Главная страница
Навигация по странице:

  • Территория восточных славян ( VI - IX вв.)

  • Община и общественный строй

  • Образование Древнерусского государства

  • Первые киевские князья Легко заметить, что деятельность первых русских князей подчинена решению обоих общегосударственных задач, указанных выше. Так, князь Олег

  • Правление Владимира I (980-1015 гг.)

  • Особенности социально-экономического и политического устройства Киевской Руси времен расцвета

  • Краткая Русская Правда

  • «Пространная Русская правда»

  • «Устав Владимира Мономаха

  • курсовая. Киевская Русь. Территория восточных славян (viix вв.)


    Скачать 159.29 Kb.
    НазваниеТерритория восточных славян (viix вв.)
    Анкоркурсовая
    Дата12.11.2022
    Размер159.29 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаКиевская Русь.rtf
    ТипДокументы
    #783966

    Древняя Русь
    Первые письменные свидетельства о славянах в античных источниках относятся к I-м векам н.э. Большинство исследователей считают, что под именем венедов и антов о славянахписали Тацит (I в. н.э.), Клавдий Птолемей (II в. н.э.), под именем собственно словен (склавинов, склавов) – историк Иордан (VI в. н.э.). На Певтинговой карте (к.III-н.IV вв. н.э.) венеды обозначены южнее Балтийского моря и в области между Дунаем и Днестром. На основе данных Птиния, Тацита, Птолемея историки делают вывод, что в первых столетиях нашей эры славяне обитали между Балтийским морем и Карпатами, в бассейне Вислы.
    Территория восточных славян (VI-IX вв.)

    Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до среднего Поднепровья на юге. Славяне активно контактировали с финно-угорскими и балтийскими племенами, так что постепенно происходила ассимиляция (смешивание) этих народов. Для VI в. и далее уже характерно наличие племенных союзов. Каждый союз включал 120-150 отдельных племен, каждое племя состояло из большого числа родов.

    Расселение славян известно из летописи («Повесть временных лет») и подтверждено данными археологии. В целом племенные союзы восточных славян располагались следующим образом:

    • Поляне – срелнее течение Днепра (Киев);

    • Северяне – к северу от полян, между устьями рек Десны и Росси (Чернигов);

    • Древляне – к западу от полян, правый берег Днепра;

    • Дреговичи – между Припятью и Западной Двиной (название племени происходит от слова «дрягва» – болото);

    • Полочане – по реке Полоте (приток Западной Двины);

    • Бужане и волыняне – к югу от реки Буг;

    • Уличи – междуречье Прута и Днепра;

    • Тиверцы – между Днепром и Южным Бугом;

    • Вятичи – по рекам Москва, Ока;

    • Кривичи – на запад от вятичей;

    • Радимичи – по реке Сожь;

    • Белые хорваты – Карпаты;

    • Словене – озеро Ильмень.


    Соседями восточных славян являлись: лето-литовские и финно-угорские племена (на северо-западе и северо-востоке), югры, меря, мурома, мещера, мордва черемисы, буртасы (на востоке, по верховьям Печоры, Камы, Вычегды), Волжско-Камская Булгария (от реки Камы до Средней Волги), мадьяры, после печенеги (со стороны южно-русских степей), Хазарский каганат (господствовал на Нижней Волге и в степных просторах между Каспийским и Азовским морями), Дунайская Булгария и Византийская империя (доминировали в районе Черного моря).

    Важным фактором для становления государственности у восточных славян оказался знаменитый путь «из варяг в греки». Возникает он в конце IX века, о причинах его возникновения историки спорят. Возможно, этот путь возник как альтернатива в связи с деятельностью Хазарского каганата. Другой вариант – усиление деятельности самих славянских «князей», искавших выгодные пути сбыта своей продукции (и поскольку на Руси не было сухопутных «римских» дорог, как в Европе, то путь по рекам оказался наиболее востребованным). Путь «из варяг в греки» шел следующим образом: Балтийское море → р. Нева → Ладожское озеро → р.Волхов → оз.Ильмень → р.Ловать → переволок (в районе Смоленска) → Днепр → Черное море → Константинополь (Царьград). Новгород контролировал начало пути, Киев – южный участок. Большинство историков солидарны в том, что торговля мехом, воском, медом (возможно также рабами), ведшаяся славянами посредством пути «из варяг в греки», сыграла большую роль в становлении древнерусского государства. По выражению В.О.Ключевского, путь «из варяг в греки» был «главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства».
    Хозяйство славян

