Главная страница
Навигация по странице:

  • ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Часть 2

  • Тема 1.Возникновение права

  • 2. Каково Ваше мнение о возникновении древнейшего праваКогда появился первый известный нам свод законов

  • 3. В чем, на Ваш взгляд, заключаются характерные черты восточной модели древнего права

  • Тема 2. Свод законов вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. До н.э. 1. Решите юридический казус

  • 2. Чем можно объяснить, что уголовные санкции практически одинаковы как в случае кражи(тайного похищения имущества), так и при грабеже (открытом похищении имущества)

  • 3. Как Вы считаете, какую традиционную черту общественной и правовой жизни древности характеризуют ст. 23 и 24 судебника Хаммурапи

  • Тема 3. Библия как древний источник сведений о праве и морали.

  • 2. Как Вы думаете, существует ли взаимосвязь формирования мировых держав и возникновения мировых религий В чем она выражается

  • 3. Каков, на Ваш взгляд, механизм действия права как воли божества Попробуйте представить это схематично

  • ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА и права заркбежгых стран чпсть 1. Тический курс


    Скачать 78.73 Kb.
    НазваниеТический курс
    Дата31.05.2019
    Размер78.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА и права заркбежгых стран чпсть 1.docx
    ТипПрограмма курса
    #79812
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    Международный институт экономики и права



    ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

    Часть 2

    ПРОГРАММА КУРСА. ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС

    Выполнила студентка 1-го курса

    юридического факультета

    Козлова К.Ю.

    Белорецк 2016г.

    Тема 1.Возникновение права

    1. Как это мнение, на Ваш взгляд, соотносится с уже известными Вам факторами возникновения права? Свою точку зрения аргументируйте.

    В целом позиция высказанная Л. Гумпловичем соответствует овременным понятиям происхождения права. Первоначально право складывается из трансформированных обычаев прошлой эпохи и отдельных судебных решений, которым господствующий класс придавал значение общей нормы (прецедентов).Затем, по мере укрепления центральных органов государственной власти, основным способом формирования правовой поля становятся акты, исходящие от этих органов (законы Драконта и Солона в Афинах, Законы XII таблиц в Риме и др.)

    Таким образом, можно сказать. что причины возникновения права, во многом похожи на причины возникновения государства, т.к. они закрепляют в законе нормы правомерного поведения и санкции за их нарушение..

    Норма права — это общеобязательное, социально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством, обеспеченное его силой, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений и являющееся критерием оценки поведения, как правомерного, так и неправомерного. В нормах права выражается и закрепляется воля народа, в морали же воля выступает в форме общественного мнения.

    Термины «мораль» и «нравственность» употребляются в основном в одном значении — как слова-cинонимы. Тем более они равнозначны в прикладном аспекте (в плане задач юридической науки).

    Хотя некоторые специалисты в области этики (науки о морали) различия здесь усматривают. Гегель также разделял мораль и нравственность, называя право, мораль и нравственность тремя последовательными ступенями в развитии объективного духа. В то же время латинское «mores» означает не что иное, как «нравы».

    Содержание норм права характеризуется определенностью, конкретностью. Моральные же требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования. Различие между нормами права и морали проявляется и в оценке мотивов поведения человека. Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, совершившего правонарушение или преступление, но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам является законным. С моральной же точки зрения важно выявить мотивы человека в выборе определенного варианта поведения, которое внешне является правомерным и нравственным.

    Нормативное регулирование поведения людей в древнейшие времена прошло сложный и долгий путь от правил поведения до традиций и обычаев, закреплявшихся в мифах и регулировавшихся запретом, дозволением, обязыванием. Наши представления о древнейшем праве римляне обогатили словом «талион», полинезийцы – понятием «табу». Утвердилось представление, что становление права началось с создания агрокалендарей (Месопотамия, IV–III тысячелетия до н.э.). Некоторые историки права оставляют приоритет «первооткрывателей» юридической истории за Египтом,Индией или Китаем.

    2. Каково Ваше мнение о возникновении древнейшего права?Когда появился первый известный нам свод законов?

    Происхождение права неразрывно связано с происхождением государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались "право". Наиболее ценные из них в дальнейшем были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

    1 Алексеев С.С. Государство и право. М., 1998 г.

    2 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Уч. пособие М.2004.2

    Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей,углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

    Древнейшими государствами были восточные государства, такие как Египет, Вавилонское царство.

