Главная страница

Теория Положения теории Достоинства теории


Скачать 100.95 Kb.
НазваниеТеория Положения теории Достоинства теории
Дата27.02.2018
Размер100.95 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаotvety_Politologia.docx
ТипДокументы
#37342
страница2 из 3
1   2   3
Место среди др наук:

Историядает понимание полит жизни общества, предметом политологии также явл история развития политич мысли. Однако политология абстрагируется от хронологии событий – теоретически обобщает опыт.

Философия– положения философии выступают методологическими принципами исследования полит явлений.

Социология: политология исп данные о функционировании общества для анализа полит явлений

Эконом науки - эк-кие отношения влияют на политич и наоборот.


  1. Политическая мысль античности.

С пом слова политика описывали отношения м/у сословиями полиса и отношения власти в нем, устройство государства и формы правления, функционирование правовой системы и др. наиб широко употребл понятие гос-ва.

Платон. (427—347 гг. до н. э.) Труды - “Государство”, “Политик”, “Законы”. Создал версию происхождения государства: оно возникает, т.к. чел-к не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждается в помощи.Сформулировал представление об идеальном государстве:власть принадлежит людям способным, присутствие социальной иерархии выражается в неравенстве властных полномочий, которыми обладают разные социальные группы; политические отношения в таком государстве подчиняются принципу справедливости, смысл которого Платон видит в том, что каждый выполняет определенные обязанности и получает за них вознаграждение; “коммунизм” как принцип равенства потребления осущ-ся в высших классах и служит условием сохранения их сплоченности перед лицом классов низших.

Платон дал характеристики типов государственного устройства, бытовавших в его время: тимократия — власть представителей военного сословия; олигархия — господство немногих над большинством, власть богатых; демократия — власть большинства (недостаток - обостряются противоречия м/у бедными и богатыми); тирания — власть одного над всеми (наихудший вид правления, по мнению Платона).

Аристотель.Великий греческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.) труды - “Политика”, “Афинская полития”, “Этика”. Разделяет формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политик) — власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучший тип государственного устройства - политика, сочетающая в себе качества аристократии и демократии.

Изучал социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как основу общественных потрясений. В созданной им теории “среднего элемента”, под которым понимается слой не бедных и не богатых людей, дорожащих своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений, явно прослеживается идея, положенная в основу широко распространенной в современном обществе теории “среднего класса”.

Идея правового государства восходит еще к Платону, а соотношение государства и права, политики и закона обосновал Цицерон. Он видел в государстве согласованное правовое взаимодействие свободных членов общества, а не просто живущих рядом людей, подчиняющихся единым для всех правилам.


  1. Политические идеи Средневековья.


Августин Аврелий (354-430) и Фома Аквинский(1226-1274)

В средние века полит взгляды европейских мыслителей имели религиозную форму и содержание. Источник религиозного толкования проблем общественной жизни: политич власти, гос-ва, свободы человека, - Библия.

Августин, прозванный Блаженным, развивал взгляды о божественном предопределении развития человеческого общества. (Труд - «О граде Божием»). Государство выступает в виде «Града земного»,противостоящего «Граду Божиему». Один из градов желает жить по плоти, дрyгoй - по духу. Отсюда следствия, касающиеся взаимоотношений властвующих и подчиненных.В граде земном проявляется «похоть господствования», властолюбия. В граде Божием «по любви служат взаимно друг другу и предстоятели, руководя, и подчиненные, повинуясь».

Человек рождается свободным. Вечное стремление к Богу - высшее проявление свободы. На пути этого стремления есть ограничения в граде земном, т.е. в государстве. Чтобы преодолеть их, нужно проявить твердую волю, в том числе политическую. Сильная воля нужна, чтобы бороться со злом и творить добро, в том числе в государстве.

Власть разделяется на церковную и светскую, государственную, сущ-ет приоритет церковной власти, идущей от Бога. Власть государственная регyлирует деятельность людей в их временном земном существовании и сама является временной. Она должна подчиняться божественной власти, направляющей жизнь вечную. Земным олицетворением божественной власти выст Христианская Церковь.

Фома Аквинский. «О правлении властителей». Говорит, что гос-во берет начало от Бога и направляет развитие общества. Находился под влиянием учения Аристотеля. Уделял внимание проблемам формы существования власти, государственного устройства и правления. Пытался осмыслить роль в жизни людей таких форм государства, как монархия, аристократия, олигaрхия, демократия, тирания. По мнению Аквинского, ни одна из форм не является совершенной, т.к. не может создать условий для счастья и блата людей. Из них предпочитал монархию. «Лучшую форму власти представляет государство, в котором сочетаются элементы монархические, аристократические и демократические». Доказывал, что вмешательство Церкви в политические дела гос-ва, ее участие в свержении монарха, может быть оправданным, если правитель пришел к власти путем обмана народа или дворцового переворота, если он подавляет народ и правит несправедливо. Ф.Аквинский выступал социального равенства. Он понимал политическое и правовое неравенство сословий как естественное, вытекающее из различий природных способностей людей. Жизнь и деятельность всех людей регулируется «божественными принципами управления миром». Они образуют вечное право,от кот. происходят другие формы права, те правовые принципы и нормы, которыми должны руководствоваться люди в их повседневной жизни.


  1. Политические воззрения эпохи Возрождения

Эпоха ознаменовалась активизацией чел-кой деятельности во всех сферах жизни западноевропейских стран. Решались проблемы преодоления феодальной раздробленности и становления сильных централизованных государств. Стояла проблема выбора такой формы государственного устройства, при которой могли бы обрести свободу и достойно существовать большинство граждан страны.

