Главная страница
Навигация по странице:

  • ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

  • 1.2 Формирование графомоторных навыков в онтогенезе

  • Курсовая. курсовая графомоторные навыки. Титульный лист оглавление


    Скачать 3.18 Mb.
    НазваниеТитульный лист оглавление
    АнкорКурсовая
    Дата28.11.2022
    Размер3.18 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурсовая графомоторные навыки.docx
    ТипДокументы
    #817236
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5



    Титульный лист

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

    3


    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ….……………………………………………………

    6

      1. Графомоторные навыки в аспекте готовности к овладению письмом...

      2. Формирование графомоторных навыков в онтогенезе…………………

      3. Развитие речи, мелкой моторики и графомоторных навыков в онтогенезе…………………………………………………………………..

      4. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами…………………………………………………………….

      5. Особенности формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами…..

      6. Методические аспекты формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами…………………………………………………………….


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..
    ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...

    6

    11
    16

    25
    31

    34
    42
    43
    48


    ВВЕДЕНИЕ
    В современном мире проблемы логопедии занимают лидирующее положение в системе специального (коррекционного) образования. Данная наука является относительно новой, следовательно, сейчас идет ее стремительное развитие и совершенствование методологической базы. В России большое внимание уделяется данной отрасли дефектологии.

    Одним из основных вопросов современной логопедии выступает предупреждение нарушения письменной речи у дошкольников на основе развития графомоторных навыков. Названные навыки относятся к сенсомоторным навыкам человека и связаны, прежде всего, с его учебной деятельностью.

    Письмо – это процесс, который требует развития многих анализаторных систем. Поэтому главным в дошкольном возрасте является не обучение ребенка письму, а именно подготовка его к этой деятельности. В этом возрасте ребенок не пишет буквы, а печатает их, поэтому при раннем обучении ребенка письму, его техника может быть сформирована неправильно.

    Проблеме изучения графомоторных навыков посвятили свои труды Н.Н. Волоскова, Б.Ф. Ломов, О.А. Комарова, Г.Г. Мисаренко, М.Г. Храковская. Все авторы сходятся в том, что развитие графомоторных навыков является сложным и трудоемким процессом, требующим сформированности большинства психических процессов, главным образом, речи. У дошкольников с нормальным речевым развитием могут наблюдаться незначительные трудности в формировании графомоторных навыков. Таким образом, у детей с нарушением речи, в том числе и с минимальными дизартрическими расстройствами, присутствует отставание в развитии графомоторных навыков.

    Проблеме развития графомоторных навыков у детей с нарушением речи занимались: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.В. Лопатина, Н.С. Жукова, Л.И. Белякова, Н.В. Серебрякова, Е.Н. Российская, О.А. Токарева, Р.Д. Тригер и др. Все педагоги-дефектологи отмечают, что при формировании графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами наблюдаются определенные трудности. Ребенок, имеющий легкую степень дизартрии не может правильно держать карандаш, не способен регулировать силу нажима карандаша, не ориентируется в пространстве и на бумаге. Нарушение сформированности графомоторных навыков приводит к нарушению навыков письма, что в свою очередь приводит к трудностям при обучении и к снижению успеваемости в целом. Следовательно, проблема развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами занимает одно из первых мест в коррекционной педагогике и является актуальной для системы современного образования.

    Цель курсовой работы: изучить теоретические основы содержания коррекционной работы по формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.

    Объект исследования: теоретические основы процесса коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

    Предмет исследования: теоретические основы процесса коррекционно-логопедической работы по формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.

    В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:

    - проанализировать понятие графомоторные навыки в аспекте готовности к овладению письмом;

    - рассмотреть формирование графомоторных навыков в онтогенезе;

    - описать развитие речи, мелкой моторики и графомоторных навыков в онтогенезе;

    - представить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами;

    - охарактеризовать особенности формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами;

    - изучить методические аспекты формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами.

    При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников по теме исследования, обработка и структурирование полученной информации, синтез и обобщение.

    Теоретическая значимость курсовой работы заключается в накоплении и обобщении теоретического материала по проблеме формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими растсройствами.

    Структура курсовой работы соответствует цели и задачам исследования и включает введение, одну теоретическую главу, заключение, список литературы, приложения.

    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
    1.1 Графомоторные навыки в аспекте готовности к овладению письмом
    Графомоторные навыки являются одним из ключевых компонентов, составляющих письменный процесс. Правильное развитие письма невозможно без формирования графомоторных навыков, следовательно, необходимо подробно рассмотреть понятие графомоторные навыки в аспекте готовности к овладению письмом.

