Тоталитаризм. Тоталитаризм критерии и разновидности
Скачать 42.82 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра профессионального обучения педагогики и социологии. РЕФЕРАТ по дисциплине: «Политология» на тему: Тоталитаризм: критерии и разновидности.
«Промышленное и
Казань 2018 Содержание Введение __________________________________________________3
Заключение ________________________________________________27 Список использованных источников ___________________________28 Введение При рассмотрении политической системы какого-либо государства или общества не следует ограничиваться лишь официально провозглашенными и действующими в нём институтами и правовыми нормами, конституционными актами, т.е. тем, что «заявляет» о себе само государство. Существуют часто весьма значительные различия и противоречия между парадным фасадом государства и реальными процессами, происходящими за этим фасадом. Для характеристики этих процессов применяется понятие «политический режим» - система реальных методов властвования в данном государстве. Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционного и социологического порядка, способствующая формированию политической власти данной страны на определённый период. Между ним и декларируемым государственным строем, как уже отмечалось, часто наблюдается несоответствие или даже прямая противоположность (что особенно характерно для диктаторских и, прежде всего тоталитарных государств.) Именно политический режим определяет политическую атмосферу общества, в отличие от сравнительно устойчивых правовых норм, он подвижен и способен эволюционировать в различных направлениях. Изучая конкретные многообразные формы политических режимов, существовавших в прошлом и настоящем, нужно, исходя из современных гуманистических требований к политической науке, руководствуясь принципом, что, человек, индивидуум – «мера всех вещей», основа общества и общественного благосостояния, рассматривать каждый режим именно по отношению к конкретной личности, её важнейшим правам и свободам. В 20-30-е годы в группе государств - СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии) - сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков. Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на них террор и репрессии, втянули мир в череду кровавых войн. Режимы, получившие название тоталитарных, постепенно сошли со сцены. Важнейшими вехами крушения тоталитаризма были 1945 год, когда потерпела крах такая его форма, как фашизм, и 1989-1991 годы, когда тоталитарные режимы в Восточной Европе, а затем и в СССР рухнули окончательно. Тоталитаризм во многом поучителен для всех. Для России особенно, так как Россия 30-50-х годов наиболее последовательный пример тоталитаризма. Знание тоталитаризма полезно и для будущего. Если бегство в тоталитаризм произошло на фоне выдающихся прорывов научной социальной мысли, завоеваний гуманизма и демократии, то не исключается вероятность нового возврата в условиях нового кризиса и на фоне новых выдающихся достижений культуры. Поэтому рассмотрение данной проблемы является актуальным в настоящее время. Что же представлял собой тоталитарный феномен? Как осуществлялась власть? Почему эти режимы просуществовали так долго? Можно ли найти модель тоталитарной системы? Однозначных ответов на эти вопросы современная политическая наука не дает. Объект исследования – тоталитарный режим. Предмет – типология тоталитарного режима. Цель работы заключается в подробном рассмотрении тоталитарного режима, его видов и особенностей. Задачи: Рассмотреть понятие и основные характеристики тоталитаризма; Анализировать разновидности тоталитаризма; определение силу и слабость тоталитаризма. Реферат состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. 1.Понятие тоталитаризма. Основные характеристики и черты тоталитаризма. Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX в. Что же касается самого этого слова а так же тоталитарных идей, то они возникли гораздо раньше. Теория тоталитаризма складывалась в 40--50-х гг. и получила развитие в последующие десятилетия. Она широко использовалась Западом в целях идеологической борьбы против коммунистических стран. Первые классические теоретические исследования по проблемам тоталитаризма -работы Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1944) и X. Аренд «Истоки тоталитаризма» (1951), а также совместный труд К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956), в котором сделана попытка эмпирически обосновать тоталитаризм как понятие, отражающее сталинизм и другие однотипные политические режимы. Более поздние попытки создать эмпирическую, построенную на базе реальных, верифицируемых фактов теорию тоталитаризма не имели особого успеха, поскольку, отображая самые одиозные политические системы XX в., они по мере смягчения, либерализации стран командного социализма, все больше расходились с действительностью и к тому же не отражали принципиальных отличий различных тоталитарных систем. Тоталитарная идеология проникнута патерналистским духом, покровительственным отношением вождей, постигших социальную