Главная страница
Навигация по странице:

  • Авторы теории год Тезисы теории по каждому автору Достоинства теории

  • X. Штейнталь, М. Лацарус

  • Психология масс

  • Теория инстинктов социального поведения

  • Второй подход

  • Социальная психология. задание 1_к 30 января. Тезисы теории по каждому автору Достоинства теории Недостатки теории Психология народов


    Скачать 37.62 Kb.
    НазваниеТезисы теории по каждому автору Достоинства теории Недостатки теории Психология народов
    АнкорСоциальная психология
    Дата23.06.2021
    Размер37.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлазадание 1_к 30 января.docx
    ТипТезисы
    #220750

    Задание 1_к 30 января 2021


    1. Составить в письменном виде (или в виде картинки в электронном виде) схему взаимосвязей социальной психологии с другими психологическими дисциплинами.



    1. Изучить работы В. Вундта, Г. Лебона, С. Сигиле и В. Макдугалла («Психология народов», «Психология масс», «Теория инстинктов социального поведения»). Заполнить таблицу:




    Авторы теории

    год

    Тезисы теории по каждому автору

    Достоинства теории

    Недостатки теории

    Психология народов

    X. Штейнталь, М. Лацарус и В. Вундт., в середине XIX в. в Германии. В 1859 г. Лацарус и Штейнталь опубликовали несколько работ в популярном в то время журнале «Психология народов и языкознание»

    X. Штейнталь, М. Лацарус: каждый народ обладает собственным особым складом мыслей и чувств, своей духовной физиономией, называемой «народностью». В своем проявлении в духовном мире отдельных индивидов, дух народа способен формировать их эмоциональный настрой, образ мыслей и волю. Все люди в своей деятельности и при общении с окружающими выступают как носители духовности собственной народности, выражая в своем эмоциональном и интеллектуальном настрое ее психический склад и национальное самосознание.

    В. Вундт: Душа народа всегда включает единичные души. Ее можно представить в форме «совокупного содержания душевных переживаний» людей, которые принадлежат к определенному народу и связаны постоянным «взаимодействием и взаимоотношениями». Созданная форма «общий дух» народа является «нечто неизмеримо большим, чем сумма индивидов», через сознание которых он находит свое проявление.Один из аспектов психологии народов В. Вундт представил в виде изучения и исследования языка, мифов и обычаев народа. Он полагал, что данные области духовной жизни отличаются значимым для всех характером выраженных в них духовных процессов. Личности при выражении народного, включая национальное самосознание, сами в различной мере влияют на него. Это находит свое проявление в творчестве в разных сферах жизни общества.

    Лацарус и Штейнталь противопоставили в этом смысле индивидуальной психологии - психологию народов. Она должна была служить дополнением и необходимым продолжением индивидуальной психологии и, следовательно, лишь в связи с нею исчерпывать вполне задачу психологического исследования.

    все отдельные области знания, проблемы которых вторично затрагивает психология народов, - языковедение, мифология, история культуры в её различных разветвлениях - уже сами давно старались выяснить психологические условия развития, то отношение психологии народов к этим отдельным дисциплинам становится до известной степени спорным, и возникает сомнение, не позаботились ли уже раньше другие о всестороннем разрешении той задачи, которую она себе ставит.

    Психология масс

    Эта теория родилась во Франции во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г. Тарда.

    Г. Лебон, будучи социологом, преимущественное внимание уделял проблеме противопоставления масс и элит общества. В 1895 г. появилась его основная работа "Психология народов и масс".

    Существенный вклад в анализ психологии масс внесли французский социолог Г. Лебон и итальянский юрист С. Сигеле.



    Социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Благодаря подражанию возникают, по Тарду, групповые и общественные нормы и ценности. Усваивая их. Индивиды приспосабливаются к условиям общественной жизни.

    С точки зрения Г. Лебона, всякое скопление людей представляет собой "массу", главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание роли чувств над интеллектом (что приводит к подверженности различным влияниям), вообще утрата интеллекта (что приводит к отказу от логики), утрата личной ответственности (что приводит к отсутствию контроля над страстями).

    Излагая свои взгляды в небольшой книге "Преступная толпа", С. Сигеле (1868–1913) обратил внимание на необходимость разработки коллективной психологии как психологии различных (больших и малых) масс людей.Коллективная психология, по мнению С. Сигеле, – это также психология толпы, "душа" которой формируется путем подражания людей друг другу. С. Сигеле указывал на роль заразительности в формировании коллективной психологии, в том числе психологии толпы, о роли в этом восприимчивости и внушения.

