции.

    – переносит законы развития природы на общественную жизнь, игнорируя социальные законы, особенности общества, его закономерности;

    – отрицает революционные переходы от одного качества к другому.


    Психологическая

    1) врожденной потребностью жить вместе;

    2) осознанием массой своей зависимости от власти;

    3) деятельностью той или иной "сильной" личности;

    4) агрессивными и другими импульсами, которые можно подавлять только с помощью принуждения, т. е. государства.


    Положительное в данной теории состоит в том, что она показывает те субъективные факторы, которые воздействуют на существование права и государства. Действительно, социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность.

    – она считает свойства человеческой психики решающими в образовании государства и права;

    – не учитывает того, что сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. А они играют главную роль

    Теория насилия

    1) насилия одних членов общества над другими внутри одной социальной общности;

    2) насилия одних обществ, государств над другими (завоевание, порабощение, колонизация);

    3) насильственного присвоения материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством (сбор дани дружинниками, сгон крестьян с земли и присвоение их угодий, расширение территорий и иные формы насилия).


    – государство – это организация, применяющая насилие (сбор налогов, правоохранительная деятельность, комплектование вооруженных сил и т. д.);

    – многие государства были созданы путем насилия (преодоление раздробленности в Германии (Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы в период Ивана III и Ивана IV).

    – доказывает возникновение государства только одними военно-политическими факторами, отрицает экономические и другие обстоятельства;

    – никак не объясняет возникновение самого насилия;

    – оправдывает агрессию, войны, расизм;

    провозглашает социальное, классовое неравенство как естественное и вечное.


    Материалистическая

    1) государство возникает как результат развития экономики, усложнения общественных отношений, требующих специального аппарата для их регулирования;

    2) возникновение государства обусловлено расколом общества на два класса с противоположными интересами и непримиримой классовой борьбой;

    3) государство – это орган насилия, политического господства, управления в интересах экономически сильного господствующего класса, диктатура этого класса.


    – признание обусловленности государства материальными условиями жизни общества, взаимодействие государства и экономики;

    – признание в обществе групп с различными (или противоположными) интересами – классов;

    – появление государства лишь на определенной стадии развития общества.

    – увлечение экономическим детерминизмом и классовым антагонизмом при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.





    1. идеологии

    Идеология

    Основные идеи

    Главные ценности

    Современное состояние

    Либеральная

    Свободные личности образуют общество, а общество создает государство, которое должно охранять права и свободы личности.

    Права и свободы личности, демократия, правовое государство, разделение властей, равенство перед законом, свобода мысли и слова.

    Стала неолиберализмом, признавшим необходимость участия государства в экономической жизни, социальной помощи низшим слоям общества.

    Консервативная

    Незыблемость естественным образом сложившихся порядков.

    Традиционализм, стабильность, порядок, семья, религия, мораль.

    Стала неоконсерватизмом, сблизившись с либерализмом и признав свободу индивида и государственное регулирование экономики.

    Социал-демократическая

    Путь к социализму лежит не через революцию, а через реформирование капиталистического общества и улучшение социальных условий.

    Свобода, справедливость, солидарность.

    Исходит из концепции демократического социализма, ориентированной на политическую, экономическую и социальную демократию.

    Коммунистическая

    Путь к социализму через революцию и диктатуру пролетариата.

    Равенство, социальная справедливость.

    Сближение части носителей этой идеологии с социал-демократическими идеями в связи с признанием мирного пути к социализму.

    Националистическая

    Идеи национальной исключительности и обособленности, недоверия и пренебрежительное отношение к другим нациям.

    Национальная принадлежность.

    Большое разнообразие проявлений – от защиты интересов «коренной национальности» до сепаратизма и расширения геополитического пространства.

    Фашистская

    Оценка личностного начала как вторичного по сравнению с расово-этническим, обоснование политического господства фашистской партии, враждебное отношение к демократическим партиям.

    Расовое и национальное превосходство, сильная диктаторская власть, элитарно-иерархический принцип, принцип фюрерства.

    Существует как неофашизм, стремящийся отгородиться от наиболее мрачных проявлений фашизма первой половины 20-го века.



    1. Политика как общественное явление. Сущность и основные черты политики

    Политика — это такая область деятельности и подсистема общества, которая решает общественные проблемы, т. е. проблемы большого числа людей — социальных групп, слоев, классов, этносов, наций. Решение этих проблем осуществляется при помощи политических институтов, в совокупности представляющих собой определенное государственное устройство или, шире, политическую систему.

