Главная страница
Навигация по странице:


  • 1. Жизнь Гиппократа

  • 2. Основные разделы Гиппократова сборника в области инфекционных болезней

  • 3. Методы лечения Гиппократа

  • Список использованной литературы

  • Труды Гиппократа в области инфекционной патологии


    Скачать 37.98 Kb.
    НазваниеТруды Гиппократа в области инфекционной патологии
    Дата16.12.2020
    Размер37.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаref_trudy_gippokrata.docx
    ТипРеферат
    #161215

    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЛНР

    ГУ «ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. СВ. ЛУКИ»

    Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии имени В.М. Фролова

    Зав. кафедрой: д.м.н., профессор Соцкая Я.А.
    Преподаватель: к.м.н. Гаврилова Л.А.

    Реферат

    На тему «Труды Гиппократа в области инфекционной патологии»

    Выполнил: студент V курса

    I Медицинского факультета

    Группы № 8-Б

    Ботнарь Н.В.

    Проверила: к.м.н. Гаврилова Л.А.

    Луганск - 2020

    План

    Введение…………………………………………………………………………...3

    1. Жизнь Гиппократа…………..………………………………………….………4

    2. Основные разделы Гиппократова сборника в области инфекционных болезней……………………………………....... ………………………..………..8



    3. Методы лечения Гиппократа……………………………………………................14

    Заключение………………………………………………………………………15

    Список использованной литературы………………………………………......17

    Введение

    В мире не найдётся человека, не слышавшего о “Клятве Гиппократа”. Но, мало кто интересовался, что за человек написал текст, который произносили, не одну эпоху, деятели медицины, приступая к исполнению своего святого долга на благо людей.

    Греческий врач Гиппократ считается отцом современной медицины. Он изменил постулаты и курс Греческой медицины того времени, в которой считалось, что любая болезнь вызывается богами или алкоголем. Его труды упорно доказывали, что болезни связаны со множеством земных причин и являются результатом естественного действия.

    В древней Греции было много людей носивших фамилию Гиппократ.[1] Это часто встречающаяся фамилия как Иванов или Петров в России, и многие из носителей этой фамилии выделяли себя в греческой истории различными способами. Но ни один человек с фамилией Гиппократ не получил такой известности, уважения и почестей за свои труды как Гиппократ с острова Кос. Он совершил революцию в медицине и фармации, которая радикально изменила направление цивилизации. Гиппократ изменил практику медицины и фармации, преобразовав ее от мифических, суеверных, волшебных и сверхъестественных основ до правил, основанных на наблюдениях и причинных связях с основами научной объективности и элементами постоянно растущего эволюционного дерева.

    Гиппократ основал медицинскую школу, названную его именем, и отстаивал основной подход к определению диагнозы и схемам лечения болезней, которые все еще имеют значение для современной медицины.

    Во всемирной истории его именем названа присяга и раздел медицинской этики, называемой Присягой Гиппократа. Соответственно, получая высшее образование, студенты-медики многих медицинских школ продолжают клясться на основе некоторых (различных!) форм клятвы Гиппократа. Она замечательна своим стремлением установить высокие моральные нормы врачебной профессии.

    Учения Гиппократа оказали сильнейшее влияние не только на древнюю, но и на современную медицинскую практику.[2]

    Настоящая курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

    1. Жизнь Гиппократа

    Гиппократ – в переводе с греческого языка Hippocrates – укротитель корней,[3] древнегреческий врач, Отец медицины, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины.

    Гиппократ родился в 460 году до нашей эры в городке Меропис на острове Кос – юго-восток Эгейского моря. Он относится восходящему к Асклепию роду Подалирия, на протяжении восемнадцати поколений занимающемуся медициной.

    Историками удалось обнаружить некоторые исторические документы, рассказывающие о детстве и юности древнегреческого врачевателя, но этих сведений не достаточно, чтобы раскрыть характер молодого Гиппократа.

    Потомкам остались лишь предания, рассказы, легенды, повествующие его биографию. Имя Гиппократа, подобно Гомеру, сделалось впоследствии собирательным именем.

    Отец Гиппократа - Гераклид, мать – акушерка Фенарета.

    Первым воспитателем Гиппократа и учителем в области медицины был его отец. Начинал свою деятельность Гиппократ при храме. Еще, будучи двадцатилетним юношей, он уже пользовался славой превосходного врача. Именно в этом возрасте получил Гиппократ посвящение в жрецы, что было необходимо тогда для врача.

