ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА и права заркбежгых стран чпсть 1. Тический курс
Скачать 78.73 Kb.
|
Тема 4. Наставления Ману в дхарме 1. Как, на Ваш взгляд, можно назвать подобные требования: законом государства, религиозной заповедью, кодексом чести или нормами древнего международного правового обычая? Являются ли слова «варна» и «каста» синонимами? Аргументируйте свою точку зрения. Главной особенностью социальной организации индийского общества в период средневековья был кастовый строй. Еще в древности сложилось деление общества на четыре варны (сословия): брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы-общинники) и шудры (эта варна возникла позже других и включала в себя различные категории зависимого населения, вплоть до рабов). Позднее наблюдались значительные изменения в сословном делении. Если раньше положение человека в обществе определялось его происхождением, то теперь все большее значение приобретало имущественное положение. Многие брахманские и кшатрийские роды разорялись. Среди вайшьев шел процесс расслоения. Традиционное сословное (варновое) деление общества теряло свое прежнее значение. Каждая варна стала делиться на множество каст (по-индийски «джати»). Происхождение многих из них связано с процессом разделения труда и специализацией. Другие же касты были по существу племенами, включенными в кастовую систему и получившими определенную социальную функцию. Касты существовали как отдельный от варн институт. Однако последние служили как бы ступенями классификации каст по социальному уровню. В раннее средневековье эта классификация не была столь жесткой, как в более позднее время. В ряде случаев касты меняли свои традиционные профессии и даже социальный статус. Поэтому слова «варна» и «каста» нельзя считать синонимами. Что касается требованием быть храбрым в битвах и сражаться с крайним напряжением сил и соблюдать при этом определенные правила гуманного отношения к противнику, то это скорее всего можно расценивать как кодексом чести, потому что это поведение носит рекомендательный характер и не содержит признаков нормы права: гипотезы, диспозиции, санкции. При нарушении данных рекомендаций не следует наказания от государства. Оно может быть выражено только как нравственная оценка поведения воина. 2. Несмотря на то, что в Законах Ману записано, что царь создан из частиц лучших из богов и блеском превосходит все живые существа, древнеиндийская цивилизация не знала классической деспотии. Как Вы думаете, почему? Для общественного строя Индии характерно довольно длительное сохранение общинных порядков -следствие медленного развития производительных сил. Другая характерная черта- деление общества на Варны ("Варна" - в буквальном переводе означает "цвет" и "качество"). Цари в Индии обладали верховной законодательной, исполнительной и судебной властью. Но царь не является верховным жрецом. Он должен был, по учению брахманов, подчиняться им. Таким образом, светская и духовная власть не были сосредоточенны в одних руках, поэтому обожествление царя не достигало никогда таких размеров, как в Египте. Кроме того, в силу территориальной разобщенности концентрация власти в одних руках верховного правителя была практически невозможна. 3. Как Вы считаете, что имеется в виду в юридической норме: «Корова, коза, человек, овца, лошадь, мул, осел – эти семь сведущими считаются домашними животными»? На мой взгляд в этой формуле отражается отношение к рабам, как домашним животным. Главной особенностью социальной организации индийского общества в период средневековья был кастовый строй. Еще в древности сложилось деление общества на четыре варны (сословия): брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы-общинники) и шудры (эта варна возникла позже других и включала в себя различные категории зависимого населения, вплоть до рабов). Рабы не пользовались никакими правами и их положение зачастую было хуже, чем домашних животных. Наиболее заметная общая черта, отличающая раба, — отсутствие права на свою личность. Это и в древнеиндийских сочинениях формулируется достаточно определенно: «Раб — не хозяин самому себе» (na dasa prabhuratmana). В буддийском сочинении «Маджхима-никая» (I.275) говорится: «Если человек — раб, он не хозяин самому себе (anattadhino), он подчинен другим (paradhino) и не может идти, куда пожелает. Если же он освобождается от рабства, он становится хозяином самому себе, не подчиняется другим и может идти, куда пожелает» Тема 5. Устройство древнегреческих городов-государств 1. Почему, на Ваш взгляд, именно в греческом полисе появилось понятие «свободы» (элевтрия)? Какое значение это имело для эволюции права? Основное достижение античной цивилизации, пополнившее генотип человеческого общества, — приоритет духовной сферы, человеческой личности, ее раскрепощение, расцвет науки, искусства, мифологии. Именно в это время возникло само понятие «свобода». Конечно, это не была свобода для всех: «Именно в античном обществе раб был наиболее рабом, а свободный — наиболее свободным... Лишь в греческих полисах появляется понятие свободы (элевтрия) как состояния отсутствия господства кого бы то ни было над данным человеком — понятие, завещанное греческим полисом всему человечеству». Свобода являлась следствием порабощения жителями полиса других племен, общин, должников, то есть свобода одних являлась следствием рабства других. Резкий подъем производительности труда, увеличение прибавочного продукта как результат применения более дешевых и эффективных железных орудий и рабов, как орудия, создали экономические условия для того, чтобы часть свободных граждан могла заниматься только умственным трудом — философией, искусством, политикой, правом, историей. 2. Какими правовыми нормами по описанию Аристотеля, регламентировалась деятельность народного собрания в Афинах? Какие ограничения, на Ваш взгляд, существовали в афинском государственном праве? Гражданскими правами пользуются люди, которых родители оба – граждане. Они вносятся в списки демотов по достижении восемнадцатилетнего возраста. Всякий раз, когда производится их запись, демоты решают голосованием под присягой относительно их: во-первых, находят ли, что они достигли положенного законом возраста (в случае отрицательного решения молодые люди опять поступают в разряд несовершеннолетних); во-вторых, свободный ли каждый из них в отдельности и законно ли рожденный. …Если его отвергнут, признав несвободным, он имеет право апеллировать в суд. Демоты выбирают в качестве обвинителей пятерых из своей среды и, если будет признано, что он не имеет право быть записанным, государство продает его в рабство; если же он выиграет дело, демоты обязаны его вписать… Порядок избрания должностных лиц. Совет пятисот и народное собрание. На все должности, входящие в круг обычного управления, афиняне выбирают кандидатов по жребию, за исключением казначея воинских сумм, заведующего зрелищным фондом и попечителя водопроводов. На эти должности избирают поднятием рук. …Кроме того, поднятием рук избирают и на все военные должности. Совет состоит из пятисот членов, избираемых по жребию, по 50 от каждой филы. Обязанности пританов /дежурные члены Совета/ исполняет каждая из фил по очереди, как выпадет жребий, первые четыре – по 36 дней каждая, а следующие шесть – по 35 дней каждая (как известно, считают год по луне). Те из состава Совета, которые несут обязанности пританов, имеют общий стол в фоле /здание круглой формы, находившееся недалеко от здания Совета/, получая на это деньги от государства. …Они собирают и Совет, и народ – четыре раза в каждую пританию. При этом они составляют программу, сколько дел и что именно предстоит обсуждать Совету в каждый день и где должно происходить заседание. Кроме того, они назначают и народные собрания. Одно – главное, в котором полагается производить проверку действий властей – находит ли народ их распоряжения правильными, затем обсуждать вопросы относительно продовольствия и защиты страны; далее, в этот день могут делать чрезвычайные заявления /о преступлениях против государства/ все желающие; наконец, полагается читать описи конфискуемых имуществ и заявления об утверждении в правах наследства… Другое народное собрание назначают для рассмотрения ходатайств: тут всякий желающий. Возложив молитвенную ветвь, мог рассказать народу о каких пожелает личных и общественных делах. Остальные два народных собрания отводятся для всех прочих дел… Председателем пританов бывает одно лицо, избранное по жребию, оно состоит председателем в течение ночи и дня, и нельзя ни пробыть в этой должности дольше, ни дважды занимать ее одному и тому же человеку. Председатель хранит ключи от храмов, в которых находится казана и документы государства и государственная печать. Он обязан все время оставаться в фоле, равно как и третья часть пританов, которой он прикажет, и когда пританы соберут Совет или народ, он избирает жребием девять проэдров /член Совета, председательствующий в Совете инародном собрании по одному из каждой филы, за исключением той, которая несет обязанности пританов, и из их среды, в свою очередь, одного председателя и передает им повестку. Последние, получив ее, следят за порядком и объявляют вопросы, подлежащие обсуждению, ведут подсчет голосов и распоряжаются вообще всеми делами; они имеют право и распустить собрание. Быть председателем нельзя более одного раза в год, а проэдром можно быть однажды в каждую пританию. Кроме того, пританы производят в народном собрании выборы стратегов военнаначальник, гиппархов /начальник конницы/ и прочих властей, имеющих отношение к войне, сообразно с тем, как решит народ… В прежнее время Совет имел право подвергать денежному взысканию, заключать в тюрьму и казнить… Народ отнял у Совета право предавть смертной казни, заключать в оковы и налагать денежные взыскания. Он установил закон, что если Совет признает кого-либо виновным илиналожит взыскание, то эти обвинительные приговоры или взыскания фесмофет председательствующие при рассмотрении важнейших судебных дел/ должны представлять на рассмотрение суда, и то, что постановят судьи должно иметь законную силу.И народ ни по какому вопросу не может вынести постановления, если об этом не состоялось предварительного заключения Совета или если этого не поставили на повестку пританы. В силу этого всякий, кто проведет какой-нибудь законопроект без соблюдения этих условий. Подлежит обвинению в противозаконии. Архонты.…Что же касается так называемых девяти архонтов, то… в настоящее время избирают по жребию шестерых фесмофетов и секретаря к ним, кроме того, архонта, басилевса и полинарха – одного из каждой филы по очереди… Должности, избираемые поднятием рук. Избирают поднятием рук… на все военные должности, в том числе десятерых стратегов – прежде по одному от каждой филы, а теперь из всего состава граждан…Поднятием рук избирают еще десятерых таксиархов начальник пехоты по одному из каждой филы. Каждый из них командует гражданами своей филы и назначает лохагов начальник отряда – лоха. Поднятием рук избирают и двух гиппархов из всего состава граждан. Они командуют всадниками, причем берет каждый по пяти фил… Выборы по жребию, жалованье, повторность занятия должностей. В числе назначаемых по жребию должностных лиц в прежнее время одни избирались из целой филы вместе с девятью архонтами, другие, избиравшиеся в храме фесея, распределялись по демам. Но так как в демах началась торговля местами, то и на эти должности теперь избирают из целой филы, за исключением членов Совета… Жалованье получает, во-первых, народ, за рядовые народные собрания по драхме серебряная монета в 4,37 г., делилась на 6 оболов/, а за главные – по девяти оболов. Затем в судах получают по три обола; далее члены Совета – по пяти оболов, а тем из них, которые несут обязанности пританов, прибавляется на продовольствие один обол. Кроме того, девять архонтов получают на продовольствие по четыре обола каждый… Военные должности можно занимать по несколько раз, а из остальных ни одной нельзя занимать вторично: только членом Совета можно быть дважды. Таким образом, главным ограничением было то, что всей полнотой прав пользовались только граждане. Рабы никаких прав не имели и считались собственностью. 3. Как Вы думаете, почему древнегреческие города-государства именовались иногда правовыми? Какую роль при этом играла гелиэя (суд присяжных)? Ядром социальной структуры греческого полиса было существование такой социальной категории, как гражданский коллектив, включавший полноправных граждан: коренных жителей (т. е. тех, кто жил в данной местности несколько поколений), владеющих наследственным земельным участком, принимающих участие в деятельности народных собраний и имеющих место в фаланге тяжеловооруженных гоплитов. Прибывшие на жительство из других греческих городов, даже из соседнего полиса, расположенного в нескольких километрах, не могли входить в состав граждан и составляли особое сословие метеков, неграждан. Потеря земельного участка могла привести к лишению гражданских прав и выбыванию из гражданского коллектива. Правда, в развитых торгово-ремесленных центрах, таких, как Коринф или Афины, проживали потерявшие земельные участки граждане, которые были вынуждены заниматься ремеслами и торговлей. Таких людей гражданских прав не лишали, но они подвергались своего рода общественному порицанию, становились гражданами второго сорта. При первой же возможности они стремились приобрести земельный участок и реабилитировать себя в общественном мнении. Полисные власти старались помочь таким безземельным гражданам. В каждом полисе существовал резервный фонд, так называемый ager publicus (общественное поле), из которого могли нарезать новые участки для наделения ими потерявших землю граждан. В состав