Тренинг. Тренинг коммуникации
Скачать 0.91 Mb.
|
Тренинг коммуникации Кипнис М. Кипнис М. Тренинг коммуникации. — М.: Ось-89, 2004. — 128 с. (Действенный тренинг) Книга содержит описание обширного спектра техник, которые просты, эффективны и успешно применимы в тренингах коммуникации с широким возрастным, профессиональным и социальным контингентом участников. Предназначена для специалистов по тренингу, активному игровому обучению, фасилитаторов, менеджеров, психологов, социальных работников и консультантов, всех тех, чей профессиональный интерес лежит в сфере гуманитарных групповых техник. УДК 159.9 + 792 ББК 88.8 К424 ISBN5-86894-892-0 © Кипнис М., 2004 © «Ось-89», 2004 Содержание Содержание 1 Глава 1. «Ледоколы» – упражнения на эмоциональный и физический «разогрев», знакомство и вхождение в тренинговую группу 3 Записки на полях 3 Восточный рынок 4 Цели: 4 Ход упражнения 4 Итоги упражнения: 4 Фотоальбом 4 Цели: 4 Ход упражнения 5 Завершение:обсуждение упражнения. 5 Примечание 5 Десять секунд 5 Цели: 5 Ход упражнения 5 Завершение упражнения. 6 Кстати! Материал для тренера 6 Упрямая сороконожка 6 Цели: 6 Ход упражнения 6 Завершение: обсуждение игры. 7 Примечание 7 Пройди через кольцо! 7 Цели: 7 Волшебный обруч 8 «Скажи-ка, дядя!..» 8 Будем знакомы! 9 Переправа 10 Цели: 10 Ход упражнения 11 Вариант № 1 11 Вариант № 2 11 Вариант № 3 11 «Ах, этот камень на дороге!» 12 Эстафета движений 12 Хвост ослика Иа 13 Стаканчик 14 Цели: 14 Ход упражнения 14 Дракон-самоед 15 Цели: 15 Ход упражнения 15 Глава 2. «Слушать и слышать». Вербальная и невербальная коммуникация. Подстройка и ведение 15 Сито 15 Слепой текст 30 Цели: 30 Ход упражнения 30 Завершение 30 Путаница 30 Дорогой длинною... 31 Три движения 33 Добраться до клада* 33 Прием гостей 34 Ассоциации 35 Фотография группы 35 Глава 4. Обратная связь и ее функции в коммуникации 36 Дружеская пародия 37 «Не дыши в затылок 37 Разговор начистоту 38 Психологическая дистанция 39 Библиография 42 Глава 1. «Ледоколы» — упражнения на эмоциональный и физический «разогрев», знакомство и вхождение в тренинговую группу 3 Восточный рынок ...5 Фотоальбом ...7 Десять секунд ...9 Упрямая сороконожка ...12 Пройди через кольцо!...15 Волшебный обруч ...17 «Скажи-ка, дядя!...» ...19 Будем знакомы! ...22 Переправа» ...25 «Ах, этот камень на дороге!» ...30 Эстафета движений ...32 Хвост ослика Иа ...34 Хранители огня ...36 Стаканчик ...38 Дракон-самоед ...39 Глава 2. «Слушать и слышать». Вербальная и невербальная коммуникация. Подстройка и ведение 40 Сито ...40 В три касания ...42 Цепочка речи ...44 Зеркало ...48 Почувствовать другого ...51 Эстафета чувств ...54 Я и анти-Я ...56 Подарок ...59 Рисуем ...звуками ...61 Раздвоение личности ...67 «Математический» театр ...69 Крокодил ...71 Карты эмоций...74 Пойми меня! 76 127 Глава 3. Игры и упражнения на интеграцию тренинговой группы, партнерское взаимодействие 78 Контакт ...78 Что дальше? ...82 В кругу проблем...84 Слепой текст ...86 Путаница ...88 «Дорогой длинною...» ...90 Три движения ...95 Добраться до клада! ...97 Прием гостей ...99 Ассоциации ...101 Фотография группы ...103 Глава 4. Обратная связь и ее функции в коммуникации ... 105 Дружеская пародия ...107 «Не дыши в затылок» ...109 Разговор начистоту ...113 Психологическая дистанция ...116 Социограмма...122 Библиография...125 Глава 1. «Ледоколы» — упражнения на эмоциональный и физический «разогрев», знакомство и вхождение в тренинговую группу Почаще улыбайтесь людям и разговаривайте с ними. Это элементарно, не так ли? Чтобы нахмуриться, нужно задействовать 72 мускула, а чтобы улыбнуться — 14. Вспомните: улыбка — первое, что вы замечаете у других. З. Зиглар. Умение добиваться успеха Естественно начать коммуникативный тренинг с упражнений на знакомство. Этот вид заданий не только побуждает участников взаимодействовать друг с другом, запоминать информацию о товарищах, чтобы затем использовать ее в общении, но и предъявить группе собственное Я. Как я представлюсь? Что расскажу о себе? Что отличает меня от других, в чем я похож на остальных участников тренинга? Упражнения на знакомство — это пробный камень для всего тренинга: насколько группа готова к совместной работе, насколько участники встречи контактны, возникает ли между группой и тренером общий язык? Каков энергетический потенциал группы? Какие границы самораскрытия установлены каждым из участников?.. (4:) Этот этап тренинга задает тон всей встрече или группе встреч. Кто-то из тренеров назвал упражнения на знакомство и «разогрев» группы емкой метафорой «ледоколы». В ней — утверждение нескольких важных целей данного этапа: - собственно знакомство; - ломка льда очуждения; - снятие беспокойства от нахождения в незнакомой среде; - физический, мышечный «разогрев» участников, вспрыск адреналина в кровь, стартовый разбег; - создание атмосферы спонтанности, сотворчества, соревнования, игры... Эти цели важны, потому что, как заметил Генри Форд, «люди сами надевают на себя оковы, завязывают себе глаза и после этого удивляются, почему так плохо живется». Записки на полях Алдер X. НЛП: современные психотехнологии. — СПб.: Питер, 2000. «Смысл общения — в его результате» — это общеизвестно. Как и любая другая сфера человеческой деятельности, общение имеет свои задачи: информировать, склонить, отговорить, предупредить, напугать и т.