    Современники Гиппократа отмечали его гениальную наблюдательность, прозорливость, интуицию и логичность умозаключений. Все выводы его были основаны на тщательных наблюдениях и строго проверенных фактах, из обобщения которых, как бы сами собою, вытекали и заключения.

    Получив первоначальное медицинское образование, Гиппократ, стремясь пополнить знания и усовершенствовать искусство врачевания, приобрести новые навыки, отправился в Египет. В разных странах он не только изучал медицину по практике местных врачей, по обетным таблицам, которые всюду вывешивались в стенах храмов Эскулапа, но и собирал и систематизировал его.

    Объездив Грецию, Малую Азию, побывав в Ливии и Тавриде, Гиппократ, познав разные школы врачевания, познакомившись с их методами, по возвращении на родину основал свою медицинскую школу.

    Великая заслуга Гиппократа заключается в том, что он первый поставил медицину на научные основы.

    Рассматривая медицину и философию, как две неразрывные науки, Гиппократ старался их, и сочетать, и разделить, определяя каждой свои границы.

    Он вывел медицину из темного эмпиризма – учения об опыте, под которым понималось направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и считающее, что содержание знания может быть представлено, либо как описание опыта, либо сведено к нему.

    Очистив эмпиризм от ложных философских теорий, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытною, экспериментальною стороною дела, положил начало её развитию.

    Извечные традиции, запрещавшие вскрытие трупов, позволяли изучать анатомию и физиологию только на животных. Конечно, это не давало возможности, при всей врачебной наблюдательности Гиппократа глубоко изучить анатомию человека, в связи с чем многие сведения его не соответствовали истинным знаниям. Тем не менее, Гиппократ уже знал о наличии желудочков в сердце, о крупных сосудах. Уже в те далёкие времена он понимал, что психическая деятельность человека связана с мозгом.

    Самые ранние биографы Гиппократа писали не раннее 200 лет после его смерти и, конечно рассчитывать на достоверность их сообщений - трудно. Гораздо более ценные сведения мы могли бы получить из показаний современников и из самих сочинений Гиппократа.

    Показания современников очень скудны. Сюда относятся, прежде всего, два места из диалогов Платона «Протагора» и «Федра». В первом из них рассказ ведётся от лица Сократа, передающего свой разговор с молодым человеком Гиппократом. Согласно этому месту во времена Платона, который был приблизительно на 32 года моложе Гиппократа, последний пользовался широкой известностью, и Платон ставит его наряду с такими знаменитыми скульпторами, как Поликлет и Фидий.

    Ещё больший интерес представляет упоминание о Гиппократе в диалоге Платона «Федр». Там о Гиппократе говорится как о враче с широким философским уклоном; показано, что в эпоху Платона сочинения Гиппократа были известны в Афинах и обращали на себя внимание широких кругов своим философским диалектическим подходом.

    Конечно, на протяжении 24 веков на долю знаменитого врача выпали не одни похвалы и удивления: испытал он и критику, доходившую до полного отрицания, и злословие. Резким противником гиппократовского подхода к болезням был знаменитый врач методической школы Асклепиад (1 в. до н. э.), сказавший, между прочим, острое словцо по поводу «Эпидемий»: Гиппократ, дескать, хорошо показывает, как люди умирает, но не показывает, как их вылечить. Из врачей IV в., младших современников Гиппократа, некоторые упоминают о его имени в связи с критикой его воззрений. Гален в своём комментарии на книгу Гиппократа «О суставах» пишет: «Порицали Гиппократа за способ вправления сустава бедра, указывая, что оно снова выпадает…».[4]

    Другое свидетельство с прямым упоминанием имени Гиппократа принадлежит Диоклу, знаменитому врачу середины IV века, которого даже называли вторым Гиппократом. Критикуя один из афоризмов Гиппократа, где, утверждается, что болезни, соответствующие сезону, представляют меньшую опасность, Диокл восклицает: «Что ты говоришь, Гиппократ! Горячка, которая вследствие качеств материи сопровождается жаром, нестерпимой жаждой, бессонницей и всем тем, что наблюдается летом, будет более легко переноситься в силу соответствия времени года, когда все страдания обостряются, чем зимой, когда сила движений умеряется, острота уменьшается и все заболевание становится более мягким».[5]

    Таким образом, из показаний писателей IV века, ближайший по времени к Гиппократу, можно почерпнуть уверенность, что он действительно существовал, был знаменитым врачом, учителем медицины, писателем, что его писания отличаются широким диалектическим подходом к человеку и что некоторые его чисто медицинские положения уже тогда подвергались критике.

