Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Почему средневековое английское право получило название «Общего права» Каковы его особенности

  • 3.Как великая хартия вольностей регламентирует порядок наследования имущества свободного человека, не оставившего после себя завещания

  • Тема 9. Правовые обычаи области Бовэзи 1. Какие три сословия (состояния) упомянуты, на Ваш взгляд, в книге де Бомануара и каковы их права и обязанности

  • 2. Как Вы считаете, почему автор отдает явное предпочтение письменным доказательствамперед судебной дуэлью

  • ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА и права заркбежгых стран чпсть 1. Тический курс


    Скачать 78.73 Kb.
    НазваниеТический курс
    Дата31.05.2019
    Размер78.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА и права заркбежгых стран чпсть 1.docx
    ТипПрограмма курса
    #79812
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    Тема 8. Великая хартия вольностей.

    1. Какие виды правовых отношений регулирует данное судебное решение? Какая статья Великой хартии вольностей 1215 г. регулирует подобные отношения? Какие разновидности вольностей были дарованы этой хартией?

    Данное решение относится к наследственному праву. Данное решение описывается, на мой взгляд, в следующих статьях:

    Если кто-либо, держащий от нас светский лен, умрет, и шериф или бэйлиф наш предъявит наш приказ об уплате долга, который умерший должен был нам, то пусть шериф или бэйлиф наш наложит запрещение на движимое имущество умершаго, найденное на светском лене, и составит ему опись в размере суммы этого долга, в присутствии полноправных людей, так, однако, чтобы ничего не было отчуждено из этого имущества, пока не будет уплачен нам долг, вполне выяснившийся; а остаток пусть будет оставлен душеприказчикам, чтобы они могли выполнить завещание умершаго; а если ничего нам он не был должен, то вся движимость пусть будет оставлена за умершим, при чем должны быть обезнечены жене его и детям следуемыя им части.

    Если какой-либо свободный человек умрет без завещания, движимость его пусть будет распределена руками близких родственников его и друзей под наблюдением церкви, при чем должна быть обезпечена уплата долгов каждому, кому умерппй был должен.

    Хартия вольностей предоставляет следующие разновидности вольностей:

    нет налогообложения без представительства

    все свободные имеют права по отношению к короне

    корона должна ограничить свои притязания к имуществу

    ВХВ говорит о свободных

    права баронов постепенно становятся правами всех свободных

    налоги не могут произвольно устанавливаться королем (коллегия баронов)

    1215 - король обязан созывать представителей - баронов

    свобода эмиграции

    2. Почему средневековое английское право получило название «Общего права»? Каковы его особенности?

    Английская правовая система имеет богатую и содержательную историю своего развития, в ходе которого выделилась самостоятельная, весьма большая правовая семья получившая в настоящее время название – система Общего права. Эта семья включает в настоящее время правовые системы всех, за некоторым исключением англоязычных стран. Система общего права была создана в Англии после нормандского завоевания, в последствии она в значительной мере оказало влияние на становление и развитие правовых систем стран, которые политически были связаны с Англией.

    Общее право Англии оказало решающее воздействие на развитие правовой системы США, которая в настоящее время во многом отличается от правовой системы современной Англии, но входит вместе с ней в семью общего права. Общее право оказало большое влияние на формирование современных правовых систем Индии, Пакистана, ряда стран Африки. Следует заметить, что английское общее право не является правом Великобритании, оно применяется на территории Англии и Уэльса, а Шотландия, Северная Ирландия, острова ЛаМанша и остров Мэн не подчиняются английскому праву. Английское право развивалось автономным путем, связи с континентальной Европой оказали на него незначительное влияние. Рецепция римского права в Европе не затронула английское право. Исторической датой в становлении английского права был 1066 год, когда нормандцы завоевали Англию. До этого периода было англосаксонское право, которое носило партикулярный характер, было сугубо местным. Общее право (Common Law) — это право, общее для всей Англии, где до этого периода действовали местные обычаи. Утверждение общего права свидетельствовало о централизации власти. С нормандским завоеванием постепенно сформировалась новая феодальная юрисдикция. Общее право было создано королевскими судами, которые, начиная с XIII века, заседали в Вестминстере. С течением времени происходил процесс расширения компетенции королевских судов, совершенствовалась судебная процедура. В конце средних веков королевские суды по существу стали единственными органами правосудия. Муниципальные и торговые суды рассматривали малозначительные дела, церковные суды рассматривали лишь дисциплинарные проступки священнослужителей и дела, связанные с святостью брака. Вопросы процедуры в королевских судах сыграли решающую роль в формировании общего права. Если в странах романско-германской правовой системы юристы придавали приоритетное значение вопросам установления прав и обязанностей субъектов, вопросам материального права, то в Англии основное внимание юристов было сосредоточено на процедурных вопросах, — процедура, прежде всего.

