лирика любви. Тип урока формирование новых знаний. Оборудование
Скачать 22.51 Kb.
|
Цели: Помочь учащимся понять чувства лирического героя, проследить динамику переживаний, эмоций лирических персонажей. Совершенствовать умение выразительно читать поэтические тексты, анализировать текст по плану. Воспитывать любовь к прекрасному. Тип урока: формирование новых знаний. Оборудование: портрет писателя, портреты возлюбленных поэта, произведения живописи художников первой половины 19 века, презентация, грамзапись романса на стихи Ф.И.Тютчева “Я встретил вас...”, эпиграф к уроку: Мало быть поэтом, нужно Быть влюблённым. Буало Методические приёмы: слово учителя, сообщения учащихся, выразительное чтение и анализ стихотворений, аналитическая беседа по вопросам. Ход урока: Организационная часть. Приветствие, проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока. Основная часть. 1. Вступительное слово учителя. Книги под названием “Любовь” у Ф.И.Тютчева нет. Эта книга может быть составлена из произведений поэта, взятых из собрания его стихотворений ,создававшихся в разные годы. “Мало быть поэтом, нужно быть влюбленным”,- эти слова сказал французский поэт Буало и был, конечно, прав. В большинстве своём поэты, к счастью, влюбчивы. Они воспевают любовь, пишут о ней. Встречаются ,правда, и такие, в творчестве которых любовь играет весьма эпизодическую роль. Но они в явном меньшинстве. Среди влюбленных поэтов в числе первых должен быть назван Ф.И. Тютчев. Он славил не только первую, раннюю, и зрелую любовь, как это мы видим у многих других поэтов. С небывалой силой воспел он позднюю любовь, которую назвал последней (для этого были глубоко личные причины, которые он не утаил от читателя). С имением Тютчева связывают множество художественных открытий в изображении любовных переживаний, в области психологии чувств. Поэтому цель этого урока: проследить, как Ф.И.Тютчев изображает любовные переживания, понять чувства лирического героя, проследить динамику переживаний, эмоций лирических персонажей. Конечно, в центре внимания на нашем уроке будут образы тех женщин, которые в разные периоды жизни поэта становились “гением чистой красоты”. 2. Чтение и анализ произведений ранней поры. а) Слово учителя. Итак, обратимся к произведениям Тютчева ранней поры. В начале 20-х годов поэт, которому не исполнилось еще и двадцати лет, оказался за границей, в Германии. Здесь молодой дипломат знакомится с учеными, литераторами, художниками, составлявшими цвет европейской культуры. Но не только. В жизнь Ф.И.Тютчева в 1823 году входит 15-летняя красавица, графиня Амалия Лерхенфельд (Крюденер). б). Сообщение о взаимоотношениях Тютчева с Амалией Лерхенфельд (Крюденер)- индивидуальное задание. в). Чтение стихов 1823-1825 годов и беседа по вопросам. “Друг, откройся предо мной...” “Твой милый взор, невинной страсти полный...” “К Нисе...” - Каким настроением проникнуты строки этих стихотворений? (Светлое настроение). - Каково мировосприятие лирических героев? Как его передает автор? (Радостное, беззаботное). - Какой вам представляется возлюбленная героя? (Очень юная, романтичная). Любовная лирика 1823-1825 годов окрашена в светлые тона, мировосприятие лирического героя радостное, беззаботное. В них женский образ и женская красота несколько обобщены, даже вымышленное нерусское имя – Ниса. Внутреннюю гармонию лирического героя не нарушают еще никакие житейские невзгоды. Воспоминания о прекрасных днях беззаботной юности в течение многих лет тревожили сердце поэта. 3. Чтение и анализ стихотворения “ Я помню время золотое...” Спустя 13 лет после первой встречи с Амалией в 1836 году Тютчевым было написано стихотворение “Я помню время золотое”...