Главная страница

ЮР НОРМЫ. Тезисы лекций содержание раздел i. Введение в теорию государства и права тема теория государства и права как наука


Скачать 443 Kb.
НазваниеТезисы лекций содержание раздел i. Введение в теорию государства и права тема теория государства и права как наука
АнкорЮР НОРМЫ
Дата05.01.2023
Размер443 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаTGP_tezisy.doc
ТипТезисы
#873113
страница4 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
Правительством Россий­ской Федерации, федераль­ными министерствами, государственными комитетами и другими органами. Председатель пра­вительства Россий­ской Федерации назначается Президентом Российской Федерации по согласова­нию с Государственной Думой. Федеральные мини­стры назначаются Президентом по представлению Председателя Пра­вительства. Председа­тели госу­дарственных комитетов и иных федеральных ис­пол­ни­тельных органов назначаются Правительством Российской Федерации.

Судебная власть на федеральном уровне пред­ставлена Конституционным Су­дом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Феде­рации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.. Судьи перечисленных судов, а также Генеральный Прокурор Российской Феде­рации назначаются Сове­том Федерации Федерального Собрания по пред­ставлению Президента Российской Фе­дерации.

Органом надзора за соблюдением законности является Проку­ратура Российской Федерации, генеральный прокурор назначаются Сове­том Федерации Федерального Собрания по пред­ставлению Президента Российской Фе­дерации.

На уровне субъектов Российской Федерации, как пра­вило, избирается глава субъекта федерации - Прези­дент или Губернатор. Здесь формируются разнообраз­ные органы законодательной, исполни­тельной и судебной власти. Так, например в области законодательная власть может быть представлена За­конодательным Собранием; исполнительная власть - Администрацией или Правительством области, управле­ниями, министерствами, департаментами; судеб­ная власть - обла­ст­ными судами общей юрисдикции, арбитражными судами. На уровне субъектов имеются и соответствующие прокуратуры.

Тема 3. ФОРМА ГОСУДАРСТВА

1.. ФОРМА ГОСУДАРСТВА, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕ­МЕНТЫ.

ФОРМА ГОСУДАРСТВА - внешняя структура (способ организации) государст­венной власти, выражающаяся в построении верховных орга­нов государства, рас­пределении власти между различными уровнями государственных орга­нов, общем режиме управления страной

Форма государства, в отличие от сущности, ха­рактери­зует его внешние сторо­ны, оболочку, в кото­рой государ­ство предстает перед обществом и окру­жающим ми­ром. Как внешняя сторона форма госу­дарства непосредст­венно зависит от содержания го­сударственной власти - структуры государственного аппарата и выполняемых им функций. Поскольку го­сударства, находящиеся в одно­типных исторических условиях, решают в основном оди­наковые задачи, обнаруживается принципиальное совпа­дение их со­держательных сторон. Это обстоятельство опреде­ляет общие черты в формах таких государств.

Вместе с тем, форму государства определяют и другие факторы, в частности: величина территории страны, ее национальный состав, накопленные ис­торические тради­ции, уровень культуры и цивилизо­ванности народа, сте­пень влияния других госу­дарств. Поэтому даже однотип­ные государства могут иметь значительные различия в форме, которая в большей степени, чем какой-либо дру­гой элемент государства, харак­теризует его историческое свое­образие.

Как относительно независимый элемент государ­ства его форма может оказы­вать определенное воз­действие на содержательные стороны. Изменение, например, мо­нархической формы правления на рес­публиканскую или унитарной формы государствен­ного устройства на феде­ративную влечет за собой соответствующие изменения всего государственного аппарата и выполняемых его ор­ганами функций.

В форме государства принято выделять три ос­новных элемента: форму правле­ния, форму государ­ственного устройства и политический (государственный) режим. Ка­ждый из этих элементов характеризует определенный ас­пект формы государ­ства: форма правления - особенности построения верховных органов государства, форма уст­ройства - особенности распределения единой государст­вен­ной власти по террито­рии страны, политический ре­жим - общий характер взаимодействия государства с на­селением страны. Но только в связи, в единстве этих элементов может быть правильно понята форма государ­ства и ее соотношение с другими сто­ронами государст­венной власти.

2. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУ­ДАРСТВ.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ - способ организации вер­ховных органов государственной власти, ха­рактер их соотношения между собой и с насе­лением страны

Правление - это элемент формы государства, ко­торый характеризует организа­цию верховных орга­нов государ­ственной власти и, прежде всего, поря­док их создания, распределение компетенции между ними.

Исторически различают два основных вида форм прав­ления:

- монархию, где верховная государственная власть принадлежит одному лицу, получившему ее по наслед­ству и осуществляющему государственную власть пожиз­ненно;

- республику, где верховная государственная власть принадлежит единоличному или коллегиаль­ному органу, избранному гражданами страны на строго определенный срок.

В современном мире монархии существуют, как пра­вило, в виде конституци­онных (Бельгия, Велико­британия, Испания, Швеция, Япония и др.), где мо­нарх вы­полняет только функции главы государства, а законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляется кон­ституционно сформиро­ванными самостоя­тельными органами - парламен­том, правительством, различного рода судами.

Республики в современном мире представлены в виде парламентарных (Италия, Германия и др.) и президент­ских (США, Франция и др.). Различие ме­жду ними определяется тем, какой орган (президент как единоличный глава государства или парла­мент как коллегиальный за­конодательный орган) форми­рует правительство страны и контролирует деятель­ность исполнительной власти.

Следует отметить, что несмотря на определен­ные раз­личия монархических и республиканских форм в совре­менном мире они в значительной мере сближены по ос­новным параметрам. Это объясня­ется тем, что в любом цивилизованном государстве вне зависимости от особен­ностей формы правления реализуются принципы народо­властия, разделения властей, верховенства права и др.

3. ФОРМЫ УСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННЫХ ГОСУ­ДАРСТВ.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА - спо­соб распределения единой государственной власти по территории страны, соотношения властных полномочий центральных и регио­нальных государственных органов

В отличие от формы правления, устройство - это эле­мент формы государства, характеризующий со­отношение властных полномочий государственных органов различ­ных уровней: центральных, регио­нальных, местных.

Различают два вида государств в зависимости от формы государственного устройства:

- унитарные государства (Италия, Польша, Румыния и др.), где всей полнотой государственного суверенитета обладают только центральные органы, а внутренние тер­риториальные подразделения госу­дарства и их органы наделяются властными полно­мочиями, производными от полномочий органов центральной власти, и не имеют признаков само­стоятельных государственных образова­ний;

- федеративные государства (Швейцария, США, Россия), где единый государственный сувере­нитет рас­пределен между центральными органами и органами власти самостоятельных государственных образований (субъектов федерации), из которых территориально со­стоит федерация и которые на­делены государственными полномо­чиями, незави­симыми от центральной власти.

От унитарной и федеративной формы государст­венного устройства следует отличать конфедера­цию, которая яв­ляется не формой отдельного госу­дарства, а формой межгосударственного союза.

Конфедерация - относительно устойчивый союз от­дельных суверенных государств, созданный для осущест­вления конкретных экономических, полити­ческих, во­енных целей, не обладающий признаками единого государства.

Как государственные образования конфедерации имеют определенный состав, создают органы для решения об­щих дел союза, могут устанавливать об­щий таможенный, валютный режим. Однако конфе­дерации не имеют общей границы, общего граж­дан­ства и законодательства, других признаков единого государства. Решения, прини­маемые органами кон­федерации, приобретают обязательную силу только после ут­верждения их государствами, вхо­дящими в союз.

Путем создания конфедеративных образований от­дельные государства решают задачи осуществле­ния со­гласованной внутренней и внешней политики, укрепления своих позиций на международной арене. Конфедерации исторически могут быть этапом в об­разовании единого государства (например, США и Швейцария на начальных этапах были конфедера­тивными союзами).

Наиболее характерным примером современной конфе­дерации является Европейское сообщество. Определен­ные признаки конфедеративного образо­вания можно об­наружить в союзе ряда государств бывшего СССР (СНГ).