    Основное занятие славян – земледелие, что подтверждается как письменными источниками, так и данными археологии. Славяне сеяли пшеницу, рожь, овес, ячмень, просо, горох, чечевицу, лен, коноплю. Выращивали также огородные культуры (репа, капуста, свекла, морковь, чеснок и др.). Постепенно доминирующей культурой стала рожь (приблизительно к XIII веку), ее «плюсы»: озимая, устойчивая к перепадам температур, раннее созревание, прочная солома, «минусы»: требовала четких сроков высевания, любые задержки из-за дождей и пр. приводили к большим потерям урожая.

    Системы земледелия восточных славян были связаны с природно-климатическими условиями. Так, на севере доминировало подсечно-огневое земледелие (деревья на участке подрубали, затем сжигали, получившуюся золу использовали как удобрение; 2-3 года участок давал сравнительно высокий урожай, затем истощался, и приходилось переходить на новый). Основные орудия труда: топор, мотыга, соха, борона, серп, цепы. На юге доминировал перелог (участок пашни засевали 2-3 года подряд, по мере истощения почвы переходили на новый участок). Основные орудия труда: соха, рало, плуг с железным лемехом.

    Помимо земледелия занимались также приселищным (т.е. возле селений) скотоводством: разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот; в качестве рабочего скота использовались лошади, на юге – волы. Вспомогательными занятиями были рыболовство, охота (в т.ч. пушной промысел), бортничество. Славяне также активно развивали ремесло, ими велась обработка металлов, стекла, дерева, кожи и др. Активная торговля и занятие ремеслом способствовали становлению городов, по подсчетам историков к IX веку на Руси было 25 городов, в том числе Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск, Суздаль, Муром и др.

    Особенность земледелия на Руси: земли много, но испытывался постоянный дефицит в освоенных участках; для обработки земли требовались рабочие руки, а вот их как раз был недостаток; неустойчивое хозяйство, вследствие сложных природно-климатических условий.
    Община и общественный строй

    Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда, которые были под силу только коллективу. Поэтому главным «действующим лицом» у восточных славян была община. К моменту образования государства у славян родовая община сменяется соседской (территориальной). В соседской общине существовала как личная собственность (дом, приусадебная земля, скот, инвентарь), так и общественная (пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья), действовали принципы коллективизма, равенства, справедливости; общинников объединяло не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Территориальная община являлась наиболее действенной перед лицом угрозы (как внешней, так и внутренней), поэтому крестьянская община просуществовала в русском государстве несколько столетий.

    Уровень развития экономики в VI – VII веках был уже достаточный, чтобы избыточный продукт превратился в прибавочный. Появление прибавочного продукта «запустило» процессы становления частной собственности, накопления богатств, общественную и имущественную дифференциацию; начался процесс классообразования. Родоплеменная верхушка постепенно узурпировала перераспределение общинного продукта в свою пользу, превращаясь в элиту («нарочитые люди», «лучшие мужи», «князья»). Военные предводители славянских племен также со временем становились «князьями», но источниками их власти и авторитета были военные победы, сопровождавшиеся ограблением побежденных племен. Уже в VI – VII вв. точно есть три источника власти:

    а) вече (народное собрание);

    б) князь;

    в) дружина.

    Вече – изначально собрание взрослых свободных членов племени, решало самый широкий круг вопросов (от сборов средств для городского ополчения и найма военных отрядов до изгнания или избрания князя). Постепенно состав веча, как и круг решаемых им вопросов, изменялся.

    Князь – глава/предводитель племени, тот, кто «владеет и судит». Первоначально должность князя была, видимо, выборной. Главная функция князя – руководство войском, но по мере становления государства его властные полномочия расширялись.