Никколо Макиавелли(1469 - 1527). «Государь». В его концепции дается объяснение природы гос-ва, его сущности, форм гос-ного устройства, способов осуществления гос власти. Это было первое четкое, систематическое толкование. Макиавелли - основоположник политической науки Нового времени.Политика, по Макиавелли, - взаимоотношения различных социальных сил (слоев общества, групп людей, отдельных личностей) по поводу осуществления власти в обществе.

Объясняет происхождение гос-ва исходя из природы чел-ка: естественной и общественной. Гос-во возникло как особый аппарат, с помощь кот можно было бы установить порядок и мир в обществе. 3 формы гос-ного устройства: монархия, аристократия и Hapoдноe правление. При монархии и аристократии осущ-ся власть над народом одного лица или группы лиц. При народном правлении народ сам осущ-ет свою власть. Большое значение придавал республиканской форме. В своей теории федерации Макиавелли рассматривает принципы и механизмы взаимоотношений объединившихся государств. Макиавелли считал, что федеративные государства могут управляться «Совещательным собранием» и решать в нем проблемы взаимоотношений вошедших в федерацию государств.

Преодолеть феодальную раздробленность и создать единое гoс-во может сильная власть, олицетворение кот - монарх. Егo власть м.б. диктaторской и полезной для народа, когда монарх будет действовать в интересах народа и против интересов местных правителей, если они будут сопротивляться созданию объединенногo гoс-ва. Хороша смешанная форма правления, сочетающая монархию, аристократию и демократию. Ради укрепления гoс-ва Макиавелли считал возможным применять любые способы. Принцип: «Цель оправдывает средства». Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним - и быть таковым, но внутренне надо сохранять готовность проявить противоположные качества, если это будет необходимо. Со временем лицемерие и вероломство в политике стали называть макиавеллизмом.

Французский мыслитель Жан Боден(1530-1596). «Шесть книг ореспублике». Изложил взглядына происх-ние гос-ва, функции, формы гoс-ного правления. Основной вклад в развитие - ввел в политич науку понятие «суверенитет» и разработал теорию суверенитета. Суверенитет - определенное свойство гос-ной власти - ее верховный характер - «безусловная независимость государственной власти от какой бы то ни было иной, стоящей над или рядом с нею». «Суверенитет есть абсолютная и вечная власть Республики». Республика характеризовалось как форма государства. Государственный суверенитет, по Бодену, проявляется в правах и полномочиях государства: право законодательства, право объявления войны и заключения мира, назначение должностных лиц, право последнего решения,право помилования, право чеканки монет, определения веса и мер, право взимания налогов и пошлин. Из всех форм гос-ого устройства Боден предпочитал наследственную абсолютную монархию. Он писал, что монарх - «источник права и закона», властъ монарха распространяется на все общество, она непрерывна и абсолютна, сущ-ет на протяжении всей его жизни.
7. Политические учения мыслителей Нового времени.

Отражены процессы распада феодальных и зарождения капиталиcтичecкиx отношений: эк-кую и политическую борьбу класса феодалов и нарождавшейся буржуазии. Взгляды базировались на теор естеств-ого права и общест-ого договора.

Гoлландский ученый Гуго Гроций(1583-1645). «Свободное море», «О праве войны и мира». Естественное право порождено потребностью людей в общении др с др, в процессе кот вырабатываются егo принципы и нормы. Естеств право укоренено в поведении людей и «не м.б. изменено даже Богoм». Естественное право выражает справедливость. Гос-во «полное соединение свободных людей» на основе договора м/у ними. Ф-ции гос-ва: решение вопросов о войне и мире; заключение и расторжение гoc-ных договоров; издание законов; осущ-ние пpaвoсудия; взимание налогов. Предлагaл ввести огpaнич власти правителей, они должны соблюдать законы, как простые граждане. В этом - высшая справедл-ть.

Развивал теории естественного права и общественного договора англ философ Томас Гоббс(1588-1679). «Философские основания учения о гражданине», «О человеке». В них излагает свои представления о естественном состоянии общества и естественной природе чел-ка, о естеств праве и о появлении гос-ва в рез-те заключеннoгo м/у людьми общественного договора, положившего конец догосударственному состоянию «войны всех против всех». Придерж-ся принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу гос-ва, задача кот — обеспечение мира и безопасности. Гоббс превозносит роль гос-ва – признаёт его абсолютным сувереном. Из форм гос-ва Гоббс предпочитает монархию. Отстаивает необх-ть подчинения церкви гос-ву, считает необходимым сохранение религии как орудия гос-ной власти для обуздания народа. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора.

Англ философ и полит деятель Джон Локк(1632-1704) - основоположник идей буржуазного либерализма. Свобода личности - главный принцип функ-ния гpaжданск общ-ва и гос-ва. Основа либерализма Локка - теории естеств права и обществ договора. Считал, что в своем естественном состоянии люди равны и не используют др др в корыстных целях. Следствием естеств рав-ва и свободы людей явл сотруд-во, в основе кот лежит признание чел-ком естеств права др людей.

Ради защиты права на жизнь, свободу и собственность люди объединились в политич или граждан общество – гос-вос его аппаратом, органами и чиновниками. Граждане не бесправны. Они уполномочивают гос-во создавать законы, кот отвечали бы общему благу и защищали интересы каждо чел-ка. В свою очередь граждане обязуются нести перед гос повинности и обеспечивать его сущ-ние. В этом закл-ся важнейшее положение общественного договора, на основе кот учрежд-ся государство.

