ЮР НОРМЫ. Тезисы лекций содержание раздел i. Введение в теорию государства и права тема теория государства и права как наука
Скачать 443 Kb.
|
Тема 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ЕЕ РОЛЬ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1. МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: СООТНОШЕНИЕ С ПРЕДМЕТОМ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРАВОВЕДЕНИЯ. МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА - это ее особая структурная часть, в рамках которой исследуются закономерности процесса познания предмета, вырабатываются наиболее правильные, эффективные приемы способы исследования государственно-правовой системы общества Любые знания приобретаются наукой через процесс познания, в котором используются различные пути, способы, приемы изучения предмета. Эти формы связи науки с предметом обобщенно называются методом научного познания. В отличие от предмета, определяющего что наука изучает, метод характеризует то, как наука изучает свой предмет, приобретает знания о нем. От правильности примененных при изучении предмета методов напрямую зависят объективность и истинность получаемых наукой знаний. Изучение методов позволяет определить, какие из них применимы для познания государственно-правовых явлений общества, в какой последовательности они должны использоваться на разных этапах научного познания. Совокупность знаний о применяемых наукой методах называется методологией (учением о методах). Каждый предмет имеет различные по содержанию и сущностному уровню стороны и свойства, поэтому в науке используется целая совокупность методов познания. В зависимости от содержания методов и их роли в процессе познания можно выделить: - философскую основу методологии, которая определяет общую направленность научных исследований, принципы подхода к изучаемому объекту; в современной российской юридической науке философскую основу методологии составляет диалектический материализм, с его подходом к пониманию природы государства и права исходя из объективных потребностей общества, в связи с другими социальными явлениями, развитии через противоречия; - общие методы, которые применимы при изучении любой стороны, каждого явления государственно-правовой системы общества; к таким универсальным методам относятся философская и формальная логики, вырабатываемые ими законы (например, философский закон отрицания отрицания или формально логический закон тождества), понятия и приемы исследования (например, философские категории причины и следствия, содержания и формы или формально логические приемы анализа и синтеза); - частные (специальные) методы, которые применяются при изучении отдельных сторон и свойств государственно-правовых явлений; к таким методам относятся статистические и математические методы, конкретно-социологические и психологические методы, методы толкования юридических норм и методы сравнительного правоведения и ряд других. Среди юридических наук теория государства и права имеет наиболее развитую методологическую часть. Она конденсирует в себе достижения в этой области отраслевых и специальных юридических наук и разрабатывает методы, которые используются как общие всем комплексом правоведения. 2. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА как разновидность социальной практики представляет собой предметную преобразующую деятельность субъектов общественной жизни, связанную с созданием и функционированием государственных институтов, формированием и реализацией права, защитой государственного строя и охраной правопорядка Социальная практика - это предметная деятельность людей, направленная на преобразование общественных отношений и институтов. Она противоположна теории, науке, которая создает идеальную картину существующего мира и изменяет, преобразует теоретические понятия, а не действительность. Особенностью юридической практики является то, что в ее рамках деятельность субъектов общественной жизни направлена на создание и преобразование государственно-правовых институтов общества. В правоведении есть и более узкое понятие юридической практики как деятельности судебных органов по рассмотрению и обобщению различных категорий дел. Практическая деятельность первична по отношению к теории. Однако она всегда связана с достижением конкретных, частных целей, поэтому в силу своей природы не может охватить общих закономерностей, в рамках которых эти цели могут быть эффективно реализованы. Наталкиваясь на противоречия в реализации целей, пытаясь разрешить их методом проб и ошибок, практика объективно порождает необходимость в теории и стремится к взаимодействию с ней. Для теории практика - это, с одной стороны, объект познания; с другой - сфера приложения, реализации и проверки истинности ее выводов. Отражая сущностные стороны и закономерности практики, теория позволяет установить, как должны быть наиболее оптимально организованы ее отдельные элементы, каковы тенденции ее ближайшего и перспективного развития. Воздействие теории на практику осуществляется через научные правовые идеи - концептуальные положения, направленные на изменение, преобразование практики в соответствии с ее внутренними законами. Практика, вбирая научные идеи, реализует свои собственные, но скрытые от нее возможности, избирает наиболее рациональные и корректирует ошибочные пути развития. Одновременно в процессе реализации проверяется истинность научных идей и уточняется содержание теоретических понятий. В единстве, взаимопроникновении теории и практики обеспечивается наиболее эффективное функционирование государственно-правовой системы общества. Главное направление взаимодействия современной юридической науки и практики в России - это разработка и воплощение в жизнь целостной концепции правовой реформы в Российской Федерации. РАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА Тема 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И ГОСУДАРСТВО. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА 1. ВЛАСТЬ, ЕЕ СВОЙСТВА, РОЛЬ В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ. РАЗНОВИДНОСТИ ВЛАСТИ. ОБЩЕСТВО - совокупность людей, исторически поколениями проживающих на определенной территории и связанных общностью экономической, социальной, политической и духовной жизни, единой государственной властью и правовой системой Люди, составляющие данное общество, имеют, как правило, единые нравы, религию, язык. Они субъективно отличают себя от людей, входящих в другие сообщества. Структурно развитое общество состоит из индивидов, образующих социальные группы (семьи, страты, слои, классы) в соответствии с родовыми, профессиональными, имущественными, национальными и иными признаками. Эти субъекты реализуют свои интересы в деятельности по отношению друг к другу, которая составляет социальную жизнь. Объединение деятельности различных людей и их общностей ради достижения совместных целей осуществляется через систему власти. ВЛАСТЬ - одна из форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей для воли других людей. Власть - это разновидность управления социальными процессами. В отличие от других форм управления (осуществляемых, например, путем координации деятельности людей) властное управление всегда связано с подчинением одних людей другими. Доминирование одной стороны (субъекта власти) и подчинение ей другой стороны (объекта власти) составляет специфическое содержание властеотношений. Властеотношения основываются, как правило, на авторитете субъектов власти. Однако их качественным признаком является потенциальная возможность применения принуждения в случае невыполнения властных предписаний. Власть обеспечивают выражение и согласование общих интересов различных субъектов, благодаря чему поддерживается стабильность социальных связей и сохраняется единство общественной системы. Властное управление присуще обществу с момента его зарождения и используется им для организации совместной деятельности людей в наиболее важных сферах его жизни. В зависимости от уровня организованности можно выделить: - простые, естественные формы власти, которые осуществляются непосредственно субъектом власти, без специального аппарата управления (власть родителей над детьми, старших над младшими, власть неформального лидера в коллективе и др.); - сложные, организованные формы власти, которые реализуются через специально создаваемые для этого органы, наделенные атрибутами субъекта власти (власть общественных объединений, в том числе политических партий, церковная власть, власть родовых кланов, национальных и профессиональных элит и др.). Разновидностью сложной организованной формы власти является государственная власть, осуществляемая особой организацией - государством. 2. ГОСУДАРСТВО И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ - разновидность социальной власти, которая обеспечивает единство общества в условиях его социальной дифференциации посредством специально созданной организации - государства В процессе исторического развития общественная жизнь от простейших, примитивных форм с однородными, совпадающими интересами людей переходит к этапу, когда она становится все более многообразной и разнородной (социально дифференцируется). На основе возрастающих потребностей людей возникают новые направления деятельности и представляющие их субъекты, интересы которых не только дополняют друг друга, но пересекаются и сталкиваются. При сохранении потребности в единстве общественной жизни появляются и множатся различия, противоречия между индивидами и социальной группой, между отдельными социальными группами, между социальными группами и обществом в целом. Обеспечить в этих условиях управляемость основными социальными процессами в масштабах всего общества не могут формы власти, выражающие частные интересы отдельных социальных групп, семьи или индивидов, поскольку они становятся конфликтующими. В целях обеспечения единства, согласования частных интересов, недопустимости распада общества и предотвращения столкновений в нем создается и функционирует государственная власть. В отличие от других видов социальной власти государственная власть: - обеспечивает единство общества в целом, всех составляющих его индивидов и социальных групп; - является наиболее действенной формой власти, обеспечивающей управляемость основными социальными процессами; - осуществляется посредством особой организации властного управления - государства. ГОСУДАРСТВО - организация, созданная для властного управления обществом в целом, выражающая и проводящая в жизнь интересы его основных социальных групп, обладающая особыми свойствами (суверенитетом, территориальностью, специальным аппаратом) и занимающая ведущее место в системе социальной власти. Как организация государство представляет собой выделенную из общества группу людей, которая наделена возможностью осуществлять государственную власть, т.