Главная страница
Навигация по странице:

  • Синтетический характер ДПИ

  • ФАКТУРА И ТЕКСТУРА

  • Классификация ДПИ по функциональным признакам использования.

  • Виды ДПИ по технологии выполнения.

  • Классификация по материалам.

  • По способу изготовления предметы современного ДПИ существуют в двух формах: промышленной и ремесленной.

  • 2.Форма образования, композиция, цвет, орнамент, пластика как структурные элементы прикладного творчества.

  • В современном понимании композиция

  • Закон единства содержания и формы, закон цельности, закон типизации, закон контрастов, закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу.

  • Классификация орнамента

  • По стилевой принадлежности

  • Теория и история декоративно- прикладного искусства.. теория и история дпи. Типологическая и классификационная характеристика предмета искусства дпи


    Скачать 24.06 Kb.
    НазваниеТипологическая и классификационная характеристика предмета искусства дпи
    АнкорТеория и история декоративно- прикладного искусства
    Дата24.05.2023
    Размер24.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатеория и история дпи.docx
    ТипРеферат
    #1157609

    Реферат по предмету «Теория и история народного декоративно- прикладного творчества»

    Тема : Типологическая и классификационная характеристика предмета искусства ДПИ.

    Декоративно-прикладное искусство имеет непосредственную связь с бытовыми потребностями людей, и свои средства выразительности. Первая и главная особенность декоративно-прикладного искусства содержится в самом названии - это искусство носит прикладной характер. ДПИ относится к неизобразительным видам искусства. В отличие от станковых произведений произведения декоративно-прикладного искусства, как правило, не утрачивают связи с утилитарной функцией и полностью выявляют свое художественно-образное содержание лишь во взаимодействии с окружающей обстановкой (взаимосвязь изделия с интерьером, одного предмета с другим или с другими, например, скульптура в интерьере, посуда в сервизе и т.д.).Человечество на протяжении всей жизни занимается разнообразными видами деятельности: домашним бытом, спортом, творчеством и т.д. Существует огромное количество разных бытовых предметов, вещей, которые  помогают человеку  выполнять разные  действия. Изготавливают такие предметы из разных материалов и при этом могут использоваться разные техники выполнения.  Произведения ДПИ классифицируют по функциональным признакам использования объектов ДПИ, по принадлежности к разным видам материалов и по технологии изготовления. Материальная основа декоративно-прикладного искусства (ткань, металл, дерево и т.д.) накладывает отпечаток и на композицию. В нее часто включаются орнамент, различного рода узоры на тканях, в кружевах, на подносах, ложках, игрушках. В орнаментике может быть использован любой предмет в упрощенном, нередко плоскостном виде. Условность в декоративно-прикладном искусстве проявляется и в трактовке цвета.

    Произведения ДПИ издавна классифицируются по их практическому назначению: одежда, мебель, утварь, украшения. Но со второй пол. 19 в. утвердилась следующая классификация: - по материалам: металл, текстиль, стекло, дерево, керамика и т.п.; - по технике выполнения: резьба, роспись, вышивка, литье, чеканка и т.п., что показывает важную роль ДПИ в ее связи с производством.

    Произведения ДПИ неотделимы от материальной культуры человека каждой эпохи и тесно связаны с бытовым укладом, с местными  этническими и национальными особенностями, являя собой представление человека о мире и о самом себе. Основную роль в композиции  ДПИ играет архитектоника (структура: взаимодействие частей, формы, пропорций, цветового строя) предмета, обусловленная его назначением, пластическими свойствами материала. На образную структуру изделий ДПИ существенно влияет декор, благодаря которому бытовой предмет становится произведением искусства (хохломская роспись создает праздничный единый художественный образ). Для создания декора в изделиях ДПИ широко привлекается: - орнамент (лат. «украшение») - элементы изо (живопись, графика, скульптура). Иногда средства изо используются не только для создания орнамента, но и проникают в форму предмета (детали мебели в виде звериных лап, голов, волют; сосуды в виде цветка, птицы, фигуры человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделия (узор решетки, кружева, рисунок ковра). Однако необходимо согласовывать декор с формой изделия, изображение с масштабом, практическим применением. Синтетический характер ДПИ проявляется в: - единстве художественной и утилитарной функций изделий ДПИ; - во взаимопроникновении формы и декора (когда декор становится формой изделия). ФАКТУРА И ТЕКСТУРА Большое значение в восприятии форм произведений ДПИ имеет: а) фактура– свойство, характеризующее внешнее строение поверхности формы (шероховатая, гладкая и др.) Фактурность материала зависит от плотности и величины микро искажений поверхности (у гладкой элементы фактуры столь малы, что зрительно не различаются, у шероховатой – большие, как рельеф). Восприятие фактуры зависит: - от расстояния зрителя от поверхности (при значительном расстоянии поверхность – гладкая, а при близком – рельефная); - от характера освещения (шероховатости видны при сильном боковом освещении, если увеличить угол освещения, то поверхность будет почти гладкой). б) текстура (рисунок поверхности материала)) – внешний поверхностный признак структуры материала, из которого изготовлено изделие. Наиболее характерная текстура характеризует изделия из дерева и ткани. Различные текстуры используются как декоративный элемент при проработке изделия. Рисунок текстуры древесины изменяется в зависимости от направления ее обработки (плоскости резания).

    Классификация ДПИ по функциональным признакам использования. Одежда. Мебель. Посуда. Бижутерия. Ювелирные изделия. Украшения из природных материалов. Кружево. Сувениры. Флористические работы. Игрушки. Керамические изделия. Ковры. Осветительные приборы. Предметы для украшения интерьера и т.д.

    Виды ДПИ по технологии выполнения. Вышивка. Роспись. Ковроделие. Ткачество. Цветоделие. Резьба по дереву. Бумажное творчество. Художественная роспись яиц. Изготовление изделий из стекла. Гончарство. Художественная обработка металла. Флористика. Лозоплетение. Народная живопись. Художественная обработка кости и др.

    Классификация по материалам.
    Художественные  ткани. Художественный текстиль. Художественная керамика. Художественное стекло. Художественный металл. Художественная обработка дерева (резьба, столярство, бондарство). Художественная обработка кожи. Художественная бумага.

    По способу изготовления предметы современного ДПИ существуют в двух формах: промышленной и ремесленной. Общественное разделение труда на стадии мануфактуры, развитие промышленности привели к тому, что польза и красота, назначение и оформление изготовленных изделий стали основой разных специалистов. Со временем возникает художественная промышленность- машинное производство декоративно-прикладных изделий, которыми оформляют жилые и общественные здания, вещи домашнего использования. Изделия профессионального и народного декоративно-прикладного искусства во многом похожи, но есть и различия. Народный художник свое произведение в основном выполняет вручную. Мастер может трудиться как в одиночку, так и в коллективе. Изделия народного промысла не тиражируются массово. Даже если народные художники в мастерской изготовляют серию изделий, все равно каждая вещь индивидуальна. Профессиональные художники создают и авторские образцы, существующие в единственном экземпляре. Третье направление в создании изделий ДПИ можно отнести к ремесленной форме. Это рукоделие в быту. Вязание, вышивка, столярные работы, цветоделие, чеканка, резьба и т.д- виды деятельности «на дому», которые приобщают людей к художественному творчеству, формируют вкус, высокие художественные потребности.

    2.Форма образования, композиция, цвет, орнамент, пластика как структурные элементы прикладного творчества.

    Перемены в социально-экономической жизни народа непосредственно отражались на формах и способах развития традиционного народного искусства. Форма надомного труда была наиболее устойчивой и широко развивалась вплоть до развития мануфактурного производства в России, и порой сохранялась в индустриальном и даже возвращалась в постиндустриальном обществе. Надомный труд постепенно переходил в ремесленные мастерские, последние, в свою очередь, объединялись в артели, что приводило к развитию более эффективной формы производства – промыслу. Ремесла по обработке металла, глины, дерева достигли высокого уровня развития к периоду создания Киевской Руси. На смену домашнего ремесла патриархальной деревни приходили новые формы деятельности мастеров, которые объединялись в цехи, артели, что способствовало развитию промысловой кооперации. В связи с активизацией капиталистических отношений подвергалась изменению и структура крестьянской народной художественной культуры.

    Независимо от способов выражения образа в декоративно-прикладном искусстве, его структурные элементы едины. Универсальной для искусства является такая категория, как композиция. Художник древнего мира постигал ее интуитивно. С развитием естествознания, физики, математики и других наук, оказывавших непосредственное влияние на развитие искусства, приходило осознание законов построения композиции. Гармония проверялась законами точных наук, с эпохи Возрождения в силу вступал принцип «золотого сечения» (термин, введенный великим Леонардо). В современном понимании композиция— это построение художественного произведения, обусловленное спецификой вида искусства, содержанием, назначением произведения и замыслом художника. Композиция означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В любом виде искусства композиционное мастерство является основой творческого процесса, в котором единство и целостность формы художественного произведения обусловлены его содержанием.

    Знание законов композиции лежит в основе творчества, являясь средством и результатом творческого мышления, посредством которого создается художественный образ в произведении искусства. Закон единства содержания и формы, закон цельности, закон типизации, закон контрастов, закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу. Целостность композиции определяется ее неделимостью, взаимной согласованностью ее элементов и наличием композиционного центра. Предметы и явления действительности, которые обычный человек воспринимает примелькавшимися, неинтересными, художник видит необыкновенными, красивыми по форме, цвету; он стремится проникнуть в их состояние, настроение и передать в образах искусства. Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм (чередование элементов: размера, формы, цвета, фактуры), контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Пропорции в художественном произведении — это соотношение величин его элементов, а также отдельных элементов композиции со всем произведением в целом. При этом создается благоприятное соотношение целого и его частей. Цвет – один из основных художественных средств создания изделия в декоративно-прикладном творчестве и один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. Наука, изучающая такие понятия, как цвет, насыщенность, светлота, контраст, цветовой круг, цветовое тело и другие, называется цветоведением. Все цвета можно разделить на 2 группы: хроматические (цвета спектра и их оттенки) и ахроматические (белый, серый, черный). Наука делит все цвета на 2 группы по психологическому восприятию: активные и пассивные. Активные цвета действуют возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности, часто улучшают самочувствие (красный, оранжевый, желтый). Пассивные цвета (синий, фиолетовый, зеленый) оказывают противоположное воздействие на человека. (теплые, светлые желтые) – печальные (холодные, темные); легкие (светлые оттенки холодных цветов) – тяжелые (темные теплые цвета); близкие (теплые, яркие, чистые при дневном освещении) – далекие (ненасыщенные холодные при дневном освещении, теплые при сумеречном свете). Цветовая гамма – это совокупность различных локальных цветов (основной цвет предмета без учета внешних влияний) выбранных для решения определенной композиционной задачи с учетом характера их психофизического воздействия. Колоритом называют гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине.

    Орнамент (лат.— украшение, наряд) — узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении геометрических и изобразительных элементов. Характерной чертой орнамента является его неразрывная связь с материалом, назначением предмета и формой поверхности, которую он организует. Общие стилистические принципы искусства орнамента также связаны с особенностями и традициями изобразительной культуры каждого народа, обладают определенной устойчивостью на протяжении целого исторического периода и имеют ярко выраженный национальный характер.

    Классификация орнамента: 1)По изобразительной характеристикерастительной, геометрической, анималистический, антропологический, каллиграфический, фантастический, астральный и т.д. 2)По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и т.д. 3)По народной принадлежности: белорусский, американский и т.д. 4)По изобразительной форме: ленточный, замкнутый, сетчатый, плоскостной, рельефный (небольшое возвышение), контр рельефный (небольшое углубление внутрь).

    Роль и значение материала в создании конкретной вещи, предопределяется назначением вещи. Остальные структурные элементы прикладного искусства «подтягиваются» к материалу, исходят из его основных качественных характеристик. Так, прозрачность стекла – свойство, которое максимально использует художник-стеклодув при создании образа и которое часто сохраняется даже при использовании цвета. Плотность, водонепроницаемость, термостойкость керамики отвечает ее функциональному значению и эффективно учитывается мастером при формообразовании. Применяемые гончаром глазури усиливают водонепроницаемость сосуда, а цветовые качества глазури включаются в художественную образность предмета. Орнаментальная композиция также органично входит в объемную композицию предмета. Нанося узоры на поверхность изделия, мастер учитывает пластику предмета (она либо ровная плоская, либо сферическая объемная), фактуру материала (гладкая, зернистая, шероховатая и т.д.). Орнамент играет большую роль в формировании художественного стиля эпохи. Под стилем подразумевается и обозначение индивидуальной манеры художника, и характеристики признаков какой-либо группы памятников или художественного направления внутри исторического периода, и, как трактовка суммы устойчивых признаков, характеризующих образную и формальную структуру, свойственную искусству конкретной исторической эпохи.


    написать администратору сайта