п. Поэтому все, что мы знаем теперь о целях — как сделать их более четкими и осязаемыми, — относится также и к общению. Одним из основных условий любого общения, независимо от его конкретных целей и содержания, является психологический контакт» (с. 37). (5:) Восточный рынок Цели: помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении; снизить чувство напряженности благодаря включению в игровую ситуацию «здесь и теперь»; обратить внимание участников друг на друга, объединив их соревнованием в партнерских отношениях. Размер группы: оптимальный — 15-20 человек. Ресурсы: комната, позволяющая свободное передвижение участников; лист бумаги, ручка/карандаш на каждого игрока. Время: 10 мин. Ход упражнения Помните картину восточного рынка в музыкальной сказке «Али-Баба и сорок разбойников»? С какими ассоциациями связываете вы словосочетание «восточный рынок»? (- Крики... - Запах еды и пряностей... - Яркость, буйство красок... - Бойкая торговля, попытки купить дешевле, продать дороже...) - Замечательно! Так вот, именно на такой рынок мы с вами и попадем через несколько минут. Но сперва нам необходимо подготовиться. Каждый получает лист бумаги и ручку/карандаш. Складываем лист пополам по горизонтали и разрываем на две половинки. Их в свою очередь опять сгибаем пополам и разрываем. Получили по четыре куска бумаги. Их тоже складываем и разрываем. Теперь у (6:) каждого в руках восьмушки листа. На каждой из восьмушек разборчиво и крупно напишем свое имя и фамилию. Теперь каждую записку сложим текстом внутрь несколько раз. Подготовленные записки со своими именами положите, пожалуйста, в центр комнаты. (Горка записок, сложенных в центре комнаты, тщательно перемешивается тренером.) - Вот теперь, когда все приготовления закончены, мы с вами и отправимся на восточный рынок. Каждый подойдет к куче записок и произвольно вытянет восемь штук. Затем, в течение 5 мин., вам придется уговорами, спорами, путем обмена… найти и вернуть себе — купить — все восемь листков с вашим именем. Первые три покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут ко мне со своими записками. Вопросов нет? Начали! …Игра начинается. Она сопровождается активнейшим контактом между игроками, криками, смехом и т. д. Тренер время от времени поддерживает накал страстей, объявляя, сколько минут осталось до закрытия рынка. Закрывая рынок, объявляет имена трех победителей игры. Итоги упражнения: - Что вам понравилось, а что — нет в прошедшей игре? - Какую тактику вы использовали во время торга: активный поиск, ожидание встречных предложений, «агрессивный маркетинг», взаимный обмен, попытку обмануть партнера? - Попытайтесь теперь назвать имена товарищей, которые вам удалось запомнить! (7:) Фотоальбом Цели: • тренировка памяти, обучение концентрации внимания на партнере; • интеграция группы за счет осознания быть постоянно включенными в совместную деятельность. К концу этого упражнения игроки станут лучше чувствовать себя среди других членов тренинговой команды, познакомятся друг с другом, снимут внутреннее напряжение благодаря игровой ситуации. Размер группы: оптимальное количество — от 8 до 12 человек. Можно играть и большей группой, но внимательно следить за тем, чтобы участники не утратили интереса к происходящему. Ресурсы: большая комната со стульями для каждого участника, доска с мелом или флип-чарт с маркером для записи. Время: от 10 до 30 мин., в зависимости от количества игроков и стойкости интереса к - Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет! Раз, два, три... десять. Стоп! Проверяем. В этой группе у всех участников есть на руке часы. А в этой группе все счастливчики, да? Что значит «почему?» Потому что «счастливые часов не наблюдают...»! - Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю обуви! (Счет, проверка) - по длине волос! (...) - по тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье (...) - по любимому занятию в свободное время! (...) - по цвету брюк и юбок (...) - по цвету глаз! (...) - по настроению, которое вы сейчас испытываете! (...) Завершение упражнения. Участники делятся впечатлениями от игры. Что понравилось им в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься? Как чувствовали себя те, кто остался без группы, в «гордом одиночестве», т.е. было оно «гордым» или каким-то абсолютно иным? Попытайтесь вспомнить, кто был в вашей подгруппе, когда вы объединялись по сходству биографических данных или общности интересов. Назовите тех, кого запомнили. (11:) Кто может прокомментировать систему, обнаруженную им в подаче заданий игры? В чем, по- вашему, смысл этой системы? (см. «Кстати! Материал для тренера») Кстати! Материал для тренера Стоит обратить внимание на последовательность заданий. Сперва что-то достаточно безличное, а потом постепенно — переход к вопросам и качествам более личного свойства: хобби, семья… Упражнение развивается от общего к частному. Постепенно в ходе проверки каждого задания, в чередовании быстрых и доброжелательных контактов участников мы подспудно готовим игроков к вторжению в «частное пространство»: моя семья, каков цвет моих глаз (а это уже требует определенного доверия и открытости — всмотреться в лицо и глаза другого человека!). И в конце упражнения почти всегда я даю задание-тест: распределиться на группы в зависимости от настроения, которое участники сейчас испытывают... Если вся группа сбивается в кучу и на вопрос: «Какое же у вас настроение?» весело отвечает: «Кайф!» — цель достигнута. Лед недоверия разрушен, настороженность отступила и сменилась готовностью к сотрудничеству. Что называется: - Контакт?! - Есть контакт! (12:) Упрямая сороконожка Цели: проверить на опыте эффективность партнерства в условиях коммуникации и в ее отсутствии, влияние договора на достижение групповой цели; выявить лидерские возможности игроков; побудить командные эмоции взаимоподдержки, ответственности, сплоченности. Размер группы: от 8 до 20 участников. Ресурсы: если тренинг проводится в закрытом помещении, то оно должно быть по-настоящему большим и свободным от мебели. Если же упражнение проводится на открытой местности, то размеры площадки