е. подчинять волю всех других людей и объединений для решения общих дел, согласования их совместной деятельности. Опираясь на все общество, реализуя его общие потребности, государство осуществляет власть, ориентируясь, прежде всего, на интересы основных социальных групп общества, тех, которые играют в нем наиболее значимую роль, определяют его лицо и направления социального прогресса. Воля этих социальных групп составляет сущность государства. Вместе с тем государство - относительно самостоятельный элемент общественной системы, осуществляющий в ней властные функции, по отношению к которому общество выступает как объект управления. От характера государственной власти, ее способности выполнять свои задачи напрямую зависит не только сохранение, но и прогрессивное развитие общественной системы. 3. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА - это воля гражданского общества, направленная на организацию и поддержание властного управления обществом в целом с целью обеспечения его единства и согласования интересов различных социальных групп. В основе любого общественного явления, в том числе и государства, лежит социальная воля, т.е. стремление субъектов общественной жизни достичь определенных их потребностями целей. Определить сущность государства - значит понять, волю каких социальных субъектов оно выражает и какие цели они реализуют через государство в общественной жизни. До недавнего времени в российском государствоведении доминировал классовый подход к сущности государства. В соответствии с ним государство понималось как организация диктатуры экономически господствующего класса, который с помощью государства навязывает свою волю другим классам и обеспечивает свое привилегированное положение в обществе. Государство с этих позиций необходимо для общества только тогда, когда в нем существуют противоположные, антагонистические классы. Этот подход, верно отражая особенности государства ранних исторических эпох, обнаружил неадекватность современному цивилизованному обществу, поскольку оно постепенно теряет признаки классовости, а государство продолжает существовать и активно развиваться. Общесоциальный подход к сущности государства, в противоположность классовому, считает, что государственная власть изначально, на всех этапах своего исторического развития выражает волю всего гражданского общества и путем компромисса между отдельными социальными группами стремится к достижению общего блага. Поскольку государственная власть обеспечивает управляемость всей общественной системы, способствует ее самосохранению и предотвращает тенденции к распаду, то в государственной власти оказываются объективно заинтересованы все субъекты общественной жизни, несмотря на то, что их частные интересы могут не совпадать или находиться в прямой противоположности. Дуалистический подход к сущности государства пытается в определенной степени соединить противоположности классового и общесоциального подходов. С его позиций социальная воля, реализующая себя в государственной власти, имеет две стороны: классовую и общесоциальную. Государство, с одной стороны, - это организация экономически господствующего класса; с другой стороны, оно неизбежно реализует и общесоциальные цели, действует в интересах общества в целом. В историческом развитии государства его сущность меняется. Если в государствах раннего исторического периода превалирует первая сторона, классовая, то у современного цивилизованного государства - вторая, общесоциальная. 4. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА - его качественные черты, выражающие особенности государства по сравнению с другими организациями, осуществляющими властно-управленческие функции в обществе. Признаки государства являются выражением его социальной природы и сущности. Они характеризуют качественные свойства государства как особой организации власти. Признаки отличают государство от иных организаций, осуществляющих социальную власть, таких как различного рода союзы и объединения людей. Эти признаки отличают государство также от родовых форм организации власти, которые действовали как основные на начальном этапе развития человеческого общества и сохранили определенное значение в современном обществе. К основным признакам государства относятся суверенитет, осуществление власти по территориальному принципу, особая организация публичной власти страны. |