ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет
| Литература
| Класс
| 9
| Учитель
| Кардаш О.А.
| Тип урока
| Урок знакомства с новым произведением
| Тема
| Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
| Цель
| Составить образ праведника на примере героини рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
| Задачи
| Совершенствовать предметные умения:
- определять тему и основную мысль произведения
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем»
- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой
Формировать УУД:
(Регулятивные УУД):
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности
(Познавательные УУД);
-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
(Коммуникативные УУД).
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
| Оборудование
| - Литература .9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных организаций/Авт.-сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, 2 ч., Москва, «Просвещение», 2019 - Приложения 4
- полоски (по 1 штуке на парту)
- магниты
-презентация
-видео
|
|
| Этапы урока
| Задания для учащихся
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Планируемые результаты (предметные)
| Планируемые результаты (личностные, метапредметные)
| I. Стадия «Вызов»
| 1. Выявление первичных представлений по теме 3 мин
| Прочитать пословицу.
Записать ассоциации понятия «ПРАВЕДНИК».
| - Начать урок я хочу с пословицы. Прочитайте её.(с.277)
- Предлагаю вам поработать в паре и записать слова или словосочетания, связанные с понятием «ПРАВЕДНИК» на полосках бумаги, которые лежат у вас на партах.
(слайд №3)
| - Не стоит село без праведника.
(Приложение 1)
Работают в паре (2 мин). Записывают по одному слову (словосочетанию) на полоске бумаги.
По одному ученику от каждой пары выходят и прикрепляют на доску (в корзину идей) полоску с записанным качеством. Условие – повторений не должно быть.
Возможные слова (словосочетания):
| собирать материал и обрабатывать информацию,
| -находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); -подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства
| 2. Постановка темы цели урока
1 мин
|
Сформулировать вопрос
| - Посмотрите на разнообразие слов (словосочетаний) в корзине идей.
- На какой основной вопрос мы будем искать ответ?
- А поможет нам произведение
А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
- Сформулируйте тему урока
Запишем в тетрадь тему урока. А также эпиграф к уроку. (слайд №4) С этим эпиграфом мы поработаем в конце урока
До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!
Н. Рубцов.
|
- Кто такой праведник?
-Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор»
| определять тему и основную мысль произведения
| -формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности
| II. Стадия «Осмысление»
| 1. Проверка домашнего задания 6 мин
| Тренажёр (онлайн)
| Расположите эпизоды рассказа в хронологическом порядке
| 1 ученик располагает эпизоды в хронологическом порядке
|
| -принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность
| Окрасить эпизоды
| Важную роль в раскрытии идеи произведении часто играет цветопись.
- Подумайте, какой цвет, по-вашему, может соответствовать каждому эпизоду из жизни Матрены? Почему? Задание по группам. Даны эпизоды. Объяснить.
| Эпизоды (Приложение 2)
-…
| выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения
|
| Обложка книги
| - Часто о содержании произведения говорит обложка книги. В разные годы, в различных издательствах выходил в свет рассказ «Матренин двор». Разными были и обложки (слайд №5 ) Посмотрите, какая из обложек, по-вашему, ярче, точнее, глубже отображает содержание рассказа?
- Что вы изобразили бы на обложке, будучи иллюстратором? А какие самые запоминающиеся эпизоды рассказа проиллюстрировали бы?
| -…
-…
| выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения
|
| 2. Работа со словарём
1 мин
| Узнать новые слова
| - Итак, произведение вами прочитано, обратимся к его началу. Рассказчик, возвращаясь из заключения, решает поселиться («затеряться», как он сам говорит) «в самой нутряной, кондовой России» и судьба сводит его с Матреной Васильевной Григорьевой
| Работа со словарём В.И.Даля
-нутряной – внутренний;
-кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои
| - ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой
|
| 3. Составление характеристики героя
10 мин
| Составить характеристику Матрёны. Тетрадь разделить на две колонки: в первую будете записывать черты характера Матрены, во вторую – способы и приемы создания её образа. Записи в тетрадь будете делать по ходу всего урока.
| - Какие способы создания образа, характеристики героя мы знаем.
- По группам охарактеризуем образ Матрёны. Желательно с применением цитирования. Карточки для групп (Приложение 3)
- «Много накопилось в тот год обид у Матрены». О каких обидах героини рассказывает автор?
- Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?
- Но приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину. Почему?
-Именно в этот вечер Матрёна полностью раскрывается перед Игнатичем. Как называется этот приём?
- На что похожа речь Матрёны?
| -Портрет, интерьер, социальное положение, мировоззрение, отношение к окружающим, отношение окружающих к герою, речь -Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки
-Не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо Таков её мир, так она живет
- Она чувствует вину, хотя ни в чём не виновата.
