Музыка. 5 класс
| Основное содержание обучения в примерной программе представлено разделами:
Содержание учебного предмета «Музыка».
Модуль № 1 «Музыка моего края»
Традиционная музыка — отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др.)
Календарные обряды, традиционные для данной местно- сти (осенние, зимние, весенние — на выбор учителя)
Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания
Современная музыкальная культура родного края. Гимн республики, города (при нали- чии). Земляки — композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, кон- серватория
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»
Богатство и разнообразие фоль- клорных традиций народов на- шей страны. Музыка наших соседей, музыка других регионов Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий.
Внутреннее родство композиторского и народного творчества на интонационном уровне.
Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга. Этнографические экспедиции и фестивали. Современная жизнь фольклора
Модуль № 3 «Музыка народов мира». Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних. Древняя Греция — колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии и др.)
Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора.
Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов.
Африканская музыка — стихия ритма. Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии, уникальные традиции, музыкальные инструменты. Представления о роли музыки в жизни людей
Стили и жанры американской музыки (кантри, блюз, спиричуэлс, самба, боссанова и др.). Смешение интонаций и ритмов различного происхождения
Модуль № 4 «Европейская классическая музыка». Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др.
Значение и роль композитора — основоположника национальной классической музыки.
Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка. Кумиры публики (на примере творчества В. А. Моцарта, Н. Пагани ни, Ф. Листа и др.). Виртуозность. Талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня.
Искусство как отражение, с одной стороны — образа жизни, с другой — главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере творчества И. С. Баха и Л. ван Бетховена.
Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба челове- ка — судьба человечества (на примере творчества Л. ван Бет- ховена, Ф. Шуберта и др.). Сти- ли классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров).
Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка. Музыкальная форма — строение музыкального произведения.
Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приёмов, музыкального языка. (На примере творчества В. А. Моцарта, К. Дебюсси, А. Шёнберга и др.)
Модуль № 5 «Русская классическая музыка» Вокальная музыка на стихи рус- ских поэтов, программные инструментальные произведения, посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М. И. Глинки, С. В. Рахма- нинова, В. А. Гаврилина и др.) Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры. Увлечение западным искусством, появление своих гениев. Синтез западно-европейской культуры и русских интонаций, настроений, образов (на примере творчества М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и др.) Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов — членов «Могучей кучки», С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова и др.)
Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П. И. Чайковский, С. С. Про- кофьев, И. Ф. Стравинский, Р. К. Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны.
Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и др.). Консерватории в Москве и Санкт- Петербурге, родном городе. Конкурс имени П. И. Чайковского
Идея светомузыки. Мистерии А. Н. Скрябина. Терменвокс, син- тезатор Е. Мурзина, электронная музыка (на при мере творчества А. Г. Шнитке, Э. Н. Артемьева и др.)
Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»
Музыка православного и като- лического богослужения (коло- кола, пение a capella / пение в сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения.
Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение нотной записи Гвидо д’Ареццо, протестантский хорал). Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение). Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием.
Эстетическое содержание и жиз- ненное предназначение духовной музыки. Много-частные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощ- ное бдение.
Сохранение традиций духовной музыки сегодня. Переосмысление религиозной темы в творчестве композиторов XX— XXI веков. Религиозная тематика в контексте попкультуры. Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства». Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ и др.). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др.). Одночастная, двухчастная, трёхчастная репризная форма. Куплетная форма.
Сюита, цикл миниатюр (вокаль- ных, инструментальных). Принцип контраста. Прелюдия и фуга. Соната, концерт: трёхчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития.
Одночастные сим- фонические жанры (увертюра, картина). Симфония.
Опера, балет. Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал.
Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»
Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др.). Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада и др.). Программная музыка.
Выразительные средства музыкального и изобрази- тельного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия — мелодия, пятно — созвучие, колорит — тембр, светлотность — динамика и т. д. Программная музыка.
Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А. К. Лядова и др.) Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э. Грига, Л. ван Бетховена, А. Г. Шнитке, Д. Д. Шостаковича и др.). Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии.
Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма- оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладко- ва, А. Шнитке) Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления».
Джаз — основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросо-ответная структура мотивов, гармониче- ская сетка, импровизация).
Особенности жанра. Классика жанра — мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э. Л. Уэббера и др.). Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене.
Направления и стили молодёжной музыкальной культуры XX— XXI веков (рок-н- ролл, рок, панк, рэп, хип-хоп и др.). Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры.
Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, на- ушники). Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные плейлисты). Му- зыкальное творчество в условиях цифровой среды
| Различие в названии и последовательности разделов Традиционная музыка — отражение жизни народа.
Гимн республики, города (при наличии). Земляки — композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, кон- серватория
Музыка наших соседей, музыка других регионов
Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий.
Внутреннее родство композиторского и народного творчества на интонационном уровне. Взаимное влияние фольклорных тра- диций друг на друга. Этнографические экспедиции и фестивали. Современная жизнь фольклора Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних. Древняя Греция — колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии и др.)
Интонации и ритмы, формы и жанры европейкого фольклора Африканская музыка — стихия ритма. Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии, уникальные традиции, музыкальные инструменты.
Стили и жанры американской музыки (кантри, блюз, спиричуэлс, самба, боссанова и др.). Смешение интонаций и ритмов различного происхождения
Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня
Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров)
Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка. Музыкальная форма — строе- ние музыкального произведения
Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приёмов, музыкального языка.
Дягилевские сезоны.
Консерватории в Москве и Санкт- Петербурге, родном городе. Конкурс имени П. И. Чайковского Идея светомузыки. Мистерии А. Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е. Мурзина, электронная музыка
Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение нотной записи Гвидо д’Ареццо, протестантский хорал). Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение).
Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное бдение.
Сохранение традиций духовной музыки сегодня. Переосмысление религиозной темы в творчестве композиторов XX— XXI веков. Религиозная тематика в контексте попкультуры.
Одночастная, двухчастная, трёхчастная репризная форма. Куплетная форма
Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э. Грига, Л. ван Бетховена, А. Г. Шнитке, Д. Д. Шостаковича и др.). Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии.
Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма- оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке)
Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене. Направления и стили молодёжной музыкальной культуры XX— XXI веков (рок-н- ролл, рок, панк, рэп, хип-хоп и др.). Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры.
Музыкальное творчество в условиях цифровой среды
|