Локк выделяет формы гос-ва: демократия(власть большинства), олигархия(власть неск лиц и их наследников или преемников) и монархия(власть одного лица). Выступал против абс монархии, обосновывал преимущества конституционной парламентской монархии, сочетающей черты традиционной монархии и республики (конституционные ограничения власти монарха, функционирование парламента, обеспечение конституционных прав граждан). Большое значение придавал принципу разделения властей на законод-ную, исполнит-ную и федеративную. Высшая - законод-ная власть (определяет «как д.б. употреблена сила гос-ва для сохранения сообщества и его членов»). Исполнит власть обязана исполнять законы, м.б. по желанию изменена и смещена». Федеративная власть должна заниматься внешними отношениями данного государства и обеспечением его внешней безопасности.

По Локку, источником политической власти и ее верховным сувереном является народ, кот может сместить правительство, если оно не обеспечивает должного исполнения законов и ого конституционных прав.





9. Политические воззрения европейских мыслителей XIX - XX вв.

Развитие сложившихся ранее: локковский либерализм, учение о республике и роли з-нов в жизни общ-ва (Монтескье), учение об обществ дог-ре. Нов направления:

  1. Теория утилитаризма – Бентам. В основе понятие «пользы» (св-во приносить чел-ку благодеяние, выгоду, добро или предупреждать вред, страдание, зло). 2 исходных чувства – удовольствие и страдание (для чел-ка естественно стремление получать удовольствие и избегать страдание, т.е. действовать с пользой для своего существования во всех областях жизни). Против абсолют равенства, т.к. оно недостижимо, но достижимо равенство относительное – принцип уравнительной утилитаристской теории. Теория не оказалоась ни истинной, ни полезной.

  2. Либеральная демократия(Токвиль). Анализир полит жизнь молодой республики США. Подчеркивает значение сочетания полит и правового равенства людей и свобод, если при этом их гр-кие и полит права и свободы обеспечиваются з-ном и дея-тью гос-ва – это настоящая демократия. Защита свободы и равенства людей – цель демократии. Анализ проблемы разделения властей. Верховный суд необходим для обеспечения принципов демократии. Недостатки америк демократии: при власти большинства не всегда защищено меньшинство, чрезмерные гос расходы, разросшийся гос аппарат, неустойчивость з-ва в связи с частой сменой з-нов и пр.

Поднял проблему формирования нац духа в процессе создания нов гос-ва (в н.в. проблема формирование полит психологии и идеологии народа).

  1. Позитивистская концепция развития общ-ва и полит жизни (О. Конт) – «Нов полит философия». Гл – научное выяснение реальных историч фактов. Политич =общественное, соц. Положения: 1. общ-во – целостная соц система. 2. она закономерно развивается от простого к сложному. 3. в основе развития – развитие сознания людей и их познават деят-ти. 4. полит деят-ть определяется полит сознанием, направлена на укрепление общ-ва как целостной системы. 5. в зав-ти от сознания формируется соответств гос строй. Положит относится к развитию буржуазного общ-ва, т.к. оно дает простор развитию науки и пром-ти => повышению благосостояния общ-ва. Естественные з-ны полит явлений: 1. расширение свободы творческой деят-ти людей (лежит в основе развития общ-ва). 2. соц неравенство (люди распадаются на классы сообразно с равенством их способностей). 3. соц господство должно основ-ся на силе и нравственности. Роль правительства в сохранении порядка и поддержании мира, создании гармоничных отнош-ний м/д людьми и соц группами. Гармония – наилучшее сочетание инте5ресов личностей и соц групп.

  2. Позитивистское направление продолжено Спенсером. Необх-ть познания системы связей причин и следствий в общ-ной жизни. Роль сознания (позитивного или научного) людей в их общ-ной жизни. Необх-ть логич обоснования политики, т.е. формирование полит идеологии. В анализе полит и др явлений придерживался «объективного м-да», т.е. исследовать такими, какие они есть, не поддаваясь субъективным переживаниям. Спенсер известен как автор органистич теории. Общ-во – система взаимосвяз биологич и соц факторов.

Учение о свободе чел-ка, его гр-ких и полит правах: свобода чел-ка – неотчуждаемое право, дано от рождения должно охраняться гос-вом. З-н о равной свободе: все должны обладать одинаковыми полит правами. Суть демократии выражают понятия гражданские свободы, самоуправление и пр.

5) Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс). Общ-во – целостная соц система. Основание политич явлений – классы, порожденные способом пр-ва, и классовая борьба. Возникла классовая теория политики. Полит свобода личности – свобода от соц угнетения, возможность участия в полит жизни, свободно выражать полит взгляды и волю. Гос-во – орган господства одних классов над др. Признаки гос-ва – публичная власть и тер-рия, на кот распространяется эта власть. Учение о классовых интересах – в интересах субъекта все то, что способствует его самоутверждению в общ-ве.
10. Русская политическая мысль XIX- начала XX вв.

