Город Солнца Кампанелла (доклад, политология). Томмазо Кампанелла настоящее имя Джованни Доменико
Скачать 19.79 Kb.
|
Трищ Александра, ДКидБ-2-2 Томма́зо Кампане́лла (настоящее имя Джованни Доменико) родился 5 сентября 1568 г. в Калабрии (Италия) в семье сапожника. Поскольку в семье денег на обучение не было, он вступает в доминиканский орден, где в 15 лет принял имя Томмазо (в честь Фомы Аквинского) и до 34 лет был монахом. Он много читал, изучал труды античных и средневековых философов. Он сам писал труды на философские темы. Ещё будучи юношей, он с блеском выступал на богословских диспутах. Однако в стенах монастыря он впервые встречается и с доносами завистников. Против него было сфабриковано дело за то, что он пользовался монастырской библиотекой без разрешения, его арестовывают и отправляют в Рим. И хотя его вскоре отпускают — подозрения остались. Началась пора скитаний: Флоренция (библиотека Медичи), Болонья, Падуя, Венеция. Это время можно характеризовать, как период его становления. Кампанелла был философом, религиозным мыслителем, поэтом. Он провозглашал эмпирический характер науки, отстаивал независимость науки от авторитета церкви, защищал Галилея. В теории познания его занимал вопрос о том, как человеческое сознание приходит к объективной истине. Его религиозные представления о причастности всех вещей Богу носили пантеистический характер (отождествление Бога с природой). В своих странствиях он сталкивается с притеснениями и страданиями народа. Он приходит к выводу, что призван изменить существующий порядок и организовывает заговор с целью освобождения Калабрии от испанского ига. Он убеждает в этом священников монастыря, и они поддерживают его. Также ему оказывает поддержку и местное дворянство. Более тысячи людей примкнуло к этому движению. Однако, планам Кампанеллы о создании свободной республики не суждено было сбыться. Предательство срывает задуманные планы, и в 1599 году Кампанеллу арестовывают по обвинению в составлении заговора для ниспровержения испанцев и всего существующего строя с целью провозглашения республики. От смертной казни его спасает обилие грехов. Ибо он — не только преступник, но и еретик, а это уже компетенция не испанских властей, а церковного трибунала. Кампанелле сохраняют жизнь и обрекают на длительные мучения. Подвергнутый неоднократным пыткам он был приговорен инквизиционным трибуналом в 1602 году к пожизненному заключению и провёл в тюрьме 27 лет, пока, благодаря вмешательству папы Урбана VIII, не был выпущен на свободу в 1626 г. Несмотря на суровые условия содержания узника в тех мрачных казематах этот одаренный и разносторонний человек сохранил присущую ему ясность ума и написал многие свои замечательные труды, среди которых сияет его Город Солнца. Последние годы Кампанелла жил во Франции, где кардинал Ришелье назначил ему пенсию. Последним произведением Кампанеллы стало латинское стихотворение в честь рождения дофина, будущего Людовика XIV. Умер 21 мая 1639 г. «Город Солнца». Для написания своего труда Кампанелла опирался на особенности развития и функционирования империи Инков. Само заглавие «Город Солнца» (Civitas Soli) напоминает название произведения блаженного Августина «Град Божий» (Civitas Dei). Книга Кампанеллы написана через 100 лет после «Утопии» Мора. Кампанелла был хорошо знаком с произведением, и влияние этой книги на «Город Солнца» хорошо заметно. Но «ГС» написан в суровом стиле, нежели «Утопия» с её прикрасами необыкновенных приключений в экзотических странах. «Город Солнца» написан в форме диалога между Мореходом, вернувшимся из далекого плавания, и Гостинником. Собеседники лишены внешнего описания, но при этом понятны взгляды героев на жизнь, их мысли, которые пытаются проникнуть в туманное будущее. Мореход рассказывает Гостиннику о своем кругосветном путешествии, во время которого он оказался в Индийском океане на чудесном острове с городом Солнца. Население этого города-государства ведет «философскую жизнь в коммунизме», то есть имеет все общее, не исключая и жен. С уничтожением собственности уничтожаются в городе Солнца и многие пороки, исчезает всякое самолюбие и развивается любовь к общине. Управляется народ верховным первосвященником, которого называют Метафизиком и выбирают из числа мудрейших и ученейших граждан. В подмогу ему учрежден триумвират Могущества, Мудрости и Любви — совет трёх подчиненных Метафизику руководителей всей политической и общественной жизни страны. В заведовании Могущества находятся дела войны и мира, Мудрость руководит науками и просвещением, Любовь заботится о воспитании, о земледелии, о продовольствии, а также и о таком устройстве браков, при котором «дети рождались бы самые