    Дружина – вооруженный отряд, сопровождающий князя и помогающий ему выполнять свои обязанности. Дружина являлась гарантом реализации решений князя и соблюдения достигнутых при его участии договоренностей. Она могла выполнять как полицейские (внутренние), так и «внешнеполитические» функции по защите племен, пригласивших данного князя, от насилия со стороны соседей. Кроме того, князь при ее поддержке мог осуществлять контроль над важнейшими путями транзитной международной торговли (взимать налоги и защищать купцов на подвластной ему территории). Дружинники по поручению князя также собирали с покоренных племен дань. Численность дружины при князе составляла примерно 200-400 человек. Структура дружины: старшая (бояре), средняя (гридьба, княжие мужи), младшая (гриди, пасынки, отроки).

    Отношения между князем и дружиной строились на личных связях, закреплявшихся системой дарений и совместных пиров. Князь в своих решениях во многом зависел от дружины, однако и дружина во многом ориентировалась на князя. Княжеская власть постепенно усиливалась, что выражалось, помимо всего прочего, в падении авторитета «старшей» дружины. В основе отношений, связывавших князя и дружинников, лежала передача последними некоторых материальных ценностей, причем ценности были значимы не только сами по себе, но и несли сакральный смысл (вождь дарит не столько золото, сколько свою удачу).
    Образование Древнерусского государства

    Вопрос образования Древнерусского государства очень сложен и вызывает массу споров у историков. Если мы попробуем свести информацию о славянских племенах к некоему «общему знаменателю», то получим следующее: в IX в. племенные союзы славян являются носителями т.н. «естественной государственности». Основа власти – вече, на нем выбираются князь и «лучшие люди» для управления «землей», но система еще очень гибкая (князя легко можно изгнать). Но объединить восточно-славянские земли естественная государственность не могла (не было экономических потребностей, каждое племя может существовать автономно). Соединить восточных славян перед лицом нарастающей угрозы с юга (хазары, степь) и севера (варяги) смогла внешняя сила.

    Что это за внешняя сила? К IX в. у восточных славян складываются суперсоюзы (племенные княжения). Один центр, несомненно, Киев, другой – Новгород, возможно, был и третий (итого «Куява», «Славия», «Артания» восточных источников). Северные племена славян платили дань варягам, южные племена – хазарам. В 859 г., согласно летописному рассказу, словене (Новгород) «изгнавши варягов за море». Однако после возникшей усобицы снова их призвали (знаменитое: «земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, идите княжить и владеть нами»), так в 862 г. князем над Новгородом (и всей территорией данного племенного союза) становится Рюрик. Его воеводы Аскольд и Дир захватывают Киев (по другой версии, Аскольд и Дир были последними киевскими князьями). В любом случае, по смерти Рюрика в 879 г. князем становится Олег (предположительно воевода Рюрика и/или его родственник) и он же в 882 г. захватывает Киев и создает единую державу (собственно Киевскую Русь).

    Летописный рассказ послужил основой для т.н. «норманнской теории». Сообщение летописи было воспринято буквально Иоганном Готфридом Байером и Герардом Фридрихом Миллером, двумя немецкими учеными, приглашенными Петром I для работы в Санкт-Петербург в 1724 г. В частности, опираясь на приведенный текст, они утверждали, что свое имя – Россия вместе с государственностью – получила от скандинавов. После чего началась борьба норманистов и антинорманистов. В XVIII веке решался вопрос об этнической принадлежности варягов (норманисты утверждали, что варяги = норманны, антинорманисты утверждали, что варяги = славяне балтийские). Первый антинорманист – великий русский ученый М.В.Ломоносов. С XIX века стал дискутироваться вопрос об истоках государственности (норманисты утверждали, что варяги создали русское государство; антинорманисты утверждали, что государство у славян возникло в силу естественных причин, а варяги не сыграли никакой роли).