    Понятие «графомоторный навык» состоит из двух слов: навык и графомоторный. Навык представляет собой действие, доведенное до автоматизма путем многократных повторений. Характерной чертой данного действия является то, что оно не требует постоянного внимания и контроля. Большинство навыков автоматизируется в процессе определенных видов деятельности – учебной, бытовой, профессиональной.

    В формировании навыков немаловажную роль играют когнитивные и чувственно-двигательные компоненты, уровень контроля над собственными действиями, ориентирование в пространстве, развитая программа действий, их коррекция в ходе выполнения. Способность к формированию и выполнению навыков является одним из главных показателей интеллектуального развития ребенка [24].

    Наиболее полная и адекватная трактовка навыка как сложной многоуровневой двигательной системы предложена Н. А. Бернштейном: «это активная психомоторная деятельность, образующая и внешнее оформление, и самую сущность двигательного упражнения. Выработка двигательного навыка есть смысловое цепное действие, в котором также нельзя ни выпускать отдельных смысловых звеньев, ни перемешивать их порядок. Сам двигательный навык – очень сложная структура: в нем всегда имеются ведущий и фоновые уровни, ведущие вспомогательные звенья, фоны в собственном смысле слова, автоматизмы и перешифровки разных рангов и т.д. В не меньшей мере насыщен чисто качественной структурной сложностью и процесс его формирования» [9].

    Известно, что для того чтобы навык стал автоматизированным, необходимо конкретное действие повторить не менее 33 раз. Данное количество повторений формирует в головном мозге связи, отвечающие за автоматизм действий.

    По мнению некоторых педагогов навыком являются компоненты практического вид деятельности, доведенные до совершенства посредством многократных повторений.

    В педагогике под навыком понимается способность совершать действия на наивысшем уровне автоматизма, без осмысления и осознания промежуточных шагов [42].

    Таким образом, навыком называется действие или их совокупность, доведенных до автоматизма путем многократных повторений.

    Второй частью понятия «графомоторные навыки» является «графомоторный». Данный термин следует рассматривать с позиции различных точек зрения в совокупности понятия «графомоторный навык».

    Графомоторные навыки относятся к двигательным навыкам. Двигательными навыками являются законченные сложно координированные действия, которые включают в себя выполнение простых двигательных актов, доведенных до автоматизма и, выполняемых в определенной последовательности [21].

    По мнению М.М. Безруких, главным компонентом процесса обучения является развитие графического навыка письма. Графический навык представляет собой определенное привычное положение руки в процессе письма, которое позволяет изображать на бумаге знаки и их соединения [5].

    Письмо – это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи. Русское письмо – звукобуквенное. Основной единицей обучения является формирование графического навыка письма [18].

    Весь процесс письма будет зависеть от того насколько правильно или неправильно сформирован графический навык. Почерк будет красивым и разборчивым, темп написания быстрым будут в том случае, если графический навык сформирован правильно. Трудности при письме возникают при неправильной сформированности графического навыка. В данном случае почерк является неразборчивым, небрежным, темп написания медленный. Однако неправильно сформированный графический навык можно исправить в процессе коррекционно-развивающих занятий с использованием различных технологий.

    По определению Н.Г. Агарковой, графический навык представляет собой автоматизированной способ дифференцировки и перикодировки речевых звуков в буквенные знаки на бумаге а так же осознание написанных слов. По ее мнению графический навык включает в себя графику, как раздел лингвистики, который реализуется через написание знаков и букв [2].

    Н.И. Авсюкевич отмечает, что графомоторный навык – это сложное речерукодвигательное действие, которое проявляет себя, с одной стороны, как речевое (интеллектуальное), а с другой как, двигательное [1].

    С точки зрения И.Н. Садовниковой, процессом письма управляют все участки коры головного мозга, но их роль в различных видах письма неодинакова. У обучающихся к школьному возрасту недостаточно развиты лобные доли, что в свою очередь, затрудняет процесс овладения письмом [46].

    Письмо является сложной психофизиологической структурой, в которую входят механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительная память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, а также комплекс лингвистических умений.

    Формирование моторики предполагает развитие, как общемоторных двигательных навыков, так и мелкой моторики. При самостоятельном овладении данными навыками дети испытывают затруднения, поэтому для развития письменных навыков требуется полная двигательная координация кистей и пальцев рук. А это находится в зависимости от уровня сформированности графомоторных навыков.

    На развитие графомоторных навыков оказывают влияние уровни сформированности общей и мелкой моторики, серийной организации движений, зрительной памяти, пространственный представлений. В связи с этим существует основная коррекционно-педагогическая задача – развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие памяти и пространственных представлений [11].

    Согласно А.Н. Корневу графомоторные навыки являются конечным эффекторным звеном в цепочке операций, образующих письмо. Таким образом они воздействуют не только на калоиграфию, но и на процесс письма в общем [29].