истину, к недостаточно просвещенным массам. Идеология как единственно верное учение носит обязательный для всех характер. В нацистской Германии даже был издан специальный закон, предусматривающий единую, обязательную для всех немцев идеологию. Тоталитарное общество создает мощную систему идеологической обработки населения, манипулирования массовым сознанием. При этом политическая пропаганда в значительной мере ритуализируется, приобретает некоторые черты религиозного культа. Для тоталитаризма характерны монополия власти на информацию, полный контроль над СМИ, крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, рассмотрение идейных оппонентов как политических противников. Этот строй устраняет общественное мнение, заменяя его официальными политическими оценками. Отрицаются общечеловеческие основы морали, а сама она подчиняется политической целесообразности и по существу разрушается. При всей своей сложности и многовекторности тоталитарный режим имеет достаточно четкий набор основных характерных черт, самых главных, отражающих суть этого режима признаков. К этим характеристикам относятся следующие: 1) Тоталитаризм всегда испытывает очень серьезные проблемы с легитимностью власти. Тоталитарный режим никогда не устанавливается в результате свободных, честных выборов. Установлению тоталитаризма обычно предшествуют революции, государственные перевороты, мятежи, путчи, узурпация власти и т.д. Таким образом тоталитарный режим не получает мандат народа и поэтому не может считаться легитимным. 2) Происходит абсолютное отчуждение подавляющего большинства населения от возможности не только формировать власть, но и влиять на власть, контролировать государство. В результате этого государство получает в свое распоряжение практически абсолютную, никем и ничем не ограниченную власть над народом. Это приводит ко всеобщей, тотальной бюрократизации всех процессов и отношений в обществе и жесткой регламентации их со стороны государства, полностью разрушается гражданское общество, происходит полное огосударствление не только политической сферы, не только социальных и экономических отношений, но также научных, культурных, бытовых, межличностных, брачно-семейных и всех иных отношений. Власть устанавливает жесточайший контроль над литературой и искусством, насаждает в обществе новую, государственную мораль и нравственность. 3) Логичным завершением тотального контроля государства над страной является огосударствление личности, превращение граждан тоталитарного общества в государственных крепостных или государственных рабов. Развитый тоталитаризм чаще всего устанавливает не только фактическую, но даже формально-юридическую личную зависимость граждан от государства. Тоталитарному государству это необходимо для воссоздания системы, которая позволяла бы принудительно изымать рабочую силу граждан в пользу государства методами прямого внеэкономического принуждения. 4) Для того, чтобы обеспечить такую эксплуатацию граждан, государством создастся организованная система внутреннего террора власти, против собственного народа. Чтобы обеспечить решение этой задачи, власть нагнетает в стране атмосферу всеобщей подозрительности, недоверия, тотальной слежки граждан друг за другом, атмосферу всеобщего доносительства. Это подогревается искусственно нагнетаемой атмосферой шпиономании, поиском многочисленных внутренних и внешних врагов, создания в общественном сознании представления о якобы постоянно существующей для страны угрозы из вне, создание атмосферы осажденного лагеря, что в свою очередь требует усиления милитаризации общественной жизни, милитаризации экономики, увеличения степени ее проникновения во все общественные и государственные организации. 5) В этой ситуации в стране фактически исчезает правовая система. Вместо нее создается система законодательных актов, а также равных им по степени важности (или даже превосходящих их) подзаконных секретных директив, указов и т.п., которая отражает уже не нормы права, а политическую волю властных структур или даже отдельных вождей. Применение законов не носит универсальный характер, а власть, не связанная никакими нормами права, может применять законы по своему разумению. На основе такой системы законодательства часто создаются институты внесудебной расправы государства над гражданами, создаются особые или чрезвычайные суды и т.д., которые получают право по своему усмотрению решать судьбы людей. Гражданин тоталитарного общества может быть осужден не только за то, что он совершил, но и за то, что он мог иметь намерение совершить нечто предосудительное с точки зрения власти, а также за свое социальное происхождение, имущественное состояние, идейные убеждения, родственные или дружественные связи и т.п. 6) В политической системе тоталитарного строя вся полнота высшей власти концентрируется в руках вождя, его ближайшего окружения. Практическая реализация директив высшего политического руководства осуществляется партийно-государственной бюрократией, которая в своей деятельности руководствуется не законами, а прежде всего секретными циркулярами, указами, постановлениями, решениями вышестоящих государственных и партийных инстанций. В тоталитарном государстве полностью отсутствует принцип разделения властей. 7) Для тоталитарного режима характерно существование одной безраздельно властвующей, политической партии. Благодаря жесткой системе производственно-территориального принципа функционирования и устройства, эта политическая партия охватывает всю страну, пронизывает при помощи первичных партийных организаций все государственные и общественные структуры, все предприятия, систему образования, здравоохранения, культуру и т.п. Создавая многочисленный партийный бюрократический аппарат и получая тотальный контроль над кадровой политикой, такая политическая партия, сращивается с государством, возвышается над ним, становится выше законов, общества, морали. Это создает идеальную среду для многочисленных злоупотреблений властью и деньгами, для создания системы всеобщей и тотальной коррумпированности. Легальная политическая оппозиция в стране отсутствует, власть опирается, на насилие или постоянную угрозу насилия. Одна из опор власти - системное оболванивание граждан, тотальное «промывания мозгов». 8) Характерной особенностью тоталитарного режима является создание культа личности вождя, раздувание этого культа до гипертрофированных размеров, превращение личности вождя в подобие полубога. 9) Политизация и идеологизация всех процессов и отношений в обществе экономических, социальных, культурных, научных, бытовых, межличностных, брачно-семейных и т.п. 10) Власть тоталитарного режима в своей социальной политике стремится проводить принцип «разделяй и властвуй». С этой целью общество делится на «исторически прогрессивные» и «исторически реакционные» классы и социальные группы, потенциально опасны для общества. Результатом такой социальной политики является противопоставление одних социальных групп другим (по национальному, этническому, религиозному, социальному признакам, имущественному положению и т.п.). 11) Важнейшей характеристикой тоталитарного режима является создание и насаждение особого вида тоталитарного массового сознания. В его основе лежит отождествление, типа государственной власти и общества, полное игнорирование индивидуальных прав и свобод личности и сознательное подчинение их интересам различных типов коллектива, стремление объединить все общество вокруг некой высшей идеи, представить весь народ как некое единое коллективное целое, объединенное единой волей монолитного государства во главе с мудрым вождем и непогрешимой правящей партией, которая обладает монополией на высшею истину «в последней инстанции». Это влечет крайнюю нетерпимость по отношению к любым формам инакомыслия, расправу с любыми носителями такого инакомыслия. Свой политический и государственный строй объявляется единственно правильным, спасителен всего человечества, которое «неразумно» противится своей интеграции в систему тоталитарных ценностей. Утверждается высокомерно-снисходительное или враждебно-подозрительное отношение ко всему иностранному вследствие самоизоляции тоталитарного общества от внешнего мира, закрытости, от мировой цивилизации. 12) Экономический строй тоталитарного общества опирается на всеобъемлющее господство государственной собственности, которая функционирует в режиме жесткой плановой экономической системы. Широко применяются методы прямого насилия государства по отношению к негосударственному производителю, господствует неадекватная оплата труда занятых по найму или полностью бесплатное присвоение рабочей силы государством. Таковы основные сущностные характеристики тоталитарного политического режима. Конечно, в зависимости от того, о каком именно конкретном типе тоталитарного режима идет речь, вышеописанный набор характерных черт тоталитаризма может несколько видоизменяться. Однако главная сущностная характеристика тоталитаризма, заключается в том, что человек, его жизнь и достоинство, честь и свобода, достаток и благополучие, его семья не имеют для власти, для государства никакого самостоятельного значения и никакой самостоятельной ценности, а являются лишь средством в попытке реализовать некие утопические идейно-политические доктрины. Тоталитарная власть готова пожертвовать настоящим не одного поколения, пожертвовать судьбами целых народов во имя призрачной надежды лучшей жизни в неопределенно далеком и никогда не наступающем будущем. 2. Разновидности тоталитарного режима. Мировая практика позволяет выявить две разновидности тоталитарного режима: правую и левую. Правая разновидность тоталитаризма представлена двумя формами - итальянским фашизмом и германским национал-социализмом. Правыми они считаются потому, что обычно сохраняли рыночную экономику, институт собственности, опирались на механизмы экономического саморегулирования. С 1922 г. интеграция итальянского общества происходила на основе идеи возрождения былого могущества Римской империи. Установление фашизма в Италии явилось отрицательной реакцией мелкой и средней буржуазии на отставание в процессе складывания национальной и экономической целостности. В фашизме воплотился антагонизм мелкобуржуазных слоев по отношению к старой аристократии. Итальянский фашизм во многом обозначил признаки тоталитаризма, хотя и не развил их в полной мере. Классической формой правого тоталитаризма служит национал-социализм в Германии, возникший в 1933 г. Его установление было ответом на кризис либерализма и утрату социально-экономической и национальной идентичности. Возрождение былого могущества и величия Германии пытались преодолеть путем объединения общества на основе идей превосходства арийской расы и покорения других народов. Массовой социальной базой фашистского движения являлась мелкая и средняя буржуазия, которая по своему происхождению, ментальности, целям и уровню жизни была антагонистична как рабочему классу, так и аристократии, крупной буржуазии. Вследствие этого участие в фашистском движении для мелкой и средней буржуазии представлялось возможностью создать новый социальный порядок и приобрести в нем новый статус и преимущества - в зависимости от личных заслуг перед фашистским режимом. Следует отметить, что на рост национального и социального самосознания немцев оказывало существенное влияние поражение в Первой мировой войне (1914 - 1918) и глубокий экономический кризис 1929 - 1933 гг. Левой разновидностью тоталитаризма был советский коммунистический режим и подобные режимы в странах Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, на Кубе. Он опирался (а в ряде стран до сих пор опирается) на распределительную плановую экономику, уничтожает рынок, если тот существует. В СССР предполагалось достигнуть социальной однородности и нивелировки социального многообразия интересов. Прогрессивным признавалось только то, что соответствовало интересам рабочего класса. Правда, в действительности рабочий класс в СССР был маргинализирован, поскольку его основу составляли вчерашние крестьяне. Разрушение прежнего уклада жизни, привычной упрощенной картины мира, которая делила мир на белое и черное, хорошее и плохое, сформировало у них дискомфорт, страх перед будущим, показало их неспособность существования в условиях многообразных социальных взаимодействий. Формирование коллективной цели общества в виде идеала «светлого будущего», который воплощал вековую мечту о справедливом и совершенном обществе, совпадало с ожиданиями широких слоев тогдашнего советского общества. Предполагалось, что осуществить этот идеал можно только с помощью сильного государства. Таким образом, тоталитаризм был своеобразной реакцией отторжения патриархальным сознанием социальных маргиналов таких общечеловеческих ценностей, как рынок, конкуренция, частная собственность, свобода личности. В соответствии с логикой тоталитарной системы всеобъемлющая идеологизация обществ дополняется его тоталитарной политизацией, ги-пертрофированным аппаратом власти, ее проникновением во все поры социального организма. Всесильная власть выступает главным гарантом идеологического контроля над населением. Тоталитаризм стремится к полному устранению гражданского общества, независимой от власти частной жизни. Политическая система, а точнее, партийно-государственная организация общества, служит стержнем, фундаментом всей социальной и экономической организации, которая отличается жесткой иерархической структурой. Ядром тоталитарной политической системы выступает предельно централизованное политическое движение за новый порядок во главе с партией нового, тоталитарного типа. Эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе. Запрещается всякая политическая оппозиция и создание без санкций властей любых организаций. К политическим чертам тоталитарного общества относятся также наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция и т.п.), массовый террор, запугивание населения. Слепая вера и страх - главные ресурсы тоталитарного управления. осуществляется сакрализация верховной власти и ее носителей, создается культ вождей. В то же самое время тоталитарная политическая система претендует на выражение народной воли, воплощение высшей народности, или демократии высшего типа. Она использует безальтернативные, преимущественно формы демократии, предполагающие принятие решений без голосования на основе непосредственной реакции участников собрания и создающие видимость всенародной поддержки, по не позволяющие оказывать реальное влияние на процесс принятия решений. С помощью псевдодемократических институтов власти обеспечивается высокая формальная мобилизация и участие, например 99,9-процентное участие в выборах. Тоталитаризм пытается создать адекватную себе социальную структуру. Стремясь найти массовую опору, он провозглашает превосходство определенного класса, нации или расы, дихотомически делит всех людей на своих и чужих. При этом обязательно находится внутренний или внешний враг буржуазия, империализм, евреи и т.п. в процессе ликвидации или ограничения частной собственности происходит массовая люмпенизация населения. Индивид попадает в тотальную зависимость от государства, без которого подавляющее большинство людей не может получить средств существования: работу, жилье и т.