либерализм. Традиционная концепция либерализма
Скачать 35.69 Kb.
|
ЛИБЕРАЛИЗМ ТРАДИЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИБЕРАЛИЗМА Основная идея либерализма, возникшего в 17 и 18 вв. и вступившего в пору расцвета в 19 в., состоит в том, что человек должен располагать свободой для определения своей собственной судьбы. С точки зрения либералов, государство существует лишь для того, чтобы защищать человека от насилия со стороны других людей или групп и расширять рамки осуществления индивидуальной свободы. В сфере политики либерализм возник как реакция на авторитарные режимы. Либералы стремились ограничить права наследственной власти, установить институты парламентского правления, расширить круг лиц, имеющих право голоса, и обеспечить гарантии гражданских свобод. Такого рода меры рассматривались одновременно как реализация политической свободы и как средство достижения экономических реформ, на которых настаивали либералы. В экономической области либерализм был реакцией на вмешательство государства в решение экономических вопросов. Либералы выступали за свободную конкуренцию внутри страны и свободу торговли между различными странами. С их точки зрения, частное предпринимательство, действующее на рынке согласно принципу конкуренции, является прямым выражением фундаментальных экономических свобод и источником политической свободы. На взгляд либералов, свобода торговли между различными странами служит средством разрешения конфликтов и предупреждает возможные военные столкновения. (Тезис) Когда все имеют равные возможности и права доступа к товарам, услугам и ресурсам, свобода торговли способствует объединению стран мира в единое экономическое сообщество. Различия между либерализмом 19 в. и либерализмом 20 в. принимает значительно более резкие формы в сфере экономики. Первые либералы выступали за частное предпринимательство и минимальную степень вмешательства государства. Сегодняшние либералы меньше верят в рынок и выступают за самое широкое государственное вмешательство в экономическую деятельность. Либералы 19 в. считали, что для достижения «индивидуалистических» целей требуются «индивидуалистические» же средства. Политический и экономический либерализм исходят из одной и той же философии. В то же время каждый часто шел своим путем. В течение 19 в. многие страны встали на путь либерализма. Однако, заимствуя его элементы, они продолжали поддерживать авторитарные политические формы общественного устройства. Яркими примерами могут служить Россия и Япония. В 20 в. страны, которые ввели у себя большую часть либеральных политических институтов, в дальнейшем начали движение к коллективистской экономике. В качестве примера можно привести Великобританию: очевидно, что на протяжении первой половины 20 в. экономика этой страны все в большей степени контролировалась государством. Сходные тенденции наблюдались в Норвегии и Швеции. Именно в XVIII веке идеи либерализма проникают в Россию, и далее получают развитие уже на самобытной русской почве. Леонтович В.В. указывает, что еще в XVI веке на Руси наблюдались идеи либерализма, хотя они и не получили поддержке в обществе и были «задавлены» идеями абсолютизма.Все-таки более доказательной, на мой взгляд, является его точка зрения, что манифест Петра III от 18 февраля 1762 года «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» стал первым документом, ограничившим власть императора. Именно с этого момента дворяне (хотя бы только на данном этапе дворяне!) получили возможность выбирать гражданскую или военную службу, или вообще остаться в своем поместье. Хотя, конечно, Петр III вряд ли думал, что его документ может стать первой ласточкой в основе либерального движения в России. Отмечается три этапа («волны») русского либерализма: Первый – это этап зарождения либерализма в «верхах»: поддерживался Екатериной II и Александром I. В качестве примера можно отметить проект конституции Сперанского М.М. В период правления Екатерины II в апреле 1785 года была подписана жалованная грамота дворянам, по которой впервые в истории России появилась частная собственность дворян на землю. Хотелось бы и дальше развивать эту идею, что и пытались сделать декабристы, но на этом этапе этого нельзя было сделать. То есть в данном случае можно согласиться с Кавелиным К.Д., что в России основные идеи протекают обычно сверху вниз. Хотя правление Павла I и идеи французской революции, просочившиеся в России, привели к тому, что уже Александр I начал внедрять либеральные идеи в жизнь, но ему удалось сделать очень мало в данном направлении. Хотя 12 декабря 1801 года мещанам и купцам была предоставлена возможность приобретать земли ненаселенного назначения. А 20 февраля 1803 года появлялись «свободные землепашцы» - крепостные, которые с согласия помещиков могли селиться отдельно и работать тоже отдельно, по договоренности с помещиком. Реформы Сперанского М.М. не были направлены на отмену крепостного права, но все остальные вопросы они в той, или иной мере решали. Так, крестьяне получали хоть какие-то гражданские права, и устанавливалось право каждого на справедливый суд. Несмотря на разгром декабристов, их идеи получили развитие в многочисленных кружках (например, Белинского В.