    Что можно сказать по поводу норманнского вопроса? В IX в. мы имеем: развитые экономические отношения, развитые общественные отношения и три источника власти (народ, князь, дружина). Государственность как таковая есть. Но создание самого государства Киевская Русь действительно проходит при участии варягов. Однако дают они не государственность, а правителя, Рюрика Ютландского (норманна). Известный историк И.Н.Данилевский объясняет это следующим образом: «Это, однако, не должно нас смущать. Иноземные правители ранних государственных объединений – скорее закономерность, нежели исключение. Необходимость призвания иноплеменника в качестве главы государства – насущная необходимость, возникающая прежде всего в условиях межплеменного общения, доросшего до осознания общих интересов. При решении сложных вопросов, затрагивавших интересы всего сообщества в целом, «вечевой» порядок был чреват серьезными межплеменными конфликтами. Многое зависело от того, представитель какого племени станет руководить «народным» собранием. При этом, чем больше становилось подобное объединение, чем большее число субъектов оно включало, тем взрывоопаснее была обстановка. В таких ситуациях, видимо, предпочитали обращаться за помощью к иноплеменникам, решения которых в меньшей степени определялись интересами того или другого племени, а следовательно, были в равной степени удобны (или неудобны) всем субъектам такого союза. Приглашенные правители играли роль своеобразного третейского судьи, снимая межэтническую напряженность в новом союзе. Тем самым они как бы защищали членов этого союза от самих себя, не давая им принимать решения, которые могли бы привести к непоправимым – для существования самого сообщества – последствиям».

    Кроме того, приглашенный князь выполнял и еще одну важную функцию. В целом отношения между князем, его дружиной и племенем, которое он возглавлял/ «захватывал» («примучивал») строились на регулярных выплатах дани. Сбор дани (полюдье), как считает большинство историков, происходил ежегодно, для чего в ноябре, после того, как устанавливался зимний путь, князь с дружиной отправлялся в объезд подданных территорий. К апрелю он возвращался в столицу, везя с собой собранную дань (деньги, меха, мед, воск, зерно и т.д.). Распределение полученных средств входило в прерогативу князя. Отношения между князем и подвластными племенами в целом носили взаимовыгодный характер. Князья, довольствуясь скромным размером дани, брали на себя обязанности защиты племен (что особенно ценно, учитывая, что на Руси отсутствовали естественные границы). Кроме того, князь с дружиной решали общегосударственный задачи. Наличие их, как считают историки, и обеспечивало легитимность нарождающейся власти. Снова процитирую И.Н.Данилевского: «жители Киевской Руси подчинялись ей (княжеской власти) не столько по принуждению, под угрозой применения оружия (хотя, вспомним, что Олег сначала «примучивает» племена, с которых получает дань), сколько добровольно. Они делали это более добросовестно, чем этого требовала угроза наказания. Тем самым подданные признавали право князя подчинять их себе».

    Полюдье ряд историков рассматривают и как первый шаг в присвоении князьями верховной власти на землю. С ростом феодального землевладения часть земли (сначала в виде права сбора полюдья) князья начали передавать за службу феодалам-дружинникам. Первые ясные упоминания о владении князьями землей относятся к рубежу XI-XII вв. По мере развития наследственных земельных владений дружинников-бояр (вотчин) становилось возможным передавать отдельные наделы другим феодалам (профессиональным воинам), не имевшим своей земли, но эти участки давались им на срок службы верховному собственнику земли. Так, рядом с наследственными землевладельцами появляются условные держатели земли.

    Что касается общеплеменных/общегосударственных задач, то их в IX в. две:

    1) обеспечить контроль над основным торговым путем, имевшим стратегическое значение (путь «из варяг в греки»), что давало князьям (а вслед за ним и всему социуму) огромные преимущества;

    2) обеспечить защиту от внешней опасности (главным образом со стороны причерноморских степей).
    Таким образом, факторами становления государственности на Руси являются:

    1) экономическое развитие общества (наличие прибавочного продукта);

    2) социальное развитие общества (переход от родовой общины к соседской, выделение верхушки, формирование центров власти);

    3) наличие задач, которые могут быть решены только в рамках государства.
    Первые киевские князья

    Легко заметить, что деятельность первых русских князей подчинена решению обоих общегосударственных задач, указанных выше. Так, князь Олег в 882 г. захватывает Киев и создает собственно Киевскую Русь (она же Древняя Русь). «Примучивает» древлян, северян и радимичей (в результате под его власть подпали практически все племена и племенные союзы, населявшие бассейны рек, которые собственно и составлял «путь из варяг в греки»), на юге он берет под свой контроль хорватов и дулебов (т.е. весь днепровский отрезок пути).