-Приём самораскрытия
- На исповедь
| - выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем»
- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения
| объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
| 4 мин
| Просмотр видеоролика.
| -Как мы выяснили, двор Матрёны – это её микромир, и разрушение дома – разрушение её самой. Что же тогда символизирует поезд?
- Кого бы из героев рассказа посадили на этот поезд?
Слова А. Ахматовой о рассказе (презент)
| -Это может быть власть, которая враждебна народу, это могут быть люди, жестокие и жадные, которые разрушали и разрушили жизнь Матрёны
-Власть, Фаддей, зять, сёстры, жители села
| выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения
| строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
|
| Записать в тетрадь. Работаем с новой терминологией (психологизм, утверждение через отрицание)
| - Через какие детали передает автор внутреннее состояние героини?
- Раскрытие внутреннего мира героя через детали - психологизм
Прочитаем с. 277
| -...
Прочитать с. 277
| - пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения
|
| 4. Работа с «корзиной идей»
2 мин
| Убрать лишние слова (словосочетания) из «корзины идей».
| - Вернёмся к «корзине идей».
- Какие слова (словосочетания) оставим?
- Какие уберём?
| -…
|
| оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
| III. Стадия «Рефлексия»
| 1. Составление образа праведника
Миша
10 мин
| Составить образ праведника (Приложение 3).
| Притча о Демосфене. Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.
- Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.
- Я ищу человека, - ответил Демосфен.
Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.
- Человека, - снова ответил Демосфен.
- Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того.., - засмеялись жители Афин.
- Я ищу человека…
- Кого искал Демосфен?
- На какой вопрос мы искали ответ?
- Можем ли мы назвать нашу героиню праведницей?
- Используя характеристику Матрёны и «корзину идей», приёмы раскрытия составьте образ праведника.
- Предлагаю поработать в группе и составить синквейн (Приложение 4). - Проверим, что у вас получилось.
|
- Человека с большой буквы - Кто такой праведник?
Работают в группе ( по 4 человека) 7-10 минут. Составляют синквейн.
По одному участнику каждой группы зачитывают составленные синквейны.
| - выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения
| -выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
-создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств
| 2. Формулирование основной идеи произведения
Диана
6 мин
| Сформулировать идею рассказа
| - Каковы причины гибели Матрёны?
Вот и не стало Матрёны. «Убит родной человек, » - не скрывает своего горя рассказчик.
- Как относятся к её смерти в деревне?
И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Автор признаёт, что и он, породнившийся с Матреной, так до конца её не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.
-Так какова же основная идея рассказа?
- Ответьте теперь на вопрос: «Насколько удачно подобран эпиграф к нашему сегодняшнему уроку?» Отражает ли он характер героини?
| -…
-…
-Этот рассказ – своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого. Поэтому главная задача автора – показать через нравственную чистоту праведника все недостатки, пороки окружающих людей
-….
| - выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения
| -делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
-резюмировать главную идею текста
| 2. Домашнее задание
2 мин
| Записать в тетрадь д/з
| - Нужны ли, по-вашему, такие праведники в нашей жизни?
Но на этот вопрос вы ответите дома, еще раз вспомнив те уроки доброты, совести, человечности, которые преподал нам А.И.Солженицын.
С темой праведничества вы встретитесь на страницах романа Лескова «Очарованный странник» в 10 классе
Письменный ответ на один из вопросов:
1. Нужны ли в нашей жизни такие праведники, как Матрена?
2. О чем заставил задуматься рассказ
А. И. Солженицына «Матренин двор»?
| Сочинение-рассуждение
| обработать информацию, необходимую для написания сочинения
| выявлять и называть причины события, явления, наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
|
Приложение 1.
Приём ТРКМехнолгия развития критического мышления «Корзина идей»
ПРАВЕДНИК
Приложение 4.
Словарь Ушакова
ПРА́ВЕДНИК, праведника, муж. (книжн. устар.). Человек, живущий согласно заповедям, моральнымпредписаниям какой-нибудь религии.
|| Человек, в своих поступках, в своем поведении ни в чем не погрешающий против требованийнравственности. «О, праведник! о, мой отец державный!» Пушкин.
1
| Тема
| Праведник
| 2
| 2 имени прилагательных
|
| 3
| 3 глагола
|
| 4
| Фраза из 4-х слов (Предложение, цитата)
|
| 5
| Синоним
|
|
Приложение 3
Карточка: 1 гр. Интерьер как способ создания характера.
- Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич?
- На какие важные детали в её описании обращает наше внимание автор?
- Кто населяет избу Матрены?
- На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?
Карточка: 2 гр. Портрет как способ создания характера.
(заполняется вторая колонка тетради)
«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей, » - прямо заявляет автор.
- В чем особенность речи героини?
Карточка: 3 гр. Речь как способ создания характера.
- Проследите за речью героини. В чем особенность её речи героини? (обратите внимание на тон, тембр речи.)
- Приведите примеры использования ею просторечной, диалектной лексики.
- Как характер Матрены раскрывается в её речи?
- Каково отношение героини к православной вере? (1колонка тетр.)
4 гр. Отношение к православной вере.
- Найдите страницы рассказа, которые описывают отношение Матрены к православной вере.
- По каким христианским заповедям живет героиня? - Как проходит обычный день у Матрены? В чем смысл её жизни?
Карточка: 5 гр. Жизнь и быт Матрены.
- Как проходит обычный день у Матрены? Чем она занимается?
- Как относится к работе? Есть ли у неё средство вернуть себе доброе расположение духа?
-В чем смысл её жизни? Готова ли она помочь другим? Просит ли что-то взамен?
- Как называется такое качество? (первая колонка тетради - бескорыстная)
- А к ней как относятся окружающие? Карточка: 6 гр.Отношение окружающих к героине.
- Как к Матрене относятся окружающие:
- родные,
- соседи,
- правление колхоза?
Приложение 2
Эпизод 1
Просторная изба, и особенно лучшая приоконная её часть, была уставлена по табуреткам и лавкам – горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Они разрослись привольно, забирая небогатый свет северной стороны. В остатке света, и к тому же за трубой, кругловатое лицо хозяйки показалось мне жёлтым, больным. И по глазам её замутнённым можно было видеть, что болезнь измотала её.
Эпизод 2
Я только потом узнал, что год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрёна Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги – за палочки. За палочки трудодней в замусленной книжке учётчика.
Эпизод 3
Матрёна вставала в четыре‑пять утра. Ходикам матрёниным было двадцать семь лет как куплены в сельпо. Всегда они шли вперёд, и Матрёна не беспокоилась – лишь бы не отставали, чтоб утром не запоздниться. Она включала лампочку за кухонной перегородкой и тихо, вежливо, стараясь не шуметь, топила русскую печь, ходила доить козу (все животы её были – одна эта грязно‑белая криворогая коза), по воду ходила и варила в трёх чугунках; один чугунок – мне, один – себе, один – козе.
Эпизод 4
В ту осень много было у Матрёны обид. Вышел перед тем новый пенсионный закон, и надоумили её соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть, – и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя , а добиваться можно было только за мужа , то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташе и сколько он там получал. Хлопоты были – добытъ эти справки; и чтоб написали всё же, что получал он в месяц хоть рублей триста; и справку заверить, что живёт она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом всё это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и ещё носить. И узнавать – дадут ли пенсию.
Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет – в десяти километрах к западу, а поселковый – к северу, час ходьбы. Из канцелярии в канцелярию и гоняли её два месяца – то за точкой, то за запятой. Каждая проходка – день. Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвёртый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались, бумажки‑то все у Матрёны одной пачкой сколоты.
– Притесняют меня, Игнатич, – жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. – Иззаботилась я.
Эпизод 5
И в эту жизнь, густую заботами, ещё врывалась временами тяжёлая немочь, Матрёна валилась и сутки‑двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала, но и не шевелилась почти. В такие дни Маша, близкая подруга Матрёны, с самых молодых годков, приходила обихаживать козу да топить печь. Сама Матрёна не пила, не ела и не просила ничего. Вызвать на дом врача из поселкового медпункта было в Тальнове вдиво, как‑то неприлично перед соседями – мол, барыня. Вызывали однажды, та приехала злая очень, велела Матрёне, как отлежится, приходить на медпункт самой. Матрёна ходила против воли, брали анализы, посылали в районную больницу – да так и заглохло.
Эпизод 6
Заказала себе Матрёна скатать новые валенки. Купила новую телогрейку. И справила пальто из ношеной железнодорожной шинели, которую подарил ей машинист из Черустей, муж её бывшей воспитанницы Киры. Деревенский портной‑горбун подложил под сукно ваты, и такое славное пальто получилось, какого за шесть десятков лет Матрёна не нашивала.
И в середине зимы зашила Матрёна в подкладку этого пальто двести рублей – себе на похороны. Повеселела:
– Маненько и я спокой увидала, Игнатич.
Эпизод 7
Не спала Матрёна две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда. И горница эта всё равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне, постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать брёвна дома. А для Матрёны было это – конец её жизни всей.
Эпизод 8
Последней торопливо выскочила из‑за перегородки Матрёна. Она тревожно качала головой вслед ушедшим. Надела телогрейку, накинула платок. В дверях сказала мне:
– И что было двух не срядить? Один бы трактор занемог – другой подтянул. А теперь чего будет – Богу весть!..
И убежала за всеми.
|