В середине этого века (1861) было отменено крепостное право, стал развиваться капитализм. Основные направления русской политической мысли:

– либерализм (ранний). Ориентир-ся на идеологич принципы соотв западных учений. Выр-ет интересы зарождающейся буржуазии - западники М.М.Сперанский, П.Я.Чаадаев, Н.В.Станкевич, П.В.Анненков); политико-правовой либерализм сер – кон 19 в. (Б.Н. Чичерин, С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов);

– радикализм, выражающий интересы угнетенных слоев населения, использующий революционные методы борьбы (А.Н.Радищев, декабристы (Пестель, Рылеев, Муравьев); с сер 40-х гг. – революционеры-демократы (Белинский, Герцен, НА. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский.) в 60–80-е гг. – революционное народничество (П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев); анархизм (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, С.Г. Нечаев); в 80–90-е гг. – социал-демократическое движение (Г.В. Плеханов, В. И. Ленин и др.);

– консерватизм (часто в лице славянофильства) отражал интересы помещиков, части бюрократии и интеллигенции, отстаивал самобытный путь развития России: проимператорское направление – Н.М. Карамзин, С.С. Уваров, К.П. Победоносцев, общинно-романтическое – А.С. Хомяков, Н.Я. Данилевский, В.С. Соловьев.

М.М. Сперанский (либерализм), составил план гос преобразований – “Введение к Уложению гос-ных законов”, руководил созданием “Полного собрания Законов Рос империи”. Предлагал конституционную монархию: учреждение выборной ГосДумы, сис-мы представительных органов. Основа - принц разделения властей.

“Русская Правда” – офиц программа - ликвидация крепостнич-ва, уничтожение сословных перегородок и установление “единого сословия – гражданского”.

Конституционный (политико-правовой) либерализмБ.Н. Чичерин, Н.М. Коркунов –разработка проблем правового гос-ва, защита прав и свобод личности, теории власти. Б.Н. Чичерин- критиковал самодержавие и социализм. Если свобода личности зависит от самодержавия или абсолютисткого народоправия, то личность находится во власти произвола. Гражданская свобода должна быть закреплена свободой политической. Н.М. Коркунов развивал социально-психологическое толкование права. В книгах “Русское гос-ное право” и “Лекции по общей теории права” рассматривал право как подверженное изменениям общественное явление. Полагал, что “как бы ни была широка автономия какой-либо подчиненной области, законодательная власть российского монарха стоит выше этой автономии”.

Н.М. Муравьев (радикализм – декабристы). Гос устройство России д.б. федеративным, сост из 13 держав и 2 областей – Московской и Донской. Высшим представительным и законодательным органом д.б. двухпалатное Народное Вече, состоящее из Палаты народных представителей и Верховной Думы, как органа, представляющего территории. Исполнит власть вручалась императору – “верховному чиновнику рос правительства”. Выступал за равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, жилища и собственности, политический плюрализм.

В 40 – 60-е гг. формируется революционно-демократическая политическая идеология.В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, выражавшие идеи утопического крестьянского социализма. А.И. Герцен призывал крестьян к активным действиям, считал, что после отмены крепостного права Россия пойдет по пути конституционных преобразований, будущее России видел в “русском крестьянском социализме”, Н.Г. Чернышевский передовой формой правления считал республику.

В конце 19в., в связи с развитием рабочего и революционного движения, важную роль стали играть социалистические идеи марксистского направления. Г.В. Плеханов(1856–1918) – основоположник первой русской марксистской орг-ции “Освобождение труда”, В.И.Ленин (1970-1924) –лидеро социал-демократического движения, В работах были преодолены иллюзии народников о крестьянской общине, показана неизбежность капиталистического развития России и социалистическая революция.

Идеологию консерваторов, отстаивавших интересы императорского дома, отразилН.М. Карамзин“История гос-ва российского”. Знаменитая формула: “Дворянство Духовенство, Сенат и Синод как хранитель законов, над всеми – Государь – единственный законодатель, источник власти, освобождение крестьян гибельно”.

Сущность славянофильства – православие, самодержавие, народность – сформулировал граф С.С. Уваров . Рус народ религиозен, покорен царю, помещику.

Представители общинно-романтического направления в славянофильстве (К.С.Аксаков, Н.Я.Данилевский, А.С.Хомяков, В.С. Соловьев) высказывались за путь развития России, ее мессианскую роль в истории человечества, славянских народов. Русская “особость” - в патриархальной крестьянской общине. Считали необходимой отмену крепостничества, защищали нравственность, свободу совести. Н.Я. Данилевский, автор “Россия и Европа”, обосновал идею о культурно-исторических типах (цивилизациях), их пространственных и временных пределах. Культура конкретного исторического типа может проникать в культуру другого типа только отдельными элементами.

В нач 20в. в истории Рос произошли: первая рус революция (1905–1907) и создание думской монархии; революции 1917 г. (февральская и октябрьская).

Революция 1905 г привела к созданию думской монархии и многопарт сис-мы, активизировала идеологическую и духовную жизнь рос общества.

Манифест импер-ра Николая II “Об учрежд ГосДумы” был опубл-ван 6 авг 1905 г., но революционные события лета–осени 1905 г. не позволили начать выборы в Думу. По поруч Николая II проект нов указа о Думе подг С.Ю. Витте. 17 окт 1905 г. вышел царский Манифест “Об усовершенствовании гос-ного порядка”, в кот – усоверш-ная формула ГосДумы. Она наделялась законодательными ф-ями и превращ в высшее закон-ное учреждение страны. Распад системы был связан с нач 1 Мир войны и повышением роли либерально-промышленных кругов, заявлявших о необх-ти установления в Рос конституционной монархии. 6 окт 1917 г. Временное правит-во постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредит собрание.

До 1917 г. политическая мысль в России продолжала развиваться в традиционных направлениях: консерватизм, либерализм, социализм.