п. Личность утрачивает всякую автономию и права, становится полностью беззащитной перед всесильной властью, попадает под се тотальный контроль. Делается попытка сформировать «нового человека», определяющими чертами которого являются беззаветная преданность идеологии и вождям, исполнительность, скромность в потреблении, готовность на любые жертвы ради «общего дела». Одновременно с ломкой прежней социальной структуры формируется новая. Общество дифференцируется главным образом в зависимости от распределения власти. Обладание властью или влияние на нее становится основой социальной стратификации, экономических и социальных привилегий. Формируется новый, номенклатурный господствующий класс -главная опора тоталитарного строя. Хотя тоталитаризм, особенно в его наиболее последовательном, коммунистическом варианте, осуществляя уравниловку в распределении для большинства граждан, претендует на формирование социально однородного общества, в действительности он порождает глубокое социальное неравенство. Господство идеологии и политики проявляется не только в социальной сфере, но и в экономике. Здесь отличительными чертами тоталитаризма являются этатизация хозяйственной жизни, социальное ограничение, а в идеале полное устранение частной собственности, рыночных отношений, конкуренции, планирование и командно-административные методы управления. Устанавливается монополия государства па распоряжение всеми важнейшими общественными ресурсами и самим человеком. 3. Особенности тоталитаризма. Наряду с общностью основополагающих институциональных черт тоталитарные политические системы имеют и существенные особенности, что позволяет выделить несколько их важнейших разновидностей. В зависимости от господствующей идеологии, влияющей на содержание политической деятельности, их обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм. Исторически первой и классической формой тоталитаризма стал коммунизм (социализм) советского типа, начало которому положила военно-коммунистическая система, в общих чертах сформировавшаяся в 1918 г. Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем другие разновидности, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности, абсолютную власть государства. И все же характеристика социализма советского типа как тоталитаризма односторонняя и не раскрывает содержание и цели политики в этом типе общества. Вторая разновидность тоталитарных политических систем - фашизм. Впервые он был установлен в Италии в 1922 1. Здесь тоталитарные черты были выражены не в полной мере. Итальянский фашизм тяготел не столько к радикальному строительству нового общества, сколько к возрождению итальянской нации и величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве, ликвидацию массовой преступности. В Италии границы фашистского тоталитаризма устанавливались позицией наиболее влиятельных в государстве кругов: короля, аристократии, офицерского корпуса и церкви. Когда обреченность режима стала очевидной, эти круги смогли сами отстранить Муссолини от власти. Третья разновидность тоталитаризма национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник и Германии в 1933г. Национал-социализм имеет родство с фашизмом, хотя очень много заимствует у советского коммунизма и прежде всего революционные и социалистические компоненты, формы организации тоталитарной партии и государства и даже обращение «товарищ». В то же время место класса здесь занимает нация, место классовой ненависти ненависть национальная и расовая. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классовою врага), и в национал-социализме - вовне, против других народов. Главные различия основных разновидностей тоталитаризма отчетливо выражены в их целях (соответственно: коммунизм, возрождение империи, мировое господство арийской расы) и социальных предпочтениях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация). Любые тоталитарные государства так или иначе примыкают к трем основным разновидностям тоталитаризма, хотя внутри каждой из этих групп имеются существенные различия, например, между сталинизмом в СССР и диктаторским режимом Пол-Пота в Кампучии. В зависимости от того, на какой вектор развития общества и государства делается основной упор, в зависимости от того, какая магистральная идея закладывается в тоталитарный режим, можно выделить следующие типы тоталитаризма. 1. Тоталитарный режим социалистического или коммунистического типа. В основу этого типа тоталитаризма заложена идея социального равенства, строительства однородного бесклассового общества. Примерами тоталитаризма коммунистического типа является бывший СССР, КНР, другие страны бывшего социалистического мира. В современном мире к таким странам наряду с КНР принадлежит Куба, КНДР. 2. К тоталитаризму второго типа относят политические режимы фашистского или национал-социалистского типа. Краеугольной идеей этого типа тоталитаризма является идея национального или расово-этнического превосходства одного народа над другим. В странах, где существовал тоталитарный режим нацистского типа, пытались построить моноэтническое, расово-однородное общество. Эту задачу решали путем возвышения одной из наций и соответствующего уничтожения и дискриминации других народов. Классическим образцом тоталитаризма такого типа является фашистская Германия. 3. В третий тип тоталитаризма заложена идея религиозного фундаментализма, фанатизма. Это теократический тоталитаризм. Тоталитарный режим этого типа стремится построить общество, основанное на догмах и канонах той или иной религии в ее наиболее ортодоксальном, непримиримом варианте. В современном мире к такого рода тоталитарному режиму можно отнести исламский режим в Иране. Своеобразными гибридными типами тоталитаризма являются режимы М. Каддафи в Ливии и С. Хусейна в Ираке. В этих режимах представлен своеобразный симбиоз теократического (исламского) тоталитаризма и элементов тоталитаризма социалистического типа. Любой тип тоталитаризма – это деструктивный, саморазрушающийся режим, тупиковое направление общественного устройства. Основные формы тоталитаризма. В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм. Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными доля него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям. Фашизм это право-экстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене. Большинство политологов сходится во мнении о единстве происхождения фашизма и коммунизма. Даже такие противопоставления как теория классовой борьбы и национально-расовая идея, интернационализм и национализм выполняли одинаковые функции. В марксизме национализм представляет собой побочный продукт капиталистического развития, которому противопоставляется идея интернационализма. Подавление национального начала входило интегральной частью в культуру тоталитаризма в СССР. Советские люди были объявлены членами «новой исторической общности» в лице интернационального советского народа. Эта идеология приобрела в своеобразно перевёрнутой форме функции национализма и служила потребности сохранения целостности СССР в условиях сепаратистских устремлений отдельных национальных регионов. Что касается фашизма, то в нём произошло органическое слияние социализма и национализма. Расизм и национализм в фашизме сыграли роль, аналогичную той, которую сыграли теория классовой борьбы и идея интернационализма в коммунизме. Фашизм отождествлял общество с нацией, а нацию - с государством. Государство рассматривалось как юридическое воплощение нации и стояло неизмеримо выше и отдельно взятых индивидов и организаций, из которых национальная община состоит. Таким образом, и интернационализм и национализм были поставлены на службу идентичным целям: обоснования и идеологического обслуживания тоталитарных режимов фашистского и коммунистического толка. Третья разновидность тоталитаризма - национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение - германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме - вовне, против других народов. И все же тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это общество - самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира. 4. Сила и слабость тоталитаризма. Тоталитаризм в его коммунистической форме оказался наиболее живуч. В отдельных странах он существует и сегодня. История показала, что тоталитарная система обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации средств для достижения ограниченных целей, например, победы в войне, оборонного строительства, индустриализации общества и т.д. Некоторые авторы рассматривают тоталитаризм даже как одну из политических форм модернизации слаборазвитых стран. Коммунистический тоталитаризм приобрел значительную популярность в мире благодаря своей связи с социалистической идеологией, содержащей многие гуманные, идеи. Привлекательности тоталитаризма способствовал и страх еще не оторвавшегося от общинно-коллективистской пуповины индивида перед отчуждением, конкуренцией и ответственностью, свойственными рыночному обществу. Живучесть тоталитарной системы объясняется также наличием огромного аппарата социального контроля и принуждения, жестоким подавлением всякой оппозиции. И все же тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это общество-самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к своевременному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира. Его адаптивные возможности ограничены идеологическими догмами. Сами тоталитарные руководители являются пленниками утопической по своей сути идеологии и пропаганды. Как уже отмечалось, тоталитаризм не сводится лишь к диктаторским политическим системам, противостоящим идеализированным западным демократиям. Тоталитарные тенденции, проявляющиеся в стремлении заорганизовать жизнь общества, ограничить личную свободу и всецело подчинить индивида государственному и иному социальному контролю, имеют место и в странах Запада. 