    Процесс формирования графомоторных навыков является сложным процессом со стороны психологии и физиологии. В процессе письма осуществляется взаимодействие коры головного мозга, органов зрения, слуха, мускулатуры пальцев рук, то есть мелкой моторики [33].

    Только в случае правильной подготовки ребёнка к школе формирование графомоторного навыка будет протекать успешно. Главной предпосылкой развития данного навыка является сохранность пространственного гнозиса и праксиса, а именно: зрительно- пространственных представлений, ощущения своего тела в пространстве.

    Формирование графомоторных навыков является сложным и долгим процессом. Графомоторные навыки вырабатываются в процессе длительных упражнений.

    Графомоторные навыки включают в себя [41]:

    - мелкую мускулатуру пальцев: упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

    - зрительный анализ и синтез: упражнения на определение правых и левых частей тела; задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам; задания с условиями по выбору нужных направлений.

    - рисование: занятия по штриховке по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; задания на зарисовку деталей, предметов с натуры; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями); упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей; задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

    - графическую символику: задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов.

    Сенсомоторная база или комплекс функциональных предпосылок письма, представляет собой многоуровневую систему, включающую большое количество когнитивных и речевых функций. Достигая минимально необходимого уровня зрелости, они создают оптимальные возможности для осуществления операций звукобуквенной символизацииграфического моделирования звуковой структуры слов и реализации графомоторной программы [39].

    Таким образом, формирование графомоторного навыка — длительный и сложный процесс. Сложный и по структуре самого акта письма, структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе. В процессе обучения в школе осуществляется динамика развития графомоторных навыков обучающихся. Устанавливаются связи между зрительным и мускульным контролем движения. В целом же процесс укрупнения движений, ритмизация их происходит очень медленно, в течение многих лет.

    1.2 Формирование графомоторных навыков в онтогенезе
    Важным условием для полноценного овладения графомоторными навыками для обучающихся на начальном уровне образования является хорошее развитие моторного компонента двигательного анализатора и подготовленности руки к выполнению точных и сложных движений. А.Р. Лурия считал, что сложные рефлекторные акты осуществляются под влиянием целого комплекса афферентных систем, которые расположены

    на разных уровнях мозгового аппарата, включают в свой состав и систему речевых сигналов [14].

    Возрастные особенности развития графомоторного навыка:

    В 1,5-2 года ребенок крепко зажимает в ладони карандаш, что ограничивает его движения. Он еще не пытается изобразить что-то определенное, просто получает радость от самого процесса

    В 2 – 3 года, ребенок, как правило, держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения еще спонтанные, почти не ограничиваются

    В 3-3,5 года линии становятся более определенными, менее разбросаны и не повторяются бессмысленно. Увеличиваются координация при выполнении вертикальных движений, но еще плохо выполняться имитационные движения. Овалы неровные, но на рисунках их уже много [19].

    В 3,5 – 4 года ребенок умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К этому возрасту совершенствуется координация, пространственное восприятие, что позволяет хорошо копировать. Умеет передавать пропорции фигур, ограничивать копировать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными.

    В 5 лет ребенок хорошо выполняется горизонтальные и вертикальные штрихи. Способен ограничивать длину штриха, делать линии более ровными, четкими, правильно удерживая карандаш или ручку. Выполняет горизонтальные, вертикальные или циклические движения, пытаясь писать буквы [23].

    B 6 – 7 лет ребенок хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер и пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии

    Сформированность мелкой моторики ребенка можно понаблюдать при рисовании или закрашивании. Если он постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе будет значительным [40].

    Формирование графомоторных навыков начинается, по мнению психологов и физиологов Б.В. Зейгарник, Т.В. Астаховой, Е.В. Гурьянова значительно раньше того момента, когда учитель впервые ребенку в руку ручку и показывает, как надо писать букву. Еще в трехлетнем возрасте дети берут в руку карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или каракули, не контролируя, не направляя зрением свою руку. Это и служит основой, психофизиологической предпосылкой для формирования письма [6].

    Основной функцией, от которой зависит формирование графомоторных навыков, является зрительно-моторная координация. Зрительно-моторная координация — согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов. На протяжении всего дошкольного возраста регуляция изобразительных движений осуществляется чаще всего на основе двигательного анализатора. В возрасте от 1 года до 4-5 лет обучающийся овладевает произвольной регуляцией движений руки. Рисуя, обучающиеся в этом возрасте опираются на «память руки» [52].