    Психология масс дает решение вопроса о взаимоотношении личности и общества с "индивидуалистических" позиций.

    Выводы эти были сделаны на основании рассмотрения единичных случаев проявления массы, а именно проявления ее в ситуации паники. Никаких других эмпирических подтверждений не приводилось, вследствие чего паника оказалась единственной формой действий массы, хотя в дальнейшем наблюдения над этой единственной формой были экстраполированы на любые другие массовые действия.

    Теория инстинктов социального поведения

    Работа В. Макдугалла "Введение в социальную психологию" вышла в 1908 г., и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании (в этом же году в США вышла книга социолога Э. Росса "Социальная психология", и, таким образом, достаточно символично, что и психолог и социолог в один и тот же год издали первый систематический курс по одной и той же дисциплине). Год этот, однако, лишь весьма условно может считаться началом новой эры в социальной психологии, поскольку еще в 1897 г. Дж. Болдуин опубликовал "Исследования по социальной психологии", которые могли бы претендовать тоже на первое систематическое руководство.

    Основной тезис теории В. Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, принимаемого Макдугаллом, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Именно этот принцип особенно значим в концепции В. Макдугалла; в противовес бихевиоризму (трактующему поведение как простую реакцию на внешний стимул) он называл созданную им психологию "целевой" или "гормической" (от греческого слова "гормэ" - стремление, желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение. В терминологии Макдугалла, гормэ "реализуется в качестве инстинктов" (или позднее "склонностей"). Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате определенного психофизического предрасположения - наличия наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии. Инстинкты включают аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Таким образом, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. В. Макдугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх; инстинкт бегства и чувство самосохранения; инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость; инстинкт приобретения и чувство собственности; инстинкт строительства и чувство созидания; стадный инстинкт и чувство принадлежности. Из инстинктов выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война.

    Инстинктивизмпробудил интерес к изучению психики истимулировал внимание к не поднятым до того времени проблемам сознания.

    Довольно примитивна идея неизменности человеческой природы.

    Социально-исторические тенденции и общественные закономерности, на раскрытие которых претендовал инстинктивизм, подменялись индивидуально-психическими факторами функционирования человека и общества.

    3. Написать современный предмет социальной психологии (по Андреевой Г.М.):
    По вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода.
    Первый из них, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение; иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах общественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр. В других случаях большее внимание уделялось формированию общественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр. Наконец, внутри этого же подхода почти все единодушно говорили о необходимости изучения коллективов. Большинство социологов определенно трактовали предмет социальной психологии как исследование общественной психологии (соответственно были разведены термины: «общественная психология» —уровень общественного сознания, характерный для отдельных социальных групп, прежде всего классов, и «социальная психология» —наука об этой общественной психологии).
    Второй подход, напротив, видит главным предметом исследования социальной психологии личность. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны, больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения. Позднее с точки зрения этого подхода дискуссионным оказался вопрос о месте «психологии личности» в системе психологического знания (есть ли это раздел общей психологии, эквивалент социальной психологии или вообще самостоятельная область исследований). Часто в защиту описанного подхода приводился такой аргумент, что он гораздо более «психологичен», что лишь на этом пути можно представить себе социальную психологию как органическую часть психологии, как разновидность именно психологического знания. Логично, что подобный подход в большей степени оказался популярным среди психологов.
    Наконец, в ходе дискуссии обозначился и третий подход к вопросу. В каком-то смысле с его помощью пытались синтезировать два предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. В этом случае, естественно, проблематика социальной психологии представлялась достаточно широкой, практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах социальной психологии, включался тем самым в ее предмет. Были предприняты попытки дать полную схему изучаемых проблем в рамках этого подхода. Наиболее широкий перечень содержала схема, предложенная Б.Д. Парыгиным, по мнению которого социальная психология изучает: 1) социальную психологию личности; 2) социальную психологию общностей и общения; 3) социальные отношения; 4) формы духовной деятельности (Парыгин, 1971). Согласно В.Н. Мясищеву, социальная психология исследует: 1) изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия, 2) особенности групп, 3) психическую сторону процессов общества (Мясищев, 1949).


    написать администратору сайта