агер публикус входили также неудобья, болота, карьеры, речные поймы, леса, угодья, которые находились в пользовании всего коллектива полиса. Владение земельным участком рассматривалось как главная гарантия выполнения гражданином своих обязанностей перед полисом, перед всем гражданским коллективом. Своими земельными участками граждане полисов владели как собственники с правом полной хозяйственной самостоятельности вплоть до продажи участка, однако возможности продажи земли были ограничены. С точки зрения государственного управления, греческий полис имел республиканское устройство. Верховная власть принадлежала Народному собранию, которое состояло в принципе из всех полноправных граждан. Народное собрание управляло полисом совместно с Советом и должностными лицами, избираемыми на определенный срок (как правило, на один год). Постоянного государственного аппарата, за исключением малочисленного штата технических служащих, не существовало. Повторное переизбрание на одну и ту же должность, как правило, не допускалось. Должностные лица после истечения срока их пребывания в должности отчитывались перед Народным собранием или его органами. Доминирующее значение Народного собрания и Совета воплощало главный принцип политического мышления древних греков: право участия в управлении всего гражданского коллектива. Право на решение дел своего полиса, государственное управление рассматривалось как одно из важнейших прав гражданина.10 В VII-VI вв. до н.э. в греческих городах-государствах еще сохранилась древнейшая форма суда - суд в народном собрании. В Афинах народные суды (дикастерии) сохранили до V в. древнее название- "гелиэя фесмофетов". Гелиэя-старинное название народного собрания в греческих городах- государствах. Происходит оно от слова гелиос - солнце, так как народные собрания происходили только днем и заканчивались с заходом солнца. Будучи собрано архонтом под его председательством, оно называлось "гелиэей архонта" и занималось политическими делами; созванное басилеем под его председательством, оно называлось "телиэей басилея" и занималось религиозными делами; созванное под председательством полемарха, оно называлось "гелиэей полемарха" и занималось военными делами, наконец, "гелиэея фесмофетов" под председательством фесмофетов занималась судебными делами. Гелиэя ко времени Солона потеряла какое бы то ни было реальное значение:ее вытеснила "экклесия" - собрание вызванных архонтами лиц из числа знати и более зажиточных людей. Солон, описывая положение, бывшее до него, противопоставляет "демосу"- горожанам, участвовавшим в народном собрании, "бедняков". Очевидно во времена Солона фактически созывался для обсуждения государственных вопросов только один вид народного собрания-экклесия, в котором беднейшая часть граждан не могла участвовать. "Гелиэя фесмофетов" из полновластного народного судилища превратилась теперь в простое окружение, в людей, присутствующих на суде шести фесмофетов. Этот присутствовавший на суде фесмофетов народ не принимай никакого участия в рассмотрении дели и вынесении приговора. Суд творили архонты-фесмофеты. Они не были связаны народным одобрением, однако, как можно полагать, нередко вынуждены были считаться с ним. Компетенция гелиэи фесмофетов с течением времени все более и более суживается. Ее деятельность в VI в. до н. э. тесно связана с наиболее демократичной из мер, проведенных Соленом, с установленным "правом апелляций на решения аристократических должностных лиц в это последнее общенародное учреждение - гелиэю фесмофетов. К разбору апелляций на решения должностных лиц, вероятно, и вводились по реформе Солона все ее функции. Итак, все выше перечисленное можно считать, не без оговорок, признаками правового государства. Тема 6. Римское право. 1. В чем, на Ваш взгляд, состоит разница между источниками правовых норм, распространяющимися на римских граждан, и источниками общенародного права? Изучите для этого «Институции» Гая. Прежде, чем говорить об институциях Гая, следует остановиться на самих источниках римского права. В юридической и историко-правовой литературе применительно к римскому праву термин «источник права» употребляется в различных значениях, а именно: 1) как источник содержания правовых норм, 2) как способ (форма) образования норм права, 3)как источник познания права. В институции Юстиниана упоминается два вида источников: 1) закон и другие нормы, исходящие от государственных органов и зафиксированные ими в письменной форме, 2)нормы, складывающиеся в практике (имеются в виду правовые обычаи). По признаку письменной и устной формы источников римляне разделяли право на писаное (jus scriptum) и неписаное (jud non scriptum). Более широкий смысл и иное содержание вкладывается в понятие источник права когда речь идет об источниках познания римского права. В данном случае к источникам права относят прежде всего многочисленные правовые и другие памятники, содержащие юридические нормы и другие данные о праве. К ним можно отнести кодификацию Юстиниана, произведения римских юристов, философов, ораторов, поэтов и др. Сюда же относятся и институции Гая. Итак, лицами, или субъектами прав, в Риме были как отдельные лица, так и объединения физических лиц (род, цех, корпорация) или независимые от них учреждения – юридические лица (хотя следует отметить, что юридические лица только зародились в Риме, и они не приобрели большого значения в ходе развития хозяйственной жизни Рима). Субъект права именовался в римском праве persona. Правоспособность обозначалась словом caput. Быть правоспособным значило caput habere. Отдельный человек для обладания полной правоспособностью во всех областях политических, семейных и имущественных отношений должен был удовлетворять трояким требованиям: 1) в отношении свободы: быть свободным, а не рабом (status libertatis), 2) в отношении гражданства: принадлежать к числу римских граждан, а не чужеземцев (status civitatis), 3) в семейном положении: не быть подчиненным власти главы семьи (patria potestas). Отпадание или изменение одного из этих состояний влекло за собой прекращение, либо изменения объема или содержания правоспособности. Правоспособность признавалась возникшей в момент рождения человека, удовлетворяющего указанным выше требованиям, и прекращалась со смертью его. Полная правоспособность человека в области частноправовых отношений, в свою очередь, складывались из двух элементов: 1)ius conubii – право вступать в регулируемый римским правом брак, создавать римскую семью, 2)ius commercii – право быть субъектом всех имущественных отношений и участником соответствующих сделок. Сразу хотелось бы отметить, что рабы не имели никаких прав и являлись объектами правоотношений. Вот, что по этому поводу говорит статья 52: «Под властью господ состоят рабы; эта власть над рабами есть институт общенародного права; ибо у всех вообще народов мы можем заметить, что господа имеют над рабами право жизни и смерти и что все, что приобретается рабом, приобретается господину». Правда они могли быть отпущены на волю своим господином, но в таком случае они переходили к категории римских граждан ( так называемые вольноотпущенники libertini). Существовал ряд условий, для освобождения раба: не менее 30 лет, был собственностью господина по квиритскому праву, но все же главное условие по институциям Гая – раб должен быть освобожден посредством vindicta (на основании юридического акта). Также основание для получения гражданства – усыновление римским гражданином чужеземца, и, конечно, самое главное основание - рождение от брака римских граждан. Свободнорожденные граждане в отличие от вольноотпущенных имели право участвовать и голосовать в народных собраниях – ius suffragii и право быть избираемыми в магистраты – ius honorum. Еще один важный момент – утрата римского гражданства. Оно могло быть, как по личному желанию гражданина, если он, например, захотел стать латином для получения новых земель, а также если римлянин попадал в плен. В этом случае действовала юридическая фикция ius postliminii, вот что об этом сказано в статье 129 институций Гая : « если восходящий попал в плен к неприятелю, то хотя он временно делается рабом, но в силу jus postliminii, по которому возвратившиеся на родину из вражеского плена приобретают все прежние права (на основании юридической фикции, как будто бы они никогда не теряли свободы) Правовое положение латинов в большей степени зависело от их статуса. Так, например, latini veteres (древние латины, древнейшие жители Лациума и их потомство) имели гораздо больше прав, нежели latini coloniarii (латины колоний). В сфере публичного права все латины, не имея ни права служить в римских легионах, ни ius honorum, пользовались, однако, правом участвовать и голосовать, во время пребывания в Риме, в римских народных собраний. А в сфере частноправовой в отличие от всех остальных латинов latini veters имели ius conubii, ius commercii имели же все. Так как перегринами являлись, прежде всего, подданные Рима без прав гражданства, превратившиеся с течением времени в новую категорию населения, то они не имели никаких прав, кроме права ius commercii, позволявшее им торговать на территории Римской Империи. |