Реформы П.А. Столыпина (1862–1911) не выходили за рамки модернизации строя. Был автором политич курса освобождения крестьян от общинной зависимости, предоставления желающим бесплатной земли в личную собственность в Сибири, создания кулаческих хозяйств. Всего за 10 лет из общины вышло более 1 млн. крестьян. Реформа стимулировала внедрение прогрессивных методов обработки земли. Районы с переселенцами стали крупными поставщиками зерна и мяса.

В либерально-консервативном направл выделяются работы С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, П.Б. Струве.Бердяев вместе с Булгаковым, Струве и Франком был соавтором манифестов русских философов-идеалистов первой четверти века: "Проблемы идеализма", “Вехи”, “Из глубины”.

Ключевой в ленинской теории явл-ся концепция партии нового типа, ее роли и места в Советах – органах власти трудящихся. Именно II Съезд Советов, в октябре 1917 г. принял решение о переходе к нему государственной власти, а В. И. Ленин был избран Председателем Совета народных комиссаров.5 января 1918 г. было распущено Учредительное собрание, отказавшееся признать декреты Советской власти. Руководство страной было полностью сконцентрировано в Советах и создаваемых ими органах, через которые партия большевиков руководила страной.
11. Политическая власть, ее сущность, структура и отличительные признаки.

Власть проявляется в любых формах соц отношений. Власть – это форма соц отношений, отличающихся способностью одной стороны влиять на хар-тер деят-ти др стороны с помощью эк-ких, соц, правовых и др мех-мов, а также с пом авторитета, традиции и насилия. Типологии власти:

- по сферам проявления – эк-кая, военная, духовная, политическая.

- по широте распространения – мегауровень, макроуровень, мезоуровень, микроуровень.

- по видам ресурсов – эк-кая, социальная, принудительная.

Особенности политической власти:

- легальность использования силы в пределах гос-ва

- верховенство – обязательность решения для всего общества

- публичность – всеобщность и безличность власти

- моноцентричность – наличие единого центра принятия решений.

- многообразие ср-в.

Структура власти:

Понятие структуры – понятие системного подхода. Структура – состав. Вкл-ет 3 осн компонента – субъект, объект и ресурсы.

Субъект – активное направляющее начало. В кач-ве суб политич власти мож выступать гос-во и отдельные его должностные лица, народ, партии, группы интересов, отдельные люди (политические лидеры). В сер 20 в в америке обсуждалось соотношение формального субъекта и реального носителя власти, полномочий. Источник власти в демократии – народ, кот явл-ся лишь формально, на самом деле – это политическая элита.

Объект – те, на кого направл воздействие субъекта власти. Власть невозможна без объекта и его подчинения. Мотивы подчинения объекта – страх, привычка к подчинению, заинтересованность, убежденность в необходимости подчинения, авторитет.

Ресурсы – ср-ва, использование которых обеспечивает влияние суб на об. Виды: эк-кие – любые матер ценности; социальные – возможность повышения/понижения соц статуса объекта; силовые – ср-ва физ воздействия; институты физич принуждения; культурно-информационные – любая инфо, кот оказ влияние на объект.

12. Политическое господство как форма институализации власти. Теория легитимации господства М.Вебера.

 Вебер Для того чтобы власть могла выполнять возложенные на нее ф-ции, она д.б. закреплена в форме политического господства – это структурир-е отношения командования и подчинения оформления разделения управленческих и исполнительных действий. Эту сторону власти анализировал Вебер. Господство – шанс встретить повиновение к приказу. В определении господства нет негативного оттенка – это политически нейтральный термин. Это порядок. Власть, оформленная в виде господства, не может опираться только на принуждение, предполагается согласие  легитимность – положительная оценка власти; признание ее права управлять и согласие ей подчиняться; законность = легальность, не легитимность. Вебер предположил типологию легитимного господства:

- традиционное (привычка, обычай подчиняться) – наследственный тип правления

- рационально-легальное госп-во. Основано на цели, рациональных мотивах, опирается на общепризнанный порядок. Подчин закону.

- харизматическое – основано на вере в харизму носителя власти, экстраординарные способности (наполеон, гитлер). Этот тип в период кризисов, революций, нестабильности. Неустойчив в плане времени, часто трансформируется либо в традиционный, либо в рационально-легальный. Уровень легитимности не явл постоянным.

Показатели легитимности: уровень принуждения; ур-нь политического протеста граждан; рез-ты выборов, референдумов; степень активности оппозиции.
13. Классические концепции элит (Моска, Парето, Михельс).
Элита(от фр. – лучший) – это относительно небольшая группа людей, занимающие властные позиции в обществе и/или влияющие на процесс принятия решений.

Г.Моска (нач 20в) явл-ся сторонником функционального подхода к пониманию элиты, т.е. рассматривает элиту как группу людей, занимающ властные позиции, вып-щих управленческие ф-ции. Элита – правящий класс. В развитии элиты – 2 тенденции:

аристократическая – стремление групп стать наследств; преобладание ведет к закрытию группы.

демократическая – выр-ся в обновлении правящего класса за счет притока представителей др групп. Предотвращает вырождение элиты, но мож вести к полит нестабильности.

по его теории, оптим-но сочетание этих 2 тенденций.

