Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.Онтология – учение о бытии

  • - обладает ли мир единством и что является основой этого единства - является ли мир в своей сущности неизменным или он постоянно изменяется

  • - упорядочен ли мир в своем развитии, подчиняется ли каким-то общим законам или он изменяется произвольным образом

  • 2.Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления

  • 3.Пространство, время, причинность, целесообразность

  • контрольная работа по философии. вар 12 филос. Титульный лист Вариант 12 Содержание


    Скачать 140 Kb.
    НазваниеТитульный лист Вариант 12 Содержание
    Анкорконтрольная работа по философии
    Дата10.01.2022
    Размер140 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлавар 12 филос.doc
    ТипРеферат
    #327346


    Титульный лист

    Вариант 12


    Содержание

    Введение……………………………………………………………………………….3

    1.Онтология – учение о бытии……………………………………………………….4

    2.Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления………………………………………………………………………….8

    3.Пространство, время, причинность, целесообразность. ………………………10

    Заключение…………………………………………………………………………..20

    Список литературы……………………………….…………………………………22

    Введение
    Онтология — раздел философии, изучающий основные принципы и наиболее общие формы бытия. Термин «онтология» введен в научный оборот немецкими схоластическими философами XVII века Рудольфом Гоклениусом и Христианом Вольфом. Более древним и очень емким является понятие «бытие». Слово «быть» в повседневном употреблении означает «существовать в наличии». Философ античности Парменид наполнил его философским смыслом, т. е. превратил его в термин. В настоящее время философское понятие «бытие» простирается от предельного обобщения мира в целом до сложного и уникального индивидуального бытия человека. (Кстати говоря, последний вид бытия в данной теме не рассматривается.) Не только в различные периоды истории философии и в различных философских направлениях, но даже в пределах одного и того же направления (в частности, в диалектико-материалистической философии) мы встречаемся с различным смысловым наполнением, с различным употреблением онтологических терминов. Так, близкие по значению слова «бытие», «мир», «действительность», «материя», «объективная реальность», «сущее», «существование» иногда употребляются как синонимичные, а иногда как различные по смыслу. Это затрудняет понимание и толкование бытия как явления. В признании бытия фиксируются убеждения в существовании окружающего мира и самого человека. Однако проблема бытия не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Бытие даже чувственно воспринимаемых вещей далеко не очевидно. Онтологическая проблема проста лишь с точки зрения обыденного (здравого) смысла.

    Цель данной работы рассмотреть учение о бытии.

    Задачи работы:

    - рассмотреть онтологию как учение о бытии;

    - происхождение и устройство мира, современные онтологические представления;

    - пространство, время, причинность, целесообразность.

    1.Онтология – учение о бытии
    Онтология – это учение о бытии в целом, о всеобщих формах и закономерностях бытия.

    Представления о мире в целом начали складываться в глубокой древности и прошли в своем развитии ряд этапов. Онтология каждой эпохи имеет свою специфику, определяемую уровнем развития производства, науки, духовной культуры и др. факторами. В истории развития человеческой мысли можно выделить несколько основных видов онтологии: мифологическую, религиозную, философскую, научную.

    Мифологическая онтология представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, определить место человека в нем. Мифологическая картина мира отличается синкретизмом: здесь сочетаются реальность и фантазия, зачатки знаний и религиозных верований, нравственные нормы и эстетические представления. В мифах выражалась идея единства мира, неразделенности человека и природы.1

    Особенностью религиозной онтологии является то, что мир раздваивается на земной, естественный и небесный, сверхъестественный. Религиозная картина мира отличается верой в существование сверхъестественных сил, которые играют главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

    Мифологические и религиозные представления о мире, о связях и закономерностях бытия выражаются в эмоционально-образной форме.

    Философская онтология отличается от мифологической и религиозной рациональным объяснением мира. Это учение о наиболее общих закономерностях существования и развития природы, общества и человека, которое рассматривает мир через диалектику единичного и общего, преходящего и вечного.

    Однако философская онтология неоднородна. В познании бытия мыслители сталкиваются с рядом кардинальных проблем:


    - обладает ли мир единством и что является основой этого единства?


    - является ли мир в своей сущности неизменным или он постоянно изменяется?


    - упорядочен ли мир в своем развитии, подчиняется ли каким-то общим законам или он изменяется произвольным образом?

