1.
| Кто из философов является родоначальником немецкой классической философии? а) Фейербах
б) Кант
в) Фихте
|
2.
| Что, согласно И.Канту, познает человек, обращаясь к окружающему миру?
а) вещи, как они есть
б) ноуменальная реальность
в) антиномии чистого разума
г) веши, как они явлены в опыте
|
3.
| Кто из философов впервые ввел в оборот понятие «вещь в себе»?
а) Гегель
б) Кант
в) Ленин
г) Аристотель
|
4.
| Что означает эпитет «чистый», который употребляет Кант в отношении к разуму?
а) свободный от заблуждений
б) существующий безотносительно к субъекту
в) исследованный вне конкретного опытного содержания
г) абстрагированный от форм восприятия
|
5.
| Немецкий философ, осуществивший своего рода гносеологический переворот, связанный с переносом внимания с объекта познания на саму специфику познающего субъекта:
а) Гегель
б) Кант
в) Лейбниц
г) Фейербах
д) Маркс
|
6.
| И. Кант полагал, что пространство и время существуют:
а) в рамках продуктивного воображения
б) объективно
в) в точке трансцендентальной апперцепции
г) как формы чувственного восприятия
|
7.
| Как И. Кант называет понятия, которыми оперирует чистый разум?
а) функции
б) идеи
в) суждения
г) дедукции
|
8.
| Какой философ впервые рассматривал нравственность как самостоятельную сферу?
а) И. Кант
б) Д. Юм
в) Г. Гегель
|
9.
| Категории в учении Канта – это
а) наиболее общие формы осмысления предметов опыта
б) понятия, образованные путем абстрагирования
в) бессознательные формы восприятия действительности
г) феномены опыта
|
10.
| Какая способность, с точки зрения Канта, позволяет человеку приводить в соответствие чувственные явления и категории?
а) интуиция числа
б) интеллектуальный инстинкт
в) трансцендентальная апперцепция
г) способность суждения
|
11.
| Каким является характер понятий, которыми оперирует чистый разум?
а) апостериорным
б) трансцендентным
в) трансцендентальным
г) эстетическим
|
12.
| Какая способность, с точки зрения Канта, позволяет человеку приводить в соответствие чувственные явления и категории?
а) интуиция числа
б) интеллектуальный инстинкт
в) трансцендентальная апперцепция
г) способность суждения
|
13.
| Каким является характер понятий, которыми оперирует чистый разум?
а) апостериорным
б) трансцендентным
в) трансцендентальным
г) эстетическим
|
14.
| Какую цель ставит категорический императив Канта?
а) интеллектуальное совершенствование
б) материальную выгоду
в) исторический прогресс
г) человека
|
15.
| Что, с точки зрения Канта, делает человека свободным?
а) следование своей природе
б) следование долгу
в) адекватное познание
г) исполнение религиозных норм
|
16.
| Кто из немецких философов перенес внимание с объекта познания на познающий субъект:
а) Гегель
б) Кант
в) Фихте
г) Лейбниц
д) Фейербах
|
17.
| Кто создатель и систематизатор диалектики как метода познания?
а) Декарт
б) Локк
в) Кант
г) Лейбниц
д) Гегель
|
18.
| К какому философскому направлению относится учение Гегеля?
а) объективный идеализм
б) субъективный идеализм
в) идеалистический плюрализм
г) материалистический монизм
|
19.
| Что является объектом исследования в «Науке логики» Гегеля?
а) природа
б) абсолютная идея
в) абсолютный дух
г) логические закономерности
|
20.
| Что в системе Гегеля творит природу и историю?
а) случайность
б) воля божественного провидения
в) естественные законы
г) логика развития мирового духа
|
21.
| Бытие природы у Гегеля разворачивается как
а) инобытие идеи
б) самостоятельное бытие материи
в) постоянный акт божественного творения
г) произвольное бессистемное становление
|
22.
| Диалектический метод Гегеля позволяет вскрыть
а) законы развития
б) дуальную природу человека
в) причины разделения труда
г) несправедливый характер монархии
|
23.
| В отличие от формальной логики, диалектика Гегеля рассматривает формы мышления
а) в их неизменности и различии
б) в их тождестве
в) в их случайных взаимосвязях
г) в их субординации и связи
|
24.
| Противоречия, по Гегелю, существуют как
а) абсолютные
б) воображаемые
в) необходимый элемент развития
г) непреодолимые
|
25.
| Соотнесите законы диалектики, открытые Гегелем, с их сущностью:
а) закон единства и борьбы противоположностей
б) закон перехода количественных изменений в качественные
в) закон отрицания отрицания
I указывает, как происходит развитие – б)
II определяет направление развития – в)
III раскрывает источник развития – а)
|
26.
| Какой из законов диалектики рассматривает преобразование сущности предмета в форме «скачка»?
а) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
б) закон единства и борьбы противоположностей
в) закон отрицания отрицания
г) все перечисленные
|
27.
| Что характеризует закон отрицания отрицания?
а) источник и движущие силы развития
б) направление процесса развития
в) общий механизм развития
г) все ответы верны
|
28.
| Степень осознания какого понятия является показателем степени общественного развития у Гегеля?
а) анархия
б) демократия
в) техника
г) свобода
|
29.
| Социально-философские взгляды Гегеля определяются как
а) либерализм
б) религиозный фундаментализм
в) консерватизм
г) неоконсерватизм
|
30.
| Высшим достижением исторического движения человечества Гегель считал:
а) современную ему Германию
б) будущее Европы
в) строй, сложившийся в странах Востока
г) античную демократию
|
31.
| Представителем объективного идеализма является:
а) И. Кант
б) Г. Гегель
в) Л. Фейербах
г) К. Маркс
|
32.
| Немецкий философ Гегель внес большой вклад в развитие:
а) диалектики - науки о всеобщем развитии
б) теории прибавочной стоимости
в) теории общественного договора
|
33.
| В чем видел Гегель основу исторического развития?
а) общественное распределение труда
б) конфликт между властью и индивидуальной свободой
в) развитие «абсолютной идеи», «мирового духа»
|
34.
| В каких пределах считал возможным использование диалектики Гегель?
а) как метод исследования единичного
б) как метод исследования всеобщего
в) как метод исследования особенного
г) как универсальный метод исследования
|
35.
| В отличие от формальной логики, диалектика Гегеля рассматривает формы мышления
а) в их неизменности и различии
б) в их тождестве
в) в их случайных взаимосвязях
г) в их субординации и связи
|
36.
| В какой временной точке Гегель размещал наивысшее состояние общественного развития?
а) прошлое
б) настоящее
в) будущее
г) считал его недостижимым состоянием
|
37.
| С точки зрения Гегеля, свобода человека имеет своей предпосылкой
а) необходимость
б) судьбу
в) случай
г) произвол
д) ответственность
|
38.
| Фейербах утверждал, что сущность человеческого «Я» проявлена в:
а) самосознании человека
б) его волевых актах
в) целостности его тела
г) этических представлениях
|
39.
| Утверждая роль коммуникации между людьми как условия становления человеческого «Я», Фейербах тем самым подчеркивал, что человек является:
а) родовым существом
б) биологическим существом
в) неоконченным творением природы
г) детерминированным внешними силами
|
40.
| Высшим типом коммуникации Фейербах считал
а) формальные пропозиции
б) миф
в) экономику
г) любовь
|
41.
| Анализируя сущность религии, Фейербах утверждал, что образ Бога – это образ:
а) вымышленного существа
б) непреодолимого рока
в) отчужденной сущности человека
г) архаического патриарха
|
42.
| Согласно программе новой религии в учении Фейербаха, любовь к Богу должна быть заменена:
а) научным планированием жизни человека
б) философией построения справедливого общества
в) любовью к человеку
г) любовью к природе
|
43.
| Укажите, что противопоставил Л.Фейербах вере в Бога:
а) атеизм
б) любовь к человеку
в) веру в идеальные общественные отношения между людьми
г) нравственные основы общества
|
44.
| Признаком научного знания Фихте считал
а) подтверждение положений экспериментальным образом
б) математическую доказательность выводов
в) системную связь основоположений
г) соответствие положений реальным фактам
|
45.
| Как показал Фихте, главное основоположение любой науки является
а) аксиоматическим
б) эмпирическим
в) верифицируемым
г) очевидным
|
46.
| Фихте полагал, что человек, приобщаясь к великим традициям человечества, обретает
а) славу
б) величие
в) почет
г) бессмертие
д) скромность
|
1.
| Назовите авторов и приверженцев философии диалектического материализма.