    В 907 и 911 г. состоялись весьма успешные походы Олега на Византию, в результате которых Олег получил дань с греков и договоры о беспошлинной торговле; русские послы и купцы, согласно договорам, получали в Царьграде (Константинополе) провизию на время торговли и обратный путь, также корабельную снасть. Договор Олега с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии.

    После смерти Олега, в 912 г. князем становится Игорь (предположительно сын Рюрика, поэтому и вся династия получила название династии Рюриковичей). Князь Игорь также совершил походы на Византию (в 941 г и 944 г.), но не очень удачно, поэтому договор с греками был подтвержден, но на менее выгодных условиях (в частности Русь обязалась не нападать на Византийские владения в Крыму и не пускать туда болгар). В 945 г., в результате попытки князя Игоря второй раз собрать дань с древлян (что характерно – по настоянию дружины), князь Игорь был убит древлянами.

    Вдова Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстив за смерть мужа (по сообщению летописи, первое посольство древлян живыми закопали в землю, второе сожгли; с Коростеня взяли по три голубя и три воробья с каждого двора и сожгли), была вынуждена установить уроки и погосты (точные размеры и места сбора дани). Таким образом, впервые осуществилась одна из важнейших политических функций государства: право формулировать новые нормы жизни обществ и издавать законы. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были также присоединены земли тиверцев, угличей и окончательно древлян.

    В 957 г. по смерти Ольги князем становится Святослав (сын Ольги и Игоря). Князь Святославсосредоточился на защите Руси от кочевников и дальнейшем развитии торговых путей. В 965-968 гг. Святослав разгромил Хазарский каганат, установив контроль над Доном; также захватил Тмутаракань (крепость на Таманском полуострове, контролировала выход в Азовское море); нанес поражение Волжской Булгарии. В 967-971 гг. состоялись походы против дунайских булгар. Первый поход прошел успешно, Святослав решил сделать булгар союзниками, а центром государства – Переяславец на Дунае, куда, как он считал, будут «сходиться блага из разных стран». Однако в 968 г. Святославу пришлось вернуться в Киев, чтобы отразить нападение печенегов. Вторая война на Балканах закончилась неудачей, Святослав был вынужден заключить с Византией договор о ненападении и вернуть захваченные дунайские земли; по дороге к Киеву он попал в засаду печенегов на днепровских порогах и был убит (972 г.).

    Новым явлением в политической жизни при Святославе стало разделение территории Древнерусского государства на «сферы влияния» между сыновьями киевского князя. В 970 г., отправляясь в военный поход на Балканы, киевский князь Святослав Игоревич «посадил» на княжение (фактически, в качестве наместников) в Киев своего старшего сына, Ярополка, в Новгород – Владимира (сын от рабыни), а Олега – «в деревех» (в землю древлян, соседнюю с киевской). Очевидно, им же было передано право сбора дани для киевского князя. Следовательно, уже с этого времени князь прекращает ходить в полюдье. Начинает формироваться некий прообраз государственного аппарата на местах, контроль над которым продолжает оставаться в руках киевского князя.

    В 972 г. великим киевским князем становится Ярополк, однако через пять лет между братьями началась война, Ярополк разбил Олега, а Владимир бежал за море. Через два года Владимир вернулся с варягами, убил Ярополка и в 980 г. занял киевский престол.
    Правление Владимира I (980-1015 гг.)

    Владимир совершал походы на поляков, вятичей, ятвигов, хорватов. В годы его правления все земли восточных славян вошли в состав Руси (в т.ч. вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города). Для защиты от набегов печенегов была создана система укреплений (крепости по рекам Десне, Осетру, Суле, Стогне). Утвердился новый тип управления государством: Владимир оставил за собой киевский престол, а своих старших сыновей посадил в крупнейшие русские города, бывшие к тому же, видимо, когда-то центрами племен. Тем самым он положил конец существованию «союза племенных княжений». На месте прежнего союза возникло единое государство, различные регионы которого управлялись наместниками киевского князя. Теперь вся полнота власти на местах перешла в руки Владимировичей. Подчиненность их великому князю-отцу выражалась в регулярной передаче ему части дани, собиравшейся с земель, в которых сидели великокняжеские сыновья-наместники.

