Главная страница
Навигация по странице:

  • Профессор, доктор философских наук , ч лен-корреспондент Международной Академии Науки и Высшего образования (Великобритания, Лондон) Астана, Казахстан

  • Культурный код казахов: истоки, формирование, развитие и трансформация Понятие «культурный код»

  • Формирование

  • Трансформация

  • тбо. Тезисы заседания ЦентральноАзиатского научноэкспертного совета Ассамблеи Народа Казахстана. Астана, 2017


    Скачать 49.54 Kb.
    НазваниеТезисы заседания ЦентральноАзиатского научноэкспертного совета Ассамблеи Народа Казахстана. Астана, 2017
    Дата11.11.2022
    Размер49.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаAyazbekova_S.Sh._Tezisyi. (1).docx
    ТипТезисы
    #783507

    Аязбекова С.Ш. Культурный код казахов: истоки, формирование, развитие и трансформация // Национальный код и идентичность в эпоху глобализации. Тезисы заседания Центрально-Азиатского научно-экспертного совета Ассамблеи Народа Казахстана.– Астана, 2017.

    Аязбекова Сабина Шариповна

    Профессор, доктор философских наук, член-корреспондент Международной Академии Науки и Высшего образования (Великобритания, Лондон)

    Астана, Казахстан

    Культурный код казахов:

    истоки, формирование, развитие и трансформация

    Понятие «культурный код» является одним из широко распространенных при изучении вопросов, связанных с идентичностью нации. Однако, исходя из того, что культурный код представляет собой феномен семиотический (совокупность определенных знаков и смыслов), ценностный (укоренен в каждом объекте культуры) и деятельностный (порожден материальной и духовной деятельностью человека), становится очевидным, что культурный код – ключ к пониманию любого типа культуры, не только национального, но и этнического, исторического, художественного, устного, письменного, экранного, информационного и множества других. Такое понимание культурного кода как феномена типологии культур определяет культурный код нации как производный по своему генезису от феномена универсальной пракультуры.

    Из этого следует, что, несмотря на то, что культурный код нации формируется одновременно с национальной идентичностью, истоки его находятся в недрах антропологического единства человечества, пракультуры и праязыка, имеющих универсальный характер.

    Известно, что пракультура формируется в процессе выделения человека из окружающего животного мира, его приспособления к окружающей природной среде, а также путем создания, восприятия, сохранения, воспроизводства и передачи следующим поколениям материальных и духовных ценностей [1]. Стало быть, именно в недрах этой матрицы и возникает первичная кодировка смыслов и значений, формируются способы сохранения и передачи информации, стереотипы поведения, культурного бессознательного и особенности культурной памяти.

    В процессе развития универсального культурного кода из него вычленяется культурный код нации, который приобретает черты сложного механизма, направленного на сохранение идентичности в условиях социально-культурной динамики, межкультурной коммуникации и трансформации культуры. Культурный код нации формируется из множественности самых разнообразных сочетаний и конфигураций: государственных, социально-экономических, художественных, ментальных и других. Воплощенный в национальном сознании и ценностях, культурный код нации становится тем связующим звеном, который объединяет Мир и Человека, Прошлое-Настоящее-Будущее в координатах Этнического пространства и времени.

    Не думаю, что нужно «взламывать» национальные коды, пусть в них останется некая тайнопись, загадка и секрет, как определяет национальный код В.Даль, но понять его суть, структуру и основные этапы развития – это значит, найти ключ к его сохранению. Культурный код нации позволяет сохранить идентичность и в многообразных межкультурных коммуникациях, что делает изучение этого феномена особенно значимым на современном этапе глобализации и формирования постиндустриальной цивилизации с присущей ей нивелировкой национальных особенностей. Это тем более важно и потому, что сейчас, как никогда, мы находимся на этапе существенной модернизации общественного сознания.

    Истоки культурного кода казахов, как и всех народов мира, следует искать в недрах пракультуры как общности универсального порядка.

    Н ациональный код можно сопоставить с определенным набором гаплогрупп, характерном для той или иной нации. Достижения современной генетики свидетельствуют о наличии единой предковой основы – гаплогруппы А00, из которой произросли другие гаплогруппы, их общее количество – 20. Однако их комбинаторика раскрывает суть той или иной этнической общности [2-5]. Что касается генофонда казахов, то на сегодняшний день у таких исследователей как L. Castri, D. Comas, R. Spencer Wells, Березина Г.М, Хуснутдинова Э. К. и других, отсутствует единая точка зрения по процентному соотношению различных гаплотипов. Однако все эти исследования сходятся в наличии идентичных гаплотипов, имеющихся у многих народов мира (в особой мере – Евразии). Приведем для примера версию российских исследователей по распределению гаплогрупп мт-ДНК, изучающих генофонд казахов - Березиной Г.Н. и ее коллег [6].

    Как видим, он состоит из множества гаплотипов, имеющихся и в генофонде других народов мира. Это означает, что культурный код казахов, как механизм, можно отнести к общности универсального порядка, объединяющей его со всеми народами мира на глубинном генетическом, пракультурном и праязыковом уровне.