Парето – сторонник аристокр подхода. Элита – совок-ть людей, обл особыми кач-вами, деляющих их способными к управлению обществом. Типология: по отношению к власти – правящая и неправящая (контрэлита); по методам управления – этита лис (исп-ся хитрость для реализации власти) и элита львов (исп-ся насилие, жесткие методы управления). Развитие общества – за счет циркуляции элит. Если циркуляция элит тормозится, то это приводит к революции и смене элит. Итог революции – смена элит.

Михельс – немец социолог – функцион подход, сформир железный закон олигархизации – в политике любая деят-ть предполагает формир-е организаций, кот треб управленч звено. Эта группа начинает превращаться в замкнутую касту, ориентир на реализацию своих итересов.
14. Понятие политической элиты. Типология элит и системы рекрутирования.

Элита – (от фр лучший) – это относит-но небольш группа людей, заним властные позиции в обществе и/или влияющие на процесс принятия властных решений. Элитарность общества – факт неоспоримый. Борьба с элитарностью – безрезультатна. На соц результативность элиты влияет существующая система рекрутирования элиты – системы отбора:

система гильдий (закрытость – отбор из состава самой элиты; большое число формальных требований к претенденту; небольшой круг селектората тенденция к воспроизводству существующего типа элиты. Достоинство – стабильность, предсказ-ть, уравнов-ть полит курса, недостаток – бюрократизация. Пример – номенклатур система ссср.

система антрепренерская – относительная открытость; небольш число формальных требований; широкий круг селектората. Достоинства – возможность новваций, динамика. Недостатки – вер-ть риска в политике, слабая предсказ-ть политического курса.

Типология: по отношению к власти – правящая и неправящая (контрэлита); по методам управления – этита лис (исп-ся хитрость для реализации власти) и элита львов (исп-ся насилие, жесткие методы управления). (Парето)
15. Политическое лидерство, его сущность и характеристика. Современные теории

политического лидерства.

Лидеравторитетн член гр или орг, общ-ва, личностное влияние кот позволяет ему играть существ роль в соц процессах. Особенности – взаимодействие общества и полит лидеров опосредованно партиями, СМИ, через кот осущ влияние; многолико; требует формализации; в большинстве – мужчины. Полит лидерство – постоянное и легитимное влияние индивида, занимающ властные позиции на гр, орг, общ-во в целом. Теории:

- теория черт – лидерами стан-ся те, кто обладает определ кач-вами

- теор определяющей роли последователей – лидером делают человека его сторонники

- ситуативная теория – лидер – продукт опред ситуации

- синтетическая теория – для формир-ния лидерства важны все политические факторы

Попытки их типологизации лидерства вызваны желанием спрогнозировать поведение лидеров. Одна из первых типологий была предложена М. Вебером. Классификационный признак - основания легитимности власти лиц. 3 типа лидерства:

Традиционное опирается на обычаи и традиции, силу привычки. Тип авторитета, которым пользовался вождь племени, глава рода, монарх. Этот тип лидерства до сих пор сохраняется в ряде стран Персидского залива (Хомейни в Иране).

- Рационально-легальное лидерствоопирается на общепризнанный правовой порядок. В соврем демократических гос-вах избирательная кампания - основной пyть становления полит лидеров. Пример: Г. Шрёдер, Б. Клинтон, Ж. Ширак, Т. Блэр.

- Харuзматическоеосновано на вере в экстраординарные качества индивида, дарованные ему свыше. Черта - эмоционально окрашенная преданность лидеру его последователей. Харизм лид-во недолговечно, с течением времени трансформируется либо в рационально-легальный тип, либо в традиционный. Проявл-ся в переходные периоды жизни общ-ва: в период модернизации или преодоления общенационального кризиса. Пример - И. Сталин (СССР), Мао Цзэдун (Китай), С. Хусейн (Ирак).

3 типа лидеров:

Консерваторы- за сохранение сущ-щих форм общественной жизни. Как чистый тип встречаются редко, эта направленность проявляется в какой-либо из сфер деятельности. Пример - У.Черчилль, отказавшись от заключения союза с нацистской Германией в 1936 Г., т.к. на протяжении 400 лет внешняя политика Англии состояла в противостоянии самой агрессивной державе на континенте.

Реформаторыстремятся к преобразованию сложившейся социальной ситуации с пом проведения реформирования, прежде всего властных структур. Пример - Дэн Сяопин, инициатор китайских реформ.

Революционерытрактуют ситуацию как непоправимую никакими реформами, что оставляет одно решение - фундаментальное переустройство общественной сис-мы. Это К.Маркс «Манифест Коммунистич партии» - проrpамма такого переустройства.

Другой типологией лидеров является схема М. Дж. Херманна, которая вьделяет 4 типа полит лидеров на основе учета характера лидера; способов взаимосвязи лидера и его последователей; ситуации, в кот осущ-ся лидерство. Это знаменосец(имеет собственное видение действительности и знание средств его достижения - В. Ленин); служитель(достигает признания через выражение интересов своих приверженцев - Г. Коль (Германия), торговец(продает избирателям свои идеи, программу в обмен на их поддержку - Р. Рейган (США); пожарный(быстрая реакция на. насущные требования момента, сформулированные сторонниками, способен эффективно действовать в экстремальных условиях)

По отн к власти: - Эгоцентрический тип-ориентирует власть на себя, видя в ней источник личного преуспевания, обогащения, влияния, получения привилегий. -Социоцентрический тип- смысл деят-ти видит в служении обществу, выполнении общественного долга.

Ф-ции: - аналитическая –глубокий анализ ситуации, изучение объективных и субъективных факторов полит жизни, разработка программы действий.