4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) РЕЖИМ - способ взаимосвязи государства с населением страны, выражающийся в общем характере применяемых им методов управления общест­вом

В отличие от формы правления и формы госу­дарствен­ного устройства, политический режим ха­рактеризует госу­дарственную власть со стороны ее взаимоотношений с населением страны, преимуще­ственных способов управ­ления социальными про­цес­сами. Одним из основных кри­териев политиче­ского режима в современном мире явля­ется призна­ние государством свободы личности, гаранти­рован­ность им достигнутых цивилизацией прав и свобод человека и гражданина. Политические режимы под­разде­ляются:

- на демократические, где государственный ап­парат подконтролен населению, им признаются и га­рантиру­ются основные права и свободы человека и гражданина, а осуществление функций в основном базируется на ав­торитете государственной власти и методах убеждения;

- авторитарные, где государственный аппарат фак­тически независим от населения, им игнориру­ются основ­ные права и свободы человека, а управ­ление осуществля­ется в основном методом насилия.

Разновидностью демократического политического ре­жима является либеральный политический режим. Авто­ритарные политические режимы могут быть то­талитар­ными, националистическими, теократиче­скими, воен­ными, фашистскими.

Политический режим представляет собой эле­мент формы государства, который наиболее непо­средственно отражает характер государственной власти, ее сущност­ные стороны. Поэтому в зависи­мости от вида политиче­ского режима существенно меняет­ся реальное состояние всех элементов формы государства. Так, в странах с то­талитарными политическими режимами фактически без­действуют республиканские институты власти, сводится на нет принцип разделения властей, федеративные на­чала заменяются жесткой централизацией власти и др.

Тема 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СМСТЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

1.. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА - взаимо­связанная совокупность общественных про­цессов и институтов, возникающих и функ­ционирующих в сфере политической жизни страны, в отношениях между ее основными социальными груп­пами

Политика - это сфера жизнедеятельности обще­ства, связанная регулированием отношений между основными социальными группами общества. Поли­тическая систе­ма общества представляет собой со­вокупность элементов общественной жизни, в ко­то­рых выражается, проявляет себя политика. Цель по­литической системы - обеспечить консолидацию, выражение и реализацию интересов от­дельных со­циальных групп общества.

Политическая система общества - это комплекс­ное об­разование, включающее в себя несколько ос­новных эле­ментов:

- субъекты политической жизни - классы, нации, про­фессиональные, конфессиональные и другие со­циальные группы, имеющие свои интересы и стре­мящиеся реали­зо­вать их;

- политические отношения - социальные связи, склады­вающиеся между основ­ными субъектами по­литической жизни страны, характер их взаимоотно­шений между со­бой;

- политическую организацию общества - совокуп­ность объединений, концентрирующих и выражаю­щих интересы тех или иных социальных групп в по­литической дея­тель­ности;

- политическую идеологию и политические нормы.

Политическая организация - структурно наиболее вы­раженная, зримая часть политической системы общества. Поэтому иногда она отождествляется с политиче­ской сис­темой в целом. Собственно поли­тическая организация общества состоит их двух ос­новных компонентов:

- государства как основного, центрального звена по­литической организации общества;

- общественных политических объединений (партий, профсоюзов, националь­ных и профессио­нальных органи­заций).

По форме организации политическая система может быть плюралистической, когда существуют разнообраз­ные политические объединения, имею­щие равные воз­можности на участие в политической жизни страны. В мо­нистической политической сис­теме выделяется одно по­литическое объединение, играющее главную роль в поли­тической жизни страны.

В зависимости от политического режима, созда­ваемого государственной властью, политическая система может быть демократической, когда за по­литическими объеди­нениями признаются широкие права на участие в форми­ровании государственной по­литики, и авторитарной, ко­гда роль политических объединений сведена на нет или их деятельность вообще запрещена.

2. МЕСТО И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

ГОСУДАРСТВО выражает интересы доминирующих в обществе социальных групп и, решая свои задачи, согласовывает деятельность всех субъектов соци­альной жизни

Поэтому государство в широком смысле слова - это по­литическое объединение всего населения страны. В узком смысле государство представляет особый элемент поли­тической органи­зации общества, который отличается от иных него­сударственных обще­ственных объединений.