    Исторические особенности формирования общего права сыграли определяющую роль в том, что английское право не знает деления на публичное и частное, они исключили рецепцию понятий, категорий римского права. Английская национальная юриспруденция разработала многие категории общего права, не известные странам континентальной Европы. На развитие системы права Англии большое влияние оказало формирование и действие права справедливости, в чем большую роль сыграли (проходящие через лорда-канцлера) обращения подданных, добивающихся справедливого судебного решения, к королю — источнику справедливости и милости. Принципы, применяемые лордом-канцлером, были заимствованы из канонического права и римского права, что помогало преодолеть многие устаревшие нормы общего права и выносить справедливые решения.

    Существенные отличия английского общего права от романо-германской правовой системы выражаются в структуре права, категориях и понятиях права, нормах права. В английском праве нет деления на публичное и частное право, нет деления на гражданское, торговое, административное, право социального обеспечения. В первую очередь в английском праве находим деление на общее право и право справедливости. В романо-германской системе права есть такие понятия, как юридическое лицо, родительская власть, непреодолимая сила, подлог и другие, которых мы не встретим в английском праве. Однако в нем есть такие понятия, как доверительная собственность, встречное удовлетворение, треспасс, эстоппель и др., которые не встречаются в романо-германской правовой системе. В английском праве нет деления норм на императивные и диспозитивные, сама норма менее общая и абстрактная, чем норма, например, французского, итальянского права. Структура английского права была определена его историей, оно складывалось в рамках судебной процедуры.

    Источником английского права является судебная практика. Суды не только применяют, но и создают правовые нормы. Прежде всего это относится к деятельности Высоких судов, в настоящее время — Верховного суда, в который входят Высокий суд, Суд короны и Апелляционный суд. Высокие суды в Англии обладают большим авторитетом и властью. Судебный прецедент, как правило, создают только решения Высоких судов. Решения других судов могут служить примером, но они не служат обязательным прецедентом. Важным источником английского права выступает также закон — акт парламента и различные подзаконные акты. В XX веке в Англии происходит развитие законодательства, возрастает роль законов в регулировании экономической, социальной сфер жизни общества. Судебная власть контролирует применение законов. В наше время закон не является «второстепенной» за судебной практикой формой права. Судебная практика и закон являются основными источниками английского права. Обычай, доктрина и разум играют определенную роль в правовой жизни Англии. Это вспомогательные источники права находят применение при восполнении пробелов в действующем праве. Само общее право характеризуется в Англии как выражение разума. Общее право распространилось по миру и стало одной из крупнейших правовых систем. В каждой конкретной стране, куда пришло общее право, оно утвердилось в качестве национального права, испытав воздействие ряда факторов. В этом смысле общее право выступает как модель, ставшая национальной правовой системой со всеми ее новыми чертами и особенностями. Это можно наблюдать на примере правовой системы США, куда право вместе с переселенцами из Англии пришло в XVII веке. В Америке было воспринято действовавшее в ту пору в Англии право, оно развивалось и функционировало здесь в течение всего периода господства Англии, т.е. до 1776 года. Позже английское и американское право развиваются параллельно, и влияние правовых систем этих государств друг на друга осуществляется опосредованно.

    3.Как великая хартия вольностей регламентирует порядок наследования имущества свободного человека, не оставившего после себя завещания?