А) И. Кант и Г. Гегель
б) К. Маркс и Ф. Энгельс
в) В. Г. Плеханов и В. И. Ленин
г) все они
|
2.
| В основе диалектического материализма лежит диалектика –
а) Фихте
б) Гегеля
в) Сократа
г) Гераклита
|
3.
| Родовой характеристикой человека у Маркса и Энгельса выступает
а) капитал
б) труд
в) сознание
г) классовая борьба
|
4.
| От чего зависит образ мыслей индивидов, с точки зрения Маркса и Энгельса?
а) от принятой в обществе системы моральных норм
б) от степени развития научных знаний
в) от вероисповедания
г) от того, что и как они производят
|
5.
| В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс выразили
а) свое отношение к революционным процессам
б) диалектические закономерности природы
в) схему товарно-денежного обращения
г) материалистическое понимание истории
|
6.
| С какого рода хозяйствованием связано появление пролетариата?
а) с аграрным производством
б) с промышленным производством
в) с постиндустриальными общественными отношениями
г) с ремесленным трудом
|
7.
| В «Диалектике природы» Энгельс видит свою задачу в том, чтобы:
а) создать руководство по диалектике
б) вывести диалектические законы
в) показать действенность диалектических законов в познании природы
г) обозначить противоречия в развитии естественных наук
|
8.
| Согласно формулировке Энгельса, диалектика – это наука о наиболее общих законах:
а) социально-экономических отношений
б) биологической эволюции
в) всякого движения
г) мышления
|
9.
| Чем объясняются разные формы движения, которые выделяет Энгельс?
а) уровнем сложности организации материи
б) естественнонаучными закономерностями
в) субъект-объектными отношениями
г) феноменом анаморфоза
|
10.
| К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали, что характер общества определяет:
а) трудовая, производительная деятельность людей
б) духовная деятельность людей
в) взаимодействие власти и личности
|
11.
| К. Маркс сформулировал следующие законы общественного развития:
а) о решающей роли материального производства в жизни общества
б) об определяющем воздействии экономического базиса на все многообразие надстроечных явлений
в) о неизбежности перехода от одной общественной формации к другой
г) все перечисленные выше
|
12.
| К. Маркс является основоположником:
а) трудовой теории стоимости
б) теории классов и классовой борьбы
в) материалистического понимания общества
г) теории государства и права
|
13.
| Как К. Маркс характеризовал сущность человека?
а) как абстрактное мышление
б) как совокупность общественных отношений
в) как взаимоотношения человека и общества
г) как совместная деятельность нескольких индивидов
|
14.
| Какие из перечисленных ниже явлений относятся к общественному бытию с точки зрения материалистической модели?
а) производственные отношения
б) мораль
в) географическая среда
г)производительные силы
|
15.
| Кто ввел в научный оборот понятие «общественно-экономическая фармация»?
а) М. Вебер
б) Г. Гегель
в) К. Маркс
г) П. Сорокин
|
16.
| Природа, согласно Марксу, является для человека телом
а) неорганическим
б) коммунистическим
в) ноосферным
г) астральным
|
17.
| В «Философско-экономических рукописях 1844 года» Маркс поднимает проблему
а) первичного накопления капитала
б) социального неравенства
в) отчуждения труда
г) экспроприации прибавочной стоимости
|
18.
| Когда, с точки зрения Маркса и Энгельса, люди начинают осознавать свою выделенность из природы?
а) с возникновением присваивающего хозяйства
б) с возникновением производящего хозяйства
в) с разделением на классы
г) с возникновением эксплуатации
|
19.
| В чем состоит реальный общий интерес индивидов, как это представлено в «Немецкой идеологии»?
а) в обеспечении их взаимосвязи
б) в удовлетворении классовых интересов
в) в обеспечении интересов индивида и его семьи
г) в осуществлении коммунистических отношений
|
20.
| Что выступает предметом исследования в социальных исследования Маркса и Энгельса?
а) классы
б) реальные индивиды
в) исторические типы культуры
г) экономические законы
|
21.
| Приведите следующие этапы в развитии человечества в соответствие с хронологией:
а) разделение труда (1)
б) образование государства (4)
в) появление классов (3)
г) появление собственности (2)
|
22.
| Какие формы домарксистской диалектики выделяет Энгельс в «Диалектике природы»?