По своей природе государство занимает ведущее, цен­тральное место в политической системе, явля­ется основ­ной организацией, определяющей харак­тер политики в обществе. Такая роль государства обусловлена тем, что оно:

- представляет не только интересы отдельных социаль­ных групп, но и всего населения страны, имеет самую широкую социальную базу по сравне­нию с любым обще­ст­венным объединением;

- включает в себя специально приспособленный аппа­рат, разветвленную систему органов властного управле­ния различными социальными процессами;

- помимо органов собственно управления вклю­чает в себя систему охранитель­ных органов, способ­ных в необ­ходимых случаях принудительно осуще­ствлять предпи­сания государственной власти;

- концентрирует материальные, людские и фи­нансовые ресурсы общества для решения тех или иных политиче­ских задач;

- способно, используя различные средства, про­водить активную идеологическую деятельность, вли­ять на соз­нание как отдельных социальных групп, так и населения в целом.

Именно через государство различные социаль­ные группы могут наиболее эффективно проводить в жизнь свои интересы. Поэтому государственная власть состав­ляет центр политической жизни страны, и все политиче­ские объединения в той или иной мере борются за обла­дание рычагами государ­ственной власти, за влияние на по­литику государ­ства.

3. МЕСТО И РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ как элемент полити­ческой организации общества представляют собой добровольные объединения граждан для реализа­ции совместных целей.

Эти объединения образу­ются на основе профессиональ­ных, национальных, культурных и иных интересов.

Различают собственно политические обществен­ные объединения, такие, например, как политиче­ские партии или избирательные блоки. Для них ос­новными являются цели политической борьбы. Вы­деляются также неполити­ческие организации, напри­мер, профсоюзы, объединения промышленников, религиозные, женские, молодежные, национальные и другие организации, для которых поли­тическая деятельность является дополнительной к их ос­нов­ным неполитическим целям.

Все объединения, участвующие в политической жизни страны, выражают и проводят интересы от­дельных соци­альных групп общества. Главной зада­чей общественных объединений в политической сфере является влияние на государственную власть, на политику государства через избрание их предста­вителей в выборные госу­дарствен­ные органы, через средства массовой информации, общественное мнение.

Государство, с одной стороны, стоит над общест­вен­ными объединениями, определяет их статус в обществе, основные параметры деятельности, за­прещает и пресле­дует деятельность объединений, подрывающих основы общественного и государст­венного строя.

С другой стороны, политика современного демо­крати­ческого государства не может быть достаточно эффек­тивной без опоры на общественные объеди­нения, по­скольку через них в основном осуществля­ется связь го­сударства с гражданским обще­ством.

В современном российском обществе действует прин­цип политического плюрализма, в соответствии с которым в Конституции России закреплено равно­правное по­ложе­ние различного рода общественных объединений. За­прещены лишь те объедине­ния, деятельность которых направлена на насильствен­ное изменение конституцион­но­го строя страны.

Тема 5. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА

1. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА - это законо­мерный процесс возникновения властно-поли­тической сис­темы управления в ходе качест­венных изменений перво­бытной организации человеческого общества

В развитии политико-правовой мысли существо­вали разного рода концепции, объясняющие проис­хождение государства.

Патриархальная теория, которая имела наи­большее распространение в древ­нее время и сред­невековье (представители: Аристотель, Фильмер). Она характеризу­ет­ся:

- признанием семьи в качестве базиса, основы всей общественной жизни;

- рассмотрением процесса образования государ­ства как результата постепенного разрастания одной семьи;

- отождествлением власти государства с семей­ной оте­ческой властью, где власть правителя есть продолжение власти старшего, отца над своими подданными, детьми.