- Организаторская- мобилизация масс на реализацию политич программ и целей, сплочение сторонников, объединение усилий населения, формир-ние команды помощников, планир-ние политических действий, контроль за ходом преобразований.

- Интегративная- объединение и согласование социальных интересов на основе общих целей, ценностей и идеалов.

- Новаторская – внесение новых, конструктивных идей

- Коммунuкативная- обеспечение устойчивой связи м/у властью и соц группами.

-Функция гаранта справедливости, законности и порядка.

16. Политическая система, её сущность и основные компоненты. Политические режимы.

В соврем политологии политика - системный объект. Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов. Политика – компонент общества – в целом – подсистема. Полит система общества – целостн динамичная совок-ть полит инст, соц-полит общностей, форм взаимод м/у ними, в кот реализ-ся полит власть. Структурные компоненты:

институциональная подсистема– сов-ть соц институтов – государство, партии, группы интересов, СМИ.

-нормативная подсис-ма–сов-ть норм–правовые нормы, полит принципы традиции

коммуникативная подсистема– сов-ть действ суб политики, закл в выработке, передаче и получении инфо.

идеологическая – политическая идеология, полит психология.

культурная – сов-ть устойчивых типичных для дан общества представителей, моделей поведения, полит культура.

Полит режим – способ функц-я полит системы, отраж хар-тер отношений власти, общества и личности. 3 режима – тоталитаризм, автолитаризм, демакратия.

Тоталитаризм – всеохватный контроль со стороны власти над разл стор жизни общ-ва. Признаки – гипертрофированное развитие аппарата власти; его сокрализация (священная сущность власти); стирание граней м/у полит и неполит жизнью – контрол-ся частная жизнь индивидов; массовое применение насилия (создание аппарата принуждения); идеологизация всех сторон обществ жизни; культивирование конформизма. Пример – в чистом виде – редко – Германия – времен гитлера, СССР при сталине, сев.корея.

Авторитаризм – промежуточное положение. Хар-ся монополией на власть одного чел или гр людей, не допускает оппозиции, но сохраняющих автономию личности во вне политической сфере. Черты – монополизация власти узким кругом людей; соперничество конкурир групп за власть осущ-ся в форме переворотов; сущ-ет ограничение полномочий представителей орг власти; сохранение ограничений полит плюрализма; высокий ур-нь централизации власти при отказе от местн самоуправления; отказ от тотального контроля над общ-вом; преимущественное использование силовых методов регулирования соц процессов; использование для удержания власти религиозных и культурных традиций. Пример – страны лат.ам., азии, африки – монархии, военные режимы.

Демократия– власть народа – источник формир-ния центра. Осн признаки: равенство прав граждан на участке в управлении гос-ва; периодич выборность осн орг власти; широкое распространение институтов самоуправления; признание решающей роли больш-ва и уважение прав меньш-ва; абсол приоритет правовых норм; контроль со стороны общ по пов принятия полит решений. В политологии выд нормативный подход – ориентир-н на описание идеальн модели демокр и эмпирический – исследование демократии такой, какая она есть. Для реальной демокр Роберт Даль предложил термин полиархия – правление меньш-ва, избир народом на конкур выборах. По степени участия народа в принятии решений:

прямая демократия – непоср участие граждан в подготовке, обсуждении, принятии решений и их реализации – только в местн самоуправ)

плебесцентарная демокр (непоср участие граждан в принятии важнейших полит решений через референдумы, кот м.б. решающими или консультативными

представительная – опосредованное участие граждан в проц принятия решений через представителей – наиболее распр.

Сущ-ют гибкие режимы – делигативная демократия – регуляр выборы, отсут ограничений для исполнит власти, наличие широк спектра гражд прав и свободы.

17. Государство, его сущность, признаки и функции

Долгое время понятие гос-ва и общ-ва не разд. С 16 в Макиавелли ввел спец термин гос-во – полит институт, организ совместн жизнь населения и обеспеч соц порядок. Признаки – особая система органов и учреждений ведущ властн собств-ть; монопольное право на легальное применение силы; монопольное право на взимание налогов с населения.

Любой компонент в сис-ме выполняет свои ф-ции. Ф-ции гос-ва:

внутренние:

А) охрана правопорядка (обеспечение законности в обществе, защита существующего гос-венного строя. Норма д.б. нравственной, не мож сущ-ть, если не будет санкций.

Б) регулирование эк деят-ти, обеспечение эк стабильности

В) социальная – поддержка здравоохр, образования, поддержка особых соц групп

Г) культурно-воспитательная – создание благопр усл в удовлет культур запросов граждан

- внешние:

А) внешнеполитич – поддержание отнош с др гос

Б) внешнеэк-кая – помощь в деят-ти собствен национ эк субъектам за рубежом, обеспечение привилегий нац суб внутри страны.

В) военная

Властные полномочия распред-ся м/у органами. Разделение властей проводят по горизонтали (законодательная, исполнительная, судебная) и вертикали (федеральные орг, региональные – суб федер, муницип уровень)

Законодательная власть – реализуется парламентом (в рф – федеральное собрание – 2 палаты – госдума и совет федерации). Ф-ции – выработка и принятие законов.

Исполнительная власть – правительство. Возможно, что лицом, возглавляющим эту власть явл-ся президент или монарх. Ф-ии – выработка и реализация внутр и внешн политики гос-ва

Судебная власть – осущ-е правосудия. В кажд гос-ве своя специфика (в рф – верховный суд, конституционный суд – только вопросы соотв-я конституции; высший арбитражный суд)

Особ-ть муниц ур-ня – сущ-ют только представительные органы, не имеют права принимать законы.
18. Современное государство: формы правления и формы территориального устройства.