    Владимир I также принял участие в византийских делах (борьбе императора Василия II с восстанием Варды Фоки; за помощь в подавлении восстания император обещал Владимиру в жены свою сестру Анну). В 988 г. Владимир I разгромил восстание, но, не получив от императора обещанного, осадил Корсунь, требуя от императора выполнения условий. Анна была отдана Владимиру в жены, но сам князь обязался принять крещение и крестить всю Русь.
    Принятие христианства

    Христиане на Руси были примерно со второй половины IX в., в Киеве в X в. уже точно была христианская община. Княгиня Ольга была христианкой и даже обращалась к германскому императору с просьбой прислать епископа. Сам Владимир первоначально установил официальный языческий культ, установив в Киеве статуи важнейших богов славян: Перуна (бог грома, войны), Сварога (бог огня), Даждьбога (бог солнца), Мокоши (богиня плодородия, ремесла и пр.) и др. Но до общегосударственной религии язычество не дотягивало, в том числе потому, что языческие боги – это боги отдельной территории/ племени. Из монотеистических религий тогда (как и сейчас) существовало три: иудаизм, ислам и христианство. Есть красочный летописный рассказ на тему выбора религии (согласно летописи, например, ислам не подошел потому, что запрещает пить вино, на что князь Владимир сказал, что «веселие Руси есть пити» и т.д.), причины явно лежали глубже. В первую очередь – в политической сфере (кто будет более сильным союзником). Иудаизм можно было принять через Хазарский каганат (его роль на тот момент ничтожна), ислам – через Волжскую Булгарию и Хорезм (переживали упадок). Принятие христианства означало союз с Византией и странами Запада, что давало новому государству, Киевской Руси, очевидные преимущества. В 988 г. князь Владимир I крестился сам (в Корсуни, ныне Севастополь), после чего крестил и весь остальной народ (в том числе насильно). Последствия принятия христианства:

    1. сближение Руси с Европой, особенно с южнославянскими народами и расширение связей с самой Византией;

    2. поднятие значения княжеской власти, укрепление государственного единства;

    3. церковная организация стала новым и сильным орудием воздействия на массы в духе их подчинения государственной власти («повинуйтесь господам» и прочее);

    4. развитие культуры (школы, книги, развитие архитектуры и т.д.; на Руси стали широко известны произведения греческих и латинских авторов, как религиозные, так и светские).

    Христианство долго было религией верхов, в 1071 г. волхвы в Новгороде перетянули на свою сторону почти всех горожан. В Муромской земле язычники сражались с князем Константином в начале XII в., у вятичей в XII – XIII веках сохранились языческие погребения. Более того, вплоть до XII – XIII веков в глубинке сохранялись центры языческого культа, вплоть до человеческих жертвоприношений (Гнездово).

    Особенности организации церкви на Руси заключались в следующем. Во главе церкви был митрополит (назначался константинопольским патриархом), ниже по иерархии шли епископы, далее священники. Налог в пользу церкви составлял 1/10 часть от дохода (десятина). Была создана широкая сеть монастырей, которые очень быстро стали крупными собственниками земли, занимались с/х и ремесленным производством, торговыми операциями и т.п., но обеспечивали в т.ч. социальную функцию обеспечения нетрудоспособных, а также внесли большой вклад в развитие культуры (летописание, школы и пр.). После раскола церквей (в 1054 г.) русская церковь становится православной (линия Константинополя, восточной церкви), в т.ч. это означало подчиненность церкви княжеской (позже – царской) власти. В целом принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.
    Особенности социально-экономического и политического устройства Киевской Руси времен расцвета

    После смерти Владимира киевский престол занял Святополк (сын Ярополка), согласно т.н. лествичному/ лестничному праву (княжеский престол занимает старший в роду). В начавшейся междоусобице (Святополк ↔ сыновья Владимира), были убиты князья Борис и Глеб, а Ярослав выступил против Святополка с дружиной (участвовали новогородцы и варяги). Борьба велась с переменным успехом, но окончательная победа осталась за Ярославом и в 1019 г. он занял киевский трон. Однако Тмутараканское княжество, во главе которого стоял Мстислав (брат Ярослава) подчиниться не пожелало, так что началось новое муждоусобие (Ярослав ↔ Мстислав, 1023-1024 гг.), в итоге которого Русь практически раскололась надвое (Мстислав закрепил за собой левобережье Днепра, Чернигов, Переяславль, Тмутаракань; Ярослав – Киев, правобережье Днепра, Новгород). После смерти Мстислава в 1036 г. его земли отошли Ярославу.

