Традиционные семейные ценности Выполнили: ученицы 10 A класса Крутая Марина - Рассмотрим на примере казачьей семьи, в которых главными качествами личности считались: трудолюбие, честность, общительность, радушие и добрый нрав. Семьи на Кубани были большие. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, община выдавала наделы земли. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Мальчика стригли первый раз, когда ему исполнятся год. Подстриженного мальчонку сажали верхом на коня и гадали, как он будет себя вести, по малейшим приметам стараясь угадать судьбу будущего воина. Схватиться за гриву — будет жив. Заплачет, повалиться с коня — быть убитому.
- Крестный, обучал церковным обычаям и всем видам воинского искусства. Считалось, что отец может быть излишне строг или чрезмерно мягок, а крестный духовный отец будет и строг, и справедлив.
С трех-пяти лет казачонка уже приучали к верховой езде, рукопашному бою. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой — с десяти. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Оставалось и время для детских игр. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. В семь лет мальчонку стригли ритуально во второй раз. С этой минуты мальчика могли наказывать только мужчины. Женщины не имели право вмешиваться в его воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина. Воспитание девочки в казачьей семье очень сильно отличалось от воспитания мальчика, потому что у них было другое предназначение: стать хорошей хозяйкой, рукодельницей, многодетной матерью, верной женой и помощницей в жизни, крепким тылом воина казака. Девочки начинали работать с детства. Таскаясь "хвостиком" за матерью по дому, они участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком это умела каждая казачка. Была и особенная работа нянчить младших! Трудовая жизнь начиналась рано. Но не исключала радости и веселья: девочки и пели, и плясали, а обучали их этому старшие женщины. Но росла девочка с главной мыслью, что она будущая хозяйка и мать, этому было подчинено все ее воспитание. В казачьей семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении. - Воспитание девочки в казачьей семье очень сильно отличалось от воспитания мальчика, потому что у них было другое предназначение: стать хорошей хозяйкой, рукодельницей, многодетной матерью, верной женой и помощницей в жизни, крепким тылом воина казака. Девочки начинали работать с детства. Таскаясь "хвостиком" за матерью по дому, они участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком это умела каждая казачка. Была и особенная работа нянчить младших! Трудовая жизнь начиналась рано. Но не исключала радости и веселья: девочки и пели, и плясали, а обучали их этому старшие женщины. Но росла девочка с главной мыслью, что она будущая хозяйка и мать, этому было подчинено все ее воспитание. В казачьей семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении.
Старики рассказывали, что казак был обязан знать все степени родства и знать своих предков поименно. Этому способствовали Поминальники, которые сохранились за иконой в киоте в каждой семье. Воспитание казака начиналось с семейных рассказов о жизни предков. На этом строили комплекс «славы», который стоял у казака в системе ценностей на первом месте, затем «честь» и лишь на третьем «жизнь». Предки, праотцы, люди за четвертым-пятым коленом родства, которые помнились поименно, если бывали славны. Выстраивалась расширяющаяся пирамида: Сам — Отец + Мать, 2 деда, 2 бабушки, 4 прадеда, 4 прабабушки, 8 прапрадедов, 8 прапрабабушек. Разумеется, более память удержать имен предков не могла, и запоминались только те, кто чем-то выделился. При женитьбе число родственников удваивалось. К отцу и матери добавлялись тесть и теща, а для жены — свекор и свекровь. Поскольку семьи были многодетными, то в степени родства включались все братья и сестры мужа и жены. Соответственно, брат мужа — деверь, брат жены — шурин, сестра мужа — золовка, сестра жены — свояченица. Жена брата — невестка. Муж сестры — зять. - Старики рассказывали, что казак был обязан знать все степени родства и знать своих предков поименно. Этому способствовали Поминальники, которые сохранились за иконой в киоте в каждой семье. Воспитание казака начиналось с семейных рассказов о жизни предков. На этом строили комплекс «славы», который стоял у казака в системе ценностей на первом месте, затем «честь» и лишь на третьем «жизнь». Предки, праотцы, люди за четвертым-пятым коленом родства, которые помнились поименно, если бывали славны. Выстраивалась расширяющаяся пирамида: Сам — Отец + Мать, 2 деда, 2 бабушки, 4 прадеда, 4 прабабушки, 8 прапрадедов, 8 прапрабабушек. Разумеется, более память удержать имен предков не могла, и запоминались только те, кто чем-то выделился. При женитьбе число родственников удваивалось. К отцу и матери добавлялись тесть и теща, а для жены — свекор и свекровь. Поскольку семьи были многодетными, то в степени родства включались все братья и сестры мужа и жены. Соответственно, брат мужа — деверь, брат жены — шурин, сестра мужа — золовка, сестра жены — свояченица. Жена брата — невестка. Муж сестры — зять.
Уважительное отношение к старшим – один из главных обычаев казаков. Отдавая дань уважения к прожитым годам, перенесенным невзгодам казачьей доли, наступающей немощи и неспособности постоять за себя. Не занимая никакой официальной должности в структуре казачьего самоуправления, они всегда играли громадную роль в общественном мнении, которое и было основой казачьей демократии. Без одобрения стариков ни одно распоряжение атамана или Правления не выполнялось. При словах «старики сумлеваются» или «дяды не велят!» вопросы отпадали сами собой. Принимая какое-либо решение, Атаман обязательно советовался со стариками и заручался их поддержкой. Таким образом, не обладая никакими юридическими или законодательными правами, старики были памятью и совестью станицы и играли в ней значительную роль. Обычно «в старики» выходили по заслугам и по возрасту. Это были люди в большинстве своем старше 63 лет. Именно к этому времени казак был уволен от службы и освобожден от всех войсковых повинностей, и по выборам на сходе не числился отставным казаком, т. е. освобождался и от денежных повинностей. - Уважительное отношение к старшим – один из главных обычаев казаков. Отдавая дань уважения к прожитым годам, перенесенным невзгодам казачьей доли, наступающей немощи и неспособности постоять за себя. Не занимая никакой официальной должности в структуре казачьего самоуправления, они всегда играли громадную роль в общественном мнении, которое и было основой казачьей демократии. Без одобрения стариков ни одно распоряжение атамана или Правления не выполнялось. При словах «старики сумлеваются» или «дяды не велят!» вопросы отпадали сами собой. Принимая какое-либо решение, Атаман обязательно советовался со стариками и заручался их поддержкой. Таким образом, не обладая никакими юридическими или законодательными правами, старики были памятью и совестью станицы и играли в ней значительную роль. Обычно «в старики» выходили по заслугам и по возрасту. Это были люди в большинстве своем старше 63 лет. Именно к этому времени казак был уволен от службы и освобожден от всех войсковых повинностей, и по выборам на сходе не числился отставным казаком, т. е. освобождался и от денежных повинностей.
Особое отношение было у них к детям. Так, наиболее смышленого паренька старше 10 лет они могли пригласить «посидеть с ними на лавочке» несколько часов или день. Это бывало своеобразной наукой и означало, что старики видят в этом казачонке будущего хранителя обычаев. Часто экзаменовали детей на знание молитв, расспрашивали, как дела в школе. И если бывали удовлетворены ответом, то одаривали ребенка каким-нибудь нехитрым угощением или игрушкой: куском сахара, яблоком, конфетой, свистулькой или волчком. Подобные отношения мы можем наблюдать и в наши дни. Гостинцы эти брались, как правило, из того, чем одаривали стариков проходившие мимо казаки. «Вот, господа старики, не побрезгуйте моим яблочком или пряниками…»- говорил казак, неся фрукты или овощи от первого урожая в церковь. Старики всегда брали, но сами не ели, а раздаривали детям. Старики могли взять деньги от казака, желающего «дать на бедных», и решали, кому из малоимущих или какой вдове деньги передать. В такие дома без гостинца не ходили. - Особое отношение было у них к детям. Так, наиболее смышленого паренька старше 10 лет они могли пригласить «посидеть с ними на лавочке» несколько часов или день. Это бывало своеобразной наукой и означало, что старики видят в этом казачонке будущего хранителя обычаев. Часто экзаменовали детей на знание молитв, расспрашивали, как дела в школе. И если бывали удовлетворены ответом, то одаривали ребенка каким-нибудь нехитрым угощением или игрушкой: куском сахара, яблоком, конфетой, свистулькой или волчком. Подобные отношения мы можем наблюдать и в наши дни. Гостинцы эти брались, как правило, из того, чем одаривали стариков проходившие мимо казаки. «Вот, господа старики, не побрезгуйте моим яблочком или пряниками…»- говорил казак, неся фрукты или овощи от первого урожая в церковь. Старики всегда брали, но сами не ели, а раздаривали детям. Старики могли взять деньги от казака, желающего «дать на бедных», и решали, кому из малоимущих или какой вдове деньги передать. В такие дома без гостинца не ходили.
Уважительное отношение к женщине — матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены — по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман. В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении её правами мужчины не было необходимости. В прошлом ведение домашнего хозяйства лежало практически на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне. Однако главенствующая роль, как в семье, так и в казачьем обществе, принадлежала мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта. - Уважительное отношение к женщине — матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены — по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман. В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении её правами мужчины не было необходимости. В прошлом ведение домашнего хозяйства лежало практически на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне. Однако главенствующая роль, как в семье, так и в казачьем обществе, принадлежала мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта.
- Связь поколений весьма благотворна, так как красота речи, поступков, отношений между людьми не рождаются на пустом месте, они наследуются, развиваются, совершенствуются. Особенно это значимо сейчас, так как наблюдается некоторая потеря исторической памяти. Мы живем в уникальном крае с уникальным разнообразием культур и традиций. Наша задача не потерять их, сохранить, использовать опыт предыдущих поколений, обогатив духовно – нравственный опыт лучшими чертами менталитета казачества. У казаков есть чему поучиться: авторитет старших; уважение женщины – матери, хозяйки; сплоченность родственников; уникальность семейных традиций, родственных связей; умение беречь память поколений и многое другое.
|