Договорная теория, получившая наиболее ши­рокое распространение в XVII-XVIII веках, в период перехода от средневековья к новому времени. Ее представители: Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо и др. Она характеризуется:

- четкой направленностью против системы фео­дальной политической власти и абсолютизма как од­ного из край­них ее проявлений;

- постулированием так называемого “естественного” со­стояния общества, т.е. общества, подчиняющегося сти­хийным природным интересам, не имевшего политических государственных струк­тур;

- констатацией необходимости выхода из естест­венного состояния для самосохранения, безопасно­сти общества;

- ее реализации путем сознательного соглашения ме­жду людьми (общественного договора), по кото­рому они ограничивают свою стихийную свободу и передают власть над собой государству в целях обеспечения соб­ственности, безопасности, равен­ства людей;

- выводом о праве народа на свержение правите­лей, нарушающих условия общественного договора.

Теория насилия, получившая особое распро­странение в XIX веке и разра­ботанная в ряде произ­ведений Дю­ринга, Гумпловича, Каутского. Она ха­рактеризуется:

- признанием в качестве основной причины воз­никнове­ния государства войн первобытных племен между собой из-за территории для проживания и для охоты;

- констатацией необходимости при завоевании сильным племенем более слабого создания особых органов для удержания покоренных племен, которые в совокупности образовали государство;

- выводом о том, что государство по своей перво­на­чальной природе является организацией насилия одной части населения над другой, к которому при­водят не внутренние, а внешние факторы - покоре­ние одного на­рода другим;

- признанием того, что современное государство в от­личие от государств предшествующих эпох теряет на­сильственный характер, поскольку покорявшие и покорен­ные народы ассимилируются друг с другом.

Теория классовых антагонизмов, получившая наи­большее распространение во второй половине XIX - на­чале XX веков и обоснованная в трудах со­циалистов и коммунистов, прежде всего, в работах Маркса, Энгельса, Ленина. На протяжении несколь­ких десятилетий была господствующей теорией в странах так называемой со­циа­листической системы. Ее основные положения сво­дятся к следующему:

- в основе процесса образования государства ле­жат экономические причины -совершенствование производи­тельных сил и, прежде всего, орудий труда, разделение общественного труда и повыше­ние его производительно­сти, производство приба­вочного продукта и присвоение его частью общества;

- изменения в экономическом базисе делают воз­мож­ным и выгодным эксплуатацию чужого труда, в резуль­тате часть населения обращается в рабство, а само об­щество раскалывается на два антагони­стических класса - рабов и рабовладельцев;

- для поддержания власти над рабами, принужде­ния их к труду рабовладельцы создают и содержат государство, которое по своей природе является ор­ганизацией, обес­печивающей политическими сред­ствами и, прежде всего, вооруженной силой господ­ство одного класса (собственников основных средств производства) над экс­плуати­руемыми клас­сами;

- пока в обществе сохраняется деление на анта­гонисти­ческие классы, сохраняется и потребность в государстве, в диктатуре одного класса над другим.

2. СОВРЕМЕННАЯ НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОСУ­ДАРСТВА.

Вопрос о происхождение государства имеет для теории государства и права актуальный смысл, так как установ­ление причин его возникновения помо­гает понять необ­ходимость существования государ­ства на протяжении дли­тельного исторического вре­мени и его дальнейшую судьбу.

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА ПРИЗНАЕТ, что процесс воз­никновения государства носил сложный и противо­речи­вый характер и все факторы, которые выдви­гали различные теории, в той или иной мере влияли на про­цесс образования государства.

Вместе с тем сегодня очевидно, что ни один из них не может быть абсолютизирован и в основе происхождения госу­дарства, как и необходимости его существования на протяжении дли­тельного исторического времени ле­жат более глубокие социальные причины.

Они связаны с качественными изменениями, про­ис­шедшими в жизни перво­бытных людей в эпоху не­олита (VII-III тысячелетие до нашей эры), в резуль­тате пере­хода от присваивающего к производящему способу взаимоот­ношения с природой, ко­торые вы­звали глубокие пере­мены во всех сферах жизни первобытного общества. Это привело:

- в экономике - к разделению общественного труда, росту его производительно­сти, обмену про­дуктами труда, увеличению массы общественного богатства, возникно­вению разнообразных форм соб­ственности;

- в социальной сфере - к интенсивному росту числен­ности населения, появле­нию наряду с семьей совер­шенно новых форм общностей людей (различных профес­сий, богатых и бедных, свобод­ных и несвободных), рез­кому повышению роли от­дель­ной личности в системе со­циальных связей, разделению и противоречивости инте­ре­сов лично­сти, социальных групп, общества в целом;

- в духовной сфере - к интенсификации интел­лекту­альной деятельности, пе­реходу от мифологи­ческого к рациональному типу мышления, возникно­вению науки и идеологии, отделению сферы духов­ного производства от сферы материального произ­водства.

