Х_реферат_СоцРПЦ — копия. Теория симфонии во взаимоотношениях Церкви и государства
Скачать 42.39 Kb.
|
Кафедра государственно-конфессиональных отношений Реферат на тему: «Теория симфонии во взаимоотношениях Церкви и государства» Магистрант: Преподаватель: 2022 Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 Основная часть .....……………………………………………….…………...…..4 Заключение……………………………………..…………………...…………….6 Список литературы………………………….……………………………..…......7 Введение В истории известны различные формы отношений между Православной Церковью и государством. В идеальной форме государство, признающее Православную Церковь величайшей народной святыней, – православное государство. В Византии эту форму назвали симфонией Церкви и государства, выражалась она в канонах и государственных законах империи и в святоотеческих писаниях. Государство и Церковь сотрудничали и оказывали взаимную поддержку, без вторжения одной стороны в сферу компетенций другой. Церковные власти подчинялись государственной власти как подданные, а не потому, что их власть исходит от представителя государственной власти. Так же и представитель государственной власти повинуется Церкви как её член, ищущий в ней спасения, а не потому, что власть его происходит от власти Церкви. Государство ищет у Церкви духовной поддержки, молитвы за себя и благословения на деятельность для улучшения благополучия граждан. А Церковь получает от государства помощь в создании условий для проповеди и для духовного окормления своих чад, являющихся одновременно гражданами государства. «Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое (священство, церковная власть) заботится о божественных делах, а второе (царство, государственная власть) руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни... И если священство будет во всем благоустроено и угодно Богу, а государственная власть будет по правде управлять вверенным ей государством, то будет полное согласие между ними во всем, что служит на пользу и благо человеческого рода».1 Основная часть По поводу византийской симфонии властей протоиерей Александр Шмеман отмечает: «История Византийской Церкви даёт бесчисленные примеры высокоавторитетных голосов, оспаривающих произвол императоров или церковных властей: примеры свт. Иоанна Златоуста, преп. Максима Исповедника, св. Иоанна Дамаскина, преп. Феодора Студита общеизвестны и не могут рассматриваться как исключения из правила, ибо их писания, широко читаемые поколениями византийских христиан, всегда были на христианском Востоке авторитетнейшими образцами общественного поведения. Никто из них, однако, не бросал вызова ни византийской политической системе как таковой, ни эсхатологическому идеалу, определённому Юстинианом». К четырнадцатому веку учение о симфонии получило дополнительное богословское обоснование, видя божественное присутствия в мире в государственном управлении синергию с посылаемыми в мир нетварным энергиями. Деятельность императора, как созидателя, в этом смысле воспринималось как передача и воплощение сакральной власти, производимая под руководством Божественного Промысла. Поэтому не выглядит преувеличением мысль Соловьёва: «христианство, придя в мир, чтобы спасти мир, спасло и высшее проявление мира – государство, открыв ему истинную цель и смысл его существования». Учение о симфонии властей является богословским историческим идеалом, оно стало неотъемлемой частью священного Предания через заимствование Канонов Вселенской Церкви. Сложно найти в христианском Предании более точное утверждение богоустановленности государственной власти и самого государства. Перед богословием стоит задача раскрыть идею существования государства через Божественное предназначение самой власти. Во всемирном Божественном плане спасение государство занимает особое место. Земная власть и государство являются авторами Промысла Божия в мире, и требуют особого богословского осмысления в контексте учения о спасении человека. В Священном Писание описывается, как грех разрушает установленный Богом естественный социальный и природный порядок, искажается брачная гармония первозданной четы, основанная прежде на чистой любви. Сначала появляются первые горькие плоды завести, гнева, убийства, мщения. А далее: вирус первородного греха разрушает человеческое общество и приводит к анархии. Установлением Богом Своей организующей и предотвращающий зло власти им же установленным земным правителям может предотвратить дальнейший распад человечества. В Писании данная функция власти раскрывается в учении Апостола Павла, содержащимся во втором послании фессалоникийцам. Толкование на это место священного Писания приводит святитель Иоанн Златоуст: «когда прекратится существование римского государства тогда он, антихрист, придёт и справедливо потому, что до тех пор, пока будут бояться этого государства никто скоро не подчинится антихристу. Но после того как оно будет разрушено водворится безначалие и он будет стремиться похитить всю и человеческую и божественной власть». Византийская святоотеческая мысль понимала задачи государственного правопорядка, как порядка нравственного характера, для достижения высшей цели – мира и справедливости. «По выражению церковного историка А.В. Карташова: «признав в империи могучее средство: Царство Божие». Русское богословие в лице святителя Филарета московского выразила это понимание следующим образом: «различное состояние земных гражданств всесильной рукою Божию непрестанно направляются к тому, чтобы они уготовляли себе граждан Небесам». Именно богословский метод способен квалифицировать подлинную аксиологию государства, сформулировать государственный идеал исходя из соответствия или несоответствия изначальной идеи, основанной на незыблемых этических ценностях определяющих его конечную цель».1 Заключение «Когда светские правоведы рассуждают о теократии, то чаще всего представляют себе некое тоталитарное государство, управляемое религиозными деятелями на основе религиозных норм. Это в корне неверное представление, изображающее в лучшем случае квазитеократию, должно быть сразу отвергнуто, так как теократия в ее библейском смысле – это не форма правления, а принцип. Данный принцип, во-первых, утверждает абсолютную власть Бога над всем миром, без изъятия, во-вторых, считает все иное, кроме Бога, лишь условным и относительным, не имеющим онтологических корней. Теократический принцип универсален. Он проявляется во всех областях жизни, на личном и общественном уровне».1 С. Франк точно и лаконично передает суть этого принципа: «Бог есть единый и высочайший властитель жизни, абсолютное и всеобъемлющее благо; наряду с Ним немыслимы никакие иные, независимые от Него, инстанции и ценности… Все содержания и ценности человеческой жизни: семья, наука, искусство, хозяйственная деятельность, государство и национальная жизнь – должны либо получить религиозное оправдание и освящение, быть восприняты как многообразные формы служения Богу и в этом смысле войти в состав религиозной жизни, жизни в Боге, либо, если это невозможно, должны быть просто осуждены и отвергнуты, как зло».2 Список использованной литературы Асмус В., протоиерей. Происхождение царской власти (к истолкованию I Царств VIII). Regnum aeternum.T. 1. 1996. C. 41-46. Козлов М., протоиерей. Церковь и государство (историческая ретроспектива и современная ситуация). Основы социальной концепции РПЦ. – М.: МП РПЦ, 2019. – 176 с. Фетисов Т., протоиерей. Святой князь Владимир и библейские основы Русской цивилизации, Сборник научных трудов ДДС, Вып. 3, РНД: Антей, 2015. – 288 с. 1 6-я новелла святого Юстиниана 1 1 Сборник научных трудов ДДС, часть 3, 2015. 2 Франк С.Л. Церковь и мир, благодать и закон. |