Г., Герцена А.И. и многих других). Либеральное движение начинает крепнуть благодаря отмене крепостного права, различным судебным, военным и земским реформам, которые подталкивали общество к конституции. Она и была разработана Лорис-Меликовым М.Т., но Александр II не успел ее подписать. Однако именно в этот период наметился тот раскол, который проявится в начале XX века. Отмена крепостного права привела к тому, что крестьяне замкнулись в своем насущном мирке, в своих проблемах, в то время как либералы полагали, что отмена крепостного права приведет к росту и значимости личности в обществе, будут осознаны и восприняты ценности осознания связи личных усилий и личных усилий и личных благ. На данном моменте и произошло размежевание крестьян и народа и либералов: стремление к личной реализации, к становлению личности крестьяне рассматривали как оторванность от жизни, взгляд свысока. Второй – это «консервативный» либерализм, ознаменовавшийся идеями Кавелина К.Д., Чичерина Б.Н., Струве П.Б. Идеи второго этапа оказали существенное влияние на работы Франка С.Л. и Булгакова С.Н. Благодаря этому, крепнет земское движение. Хотя и контрреформы, проводимые Александром III, привели к тому, что большая часть просвещенного общества начала склоняться к идее реформизма и конституции. Третий – это осмысление проблем правового государства. Он представлен идеями Кареева Н. И., Новгородцев П. И., Кистяковского Б. А., Гессена С. И., Ковалевского М. М., Милюкова П. Н., Петражицкого Л. А., Муромцева С. А. и др. В этот период русская интеллигенция начинает понимать, что между современными потребностями общества и единоличной властью императора существует противоречие. Интеллигенция, ощущавшая влияние европейского либерализма, начала требовать ликвидации неограниченного самодержавия, на его замене его конституционно-парламентстким строем,введения всеобщего избирательного права и демократических свобод. Именно в этом этапе получило развитие движение либеральной партии кадетов. Хотя революция 1905-1907 гг. привела к размежеванию внутри либеральной партии и потери ее влияния на общество. Тем более надо отметить, что в рассматриваемый период либералы больше критиковали действия властей, но не предпринимали каких-то конкретных шагов. Их практическая деятельность была не видна. Наивысшего расцвета русский либерализм достиг в период 60-80-х годов XIX века и в начале XX века, в это время и сформировались его основные идеи.Тогда же были разработаны самые интересные и значимые политические идеи, которые обогатили русский либерализм на долгие годы. Хотя уже в начале XX века либерализм проиграл социал-демократизму, но до сих пор нет ни единого научного труда, который бы объективно мог объяснит, почему так произошло. После событий 1917 года развитие либерализма у нас в стране остановилось, что можно объяснить, в первую очередь тем, что был полностью уничтожен средний класс, даже сама идея о нем; уничтожалась русская интеллигенция, весь цвет нации был или расстрелян, или сослан, или эмигрировали. Все это привело к тому, что практически на протяжении 70 лет идеи русского либерализма не поддерживались и не развивались. Данный факт можно назвать весьма удручающим, так как восстановить то, что разрушалось на протяжении многих десятилетий, очень сложно. Таким образом, получается, что сейчас мы переживаем четвертый этап (четвертую «волну») либерализма в нашей стране. Здесь возможно несколько путей: 1) реставрация дореволюционного либерализма, 2) адаптация современного западного либерализма, 3) создание нового либерализма. Вероятно, что первый путь невозможен, так как безнадежно потеряны культурные, политические и социальные связи с идеями либерализма дореволюционной поры. Второй путь тоже вряд ли возможен, так как сейчас на Западе наблюдается кризис идей, раскол либерального движения, отсутствие единых политических партий, который бы могли представлять реальную опору для развития российского либерализма. Таким образом получается, что мы должны создать что-то новое, свое. Безусловно, это очень сложно сделать, так как годы гонений привели к тому, что сейчас либерализм не воспринимается как значимая политическая и социальная сила. Критика либерализма в работах марксистов-ленинистов привела к тому, что само слово «либерализм» имеет в современном обществе негативный оттенок. То есть, если мы не вздрогнем, не взбодримся, то мы скорее всего, перейдем к авторитаризму, а не к либерализму. Также отмечает Леонтьев К., в России либерализм всегда не признавался православной церковью. На Руси издревле считалось, что царь – это наместник Бога на земле, и принять идею о том, что человек по своей природе свободен и имеет право на свою собственность, он не мог. В данном случае можно говорить о том, что для современного российского человека важнее именно внешний контроль, а не внутренний. Хотя либерализм в России выступает как деятельность просвещенной элиты, которая пытается внести эти идеи в общество. Однако следует признать, что установление связи либералов с народом чаще всего претерпевает крах. И зачастую эту проблему пытались решить путем реформ, то есть опять-таки сверху. |