доклад. Доклад к защите_ЧасовскихНОВЫЙ. Трансформация технологий изучения лирики в школьном каноне (на примере творчества М. Ю. Лермонтова) Актуальность темы
Скачать 19.56 Kb.
|
Тема: «Трансформация технологий изучения лирики в школьном каноне (на примере творчества М.Ю. Лермонтова)» Актуальность темы. Актуальность работы обусловлена необходимостью изучения творческого наследия Лермонтова во всем богатстве составляющих его духовно-культурных смыслов, осознания его как феномена, порожденного религиозно-художественной жизнью нации. На рубеже тысячелетий основные проблемы творчества М.Ю. Лермонтова – исторический путь России, идея державы, индивидуальности религиозного выбора человека и ответственности за него, борьба добра и зла как основное содержимое исторического процесса – для культурного сознания приобретают особенную актуальность. На сегодняшний день не существует научных трудов, полностью посвященных избранной теме, в литературоведческих исследованиях встречаются лишь отдельные вариации поставленных проблем. Говорим об актуальности, а на фоне – слайд № 2 с портретом М.Ю. Лермонтова. Содержание работы – на слайде № 3. Объект, предмет и цель работы можно увидеть на слайде № 4. Достижение цели исследования осуществляется через решение следующих задач: охарактеризовать становление и развитие школьного канона; раскрыть роль лирических произведений в духовно-нравственном воспитании личности; показать наиболее продуктивные технологии изучения лирики в школьном каноне; выявить актуальные подходы и методические приемы личностно-ориентированных технологий при изучении лирики; охарактеризовать культурно-историческое значение лирики М.Ю. Лермонтова в школьно каноне; установить пути трансформации технологий изучения лирических произведений М.Ю. Лермонтова на уроках литературы. На слайде №5 представлены авторы, к произведению которых я обращалась при написании работы Методология исследования. При разработке использовались общие исследовательские принципы: объективность (многоплановое и всестороннее рассмотрение предмета исследования) и научность (подробное изучение трудов, составленных авторитетными учеными). Использовались методы: сравнительный (выявление сходств и различий между методами и приемами) и метод восхождения от абстрактного к конкретному (изучение теоретической части и разработка конкретных заданий, практически применимых на уроках литературы). Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть апробированы в ходе проведения занятий по литературе с обучающимися общеобразовательных учреждений. Учитывая, что школьное образование преследует своей целью воспитание патриотизма, обучающимся необходимо знать исторические предпосылки и основы выстраивания взаимоотношений между народами, проживающими на территории нашего многонационального государства. Поэтому на уроках литературы особенно важно уделять внимание не только обучению, но и воспитанию подрастающего поколения. В условиях реализации нового образовательного стандарта необходимо прививать уважительное отношение к представителям различных культур каждому отдельному ученику. Важно не только объяснить всем детям в классе необходимость сохранения культурного наследия М.Ю. Лермонтова, но и воспитать в каждом отдельном ребенке чувство любви и понимания к лирическим произведениям. Структура магистерской работы включает введение, три главы, заключение, приложения, включающие ЧЕТЫРЕ технологические карты, а также список источников и литературы. В ходе работы были раскрыты ключевые термины, с которыми связана организация изучения лирики на уроках литературы, такие как например: Слайд №6 – школьный канон Слайд №7 – проблемы изучения лирики Технология изучения лирики использовалась мной на уроке литературы в 6 классе по теме: «Мотивы и композиция стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи», в ходе проведения которого ученикам было предложено проанализировать произведение М.Ю. Лермонтова «Тучи» (слайд №8) Вывод: Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что в ходе написания выпускной квалификационной работы были достигнуты обозначенные цель и задачи. Во-первых, была подробно изучена история становления и развития школьного канона. Трансформация методов и приемов технологии изучения лирики на уроках литературы связана с рядом факторов, определяющих ее значение. Во-первых, развитие системы образования обусловило ряд изменений, внесенных педагогами и филологами в список произведений школьного канона. Дореволюционные школы использовали в качестве учебной основы произведения знаменитых классиков. В результате изменения идеологической направленности в советский период закрепился ряд авторов, творчество которых рекомендовалось для изучения в школе. Современный школьный канон – это результат многолетнего труда ведущих методистов и литературоведов как дореволюционной, так и советской образовательной систем. Во-вторых, была рассмотрена роль лирических произведений в духовно-нравственном воспитании личности. В современной школе главной задачей учителя на уроках литературы является формирование у учащихся потребности размышлять над «вечными» вопросами, донести до сознания детей мысль, что поэзия (как и проза) может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка. Привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы – это значит и уберечь ребенка от многих и многих падений на его жизненном пути. Только в процессе взаимодействия, сотрудничества и сотворчества преподавателя и учащихся возможно истинное погружение и постижение духовно-нравственного потенциала русской лирики. В-третьих, было обозначено культурное и историческое значение поэзии М.Ю. Лермонтова. Поэзия М.Ю. Лермонтова имеет важнейшее культурно-историческое значение. Этим обусловлена необходимость ее изучения на уроках литературы. Учителю важно помочь каждому ученику осознать ценность поэтического слова и привить чувство сопричастности к великой русской культуре. В-четвертых, были раскрыты особенности изучения лирических произведений М.Ю. Лермонтова на уроках литературы. Следует понимать, что учителю без знания основ биографии и творчества поэта, истории и методики изучения его произведений невозможно спроектировать и методически обосновать изучение лирических произведений М.Ю. Лермонтова в школе. Поэтому необходимо качественно готовиться и творчески подходить к каждому отдельному уроку. В-пятых, были перечислены методы и приемы технологии изучения лирики (на примере уроков поэзии М.Ю. Лермонтова). В школах Ставропольского края особое внимание уделяется кавказским мотивам лирики М.Ю. Лермонтова, что обусловлено как особенностями биографии поэта, так и региональными факторами изучения литературы. Работа по изучению лирики Лермонтова в школе не должна сводится только к прочтению и сухому анализу произведения. Произведение нужно не только анализировать, но и прочувствовать, проникнуться им. В этом очень помогают другие виды искусств, элементы которых применяются на современных уроках литературы. Технология изучения лирики предлагает широкий спектр методов изучения поэтических произведений, ориентированных на актуализацию эмоционального восприятия обучающихся. В-шестых, была обоснована необходимость использования компонентов личностно-ориентированного подхода в процессе изучения лирики. Личностно-ориентированный подход как часть технологии изучения лирики на уроках литературы предполагает максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ученика на основе использования имеющегося у детей жизненного опыта. Однако следует учитывать, что в процессе образования ничего не должно происходить насильно. Наоборот, необходимо планомерно создавать условия для включения ребенка в учебную деятельность и поддерживать условия его развития. Методы и приемы личностно-ориентированного обучения направлены на использование субъективного опыта учеников, раскрытие творческого потенциала, а также помощь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Личностно-ориентированный урок предусматривает переход педагога от авторитарного стиля, присущего традиционному уроку, к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько самого процесса деятельности учеников. Изменяется также позиция ученика – от прилежного исполнения и заучивания к активному творчеству. Новые стандарты устанавливают, что мышление должно быть рефлексивным, то есть нацеленным на результат, а педагог должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. |