ПЗ философия. Термины Гуманизм, возрождение, ренессанс, пантеизм, скептицизм, неоплатонизм, натурализм, гелиоцентризм, индивидуализм, антропоцентризм, интеллектуальная интуиция, ученое незнание, утопия
Скачать 18.67 Kb.
|
Тема 4. Философия эпохи ВозрожденияТермины:Гуманизм, возрождение, ренессанс, пантеизм, скептицизм, неоплатонизм, натурализм, гелиоцентризм, индивидуализм, антропоцентризм, «интеллектуальная интуиция», «ученое незнание», утопия. Задания для проверки уровня компетенций:1. Какая идея заключена в следующем рассуждении Дж. Бруно: «Поскольку Вселенная бесконечна и неподвижна, не нужно искать ее двигателя… Бесконечные миры, содержащиеся в ней, каковы земли, огни и другие виды тел, называемые звездами, все движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа… и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель». 2. Прочтите высказывание: "Множественность бытия не может встречаться без числа. Отнимите число, и не будет порядка, пропорции, гармонии и даже самой множественности бытия … Единица есть начало всякого числа, так как она — минимум; она — конец всякого числа, так как она — максимум. Она, следовательно, абсолютное единство; ничто ей не противостоит; она есть абсолютная максимальность: всеблагой бог …" а) Кто из философов эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Помпонацци, Лоренцо Валла, Бруно, Николай Кузанский — автор высказывания? б) Какой принцип изучения бытия заложен в данном высказывании? в) Как понимается бытие в вышеприведенном отрывке? 3. Прочтите высказывание: "Когда я отрицаю существование чувственных вещей вне ума, я имею в виду не свой ум, в частности, а все умы. Ясно, что эти вещи имеют существование, внешнее по отношению к моей душе, раз я нахожу их в опыте независимыми от неё. Поэтому, есть какая-то другая душа, в которой они существуют в промежутках между моментами моего восприятия их". Кому принадлежит данный отрывок? Объясните философскую позицию автора. 4. Сравните следующие высказывания. Принадлежат ли они одному философскому направлению? а) "Бог заключает в себе всё, в том смысле, что всё в нём: он является развитием всего в том, что сам он — во всём"1. б) "Вселенная есть целиком центр или, что центр Вселенной повсюду и что окружность не имеется ни в какой части, поскольку она отличается от центра, или же что окружность повсюду, но центр нигде не находится, поскольку он от неё отличен… не напрасно сказано, что Зевс наполняет все вещи, обитает во всех частях Вселенной, является центром того, что обладает бытием"2. 5. Определите, в чем состоит принцип "ученого незнания", изложенный ниже. "Разум так же близок к истине, как многоугольник к кругу; ибо, чем больше число углов вписанного многоугольника, тем более он приблизится к кругу, но никогда не станет равным кругу даже в том случае, когда углы будут умножены до бесконечности, если только он не станет тождественным кругу". "Итак, сущность вещей, которая есть истина бытия, недостижима в своей чистоте. Все философы искали эту истину, но никто ее не нашел, какая она есть, и, чем глубже будет наша ученость в этом незнании, тем ближе мы подойдем к самой истине". а) Кто был автором данного принципа? б) Достижима ли истина в соответствии с принципом "ученого незнания"? в) О каком виде истины идет речь в данном отрывке? г) Какой стиль мышления представлен в данном отрывке: 1) догматический, 2) софистический, 3) скептический, 4) релятивистский, 5) диалектический? Вопросы для самоконтроля:Определите место философии Возрождения в историко-философском процессе. Раскройте новое понимание природы в философии Возрождения. Почему Данте называют предтечей ренессансного мышления? Приведите конкретные примеры из текстов. Математические доказательства бесконечности бога и универсума в теории Николая Кузанского. Принцип «ученого незнания». Влияние неоплатонизма на формирование особенностей культуры Ренессанса. Проблема индивидуальности, свободы и творчества в литературе Возрождения. Проблематика позднего Ренессанса в трагедиях У. Шекспира. Тема 5. Философия Нового ВремениТермины:Эмпиризм, рационализм, сенсуализм, метафизика, просвещение, индукция, дедукция, «врожденные идеи», деизм, атеизм, монизм, дуализм, субстанция, модус, механистический детерминизм, монада, монадология, интуиция, картезианское мышление, фатализм, «естественное право», «общественный договор». Вопросы для самоконтроля:Общая характеристика социально-исторических и культурных условий формирования философии Нового времени. В чем смысл и значение научной революций XVII века? Основные направления в теории познания Нового времени. Эмпиризм Ф. Бэкона. Разработка индуктивного метода познания. Дуализм Декарта и идея научного метода. Роль "картезианского сомнения" в познании. Метафизика Спинозы и Лейбница. Французский материализм XVIII века. Принципы гипотетико-дедуктивной методологии познания Кому принадлежит известное изречение «Знание — сила»? Как вы понимаете это высказывание? Объясните принцип картезианского сомнения: «Я мыслю, следовательно, существую», — раскройте философскую позицию автора данного суждения. Кому принадлежит тезис: «Свобода есть осознанная необходимость»? К какому направлению относятся философские взгляды автора? В чем сущность монадологии Лейбница? Понятие предустановленной гармонии. Раскройте смысл гносеологического спора между эмпириками и рационалистами. «Без глаза не было бы цветов, без уха не было бы звуков». Как называется эта философская позиция. Назовите ее основных представителей. 1 Хрестоматия по философии // Под ред. А.А. Радугина. М., 1998. — С. 111. 2 Там же. С. 116. |