    Крупнейшим древневосточным государством было Вавилонское царство, которое достигло наивысшего расцвета в период управления знаменитого Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Из своей столицы— Вавилона— он управлял колоссальной по тем временам империей (в районе нынешнего Персидского залива). Царствование Хаммурапи было ознаменовано успешными войнами,великолепными сооружениями, и превым писанным сводом законов,Законы Хаммурапи - сборник законов шестого царя первой Вавилонской династии Хаммурапи (1792- 1750 гг. до н.э.) был найден в 1901 году французской археологической экспедицией при раскопках на месте, где в древности находились Сузы - столица Эламского царства, восточного соседа Вавилонии.Законы были вырезаны на большом базальтовом столбе (стеле), найденном разбитым на три куска.Законы Хаммурапи представляют собой запись обычного права, судебной практики, узаконений царя Хаммурапи.Поэтому высказывание о том, что приоритет «первооткрывателей» юридической истории за государствами Древнего Востока справедливо.

    3. В чем, на Ваш взгляд, заключаются характерные черты восточной модели древнего права?

    Первые государства древнего мира часто называют «восточными деспотиями.. Когда говорят о «восточной деспотии», то обычно имеют в виду такую форму государственной власти и одновременно такой политический режим, для которых характерны:

    а) неограниченность полномочий главы государства;

    б) отсутствие в современном понимании частной собственности — верховным собственником всего выступало государство, в силу чего рыночная экономика не была развита;

    в) объединение светской и религиозной власти в одном лице;

    г) наличие многочисленного бюрократического аппарата, реализующего волю деспота;

    д) подавление личности, бесправие большинства населения государства.

    Необходимость принятия законов, в частности законов Хаммурапи диктовалась объединением под властью Вавилона народов с различным уровнем развития и культуры. С помощью этих законов Хаммурапи стремился смягчать произвол и устранить коррупцию, царившие в государственном аппарате.

    Свод законов вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) Хаммурапи, шестого царя Вавилонской династии, установившего господство над Аккадом и Шумером, считают самым выдающимся законодателем древности. Его законы помимо семейно-брачных, служебно-имущественных и финансово-коммерческих отношений регулировали также наказания за должностные и обычные преступления, преследовали недобросовестное и небрежное выполнение заказов и услуг отдельными специалистами. В торжественном Прологе к законам говорится, что бог Мардук направил Хаммурапи «справедливо руководить людьми и дать стране счастье». В Эпилоге уточнялось, что «справедливые законы» даны вавилонским царем для того,чтобы «сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове... притесненному оказать справедливость».

    3 Мартышин О.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Норма, 2007

    4 Крашенинникова Н.А., Жидков О.А. История государства и права зарубежных стран, М. 20033

    Тема 2. Свод законов вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. До н.э.

    1. Решите юридический казус:

    После смерти Урлама, сына Луму, осталось четверо детей – двое от жены и двое от рабыни-наложницы. При разделе наследства двое последних потребовали своей доли, однако получили отказ. Какое решение будет справедливым в суде по законам Хаммурапи?

    Закон Хаммурапи гласит:

    § 170. Если человеку его супруга родит детей и его рабыня также родит ему детей и отец при своей жизни скажет детям, которых родила ему рабыня: «Мои дети», причислит их к детям супруги, то после того, как отец уйдет к судьбе, дети супруги и дети рабыни должны делить меду собой достояние отцовского дома поровну; наследник, сын супруги, при разделе должен выбрать и взять свою часть первым.

    § 171. А если отец при своей жизни не скажет детям, которых родила ему рабыня: «Мои дети», то после того, как отец уйдет к судьбе, дети рабыни не могут делить с детьми супруги достояние отцовского дома. Рабыня и ее дети должны быть отпущены на свободу, дети супруги не могут предъявлять к детям рабыни претензии об обращении в рабство.

    Следовательно, решение казуса зависит от статуса детей рабыни. Если они признаны отцом, то должны получить часть имущества.

    2. Чем можно объяснить, что уголовные санкции практически одинаковы как в случае кражи(тайного похищения имущества), так и при грабеже (открытом похищении имущества)?

    Законы Хаммурапи были жестокими, а обилие суровых телесных наказаний носило отпечаток восточного деспотизма.

    Основной принцип назначения наказаний по Законам Хаммурапи - это принцип талиона, восходящий к первобытнообщинному строю, т.е. возданию равным за равное, по принципу «око за око», «руку за руку», «сына за сына», «раба за раба» и т.д.

    В законе говориться:

    «Если человек выбил зуб человеку, равному ему, должны выбить ему зуб».

    « Если кто-то повредил глаз у сына мужа (свободного человека), то повредят глаз ему самому».

    «Если он сломал кость у сына мужа, то сломают кость ему».

    Поэтому воровство, каким образом бы оно не совершалось требуем равного наказания, если оно не отягощено еще и членовредительством или убийством.

    3. Как Вы считаете, какую традиционную черту общественной и правовой жизни древности характеризуют ст. 23 и 24 судебника Хаммурапи?

    Ст. 22,23 и 24 судебника Хаммурапи гласят:

    «(§ 22) Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит.

    (§ 23) Если грабитель не был схвачен, то ограбленный человек может показать перед богом все свое пропавшее, а община и староста, на земле и территории которых было совершено ограбление, должны ему возместить все его пропавшее.

    (§ 24) Если при этом была загублена жизнь, то община и староста должны отвесить 1 мину серебра его родичам».

    Община как способ организации основной массы населения в Вавилонском государстве в 1ой половине 2 тыс до н.э. играла важную роль. Она являлась своеобразным регулятором жизни общества в виду того, что экономика Вавилонии в основном базировалась на дальнейшем развитии ирригационного земледелия, что требовало привлечение к труду большого количества людей, не только рабов, но и свободного населения. А сделать это без особой организации было бы не возможно. Община не только организовывала труд населения, но и сосредоточило определенные властные функции на местах, как-то: налогообложение, суд, исполнение постановлений актов царской власти и судебных решений. Задачей общины бело не только чистое правосудие, но и охрана собственности.

    Ст.6-12, 21-22, 25, 253-256 ЗХ охраняют собственность на движимое имущество самыми свирепыми мерами, значительно превышающими талионную систему. Поэтому, если собственность

    Всемирная история государства права. М., 2001. С. 125 - 130.4 была похищено, а община не выполняла своих правоохранных функций она обязана была возместить пропажу.

    4. Подтвердите собственной аргументацией и ссылками на источник тезис о том, что возникновение государства и права было огромным шагом вперед в динамике организации общества, а их функции не сводятся к классовому насилию, они богаче и разнообразнее.

    Образование государства было обусловлено возникновением имущественного неравенства, появлением частной собственности на землю, скот, рабов и расколом общества на классы.

    Например, Ф. Энгельс, исследуя проблему возникновения государства в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», отмечал, что классической его формой является возникновение Афинского государства. Здесь первоначально общество делится на свободных, несвободных и иностранцев. Затем свободные делятся на классы: родовую знать, свободных ремесленников, крестьян, торговцев, художников и пр. В основе раскола общества на классы лежит процесс образования частной собственности, которая явилась результатом совершенствования и повышения эффективности средств производства. Именно благодаря постоянному совершенствованию орудий труда отдельные семьи могли существовать самостоятельно. Земля из общинной собственности переходит в семейную, т.е. частную. Частная собственность позволила одним богатеть, а другим беднеть и разоряться. Появились богатые собственники, имеющие много земельных наделов, рабов, скота, и бедные общинники. Наиболее богатые и независимые в имущественном отношении стали занимать ключевые государственные должности. Необходимость регулирования общественных отношений вызвала потребность в оформлении правил и норм поведения всех слоев общества. Именно в силу этого обстоятельства формируются не только уголовное право, но и гражданское право, которое получило наивысшее развитие в Римском праве.

    Тема 3. Библия как древний источник сведений о праве и морали.

    1. Какая разновидность правил представлена в приведенных фрагментах из Ветхого Завета и Нового Завета: моральные заповеди, юридические нормы, общие принципы судебного решения споров и конфликтов? Аргументируйте свою точку зрения.

    В основе приведенных норм, которые я считаю все же нормами морали, лежит принцип талиона.

    Талион (talion англ. oт лат. talio — "возмездие, равное преступлению", и talis — "такой же" – через среднеанглийский talioun) — правило, которое в развернутом виде гласит: "душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб" (Книга Исхода, 21:24-26).

    Правило талиона регулировало действия, ответные на совершенное зло. Действия, ответные на совершенное добро, определялись правилом благодарности. Если правило талиона детализировалось и градуировалось под разные ситуации, то правило благодарности всего лишь требовало отвечать добром на добро. Если первое (око за око) легло в основу уголовного права древнего мира, а так же нашло свое отражение в праве Средних веков, то ответ добром на добро, как норма, сохранилось только в моральных принципах поведения.

    2. Как Вы думаете, существует ли взаимосвязь формирования мировых держав и возникновения мировых религий? В чем она выражается?

    На мой взгляд такая взаимосвязь есть. Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствовала государственная собственность, основным источником становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений - Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах. Зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер.

    В обществе, основанном на частной собственности, право развивалось более обширно, отличалось высокой степенью формализации и определенности законодательства гражданского, регулирующего более сложную систему имущественных отношений (например, частное римское право).