Вместо первобытного общества, имевшего одно­родную социальную структуру и основанного на единстве интере­сов людей, возникла разнородная социальная структура, основанная на многообразии, различии и противоречиях интересов людей. Необ­ходимость обеспечить управляе­мость всем общест­вом в условиях его социального рас­слоения опреде­лила постепенную замену родовых орга­нов власти (народного собрания, старейшин, военачальников), приспособленных к управлению соци­ально одно­род­ным обществом, государством с его специфиче­скими признаками, аппаратом, функциями и фор­мами, приспособленным к управлению соци­ально дифференцированным обществом.

3. ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ.

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА - про­цесс качественных изменений (смены истори­ческих типов) государственной власти с мо­мента ее возникновения до настоящего времени.

С развитием общества, его социальной струк­туры, це­лей, которые оно перед собой ставит, изме­няются содер­жание (аппарат, функции) и формы го­сударства при со­хранении его основного социаль­ного назначения. Качест­венно особенные периоды в развитии государства, соот­ветствующие определен­ным состояниям общества и оди­наковые для многих стран, определяются как типы (основные этапы раз­вития) государст­ва.

Смена исторических типов государства - процесс зако­номерный и прогрессив­ный, обусловленный об­щим ходом развития общества от первобытных при­митивных форм к развитой человеческой цивилиза­ции. В зависимости от выделяемых причин движения общества к более слож­ным формам, разработаны два основных и допол­няющих друг друга подхода к определению типов государства: формационный и цивилизационный.

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД - исследование со­стояния и развития общества, закономерно­стей смены исто­рических типов государств с точки зрения качест­вен­ных изменений в эко­номическом базисе обще­ства, его производст­венных отношениях и классо­вой структуре.

В плане этого подхода последовательное разви­тие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению формы произ­водственных отношений. Собственни­ками основных средств производства становятся но­вые, все более про­грессивные классы (рабовладельцы, феодалы, буржуа­зия, наконец, тру­дящиеся классы). С изменением производственных отношений, которые составля­ют базис общества, меняются все другие элементы, входящие в его над­стройку (общественное сознание, мораль, право, го­сударство, религия, наука); происходит пе­реход к но­вому, более высокому типу общественно-экономиче­ской формации.

Каждой классовой общественно-экономической форма­ции (рабовладельческой, феодальной, капи­талистической, социалистической) соответствует свой од­ноименный тип государства. Главная осо­бенность типа государства определяется по тому, какой класс является собственником основных средств производства и оказы­вает доминирующее влияние на государственную власть. К основным не­достаткам этого подхода можно отнести то, что:

- некоторые, выделенные в качестве общих, этапы про­ходят далеко не все общественные сис­темы (например, в России отсутствовала стадия ра­бовладельческого госу­дарства),

- ряд государственных систем вообще не вписы­вается в предлагаемую схему исторических типов (например, госу­дарства, основанные на так назы­ваемом азиатском спо­собе производства),

- он обосновывает жесткую зависимость государ­ства от экономических факторов, отношений собст­венности, ко­торая не всегда позволяет объяснить особенности от­дельных групп государств.

4. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД ОБ ИСТОРИЧЕ­СКОМ РАЗВИТИИ И ТИПО­ЛОГИИ ГОСУДАРСТВ.

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД - исследование со­стояния и развития общества, закономерно­стей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социо­культурной среде общества и, прежде всего, в духовной культуре народа, его религии и пра­ва.

Цивилизационный подход основан на понятии ци­вили­зации, введенном в научный оборот историком Тойнби, как исторического состояния относительно локальной общественной системы, обладающей общностью куль­турных, религиозных, психологиче­ских, географических и иных характеристик.