(чтение стихотворения). - Какой предстала перед нами возлюбленная Тютчева? (Возлюбленная предстает как центр, как своего рода средоточие целого, прекрасного мира). - Что вы можете сказать о роли пейзажа в изображении человеческих переживаний у Тютчева? - В основе композиции стихотворения лежит скрытая антитеза.Постарайтесь раскрыть смысл этого художественного приема. Прежде всего дано противостояние древнего (вечного): “руины замка”, “мшистый гранит”, “обломки груды вековой” и юности: “младая фея”, “ногой младенческой касаясь”. Вечной древности противопоставлена вечная юность. Мы чувствуем, как в счастливые воспоминания о юности, о первой любви вплетается горечь от осознания быстротечности жизни, неизбежности будущих утрат. Это еще одна антитеза. В стихотворении воссоздана атмосфера прежней влюбленности. Чувства поэта по прошествии более 10 лет не остыли. 4. Анализ стихотворения “ Я встретил вас...” Дружба-любовь Тютчева и Амалии Крюденер длилась всю жизнь. В 1870 году, невзначай встретившись с Амалией Максимилиановной в курортном городе Карлсбад, поэт создает знаменитые стихи: Я встретил вас - и все былое В отжившем сердце ожило... - Прослушивание грамзаписи романса на стихи Ф.И.Тютчева “Я встретил вас”... (музыка неизвестного композитора). Задание: прокомментируйте романс. (Небольшой конкурс на лучший комментарий). Какие произведения живописи могли бы стать иллюстрациями к этому стихотворению? Обоснуйте свой выбор. (На доске размещены репродукции картин русских и зарубежных художников первой половины 19 века: “Неравный брак” Пукирева, “Перед венцом” Ф.Журавлева, “Всадница” К.Брюллова, “Лунная ночь”, “Букет цветов” Крамского, “Дождь в дубовом лесу” Шишкина, “Поцелуй украдкой” Фрагонара, “Капризница” Ватто, “Девушка с письмом” Вермеера . (Смотри презентацию). 5. Слово учителя Были в жизни Тютчева встречи и с другими женщинами, которые полюбили его и которых любил он. ( Сообщение о взаимоотношениях Тютчева с Элеонорой Петерсон.) К Э.Петерсон обращено стихотворение “Ещё томлюсь тоской желаний...”, строка из которого стала темой нашего урока. (Один учащийся читает стихотворение наизусть). С Элеонорой Петерсон Тютчев обвенчался в 1826 году. В одном из писем к родителям поэт писал:...Ни один человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать, что в течение 11 лет не было ни одного дня в ее жизни, когда она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня”. После смерти Элеоноры в 1838 году Тютчев женился вновь. Его избранницей стала вдова немецкого барона Фрица Дернберга Эрнестина Дернберг.( Сообщение о взаимоотношениях Тютчева и Эрнестины Дернберг). С Эрнестиной Дернберг Тютчев познакомился еще в 1833 году во время карнавала в Мюнхене. Молодой женщине, одной из первых красавиц, уже тогда удалось покорить сердце поэта. Эрнестине суждено было пройти по жизни рядом с поэтом до конца его дней и стать в полном смысле его ангелом-хранителем. Чувством к Эрнестине вызваны строки еще одного тютчевского шедевра – “Люблю глаза твои, мой друг”... (чтение стихотворения наизусть). - Какое слово в этом стихотворении ключевое? (слово “игра”). - Какую смысловую нагрузку оно несет? (“Пламенно-чудесная” игра глаз отражает многообразие переживания, оттенки чувств). - Найдите синонимичные конструкции, связанные с символикой огневой стихии.(“Молния небесная”, “огонь желаний”, “пламенная игра”). - Как вы считаете, что дают эти образы для изображения внутреннего мира героини? (С их помощью переданы подвижность и эмоциональное богатство внутреннего мира героини). - Теперь найдите антонимы в стихотворении. (“Их приподымешь вдруг”, “глаза, потупленные ниц”, “сквозь опущенных ресниц”). Какова их роль? - Какова роль антитезы? (Взору любящей женщины, вбирающему в себя все окружающее пространство, целый мир, противопоставлен невидящий взгляд в минуту поцелуя, когда для двоих не существует никого и ничего, кроме них самих). 6. Слово учителя. Возраст Ф.И.Тютчева приближался к полувековой отметке, когда он, почти лишившись надежды на духовное обновление, мрачно сказал: “Я отжил свой век и у меня ничего нет в настоящем”. Но случилось так, что в его сердце вновь пришла Весна. Последняя любовь. Какой она была в жизни поэта? Чтение наизусть стихотворения “Последняя любовь”. Это одно из самых ярких произведений, составляющих “денисьевский цикл”. Стихи этого цикла в основе своей автобиографичны и представляют собой лирическую повесть о любви, которой суждено было пройти через множество суровых испытаний, о любви 47-летнего поэта и 24-летней выпускницы Смольного института Елены Денисьевой. Семейный человек, у которого дети от первого и от второго брака, у которого умница и красавица жена, влюбляется в Елену Александровну, подругу своих дочерей. Последняя любовь, как назвал ее сам поэт, изменила весь порядок его жизни. Светский человек, желанный гость лучших салонов Москвы и Петербурга, дипломат, политик, историк и философ начал жизнь как бы сначала. Вернее так: он пытался построить свою жизнь по-новому. Пытался, но жизнь оказалась сильнее его. Он был поэт, и он пошел за своим чувством. Он был влюбленным поэтом. Не надо обладать особым воображением, чтобы представить себе трагизм ситуации, в которой оказались Денисьева и Тютчев. Возлюбленная поэта, мать троих его детей, незаконная жена. “Свет” ее не принял и отверг. От нее отрекся родной отец. Тетка ее – инспектор Смольного института – из-за нее вынуждена была оставить институт. Тютчев оставался в семье, посещал петербургские салоны, приемы у великих княгинь, хотя трагически ощущал свою отдаленность от возлюбленной. Он находился в страшном раздвоении. “Денисьевский цикл” стал лирическим памятником удивительного по силе и глубине чувства любви поэта к молодой девушке. - Чтение стихотворения “Не раз ты слышала признанье...” (1851) - Что в облике возлюбленной вызывает восхищение поэта? - Какие слова передают духовный мир героини? - В чем лирический герой упрекает себя? Какие слова передают переживания лирического героя? ( Учащиеся выписывают цитаты) Запись на доске: Духовный мир героини: “перед любовию твоею”, “пред сердцем любящим твоим”, “с такою верой и мольбой”, “клонишь ты колено пред колыбелью дорогой”. (запись на доске) Переживания лирического героя: “как я беден перед ней”, “мне больно вспомнить о тебе”, “благоговею и поклоняюсь тебе”, “моё смиренье”.(запись на доске) Итак, мы видим, что характер переживаний лирических персонажей Тютчева в “денисьевском цикле” существенно изменился по сравнению с ранней лирикой поэта. Предметом изображения в стихах этого цикла становится тема мук, страданий в любви. Вывод. Анализируя свои переживания, лирический герой с горечью признается самому себе в неспособности ответить возлюбленной с той же силой страсти и самоотдачи, поэтому его преследуют укоры совести. Автор восхищается самоотверженностью героини, восхищается бескорыстными, пламенными чувствами женщины, которая подарила лирическому герою чудо любви. Он подчеркивает ее духовное богатство и нравственную высоту. Звучит стихотворение “О, как убийственно мы любим”...(1851) - Что мы можем сказать о лирическом герое стихотворения? (Лирический монолог поэта насквозь проникнут горечью, мукой от осознания своей вины перед возлюбленной). Итоги урока. Д/з: подготовить выразительное чтение наизусть и письменный анализ одного из стихотворений Ф.И.Тютчева. |