5. Основная характеристика тоталитарной системы Тоталитаризм (от лат. «тоталь» - всеобщий, всеобъемлющий) это политический режим, при котором гражданин является объектом полного контроля и управления. Он характеризуется фактическим бесправием индивидов при формальном сохранении их прав. Политический режим зависит от степени развития общества, внешних факторов, от власти. В антиутопиях Е. Замятина «Мы», Дж. Оруэлла «1984» тоталитарный строй описан как замкнутое рационально-технократическое общество, «расчеловечивающее» человека, превращающее его в «винтик» на основе психофизической инженерии и уничтожения морали, любви, религии, подлинного искусства и науки. С середины 30-х годов различные концепции тоталитаризма начинают распространяться в социально-философской и художественной литературе как осмысление практики нацизма и сталинизма. Мы попытаемся дать характеристику тоталитарной политической системы на примере нашей страны по следующим направлениям: идеология, политика, экономика. За 75 лет СССР прошел три этапа тоталитаризма: первый - с 1917 года до конца 20-х годов; второй - с конца 20-х до середины 50-х годов; третий - с середины 50-х до середины 80-х годов. Тоталитаризм есть качественно иное явление, нежели любая другая власть, сколь бы суровой она ни была. Это феномен идеологический, и тоталитарные режимы, прежде всего - режимы идеологические. Они рождены идеологией и существуют ради нее. Если в традиционном деспотическом обществе политическая власть самоценна и ее носители используют идеологию как средство для поддержания этой власти, то для носителей тоталитарного начала самоценна идеология, аполитическая власть завоевывается с целью утверждения этой идеологии. Закономерно, что целью уже установившегося режима является распространение своей идеологии в максимальном масштабе. Внешняя экспансия таких режимов вызывается не столько территориальными притязаниями и экономическими стимулами (как, например, приобретение рынков сбыта, рабочей силы и т.д.), но главным образом идеей мирового господства своей идеологии. Тоталитарный режим идеологизирует все сферы жизни, теряя всякую способность к самокоррекции. При этом идеология исходит из некоторой первичной системы идеалов. Октябрьская революция ввела у нас существенно новую (вместо самодержавной) систему высших идеалов: мировую социалистическую революцию, ведущую к коммунизму - царству социальной справедливости, и идеальный рабочий класс. Эта система идеалов послужила основой для созданной в 30-е годы идеологии, которая провозглашала идеи «непогрешимого вождя» и «образа врага». Народ воспитывался в духе преклонения перед именем вождя, в духе безграничной веры в справедливость каждого его слова. Под влиянием феномена «образ врага» распространялась подозрительность и поощрялось доносительство, что вело к разобщению людей, росту недоверия между ними и возникновению синдрома страха. Противоестественное с точки зрения разума, но реально существующее в сознании народа сочетание ненависти к действительным и мнимым врагам и страха за себя, обожествление вождя и лживая пропаганда, терпимость к низкому уровню жизни и бытовой неустроенности - все это оправдывало необходимость противостояния «врагам народа». Вечной борьбой с «врагами народа» в обществе поддерживалась постоянная идеологическая напряженность, направленная против малейшего оттенка инакомыслия, самостоятельности суждений. Конечной «сверхзадачей» всей этой чудовищной деятельности было создание системы террора страха и формального единомыслия. На рубеже 1950-60-х годов с окончанием перманентного идеального состояния (XX съезд разрушил миф о внутренних «врагах народа», были провозглашены паритет сил с НАТО и «окончательная победа социализма в нашей стране») и одновременно начались процессы деидеологизации и распада идеи безусловного преимущества социализма и неизбежности мировой социалистической революции. Любая тоталитарная система создает культ. Но подлинным и главным объектом его выступает не человек, а власть как таковая. Культ власти - в этом состоит сущность тоталитарной системы. Власть оказывается сверх ценности - ценностью абсолютного, высшего порядка. Кто имеет власть имеет все: роскошную жизнь, подобострастие окружающих, возможность высказывать суждения по любому поводу, удовлетворять каждую свою причуду и т.д. Кто не имеет власти, не имеет ничего, ни денег, ни безопасности, ни уважения, ни права на свое мнение, вкусы, чувства. Создавая свой культ, тоталитарная власть мистифицирует все властные функции, безгранично преувеличивая их значение, засекречивая обеспечивающие их огромные средства и отрицая роль любых объективных обстоятельств. А точнее, для власти не существует ничего объективного, ничего, что происходит само собой, без ее руководства, вмешательства и контроля. Культ власти оказался гораздо жизненнее культа личности. Мы давно уже научились критически относиться к самовосхвалениям власти, понимая незначительность или относительность ее реальных успехов. Но считать, что наши беды объясняются только тем, что руководство недоглядело, ошиблось, что оно виновно или даже преступно, значит все еще оставаться в плену культа власти. В этом, собственно, и состоят иллюзии XX съезда: раньше власть была плохой, теперь власть будет хорошей, но она как была, так и останется всесильной. Избавление от тоталитарной мистификации в другом, в понимании ничтожности реального значения власти в сравнении с процессами самоорганизации общества. Картина мира тоталитарного сознания не ограничивается отношениями между народом и властью. Она включает в себя и глубинные представления о причинности, природе вещей, о времени, человеке и т.