Цивилизационный подход отказывается от абсо­лютиза­ции материально-экономических факторов в развитии го­сударства и выводит на первый план факторы социокуль­турные, духовную жизнь обще­ства, идеологию, нравст­венность, религию, полагая, что именно они главным об­разом определяют особенности развития данной общест­венной системы и характерные черты ее государственной власти.

С помощью этого подхода удается, например, объяс­нить, почему страны, имеющие равные стартовые воз­можности, оказываются на разных ступенях социального прогресса, а отдельные группы государств, имеющих в принципе одинаковую социально-экономическую основу, обладают значительными различиями в организации го­сударственной власти.

С точки зрения этого подхода на начальном этапе че­ловеческой истории социокультурные факторы, опреде­ляющие лицо общества, формируются у разных наро­дов автономно, независимо друг от друга. В силу этого возни­кают первичные, древнейшие цивилизации, обладаю­щие каждая уникальными чертами: древнеиндийская, древнеки­тайская, шумерская, античная и др. Взаимодействие пер­вичных цивилиза­ций приводит к формированию особен­ных средневековых цивилизаций - европей­ской, араб­ской, восточной, американской и др., имеющих некоторые общие черты. В настоящее время на основе особенных цивилизаций идет формирование современной цивилизации с единой социокультурной базой, включающей элементы традиционных культур.

Каждый тип цивилизации (древней, средневековой, современной) придает устойчивые общие черты организации государственной власти. Соответственно в рамках определенной цивилизации можно выделить, например, древний античный тип госу­дарства, средневековый европейский тип государства, современный тип цивилизован­ного государства. В поступательном развитии цивилизаций и соответствующих им государств обнаруживается прогресс общества.

Основным недостатком цивилизационного подхода следует считать отказ от понимания развития государства как единого в своих закономерностях всемирно- исторического процесса и акцентирование внимания на уникальности, единичности свойств каждого государства.

5. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ (ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ) РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

До недавнего времени периодизация, т.е. выделение этапов развития российско­го государства, основывалась на формационном подходе, в соответствии с которым по типу производственных отношений и господствующим в обществе классам выделя­лись:

- российская государственность феодального типа (с момента возникновения до конца XIX века, с выделением раннефеодального государства, централизованного феодального государства, абсолютистского феодального государства);

- российская государственность капиталистического типа (на начальном этапе зарождения в конце XIX - начале XX веков);

- российская государственность социалистического типа (после Октябрьской революции 1917 года).

Последний этап в свою очередь подразделялся в зависимости от уровня разви­тия социалистического общества и соотношения внутри него классов на два этапа:

- этап диктатуры пролетариата, на котором осуществлялось господство класса пролетариата над классами бывших эксплуататоров, и

- этап общенародного государства, когда из общества устранены классы эксплуататоров и государство выражает интересы всего народа.

В последние годы происходит переосмысление этой концепции, поскольку проблематичным оказался сам факт построения в России социалистического общества и соответствующего ему государства. Общепризнанным в современной теории является то, что государство советской эпохи не выражало интересы пролетариата и всего народа, а по своей сути являлось организацией бюрократической элиты, в руках которой сосредоточивалась политическая и связанная с ней экономическая власть. В этот пери­од отсутствовало сколько-нибудь развитое гражданское общество и соответствующие ему институты реальной демократии, прав и свобод человека и гражданина.

Учитывая общие недостатки формационного подхода, исследователи выделяют на основе цивилизационного подхода древний, средневековый, новый и новейший этапы в развитии российского государства. Отдельные этапы классифицируются по формам правления и устройства, политическим режимам. Так, новейший период подразделяется:

- на досоветский, основной отличительной чертой которого является организация государственной власти на монархических принципах с попыткой перехода в начале XX века от абсолютной монархии к конституционной;

- советский, основной отличительной чертой которого является формальное закрепление республиканской формы правления и федеративного устройства в сочетании с тоталитарным политическим режимом;

- постсоветский, основной отличительной чертой которого является попытка перехода к демократическому политическому режиму в рамках республиканского, федеративного и правового государства.

РАЗДЕЛ III . ТЕОРИЯ ПРАВА

1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта