руский язык. Ответы экзамена РЯ. Трехъязычие в Казахстане
Скачать 191.96 Kb.
|
Подготовьте рассказ на тему: «Трехъязычие в Казахстане». Язык — это не только средство общения, это душа народа, хранитель традиций и культуры. Трехъязычие – это веление времени, оно помогает людям расширять свои знания, навыки, и развивать взаимопонимание между людьми, а степень владения языками – один из его основных критериев. Трёхъязычие как важное направление развития человечества осознавалось давно. Сегодня невозможно представить себе, что где-то ещё существуют страны, люди которых владели бы только одним языком. Знание нескольких языков, по существу, открывает окно в большой глобальный мир с его колоссальным потоком информации и инноваций. Разумное, грамотное и правильное внедрение трехъязычия даст возможность нам быть коммуникативно – адаптированными в любой среде. Никто не усомнится в народной мудрости: «Сколько языков ты знаешь – столько раз ты человек». Великий казахский поэт, писатель, философ Абай Кунанбаев в свое время призывал казахов изучать русский язык. Он понимал, что через русский язык и русскую культуру казахский народ сможет приобщиться к мировой литературе. В современном мире знание иностранного языка – это норма для активных и целеустремленных людей, если вы свободно общаетесь на нескольких языках, это увеличит ваши жизненные перспективы. Конечно, изучение языка дело совсем непростое. Однако, в нашем мире все возможно, главное – это сильная вера в свои собственные силы. Знание языков даёт нам возможность построить уверенное будущее. Подготовьте рассказ на тему: “Образование – условие прогресса”. Современному человеку нельзя представить свою жизнь без знаний. Многие стремятся больше знать, совершенствоваться. Как известно, существует несколько ступеней образования: начальное, неполное среднее, полное среднее, среднее профессиональное, бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура. Каждый имеет право выбирать, что ему подходит, чего он хочет добиться… В современном мире существует конкуренция, причем во всех сферах деятельности, образование - не исключение. Сейчас в престижные ВУЗы поступить очень нелегко, там проходит жесткий отбор абитуриентов. Это происходит в связи с желанием людей иметь высокооплачиваемую работу. А её может получить лишь специалист, обладающий высокими профессиональными качествами, которые приобретаются во время обучения в ВУЗе, а затем совершенствуются на практике. Образование всегда было одной из важнейших частей государственной политики, так как от его качества зависит будущее страны. Вот почему оно постоянно совершенствуется. Нам, школьникам, тоже необходимо стремиться к новому. Для этого у нас есть все возможности. В частности, помощником для приобретения знаний и расширения кругозора является Интернет, если его, конечно, использовать не только для игр. Хотя все мы разные, но нас объединяет одно - стремление найти своё место в жизни. А помочь нам в этом может лишь современное образование, которое позволяет поверить в то, что предела нашим возможностям нет. Подготовьте рассказ на тему: “Музыка. Театр. Кино”. Театр –это особый вид искусства, настоящий очаг культуры. Очень часто нам удается найти ответы на многие жизненные вопросы, находясь в театре. Недаром говорят: «Вся жизнь игра, и люди в ней актёры.». Сами, не подозревая этого, мы уже с детских лет пробуем себя на сцене: исполняем какие-то роли в детском садике на утренниках, приходим на новогодние праздники в костюмах сказочных героев. Уже здесь мы понимаем, какой это огромный труд: нужно подобрать костюм, выучить текст, войти в роль. Не всегда наши первые выступления бывают удачными, но какая радость нас ожидает от этого праздника. Невозможно представить себе нашу жизнь без музыки. Мы сталкиваемся с ней буквально на каждом шагу: на концертах, с экранов телевизора, по радио, она звучит на дисках плееров, сопровождает праздники и тризны. Зародившись вместе с человечеством, музыка является таким же продуктом человеческой мысли, как и всё, созданное человеком, здесь властвуют те же законы. Как и в любой области духовной жизни, диалектика искусства, значит и музыки, есть продолжение и развитие диалектики природы. Фильмы играют важную роль в моей жизни и, конечно, я люблю ходить в кино. Для меня это доступный и популярный вид искусства, я считаю, посещение кинотеатров является одним из лучших способов провести свободное время. И каждый может выбрать свой любимый жанр фильма. Есть такие жанры художественных фильмов, как триллер, мюзикл, драма и комедия. На мой взгляд, фильмы расширяют наши знания о людях, о мире, где мы живем. Всем известно, что мы живем в очень трудное время, в настоящее время. Но иногда нам нужно что-нибудь забавное, приятное и смешное. Вот почему я предпочитаю комедии. И нет никакого сомнения, что хороший фильм станет нам отличным развлечением. Просмотр хороших фильмов с детьми помогает нам в их воспитании. Я думаю, что вкус может быть сформирован через фильмы, потому что есть много фильмов о природе, животных и добрых людях. А мне нравятся серьезные фильмы, где затрагиваются серьезные проблемы нашей жизни. Подготовьте рассказ на тему: “Молодежь – будущее страны”. Молодежь Казахстана – это поколение, которое росло вместе со страной. За эти годы своим самоотверженным трудом, в мире и согласии, с верой в себя и страну, с мечтой о лучшем будущем для своих детей старшее поколение казахстанцев построило независимое, быстроразвивающееся, конкурентоспособное и уважаемое в мире государство. Оно создало прочный фундамент для того, чтобы казахстанские юноши и девушки были равными среди лучших в любой точке мира. Сегодня страна ставит перед собой новые масштабные задачи по социальной модернизации, инновационной индустриализации и взаимовыгодной экономической интеграции. Закрепив достижения независимости, Казахстан намерен в третьем десятилетии XXI века войти в число развитых стран мира. В этих условиях огромная ответственность возлагается на молодежь, которой предстоит продолжить эстафету созидательных дел старшего поколения, поднять планку национальной конкурентоспособности, обеспечить Казахстану в XXI веке процветание и признание. Такая миссия под силу только патриотичной, образованной, профессиональной, здоровой физически и нравственно, конкурентоспособной, социально и граждански ответственной молодежи. Подготовьте рассказ на тему: «Традиции, обряды и обычаи народа Республики Казахстан». Традиции – это отражение сущности нации, показатель того, чем она живет, о чем думает, во что верит. Казахские устои также не являются исключением из этого определения. Они веками складывались из казахского кочевого образа жизни и прошли сквозь время, пространство и все преграды, которые ставило перед ними время, и дошли до наших дней некоторые в своем неизменном, а некоторые и несколько деформированном состоянии. Сегодня традиции Казахстана – это часть национальной доктрины, которая базируется на четырех принципах: доверие, открытость, терпимость, традиции. Руководство страны поддерживает сохранение и возрождение национальных традиций, существуют организации, ведущие работу по распространению информации об истории и традициях казахского народа. Подготовьте рассказ на тему: «Взаимовлияние языков в Казахстане». Казахстан — многоэтническое государство. Сегодня в Казахстане кроме казахов, составляющих 70% населения, проживают представители более 140 национальностей и народностей, и принципы толерантности возведены в ранг государственной политики. Русский язык в Казахстане — второй по числу носителей и первый по владению и уровню распространения язык в Республике Казахстан. Наряду с казахскими и русскоязычными средствами массовой информации в стране издаются газеты и журналы, выходят в эфир передачи на 11 языках, в том числе на украинском, польском, немецком, корейском, уйгурском, турецком и дунганском, правда в весьма небольшом количестве. Подготовьте рассказ на тему: «Спортсмены Казахстана». У нас в стране много спортсменов, которыми можно гордиться. Прежде всего, хочу отметить Александра Винокурова. Он самый известный велосипедист Казахстана и команды Astana Pro Team, известной как «Вино» (Vino). Чемпион летних Олимпийских игр в Лондоне 2012 ( две тысячи двенадцать) года. Думаю, без преувеличения можно сказать, что его имя золотыми буквами вписано в историю спорта в Казахстане, потому что он первый велосипедист из Казахстана, выигравший золото на Олимпийских играх. Наша страна также гордится Сериком Сапиевым. Он один из самых известных боксеров, олимпийский чемпион, мастер международных видов спорта, заслуженный мастер спорта Казахстана по боксу. Его именем назван боксерский центр в Караганде. При этом нельзя не упомянуть Илью Ильина. Он известный спортсмен, неоднократно представлявший миру имя Казахстана. Он казахстанский тяжелоатлет. Двукратный чемпион первых Казахстанских Олимпийских игр, четырехкратный чемпион мира и чемпион Казахстана. Заслуженный мастер спорта Казахстана. Есть еще много спортсменов , которыми можно гордиться. Подготовьте рассказ на тему: «Связь языка с историей и культурой народа». История любого языка отражает историю его народа. Корневые слова языка показывают, какие предметы были самыми важными для народа в период формирования языка. Язык наиболее точно выявляет характерные черты жизненного уклада и мышления народа. Например, в языке бедуинов есть множество слов для обозначения верблюда, так как имённо это животное важно для их жизни. В других языках названий этого парнокопытного существенно меньше. Языки рождаются, постоянно меняются в процессе своего развития, а бывает, и исчезают (умирают). Основные в античном мире языки - древнегреческий и латынь - уже давно существуют только в виде памятников письменности, на них уже давно никто не говорит. А появившийся значительно позднее английский язык распространён во всём мире. Окружающий человека мир постоянно меняется, и соответственно меняется используемый им словарь: с одной стороны, в нем появляются новые слова (т. е. он расширяется), а с другой - исчезают слова устаревшие. Функциональные стили речи. Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении. В лингвистическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение функционального стиля: «разновидность литературного языка, в которой язык выступает в той или иной социально значимой сфере общественно-речевой практики людей и особенности которой обусловлены особенностями общения в данной сфере» Классификация функциональных стилей речи. Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля — наука и научные журналы, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и тому подобное. Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, распоряжений, характеристик, протоколов, расписок и справок. Сфера применения официально-делового стиля — право, автор — юрист, правовед, дипломат и просто гражданин. Адресуются работы в данном стиле государству, гражданам государства, учреждениям, служащим и так далее, с целью установления административно-правовых отношений. Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью. Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направляется не только на разум, но и на чувства адресата. Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Отличается большой смысловой ёмкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность. Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка. Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи. Жанры публицистического стиля. Жанры публицистического стиля – определенные "относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы" произведений" (М.М. Бахтин), функционирующие в средствах массовой информации. Обычно выделяют три группы жанров: - информационные (заметка, репортаж, интервью, отчет); - аналитические (беседа, статья, корреспонденция, рецензия, обзор, обозрение) и - художественно-публицистические (эссе, очерк, фельетон, памфлет). Особенности публицистического стиля. Ha мopфoлoгичecкoм ypoвнe пyблициcтичecки oкpaшeнныx cpeдcтв cpaвнитeльнo нeмнoгo. 3дecь, пpeждe вceгo, мoжнo oтмeтить cтилиcтичecки знaчимыe мopфoлoгичecкиe фopмы paзличныx чacтeй peчи. Haпpимep, для пyблициcтичecкoгo cтиля xapaктepнo yпoтpeблeниe eдинcтвeннoгo чиcлa cyщecтвитeльнoгo в знaчeнии мнoжecтвeннoгo: pyccкий чeлoвeк вceгдa oтличaлcя cвoeй пoнятливocтью и вынocливocтью; этo oкaзaлocь paзopитeльным для бpитaнcкoгo нaлoгoплaтeльщикa и пoд. Чacтнoй ocoбeннocтью пyблициcтичecкoгo cтиля являeтcя yпoтpeблeниe нecчитaeмыx cyщecтвитeльныx в фopмe мнoжecтвeннoгo чиcлa: paзгoвopы, cвoбoды, нacтpoeния, кpyги, пoиcки и дp. B нeкoтopыx жaнpax пyблициcтики yпoтpeбляютcя cyщecтвитeльныe вo мнoжecтвeннoм чиcлe и ocoбoм знaчeнии. Haпpимep, cyщecтвитeльнoe влacти yпoтpeбляeтcя в знaчeнии ‘coвoкyпнocть лиц, oблeчeнныx выcшими пoлнoмoчиями’ (гopoдcкиe влacти), cвoбoды — co знaчeниeм кoнкpeтизaции (пoлитичecкиe cвoбoды). Цель и функции публицистического стиля речи. Цель публицистического стиля речи - информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям. Разговорный стиль речи. Разгово́рный стиль — функциональный стиль речи, используемый для неформального общения, в частности для обсуждения бытовых вопросов в неофициальной обстановке. Для этого стиля характерно использование разговорной и просторечной лексики. Основные пласты разговорной лексики. Пласты лексики Лексика каждого языка состоит из двух больших пластов: общеупотребимой лексики (понятной всем носителям этого языка, также известной как литературный язык) и специальной лексики, в которой можно выделить: Профессиональную лексику, которая используется людьми определённой профессии в рабочих ситуациях. Социальные диалекты (жаргон, арго, сленг). Территориальные диалекты (слова, распространённые на определённой части распространённости языка). Историзмы или устаревшие слова. и т. д. Лексические особенности разговорного стиля речи. Разговорная речь отличается от всех других разновидностей литературного языка своей относительной лексической бедностью. В условиях непосредственного общения, с одной стороны, нет возможности «перебирать тысячи тонн словесной руды», а с другой стороны, нет в этом необходимости. Дело в том, что пониманию высказываемого при неточности выражения помогут жесты, мимика, сами предметы, находящиеся в поле зрения говорящих. И cамoе главное — говорящий не заботится о форме выражения мыслей, так как уверен, что непонимания не произойдет: если не поймут, переспросят. Синтаксические особенности разговорного стиля речи. Синтаксические особенности: · Вопросительно-восклицательные предложения (отражают экспрессивные и диалогичные конструкции) · Характерны застывшие конструкции, не поддающиеся членению (что правда, то правда), с формальной т. з. это конструкции сложного предложения, но по существу они нечленимы, чисто модальная функция: выражение говорящего к высказыванию · Широко используются лексически ограниченные конструкции (смотри не проговорись); важную роль играют глагольные частицы, могут использоваться междометия · Используются особые типы сказуемого (взять-то возьму, пойти бы узнать) лексически связанные построения, готовые речения, которые могут быть содержательно немотивированны, но предельно насыщены в эмоциональной плане · Неполные предложения, эллиптичные конструкции (проявляется даже в словосочетаниях) · Парцелляция – членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в нескольких интонационно-смысловых речевых единиц, следующих одна за другой, после разделительной паузы, на письме оформляется точкой (а у нас беда стряслась. Большая) - фрагментарность, сегментированность разговорной речи Именительный темы – номинативное предложение, которое начинает какое-то высказывание – облегченная синтаксическая структура · Характерно отражение структурных черт диалога (вопросно-ответная структура – а кого я уважаю, так это Иванова) · Характерна структурная редукция – слияние придаточного с главным (зови кого хочешь, будешь работать с кем прикажут) · Инверсия Художественный стиль речи, его особенности. Литературно-худо́жественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Этот стиль воздействует на воображение, психику и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи. Языковые особенности художественного стиля речи 1. Неоднородность лексического состава: сочетание книжной лексики с разговорной, просторечной, диалектной и т.п. 2. Использование всех пластов русской лексики в целях реализации эстетической функции. 3. Активность многозначных слов всех стилевых разновидностей речи. 4. Комбинаторные приращения смысла (Б.Ларин) 5. Большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая – абстрактной. 6. Минимум родовых понятий. 7. Широкое употребление народно-поэтических слов, эмоциональной и экспрессивной лексики, синонимов, антонимов. 8. Глагольное речеведение Писатель называет каждое движение (физическое и/или психическое) и изменение состояния поэтапно. Нагнетание глаголов активизирует читательское напряжение. Художественный стиль речи. Выразительные средства языка. К выразительным средствам языка относятся и стилистические фигуры речи или просто фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора. К средствам художественной выразительности так же относятся ритм (стихи и проза), рифма, интонация. Подстили и жанры художественного стиля речи. Подстили и жанры художественного стиля эпический (прозаический): сказка, рассказ, повесть, роман, эссе, новелла, очерк, фельетон; лирический (поэтический): стихотворение, ода, басня, сонет, мадригал, эпиграмма, эпитафия, элегия; драматический: драма, комедия, трагедия, мистерия, водевиль, фарс, феерия, мюзикл. Официально-деловой стиль, его подстили. Официально-деловой стиль – это совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы официально-деловых отношений, то есть отношений, возникающих между органами государства, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, хозяйственной, юридической деятельности. Подстили официально-делового стиля — основные черты и примеры Законодательный автор – государство, партия и т.п., адресат – гражданин страны, член партии и т.п., цель – установление законодательной системы, закрепляющей правовые отношения в обществе, жанры – Конституция, Указ Президента, постановление, устав партии, фонда, общества и т.п. Дипломатический автор – государство, представитель государства ( посол, Президент), адресат – другое государство, цель – установление правовых отношений между государствами, жанры – договор, коммюнике, нота, дипломатическое письмо. Административно- деловой автор — адресат: учреждение – учреждение, учреждение – служащий, служащий – учреждение, частное лицо – учреждение и т.п., цель – установление правовых отношений между участниками правового общения на уровне организации, жанры: заявление, докладная записка, служебная записка, автобиография, характеристика, справка, ходатайство и т.п. Особенности официально-делового стиля. Особенности построения текста в официально-деловом стиле: стандарт композиции (в соответствии с жанром ), стандарт сильных позиций текста (заголовок – название документа, зачин, концовка), отбор фактов строго определен типом документа, типы записи: — линейная (заявление, приказ ), — трафаретная – линейная запись с пробелами для переменных данных (справка, договор), — анкетная – вопросно-ответная форма, содержание дробится, текст читается по вертикали (анкета), — табличная – данные представлены в цифровой или словесной форме и заключены в графы по вертикали и горизонтали, абзацное членение — выделение в абзац части предложения (весь текст может представлять собой одно предложение. Составьте резюме. Составьте автобиографию. Составьте заявление о приеме на работу. Составьте характеристику. Совершенный и несовершенный вид глагола. Глаголы совершенного вида Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Они называют действие, ограниченное пределом в какой-либо момент его осуществления; обозначают результат, законченность всего действия или его фазы. Например: что сделать? родить, бросить, купить; что сделать? обозначить, ответить, упростить. Глаголы несовершенного вида Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Эти слова обозначают действие в протяженности, без указания на его предел; незаконченность действия. Например: что делать? учить, красить, бегать, капать; что делать? нести, ползти. Словосочетания по типу связи управление, согласование, примыкание Согласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова. Управление — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, которого требует главное слово. Примыкание — вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу. Правописание чередующихся корней: -лаг-, лож-; -кас-, -кос-; бер-, -бир-; -пер-, -пир-; -стел, -стил-; -мер-, -мир …и др. лаг – лог – лож. На месте безударного гласного перед г пишется а, перед ж – о , напр.: излагать, облагать, предполагать, прилагать, разлагать, безотлагательный кас – кос. В этом корне пишется а, если после корня следует а; в остальных случаях пишется о: ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно , но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается). Правописание Ь на конце шипящих. Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется: У существительных женского рода в им. п. ед. ч.: рожь, тишь, ночь, вещь. У глаголов во всех формах; при этом ь сохраняется перед -ся, -те.: беречь - беречься – бережёшься ; режь – режьте. У наречий на ш и ч (сплошь, навзничь) и в одном слове на ж (настежь). Правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах. Однако в языковой практике возвратные глаголы могут иметь и другие значения: 1) действие, направленное кем-то друг на друга (ругаться, обниматься, целоваться); 2) действие «для себя» (прибираться в комнате, собираться, укладываться в дорогу); 3) соприкосновение человека с каким-то предметом (держаться, столкнуться, взяться, споткнуться); 4) свойство отдельных существ и предметов (бодаться, кусаться, царапаться); 5) эмоции или состояние человека (веселиться, бояться, сердиться) и др. Основным показателем возвратности глагола служат суффиксы –ся (присоединяется к словам с основами на согласный: решить и решиться, построить и построиться) и –сь (присоединяется к основам глаголов, оканчивающимся на гласный: закрыла и закрылась, покрыло и покрылось). Возвратные глаголы могут оканчиваться на –ться или –тся. Как установить, когда пишется мягкий знак, а когда — нет? Для этого необходимо к глаголу поставить вопрос. Если в вопросе нет мягкого знака, тогда он не пишется и перед суффиксом: забываем (Что делаем?) и забываемся, угнетает (Что делает?) и угнетается, забавляет (Что делает?) и забавляется. Но: стесняться (Что делать?), ложиться (Что делать?), подняться (Что сделать?). Обрати внимание! Сделаем выводы. Возвратными называются глаголы, которые обозначают действие, совершаемое обычно по отношению к самому себе. Показателем возвратности глагола являются суффиксы –ся и –сь. Перед этими суффиксами может писаться мягкий знак. Для проверки необходимости его написания к глаголу нужно поставить вопрос. Правописание -Ы-, -И- после приставок. Правило написания и/ы после приставок на согласный касается разных случаев написания слов с начальной буквой «и» или «ы» в корне. Правило гласит, что их выбор определяется тем, русская или иноязычная приставка предшествует корню слова. Правописание буквы «ы» после русских приставок на согласный Правило написания букв «и» или «ы» регулирует выбор начальной буквы корня после приставок на согласный. Если в морфемном составе слова имеется русская приставка, заканчивающаяся на согласный, кроме букв «ж» и «х», после неё в корне пишется буква «ы». Примеры написания буквы «ы» после приставок инфаркт — пред-ынфарктный; индивидуальный — над-ындивидуальный; инициативный — без-ынициативный; искусный — без-ыскусный; июльский — пред-ыюльский; иронизировать — с-ыронизировать; идейный — без-ыдейный; история — пред-ыстория; искать — под-ыскать; итог — под-ытожить. Аналогично пишутся слова: обындеветь, обыскать, безынвентарное хозяйство, безыглый, взыгравшее самолюбие, безымянный палец, сызмальства (дружить), безыскровая сварка, обызвествление, безыскусный рассказ, безысходность, предыдущий параграф, изыскать возможности, подыгрывать другу, разыскивать преступника, безыдейное содержание, небезызвестный писатель, сыгранный вничью, знать друг друга сызмала. ИСКЛЮЧЕНИЕ взимать, взимание Эти два слова пишутся в соответствии с их произношением. Буква «и» после приставок меж- и сверх- В русской орфографии после букв «ж», «ш», «х», «ч», «щ» не пишется буква «ы», поэтому после приставок меж- и сверх- в корне сохраняется начальное «и», например: игровой — межигровой перерыв, институтский — межинститутский матч, издательский — межиздательское соглашение; изысканный — сверхизысканные манеры, индивидуальный — сверхиндивидуальный подход, интеллигентный — сверхинтеллигентный, интересный — сверхинтересный рассказ, инициативный — сверхинициативный человек. Написание буквы «и» в сложных словах В сложных словах с первой частью двух-, трёх-, четырёх- после буквы «х» пишется только буква «и», например: двухигольный, трехимпульсный, четырёхигровой. Сложные слова имеют в своём составе сокращенное первое слово, а второе сохраняет начальную букву «и» в корне, например: спортинвентарь (спортивный инвентарь), предисполкома (председатель исполкома), сельхозинвентарь (сельскохозяйтвенный инвентарь), специнструмент ( специальный инструмент). Правописание -З-, -С- на конце приставок Буквы «з» и «с» на конце приставок пишутся в зависимости от того, с какого согласного, звонкого или глухого, начинается корень слова. Приведем примеры слов с приставками, заканчивающимися буквами «з» и «с». Правописание буквы «з» на конце приставок Правописание слов с приставками, заканчивающимися на буквы «з» и «с», подчиняется фонетическому принципу. Буква «з» обозначает звонкий согласный звук [з]. Буква «з» на конце приставок пишется тогда, когда корень слова начинается с буквы, обозначающей тоже звонкий согласный звук, а именно: б -[б], [б’] в -[в], [в’] г -[г], [г’] д -[д], [д’] з -[з], [ з’] ж -[ж] л -[л], [л’] м -[м], [м’] н -[н], [н’] р — [р], [р’] Примеры слов с приставкой без-: безбородый безвкусный безголосый бездельник беззлобный безжалостный безликий безнравственный Приставка воз-/вз- пишется в словах: взбираться вздремнуть возглавить возделать возжечь Примеры слов с присттавкой раз-/роз-: разбрестись ро́звальни развлекаться разделать ро́зданный разгуляться разжалобить Приставка из- пишется в словах: избиратель изделие изжарить износить Приставку низ- укажем в составе слов: низвести низложить Правописание буквы «с» на конце приставок Букву «с» на конце приставок выберем перед корнем слов, начинающихся с букв, обозначающих глухие согласные звуки. Укажем их: к — [к], [к’] с — [с], [с’] п — [п], [п’] т — [т], [т’] ф — [ф], [ф’] х — [х], [х’] ц — [ц] ч — [ч’] ш -[ш] щ — [щ’] Примеры слов с приставкой бес-: бескормица бессловный бесперспективный бестолковый бесцветный бесхитростный бесчеловечный бесшумный Приставку вос-/вс- напишем в следующих словах: вскружить восславить востребовать восхвалить восхождение Приставку рас—/рос- отметим в составе слов: расклеить расселить ро́спись растерзать расчесаться расцветание Приставку ис- выберем в словах: исподтишка истереть исподлобья исцеление исчерпать Приставка нис- пишется в словах: нисходить ниспосланный нисшедший нисшествие Правописание суффиксов –а, -о на конце наречий Буквы «о» и «а» на конце наречий пишутся в зависимости от наличия приставки из-, до-, с- или в-, на-, за- согласно орфографическому правилу русского языка. Приведем примеры наречий с суффиксами, обозначенными буквами «о» и «а». Безударные суффиксы наречий «о» и «а» Конечные буквы «о» и «а» в морфемном составе наречий обозначают словообразовательные суффиксы, которые чаще всего являются безударными: спросить сно́ва; пойти напра́во. В русском языке обычно безударные гласные в корне проверяют ударением. Согласно правилу в безударном положении пишется та же гласная буква, которая выступает под ударением в том же слоге слова, если изменить его форму или подобрать однокоренное слово: подари́ть — пода́рок; окно́ — о́кна; улета́ют — лётчик; удивле́ние — ди́во. Эти приемы проверки невозможно применить в написании безударных суффиксов наречий, обозначенным буквами «а» и «о». Во-первых, наречия не изменяются. Во-вторых, нет таких однокоренных слов, в составе которых ударение переместилось бы на суффикс. Но в русском языке существует правило орфографии, которое поможет выяснить, когда следует написать букву «а» или «о» на конце наречия. Правило На конце наречий пишется буква «а», если они начинаются с приставок из-/ис-, до-, с-. Конечная буква «о» пишется в наречиях, которые начинаются с приставок в-, на-, за-. В русском языке с помощью указанных п риставок и суффиксов -а, -о образованы наречия от кратких форм качественных прилагательных: существует и́здавна; смотреть и́скоса; съесть до́чиста; спросить снова; но сдвинуть вле́во; переписать на́бело; скрыть за́просто. Буква «а» на конце наречий с приставками из-, до-, с- Если заглянуть в историю появления наречий, то можно выяснить, что слова этой части речи были образованы с помощью приставок из-/ис-, до-, с- от кратких форм прилагательных. В древнерусском языке краткие прилагательные изменялись не только по родам и числам, но и по падежам. Так, наречие «дотемна» образовано с участием предлога «до» и формы родительного падежа прилагательного «темна». Предлог стал приставкой, а падежное окончание -а превратилось в суффикс наречия. Так были образованы многие наречия с приставками из-, до-, с-: досыта; изредка; сызнова; сгоряча; справа; слегка. Обратим внимание, что некоторые наречия согласно орфоэпической норме современного русского языка произносим с ударным суффиксом: растереть докрасна́; загореть дочерна́; отмыть добела́. Эти слова не доставят затруднений в написании, если в них правильно поставить ударение. Отличаем написание наречий с конечными буквами «о» и «а» от слов этой части речи, образованных с помощью суффикса -о от бесприставочных и приставочных прилагательных. Понаблюдаем: смирный — смирно лежать; скверный — скверно поступить; извечный — существует изве́чно; дословный — перевести дословно. Спряжение глагола Спряжение глаголов в русском языке – это изменение глаголов по лицам и числам (например: я сплю – они спят). В современном русском языке глаголы имеют два спряжения: первое и второе. Знание спряжения необходимо для того, чтобы правильно определять буквы Е или И в безударных окончаниях. Правило гласит, что к І спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют). Ко ІІ спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
Ко ІІ спряжению относятся глаголы с безударными личными окончаниями на: ить (за исключением: брить, стелить, зиждиться); 7 глаголов на -еть (обидеть, терпеть, зависеть, вертеть, видеть, смотреть, ненавидеть); 4 глагола на -ать (слышать, гнать, дышать, держать). А легко запомнить глаголы ІІ спряжения и исключения поможет стих про спряжения глаголов: Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на –ить, Исключая брить, стелить, А еще: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть, и зависеть, и вертеть. К I спряжению относятся все остальные глаголы с безударными личными окончаниями -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть (таять, копать, мокнуть. Личное окончание указанных примеров в безударном положении имеет букву «е» - тает, копает, мокнет). Стоит обратить внимание на то, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные, от которых они образованы. Итак, для того, чтобы выяснить, к какому спряжению относится глагол, и какую гласную букву следует писать в его окончании, необходимо выяснить, куда в слове падает ударение. Если под ударением находится гласная буква, значит, она в сильной позиции, и сомнений тут никаких нет. Однако, если окончание глагола находится в безударном положении, глагол необходимо поставить в неопределенную (начальную) форму. Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, следует: поставить глагол в неопределённую форму (гуляет - гулять); определить, какая гласная стоит перед -ть. Теги: глагол , русский язык , средняя школа Ещё публикации по теме: Образование глаголов в русском языке Правописание глаголов спряжения Группы глаголов в русском языке Морфологические классы глаголов Словоизменение глаголов Категория рода глагола Категория числа глагола Категория лица глагола Категория времени глагола Категория наклонения глагола Категория залога глагола Глаголы движения Русский язык личные окончания глаголов |