лучшие». Религия жителей г. Солнца — это, по всей вероятности, религия самого Кампанеллы: деизм, религиозная метафизика, мистическое созерцание; всякие обряды и формы устранены. Таким, как город Солнца, Кампанелла желал видеть весь мир и предрекал в будущем «всемирное государство». Ему казалось, что Испания и испанский король призваны к этому мировому политическому господству, бок о бок с которым должно упрочиться мировое господство Римского Папы (мысль, разработанная им в сочинении «De Monarchia Messiae» и появляющаяся вновь в истории социализма в учении сенсимонистов). Какие идей Кампанелла изложил в своем труде? Идея социального равенства. Люди нового времени считались рабами своих королей и работодателей, и автор приходит к выводу, что существующий государственный строй несправедлив. Необходимо сменить на тот, где все люди будут равны между собой. «Город Солнца» - идеальное общество, где все трудятся и нет негодяев и тунеядцев. Каждый гражданин занимается сельским хозяйством и военным делом: знать это полагается каждому, так как знания эти считаются почётными. Должность каждого определяется с детства, благодаря этому обязанности исполняются как следует и с удовольствием. Если человек является калекой, для него обязательно найдется работа, соответствующая его здоровью. Рабочий день длится около 4 часов. Если работать сверх нормы, будет нарушен принцип всеобщего равенства. Работают отрядами под руководством начальника. В обществе равны все. Все проходят военную подготовку на случай войны, даже женщины. Несмотря на то, что женщины имеют те же права, что и мужчины, все равно они воспринимаются как обесчеловеченная собственность. Власть. В городе господствует духовная аристократия. Во главе государства стоит философ и первосвященник в одном лице. Судьи и низшие должностные лица, учителя и священники — интеллигенция. Судебная власть не отделяется от административной: «Все главные мастера являются судьями и могут присуждать к изгнанию, бичеванию, выговору, отстранению от общей трапезы и запрещению общаться с женщинами». Нет профессиональных исполнителей наказаний. Наказания рассматриваются как один из элементов воспитания. Политический строй города Солнца можно охарактеризовать как своеобразную интеллектуальную олигархию (или меритократию) при формальной демократии. Таким образом, власть в городе Солнца более отдалена от народа. Пути изменения общества. Основная причина зла — в людских пороках, прежде всего в эгоизме, в желании жить за чужой счёт. Если избавится от этого, останется только любовь к общине. Достичь этого возможно с помощью государства, которое карает и пресекает неправильное поведение. Кампанелла предлагает ликвидировать институт семьи как источник стремления к частной собственности, поскольку является причиной социального неравенства. Автор предлагает селекционный подход к деторождению: мужчины и женщины в Городе Солнца являются общими. Право определять, кому от кого зачинать детей, принадлежит «начальникам». При выборе пар начальники исходят из телосложения, характера и астрологического прогноза. Это необходимо для того, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство. Если возникает любовь между людьми, влюблённым позволяется «и разговаривать, и шутить, и дарить друг другу венки из цветов или листьев, и подносить стихи», однако если они не подходят для деторождения, «совокупление им ни в коем случае не разрешается». Автор относится с презрением к парной любви. Она для него скорее допустимая забава, чем серьезное чувство. Другие причины народного несчастья - это невежество и непонимание необходимости перехода к новому, более совершенному общественному порядку. Поэтому особое внимание уделено народному образованию и воспитанию. Граждане города начинают обучаться и воспитываться в обществе с момента рождения. Основной метод для этого — обучение по картинам, которыми исписаны стены домов города. С 10 лет начинается обучение детей на практике: проходят ремесленное дело и сельское хозяйство. В оставшееся от 4 часов работы время, предполагалось, что люди будут изучать науки, либо заниматься физическими упражнениями. Таким образом, город Солнца Кампанеллы предлагает альтернативу существовавшему в то время обществу. В своем труде автор рассматривает нормы поведения, морали, государственности в «идеальном» обществе, не меняя существующего общественного строя. Особого интереса заслуживает предложенная реформа системы образования, способствующая формированию всесторонне развитого, полноценного человека. «Город Солнца» - произведение политическое и научное, в котором сливаются вместе как философский, так и эстетический подход к решению проблемы идеального государства. |