    Остается рассмотреть, какие материалы для биографии можно извлечь из сочинений, дошедших до нас под именем Гиппократа. Их можно разделить на две неравные группы.

    К первой относятся сочинения делового характера, имеющие то или иное отношение к медицине: их большинство. Ко второй относится переписка Гиппократа, речи его и его сына Фессала, декреты. В произведениях первой группы биографического материала очень немного; во второй, наоборот. Его очень много, но, к сожалению, переписка признается целиком подложной и не заслуживающей доверия.

    Прежде всего, надо заметить, что ни в одной из книг «Гиппократова сборника» имя автора не представлено, и определить, что написано самим Гиппократом, что его сродниками, что посторонними врачами, очень трудно. Однако, удается, выделить несколько книг, носящих на себе печать личности Гиппократа, как её привыкли представлять, и по ним можно составить представление о местах, где он работал и где бывал в своих путешествиях. Гиппократ был, несомненно, врач периодевт, т.е. он не практиковал в своём городе, где вследствие избытка врачей определённой школы нечего было делать, поэтому он объезжал разные города и острова, занимая иногда должность общественного врача по несколько лет. В книгах «Эпидемии» 1-й и 3-й, которые громадным большинством признаются подлинными, автор описывает состояние погоды в разные времена года и появление тех или иных болезней на острове Фасосе в течение 3, а может быть, и 4 лет. Среди историй болезней, приложенных к этим книгам, кроме больных в Фасосе, встречаются больные из Абдеры и ряда городов Фессалии и Пропонтиды. В книге: «О воздухах, водах и местностях» автор советует, придя в незнакомый город, подробно ознакомиться с местоположением, водой, ветрами и вообще климатом для понимания характера возникающих болезней и их лечения. Из той же книги явствует, что Гиппократ по собственному опыту знает Малую Азию, Скифию, Восточное побережье Чёрного моря у реки Фасис, а также Ливию.

    В «Эпидемиях» упоминаются фамилии Алевадов, Дисериса, Сима, Гипполоха, известных из других источников, как знатные люди и князья. Если врач призывался для лечения конюха, раба или служанки, то это значило только, что хозяева ими дорожили. Вот, в сущности, всё, что можно извлечь из медицинских книг Гиппократа по части его биографии.

    Остаётся рассмотреть последний источник биографии Гиппократа: его переписку, речи, письма, приглашения, декреты – разнообразный исторический материал, помещённый в конце его сочинений и вошедший в состав «Гиппократова сборника» как его неотъемлемая часть.

    В старину всем этим письмам и речам верили, но историческая критика XIX века лишила их всякого доверия, признав подложными и сочинёнными, как и большинство других писем, дошедших до нас от античного мира, например, Платона. Немецкие филологи предполагают, что письма и речи были сочинены в риторской школе острова Коса в III и последующих веках, может быть, в виде упражнений или сочинений на заданные темы, как это практиковалось в то время. Что письма Гиппократа подложены, это доказывают некоторые анахронизмы, исторические неувязки и вообще весь стиль писем, так что возражать против этого трудно. Но, с другой стороны, отрицать всякую историческую ценность этих писаний также нельзя: такое отношение - прямой результат гипперкритики, особенно процветавшей в XIX веке среди учёных историков и филологов. Не следует забывать – и это самое главное, – что фактически данные, приводимые, например, в речи Фессала, являются хронологически самыми ранними, в сравнении с которыми биографии, написанные через многие сотни лет после смерти Гиппократа, не могут идти в счёт. То громадное количество деталей и мелких подробностей, касающееся лиц, мест и дат, которые придают правдоподобность рассказу, вряд ли могло быть просто вымышленным: во всяком случае, они имеют какую-то историческую подоплёку.

    Наиболее интересные исторические материалы содержатся в речи Фессала, сына Гиппократа, произнесённой в афинском народном собрании, где он выступал как посол от своего родного города Коса, и, перечисляя заслуги, которые его предки и он сам оказали афинянам и общегородскому делу, пытался отвратить надвигавшуюся войну и разгром о. Коса. Из этой речи мы узнаем, что предки Гиппократа, по отцу асклепиады, по матери были гераклиды, т.е. потомки Геракла, вследствие чего находились в родственных отношениях с македонским двором и фессалийскими феодальными владетелями, что делает вполне понятным пребывание Гиппократа, его сыновей и внуков в этих странах.