могут быть сопоставимы с баскетбольной. Время: в зависимости от размеров игрового поля и количества игроков. В среднем — от 3 до 7 мин. для каждого из двух этапов игры. Ход упражнения Все участники собираются в центре игровой площадки, создав круг, лицами — наружу круга. Берутся за руки, образуя живое кольцо. Тренер объясняет правила игры: На протяжении первого этапа игры нельзя общаться — разговаривать, обмениваться информацией. Каждый из игроков определяет для себя место в пределах игровой площадки (!), куда бы он хотел добраться. Это место может находиться не только напротив играющего, но и сзади него или в любой другой стороне. По команде тренера каждый должен попытаться как можно скорее достичь намеченного им места и (13:) остаться там не менее 3 с. После того как все игроки команды побывали на облюбованных Примечание. Если в ходе обсуждения возникает желание улучшить командный результат, можно вернуться к игре и попытаться быстрее «пройти через кольцо». Волшебный обруч Цели: • к концу игры участники должны ощутить себя более сплоченной группой; • определить лидеров группы и выявить господствующие в команде настроения; • проверить эффективность группового взаимодействия на основе договора между участниками; • приобрести навыки тактического планирования. Размер группы: одна или несколько групп численностью от 5 до 10 человек каждая. Оптимальное наполнение группы — 8 человек. Ресурсы: большой пластмассовый обруч диаметром около метра. Время: 10-20 мин. Тренер может напустить на себя загадочность и придать упражнению некий мистический ореол. У меня в руках обычный пластмассовый обруч? Как бы не так! Его простота обманчива, этот обруч с тяжелым характером. Ваша задача — приручить его, заставив делать то, что захочет группа. Встаньте, пожалуйста, в тесный круг! Пусть каждый поднимет на уровень плеча руку с вытянутым вперед указательным пальцем. Ваши указательные пальцы создали внутренний круг. На него я опускаю обруч. Итак, обруч-строптивец покоится на ваших вытянутых указательных пальцах. Я прошу следить за тем, чтобы пальцы не сгибались, не захватывали обруч «крючком»... Задание: не прерывая контакта обруча с пальцами, опустить его на землю. Чтобы добиться успеха, вам потребуется согласовать свои действия. Вы увидите, (18:) что обруч-упрямец будет пытаться взмыть в небо, как надутый гелием шарик, или пытаться «отклеиться» от ваших пальцев и проявить характер. Всякий раз мы будем возвращаться к исходному положению, пока команда не положит волшебный обруч на землю. Вы можете свободно обсуждать ход игры, предлагать различные варианты решения задания. Следите только за тем, чтобы обруч находился в постоянном контакте с вытянутыми вперед указательными пальцами всех участников игры. Завершение: обсуждение упражнения. - Что мешало и что помогало команде? - Какие групповые настроения преобладали во время игры? - Можете ли вы сказать, что упражнение выявило лидера группы? - Как вы оцениваете собственный вклад в результат игры? Примечание. Это простое на первый взгляд задание окажется совсем нелегким. Более того, тренеру нужно быть готовым к тому, что в ходе игры команда будет проявлять не только положительные эмоциональные реакции. Вполне возможны вспышки гнева, раздражения, ощущение бесплодности усилий, даже отчаяния... Так что не забывайте подбадривать игроков, не принимая в то же время участия в практическом решении задания. Оставьте команде право насладиться самостоятельной победой над обручем-строптивцем! (19:) « Скажи-ка, дядя!..» Цели: • преодолеть тревожность участников, вызванную попаданием в незнакомую среду; • включить участников тренинга в активное соревнование, переключив их внимание с рефлексии — на «здесь и теперь», на актуальное партнерство для достижения групповой цели; • обратить внимание игроков друг на друга, объединив их для решения задач в условиях партнерских отношений; • способствовать интеграции группы за счет необходимости постоянной включенности в совместную деятельность; • стремиться к устранению психологических барьеров, ограничивающих эффективность общения, совершенствовать коммуникативные навыки путем активного игрового взаимодействия. Размер группы: нет ограничений. Ресурсы: не требуются. Время: 15-20 мин. Ход упражнения Эта игра — познавательный и физический «разогрев» группы. С ее помощью можно весело, быстро и эффективно перезнакомить участников тренинга между собой и дать им освоится на физической территории тренинга: в классе, здании, на открытой площадке... Группа разбивается на три-четыре подгруппы. Каждая подгруппа получает от тренера один и тот 10. Знает наизусть хотя бы 3 молитвы? 11. Рос/жил в разных странах? 12. В жизни, как минимум, трижды менял свою профессию или род занятий? 13. Начал трудовую деятельность до пятнадцатилетнего возраста? 14. Говорит более чем на трех языках? (каких?) 15. Побывал за свою жизнь более чем в пяти странах? (каких)? 16. «Вырос» на классической музыке? 17. Любит хумус? 18. Умеет доить корову? 19. Помнит/знает наизусть хотя бы 3 стихотворения Пушкина? 20. Знает, как готовится хинкали? 21. Хотя бы раз в две недели бывает в ресторане? 22. Любит танцевать народные танцы? 23. Ежедневно читает газету? 24 Не менее одного раза в месяц бывает на концерте/в театре? 25. Выбрал ту же профессию, что и отец? 26. Верит в переселение душ? 27. Верит в то, что «старый друг лучше новых двух»? 28. Любит петь, моясь в душе? 29. Считает себя консервативным человеком? (24:) 30. С детства мечтал завести собаку и до сих пор не исполнил давнюю мечту? 31. Любит танцевать? 32. Для кого физкультура была самым любимым школьным предметом? 33. Чье детство прошло в деревне? 34. У кого есть высшее образование? 