    Подписание Великой хартии вольностей английским королем Иоанном Безземельным в июне 1215 года завершило первый этап борьбы, приведшей уже в конце XIII века к образованию в Англии сословной монархии.

    Хартия 1215г. была обширным политическим документом, состоявшим из 63 статей. Хартия содержала многочисленные уступки и привилегии главным образом в интересах класса феодалов.

    Баронам и рыцарям она обеспечивала наследственное обладание их феодами и уплату умеренных вассальных платежей «согласно обычаю».

    Оригинальный текст Хартии 1215г. изложен на латинском языке, без подразделения на статьи, и не имеет чёткой системы изложения.

    Все положения Хартии можно условно разделить на те статьи, которые выражают интересы только баронов, и статьи, выражающие интересы всех свободных. Однако на основе более детального изучения содержания статей их можно разбить на три основные группы :

    1) статьи, отражающие материальные интересы различных социальных слоёв

    2) статьи, подтверждающие ранее существовавший или вновь создаваемый порядок работы судебных и административных органов, а также пресекающие злоупотребления королевского аппарата в центре и на местах

    3) статьи, претендующие на установление новых политических порядков, в частности на ограничение королевской власти, так называемые конституционные статьи

    Статьи 2-3 косвенно регулируют вопросы наследования.

    «Если кто из графов или баронов или других держателей, держащих от нас непосредственно за военную повинность, умрет и в момент его кончины наследник его будет совершеннолетен и обязан будет платить рельеф, то он (наследник) должен получить свое наследство после уплаты старинного рельефа, т. е. наследник или наследники графа (должен уплатить) за целую графскую баронию сто фунтов (стерлингов). наследник или наследники барона за целую баронию сто фунтов, наследник или наследники рыцаря, владеющего целым рыцарским фьефом, сто шиллингов самое большее: а кто меньше должен платить, пусть и дает меньше, согласно древнему обычаю фьефов.

    Ст. 27 гласит:24

    «Если какой-либо свободный человек умрет без завещания, движимость его пусть будет распределена руками близких родственников его и друзей под наблюдением церкви, причем должна быть уплата долгов каждому, кому умерший был должен».

    Тема 9. Правовые обычаи области Бовэзи

    1. Какие три сословия (состояния) упомянуты, на Ваш взгляд, в книге де Бомануара и каковы их права и обязанности?

    Так называемый «Старый режим» во Франции (то есть существовавший до революции) разделял общество на три сословия: первое (священники), второе (аристократы) и третье (общинники).

    В обязанности Первого сословия входили: регистрация браков, рождений и смертей, сбор десятины, осуществление духовной цензуры книг, исполнение обязанностей моральной полиции и помощь бедным. Духовенство владело 10-15 % земель во Франции; они не облагались налогом.

    Общая численность Первого сословия на 1789 год оценивалась в 100 тыс. чел, из которых около 10 % принадлежали к высшему духовенству. Существовавшая во Франции система наследования старшему сыну приводила к тому, что младшие сыновья зачастую становились священниками.

    Второе сословие представляло собой аристократию, и, фактически, королевскую семью, за исключением самого монарха. Нобилитет разделялся на «аристократов плаща», представлявших юстицию и гражданскую службу, и «аристократов меча».

    Численность аристократов составляла около 1 % населения; они были освобождены от трудовой повинности на строительство дорог, а также от ряда налогов, в частности, габель (налог на соль), и традиционный налог талья.

    К особым привилегиям аристократов относились право ношения меча и право на фамильный герб.

    Также аристократы собирали налоги с третьего сословия, опираясь на традиционную феодальную систему.

    Третье сословие состояло из всех французов, не вошедших в первые два сословия, и представляло собой буржуа, рабочих и крестьян. Представители этого сословия были обязаны платить налоги, и составляли на 1789 год около 96 % населения.

    В работе «Обычаи области Бовэзи» упоминаются три сословия.

    В частности в разделе «Глава 45. Об отказах, сервитутах и т.д» говориться в трех состояниях:

    «Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое - знатное.