    Помимо этой речи, существуют ещё и представляющие не меньший интерес, рассказы о заслугах самого Гиппократа. Следует ещё остановиться на переписке Гиппократа, занимающей большую часть приложений к «Сборнику». Она уже, несомненно, подложена и сочинена, но содержит в себе большое количество подробностей как бытовых, так и психологических, сообщающих письмам отпечаток какой-то свежести, наивности и такого колорита эпохи, который по прошествии нескольких веков выдумать трудно. Главное место занимает переписка по поводу Демокрита и с самим Демокритом.

    Таковы биографические материалы разнородного характера, рисующие нам жизнь и личность Гиппократа; таким представлялся он античному миру и перешёл в историю.

    2. Основные разделы Гиппократова сборника в области инфекционных болезней

    "Гиппократов сборник" - своего рода энциклопедия древнегреческой медицины. Всего в нем описывается более 250-ти растительного и 50 лекарственных средств животного происхождения. Имеются описания заболеваний зубов и десен от пульпита до альвеолярного абсцесса и некроза кости и полости рта гингивит, стоматит, скорбут, болезни языка. Согласно этому сборнику при зубных болях рекомендуется применять кровопускания, слабительные и рвотные, строгая диета, так и местные средства наркотики, полоскания настоями трав, припарки из чечевичного отвара, вяжущие средства. Удаляли же, судя по всему, только расшатанные зубы. Так же известно, что при лечении вывиха и перелома челюсти древние греки устанавливали кость на место, а зубы связывали золотой или медной проволокой.
    Сочинения по хирургии - "О переломах", "О ранах головы", "О вправлении суставов" и т.д. - дают непосредственное представление о весьма обширном количестве хирургических операций, в широком смысле этого слова, и аппаратов для лечения переломов и вывихов. Подробно описана "скамья Гиппократа" (приспособление для вправления вывихов) и "шапка Гиппократа" - сложная хирургическая повязка применяемая, и по сей день. Из описаний Гиппократа ясно, что хирургия в те времена находилась на весьма высоком уровне; разные приемы перевязок и употреблялись инструменты, применяющиеся и в современной медицине [8]. 
    В сочинении "О диете при острых болезнях" Гиппократ, судя по всему используя сначала метод наблюдения, а после экспериментальной практики, положил начало рациональной диетологии и указав на необходимость питать больных, даже лихорадочных. С этой целью установил диеты применительно к формам болезней - острых, хронических, хирургических и т. д.
    Основы древнегреческой терапии подробно описаны в "Прогностике". Древние греки полагали, что можно прогнозировать заболевание исходя из наблюдений, осмотра и опроса больного (то есть сбор анамнеза). Отсюда и основной принцип: лечить не болезнь, а больного. Все назначения врача, которые касаются лечения и режима дня больных, должны быть исключительно индивидуальны. Так что у современных исследователей было достаточно оснований считать Гиппократа и его учеников основоположниками современной клинической медицины.


    Разработка принципов, правил лечения и диагностики "по Гиппократу" основана на изучении "природы тела". В то время не существовало еще строгого подразделения анатомии и физиологии. Они обобщались одним разделом, обозначенным термином "природа тела". Главным источником анатомических и физиологических знаний служили вскрытия животных, поскольку анатомирование человеческого тела строго запрещалось по непонятным ныне причинам. Именно это, скорее всего и служило причиной ошибок Гиппократа в этой области [9, 10].
    В "Гиппократовом сборнике" имеются различные данные о строении отделов скелета, описываются мышцы пояса, бедра, голени, спины, а также различные суставы. Из пищеварительных органов описывается только желудок. Из дыхательных органов в сборнике перечисляются дыхательное горло, бронхи и легкие. Сердце рассматривалось как важнейший орган, различались желудочки, сердечная сумка, большие сосуды.
    Обзор оснований происхождений заболеваний приведен в работе "О воздухах, водах, местностях" и включает любопытные заключения о корреляции болезни от условий окружающей среды и образа жизни человека. Врач, по мнению Гиппократа, должен лишь способствовать естественным силам организма в борьбе с болезнью. Также большое значение придавалось гигиене быта, режиму и диете.
    Как упоминалось ранее, в "Гиппократов сборник" входит пять сочинений, посвященных врачебной этике и правилам врачебного быта в Древней Греции. Это "Клятва", "Закон", "О враче", "О благоприличном поведении" и "Наставления". В процессе обучения будущий врач должен был воспитывать в себе презрение к деньгам, скромность, опрятность, обширные знания. Воспитывалась антипатия к пороку, непринятие суеверного и бесполезного страха перед богами. Целителю необходимо знать все лекарственные травы, уметь правильно их применять, быть уверенным в своих действиях у постели больного, "обманывать" больного своим спокойствием, но в то же время быть настойчивым и строгим.
    Так же необходимо помнить о первейшей заповеди "прежде всего не вредить" и не тревожить больного мыслью о вознаграждении. Более того, благородно при необходимости лечить даром, если нужно оказать помощь чужестранцу или бедняку, что в наше время не является актуальным по причине частой невозможности осуществления.
    Кроме высоких профессиональных требований, так же большое значение придавалось и внешнему виду врачевателя. Ему вменялось в обязанности носить хорошую одежду и "натираться благоухающими мазями".
    В конце своего обучения, будущий врач давал "Клятву", которой придерживался всю свою жизнь, так как нравственность в Древней Греции почиталась, равно как и знания. Основные положения клятвы всем известны: считать врачевателя наравне с родителями, делиться с врачевателем своим достатком, потомство его считать братьями своими; воздерживаться от всякого вреда и несправедливости по отношении к нему; никогда не давать никакому просителю средства смертельного; всегда и при любых обстоятельствах сохранять врачебную тайну и т.д [4].
    Основные моменты этой клятвы созданы еще задолго до Гиппократа и переходили от Отца к сыну в качестве устных указаний. Намного позже, войдя в "Гиппократов сборник", клятва обрела свое современно имя и вид.
    Сегодня в каждой стране существует собственная "Клятва" врача, но общий дух, а так же принципы древнегреческой присяги объединяют врачей со всего земного шара...
    Во времена Гиппократа бытовало мнение, что все заболевания посланы злыми силами или в наказание. Поэтому подход Гиппократа к причинам вызывающим болезни был инновационным для того времени. Он считал болезни не Божьим проклятием, а вызваны вполне естественными причинами.
    Великая заслуга Гиппократа состоит в том, что он первый кто рассматривал медицину в качестве научного предмета, выведя ее из темного эмпиризма, и очистив от ложных философских теорий, регулярно противоречивших реальности, господствовавших над опытной, экспериментальной стороной дела. Рассматривая медицину и философию как два неразрывных предмета науки, Гиппократ стремился их, и сочетать и разделить, определяя каждой свои границы.
    Во всех его литературных произведениях явно просматривается гениальная наблюдательность Гиппократа и логичная прямолинейность умозаключений. Все его выводы основаны на тщательных научных наблюдениях и строго проверенных фактах, из обобщения которых как бы сами собою вырисовывались заключения. Точное предсказание течения и исхода болезни, основанное на изучении аналогичных случаев и примеров, составило Гиппократу при жизни широкую славу. Последователи учения Гиппократа впоследствии образовали так называемую основу Косской школы, которая длительное время процветала и определяла направление современной медицины во всем цивилизованном мире того времени.
    Однако стоит вернуться к медицинским трудам великого целителя. Мы уже упоминали о том, что в работах Гиппократа имеются наблюдения за распространением различного рода болезней в зависимости от влияний атмосферы, времен года, окружающей среды, направление и интенсивности ветра, качества питьевой воды и результат этого всего - физиологические действия указанных влияний на здоровый организм человека. Так же в этих же сочинениях приведены и некоторые географические данные по климатологии разных стран, в последнем труде более обстоятельно изучены метеорологические условия одной местности острова и зависимость болезни от этих условий. Вообще Гиппократ делит причины болезней на два класса: общие вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности и личные - условия жизни и труда, питания (диеты), возраст и пр. Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков, что для него и есть здоровье [11].
    В данных сочинениях в первую очередь поражает неутомимая жажда познания и наблюдательность ученого. Врач, в первую очередь, приглядывается, и глаз у него должен быть Острый. Он расспрашивает, делает заметки, наблюдает, оценивает. Обширное собрание из семи книг "Эпидемий" являет собой не что иное, как ряд заметок, сделанных врачом у изголовья больного. В этих записях изложены случаи, обнаруженные в моменты врачебного обхода и еще даже не систематизированные в единую систему знаний. В эти тексты довольно часто вкраплено какое-нибудь общее соображение, не касающееся изложенных фактов, словно врач мимоходом записывал те соображения, которыми голова его занята беспрерывно.
    Вот пример этих пытливых рассуждений коснулся вопроса о том, как необходимо осматривать больного, и в тот же момент возникает окончательное, все открывающее, точное слово, показывающее гораздо большее, чем простое наблюдение, и рисующее нам метод мышления врача: "Осмотр тела - целое дело: он требует знания, слуха, обоняния, осязания, языка, рассуждения".
    А вот еще рассуждение об осмотре больного из первой книги "Эпидемий": "Что касается до всех тех обстоятельств при болезнях, на основании которых должно устанавливать диагноз, то все это узнаем из общей природы всех людей и собственной всякого человека, из болезни и из больного, из всего того, что предписывается, и из того, кто предписывает, ибо и от этого больные или лучше, или тяжелее себя чувствуют; кроме того, из общего и частного состояния небесных явлений и всякой страны, из привычки, из образа питания, из рода жизни, из возраста каждого больного, из речей больного, нравов, молчания, мыслей, сна, отсутствия сна, из сновидений, какие они и когда появляются; из подергиваний, из зуда, из слез, из пароксизмов, из извержений, из мочи, из мокроты, из рвоты. Должно также смотреть на перемены в болезнях, из каких в какие происходят, и на отложения, ведущие к гибели или разрушению, далее - пот, озноб, похолодание тела, кашель, чиханье, икота, вдохи, отрыжки, ветры беззвучные или с шумом, истечения крови, геморрои. Исходя из всех этих признаков и того, что через них происходит, - следует вести исследование" [12].
    Следует обозначить обширный круг требований. При осмотре врач обращает внимание не только лишь на состояние больного, а так же на прежние болезни и их последствия, возможно оставленные ими, он принимает во внимание образ жизни больного и климат места обитания. Так же не забывая о том, что, больной такой же человек, как и все остальные и для его познания надо изучать и других людей; так же он исследует его помыслы. Так же "умолчания" больного могут служить для него указанием! Задача непростая, в которой с легкостью запутался бы любой ум, лишенный широты.
    Как сказали бы в наши дни - эта медицина исключительно психосоматическая. Проще говоря: это лечение всего человека (души и тела), и связана она как со средой его обитания и образом жизни, так и с его прошлым. Последствия такого широкого подхода обязательно отражаются на лечении, которое в свою очередь должно требовать от больного, того чтобы он, под руководством врача, весь - телом и духом - принимал участие в своем выздоровлении.
    Внимательно следя за течением хода болезней, он внимательно следил различным периодам протекания болезни, особенно внимательно - лихорадочных, острых, устанавливая определенные дни для кризиса и перелома болезни, когда организм, по его учению, сделает попытку освободиться от не сваренных соков.
    Гиппократ уже при жизни был, благодаря своим трудам был обласкан славой. Платон, будучи младше Гиппократа на целое поколение, но все таки его современником в широком понимании этого слова, равняя в одном из своих диалогов медицину и другие искусства, проводит параллели между Гиппократом из Коса и самыми великими ваятелями его времени - Политеглом из Аргоса и Фидием из Афин.
    Жизнь кратка, дорога искусства длинна, удачи момент скоропреходящ, опыт иллюзорен, суждение сложно. По этому не только сам врач обязан употребить в дело все, что крайне важно и необходимо, но и больной, и окружающие, должны способствовать врачу в его деятельности.
    Прогностика являет собой выдающееся сочинение по древнегреческой терапии. Подробно в нем описаны элементы, составляющие прогноз заболеваний в то время (наблюдение, осмотр и опрос больного) и изложены основы наблюдения, и лечения у постели больного. Многие изречения, указанные в Прогностике, являются классическими, например, лицо умирающего больного: нос острый, глаза впалые, виски вдавленные, кожа на лбу твердая, натянутая и сухая, и цвет всего лица зелёный, черный, или бледный, или свинцовый [5, 13].
    Эпидемии в семи частях своим духом близки к Прогностике. Под словом Эпидемии древние греки понимали не эпидемические (то есть не инфекционные или заразные болезни), а широко распространенные среди людей заболевания. Это болотные лихорадки, параличи, чахотки, кожные, простудные, глазные и много других заболеваний. В 1 и 3 частях приводятся 42 наиболее презанятных и наставительных истории болезней. Они дают четкое представление об истоках клинического подхода в медицине Древней Эллады, когда врачеватель ежедневно наблюдал больного и описывал его состояние и лечение.
    Большое место в данном сочинении уделено описанию различных типов людей, живущих в разных местностях; их болезни связываются, главным образом, с местом проживания человека (на юге, на востоке, высоко в горах, в плодородных долинах), ᴛ.ᴇ. с условиями окружающей природы, временем года и т.п. По мнению древних греков, люди каждого типа имеют свои особенности, которые и определяют предрасположение к конкретным болезням, влияют на их течение и, следовательно, требуют различного подхода в лечении.
    Впоследствии (в периоды поздней античности и средневековья) на базе древнегреческих представлений о четырех телесных соках и различных характерах людей сформировалось учение о четырех темпераментах, каждый из которых связывался с преобладанием в организме одного из четырех телесных соков: крови - сангвинический тип, слизи - флегматический, желтой желчи - холерический, черной желчи - меланхолический (названия этих типов в сочинений О воздухах, водах, местностях не содержатся, так как появились они несколько столетий спустя; более того, sanguis - слово латинское и в Древней Греции употребляться еще не могло) [14].
    Причины возникновения болезней древние греки подразделяли на две группы: 
    ) Общие для всех людей в данной местности, зависящие от конкретных условий окружающей природы. 
    ) индивидуальные причины, определяемые образом жизни каждого:
    Когда много людей в одно и то же время поражаются одною болезнью, то причину этого должно возлагать на то, что является наиболее общим всеми, чем все мы пользуемся. А это есть то, что мы вовлекаем в себя дыханием.
    Когда же в одно и то же время рождаются болезни всякого рода, тогда, без сомнения, причиной каждой служит образ жизни у каждого...
    Образу жизни в Древней Элладе придавалось особое значение. В одном ряду с обязательным обучением грамоте и музыке стояли физическое воспитание, закаливание и личная гигиена. Каждый мужчина воспитывался выносливым и смелым, чтобы в минуту опасности с оружием в руках встать на защиту своего полиса (постоянной армии в полисах Древней Греции не было).
    Сочинения по хирургии. О переломах, О ранах головы, О вправлении суставов и т.д. дают стройное представление о высоком развитии в Древней Греции учения о повязках, хирургических аппаратах, лечении ран, переломов, вывихов, повреждений головы, в т.ч. и лицевого черепа. В сочинений. О вправлении суставов описана скамья Гиппократа - устройство для вправления вывихов. Сложная хирургическая повязка, известная как Шапка Гиппократа, до сих пор применяется в хирургии.
    В классический период древние греки не имели специальных знаний по анатомии, так как не вскрывали тела умерших. Их представления о строении человеческого тела были эмпирическими. Вот почему в то время хирургия древней Индии превосходила хирургию древних греков. Древнегреческие врачеватели занимались в основном той областью хирургии, которая сегодня включает в себя травматологию и десмургию [15].

    3. Методы лечения Гиппократа

    Как писал Гиппократ в своей книге « О природе человека», здоровье каждого человека покоится на правильном сочетании четырех телесных соков: крови, мокроты, желтой и черной желчи. Если же их нормальное соотношение нарушается, человек заболевает. Учение о соках оказало большое влияние на представление медиков эпохи античности и средневековья и в слегка модифицированной форме - на представления медиков ХIХ века. Кроме другого греческого врача, Галена, жившего несколько позже Гиппократа, никто другой не смог оказать такого влияния на становление европейской медицины. Уже само выделение этих причин говорило о том, что Гиппократ пользовался приемами современной методики диагностики и врачевания: выстукиванием, ощупыванием, выслушиванием (естественно, в примитивной форме), поскольку ему еще не было известно внутреннее строение человеческого тела. Кроме этого, Гиппократ изучал и характер выделений, таких, как мокрота, экскременты, при разных формах болезней. Особое значение имела, конечно, и методика лечения. Она предполагала союз врача и больного. Главное, по мнению Гиппократа, заключалось в том, чтобы человек сам захотел выздороветь, а врач должен всемерно помогать ему. Прежде всего, эта помощь заключалась в мобилизации сил организма для восстановления здоровья. Лечение человека Гиппократ проводил естественным путем, с помощью диеты и использования природных лекарственных средств. Гиппократ впервые установил принцип подбора диеты в зависимости от характера болезни. Правда, установленные им начала рациональной диетики были впоследствии забыты. Очевидно, что Гиппократ стремился вылечить больного, прежде всего диетой и лекарствами. Однако если они помогали, то он соглашался на хирургическое вмешательство. Конечно, в то время проводились лишь самые простые операции, типа вправления переломов и лечения ран или нарывов. Сам Гиппократ был хорошим хирургом, и обычно после проведенной им операции кость вставала на место, человек перестал хромать и мог так же свободно передвигаться, как и раньше.

    Заключение

    Просветительская деятельность и отсутствие страха перед осуждениемкорпорации врачей относительно разглашения «тайн врачевания» принесли Гиппократу широкую известность. Эти мысли великого ученого о медицинском просвещении населения не устарели и сейчас и получили дальнейшее развитие. В настоящее время ликвидация медицинской безграмотности играет важную роль в утверждении здорового образа жизни, профилактике травматизма и многих заболеваний.

    Гиппократ прославился и как врач-практик. При лечении больных он пользовался следующими средствами: 1) диетотерапия; 2) лекарственными препаратами; 3) бальнеотерапией; 4) лечебной физкультурой, 5) внушением, 6) скальпелем. Созданная им лечебница состояла из гимнастического зала, водолечебницы с бассейном, операционной. Что касается диетотерапии, то о значении, которое он ей придавал, можно судить даже по названиям его работ: «О диете при острых заболеваниях», «О диете». Книга «О здоровом образе жизни» посвящена диете для здоровых людей в различные времена года с учётом конституции и желанием похудеть или, наоборот, пополнеть. Он широко использовал лекарственные препараты растительного происхождения.[28]

    Как видно из приведённого не так уж мало было в расположении у Гиппократа средств, способствующих сохранению здоровья пациентов, и они были направлены в первую очередь на усиление защитных сил организма при различных страданиях, на его укрепление. А разве не это линия является стратегической в современной медицине?

    Указанная направленность практической деятельности снискала Гиппократу славу выдающегося врача современности и всех последующих веков. Наука интернациональна, и с этим сейчас никто не спорит. Но ученый, как представитель своей нации, может добиться интернациональной известности только будучи патриотом своего народа, своей родины. Гиппократ был патриотом греческого народа. Когда его пригласил к себе на службу персидский царь Артаксеркс, суля ему несметные богатства, он категорически отказался. Поэтому поводу он писал своему народу: «Я имел бы позор от богатства царя и от изобилия враждебного моему отечеству, я обладал бы ими подобно тому, кто стал бы опустошителем городом Греции. Богатство не есть приобретение денег отовсюду, ибо великие святыни добродетели, которых справедливость не закрывает, но делает видимыми». И далее: «Счастливы народы, которые знают, что превосходные люди служат им защитой – не башни и не стены, но мудрые советы мудрых людей».[29]

    Ещё совсем недавно в период переломных моментов развития медицины, когда собственный фактический материал не мог быть объяснён господствующими теориями медицины, а передовые достижения не осваивались по субъективным или объективным причинам, пессимисты от медицины провозгласили лозунг: «Назад к Гиппократу». Нельзя признать и лозунг оптимистов: «Вперёд с Гиппократом». Не ценить интеллект, не признавать и не использовать достижения отдельных личностей – ошибка, дорого обходящаяся обществу, но обожествлять какую-либо личность в любой отрасли человеческих знаний не менее вредно, ибо это задерживает поступательное развитие общества, обязывает его на застой. Поэтому мы с полным основанием можем сказать, что достижения прошлых поколений могут и должны быть лучом, направленным в грядущее.

    «Врач-философ – богу подобен»,- провозглашала косская школа, и «где любовь к человеку, там также любовь к искусству!» У Гиппократа современный врач не может почерпнуть новых «патологических» доктрин, или специальных методов лечения и режима. Сущность гиппократизма лежит в его понимании врачебного призвания. Лучше всего сказал об этом Литтре - врач, посвятивший более 2 десятилетий изучению Гиппократова сборника: «Туда не надо идти для того, чтобы изучать медицину, но, вооружившись, прочным и солидным образованием, нам следует искать дополнения, которые возвышают ум, укрепляют суждения, и показывают в научной традиции работу последовательных поколений, их ошибки и их успехи, их слабость и их силу».

    Список использованной литературы

    1. Большая Советская Энциклопедия. 2-ое издание, том 11. 1952 г.

    2. Журнал № 7. Клиническая медицина. 1986 г.

    3. С. Я. Чикин. Врачи – философы. 1990 г.

    4. Т. С. Сорокина. История Медицины. 1992 г.

    5. Ю. А. Храмов. 3000 признаков болезней с иллюстрациями. САМИЗДАТ, Лос Анжелес. 2007 г.







    написать администратору сайта