    Например, изучение процесса развития мировой экономики позволило выявить довольно значительный разрыв в уровне жизни населения экономически развитых и развивающихся стран (например, согласно прогнозу составит в среднем в мире 7850 долларов США, в то время как в США этот показатель ожидается в размере 28650 долларов, в Японии - 25775 долларов, в России - 9450 долларов, в Китае - 4325 долларов, в Индии - 2015 долларов, а в ряде других стран - еще ниже);ведущее экономическое положение СИТА позволяющее этой стране претендовать на роль лидера и диктатора, оказывающего серьезное давление на решение полиэтических вопросов, связанных, в том числе, с ведением военных действий на территориях других стран.

    Соединенные Штаты является наиболее религиозной страной после Индии. На американском долларовом банкноте напечатано «Мы верим в бога». Большинство американских миллиардеров исповедует баптизм — наиболее стойкое и последовательное маргинальное течение местного протестантизма. Выходцы с «туманного Альбиона» принести через океан отмеченные Монтескье в «Духе законов» характерные черты англичан, которые превзошли все народы мира в набожности, торговле и свободе. Протестантами из протестантов являются мормоны, которым отдают предпочтение при найме на работу во многих частных компаниях. Мормоны отличаются особым трудолюбием и абсолютной честностью, их жизненные приоритеты: семья, религия и бизнес. Аналогично протекали процессы экономического развития и в Германии, где господствующей религией является лютеранство. Италия и Испания, , где господствует католицизм таких экономических успехов не имеет.

    3. Каков, на Ваш взгляд, механизм действия права как воли божества? Попробуйте представить это схематично.

    Религиозное право - одна из основных исторических форм права, при которой в качестве первоисточника рассматривается не светская государственная власть, а воля божества, выраженная в священных писаниях или преданиях. В формальном смысле источниками права . могут быть непосредственно тексты священных писаний, их толкование богословской доктриной, церковные акты, религиозно-правовые обычаи, а также государственные законодательные акты, в которых закрепляются и систематизируются религиозно-правовые нормы. Характерной особенностью является его персональный, а не территориальный характер. Предписания Р.п. в большинстве случаев распространяются только на представителей данной религиозной общины в стране; иноверцы изъяты из-под их действия. Например, важнейшим источником шариата считается Коран — священная книга мусульман, составление которой приписывается пророку Мухаммеду. Коран состоит из 114 глав (сур), 6219 стихов (аятов).

    Вторым обязательным для всех мусульман источником права является Сунна («священное предание»), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В IX в. были составлены шесть ортодоксальных сунн.

    Третье место занимает иджма, рассматривающаяся как «общее согласие мусульманской общины».

    Иджма создавалась в ходе интерпретации текста Корана или Сунны. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкают фетвы — решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.

    Одним из наиболее спорных источников мусульманского права является кияс — решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу, правило, содержащееся в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое не было прямо предусмотрено в этих источниках права, путем применения аналогии права.

    Исламское законодательство разрабатывается на основе Корана и хадисов (речей пророка).

    В нормах мусульманского права преобладает не диспозитивный (как в романо-германской правовой системе), а императивный метод воздействия на общественные отношения

    Исламская религия предполагает твердое следование соответствующим моральным принципам, за нарушение которых следуют довольно суровые санкции.

    Действительно, мусульманские правоведы всегда предпочитали заниматься решением конкретных вопросов и с осторожностью воспринимали любые попытки сформулировать общетеоретические правовые конструкции. Однако это вовсе не означает, что мусульманская правовая мысль не сумела разработать многие краеугольные общетеоретические конструкции и понятия. Убедительным доказательством такого вывода являются общие принципы права, сформулированные мусульманско-правовой наукой в средние века'. Их разработка — заметный вклад исламской юриспруденции в развитие шариата и одновременно в мировую правовую культуру.

    Оценивая с позиций этой стороны мусульманско-правовой культуры современное состояние ислама и шариата в сегодняшнем мире, стоит напомнить, что трудные периоды в истории народов и стран наступают и заканчиваются, политические и социальные кризисы рождаются и проходят, появляются и исчезают причины предвзятости и подозрительного отношения к чужим народам и верам. Однако ценности, отражающие опыт многих поколений и мудрость веков, остаются. А в том, что смысл шариата составляют именно такие начала, сомневаться не приходится.

    Государственная власть, согласно исламу, не господин, а слуга права (шариата), поэтому она не может посредством своего законодательства изменять шариат и творить новое право. Но она должна следить за соблюдением требований шариата и в целях охраны общественного порядка может принимать соответствующие решения и акты.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта