Главная страница
Навигация по странице:

  • Звукопись Полночной порою в болотной глушиЧуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. К. Бальмонт2Выделяются три рода

  • Драма род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора.Лирика, Лирическая поэзия Теория

  • Жанры эпоса: Крупные — эпопея, роман, эпическая поэма (поэма-эпопея); Средние — повесть Малые — рассказ, новелла, очерк. Жанры литературы

  • Теория 5Роды литературы Жанры лирики

  • Рифма Типы рифм ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха.Мужская рифма

  • Гипердактилическая рифма От луны лучи протягиваются, К сердцу иглами притрагиваются…В. Я. БрюсовТеория

  • Ассонансная не совпадают ударные гласныеДиссонансная

  • Теория 8имеется лишний согласный звук в одном из рифмующихся словУсеченная рифма

  • Составная рифма Ты возьмёшь в объятья меня И тебя, тебя обниму я, Я люблю тебя, принц огня, Я хочу и жду поцелуя.Н. С. ГумилевТеория

  • Теория для ЕГЭ по литературе. Теория Звукопись (стихосложение)


    Скачать 249.02 Kb.
    НазваниеТеория Звукопись (стихосложение)
    Дата10.11.2022
    Размер249.02 Kb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаТеория для ЕГЭ по литературе.pptx
    ТипДокументы
    #780995

    1

    Теория

    Звукопись (стихосложение)

    повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность. Относится к стихосложению.

    Аллитерация

    И шальной, шевелюру ероша,

    В замешательстве смысл темня,

    Ошарашит тебя нехорошей

    Глупой сказкой своей про меня.

    Б. Л. Пастернак.

    приём звуковой организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков — в отличие от аллитерации (повтора согласных).

    Ассонанс

    У наших ушки на макушке!

    Чуть утро осветило пушки

    И леса синие верхушки —

    Французы тут как тут.

    М. Ю. Лермонтов

    применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи, различных эмоций, дополнительных смыслов. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы:

    Звукопись

    Полночной порою в болотной глуши

    Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

    К. Бальмонт

    2

    Выделяются три рода:
    • Драма
    • Лирика
    • Эпос

    это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося («носителя речи») к художественному целому.

    Роды литературы

    один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), принадлежащий одновременно к двум видам искусства: литературе и театру, предназначенный для игры на сцене. Сопровождается трагическими сценами. От эпоса и лирики драма формально отличается тем, что текст в ней представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и, как правило, разбит на действия и явления. К драме так или иначе относится любой литературный жанр, построенный в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма, фарс, водевиль и т. д.

    С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов: независимо друг от друга свои драматические традиции создали античные греки, древние индийцы, китайцы, японцы, индейцы Америки.

    Драма

    род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора.

    Лирика, Лирическая поэзия

    Теория

    3

    «Лирическая манера повествования» предполагает такой тип построения художественного образа, который основан на эмоциональном переживании. Если в эпосе и драме в основе образа лежит многостороннее изображение человека в его деятельности, в сложных взаимоотношениях с людьми в жизненном процессе, лирический образ — это образ-переживание. Но переживание общественно-значимое, в котором индивидуальный духовный мир поэта, не теряя своей автобиографичности, получает обобщённое выражение, тем самым выходя за рамки его личности.

    Лирический образ — это эстетически значимое переживание, автобиографическое начало в нём присутствует как бы в снятом виде, и для нас важно, что поэт испытал данное переживание и что оно вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах. Если нам известно, что лирическое переживание не автобиографично, оно всё равно сохраняет своё художественное значение, поскольку могло быть испытано. Существует традиция рассматривать лирику как сосредоточенность поэта на своей индивидуальной внутренней жизни. Таким образом, лирику трактуют как «исповедальное творчество», как «самовыражение» и «самораскрытие».

    В отличие от эпоса и драмы, лирика не связана с сюжетностью, как конструктивным признаком, хотя и не исключает простейшей сюжетной организации. Если по поводу эпических и драматических произведений мы вправе спросить «чем оно кончилось» или сжато изложить его событийную основу, то в отношении лирических произведений этот вопрос лишён смысла.

    Лирическое стихотворение в наиболее сосредоточенной его форме — это мгновение внутренней человеческой жизни. Мы оказываемся как бы в эпицентре переживания, которым охвачен поэт и которое целостно. В отличие от эпоса и драмы, лирика не обладает возможностями широкого описания явлений действительности, основным средством в лирическом произведении является слово, отвечающее своей организацией тому переживанию, которое находит в нём своё выражение. В лирическом произведении слово отличается своей уплотнённостью, значимостью каждого

    Теория

    4

    звукового, интонационного, ритмического элемента, оттенком ударения, паузы. Заметен каждый элемент речи, каждый нюанс и оттенок.

    Древнейшие дошедшие до нас произведения искусственной лирики — Псалмы царя Давида и Песнь Песней. Псалмы впоследствии легли в основу религиозной христианской лирики и были переведены на все европейские языки. Песнь Песней, приписываемую царю Соломону, можно назвать лирико-драматической поэмой; содержание её вызвало много разнообразных толкований.

    Род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность).

    Эпос

    Согласно «Поэтике» Аристотеля, эпос, в отличие от лирики и драмы, беспристрастен и объективен в момент повествования. Характерные особенности эпоса: широта охвата действительности: изображение как частной жизни отдельных людей, так и явлений общественной жизни; раскрытие человеческих характеров в процессе действия сюжета; объективность повествования: отношение автора к героям и изображаемому миру производится через подбор художественных деталей.

    Жанры эпоса:
    • Крупные — эпопея, роман, эпическая поэма (поэма-эпопея);
    • Средние — повесть
    • Малые — рассказ, новелла, очерк.

    Жанры литературы

    Жанры литературы классифицируются с родами. Например:

    Теория

    5

    Роды литературы

    Жанры лирики
    • Поэма;
    • Эпиграмма;
    • Послание;
    • Ода;
    • Элегия;
    • Романс.

    Жанры драмы
    • Комедия;
    • Трагедия;
    • Драма;

    Рифма

    созвучие в окончании двух или нескольких слов. Наиболее употребительна в стихотворной речи и в некоторые эпохи в некоторых культурах выступает как её обязательное или почти обязательное свойство.

    Присутствует во всех стихотворениях.

    Рифма

    Типы рифм

    ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха.

    Мужская рифма

    Оборвана цепь жизни молодой,  Окончен путь, бил час, пора домой,  Пора туда, где будущего нет,  Ни прошлого, ни вечности, ни лет.

    М. Ю. Лермонтов «Смерть»

    6

    ударение падает на предпоследний слог.

    Женская рифма

    Везде сребро да злато,  Всё светло и богато.

    А. С. Пушкин «Жених»

    ударение находится на третьем слоге от конца строки.

    Дактилическая рифма

    Потонула деревня в ухабинах,  Заслонили избёнки леса,  Только видно, на кочках и впадинах,  Как синеют кругом небеса.

    С. А. Есенин «Русь»

    ударение падает на четвёртый слог или дальше, — используется значительно реже остальных

    Теория'>Гипердактилическая рифма

    От луны лучи протягиваются,  К сердцу иглами притрагиваются…

    В. Я. Брюсов

    Теория

    7

    По точности созвучий и способам их создания

    совпадает опорный согласный звук.

    Богатая рифма

    Любви, надежды, тихой славы  Недолго нежил нас обман,  Исчезли юные забавы,  Как сон, как утренний туман.

    А. С. Пушкин «К Чаадаеву»

    частично совпадают заударные звуки и ударный гласный.

    Бедная рифма

    совпадает гласный ударный звук, но не совпадают согласные

    Ассонансная

    не совпадают ударные гласные

    Диссонансная

    Было социализм — восторженное слово! С флагом, с песней становилась слева, И сама на головы спускалась слава.

    Теория

    8

    имеется лишний согласный звук в одном из рифмующихся слов

    Усеченная рифма

    является одним из широко распространённых примеров усечённой рифмы; в ней, как видно из названия, дополнительным согласным звуком становится звук «й».

    Йотированная

    Было социализм — восторженное слово! С флагом, с песней становилась слева, И сама на головы спускалась слава.

    рифмующаяся пара состоит из трёх и более слов

    Составная рифма

    Ты возьмёшь в объятья меня  И тебя, тебя обниму я,  Я люблю тебя, принц огня,  Я хочу и жду поцелуя.

    Н. С. Гумилев

    Теория


    написать администратору сайта