    В правление Ярослава Мудрого (1019-1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ярослав окончательно разгромил печенегов (в 1036 г.), утвердился в Прибалтике (поход на прибалтийскую чудь, основан г. Юрьев/Тарту), получил широкое международное признание, о чем свидетельствуют династические браки (сам Ярослав был женат на шведской принцессе; его дочь Анна была замужем за французским королем; польский король был женат на сестре Ярослава; внучка Ярослава стала женой германского императора; сын Ярослава Всеволод был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха и т.д.).

    Экономика страны бурно развивалась. В XI веке возникло 60 новых городов, скандинавы звали Русь «Гардарикой» («страна городов»). Очень высокого уровня развития достигло ремесло, существовало более 100 ремесленных специальностей. Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, имел 400 церквей, в т.ч. знаменитый Софийский собор, 8 рынков, Золотые ворота.

    В земледелии произошел переход от перелога и подсеки к двухполью (одно поле под паром – отдыхает, другое засевается яровыми культурами), частично к трехполью (пар, поле под озимыми культурами, поле под яровыми культурами), что способствовало становлению и развитию феодального землевладения. Пути к формированию феодального землевладения:

    а) «окняжение» земель, обложение общинников данью → рента → государственное (черное) землевладение;

    б) захват земель князем/боярами/церковью → формирование княжеской/ боярской/ монастырской вотчины;

    в) превращение рабов в зависимых земледельцев (холопов сажают на землю, делая из них крепостных крестьян);

    г) закабаление свободного населения.

    Типичная княжеская или боярская вотчина представляла из себя господский двор с жилыми и хозяйственными постройками, складами, конюшнями, кузнями и прочим, нередко все это было обнесено крепкими стенами (в итоге получался замок). Вокруг – деревни с крестьянами, при этом часть земель и угодий принадлежали крестьянам, часть – владельцу вотчины. Работали в вотчине зависимые крестьяне и собственная челядь феодала (холопы и т.д.). Историки спорят о типах и форме ренты, но, видимо, основная часть ренты была продуктовая (зависимый крестьянин платил долю от того, что сам произвел на своем поле натурой), плюс разного рода повинности (дорожная, мостовая, подводная и пр.). Челядь феодала (холопы, они же рабы) работала на земле, занималась ремеслом и обслуживала феодала.

    Основной массой населения Киевской Руси оставались крестьяне-общинники, лично свободные («люди»). Постепенно они превращались в феодально-зависимых людей («смердов») путем захвата общинных земель, закабаления вследствие разорения или обнищания из-за неурожая, войны и т.п.

    Категории зависимого населения:

    • закупы – работали за ссуду (купу);

    • рядовичи – работали по договору (ряду);

    • холопы/рабы – поступали в полную власть к хозяину (холопом становился тот, кого купили в присутствии свидетеля; кто женился на рабыне без договора; кто поступил в княжеские слуги);

    • пущенники, прощенники, задушные люди – отпущенные на волю холопы, посаженные на землю.

    Развитое вотчинное хозяйство потребовало создания соответствующего законодательства. Первым дошедшим до нашего времени памятником письменного права является «Краткая Русская Правда», она же «Древнейшая Правда», она же «Правда Ярослава» (20-50 е гг. XI в.). Она является кодексом норм прецедентного права. Устанавливала нормы кровной мести (ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников), нормы наказания за «уголовные» проступки (побои, оскорбление чести, воровство и т.п.).

    Следующий этап законодательства – «Пространная Русская правда», она же «Правда Ярославичей» (60-70-е гг. XI в.). Устанавливала нормы наказания за убийство княжеских слуг: за огнищанина (управляющий), тиуна, подъездного (сборщик налогов), старшего конюха – 80 гривен штрафа, за старосту (следил за с/х работами) – 12 гривен, смерда или холопа – 5 гривен. Жизнь свободного населения оценивалась в 40 гривен. В «Правде Ярославичей» большее внимание было уделено также охране княжеской собственности (вводилось наказание за распахивание межи, кражу княжеской собственности и т.п.). Отменялась кровная мести, наказание распределялось в зависимости от социального статуса (убийство огнищанина – 80 гривен, свободного человека – 40 гривен, старосты/ ремесленника/ кормилицы – 12 гривен, смерда, раба – 5 гривен).