    Зрительный контроль за движениями почти отсутствует. Постепенно, во время рисования, происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений и зрительных образов. К возрасту 6-8 лет межанализаторная интеграция достигает 16 зрелости. При этом зрительный анализатор, обогатившийся опытом «руки», принимает участие в управлении движениями. В этот период зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее положение в регуляции графомоторных движений и развитии графомоторных навыков. Поэтому сформированность данных способностей является одним из показателей готовности обучающихся к школе [51].

    В формировании графомоторного навыка обучающихся на начальном уровне образования Т. П. Сальникова выделяет три основных этапа [47]:

    I этап – аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами действия, понимание содержания. Данный этап содержит сложную структуру и специфику, отличающую его от последующих этапов обучения и сформированного навыка. На этом этапе обучающийся обязательно должен осознавать не только, то, что он должен сделать, но и то, как это сделать в соответствии с требованиями. На начальном этапе необходимо сосредоточить внимание на графике (постоянный контроль, коррегирование по ходу действия). Согласование действий глаза и руки является важным условием для успешного формирования графомоторного навыка на данном этапе. Пальцы рук должны воспринимать информацию, которая им поступает от зрительного анализатора.

    Использование шариковой ручки в качестве графического инструмента требует сложно координированных движений ведущей руки. Необходимо обратить внимание на то, что первый этап обучения может значительно увеличиваться, если методика обучения не соответствует закономерностям формирования навыка и возрастным особенностям обучающегося.

    II этап – условно назван синтетическим – соединением отдельных элементов в целостное действие. Главными составляющими данного этапа являются формирование двигательного и зрительного контроля при письме. Ведущим при этом является зрительный контроль. Обучающемуся необходимо постоянно следить за тем, как он ведет руку при письме, на каком расстоянии ставит буквы друг от друга, пишет ли их на строке. Обучающийся зрительно воспринимает написанное и тем самым контролирует правильность написанных слов. Если зрительный образ не соответствует тому, что получено на письме, обучающемуся необходимо внести поправки.

    III этап – автоматизация – образование собственно навыка как действия, характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Основными чертами автоматизации являются быстрота, характеризующаяся естественным результатом совершенствования движений, плавность, возникающая как естественный результат формирования навыка, а также легкость выполнения. Сформировать навык можно только при помощи упражнений и повторений. Но это эффективно лишь на третьем этапе формирования навыка, а первые два этапа – это осознанная действительность (а не механические упражнения).

    Очень важно применять различные приёмы для развития графомоторных навыков у обучающихся дошкольного возраста [31].

    Для этого необходимо наличие благоприятных внешних условий и руководство взрослых. В период раннего и дошкольного детства обучающийся при благоприятных внешних условиях [54].

    Он овладевает движениями, необходимыми для легкого скольжения ручки по бумаге, учится замечать различия между графическими элементами по их форме, положению и соотношению друг с другом. Также обучающийся учится ограничивать свои движения в соответствии с графическими задачами, которые он перед собой ставит.

    Физиологической основой этих достижений являются дифференцирование относящихся к письму слуховых, зрительных и кинестетических раздражителей; концентрация возбуждения и торможения в соответствующих границах двигательной зоны коры, уравновешивание возбуждения и торможения при изображении простейших графических форм и их соединений и образование большого числа временных связей. С психологической точки зрения, можно сказать, что обучающийся овладевает умением ставить перед собой элементарные графические задачи, учится контролировать процесс их решения и, добиваясь успешного их выполнения, овладевает умением управлять не только своими движениями, но и своим вниманием [13].

    Двигательный навык письма, в отличие от навыка чтения, не может быть сформирован за 3 года обучения в школе. Для этого требуется 7-9 лет обучения. Орфографически грамотным письмом с устоявшемся почерком, обучающиеся овладевают лишь к концу 8 класса, но не все в одинаково удовлетворительной мере.

    Всѐ это говорит о том, что обучение графомоторным навыкам в школе является продолжением и развитием начинающегося уже в раннемдетстве весьма сложного и разностороннего физиологического, психологического и педагогического процесса. Развитие графомоторных навыков представляет собой довольно сложный физиологический, психологический и педагогический процесс. И поэтому очень важно помогать обучающемуся в развитии графомоторной деятельности, для того чтобы этот процесс был более успешным и интересным [4].

    Таким образом, формирование графомоторных навыков необходимо начинать как можно раньше. С раннего возраста обучающиеся учатся чертить на бумаге прямые линии или замкнутые круги, в тот момент они еще зрительно не контролируют свою руку. Позднее, включается зрительный контроль, когда обучающийся что-то рисует или пишет карандашом печатные буквы. Активное развитие руки и глаза обучающихся начинается во время занятий лепкой, конструированием, изготовлением подделок из бумаги. Эти занятия вызывают у обучающихся большой интерес, а также подготавливают руку и глаза к письму – развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта