Главная страница
Навигация по странице:

  • Трансцендентальная логика: И. Кант.

  • логика. 2910з Марченко Анастасия - логика. Трансцендентальная логика И. Кант


    Скачать 16.51 Kb.
    НазваниеТрансцендентальная логика И. Кант
    Анкорлогика
    Дата17.04.2023
    Размер16.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2910з Марченко Анастасия - логика.docx
    ТипДокументы
    #1068031

    Министерство просвещения Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Алтайский государственный педагогический университет»
    Институт психологии и педагогики
    Кафедра психологии


    Трансцендентальная логика: И. Кант.

    Выполнила студентка

    3 курса, ЗО, группа 2910з

    Марченко Анастасия Алексеевна


    Барнаул 2022

    «ЛОГИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ» – понятие и термин, введенные И.Кантом в «Критике чистого разума» для обозначения «науки о чистом, происходящем из рассудка и разума, знании, посредством которого предметы мыслятся вполне a priori» и определяющей происхождение, объем и объективное значение подобных знаний. В кантовской классификации логик трансцендентальная логика – это по существу частная логика для метафизики.

    В «Критике чистого разума» трансцендентальная логика делится на трансцендентальную аналитику и трансцендентальную диалектику. Первая – это «логика истины». Она представляет собой теорию понятий (категорий) и суждений (основоположений чистого рассудка), которые описывают структуры чистого знания, его принципы и способы применения этих структур к предметам опыта. Материал для построения новой – трансцендентальной – логики у Канта дает уже существующая и, по его мнению, завершенная наука чистого разума – общая логика, классификация суждений которой (с некоторыми модификациями, напр., введением бесконечных суждений) используется в роли образца для формирования системы категорий. Трансцендентальная аналитика описывает систему категорий и условия применения их к предметам опыта. Трансцендентальная аналитика рассматривает чистые понятия как функции синтеза многообразия чистого априорного созерцания. Из этого вытекает их связь с априорными условиями опыта и невозможность их применения за пределами опыта. Вторая часть трансцендентальной аналитики – аналитика основоположений – содержит правила объективного (т.е. не выводящего за пределы возможного опыта) применения категорий. Основоположения являются описанием априорной структуры возможного опыта, с которой должно согласовываться любое эмпирическое суждение, претендующее на истину (напр., закон физики или биологии).

    Трансцендентальная диалектика есть логика трансцендентальной иллюзии, т.е. иллюзии необходимым образом возникающей в ходе деятельности разума. Такие иллюзии порождаются разумом, если его принципы, которые относятся только к понятиям рассудка, применяются непосредственно к предметам. Напр., необходимость поиска условий для каждого обусловленного превращается в необходимость существования безусловного. Тогда возникают трансцендентные основоположения и трансцендентальные идеи, с необходимостью влекущие нас за пределы возможного опыта. Всего таких идей три: психологическая идея (душа), космологическая идея (мир), теологическая идея (Бог). Однако эти идеи, выводя разум за пределы опыта, порождают диалектические (т.е. ошибочные) умозаключения: трансцендентальные паралогизмы, антиномии космологической идеи и идеал чистого разума. Однако трансцендентальные идеи имеют и «превосходное» регулятивное применение как основания для синтеза понятий рассудка, приводящие к расширению и единству знания. В таком случае трансцендентальные идеи рассматриваются как эвристические принципы и могут плодотворно применяться в науке в виде принципов однородности, спецификации и сродства форм.

    Трансцендентальная аналитика является каноном оценки эмпирического применения рассудка и способности суждения, трансцендентальная диалектика есть дисциплина чистого разума в его теоретическом применении.

    После Канта трансцендентальная логика развивалась в немецком идеализме (Фихте, Гегель) как альтернатива формальной логике, включающая (в отличие от кантовского подхода) принципы, противоречащие принципам формальной логики (напр., утверждение противоречия). В неокантианстве (марбургская школа) трансцендентальная диалектика развивалась в русле, более близком к кантовскому замыслу. В 20 в. Э.Гуссерльпытался развить трансцендентальную логику как учение о последних, глубочайших и универсальнейших принципах и нормах всей науки. В настоящее время предпринимаются попытки интерпретировать трансцендентальную логику как вид логики, взаимодействующей с аппаратом формальной логики при построении логических выводов (трансцендентальной дедукции).
    Литература:

    1. Кант И. Критика чистого разума. – Соч. в 6 т., т. 3. М., 1964;

    2. Kants transzendentale Deduktion und die Möglichkeit von Transzendentalphilosophie. Fr./M., 1988;

    3. Bryushinkin V. The Interaction of Formal and Transcendental Logic. – Proceedings of the Eighth International Kant Congress. Memphis, 1995, p. 553–566.


    написать администратору сайта