Главная страница
Навигация по странице:

  • Реферат на тему: «ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ»

  • 2. Динамика традиций и новаций в культуре.

  • Библиографический список

  • ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ. реферат философия. Традиции и новации в динамике культуры


    Скачать 37.55 Kb.
    НазваниеТрадиции и новации в динамике культуры
    АнкорТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ
    Дата10.05.2022
    Размер37.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат философия.docx
    ТипРеферат
    #520005

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    «Хакасский государственный университет им Н.Ф. Катанова»

    (ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»)

    Институт непрерывного педагогического образования

    Колледж педагогического образования, информатики и права

    ПЦК социально-экономических, юридических дисциплин и делопроизводства

    Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

    Реферат на тему:

    «ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ»
    Выполнила: Гейгер Ульяна Владимировна

    Группа: П-21

    Курс: 2

    Форма обучения: очная

    Научный руководитель: Полозова Ольга Александровна


    Абакан 2022



    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение ………………………………………………………………… 3

    1. Понятие «традиция», «новация», «новаторство»………………..…5

    2. Динамика традиций и новаций в культуре……………………...…..8

    3. Заключение…………………………………………………………...13

    4. Библиографический список…………………………………………14


    Введение

    У культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая и развивающаяся (новаторская) стороны.

    Традиции образуют органическое единство с новациями. Традиция обеспечивает устойчивость культуры, ее воспроизводство, а новация – ее развитие и взаимодействие с другими культурами.

    Доминирование традиций в обществе приводит к застою, доминирование новаций – к разрушению в самой культуре. Для разных типов общества характерно свое соотношение традиций и новаций. Современное общество большое внимание уделяет новациям, совершенствованию различных сфер жизни.

    Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть следующие вопросы:

    1.Понятие «традиция», «новация», «новаторство»;

    2.Динамику традиции и новации в культуре;

    3.Традиционное общество и цивилизацию.

    Актуальность темы исследования. Динамика развития общества в XX веке обрела стремительный характер, что ведет к выходу мировой цивилизации на новый уровень прогресса и радикальному изменению человеческого сознания. С позиций сегодняшнего дня эволюция человечества в целом предстает как движение через тысячелетия дикости и варварства, потом через века культуры и цивилизации к эпохе информации и техники, в которую мы вступили.

    Поэтому на сегодняшний день столь большое значение имеет проблема взаимовлияния культуры и техники, культуры и традиции, традиции и новации. В неудержимом техническом порыве благоустройства и совершенствования жизни человечество оказывается перед угрозой «усовершенствоваться» до потери собственной идентичности, перерождения в нечто иное. Культура в данном случае выступает в качестве противодействующего, сохраняющего фактора, наличие которого позволяет человеку оставаться таковым, каков он был и есть на сегодняшний день. В свою очередь ядром культуры, ее важнейшей сущностью является понятие традиции. Раскрытие форм ее действия в современной культуре поможет прояснить суть происходящих внутри культуры процессов и выработать определенный план действий для преодоления кризисной ситуации.

    В последние годы внимание к традиции неуклонно возрастает, что обусловлено повышенным интересом к проблемам «коллективной памяти», культурной коммуникации и преемственности в современном обществе. Привычно связанная с достаточно ограниченной сферой культуры и быта, с историей, традиция претендует на обретение статуса всеобщности и по частоте употребления начинает конкурировать с понятием прогресса. Кроме того, в связи с поставленной нами темой возникает и такая важная проблема, как функционирование культурной традиции в условиях обращения к ней представителей самых разных гуманитарных дисциплин.

    В сложившейся ситуации подобное исследование также необходимо вследствие быстротечности и необратимости изменений в содержании многих понятий философии, их сущности и значимости.

    В ходе работы были выявлены следующие задачи:

    1.Рассмотреть динамику традиции и новации в культуре;

    2.Рассмотреть традиционное общество и цивилизацию;

    3.Рассмотреть трансформацию традиционного общества;

    4.Рассмотреть понятия «традиция», «новация», «новаторство».

    1. Понятие «традиция», «новация», «новаторство».

    Понятие «традиция» генетически восходит к лат. traditio, к глаголу tradere, означающему «передавать».

    Традиции – социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

    Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности); процессы социокультурного наследования; способы этого наследования.

    В качестве традиций выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д.

    Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и в известной мере являются необходимым условием их существования. Традиции присущи самым разным областям культуры, хотя их удельный вес и значение в каждой из этих областей различны; наиболее важное место они занимают в религии. Многообразие существующих в мире культур в значительной мере обусловлено многообразием соответствующих культурных традиций.

    Благодаря современным средствам коммуникации значительно расширяется возможности заимствования и взаимообмена в сфере культурного наследия различных обществ.

    Традиции образуют «коллективную память» обществ и социальных групп, обеспечивая их само тождественность и преемственность в их развитии.

    Культура способна развиваться и функционировать только наследуя, воплощая, творчески перерабатывая ценности, поэтому она является динамической, эволюционирующей и открытой системой. Динамика культурного развития предполагает взаимодействие процессов наследования и обновления, т.е. традиций и новаций в структуре культуры.

    У культуры, как и у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются «устойчивая» консервативная, и развивающаяся новаторская сторона. Устойчивая сторона культуры – это культурная традиция. Традиция – элементы культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в культурах.

    По существу, традиция – память культуры, но культура каждой новой эпохи «помнит» прошлое не в неизменном, а в преобразованном, приспособленном к современности виде. Одним словом, традиция – актуализированная культура прошлого.

    Традиция в культуре выполняет ряд важнейших функций: во-первых, непосредственно обеспечивает трансляцию социально-культурного опыта, т.е. обеспечивает преемственность в культуре; во-вторых, дает возможность диалога культур; в-третьих, обеспечивает целостность и национальную определенность культур.

    Культивирование слепого поклонения традиции может породить застой культуры.

    Пренебрежительное отношение к традициям создает условия для нарушения преемственности, утраты ценных достижений человечества.

    Культура без традиции существовать не может. Во-первых, потому что именно традиция передает из поколения в поколение основные программы социокультурной деятельности, а во-вторых именно традиция формирует менталитет, нравы, обычаи, художественные предпочтения народов, создавая тем самым их национальные культуры.

    Новация (лат. novatio — изменение, обновление): в широком смысле применения, любое качественно новое дополнение или изменение отражающееся на конечных действиях или свойствах конечного продукта с переналадкой, изменениями или даже заменой алгоритма деятельности, новыми технологиями или устройствами (конструкциями).

    Новация в мировоззрении и идеологии, в формировании новых отраслей и новых направлений, в радикальном изменении системы управления относят к революционным изменениям, когда сами новации требуют ломки стереотипов мышления, смены кадрового состава, подготовки новых специалистов, изменения норм и регламента, программ и проектов, законом и даже конституционные нормы гражданского общества. Поэтому новации часто носят революционный характер и являются основой научно-технических и любой революции.

    Новация – это новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности, предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования.

    Новация прежде всего характеризуется заложенными в ней новыми знаниями и признаком новизны. Поэтому к новшествам можно относить то, что является результатом творческой или интеллектуальной деятельности (продукт труда, содержащий новое решение), и то, что является новым для потребителя (новое для него оборудование, новая для него технология и т.п.).

    Новаторство - (от лат. novator — строящий заново, обновитель, изобретатель) проявление нового в созидательной деятельности людей, выражение творческих способностей человека в труде.

    Новаторство служит одним из источников социалистического соревнования и в особенности его высшей формы — движения за коммунистическое отношение к труду, стимулирует рост культурно-технического уровня трудящихся, повышение квалификации.

    Новаторство - неотъемлемое свойство творческого мышления человека и, в частности, художественного творчества. Новаторство даёт материал для выработки новых теоретических знаний, способствует развитию науки, техники и производств.

    В отличие от общепринятого понимания новаторской деятельности в науке, технике, в художественном творчестве, новаторство не означает каких-либо существенных изменений в отношении предмета и метода, а предполагает лишь следование главным композиционным закономерностям.

    Новаторство – проявление нового в созидательной деятельности людей, выражение творческих способностей человека в труде.

    2. Динамика традиций и новаций в культуре.

    Традиционная культура характеризуется доминированием традиционности над новаторством.

    Ее характерные черты:

    -неукоснительное следование образцам поведения, усвоенным с детства от старших. Подражание и послушание обеспечивают сохранение социального опыта и передачу его от поколения к поколению. Решения и указания старейшин – хранителей социального опыта – беспрекословно выполняются;

    -множество различных запретов – табу, которые не подлежат обсуждению и рациональному обоснованию.

    -господство коллективистского и конформистского духа в сознании людей;

    -нетерпимость ко всему чужому, пришедшему из другой культуры (ксенофобия).

    -осуждение попыток творчества, направленного на обновление традиционных норм жизни и деятельности.

    Понятно, что традиционная культура ставит преграды переменам в образе жизни и мышления людей.

    Следствием этого является устойчивость быта, житейской психологии, хозяйственного уклада, форм социального устройства. Общество веками остается почти неизменным. Тем не менее, в процессе функционирования такой системы как культура в различных ее элементах и подсистемах формируются и накапливаются противоречия.

    Система оказывается разбалансированной и дает сбои, усиливаются дезинтеграционные тенденции.

    Может сложиться кризисная ситуация, поэтому процесс обновления необходим.

    Если деформация происходит одновременно в нескольких подсистемах культуры (например, политике, экономике и т.д.), то кризис становится всеохватывающим, приобретает системный характер.

    Традиции – это наиболее устойчивая часть социокультурного наследия, которое передается из поколения в поколение и воспроизводится в течение долгого времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследования, сами процессы этого наследования. К традициям относятся культурные образцы, ценности, нормы, идеи, знания.

    Традиции образуют органическое единство с новациями. Традиция обеспечивает устойчивость культуры, ее воспроизводство, а новация – ее развитие и взаимодействие с другими культурами. Доминирование традиций в обществе приводит к застою, доминирование новаций – к разрушению в самой культуре. Для разных типов общества характерно свое соотношение традиций и новаций. Современное общество большое внимание уделяет новациям, совершенствованию различных сфер жизни.

    Новации бывают:

    -эндогенные – внутренние, внутри самой культуры;

    -экзогенные – внешние, заимствованные из других культур.

    Эндогенные новации возникают в ответ на какую-то потребность, которая не может быть удовлетворена традицией. Эндогенная новация – это мутация традиции.

    Сложнее обстоит дело с экзогенными новациями, потому что всякая культура защищает свою самобытность.

    Поэтому легче всего усваиваются материальные новации.

    Новация происходит от лат. Novatio, вне этого процесса культура не может развиваться и совершенствоваться.

    Плодотворное продолжение традиция находит именно в новации как критическом анализе и переработке старых, а так же продуцировании новых ценностей.

    Характер соотношения традиций и новаций в культуре не только отражает основные ориентации и ценностный установки культуры, но и является основой ее исторической динамики; задает ее направленность и содержательную размерность.
    Культура как целостность в своем развитии не укладывается в схематизм прямолинейного восхождения по ступеням, когда каждая последующая ступень «снимает» предыдущую, вбирает лучшее и развивается дальше. Жизнь культуры, ее динамика как целостности характеризуется одновременностью и диалогичностью всех входящих в нее образований, которые существуют в сопряжении и одновременно во взаимодействии.

    Общество способно функционировать и развиваться, только наследуя, творчески перерабатывая и обогащая ценности культуры. Поэтому культура - открытая, исторически эволюционирующая система.

    Ее динамика предполагает многообразные процессы как преемственности, реализующиеся в форме культурных традиций, так и развития, обогащения ценностей культуры, осуществляющиеся в процессе новаторской деятельности. Традиции, составляя устойчивую сторону культуры, обеспечивают накопление, сохранение и трансляцию социального опыта, и каждое новое накопление может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на достижения предшествующих поколений.

    На основе традиций интегрируются и стабилизируются культурно-исторические образования. Вместе с тем культурные традиции, транслируя социальный опыт, составляют необходимое условие не только существования, но и развития культуры, поскольку вне традиций культуро созидающая деятельность человека лишается своих объективных оснований и механизмов осуществления. Культура не может существовать не обновляясь.

    Новации культуры обеспечивают ее динамизм, рост, возникновение качественно новых форм и типов.

    Продуктивные и социально значимые результаты новаторской деятельности селектируются, закрепляются и включаются в процесс культурной коммуникации через традицию. Динамизм культуры, лишенный стабилизирующих механизмов, ведет к ее саморазрушению. В своем взаимодействии традиции и новации реализуют стабилизирующую и эвристическую функции в культурно-историческом процессе. Их нерасторжимое единство - универсальная характеристика бытия культуры.

    История убедительно опровергает представления о культуре как об абсолютно традиционной, так и о всецело новаторской. Преобладание в системе базисных ценностей определенного типа культуры традиций или новаций обусловливает конкретный вектор ее фундаментальной общекультурной ориентации и служит основанием для разделения обществ на традиционные и современные (инновационные).

    Культура - сложное и многообразное образование, в котором можно выделить интернациональную и национальную, светскую и религиозную, массовую и элитарную и другие подсистемы. В структуре культуры зафиксированы духовные ценности и идеалы, нравственно-эстетические нормы, стандарты человеческого общения и поведения, гуманистические традиции, обычаи и нравы, материальные ценности, а также социальные институты, которые их сохраняют, распространяют и совершенствуют. Несмотря на динамичность и относительную самостоятельность каждого из элементов, культурные феномены всех уровней и форм составляют целостность, системообразующим фактором которой выступают основания (универсалии) исторически определенного типа культуры.

    Единство культуры заключается в ее инвариантных характеристиках: она представляет собой не природный, а искусственный мир; творчество культуры - процесс и результат деятельности человека как общественного существа, связывающего в единое целое социальный, природный мир и мир ценностей; преемственность культурной эволюции человечества, связь ее с важнейшими этапами и стадиями человеческой истории; способность культуры выступать в качестве критерия нравственного, интеллектуального и художественно-эстетического состояния человечества, степени развития его духовности.

    Многообразие культуры проявляется в том, что реально она существует в виде множества неповторимых, своеобразных, качественно неоднородных ее типов и форм, воплощающих особенности исторического, политического, социального, этнического, языкового, ментального характера. Интернационализация всех сфер социального бытия ведет к усилению и углублению взаимодействия и взаимопроникновения культур.

    Интеграционные процессы в сфере культуры, безусловно, порождают разнообразные противоречия, поскольку их характер и последствия во многом зависят от социальных условий.

    Вместе с тем достаточно очевидно, что, несмотря на возникновение напряженных и сложных отношений между различными национальными и региональными культурами, наличие тенденции к сохранению и даже известному обособлению отдельных национальных культур, перспективы развития современной культуры - в их разностороннем диалоге, в расширении кросскультурных взаимодействий.

    В современных условиях общечеловеческий, глобальный образ культуры формируется на основе достижений множества национальных культур, уникальных и неповторимых в своем разнообразии. Интегральная человеческая культура создается усилиями всех народов Земли и носит общечеловеческий характер.

    Заключение

    Каждое поколение, получая в свое распоряжение определенную совокупность традиционных образов, не просто воспринимает и усваивает их в готовом виде, всегда осуществляет их собственную интерпретацию и выбор. В этом смысле каждое поколение выбирает не только свое будущее, но и прошлое.

    К XX веку инновационный тип культуры становится господствующим. Симптомы его очевидны: научно-техническая революция, постоянно ускоряющиеся темпы развития производства, быстрая смена художественных стилей, непрерывное обновление условий жизни, лихорадочная погоня за новшествами во всех областях жизни. Прогнозы на XXI век обещают дальнейшее развитие инновационной культуры, связанное с техническим прогрессом средств информации и коммуникации, совершенствованием биотехнологий, открытиями в области генной инженерии, химии, энергетики и т. д.

    Итак, культура выступает в качестве важнейшего структурного элемента цивилизации, объединяющей в себе все проявления социальной жизни. Это связано с тем, что сами по себе цивилизационные нормы, выполняющие прогрессивную, созидательную роль, еще не гарантируют стабильность и сохранение общества. Они предполагают формирование людей, которые способны руководствоваться данными нормами, реализовывать их в своей деятельности, давать им собственное истолкование, и решающую роль в процессе этого формирования призвана играть культура.

    Цивилизация и культура едины, они не существуют друг без друга. Цивилизация создает предпосылки культурного процесса, регламентирует его. В свою очередь, культура создает условия развития цивилизации, являясь творчеством нового. Но культура и цивилизация не тождественны друг другу. Культура есть свободная деятельность, предполагающая воплощение, реализацию социальных норм, предписываемых цивилизацией. Она составляет ценностное достояние общества, совокупность материальных и духовных благ.

    Библиографический список

    1. Гуревич П. С. Культурология. – М., 2006.

    2. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 2010.

    3. Ионин Л. Г. Социология культуры. – М., 2006.

    4. Кармин А.С. Основы культурологии. – СПб., 2007.

    5. Культурология. XX век: Словарь. – СПб., 1997.

    6. Культурология. XX век: Энциклопедия: В 2 т. – СПб., 2008.



    написать администратору сайта