    «Правда Ярославичей» была ответом на серию народных восстаний 1068-1072 гг. Первое (1068 г.) вспыхнуло в результате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава (Изяслав, Святослав и Всеволод) от половцев. Киевляне, узнав о поражении, потребовали раздать им оружие (для борьбы с половцами), а также освободить из тюрьмы полоцкого князя Всеслава. Ярославичи отказались выдать оружие, в ответ киевляне принялись громить боярские и княжеские хоромы, а Всеслава освободили и сделали князем. Позже Изяслав (старший сын Ярослава Мудрого), собрав силы, снова занял Киев (1069 г.). Восстания, тем не менее, продолжались, усмирить их получилось только к 1072 г. Продолжались и междукняжеские распри, в том числе между сыновьями Ярослава Изяславом, Святославом и Всеволодом, а также между сыновьями и внуками Ярослава Мудрого за княжения. Усобицы вызывались как сложностью лестничной системы и династическими спорами, так и ростом могущества отдельных княжеств и личными амбициями князей.

    Междукняжеские распри сопровождались набегами половцев на Русь (нередко русские князья сами использовали их как дополнительную военную силу), что приводило к разорению княжеств. В конце концов, на Любеческом съезде князей в 1097 г., было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип «каждо да держит отчину свою». Инициатором съезда и его решений был Владимир Мономах (сын Всеволода Ярославича). Со времени Любеческого съезда «отчина» (земля, в которой княжил отец) стала передаваться по наследству сыну. Тем самым отменялась «лестничная» система занятия престолов, основанная на представлении, что все члены великокняжеской семьи являются совместными владельцами Русской землей. На смену ей пришло династическое правление. Русские земли были распределены между отдельными ветвями потомков Ярославичей. В отличие от установлений Ярослава, теперь гарантом соблюдения новых норм отношений выступал не «старший», киевский, а все князья.

    Хотя ни этот, ни последующий княжеские съезды (1097, 1100, 1103, 1110 гг.) не смогли предотвратить междоусобиц, значение его чрезвычайно велико. Именно на нем были заложены юридические основы существования суверенных государств на территории бывшей единой Киевской Руси.

    В 1093 г. умер последний из Ярославичей – Всеволод, власть в Киеве в соответствии с «лествичным» порядком престолонаследия перешла к Святополку II Изяславичу (1093-1113). Святополк оказался плохим правителем, очень корыстолюбивым и неразборчивым в средствах. При нем в Киеве широко велась спекуляция хлебом и солью, ростовщичество. Не сумел он и противостоять половцам.

    В 1113 г., после смерти Святополка, в Киеве вспыхнуло восстание. Киевляне призвали на престол Владимира Мономаха, имевшего на тот момент громадный авторитет как инициатора Любеческого съезда и походов князей против половцев. Владимир Мономах (1113-1125) прославился своими мудрыми политическими решениями и военными походами, а особенно походами против половцев. В 1111 г. Владимир Мономах организовал настоящий «крестовый поход» в степь, русские войска дошли до «столицы» половцев – г.Шаруканя (близ Дона), разгромили половецкое войско. Также Владимир Мономах создал «Устав Владимира Мономаха» (3-я часть древнерусского законодательства), в котором упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство. При нем была создана начальная русская летопись «Повесть временных лет» (Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря). При Мономахе укрепился международный авторитет Руси, его женой стала английская принцесса.

    Единство Руси удерживалось при Владимире Мономахе и его сыне, Мсиславе Великом (1125-1132), который продолжал политику наступления на степь (отбил половецкое нашествие 1129 г., далее оттеснил половцев за Дон и Волгу), а также обезопасил северо-западные границы Руси. Однако после смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств. Наступил период, получивший в истории название периода раздробленности или удельного периода.


    написать администратору сайта