Лариса. Трагедия чайки в бездушном мире подлости и расчета ( по пьесе А. Н. Островского Бесприданница)
Скачать 0.78 Mb.
|
«Трагедия чайки в бездушном мире подлости и расчета» ( по пьесе А.Н.Островского «Бесприданница») Цели: предполагается, что к концу урока учащиеся - смогут назвать причины трагедии главной героини пьесы; - будут уметь использовать текстовую информацию для характеристики героев произведения, создавать образные ассоциации, определять авторскую позицию по отношению к персонажам пьесы, соотносить художественный литературный образ с вспомогательными средствами его изображения (музыка, рисунок), сопоставлять произведения разных видов искусства (кино, музыка, изобразительное искусство). Задачи личностного развития: способствовать развитию эмоционально-образного, ассоциативного и творческого мышления, совершенствованию аналитической, коммуникативной и рефлексивной культуры; создавать ситуации нравственной оценки поступков героев, тем самым оказывать влияние на формирование системы нравственных ценностей учащихся. Оборудование: иллюстрация Ильи Глазунова к повести «Очарованный странник» Ход урока Организационный этап. «Чужую душу свечой не осветить – погаснет» – гласит народная мудрость. Человеку подчас нелегко разобраться в своей душе, не говоря уже о чужой. Но известно, что именно поэты и писатели являются открывателями внутреннего мира человека. Сегодня на уроке мы попробуем вместе с Александром Николаевичем Островским заглянуть в душу героев драмы «Бесприданница». Учебная деятельность по принятию проблемы урока. 1). Прием «Встаньте те, кто…» Встаньте те, кто… умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте; считает себя хорошим другом; думает, что в жизни деньги не главное; полагает, что каждый человек наделен каким-нибудь талантом; согласен с тем, что уметь чувствовать и любить – это тоже талант; убежден, что одаренные люди чаще всего не похожи на других, поэтому им тяжело приспособиться к окружающему миру; уверен, что в пьесе «Бесприданница» есть герой(-и), который(-ые) согласился(-лись) бы с большинством из этих утверждений. Назовите имя (имена). (Учащиеся говорят, что такой герой только один – Лариса Огудалова). 2). Формулировка темы урока, определение круга проблемных вопросов. – Как бы вы сформулировали тему урока исходя из предложенных утверждений? Какими могут быть ключевые слова темы? (после корректировки учителем первоначальный вариант темы может быть определен как «Трагедия Ларисы Огудаловой») – Определите круг вопросов, которые возникают в связи с темой и на которые мы будем искать ответы в течение урока. (В чем заключается трагедия? Почему погибла Лариса? Можно ли было предположить такую развязку? Кто виноват в гибели героини? Можно ли было избежать такого финала? Почему никто не спас героиню? Чем Лариса не похожа на других персонажей? Кому и чему противопоставлен образ Ларисы Огудаловой?) - Если предположить, что в основе произведения лежит противопоставление, то как можно уточнить тему урока? (возможный вариант «Трагедия Ларисы Огудаловой в мире жестокости») Обобщение и систематизация знаний по решению проблемных вопросов. 1). Анализ названия пьесы, афиши. – Бесприданница (словарь Ожегова) – бедная девушка, не обеспеченная приданым. Во времена Островского слово имело несколько иное значение: «Девушка, которую берут замуж, не требуя приданого, за красоту и достоинства её» (словарь Даля). Вспомните, как о бесприданницах говорят Кнуров и Вожеватов (д.1 явл.2), Кнуров Харите Игнатьевне (д.2 явл.2). (Лариса живет не по законам мира, который ее окружает, а так, как велят ей чувства, сердце. Она, как птица, парит над миром, ищет свободы и любви: «… она (Лариса) простовата…Не глупа, а хитрости нет… а бесприданницам так нельзя», «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого, житейского нет».) - Юрий Тынянов утверждал: «Все имена говорят...» Вдумайтесь в лексическое значение имен героев Островского, попробуйте понять, о чем свидетельствует их тайный смысл (Приложение 1). 2). Обсуждение ассоциативного ряда. - Перед вами несколько предметов: монета, кукла, гитара, пистолет, корзина, коробочка с драгоценностями, соломенная шляпа. Все они в той или иной степени связаны с жизнью Ларисы и ее переживаниями. С какого из них, по вашему мнению, нужно начать разговор о героине? Почему? ( Во д.2 явл.3 Лариса появляется с корзиной в руках, которую можно считать символ надежды на новую жизнь, ведь скоро день её свадьбы с Карандышевым и отъезд в далекое Заболотье, где ее жених собирается баллотироваться в мировые судьи. Героиня готовит себя к простой и скромной жизни: «Все-таки лучше, чем здесь. Я по крайней мере душой отдохну», «…пусть там и дико, и глухо, и холодно; дляменя после той жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголокпокажется раем», «Наберу с собой в деревню романсов и буду играть да петь от скуки» (гитара как способ восстановления разрушенной душевной гармонии). Одновременно с корзиной в начале явления появляется и коробочка (Лариса ставит корзинку на столик и рассматривает вещи в коробочке). Не является ли эта деталь отражением внутренней борьбы героини? Ведь Харита Игнатьевна недовольна решением своей дочери, откровенно смеется над ней, предлагая завести соломенную шляпу с широкими полями, пытается разрушить ее представление об уединении. Легко ли бесприданнице Ларисе принять решение? Ведь еще раньше в разговоре с Карандышевым Лариса призналась, что «стоит на распутье», то есть находится в состоянии сомнения, раздумья, не зная, как действовать, не решаясь сделать выбор). 3). Создание схемы всех возможных вариантов нравственного выбора героини. 4). Организация групповой работы для обсуждения возможных вариантов. Деление на группы с помощью приема «Звенья одной цепи». В разных частях кабинета размещаются портреты следующих персонажей: Хариты Игнатьевны Огудаловой, Паратова, Карандышева, Кнурова, Вожеватова. Учащимся раздаются карточки с утверждениями, касающимися данных героев (по количеству учащихся). Нужно определить, к кому из персонажей относятся данные утверждения и подойти к нужному портрету. Во избежание ошибок в узнавании результаты обсуждаются в группе. б. Составление в группе характеристики персонажей с помощью опорных вопросов. Краткий вывод по характеристике и «нравственный код» героя записываются на отдельном листе, который затем помещается на доску. Понятия для составления «нравственного кода» записаны на доске и пронумерованы. СЕМЬЯ ДРУЖБА ДЕНЬГИ ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ ЛЮБОВЬ ПОРЯДОЧНОСТЬ ЭГОИЗМ (Например, «нравственный код» Ларисы Огудаловой может быть таким: 5612347)
в). Представление результатов работы с последующей схематичной записью. 5). Решение проблемных задач. - Такими оказались окружающие Ларису люди. А что можно сказать о самой героине? Запишите, с вашей точки зрения, две ключевые черты характера Ларисы – положительную и отрицательную (учащиеся записывают на отдельных стикерах, которые крепят на доску в нужную колонку). Качества озвучиваются, учащиеся высказывают свое мнение, подтверждая текстом. - Прокомментируйте подобранные дома ассоциативные образы, созвучные Ларисе Огудаловой. - Как романсы, которые звучат в пьесе, помогают понять характер героини? - Проанализируйте слова Ларисы Огудаловой: «Я любви искала и не нашла...» и далее. Можно ли винить саму девушку в трагедии? Лариса умирает со словами примирения: «Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь... вы все хорошие люди... я вас всех... всех люблю». Такой финал литературоведы комментируют по-разному. Во всем этом и в смерти рядом с цыганским разгулом, и в словах прощения и любви есть какое-то святотатство (В.Я.Лакшин). Сознание спасительной силы христианской любви звучит в прощальных словах Ларисы... (Ю.В.Лебедев) С кем из них вы согласны, а с кем хотели бы поспорить? Обобщение и систематизация по теме урока. Покончить с собой Лариса не решилась, однако сам автор единственно возможным выходом для своей героини считает смерть. Почему? Кто, по вашему мнению, виноват в гибели Ларисы? Подберите ключевые слова к образу героини и тому миру, который ее окружает. (Схема корректируется) - Посмотрите еще раз на тему урока. Какие изменения, дополнения вы могли бы внести в нее в конце урока? ТРАГЕДИЯ («горячего сердца», талантливой личности, любви, чайки) В МИРЕ (расчета, подлости, обмана, жестокости, равнодушия, бесчеловечности) Рефлексия. Представьте, что у вас есть возможность отправить героям драмы А.Н.Островского СМС-сообщение. Что вы в нем напишете? Домашнее задание. Написать прощальное письмо от имени Ларисы Огудаловой. Приложение 1 ХАРИТА ИГНАТЬЕВНА ОГУДАЛОВА. Фамилия Огудалова образована от глагола огудать – "обольстить, обмануть, надуть, провести, облапошить, оплести". В некоторых говорах есть также слово огудала – "плут, мошенник, обманщик". Фамилия героини указывает на основную черту ее носительницы: она старается пустить всем пыль в глаза, постоянно хитрит, обманывает, пытаясь любыми путями добыть деньги. Имя и отчество Харита Игнатьевна выдает ее недворянское происхождение (в дворянском сословии это имя стало выходить из употребления с конца XVIII века). Имя Харита переводится как "прелестница", что, по мнению Е.Г. Холодова "должно намекать на цыганское прошлое матери Ларисы". В древнегреческой мифологии упоминаются хариты – богини, с которыми связано все прекрасное и радостное в природе и жизни. Героиня стремиться жить весело, но позволить это себе она не может. "Мифологическое" имя явно контрастирует с приземленным отчеством: Игнат – типичное имя для мещан, не использовавшееся в дворянской среде. Кроме того, Харитами звали по традиции цыганок из хора, а Игнатами — почти каждого московского цыгана. ЛАРИСА. Этимология имени Лариса окончательно не установлена. Предположительны два его источника: название города на севере Греции и от греч. ларис – «чайка». В XIX веке это имя было очень редким. Может быть, таким образом Островский хочет показать непохожесть Ларисы на всех остальных? МОКИЙ ПАРМЕНЫЧ КНУРОВ. Фамилия Кнурова (по Далю)образована от диалект. "кнур" – "боров", "хряк". Неудивительно, что Кнуров любит много и вкусно поесть. ВАСИЛИЙ ДАНИЛЫЧ ВОЖЕВАТОВ. Фамилия Вожеватова от прилагательного вожеватый -обходительный, приветливый, вежливый. За внешним проявлением этих качеств Вожеватов умело прячет свою безнравственность и душевную пустоту. Имена Кнурова, Вожеватова Мокий Парменыч, Василий Данилыч говорят об их простом происхождении. Все они были распространены в купеческой среде. Если семантику отчества Парменыч ("крепкий") можно соотнести с характером, социальным положением персонажа (Кнурову фактически нет равных в городе), то их имена ничего общего с характерами героев не имеют: Мокий – "насмешник",Василий – "царь", Данила – "мой судья – бог". СЕРГЕЙ СЕРГЕИЧ ПАРАТОВ. Благозвучное и изысканное имя. Фамилия Паратов (от диалектного слова поратый) может быть переведена как "смелый, бойкий", об этих качествах героя зритель получает представление, когда Паратов рассказывает, как ему хотелось обогнать пароход "Самолет". Эти же черты характера позволяют ему легко уговорить Ларису поехать с ним кататься по Волге. В словаре В.И.Даля: на языке охотников «паратый» - сильный, быстрый зверь. ЮЛИЙ КАПИТОНЫЧ КАРАНДЫШЕВ - имя римского ... (кого?), бытовое, прозаическое отчество; фамилия (по Далю): «карандыш» - коротышка, недоросток. Фамилия Карандышев образована от слова карандыш – "коротыш, коротышка, недоросток, малорослый человек", есть также и слово карандышев – "принадлежащий карандышу". Контраст имени и отчества очевиден: Юлий – древнеримское родовое имя, имя Капитон простое, малоупотребительное в России, в переводе с латыни – "голова", что говорит о стремлении персонажа лидировать. Еще не женившись на Ларисе, он начинает указывать ей, как надо себя вести. Комичное имя подчеркивает стремление персонажа во что бы то ни стало выделиться в обществе. ( по материалам статьи Исаковой И.Н. «Собственные имена» http://az.lib.ru/o/ostrowskij) Использованная литература Кашлев, С. С. Технология интерактивного обучения / С. С. Кашлев. — Минск : Белорус. верасень, 2005. — 196 с. Островский, А.Н. Бесприданница (пьесы)/ А.Н. Островский. – Москва: Эксмо, 2007. – 110 с. Ратомская, Е. В. Проект "Развитие литературно-творческих способностей учащихся" [Текст] : компоненты способностей и система заданий по их развитию / Е. В. Ратомская // Народная асвета : штомесячны навукова-педагагічны часопіс. - 2012. - № 1. - С. 69-73 |