    Таким образом, можно дать следующие определения политики:

    · это устройство и управление обществом различными методами, вплоть до насилия;

    · это соотношение социальных сил и борьба за власть и ее осуществление;

    · это взаимоотношения больших групп людей, опосредованные государственными институтами управления;

    · это постановка целей и задач, определение правил политической игры, сочетание интересов общества и личности, установление и гарантия действия конституции и законов, защита страны и обеспечение прав человека;

    ·это решение глобальных международных, демографических и других проблем;

    · это управление обществом.

    Сущность политики:

    эк-кая– политика рассматр-ся как концентрированное выр-е эк-ки (марксизм)

    правовая – политика – деят-ть по охране фундамент прав граждан

    этическая – политика – деят-ть, направленная на достижение всеобщего блага

    антропологическая– политика коренится в сущности чел-ка – способ коллект сущ-ния людей. Понятие общества и гос-ва не разделялось

    властная – политика – деят-ть, направленная на удержание, исполнение власти – макиавелли.

    - В наст время – властная трактовка политики.

    Политика – деят-ть соц групп и индивидов по согласованию и реализации своих общезначимых интересов через институты публичной власти.

    Ф-ции:

    - ф-я обеспеч-ти целостности и стаб-ти социал систем

    - ф-я регулирования соц процессов (конфликтов)

    - распределение обществ благ с учетом жизнедеят-ти общества в целом

    - разработка целей всего общества.

    2. Политология как наука, ее предмет и основные категории.

    Как самост наука политология стала склад-ся в сер 19 в. отец – аристотель – выделил как особый предмет для изучения. Родонач-к современ полит – макиавелли – определил предмет. Полит выдел-ся из философии. До наст времени единого понимания предмета нет. При широком толковании предмета полит вкл-ет в себя все политическое знание, весь комплекс политол дисциплин. Предмет – св-ва хар-ки объекта науки, кот изучает данная дисциплина. Узкая трактовка предмета политологии предполагает, что сущ особая наука о политики, и политология первая изучает политику не в ряду др объектов, а как единств осн объект, изучает не отдельные стороны в политике, а рассматривает полит как системный объект, выделяет фундамент политики – власть.

    Предмет закл-ся в изучении закономер процесса становления, функционирования распределения власти в полит сообществе, осущ через взаимодействие власти, общества, личности. Предмет – власть.

    Категории – основные понятия и термины.
    Методы_и_функции_политологии.'>3. Место политологии в системе общественных наук. Методы и функции политологии.

    Метод – совок-ть приемов и способов построения научного знания и его применения в исследовании тех или иных явлений. Методы:

    исторический– опис-ся история гос-ва, хар-ся исторические личности; выясняются общие закономер-ти развития полит явлений.

    -Нормативный - предп выяснение значения политич явлений для общества и личности, их оценку с т.з. общего блага и справ-ти, свободы. Ориентирует на разработку идеала полит устр-ва и путей его воплощения.

    институциональный – суть в реалистическом подходе к изучению полит институтов. Позволяет понять реальность.

    -сравнительныйсопоставление однотипных политических событий, на его основеиделаются соотв выводы.

    системный– изучение полит жизни как сис-мы, динамично ф-щей.

    -структурно-функциональный – расчленение сложного объекта на составные части и выявление связей между ними. Цель – дать количественную оценку разным соц изменениям.

    -Бихевиоралистский. Развился в США в кон 19в. Использует методы естественных наук, конкретной социологии. Суть - в изучении политики с пом исследования многообр поведения отдельных личностей и групп.

    метод экспертных оценок – сбор независимых экспертных данных, кот обобщаются и сводятся в непротиворечивый прогноз.

    метод деловых игр

    количественные методы – статистический анализ, анкетный опрос.

    Ф-ции:

    Гносеологическая. Политология позволяет получать новые знания и формализовать существующие.

    Аксиологическая. Политология формирует сис-му ценностей, позволяет давать оценки политич решениям, политич институтам, полит событиям.

    мировоззренческая – создание целостной картины политического развития общества.

    практически-прогностическая – составляет прогнозы развития полит процессов.

      1   2   3


    написать администратору сайта