    Формирование культурного кода казахов восходит к неолиту и бронзовому веку - этапу возникновения мировых цивилизаций - номадической и оседлой [7], а также древнетюркской локальной цивилизации, созданной на основе единства территории, общности этногенеза - тюркского суперэтноса, единства древнетюркского календаря, языка и культуры, религии - тенгрианства, космоцентрической картины мира, единой рунической письменности, государственности, общих принципов государственного устройства, системы государственного управления [8]. Именно в этот период закладываются такие особенности культурного кода казахов, как космоцентрическая модель мира, одновременное сочетание устного и письменного способов передачи информации, глубокая связь знака и объекта, интонационные особенности вербального и музыкального языков, половозрастная иерархия, жанровая система, звериный стиль в изобразительном искусстве, а также цикличность, повторяемость и вариативность, свойственные тенгрианскому пониманию времени и пространства.

    Развитие культурного кода казахов сопряжено с выделением из общетюркского суперэтноса казахов как нации, формированием казахской государственности, национальных характеристик культуры, семантическим «уплотнением» языка, художественных форм и их консервацией. В этот период возникают и специфические особенности культурного кода казахов, воплощеные в языке (казахский язык), генеологии (шежире), профессионализации (бий, акын, хан, батыр), предметах быта (юрта), одежде (саукеле, малахай), ювелирных украшениях (конырау-сырга, онержиек), музыкальном инструментарии (домбра), музыкально-поэтических жанрах (айтыс, кюй), видах спорта (байга, казакша курес), национальной кухне (бешбармак, иримшик, баурсак).

    Трансформация культурного кода казахов определяется высочайшей степенью межкультурных и межцивилизационных взаимодействий: с юго-восточным, арабо-исламским, западным и восточно-европейским, славянским, а затем и русским культурными мирами. Все это привело к тому, что каждая такая «встреча» сопровождалась перекодировкой, в результате чего происходило «расщепление» основного кода с семантизацией новых форм и их динамической корреляцией. При этом межкультурная коммуникация имела достаточно устоявшиеся векторы развития в рамках единого евразийского континента с присущей ему высокой степенью кооперации во многих сферах общественного устройства.

    В современный период особенностью трансформации национальных кодов – не только казахов, но и многих других народов, является расширение глобализационных процессов, масштабное воздействие американской, и шире - западной культуры. Использование же современных информационных, сетевых ресурсов и технологий приводит к глубокой трансформации общественного сознания.

    Выводы: сохранение культурного кода казахов возможно при следующих принципиальных условиях:

    1. сохранение всего корпуса культурного наследия и создание механизмов для его дальнейшего развития на основе современных информационных технологий и с учетом глобализации и модернизации общественного сознания;

    2. безусловное внедрение казахского языка во все внутрикультурные и меж-культурные коммуникационные процессы;

    3. широкое распространение казахской традиционной музыки как одного из самых значимых видов искусства, кодифицирующих на сознательном, подсознательном и бессознательном уровне общественное и индивидуальное сознание;

    4. расширение межкультурной коммуникации как внешней среды бытования национального кода казахов;

    5. сохранение независимой государственности как институционального ресурса национального культурного кода.

    Литература:

    1. Аязбекова С.Ш. Невербальные и языковые факторы формирования и развития мировых культурных универсалий // 139-ая Международная научно-практическая конференция «Роль и соотношение языковых и невербальных средств общения в рамках тенденций повышения ценности информации и интенсивности ее обращения» / 1 этап первенства по филологическим наукам. - Лондон: Международная Академия Наук и Высшего Образования (Великобритания), 3-10 марта 2017 г. - URL. – http://gisap.eu/ru/node/120704

    2. Klyosov, A.A., Rozhanskii, I.L. (2012b) Re-examining the “Out of Africa” theory and the origin of Europeoids (Caucasoids) in light of DNA genealogy. Adv. Anthropol. 2, р. 80-86.

    3. Клёсов А. А. Математическая морфология. Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 14. - Вып. 1. - 2015. - URL: http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-45-html/klyosov/klyosov.htm.

    4. Описание гаплогрупп и известные представители гаплогрупп R1a, R1b, N1c, G2a, E1b и др. - URL: http://haplogroup.narod.ru/celeb.html

    5. «Киргизский Проект FTDNA». - URL: https://www.familytreedna.com/public/kirgiz/default.aspx?section=yresults

    6. Березина Г.М., Святова Г.С., Абдуллаева А.М., Бермишева М.А., Кутуев И.А., Хуснутдинова Э.К., Виллемс Р. Полиморфизм митохондриальной ДНК в казахской популяции // Медицинская генетика, 2005 г., том 4, № , с. 108-113.

    7. Аязбекова С.Ш. Мировые цивилизации в системе культурных универсалий // 126-ая Международная научно-практическая конференция «Феномен человеческого творчества в перипетиях исторического процесса» / 2 этап первенства по культурологии. - Лондон: Международная Академия Наук и Высшего Образования (Великобритания), 23-30 июня 2016 г. - [Электронный ресурс]. – http://gisap.eu/ru/node/115638

    8. Аязбеков С.А., Аязбекова С.Ш. Тюркская цивилизация: теоретический и исторический контекст // Тюркский альманах, 2014 г. – Астана, 2014.. – С. 172-195. – URL. - http://turkology.tk/media/info/Turkic_civilization.pdf


    написать администратору сайта