типология государств. Типология государств. Типология государств Типология государства
Скачать 18.51 Kb.
|
Типология государств Типология государства — классификация всех существовавших государств по признакам, которые признаются сущностными в определенной теории государства. Тип государства — это общие системообразующие признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития. В настоящее время в юридической литературе применяются два подхода к типологии государств – формационный и цивилизационный. Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства – это государство определенной общественно-экономической формации, характеризуемое рядом общих признаков, а именно: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. Марксистская теория различает четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и исторически последний тип – социалистическое государство. -рабовладельческое государство – есть орудие поддержания власти над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Возникло в результате разложения первобытнообщинного строя, появления частной собственности и классов; -феодальное государство – диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков; -буржуазное государство – диктатура буржуазии, сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство; -социалистическое государство по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу. Первые три типа охватываются родовым понятием – эксплуататорское государство, сущность которого в подавлении и эксплуатации одного класса над другим. Социалистическое – это антиэксплуататорское, исторически последний тип государства, который по мнению Маркса, постепенно отмирает, выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества. Переход от одного исторического типа государства к другому осуществляется в ходе социальной революции, объективной основой которой служит несоответствие (конфликт) характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества. Разрешение такого рода конфликта происходит в ходе социальной революции, которая ведет к перестройке производственных и всех других общественных отношений, в том числе в сфере надстройки. Изменения в социально-экономических формациях и смена типов государств происходят синхронно. Достоинства формационной типологии: · продуктивная идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество; · показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Недостатки формационной типологии: · она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью; · недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные) Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры образуют цивилизацию. Представители Тойнби, Шпенглер, Вебер. Наиболее известным исследователем теории цивилизаций является А. Дж. Тойнби. Он дал следующее определение цивилизации: «Цивилизация – это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, причем религия и формы организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло, - остаются неизменными». Цивилизационный подход к изучению общества позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, почему все общества и государства неодинаково развиваются и избирают разные пути движения к прогрессу. В юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию. Выделяют главным образом этапы цивилизации, например: а) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.); б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.); в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового процесса, а внутри отдельной цивилизации, которая является как бы ветвями дерева, сосуществующими друг с другом. Движущей силой круговорота является творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Прогресс в духовном совершенстве поколений людей. Достоинства цивилизационного подхода: · определены духовные факторы, как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях; · в связи с расширением диапазона духовных критериев, получается более географически заземленная типология государств. Недостатки цивилизационного подхода: · недооцениваются социально-экономические факторы, зачастую определяющие политику конкретной страны; · выделяя идеально-духовные факторы в качестве признаков цивилизации, авторы дают типологию не государства, а общества. Государство это полит. часть общества, которая имеет свои критерии, не совпадающие с критериями общества, как более широкого понятия. Кроме того, существуют и другие подходы к классификации государства. В зависимости от уровня экономического развития, государства делятся на: 1) развивающиеся (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых и т.д.); индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность); 2) постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научнотехническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере). В зависимости от политического режима различают: 1) демократические государства; 2) авторитарные государства; 3) тоталитарные государства. В зависимости от формы правления государства делятся на: 1) монархии; 2) республики. В зависимости от господствующей идеологии существуют государства: 1) идеологизированные 2) деидеологизированные. Идеологизированные государства – это государства, в которых существует официально признанная идеология, следование которой считается обязательным. Они подразделяются на две группы: религиозные – в качестве идеологии выступает официальная религия; государства с политической идеологией – здесь существует официально провозглашенная политическая доктрина, постулаты которой определяют политическую и правовую систему в данном государстве (например, социалистические государства). Деидеологизированные (светские) государства – здесь официальная идеология отсутствует. Типология государства является способом познания, поэтому формационный и цивилизационный подходы дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Данные подходы могут и должны применяться и отдельно и в комплексе друг с другом. |