35. Чьи родители являются представителями разных этнических групп? 36. Чье детство прошло в собственном доме/коттедже/вилле? 37. Кому в детстве много рассказывали народных сказок? 38. Для кого армейская служба осталась не просто приятным воспоминанием, но и предметом гордости? 39. Кому неприятно ощущать себя большим начальником? 40. Кого передергивает от отвращения при одном упоминании о рыбьем жире? Завершение Работать с полученными материалами можно самыми разными методами. 1. Предложить игрокам рассказать о процессе опроса, о том, кого из участников тренинга они запомнили по имени и по ответам на заданные вопросы. 2. Предложить игрокам объединиться в группы сходных ответов: скажем, те, кто ответил на вопрос: «Кто с детства мечтал завести собаку и до сих пор не исполнил давнюю мечту?» положительно, собираются вместе и обсуждают, что мешало им стать хозяином собаки. Или,положим, попросим всех, кто любит рыбий жир, объяснить тем, кто терпеть его не может, прелесть и вкус этого продукта. 3. Попросить тех, кто не успел получить 40 ответов-подписей проанализировать в группе, в чем была причина затруднений… (25:) Переправа Цели: интеграция группы за счет осознания необходимости постоянной включенности в совместную деятельность и чувства взаимной ответственности членов команды; обратить внимание участников группы друг на друга, объединить их для решения совместной задачи в условиях взаимопомощи и партнерства; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы. Размер группы: в идеале — 12-16 человек, но можно проводить игру и в более крупной группе. В случае если участников больше 24, стоит разделить их на две команды и даже провести между ними соревнование на скорость, с которой каждая из подгрупп осуществит свою «переправу». Ресурсы: стулья для каждого участника для первого варианта игры, мел или скотч для второго варианта, длинное бревно или бордюрный камень — для третьего. Время: от 10 мин. до часа и даже более (в третьем варианте игры). Ход упражнения Возможно последовательное прохождение каждого из этапов, а можно играть по каждому из вариантов в отдельности. Вариант № 1 Возьмите каждый по стулу и составьте их в плотный круг сидениями внутрь. Садитесь и послушайте, пожалуйста, задание. Вы — группа путешественников, (26:) вышедших вместе на увлекательный, но опасный маршрут. Вы пройдете его успешно, только если будете помогать друг другу, заботиться о товарищах. В ходе переправы запрещено толкаться, быть эгоистом, не считаться с интересами группы. Давать товарищам руку помощи, уступать место, поддерживать советом и делом — все это не просто разрешено, но желательно… Вам придется подняться на стулья и начать движение (по часовой стрелке). Время от времени я буду убирать из круга стулья, что немало осложнит вашу задачу. Группа считается завершившей переход тогда, когда все участники разместятся по трое на стульях, оставшихся в кругу. Я подчеркиваю: по три человека на одном стуле! Когда все тройки будут готовы, я начну обратный счет с числа 10 и, дойдя до 0, буду рад поздравить вас с победой и успешным прохождением маршрута! Те же, кто в ходе перехода упал или коснулся ногой пола, считаются выбывшими из игры. Попытайтесь дойти до финиша в полном составе, без потерь. А теперь поднимитесь, пожалуйста, на стулья! Успеха! Переправа началась… Вариант № 2 Для этого упражнения нам потребуется свободная от мебели и стульев стена. На расстоянии примерно 30 см от нее проводим черту на полу. Черта может тянуться во всю длину комнаты, разметить ее можно либо мелом, либо цветной или белой клейкой лентой. Участники становятся тесной шеренгой, занимая узкое пространство между стеной и проведенной границей. Я хотел бы предупредить каждого о грозящей вам нешуточной опасности. Черта, которую вы видите (27:) перед собой, — это не просто линия. За ней глубокая пропасть, падение в которую не оставляет вам надежду остаться в живых. По моему сигналу вы все превращаетесь в причудливые скалы. Только крайний слева участник становится альпинистом. Его задача — пройти вдоль пропасти на всем ее протяжении, не заступив за черту (т.е. не сорвавшись). Я напоминаю свои слова про скалы «причудливой формы», так что не стойте, как стойкий оловянный солдатик, а постарайтесь максимально осложнить альпинисту его задачу. Расставьте руки и ноги, организуйте блоки — завалы... Альпинист может преодолевать путь любым способом: протискиваться в узкие расщелины между скалами, выискивать ниши, передвигаться ползком, цепляясь за «камни»… Главное — не причинять никому вреда и боли. Как только первый участник преодолеет часть переправы, следующий за ним игрок может превратиться из скалы в человека и начинать свое опасное путешествие. Если альпинисту посчастливится успешно завершить переправу не сорвавшись, он становится последним в шеренге, превращаясь в свою очередь в неприступную скалу. Игра идет до тех пор, пока последний альпинист не пройдет маршрут. Это упражнение великолепно снимает напряжение между незнакомыми людьми. Телесный контакт и азарт игры, безусловно, сплачивают группу. Понятно, что для участия в такой переправе на игроках должна быть подходящая одежда, позволяющая свободу передвижения и маневра. Ведущему необходимо быть внимательным и моментально пресекать любые силовые попытки преодолеть маршрут. Каждый из альпинистов должен оставаться джентльменом, не нанося ущерба товарищам. К цели, но не любой ценой! (28:) Вариант № 3 Лучше всего, если этот вариант игры вы проведете на улице в тихом месте, где можно сосредоточиться и где есть достаточно длинный и неразрушенный бордюрный камень на кромке тротуара. (Менее удачен вариант, когда вместо бордюра используется бревно: округлости бревна создают дополнительные сложности. К тому же необходимо бревно, длинное настолько, чтобы вместить всех игроков и чтобы остался запас хотя бы в 3 м). Вся команда становится на бордюр — ноги на ширине плеч, плечом к плечу. На расстоянии 2 м от первого и от последнего игрока на бордюре проводится мелом или углем черта. За эту черту нельзя заступать, она — граница игрового поля. Задание этой переправы то же, что и в предыдущем варианте. Но там каждый игрок должен был преодолеть сопротивление команды, здесь же задание требует концентрированного сотрудничества каждого участника команды с партнерами. Первый игрок начинает: проходит, передвигаясь • способствовать физическому раскрепощению при развитии мышечного контроля игроков; • развить навыки концентрации внимания на партнере. Размер группы: нет ограничений. Ресурсы: большая комната, позволяющая свободное передвижение участников. Время: 10-30 мин. Ход упражнения Сначала каждый из участников придумывает для себя несложное физическое движение. Желательно, чтобы оно как-то отражало особенности характера, стиль общения, настроение игрока. Затем группа собирается в круг, и каждый по очереди демонстрирует собравшимся свою «визитную карточку» в движении. После того как показ завершен, объявляем правила игры: доброволец, готовый начать первым, показывает команде свое движение, а затем — движение того человека, которому он передает эстафету. Второй игрок, узнавший свое движение, повторяет его еще раз, а затем добавляет к нему движение следующего участника, которому он решает передать ход... Можно возвращаться к тем участникам, которые уже были в игре, но желательно вводить в упражне- 32 ние новых и новых людей, максимально расширяя количество участников (оптимально — до 100%). Ограничением является передача хода «горячему игроку» — т. е. нельзя возвращать ход тому участнику, от которого этот ход получен. Как правило, если сразу вслед за объяснением правил мы начинаем игру, то она почти сразу останавливается, так как участники за то время, что длилось объяснение правил, успели позабыть движения друг друга. Это прекрасный повод для усиления мотивации и разговора о долговременной и кратковременной памяти, умении сосредоточиться... Но лучше не превращать короткие замечания тренера в долгую беседу, а просто призвать к концентрации внимания на партнере и затем вновь провести круг презентации движений, чтобы после него сразу перейти к самой игре. Завершение: обсуждение упражнения. Участники рассказывают о том, что порадовало, а что огорчило их в игре. Какова была атмосфера в группе? Как выбиралось личное движение каждого участника — исходя из простоты его или в расчете на отражение индивидуальных черт личности? Чьи движения вам больше всего запомнились и почему? 33 Хвост ослика Иа Цели: • снять напряжение участников тренинга путем вовлечения их в групповое физическое действие; • способствовать возникновению партнерских отношений в группе; • вызвать положительные эмоциональные переживания взаимоподдержки, радости от коллективного успеха. Размер группы: не менее 4 игроков. Ресурсы: бумажная или тканевая лента длиной 15-20 см для каждой играющей группы. Время: в зависимости от спортивного азарта участников и размера группы. Ход упражнения Группа разбивается на пары. Каждой паре дается длинная (15-20 см) полоска бумаги или материи, которую один из участников вставляет за пояс. Это хвост. Затем игроки становятся плечом к плечу и обхватывают одной рукой друг друга за пояс. Так эта пара и будет двигаться во время всей игры. Задание Вариант 1. Каждая пара должна оборвать как можно больше хвостов у других пар, при этом сохранив свой собственный. Лишение хвоста ведет к выходу пары из игры. Вариант 2. Вместо своего утерянного хвоста пара мгновенно цепляет одному из игроков трофейный хвост. Вариант 3. Играем не в парах, а в тройках. Хвост цепляется за пояс среднего игрока, руки партнеров 34 на уровне пояса у друг друга и только свободны для обороны и нападения по одной руке у крайних игроков. Завершение: обсуждение упражнения. Примечание. Эту игру можно проводить для всей группы сразу, а можно — для нескольких микрогрупп и болельщиков, поддерживающих игроков. Можно также ограничить раунд по времени. Скажем, игра ведется 2 мин. (а не до победы той или иной пары). По истечении времени подсчитываем количество Дракон-самоед Цели: облегчить игрокам вхождение в групповое взаимодействие через участие в веселом соревновании; снять напряжение от встречи с незнакомыми людьми; провести эффективный мышечный разогрев команды перед началом занятия. Размер группы: оптимальный размер 8-12 человек. Большую группу нужно разделять на подгруппы. Ресурсы: большая, свободная от мебели комната или открытая площадка с ровной поверхностью (баскетбольная площадка, футбольное поле...). Время: 5-10 мин. Ход упражнения Это простая и веселая игра поможет быстро «разогреть» команду, развеселить участников, переключить их внимание с рефлексии по поводу нахождения в незнакомой среде на выполнение командной задачи. Группа выстраивается в шеренгу, взявшись за руки. Крайний слева игрок будет исполнять роль Головы дракона. Крайний справа — Хвост дракона. Дракон наш необычный — самопожирающий, от того-то Голова постоянно хочет поймать Хвост. Команда делится на две подгруппы. От Головы до середины шеренги — часть туловища дракона, которое помогает Голове; от середины шеренги и до Хвоста — команда Хвоста, помогающая ему улизнуть. Когда группа поделена и поняла задание, начинается игра. Каждый раз, когда Голова ловит Хвост или когда истекает минута (даже если Хвост не пойман), назначаются новые Голова, Хвост и их помощники, затем игра продолжается. (40:) |
Ход упражнения
Представьте себе: пришли вы в гости, а хозяева дают вам полистать фотоальбом.
Рассматривать его будем очень внимательно. Вглядываемся в лица, запоминаем движения...
Начнем с ведущего! Я встаю, называю свое имя и делаю любое (желательно не очень сложное) движение. Сосед слева от меня открывает первую страницу фотоальбома, а там — моя фотография.
Теперь ему придется сперва повторить мое имя в сочетании с моим же простым движением, а уж потом добавить в альбом свою собственную фотографию. Какую? Совершенно верно: встать, назвать свое имя и (8:) выполнить одно несложное движение, какое ему захочется. Так и будем перелистывать альбом, начиная каждый раз с фотографии ведущего (имя+движение), а затем добавляя портреты все новых и новых участников.
Только от нашей собранности и внимательности зависит, сколько снимков вместит наш альбом!
Понятно, что чем длиннее цепочка, тем сложнее запоминать имена и характерные движения всех предшествующих игроков. Тем не менее попробуем сделать над собой усилие и продлить цепочку «с накоплением» как можно дольше. Если же кто-то из игроков сбился — не может вспомнить имен и движений,то с этого места мы начнем строить новую цепочку, новую серию фотоснимков.
Завершение:обсуждение упражнения.
Участники рассказывают о том, что порадовало их в игре, что огорчило. Какова была атмосфера в группе в ходе игры?
- Почему для человека так важен звук собственного имени?
- Как вы выбирали себе движение: исходя из его простоты или ориентируясь на максимальное выражение собственной индивидуальности? Чьи движения вам запомнились и почему?
После короткого обсуждения предлагаем вернуться к одной из целей игры — знакомству. Кто готов сейчас записать на доске максимально длинную цепочку прозвучавших имен?
Примечание
Обычно игра проходит весело и энергично. От игрока к игроку растет не только напряжение, но и спортивный азарт. Тренеру важно поддержать это воодушевление, сохранить атмосферу веселого соревнования. (9:)
Десять секунд
Цели:
снизить/преодолеть тревожность участников, вызванную попаданием в незнакомую среду;
помочь участникам группы лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении;
способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы;
организовать групповую работу переключением внимания и эмоций участников тренинга на
«здесь и теперь».
Размер группы: желательно до 25-30 человек, в противном случае тренеру будет сложно самому контролировать распределение по подгруппам в ходе игры.
Ресурсы: большое помещение, свободное от мебели, что обеспечит участникам безопасное и спонтанное передвижение по игровой площадке.
Время: 5-15 мин.
Ход упражнения
Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 с.
Каждое из заданий важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных»: у него (10:) есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. В конце концов абсолютно понятно, что если цвет ваших волос или их длина отличны от цвета и длины волос других участников, то это не делает вас лучше или хуже остальных. Вы просто другой! И потому, что мы разные, мир так разнообразен и интересен.
Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.
Завершая объяснение правил, тренер еще раз напоминает о том, что общение между участниками в любой форме категорически запрещено. Кроме того, всякий раз, когда игроки расцепят руки, тренер остановит продвижение группы до полного восстановления живого кольца. (Затраченное время включается в общее время игры и, безусловно, ухудшает результат.)
Если не возникает вопросов, то командой «Старт!» можно начинать игру.
Когда тренер получил от команды сообщение, что каждый из участников добрался до намеченной цели, он объявляет результат — сколько времени заняло выполнение групповой задачи.
- Переходим ко второму этапу. Здесь те же правила, за исключением одного существенного изменения: игрокам разрешено разговаривать, они могут выработать какую-то групповую стратегию.
Проводится второй этап, по завершении которого тренер вновь объявляет команде результат.
Завершение: обсуждение игры.
- Что вам понравилось в игре?
- Что вызвало затруднения?
- Прокомментируйте, пожалуйста, результаты первого и второго этапов. В чем, по-вашему, причина именно таких результатов?
- Можете ли вы припомнить жизненные ситуации, которые вызывали бы у вас сходные эмоции?
Кто готов поделиться своей историей с группой? (14:)
Примечание
Как правило, получив возможность общаться, группа договаривается о направлении согласованного движения. Таким образом, ей удается с меньшим количеством разрывов живого кольца добраться до каждой личной цели, и игра заканчивается быстрее. Такой результат дает возможность обсудить с участниками эффективность общения, группового договора. Понимание того, что победа группы была обеспечена личными победами каждого, но благодаря установлению эффективных отношений партнерства — важный результат тренингового задания.
Однако в нашей практике бывали случаи, когда второй этап занимал больше времени. Как правило, такой парадоксальный результат был следствием борьбы за лидерство между несколькими игроками команды. Группа теряла время на перепалку и споры о тактике игры. При разборе упражнения тренер может обсудить с участниками проблему лидерства и обреченность на провал стратегии «лебедя, рака и щуки». Иногда полезно позволить группе еще раз пройти последний этап игры, чтобы на практике опробовать критические замечания и попытаться достичь лучшего результата. (15:)
Пройди через кольцо!
Цели:
снять напряжение участников тренинга путем вовлечения их в групповое физическое действие;
создать в группе атмосферу взаимной ответственности, эмоциональной свободы, радости от коллективного успеха;
объединить участников для решения задачи на основе партнерства.
Размер группы: не ограничен, но не менее 6 человек.
Ресурсы: гимнастический обруч или широкая резиновая лента-кольцо диаметром около метра.
Время: 7-10 мин., в зависимости от числа участников. Для динамичности упражнения большое количество игроков лучше разделить на подгруппы: одна команда играет, остальные — болельщики.
Затем играют другие команды.
Ход упражнения
Участники стоят в кругу. На руку одного из игроков надевается обруч или резиновое кольцо- лента. Затем все участники берутся за руки.
Задание: обруч/кольцо передается по кругу, пока не вернется в начальную точку. Так как руки игроков сцеплены, то им придется приложить определенные физические усилия и смекалку, продевая кольцо через себя (без участия рук!), перешагивая через него и т.д. По сути вся живая цепочка должна «пролезть» через обруч, не разжав соединенных рук. (16:)
По итогам упражнения объявляется время, затраченное на выполнения задания.
Завершение: обсуждается упражнение. Что понравилось в нем, а что — нет? Помогает ли игра созданию коммуникативных связей?
19
тить на все вопросы, представленные в списке, и отдать ответы тренеру. Команда сама определяет для себя тактику игры: все делается вместе, ответы ищутся параллельно по нескольким направлениям, каждый отвечает за один из вопросов... Тренеру не стоит подсказывать варианты работы над задачей, достаточно лишь отметить, что игроки свободны в выборе тактики проведения игры.
Как правило, лист, передаваемый командам, должен содержать количество вопросов из расчета: вопрос — одна минута игры. Давая 10 мин. на поиск всех ответов, тренер, таким образом, должен приготовить список из 10 вопросов.
Примерные вопросы:
1. Имена скольких участников тренинга начинаются на букву «К»?
2. Сколько окон есть в коридоре первого этажа нашего здания?
3. Что написано на входной двери комнаты, в которой проходит тренинг? Сколько стульев есть в этой комнате?
4. Выясните у Анжелики, в каком городе она родилась.
5. Сколько ламп дневного света расположено в кабинете секретаря?
6. Узнайте, какое любимое блюдо у Владимира Левина.
7. Как зовут члена тренинговой группы, который живет в доме № 19 на проспекте Энтузиастов?
8. Сколько карманов есть в куртке, которую носит Елена?
9. Какой любимый анекдот у Антона?
10. Сколько лип растет на аллее перед зданием нашего Центра? (21:)
Очевидно, что вопросы составлены таким образом, чтобы запустить «на полную катушку» поисковую активность игроков. Они должны для решения задачи познакомиться с различными
«кругами» информации. В ближнем круге — участники команды, комната, где проходит тренинг. В среднем — другие игроки, здание... В дальнем — люди и предметы, не находящиеся в границах тренинга (другие работники Центра, случайные прохожие, участники других тренингов/ групп/кружков, внешняя территория). (22:)
Будем знакомы!
Цели:
• создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу;
• помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении;
• ввести в коллективное понимание группы готовность говорить об эмоциях и чувствах.
Размер группы: нет ограничений.
Ресурсы: лист-опросник.
Время: 20-30 мин.
Ход упражнения
Каждый из вас сейчас получит лист-опросник. Сперва прочтите внимательно задание! Если возникнут вопросы, я — к вашим услугам. На ознакомление с вопросником и правилами у вас есть 5 минут…
У кого-то возникли вопросы? Нет? Тогда мы начинаем игру. В вашем распоряжении 20 мин.
Перед вами — лист с 40 вопросами по самым различным темам. За 20 минут попытайтесь встретиться с максимальным числом товарищей по группе. Представившись каждому новому собеседнику, задайте ему вопросы из анкеты. Запомните, что каждый из участников группы может расписаться в какой-то из граф опросника (в том случае, если он положительно отвечает на один из вопросов анкеты) Только один раз. Постарайтесь за 20 минут собрать как можно больше подписей!
Итак, время пошло! Начинаем встречаться друг с другом и выяснять:
1. Кто проживает в той же стране, где он и родился? (23:)
2. Вырос в семье, где было более 3 детей?
3. Назван в честь отца/матери?
4. Рос в религиозной семье?
5. Вырос в городе с населением более 300 тыс. жителей?
6. Учился в частной школе?
7. С детского возраста должен был взять на себя обязанности по уходу за младшими детьми в семье?
8. Любит борщ?
9. Рос в условиях билингвизма (двуязыковая среда)?
Перед началом игры тренер дает команде время придумать и испытать стратегию и тактику (29:) переправы. Это необходимо потому, что способов переправы несколько (как минимум четыре, хотя, наверное, можно придумать и дополнительные!). Во-вторых, как только игра начнется, участникам будет запрещено переговариваться. Переправа будет проходить в абсолютной тишине. Это усиливает напряженность игры, способствует сосредоточению на задаче. Если тренер сочтет это необходимым, он может предупредить команду, что разговоры приводят к поражению точно так же, как и касание игроком земли.
Это наиболее сложная из всех вариантов переправ, приведенных здесь. Жесткие правила игры приводят к тому, что она длится порой больше часа. Интересно проследить, как меняется настроение группы в ходе игры, как участники реагируют на сбои: начинают нападать на тех, по чьей вине приходится начинать игру сначала или поддерживают ошибившихся. Наверняка в ходе игры команда будет испытывать и кризис веры в успех задачи. Кто и каким образом подвигнет товарищей на продолжение эксперимента? Или, может быть, разочарование будет столь велико, что пораженческие настроения возобладают и команда прекратит игру, сдавшись? Все эти наблюдения помогут тренеру провести послеигровое обсуждение. (30:)
«
Ах, этот камень на дороге!
»
Человек, который хочет передвинуть гору,
начинает с того, что переносит мелкие камни.
Восточная пословица
Цели:
• развитие концентрации на партнере;
• поощрение совместного эмоционального переживания, связанного с выполнением общей задачи.
Размер группы: сколько угодно большой, но не менее 3 человек. В игре каждый раз участвуют трое, остальные зрители.
Ресурсы: не требуется специальное оборудование. Комната должна быть довольно просторной.
Время: от нескольких минут до срока, необходимого для завершения игры большой группой.
Ход упражнения
«Ах, этот камень-камень-камень на дороге... Если попадется — берегите ноги!»
Кто когда-то спотыкался о придорожный камень, знает, насколько справедливы слова популярной песни Г.Гладкова. Давайте же позаботимся о себе и о других, уберем с дороги мешающий движению камень! Для этого вам нужно будет разбиться на тройки. Представьте себе, что на дороге перед вами лежит этот тяжелый валун. Одному с ним никак не справиться, а вот усилия и слаженные действия троих игроков достаточны, чтобы убрать камень на обочину. От линии старта, где покоится наш валун, и до финиша — «обочины» -5 м, которые вам предстоит преодолеть, неся камень перед собой.
Нельзя перекаты-
30
вать его, только поднимать и осторожно нести, чтобы камень, не дай Бог, не упал и не отдавил всей троице ноги...
Первая тройка подходит к валуну. Определите его размеры, покажите друг другу руками границы воображаемого камня. Вы можете в ходе работы издавать звуки ободрения, сопеть, тяжело дышать...
Просьба лишь не разговаривать, а сосредоточиться на зрительном контакте с товарищами по группе.
Если зрители считают, что в ходе переноса на обочину камень выскользнул из рук игроков, они сообщают об этом криками: «Поберегись!»
Успеха!
Завершение: обсуждение упражнения.
Как работалось вам в команде? Напоминает ли игровая ситуация случаи, происшедшие с вами в жизни? какие?
Эстафета движений
Цели:
• снять напряжение участников тренинга путем вовлечения их в групповое физическое действие;
• способствовать возникновению партнерских отношений в группе;
• поощрять эффективное использование языка тела в коммуникации;
При подведении итогов тренер объявляет правильные ответы, сопоставляя их с результатами работы команд. Побеждает команда, которая первой и наилучшим образом справилась с поставленной задачей.
35
Хранители огня
Цели:
• снять напряжение участников тренинга путем вовлечения их в физическое действие;
• способствовать возникновению партнерских отношений в группе;
• вызвать групповые и личные положительные эмоции.
Размер группы: нет ограничений.
Ресурсы: на каждую пару участников — по свечке. Игру лучше проводить не в помещении и в вечернее время. Если же она проводится в комнате, то нужно обеспечить возможность затемнения.
Время: 5-7 мин.
Ход упражнения
1. Тренер обозначает границы старта и финиша на расстоянии 50 м (или на максимальном удалении друг от друга, если игра проводится в помещении).
2. Игра проводится в парах. На старт каждый раз приглашается одна-две пары, остальные игроки выполняют роль болельщиков.
3. Каждая пара получает зажженную свечу. Одной рукой каждый игрок держит свечу, другая лежит на плече партнера. Положение рук в ходе игры менять нельзя. Защищать пламя свечи можно лишь изменением положения тела, чтобы прикрывать огонь от ветра.
4. По команде тренера пара начинает движение. Задача — как можно быстрее достичь линии финиша, не погасив свечи. Если огонь гаснет, пара возвращается к линии старта, вновь зажигает свечу и лишь затем возвращается в игру.
36
По итогам объявляется пара-победитель, у которой время от старта до финиша оказалось минимальным.
Завершение: обсуждение упражнения.
- Что порадовало меня?
- Что огорчило?
- Изменилось ли мое отношение к партнеру после совместных усилий сохранить пламя свечи?
- Но верил я — не все еще пропало, Пока не меркнет свет, пока горит свеча...
Знакомы ли вам слова этой песни? Вспомните случаи из вашей жизни, когда такой свечой для вас были друзья, близкие люди, которые помогли преодолеть страх,отчаяние, кризис... Готов ли кто-то из вас поделиться с группой своими воспоминаниями? (38:)
Стаканчик
Цели:
облегчить участникам вхождение в групповой тренинг через участие в веселой игре;
снять напряжение от встречи с незнакомыми людьми;
поддержать открытое выражение положительных эмоций;
способствовать развитию нестандартного, творческого мышления участников.
Размер группы: лучше играть в группе из 8-15 человек.
Ресурсы: стул для каждого из участников и несколько (чтобы была возможность заменить испорченный или загрязнившийся в ходе игры стакан) разовых пластиковых стаканчиков.
Время: до 10 мин.
Ход упражнения
Участники садятся в круг. Тренер дает первому игроку пластиковый стаканчик. Задание: передать стаканчик по кругу таким образом, чтобы способ передачи его от игрока к игроку ни разу не повторился. Для тех, кто никак не может придумать оригинальный, еще не использованный в игре способ передачи стаканчика, команда придумывает смешные штрафные санкции. Все штрафы отрабатываются в конце игры.
Игра завершается, когда пройден полный круг, либо продолжается до тех пор, пока существуют новые оригинальные идеи.
Завершение: обсуждение упражнения и выступления «штрафников». (39:)