д. Принятие этой мифологии, не только следствие пропагандистских манипуляций. Являясь кратчайшим путем к счастью в наличных условиях существования, тоталитарная мифология принимается добровольно и с благодарностью. Носителями мифологии тоталитаризма являются люди как принадлежащие, так и не принадлежащие к властной элите. Рассмотрим основные элементы тоталитарной картины мира. 1. Вера в простоту мира это центральная характеристика тоталитарного сознания. Вера в «простой мир» не позволяет почувствовать ни собственную индивидуальность, ни индивидуальность близкого человека. Эта вера приводит к распространению негативной установки по отношению к знанию вообще и к интеллигенции как его носителю, в частности. Если мир прост и понятен, то вся работа ученых является бессмысленной тратой народных денег, а их открытия и выводы, лишь попытка заморочить людям голову. Иллюзия простоты создает и иллюзию всемогущества: любая проблема может быть решена, достаточно отдать верные приказы. 2. Вера в неизменный мир. Все элементы общественной жизни — это лидеры, институты, структуры, нормы, стили, воспринимаются как застывшие в неподвижности. Новации быта и культуры игнорируются до тех пор, пока не будут импортированы в таких количествах, что станут восприниматься как давно известные. Изобретения не используются, открытия засекречиваются. Паспортная система привязывает людей к одному месту жительства, а трудовое законодательство, к одному рабочему месту. Вера в неизменность мира влечет недоверие к переменам. 3. Вера в справедливый мир. Царство справедливости осуществляется в каждом тоталитарном режиме. Коммунизма еще нет, построить его мешает окружение, но социальная справедливость уже достигнута. Озабоченность людей справедливостью по своей силе и всеобщности трудно сравнить с каким-нибудь другим человеческим мотивом. Именем справедливости совершались самые добрые и самые чудовищные дела. 4. Вера в чудесные свойства мира. В ней проявляется оторванность тоталитарного сознания от реальности. Осуществляя индустриализацию, власть была заинтересована в создании культа техники. Чудесам прогресса придавались магические свойства. Однако кредит этой веры не бесконечен. Вот уже трактора есть в каждом колхозе, а изобилия не видно. Власти приходится обещать новые чудеса. В области политической возникновение тоталитаризма возможно лишь в таком обществе, где многопартийная система сменяется однопартийной. В этом случае партия, придя к власти, стремится уничтожить всю политическую оппозицию. Уже на первом этапе тоталитаризма в СССР возобладал политический тоталитаризм: речь идет об однопартийной системе и абсолютном огосударствлении всей политической системы, включая все общественные организации. Политические отношения и институты в обществе, по существу, исчезают или носят формально-декоративный характер. Главной задачей партии становится непрерывное формирование нужного для нее человека. Обществу систематически навязывалась мысль, что партия ищет власти не ради нее самой, а ради блага большинства. Процесс становления и утверждения тоталитаризма также предполагает и насильственную «организацию» общественной жизни на принципах «чрезвычайного положения», что неизбежно сопровождается милитаризацией. В нашей стране дополнительные возможности этому процессу предоставлялись и самим принципом организации политической власти, концентрацией всех ее ветвей, законодательной, исполнительной и судебной, в руках одного субъекта, Совета. Номинальная реализация лозунга «Вся власть Советам» закономерно привела к концентрации ее в руках исполнительного комитета. В силу сложившейся однопартийной системы произошло слияние исполнительного комитета с аппаратом правящей Коммунистической партии, что предельно политизировало исполнительную власть. Фактически складывается новый механизм принуждения личности: люди искусственно принуждаются к «ничего неделанию», а те, кто не избавился от иллюзий и не согласен с порочной формулой «ты делаешь вид, что работаешь, мы делаем вид, что платим», постепенно склоняются к алкоголизму, «уходят» в восточные верования, наркоманию и т. п. Серьезное же недовольство управленцами рассматривается как антисистемная, «антисоветская» деятельность. Создается порочный круг, выхода из которого нет. Заключение За последние 20 лет очень много недемократических: тоталитарных и авторитарных режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе. Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они не были подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависел прежде всего от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому, надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления. Тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможности. Все поставленные задачи в ходе работы выполнены. Цель достигнута. Список использованных источников
|