    Различное решение этих проблем определяют различия в философских воззрениях на мир в целом. В зависимости от их решения в философской онтологии выделяется ряд основных течений:

    - в ответе на вопрос о единстве мира и основаниях этого единства – философский монизм, с точки зрения которого основой мира признается какая-л. одна субстанция (материализм и идеализм), дуализм, плюрализм (признает несколько самостоятельных, равноправных первоначал бытия);

    - в ответе на вопрос о закономерностях развития мира - детерминизм (учение о всеобщей закономерной связи и причинной обусловленности всех явлений) и индетерминизм (отрицает объективность и всеобщий характер причинных связей) и др.

    Научная онтология также характеризуется рациональным объяснением действительности. Научная картина мира – это целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания, она синтезирует множество частно-научных теорий. Научная картина мира не может быть статичной, раз и навсегда данной, что связано с постоянным прогрессом науки, с расширением возможностей научного познания, с изменением его принципов и методов. Принято выделять несколько основных этапов развития научной онтологии, которые связаны с величайшими научными открытиями и привели к столь радикальной смене картины мира, что их принято характеризовать как научные революции (по именам ученых, чьи открытия сыграли наиболее важную роль в изменении научного взгляда на мир их принято обозначать как аристотелевская, ньютоновская, эйнштейновская):

    1) доклассический: античность (VI – IV вв. до н.э.) – XVI в. н.э. Начало этого этапа связано с возникновением самой науки, с формированием норм и образцов построения научного знания, с созданием понятийного аппарата (большую роль в этом сыграли труды Аристотеля). В основе научной картины мира этого этапа – геоцентрическое учение;

    2) классический: XVII – XIX вв. Этот этап связан с формированием классического естествознания (его основоположники – Н.Коперник, Г.Галилей, И.Кеплер, Р.Декарт, И.Ньютон). В это время формируется механистическая научная картина мира на основе экспериментально-математического естествознания;

    3) неклассический (постклассический): конец XIX – XX вв., когда последовал ряд крупнейших открытий в физике (открытие сложной структуры атома, явления радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В основе новой картины мира – теория относительности А.Эйнштейна и квантовая механика.

    Тенденция к ускорению развития науки и смены картины мира: между аристотелевской и ньютоновской революциями – почти 2 тыс. лет; между ньютоновской и эйнштейновской – чуть больше 200, уже через 10 лет реальностью стало приближение новой научной революции.

    Бытие – основополагающая философская категория, отражающая единство мира и целостность его существования. Бытие – предельно широкое по объему понятие, охватывающее все существующее.

    Понятие о бытии основывается на признании объективного существования человека, окружающих его вещей, природных явлений, мира в целом. При этом существованием обладает не только чувственно воспринимаемый мир, но и мир духовных явлений: мысли, чувства, переживания, идеи, фантазии, сны. Отдельные предметы и явления возникают и исчезают, а мир продолжает существовать.

    Проблема бытия с древнейших времен стала центральной философской проблемой. Уже в древнеиндийском сборнике текстов «Ригведа» говорится о бытии, возникающем из «потенциального бытия».

    Понятие «бытие» введено Парменидом (IV в. до н.э.). в античной философии категория бытия стала одной из центральных. Для объяснения этого понятия было введено противоположное ему понятие – «небытие». Парменид считал, что бытие – неизменное, неподвижное – это реальность, а небытие – иллюзия. Небытия нет, т.к. его нельзя мыслить. Демокрит утверждал, что бытие – это атомы, а небытие – пустота. Пустота необходима для того, чтобы содержать в себе все существующее, поэтому она такая же реальность, как и атомы. Платон противопоставил иллюзорному миру вещей реальный мир идей, обладающий «истинным бытием», и тем самым распространил понятие «бытие» на область идеального. Аристотель рассматривал бытие как абстракцию, которая лежит в основе объяснения отдельных конкретных предметов и явлений материальной и духовной жизни. Он утверждал, что всеобщность бытия проявляется в отдельных явлениях.

    В Средние века проблема бытия сводилась к доказательству существования Бога и выяснению соотношения Бога и мира.

    В эпоху Возрождения и особенно в Новое время бытие начинает осмысливаться как нечто вещественное, телесное, как объективная реальность. Природа и вся Вселенная мыслились как механическая система. В то же время в Новое время развивались и идеалистические концепции бытия. Уже Р.Декарт рассматривал бытие через возможность осознания его человеком: «Я мыслю, следовательно, я существую». Субъективный идеалист Дж. Беркли отрицал существование материи и утверждал: «Быть – значит быть в восприятии».2

    Гегель рассматривал небытие и бытие как диалектические категории, как единство противоположностей. Небытие связано с наличием возможности появления «нечто» из «ничто», это свернутая форма будущего бытия. Поэтому нет абсолютного «ничто» - небытия, оно является исходной формой развития, становления.

    В философских учениях ХХ в. внимание акцентируется на бытии как человеческом существовании. Особенно это характерно для экзистенциализма. М.Хайдеггер критикует подход к бытию как к чему-то внешнему по отношению к субъекту. Для него проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеческого бытия. Только человек ставит вопрос о том, что такое бытие, стремится к пониманию бытия – значит, человек, в первую очередь, и есть бытие. Для экзистенциалистов духовное и материальное в человеческом бытии слиты в единое целое – это единое одухотворенное бытие. Особенно яркое выражение эта позиция нашла в религиозном экзистенциализме (Н.Бердяев, К.Ясперс и др.). Иначе, чем в предшествующей философии, в экзистенциализме рассматривается и проблема соотношения бытия и небытия. Главное в человеческом существовании, согласно экзистенциализму, - сознание его временности, конечности. Страх перед возможностью не быть порождает сознание ценности своей личности, придает смысл самому бытию.

    Современная материалистическая философия рассматривает «небытие» только как абстрактную категорию, противоположную категории «бытие». Ни одна вещь, явление или процесс не появляется из ничего и не превращается в ничто. Они переходят в иные формы бытия, в инобытие. Происходят взаимопревращения элементарных частиц, природных явлений, одни поколения меняются другими, вместо погибших цивилизаций появляются новые. Поэтому небытие относительно, а бытие абсолютно.
    2.Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления
    По своему существу онтология выражает картину мира, которая соответствует определенному уровню познания реальности и фиксируется в системе философских категорий, характерных для данной эпохи, а также для той или иной философской традиции (материализма или идеализма и т.п.). Каждая философская система опирается на определенные онтологические представления, составляющие её основание и подвергающиеся изменениям по мере развития познания.

    Соответственно, на такой вопрос философии, как происхождение и устройство мира, каждая философская система отвечала по-разному. Античная философия – мир происходит от одного из первоначал (земля, воздух, вода или огонь), средневековая философия – мир создан Богом (впоследствии уточнили – не ранее 5508 г. до н.э.), на современном этапе развития науки основополагающей считается теория Большого Взрыва, или постоянного расширения Вселенной.

    Современные онтологические представления представляют мир многослойным, многоликим и разнонаправленным. В мире видится 4 слоя (снизу вверх): физически-материальный, органически живой, душевный, исторически-духовный. Каждый из слоев развивается по своим законам и принципам. При этом более высокий слой бытия целиком строится на более низком, но определяется им лишь частично.3

    Пространство – единого определения этого термина не существует. Пространство определяется математиками, физиками, художниками и т.д. Онтология считает, что пространство реально, не способно осуществлять какую-либо деятельность и в целом является ресурсом, применимым только к нашей Вселенной.

    Время – закономерная координация сменяющих друг друга явлений. Онтология выделяет два разных класса времени: первый включает единственный объект – материальное, объективное, природное время со свойствами, определенными физическими законами; второй содержит множество различных нематериальных времен, свойства которых зависят от связанных с ними субъектов или сообществ (личное, психологическое, социальное, историческое, политическое и пр.). Общим онтологическим свойством всякого времени является способность обусловливать существование прошлого, настоящего и будущего и являть изменчивость, процессуальность, динамику, становление, развитие.

    Причинность – связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах её движения и развития. Возникновение любых объектов и систем и изменение их характеристик (свойств) во времени имеют свои основания, которые называются причинами, а вызываемые ими изменения — следствиями (иногда — действиями). Причинность есть внутренняя связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что ещё только становится. Существует общий принцип причинности, который гласит: «Будущее не влияет на прошлое».

    Целесообразность – соответствие явления или процесса определённому (относительно завершенному) состоянию, модель которого представляется в качестве цели. Также целесообразность трактуют как целевую определенность или целенаправленность, когда лежащую в основе цель характеризуют как конечную причину. Понятие целесообразности связано с целеполаганием как существенным элементом человеческой деятельности, характеризующим как мыслительные процессы, так и предметную деятельность человека, прежде всего - процесс труда.
    3.Пространство, время, причинность, целесообразность
    Представления о пространстве и времени не всегда так сильно зависели от физико-геометрических знаний, как это характерно для сегодняшнего сознания, что дает повод задуматься о том, а не являются ли они также моментом исторического развития, который, возможно, будет преодолен, и не рано ли мы отбросили те представления о них, которые господствовали в более ранние моменты человеческой культуры.

    Человек всегда живет в неком пространстве, осознавая свою зависимость от таких его характеристик, как размеры, границы, объемы. В первобытном сознании, проникнутом представлениями мифопоэтического мышления, пространство выступает как некоторая противоположность "не-пространству", т.е. хаосу.

    Понятия пространства и времени всегда оказывались в центре внимания философов, особенно когда речь шла о моделировании общего представления о мире, т.е. построении онтологической системы. Указанные сложности в понимании категорий пространства и времени придают данной проблеме широкий комплексный характер и не могут быть сведены лишь к их физическим интерпретациям. Поэтому философское понимание пространства и времени, с одной стороны, всегда сопряжено с развитием наук (и не только физики), а с другой стороны, осуществляется в рамках общего онтологического и гносеологического подхода. Остановимся на различных интерпретациях данных понятий в философии и науке.

    Пространство понималось как:

    - абсолютная протяженность, пустота, в которую включались все тела и которая от них не зависела (Демокрит, Эпикур, Ньютон);

    - протяженность материи и эфира (Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов) или форма бытия материи (Гольбах, Энгельс);

    - порядок сосуществования и взаимного расположения объектов (Лейбниц, Лобачевский);

    - комплекс ощущений и опытных данных (Беркли, Мах) или априорная форма чувственного созерцания (Кант).

    Время трактовалось как:

    - длительность существования и мера изменений материи (Аристотель, Декарт, Гольбах) или форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность изменений (Энгельс, Ленин);

    - форма проявления абсолютной вечности, как преходящая длительность (Платон, Августин, Гегель);

    - абсолютная длительность, однородная для всей Вселенной (Ньютон);

    - относительное свойство вещей, порядок последовательности событий (Лейбниц);

    - форма упорядочивания комплексов ощущений (Беркли, Юм, Мах) или априорная форма чувственного созерцания (Кант).

    Большинство данных представлений о пространстве и времени можно свести к двум основным концепциям.

    Субстанциальная концепция.

    В научной модели мира, начиная с Ньютона и Галилея, время и пространство рассматриваются как особого рода сущности, как некоторые нетелесные субстанции, которые существуют сами по себе, независимо от других материальных объектов, но оказывают на них существенное влияние. Они представляют собой как бы вместилище тех материальных объектов, процессов и событий, которые происходят в мире. При этом время рассматривается как абсолютная длительность, а пространство как абсолютная протяженность. На данную трактовку пространства и времени опирался Ньютон при создании своей механики. Данная концепция превалирует в физике вплоть до создания специальной теории относительности.

    Реляционная концепция.

    Пространство и время в ней рассматриваются как особого рода отношения между объектами и процессами.

    Физика, как и любая иная наука, дает описание мира, опираясь лишь на те знания и представления, которые она может обобщить на данном этапе. Полнота научной картины мира часто базируется на введении сил и представлений, которые являются не чем иным, как идеальными конструкциями, созданными вследствие недостаточности физического обоснования.

    Так, ньютоновская физика вводит понятие эфира в качестве особой универсальной среды. Считалось, что эфир пронизывает все тела и что им заполнено пространство. С помощью этого понятия, как казалось, удавалось объяснить все известные тогда явления в физическом мире, на нем строились физические теории (например, волновая теория света). При этом физики долгое время просто игнорировали тот факт, что сам эфир оставался недосягаемым для физического эксперимента. Дабы обосновать реальное существование эфира как особой светоносной среды, возникла идея проверить относительно него скорость Земли. Начиная с 1881 г. Майкельсон, сначала один, а затем, с 1887 г., совместно с Морли, ставит с этой целью серию опытов ("опыты Майкельсона-Морли"). Результат оказался негативным.

    Отсюда следовало два вывода, которые выглядели парадоксально, так как и тот и другой противоречил науке того времени:

    1. Земля неподвижна.

    2. Эфира нет.

    В 1905 г. А. Эйнштейн излагает свою специальную теорию относительности, отрицая при этом существование эфира. Из данной теории следовал целый ряд выводов относительно пространства и времени, которые уже существовали в философии в рамках реляционных представлений. Главный вывод заключался в том, что пространство и время должны трактоваться как взаимосвязанные. Все в мире происходит в пространственно-временном континууме. Следующий вывод: пространство и время относительны и зависят от систем отсчета. И наконец, что проблема установления одновременности событий решается через конвенцию - соглашение по процессу синхронизации часов с помощью светового сигнала. Таким образом, в философском плане пространство и время суть важнейшие атрибуты бытия, представляющие собой на конкретном уровне системы физических отношений между объектами. Позже в общей теории относительности пространство и время связываются также с другими материальными свойствами, например с тяготением, с распределением массы.

    В новой физической теории пространство и время трактуются с позиции реляционной модели, как более адекватной современным физическим представлениям. Мы обращаем внимание именно на момент выбора модели для интерпретации, так как в современной физике существуют и представления, базирующиеся на модернизированном понимании субстанциальной концепции. Итак, с реляционных позиций время - это форма бытия материи, выражающая длительность существования и последовательность смены состояний различных систем. А пространство - форма бытия материи, выражающая структурность и протяженность различных систем. Пространство и время имеют целый ряд атрибутивных, т.е. неотъемлемых, свойств.

    Атрибутивные свойства пространства:

    - протяженность, т.е. рядоположенность и сосуществование различных элементов. Это означает, что к каждому элементу можно добавить или от него отнять другой элемент пространства. Протяженность порождает структурность объектов, которая проявляется в системе внутренних связей, собирающих элементы в единое целое;

    - непрерывность, которая проявляется в характере перемещения тел от точки к точке и в распространении воздействий посредством полей как процесс передачи материи, энергии, информации;

    - относительная дискретность (прерывность), которая обеспечивает относительно раздельное существование тел в природе;

    - трехмерность, которая носит всеобщий характер. Все создаваемые в науке n-мерные пространства есть лишь абстракции, удобные для описания. Реальное пространство трехмерно, и все явления можно отобразить в трех пространственных координатах.

    Атрибутивные свойства времени:

    - длительность, т.е. последовательность сменяющих друг друга состояний. В природе нет ничего застывшего, все движется и длится во времени;

    - необратимость, означающая, что время протекает из прошлого через настоящее к будущему. Прошлое - все те события, которые осуществились. Оно воздействует на настоящее и будущее. Будущее - те события, которые могут произойти, возникнув из настоящего. Настоящее охватывает все события и системы, которые реально существуют. Следовательно, взаимодействие возможно лишь при одновременном существовании объектов. Объекты, существовавшие в прошлом, недоступны воздействию, так как они перешли в иное состояние. Мы можем лишь менять наши представления о прошлом, что, конечно, может изменить и трактовку некоторых событий дня сегодняшнего. На будущее же воздействовать возможно, создав систему причин и предпосылок возникновения какого-то события. Но до тех пор, пока оно не реализовано, оно остается лишь в потенциальном виде. Такая трактовка времени называется динамической.

    Существует также и статическая концепция, согласно которой прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно, рядоположенно, а следовательно, между ними возможно и взаимодействие.

    Однако пространство и время - это не только физические понятия, но и особые феномены культуры. Поэтому их понимание в большой степени зависит от исторических и иных социокультурных условий.

    Категории причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи и развития. С одной стороны, с точки зрения принципа всеобщей связи, причинность определяется как один из основных видов связи, а именно генетическая связь явлений, в которой одно (причина) при определенных условиях порождает другое: следствие. С другой стороны, уже с точки зрения принципа развития, причинность определяется таким образом: всякое изменение и тем более развитие, т.е. изменение в сторону появления нового качества, имеет свою причину и следствия. Принцип причинности находится в исключительной связи с изменениями и постоянно имеет дело только с ними. Всякое следствие есть при своем наступлении изменение и тем, что оно не наступило раньше, безошибочно указывает на другое, предшествовавшее ему изменение, которое по отношению к нему выступает как причина, а по отношению к третьему, также необходимо предшествовавшему ему изменению, — как следствие: это и есть не имеющая начала и нескончаемая нигде и никогда причинная цепь. 

    Иначе говоря, все события подчинены причинности: ее бытие — сплошная действенность, сплошное порождение. Причинность — это вид закона основания, т.е. ответа на вопрос "почему нечто возникло?". История развития науки и опыта показала, что причинные отношения присутствуют не только в процессе развития, но и при любых изменениях, в том числе при деградации и распаде, и вообще, при любых как естественно наступающих, так и искусственно и целенаправленно производимых людьми преобразованиях окружающего мира.

    Причина и следствие

    Причинность универсальна, всеобща. В мире нет, наверное, и не может быть явлений, которые не порождали бы тс или иные следствия и не были бы сами рождены другими явлениями. Образно говоря, в мире существуют лишь "родители" и "дети", причем причина может быть как обстоятельством, внешним явлением, так и его внутренним противоречием (например, оплошность и торопливость — главнейшие причины несчастья людей). Природа связала все явления мира в бесконечную цепь причинно-следственных связей, где всякое следствие непременно соответствует своей причине. Употребленный нами метафорический образ цепи неслучаен: причины и следствия не расположены формально друг за другом в ничем не скрепленной линейной последовательности, но как бы переплетаются, и всякая причина имеет некое продолжение вперед уже вне собственного существования — в виде своего следствия. Но есть и другая сторона: причинность нельзя рассматривать только как однонаправленное действие со стороны причины на следствие, так как причинность является внутренним содержанием не только связи, но и взаимодействия явлений. Взаимодействие как один из типов связи, имеющих временную длительность, усложняет картину причинно-следственных отношений — здесь мы прежде всего сталкиваемся со взаимной обусловленностью событий. С такой точки зрения, причина и следствие суть отдельные звенья или разные стороны процесса всеобщего и универсального взаимодействия: причина как в себе сущее первое, из которого исходит движение и которое, став в виде результата следствием, само обращается в причину, и эта цепь развернута во все стороны, уходя в бесконечность.4

    Причина и условие

    Как к одному и тому же месту ведут разные пути, так и к одному и тому же действию приводят разные причины; одна и та же причина в разных условиях может вызвать разные следствия. Причина не действует с абсолютной однозначностью хотя бы потому, что ее результат зависит не только от ее сущности, но и от характера того явления, на которое направлено ее действие. Так сильное тепло плавит воск, но закаляет сталь. Вместе с тем следствие в виде тепла есть результат разных причин: действия солнечных лучей, трения, механического удара, химической реакции, электричества, разложения атома и т.п. Плох был бы тот врач, который не знал бы, что одни и те же болезни происходят от разных причин. Например, насчитывается более ста причин головной боли. В жизни нет и не может быть таких явлений, которые бы возникли лишь как результат одной причины и на которые не воздействовали бы побочные причины, обстоятельства и условия.

    Можно ли считать повод причиной? Видимо, можно, — это побочная причина. Вместе с тем нельзя раз и навсегда отделить главную причину от побочной, ибо порой граница, отделяющая их, зависит от того, как мы их понимаем. Чем больше мы будем останавливаться на этих вопросах, тем яснее для нас станет, что, собственно говоря, достаточной причиной каждого явления, особенно в жизни общества, можно считать только общий массив всех как постоянных, так и преходящих моментов. Иначе были бы лишь "чистые необходимости", а значит, в мире царствовал бы рок. Каково соотношение между причиной и условиями? — спрашивает Гегель и отвечает: "Быть возможностью иного есть условие".

    Существует точка зрения, согласно которой причиной является вся совокупность условий, вызывающая следствие. Однако сами по себе условия не могут вызвать соответствующего следствия. Так, ослабленность организма не может повлечь, скажем, грипп, пока не является заражение вирусом. С другой стороны, причина без следствий бессильна: крепкий организм невосприимчив к инфекции, т.е. в развитии заболевания необходимы вызывающие, способствующие и предрасполагающие факторы. Условия это своего рода "младший партнер" причины; соединение причины с условиями происходит в момент действия причины.

    Разграничение причины и условия становится более сложным, когда налицо действие не одной, а нескольких совокупных причин, как в реальной жизни чаще всего и бывает. Чтобы выделить причинно-следственную связь в чистом виде, мы вынужденно абстрагируемся от остального комплекса условий и побочных причин. Более того, сам термин "условие" используется двояко — в широком и узком смысле. В широком смысле в "условия" включают и факторы, образующие фон, среду, и различные факторы причинного порядка. Между двумя основными смыслами термина "условие", как и между собственно условиями и причинами, не оказывается жестокой, однозначно проведенной границы. Нередко причина отождествляется с комплексом факторов. Тесная связь причины и условий не делает их слиянными до неузнаваемости, грань между ними подвижна, но имеется — хотя нередко и едва уловимая.

    Детерминизм и индетерминизм

    Философский детерминизм (от лат. — определять) — это мировоззренческий и методологический принцип, согласно которому из того факта, что все в мире взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания, объяснения и предсказания событий, имеющих как однозначно определяемую, так и вероятностную природу. Причинность является сердцем принципа детерминации, но не исчерпывает его содержания. История развития этого принципа состояла в переходе от механистического детерминизма в духе Лапласа, предполагавшего однозначную (динамическую) причинную обусловленность одного события другим и потому приводящего к идее о возможности абсолютно строгого предсказания, к современному диалектическому детерминизму, в котором категории причины и следствия рассматриваются уже в своей зависимости от категорий необходимости, случайности и вероятности. Индетерминизм — это методологическая позиция, своего рода полярная к механистическому детерминизму, в которой отрицается как объективность причинных связей, так и ценность причинных объяснений в науке.5

    Причинность и детерминизм, при всей близости этих принципов, не являются синонимами, так как последний включает в себя не только категорию причины, но и категории абсолютной и относительной необходимости, случайности и вероятности. Еще более расширяется сфера детерминизма с включением в нес системных отношений, о которых говорится ниже.

    Объективная целесообразность

    Наряду с различными видами индетерминизма, оспаривающими объективно-причинную связь явлений, другой аспект проблем, связанных с причинностью, представляют различные формы телеологии (от греч. — цель, результат) — учения об особом, целевом виде причинности. Наблюдая удивительно приспособленную к существованию и нормальной жизнедеятельности, "разумную" организацию растительного и животного царства, "гармонию небесных сфер", люди еще в глубокой древности задавали себе вопрос: откуда произошла эта стройная организация всего живого и вообще всего сущего? Отвечая на данный вопрос, мыслители исходили из разных принципов объяснения этого явления.

    В частности, представители телеологии полагают, что разумность и совершенство существующего определяются изначальным целевым устремлением; что природа в глубинах своего существа содержит ожидания, намерения: миропорядок полон скрытого смысла. Телеологический принцип есть принцип разумности сущего, признание смыла в бытии. По ведь разумность обладает формообразующей и регулятивной властью. Как говорит Сократ, мир полон красок и звуков; существуют глаза, уши, воспринимающие эти свойства вещей. Разве их бытие не целесообразно? Таким образом, идея телеологии возникает, когда стихийно действующая причина (или считающаяся таковой) рассматривается как сознательно действующая и притом как действующая в преднамеренно избранном направлении, т.е. как целевая причина или цель (тут под целесообразностью имеется в виду просто "объективная разумность" происходящего). Учение о том, что Вселенная в целом осуществляет некоторый план, не может быть доказано эмпирически: оно может быть предположено, может иметь косвенные подтверждения или быть объектом веры. Наличие цели предполагает того, кто ее ставит: серьезная телеология ведет уже к теологии, где разумность мира объясняется изначальным замыслом Творца.

    Наиболее наивной и внерелигиозной формой выражения телеологии является утверждение, что природа создает одни живые существа для других, например, кошки созданы для того, чтобы пожирать мышей, а мыши — чтобы служить пищей для кошек. Эта примитивная телеология склонна ставить вопрос "для чего?", игнорируя важнейший научный вопрос "почему?".

    Однако и антителеологические концепции наших дней имеют под собой не больше основания, чем телеологические идеи прошлого, а именно: достаточно массовую убежденность в их истинности и правдоподобие общего объяснения. Во всяком случае идею о всеобщей целесообразности отнюдь не стоит сбрасывать со счетов, ведь при любом отношении к телеологии видна объективная значимость самой идеи цели. Сознательная цель является одним из главнейших атрибутов причинности в человеческой деятельности. Например, кибернетика и теория оптимального управления ввели понятие о цели непосредственно в арсенал своих наук. Диапазон применения категории цели содержит диалектику цели, намерения и действия в философии.
    Заключение
    Классическая философия рассматривает онтологическое учение, как совокупность общепринятых понятий бытия, которые характеризуют его к деятельности людей без прямого отношения к ним, к их познанию и образу мыслей. Онтология — своеобразная картина реальности, обозначающая место человека в мироздании, позицию различных видов деятельности и познания, назначение и границы конкретных наук. Таким образом, учение становится над философским и научным познаниями, являясь их обобщением и объединяя разнообразные интерпретации бытия в категорийной системе.

    Ближе к середине 20 века, ясно выявляется ограниченность бытийного учения в традиционном понимании, которое претендует на объединение метафизических законов бытия, но ограничено к изучению новых областей реальности. Онтология не использует инструменты научной познавательной деятельности и пренебрегает обширным количеством форм человеческого опыта и схемами взаимоотношений индивидуумов.

    Кризисное состояние классической онтологии раскрывает в учении отсутствие точного понимания источников мироздания из деятельности, взаимозависимости данных понятий от различных условий. Таким образом, встает вопрос: или философское направление отказывается от традиционной онтологии и затем базируется на развитии научных дисциплин (их методологии и картинах действительности), или строится онтологическое учение нового типа, который формируется на основе понятий бытия человека и проецирует человеческий опыт на мироздание.

    Данная ситуация напрямую указала на то, что учение строится на предпосылках, оно зависит от обусловленных культурой форм общественного бытия. В связи с этим современная неоклассическая философия рассматривает онтологию, как раскрытие методов бытия с неопределенным статусом.

    Список использованной литературы


    1. Авдеев, В. И. Философия. Хрестоматия / В.И. Авдеев, И.М. Бочарова. - М.: Центр, 2017. - 432 c.

    2. Арлычев, А. Н. Онтология и теория познания. Учебное пособие / А.Н. Арлычев. - М.: Либроком, 2016. - 226 c.

    3. Борисов, С. В. Наука глазами философов. Что было? Что есть? Что будет? Учебное пособие / С.В. Борисов. - М.: Флинта, Наука, 2015. - 368 c.

    4. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт. - М.: Канон +, Реабилитация, 2011. - 432 c.

    5. Гайдадымов, Е. Б. Философия человека. Практикум. В 2 частях. Часть 2 / Е.Б. Гайдадымов. - М.: Асар, 2016. - 688 c.

    6.Гартман, Н. К основоположению онтологии / Н. Гартман. - М.: СПб: Наука, 2015. - 640 c.

    7. Гобозов, И.А. Социальная философия. Учебник для академического бакалавриата / И.А. Гобозов. - Москва: Машиностроение, 2016. - 352 c.

    8. Губин, В. Д. Философия / В.Д. Губин. - М.: Проспект, 2013. - 336 c.

    9. Золотухин, В. Е. История и философия науки для аспирантов. Кандидатский экзамен за 48 часов / В.Е. Золотухин. - М.: Феникс, 2014. - 649 c.

    10. Лешкевич, Т. Г. Философия науки / Т.Г. Лешкевич. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 272 c.

    11.Лукач, Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены / Д. Лукач. - М.: Прогресс, 2017. - 412 c.

    12. Марахов, В. Г. Философия. Курс лекций / В.Г. Марахов. - М.: ИВЭСЭП, Знание, 2013. - 160 c.

    13. Марков, Б. В. Философия / Б.В. Марков. - М.: Питер, 2016. - 432 c.

    14. Моисеев, В. И. Философия науки. Философские проблемы биологии и медицины / В.И. Моисеев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 560 c.

    15. Разин, А. В. Философия. Учебное пособие / А.В. Разин. - М.: Проспект, 2015. - 496 c.

    16. Шишков, И. З. Современная западная философия. Очерки истории / И.З. Шишков. - Москва: Огни, 2014. - 336 c.


    1 Арлычев, А. Н. Онтология и теория познания. Учебное пособие / А.Н. Арлычев. - М.: Либроком, 2016.С.23

    2 Гартман, Н. К основоположению онтологии / Н. Гартман. - М.: СПб: Наука, 2015.С.29

    3 Гартман, Н. К основоположению онтологии / Н. Гартман. - М.: СПб: Наука, 2015.С.98

    4 Авдеев, В. И. Философия. Хрестоматия / В.И. Авдеев, И.М. Бочарова. - М.: Центр, 2017.С.239

    5 Лукач, Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены / Д. Лукач. - М.: Прогресс, 2017.С.143




    написать администратору сайта