Формы гос-ого правления - способ орг-ции высшей гос-ной власти и система ее взаимоотношений с населением. Отражает структ высших орг гос власти, порядок их формир-я и распределения полномочий (закр конституцией) Формы гос правления:

Республика (лат. Дело народа) – форма правления, при кот источн власти явл народ. Высшие орг гос власти избираются.

Парламентская – гл признак – каким обр формир правит-во и перед кем ответств. Правит-во формир-ся на парламентской основе - из числа партии, кот имеет больш-во. Ответств только перед парламентом. Глава – премьер-министр. Президент явл главой гос-ва, но обл только представит ф-ями. Парламент может выр-ть вотум недоверия правит-ву, что ведет либо к отставке правит-ва или роспуску парламента. Правит-во обл правом законод-ной инициативы. Президент не обл правом вето на законы, принятые парл-том. (Герман, Австр, Инд, Ит, Грец)

Президентская – гл признак – правит-во форм-ся президентом из числа своей партии; ответствен только перед президентом. Президент явл и главой гос-ва, и главой исполн-ной власти (не обяз-но). Парламент не в праве выносить вотум недоверия правит-ву. Президент обл правом законодательной инициативы. Имеет право вето на законы, принятые парламентом. (мексика, бразилия, индонезия, сша)

Полу-президентская – правит-во форм-ся президентом из числа представ-лей партии, кот имеет в парламенте больш-во. Ответств-ть и перед парламентом, и перед президентом. Президент – глава гос-ва и разделяет исполнит власть с главой правит-ва. Парламент может выразить вотум недоверия правит-ву, тогда весь кабинет распускается президентом. Президент обладает правом вето на законы, принятые парламентом. (Франция после Шарля Де-Голя, португалия, польша).

Выделяют также суперпрезидентские и исламские республики.

Монархия– форма правления, при кот высшая гос власть принадлежит монарху (передается по наследству). Абсолютная монархия – все полномочия законодат, исполнит-ной и судебной власти нах-ся в руках правителя–Сауд аравия.

Конституцион монархия – некот ограничения полномочий монарха – дуалистическая – монарх наделен исполнительной властью, частично законодат-ной – Иордания, Марокко. Парламентская – монарх явл главой гос-ва, но обладает символич представительными функциями (великобр, испания, монако, дания)

Формы территориального устр-ва отражает административно-территор устройство гос-ва. Унитарное – единое гос-во, сост из единиц, не обл собствен государственностью. Наиболее распространенная форма. (Франция, Дания, Турция, Греция). Единая конституция, единая система орг власти, единая правовая система, единое гражданство. Составн части не обл суверенитетом. Возможна автономия (франция – корсика)

Федерация– союзное гос-во, сост из единиц (суб федерации), обладает опред полит самост-тью. Единое гос-во. (рф, германия, сша, бельгия) признаки – наличие федеральной конституции и собств конституции субъектов, наличие органов власти на ур-не федерации и на уровне субъектов. Верховентсво фед конституции и фед законод-ва. Разграничение полномочий м/у центром и суъектом. Субъекты федерации имеют прямое представит в парламенте страны. Субъекты фед не обладают правом одностороннего выхода из состава федерации (право сецессии). Федерации бывают: по администрат – территориальному признаку – сша; по национально – территориальному признаку – бельгия; на основе двух этих признаков – рф и канада. С 1 марта 2008 – 83 субъекта.

Конфедерация – союз суверен гос-в, создан для осущ деят-ти в к.-л. сферах. Сша, швейцария, ес. – наличие суверенитета; наличие соб системы орг власти; делигирование центру строго определ полномочий. Мож иметь единую или собств ден сис-му; гос-ва обладают правом свободного выхода.
19. Правовое государство и его основополагающие принципы.

Важным рубежом развития гос-ва явл появл конституции как свода стабил законов, опред цели и устройство гос-ва. Первые конституции были приняты в сша и во франции. Основой устройства власти такого государства стала ориентация всех его органов на ценности прав человека. Права человека приобрели приоритет перед любыми законодательными актами государства. С утверждением правового гос-ва связано развитие демократии. Социальной основой появления правового государства явилось гражданское общество, которое олицетворяло наличие независимых и не опосредованных государством разнообразных взаимоотношений граждан и их объединений, подчиненных реализации их интересов на основе принципов самоорганизации и самоуправления. Гражданское общество – совок-ть независ гос-в форм социальн активности отдел людей или гр, в кот реализ их частные интересы. Правовое гос-во – гос, огранич в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле народа. На практике в чистом нет.

Признаком правового государства является разделение полномочий властей, функций исполнительной, законодательной и судебной властей. Это свидетельствует о стремлении государства предотвратить монополизацию власти. Принципы правового государства:

- верховенство закона, его господство над всеми сферами жизни;

- правовой характер законов, т.е. их соответствие международным правовым стандартам;

- приоритет прав и свобод личности и ее свободное развитие. Государство признает за личностью определенную сферу свободы, куда вмешательство государства недопустимо;

- Взаимоответственность государства и личности. В правовом государстве отношения между ними строятся на правовой основе, а также морально-этических обязательствах.

- Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, что исключает монополию какого-либо органа на власть.
20. Политическая партия, ее сущность, признаки, структура и функции. Типология

политических партий.
1   2   3


написать администратору сайта