    Второе - состояние свободных по происхождению людей, рожденных свободной матерью; тех, которые могут и должны были бы по праву называться дворянами.

    Но не все свободные люди - дворяне, и между правами дворян и других свободных людей существует большая разница, так как дворянами называют тех, которые по прямой линии происходят от королей, герцогов, графов или рыцарей; и эта знатность идет по прямой отцовской, но никак не по материнской линии; ведь совершенно ясно, что никто, даже если его мать и дворянка, не может стать дворянином, (если только не будет на то особой королевской милости), если только его отец не дворянин. Но по-иному - дело со свободным состоянием, так как это состояние идет от матери, и всякий человек, рожденный свободной матерью, - свободен...

    § 1452. Мы говорили о двух состояниях - о знатном и свободном; третье состояние людей - крепостное. И в этом состоянии не все люди находятся в одинаковом положении: имеются различные условия крепостной зависимости. Ибо одни из крепостных так подчинены своим сеньорам, что эти сеньоры могут распоряжаться всем их имуществом, имеют (над ними) право жизни и смерти, могут держать их в заключении, как им будет угодно - за вину или без вины - и ни перед кем за них не несут ответственности, кроме как перед Богом.

    С другими обращаются более мягко, ибо при их жизни сеньоры не могут ничего от них требовать, если только они не провинятся, кроме их чиншей, рент и повинностей, обычно платимых ими за их крепостное состояние (servitude). И (лишь) когда они умирают или женятся на свободных женщинах, все их имущество -движимое и недвижимое - переходит к сеньорам. Ибо тот, кто женится на свободной или на женщине из другой сеньории, должен платить выкуп по усмотрению сеньора.

    Великая хартия вольностей 1215г. Документы по истории зарубежных стран. Под ред. Н. Л. Крашепииковой и Жидковой О.А., 2004г25

    И если (крепостной) умирает, нет у него иного наследника, кроме сеньора, а дети крепостного ничего не получают, если не заплатят выкупа сеньору, как это делали бы люди посторонние. Этот последний обычай, о котором мы говорили, носит у крепостных Бовези название "мертвой руки" и "брачного выкупа" (formariages). О других крепостных состояниях в чужих землях мы умолчим, ибо наша книга рассказывает об обычаях в Бовези. <...>

    Так же указано, что во Франции «с ними обращаются более человечно, ибо при условии уплаты своим сеньорам положенных обычаем ренты и специального налога, собираемого с каждой семьи (chevages), они могут идти служить и жить вне юрисдикции своих сеньоров».

    2. Как Вы считаете, почему автор отдает явное предпочтение письменным доказательствамперед судебной дуэлью?

    В Главе 39 «Кутюмов (обычаев) Бовэзи».указывается на 8 видов доказательств: - первый вид состоит в том, что кто-либо признает то, что от него требуют, соглашается исполнить требуемое либо без всякого отказа, либо после некоторого отрицания факта. Это доказательство наилучшее, наиболее простое и наименее дорогостоящее из всех.

    - 2-й вид доказательства — письменное доказательство.

    3-й вид доказательства — дуэль (gages de bataille). « И пусть тот, кто прибегает к этому доказательству, будет осторожен, так как из всех доказательств это самое опасное». – пишет атор..

    4-й вид доказательства — доказательство при помощи свидетелей.

    5-й вид доказательства: утверждения одной стороны не оспариваются другой стороной…

    7-й вид доказательства: обстоятельство, которое хотят доказать, настолько ясно само по себе, что не требует иного доказательства…

    8-й вид доказательства — доказательство при помощи презумпции (presompcions). Этот вид доказательства может иметь множество способов, так как одни могут представить дело так ясно, что оно становится доказанным при помощи предположений, а другие столь сомнительно, что злодеяние никакими не доказывается.

    Дуэль. Для мужчин, по крайней мере для всех дворян, нормальным исходом процесса является дуэль, суд поединком (appel par bataille). Ответчик (или обвиняемый) вместо того, чтобы оправдываться, вызывает истца или его свиде теля. Тяжба превращается в войну: роль суда ограничива... стоя уже только тем, что он определяет условия битвы и объявляет ее результат.

    Дуэль - излюбленный прием средневекового общества. Ее применяют к крестьянам и в некоторых поместьях разрешают, как привилегию, рабам. Даже женщины и немощ ные могут выставлять за себя бойца (champion).

    Сражение, как и все судопроизводство, состоит из ряда сакраментальных действий: вызов посредством вручения залога битвы (gage de bataille), выбор дня, определение «бранного поля» (champ clos; обычно 125 шагов), присяга, объявление поединка, сражение, признание побежденного.

    Выбор оружия определен до мельчайших подробностей: в рыцарских судах это - доспехи, щит и меч, в недворянских судах - щит и дубина.

    К дуэли прибегают не только в случае преступления, но и в тяжбах о собственности или наследстве. Ее применяли даже для разрешения вопросов права. В дворянских судах дуэль является даже средством для уничтожения приговора. В принципе средневековый суд не знает апелляции: всякий приговор неотменим; но проигравший может fausser Ie jugement (объявить приговор ложным), вызывая тех, кто произнес его. Если он победит в этом сражении, приговор отменяется. Точно так же дуэль служит и для отвода свидетеля.

    Д е Бомануара говорит отдает предпочтение письменным доказательствам, потому что «если кто-либо дал письменное обязательство, а затем отрицает его, следует при доказательстве прибегнуть к самому обязательству, так как отрицание не является достаточным основанием для обесценивания письменного доказательства». Таким образом, письменное доказательство имеет самостоятельную силу обязательства.

    Исследование такого доказательства для суда предпочтительнее.

    Особенностью средневековья было уничтожение сборников местных территориальных обычаев-кутюмов во время крестьянских восстаний. Попытайтесь дать объяснение этому акту.

    Особенностью права средневековой Франции и некоторых других стран были территориальные правовые обычаи ( кутюмы) отдельных регионов, сеньорий и даже общин. В рамках крупных феодальных владений (Нормандия, Анжу,Бретань и др.) они отличались большим разнообразием.

    Особенно велика была роль кутюмов в северной Франции, которую даже называли в связи с этим «страной обычного права».

    Обычаи складывались в устной форме (отсюда север Франции носил название "страны неписаного права"); они формировались на основе обыкновений, признававшихся из поколения в поколение на какой-либо определенной территории, местного или регионального масштаба. Сила и авторитет обычного права определялись тем, что оно отражало реальные потребности территориальных коллективов феодального общества, возникало, как правило, из компромисса и не зависело всецело от произвола государственной власти. Поэтому и соблюдение кутюмов в большинстве случаев было добровольным, хотя они и приобретали обязательную силу, подкрепляемую прежде всего судебной властью. Позднее они стали записываться. Кутюмы разнообразились в зависимости от местности, но определить ее территориальные границы часто было чрезвычайно сложно. Уничтожение сборников местных территориальных обычаев-кутюмов во время крестьянских восстаний было выражением отношения населения ( крестьян) к феодальным «законам» данной местности. Уничтожение списка делало практически невозможным совершение правосудия, которое они считали не справедливым.

    В 1454 году Карл VII специальным ордонансом предписал всем бальи свести в единые сборники кутюмы их бальяжей и направить для обобщения в Парижский парламент. В соответствии с этим предписанием были составлены, а в XVI в. отредактированы 60 сборников "больших" кутюмов и около 200 сборников «малых» кутюмов.

    Составление сборников кутюмов, не ликвидировав пестроты обычного права, способствовало его консервации. Отредактированные кутюмы приобретали ряд качеств, которыми обладает закон: определенность, стабильность, неизменяемость. Но они формально не рассматривались как закон, хотя их редактирование по приказу королевской знати фактически означало государственное санкционирование. В переработанном виде кутюмы стали более удобными и для их доктринального изложения. Поэтому в XVII—XVIII вв. появляется ряд крупных работ (Лвуазеля, Дома, Потье), в которых была предпринята попытка унифицировать кутюмы и судебные решения по отдельным правовым институтам и тем самым обосновать идею создания единого общефранцузского права.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта