Реферат. Реферат Степа. Титульник содержание
Скачать 32.56 Kb.
|
ТИТУЛЬНИК Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 Общество…………………………………………………………………………..4 Социальная реальность…………………………………………...........................5 Государство………………………………………………………………………..6 Культура………………………………………………………………………….11 Цивилизация……………………………………………………………………..12 Заключение……………………………………………………………………….13 Литература……………………………………………………………………….14 Введение Человек – единственное живое существо, находящееся в состоянии непрерывного изменения самого себя и окружающего мира. Ведь в отличие от животного человек не приспосабливается к миру в процессе эволюции, вырабатывая в себе те или иные свойства биологического характера, а наоборот – приспосабливает окружающий мир под собственные потребности. Понятно, что такого рода приспособления носят отнюдь не биологический характер, они обусловлены чем-то иным, особым, специфическим свойством, присущим только человеку. Это уникальное качество человека называется социальностью, и возникает оно из реального взаимодействия реальных людей. Философия была бы неполной и односторонней, если бы она абстрагировалась от человека, а значит, и от общества, ограничивая свои интересы исследованием ненаселенной людьми природы. Такая "безлюдная" философия перестала бы быть учением о всеобщем, её познавательная и методологическая ценность была бы значительно снижена. В отличие от природы общество имеет свои пространственно-временные границы и подчиняется в своем движении. наряду с общими, особенным и специфическим законам. Проблема гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. Общество Социальная философия изучает общество. Казалось бы, всем знакомое слово. Однако оно на самом деле многозначно. Общество - это совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Или круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов. Добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-либо цели. Та или иная среда людей, компания. Узкий круг избранных людей. Или же, наконец, совместное пребывание с кем-то. Что же понимается под обществом в социальной философии? Является ли общество “совокупностью людей”? Казалось бы, ответ является самоочевидным, что иначе и быть не может. Однако такой взгляд заводит задачу его исследования в тупик. Когда говорят, что общество изменилось, то речь идёт не об изменении его “личного состава”, а об изменении образа жизни людей, точнее, общих условий, в которых они живут. Эти условия являются первичными и определяющими по отношению к обстоятельствам и событиям индивидуальной жизни членов общества. Жизнь любого индивида начинается в условиях общественной жизни, которые складываются до его рождения и которые он в одиночку изменить не может. Таким образом, общество - не просто совокупность людей, но ещё и реальная, объективно существующая совокупность условий их совместной жизни. Социальная реальность Социальная реальность - это “надбиологическая” и “надиндивидуальная” реальность, которая первична по отношению к биопсихической реальности, воплощённой в человеческих индивидах. Общество как единую целостную систему называют социальным организмом, обладающим особыми интегральными свойствами, отличными от свойств его отдельных органов. Несмотря на контакты с другими обществами, всякое общество обладает “самодостаточностью” и в принципе способно жить и развиваться как самостоятельный социальный организм. Понятие общества, взятое в указанном значении, может использоваться в нескольких смыслах: 1) Отдельное общество (имеющее место на некоторой территории в течение определённого исторического времени (древнегреческое общество, современное российское общество и т.п.); 2) Региональное объединение нескольких отдельных обществ (западноевропейское общество, мусульманский мир); 3) Человеческое общество – множество всех отдельных обществ, рассматриваемое как единое исторически развивающееся целое. К подсистемам или социальным структурам общества относят различного рода социальные общности, группы, организации (семья, этнос, нация, классы и др.). Соответственно выделяются три основные грани социальной реальности: 1)экономическая 2)политическая 3)культурная жизнь общества. Государство Особое место среди всех социальных организаций занимает государство. Вопрос о природе государства интересовал философов издревле. В Средние века господствовала идея божественного происхождения государственной власти. Против религиозной концепции выступил французский юрист Боден; государство является организацией господства одной группы людей над другими. В отличие от него Гоббс и Локк видели в государстве продукт “общественного договора”: посредством него люди учреждают государство и наделяют его властью, чтобы оно прекратило “войну всех против всех”. Основными признаками государства являются: 1) Публичная власть – система государственных органов и учреждений, специальный аппарат управления и принуждения; 2) Система правовых норм и законов, которыми регулируются общественные отношения (в отличие от обычаев и традиций, действующих в первобытном строе); 3) Территориальное деление населения (в отличие от деления населения по кровнородственному признаку в родовом строе); 4) Система налогов, дающих средства для содержания государственного аппарата, и осуществления его функций. Исторический опыт подводит к тому, что наилучшие условия для социального, экономического и культурного прогресса, для движения к идеалам свободы, справедливости, гуманизма создаются в демократическом государстве. Отметим его важнейшие принципы: 1) Полновластие народа; 2) Верховенство права; 3) Незыблемость прав и свобод личности; 4) Социальный характер государства; 5) Признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; 6) Разделение исполнительной, законодательной и судебной власти; 7) Идеологическое и политическое многообразие; 8) Соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права. Одним из феноменов современной демократии является гражданское общество как сфера, охватывающая всё многообразие социальных связей, лежащих между индивидом и государством. Его основными функциями являются: 1) Удовлетворение материальных и духовных потребностей людей; 2) Защита частных сфер жизни людей; 3) Рычаг сдерживания политической власти от абсолютного господства; 4) Стабилизация общественных отношений и процессов. Современная эпоха есть завершающая фаза гигантского “мегацикла” человеческой истории и вместе с тем начальный этап возникновения какой-то принципиально новой исторической “мега-волны”. Этот процесс идёт одновременно в двух основных направлениях: 1) Становление нового типа общества в наиболее развитых странах; 2) Образование глобального, охватывающего весь мир социального организма. На смену индустриальному идёт “постиндустриальное” или “информационное общество”. В постиндустриальную “электронную эру” главным объектом человеческой деятельности становится информация. Современное прогрессивное развитие общества должно быть направлено на то, чтобы обеспечить каждому реальную возможность пользоваться “правом на жизнь”, свободу и на стремление к счастью. Общественный прогресс – это такое развитие общества, которое направлено на создание условий для дальнейшего существования человечества и для свободной и счастливой жизни каждого человека. Процесс развития общества принято называть историей. Под историей понимается процесс изменения общественной жизни. Исторический процесс рассматривается в двух аспектах: с точки зрения выявления этапов этого процесса и с точки зрения смысла исторического процесса. Эти проблемы рассматриваются в философии истории. Формационный подход строится на положении о том, что всемирная история носит единый поступательный характер. К.Маркс создал теорию общественно-экономических формаций (ОЭФ). ОЭФ – это общества на определенной ступени своего развития, включает: способ производства (совокупность производственных отношений), экономический базис общества; юридическая, политическая, религиозная сферы - надстройка; семья; культура; язык. По Марксу существует 5 ОЭФ: первобытнообщинная; рабовладельческая; феодальная; капиталистическая; коммунистическая. Теория ОЭФ упорядочила исторический процесс, попыталась дать научный анализ истории. Н.Я. Данилевский – цивилизация: культура, ступень развития общества (дикость, варварство, цивилизация), материальная культура общества. С точки зрения цивилизационной концепции история раздроблена как в пространстве, так и во времени и представляет собой существование множества изолированных друг от друга цивилизаций. А. Тойнби выделяет множество различных цивилизаций (около 30), но существуют только 5: 1) православно-христианская; 2) исламская 3) индуистская 4) дальневосточная 5) западная христианская. Каждая цивилизация проходит определенный цикл развития: от зарождения к расцвету, от расцвета к упадку. Общество находится в состоянии непрерывного движения, изменения, развития. Можно сказать, что исторический процесс по своей сущности - это процесс становления, функционирования, развития человеческой сущности. Источник этого процесса находится не вне, а внутри самого общества. Субъектами созидания и развития общества выступают также массы и лица. Истинным творцом истории есть народ, народные массы. Они порождают исторические лица, которые имеют решающее влияние на ход истории. Любой человек живет не сам по себе, он связан с другими людьми, поэтому он как частица класса, он связан с другими людьми одинаковыми условиями существования, сходным образом жизни и общностью интересов. Без учета всех интересов общества оно не смогло бы понять путей своего развития. Субъект исторического процесса - личность, действительна сознательна и ответственна за свои действия. Группа так же может быть субъектом, если у нее имеются общие интересы, цели действия, то есть если она представляет собой целостность. Культура - одна из наиболее общих форм человеческой деятельности. Она выражает меру осознания и овладения человеческой силы природы, своих отношений и самого себя. Тем самым она дает целостную характеристику человека. Цивилизация - социокультурная общность и ее основными критериями является уровень развития техники, социально-политических институтов и духовной культуры в их системном образовании. Наиболее яркими примерами противопоставления культуры и цивилизации служат теория Освальда Шпенглера и теория Н.Я. Данилевского. Культура 1. Первичная, имеет природное происхождение: человек. 2. Характеризует состояние духовной жизни общества и определяет внутренний стержень исторического развития человечества – его духовность. 3.Создает средства и способы для развития духовности (книги, знания, идеи). 4. Выражает аспект общественной жизни (уровень общественного развития в целом). 5.Выражает отношение к типу общества и миру в целом. 6.Культура вырабатывает ценностные ориентиры: образцы, коренные установки мышления и поведения. В культуре важны творчество, самоценность, стремление к возвышенному идеалу. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. В ней все материальное служит духовному. 7.Стремление к новизне, самобытности, оригинальности, изменчивости, неповторимости и уникальности. 8.Культурным человека делает” внутренняя культура” личности – превращение достижений человеческой культуры в коренные установки мышления и поведения личности. Культура– это мозг общества, она облагораживает и возвышает душу. Культура – это духовные ценности: образование, наука, философия искусство. Для освоения человеком культурных достижений необходимо стремление понять их смысл, самостоятельные усилия мысли и духовного самосовершенствования. Цивилизация 1. Вторична, имеет социальное происхождение: общество. 2.Характеризует технологическое совершенство общества и определяет материальную оболочку культуру - ее техногенность. 3.Снабжает людей средствами существования. 4.Выражает прогрессивность общественного развития (степень социально-политического развития общества). 5.Реализует определенный тип общества к конкретным историческим условиям. 6.Цивилизация предполагает усвоенность образцов, соблюдение норм и правил, инерционность, порядок и дисциплину. В цивилизации важен стереотип. Цивилизация - явление общее и повсюду повторяющееся. В ней все духовное служит материальному. 7. Стремление к всеобщности, универсальности, прагматизму, утилитаризму 8.Цивилизованный человек обладает лишь “внешней культурой”, которая состоит в соблюдении норм и правил приличия, принятых в цивилизованном обществе. В цивилизованном человеке может скрываться дикарь, зверь, варвар, способный при случае преступить все законы общества. Феномен современности – “цивилизованное бескультурье” Цивилизация – это тело общества, она обеспечивает комфорт для тела. Цивилизация – это материальные ценности: компьютер, мобильный телефон, машина, квартира, одежда и т.д. - это степень технологического и социально-политического развития общества. Заключение В научной и учебной литературе дается много определений и характеристик человеческого общества, но все они сходятся в одном: общество есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями. Это сложная, саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами. В обществе действуют прежде всего не биологические, а социальные законы. В разные периоды исторического развития общество принимало различные формы, изменялись степень его зрелости, внутреннее строение, т. е. экономическая, социально-классовая, политическая структура. Первобытное общество, например, долгое время было более или менее однородно-коллективистским, не знало социального и другого расслоения. Постепенно структура общества усложнялась: с изменениями экономических отношений появились социальные общности, группы, классы и т. п„ имеющие свои интересы и особенности. Несомненно, что и социальная реальность представляет интерес для всех, кто исследует особенности социального и формы его проявления. В качестве социально-философской категории «социальная реальность» отражает социально-философский уровень постижения реальности социальных явлений и содержит указание на предельно абстрактную характеристику целостной. Список литературы 1. Аристотель. Политика. Соч.6 в 4 т. Т.4. – М.: Мысль, 2018. 2. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М.,2018. С.23. Бранский В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории /Общественные науки и современность. 2019 3. Волков А.И. Человеческое измерение прогресса. – М.: Полит. издат,2020. 4. Маркс К. Письмо П.В.Анненкову, 28 дек. 1846 г. //Маркс К.Энгельс 5. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. – М., 2017. С.303-304. 6. Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986. Ортега-и-Гассет Хосе. Восстание масс // Вопросы философии,1989, №3,4. 7. Платон. Государство /Платон. Диалоги. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2018. С.86-98. 8. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1. – М.,2022. С.220. 9. Сорокин П.А. Социологические теории современности. – М.,2022. С.24. 10. Томас Джефферсон о демократии / Сост.: Сол К. Падовер. – СПб. |