а) древнегреческая философия
б) немецкая классическая философия
в) французский материализм 18 века
г) средневековая патристика
д) все ответы верны
е) верны первые два ответа
|
23.
| Что, согласно Н. Бердяеву, содействовало идейному принятию марксизма в России?
а) развитое самосознание пролетариата
б) сохранение крестьянских общин
в) теория революционной борьбы
г) мессианская интерпретация
|
1.
| Определите, к какому направлению современной философии можно отнести
следующее утверждение «Философия — это логика науки»:
а) герменевтика
б) экзистенциализм
в) неопозитивизм
г) неотомизм
д) постмодернизм
е) позитивизм
|
2.
| Укажите, какая философская проблема является существенной для
неопозитивизма:
а) языка науки
б) эмоционально-духовной жизни человека
в) верификации
г) истины и веры
д) эстетического
е) обыденного языка
|
3.
| Эмпириокритицизм – это:
а) то же, что и неопозитивизм
б) особое философское направление
в) вторая стадия позитивизма
г) еще одно название позитивизма
|
4.
| Направление современной западной философии, ориентированное на религиозное мировоззрение:
а) экзистенциализм
б) неопозитивизм
в) неотомизм
г) герменевтика
д) постмодернизм
|
5.
| Психоанализ – это:
а) часть психотерапии
б) врачебный метод исследования психики человека
в) современное философско-психологическое учение
г) все названное
|
6.
| Основателем психоаналитической философии является:
а) К. Юнг
б) А. Адлер
в) З. Фрейд
г) Э. Фромм
|
7.
| Укажите наиболее характерные черты:
а) экзистенциализма б) позитивизма
мировоззренческий нигилизм – б
внимание к проблеме истины в познании – б
антропоцентризм – а
внимание к проблемам чувственно-практического опыта – б
интерес к проблемам критерия истины – б
трагизм – а
|
8.
| Укажите наиболее характерные черты:
а) экзистенциализма б) позитивизма
эмпиризм – б
проблема свободы, как важнейшая – а
интерес к анализу языка – б
интерес к проблемам логики – б
утверждение уникальности человеческого бытия – а
рационализм – б
|
9.
| Экзистенциализм преимущественно занимается исследованием:
а) философии техники технологического прогресса цивилизации
б) смысла человеческого существования, назначения человека в мире
в) методологии научного познания
|
10.
| В основе экзистенциализма находится учение о (об)
а) ценностях человеческого общества
б) законах объективного мира
в) человеческом существовании
г) общественном прогрессе
|
11.
| Укажите, какое философское направление определяют эти имена: Ж.П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев, М. Хайдеггер:
а) неогегельянство
б) экзистенциализм
в) неотомизм
г) позитивизм
д) неокантианство
|
12.
| К. Ясперс – это:
а) представитель современного марксизма
б) один из основоположников эмпириокритицизма
в) основатель структурализма
г) видный представитель экзистенциализма
|
13.
| Какое философское направление XX века сделало своей главной проблемой смысл жизни человека?
а) неотомизм
б) экзистенциализм
в) неопозитивизм
г) герменевтика
д) прагматизм.
|
14.
| Герменевтика – это:
а) искусство объяснения и толкования
б) вид классической науки о языке
в) иррациональная философия
г) все названное
|
15.
| «Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что мы умрем» утверждал
а) Сартр
б) Сократ
в) Сенека
г) Спиноза
д) Сковорода
|
16.
| Автор тезиса «Ад это другие»:
а) Хайдеггер
б) Кьеркегор
в) Ж.-П. Сартр
г) Ясперс
д) Камю
|
17.
| «Человек это будущее человека», говорил
а) Кьеркегор
б) Сартр
в) Ясперс
г) Камю
д) Достоевский
|
18.
| По Сартру, свобода для человека есть
а) неизбежное тяжкое бремя
б) недостижимая мечта
в) завоевание цивилизации великое счастье
г) обычное средство достижения целей
|
19.
| Понятие «пограничная ситуация» играет очень важную роль в
а) феноменологии
б) структурализме
в) экзистенциализме
г) неопозитивизме
д) марксизме
|
20.
| Экзистенциалисты утверждают, что сущность человека определяется
а) непостижимой судьбой
б) совокупностью производственных отношений
в) божественным предопределением
г) собственным выбором человека своей цели
д) национальной культурой
|