Главная страница

Задание 1. Составьте подборку упражнений, наиболее способствующих развитию лексического строя речи (творческая работа).. Задание 14_Зенгина Г.В.. Творческая работа 3адание Составьте подборку упражнений способствующих развитию грамматического строя речи


Скачать 86.41 Kb.
НазваниеТворческая работа 3адание Составьте подборку упражнений способствующих развитию грамматического строя речи
АнкорЗадание 1. Составьте подборку упражнений, наиболее способствующих развитию лексического строя речи (творческая работа)
Дата18.05.2023
Размер86.41 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЗадание 14_Зенгина Г.В..docx
ТипТворческая работа
#1141721
страница2 из 4
1   2   3   4

Задание 2. Составьте подборку упражнений наиболее способствующих развитию грамматического строя речи (творческая работа).

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошкольном возрасте.

1.Что за зверь?

Цель: Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных при назывании частей тела знакомых животных. Научить анализировать изображение фантастического зверя, определять, из каких частей других животных оно составлено. Развивать взаимоконтроль партнеров по игре при выполнении заданий (подготовительная группа). Развивать у детей чувство юмора.

Игровой материал: Картинки с силуэтным изображением фантастических зверей, составленных из 2-х частей разных животных: поросёнка с собачьей головой, петуха с лисьим хвостом, медведя с птичьей головой и т.п. (старшая группа). Конверт для картинок.

Ход игры: В старшей группе играет четное количество детей. Воспитатель предлагает детям сесть за стол друг напротив друга (парами). Показывает конверт и рассказывает, что один знакомый веселый художник передал для них конверт со своими картинками. А что он нарисовал, сейчас узнаем. Достает демонстрационную картинку, показывает детям, выслушивает их высказывания, потом спрашивает: «Кто это? Может быть, верблюд? Нет, это не верблюд. У верблюда нет рогов, а у этого зверя — оленьи рога, поросячья голова, гусиная шея, лошадиный хвост и коровье вымя. Вот сколько разных животных соединил вместе художник-шутник, и получился смешной фантастический зверь». Затем достает остальные картинки из конверта и раскладывает их на столе.

Посмотрите, что  за звери?

Я глазам своим  не верю:

Чьи рога? Чья  голова?

Узнаю едва-едва.

Что тут так? А  что не так?

Получился кавардак.

Звери разные у  нас,

Разберемся мы сейчас.

Воспитатель перевертывает  картинки, предлагает взят: каждому  по одной и решить, что за зверь. Объясняет: «Каждый из вас покажет  свою картинку тому, кто сидит напротив. Назовет его по имени и скажет, например, так: «Вова, у меня заяц с медвежьей головой, а у тебя кто?», а Вова ответит ему: «А у меня поросенок с петушиной) головой.

2.У кого сколько?

Цель: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в роде и числе.

Игровой материал: 1. Карточки с предметами в количестве 1 и 2 в наборе (в конвертах). 2. Фишки. 3. Добавляются несколько карточек с 5 предметами: воздушные шарики, цветы, кольца и др.; зеленые фишки; прямоугольные кусочки картона для II варианта.

Ход игры: Игра начинается с подготовительных упражнений. Каждый ребенок получает наборы карточек с одним и двумя предметами, раскладывает их в 2 столбика и четко называет, что у него изображено: сначала 1 предмет, потом 2 предмета. Воспитатель спрашивает, одинаково ли произносятся слова, обозначающие количество и названия предметов (окончания слов меняются: был один флажок — стало два флажка), и предлагает: «Я буду называть какой-нибудь один предмет, а вы по очереди будете называть 2 таких же предмета. Один графин ... (два графина); одна телега ... (две телеги); одно сито ... (два сита) и т. д. Интересно, изменятся ли окончания слов, если я дам вам карточки, на которых нарисовано по 5 предметов?» Дети называют 5 предметов, изображенных на карточках (5 шаров, 5 ваз), и с помощью воспитателя замечают, что слово, обозначающее количество 5 не изменяется, а изменяются окончания слов, обозначающих предметы. Данные упражнения могут привлечь внимание детей к лексико-грамматическим конструкциям родного языка. Во время игры воспитатель оставляет каждому играющему по три карточки с одним, двумя, пятью предметами и по три зеленых фишки. Важно, чтобы в целом у детей на карточках были изображены предметы, обозначаемые существительными разного рода. Затем объясняется игровое задание: «Я буду называть число, и если это число подходит к вашим предметам на карточке, то кладите на нее фишку». Воспитатель называет вразбивку числа: один, два, две, одно, одна и пять. После выполнения задания каждый ребенок поочередно называет, что или кто нарисован и сколько у него на карточках предметов, согласовывая числительное с существительным. Воспитатель может поинтересоваться, почему все дети одновременно положили фишку на свои карточки с 5 предметами. Если ребенок, после того как он назвал свои предметы на 3-х карточках, заметил ошибку, он сам снимает с карточки зеленую фишку. Выигравшими считаются те, у кого все карточки закрыты фишками.

3.Чьи эти вещи?

Цель: Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных.

Игровой материал: Картинки с предметами быта: одежды, посуды, игрушек, учебных принадлежностей и др. (часть картинок может быть в 2-х экземплярах — очки, зонтик и др.).

Ход игры: Воспитатель: «Нам нужно узнать, чьи эти вещи: бабушкины, дедушкины, мамины, папины, Машины или Колины, и разложить их рядом с ними». Воспитатель спрашивает: «Чья это вещь?» — а ответы детей могут быть такими: «Этот портфель — Машин» или «Эта погремушка — Колина», «Эти туфли — мамины» и т. д. Может сразу показывать по 2 картинки с вещами, принадлежащими разным членам семьи (мужской и женский головные уборы или предметы одежды для мальчика и девочки и т.п.).

4. «Лесник»

Цель: формировать умение детей образовывать однокоренных слов, подбор антонимов.

Игровой материал: Сюжетная картинка.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите на картинку. Что вы на ней видите? (Лес.) Кто следит за порядком в лесу, охраняет его? Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (Лесная.) Лесная тропинка узкая, а дорога... (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты... (низкие). Вот речка глубокая, а ручеек... (мелкий). Это тропинка. В лесу много… тропинок.

5.«Что на елке, а что (кто) под елкой, рядом, около  елки?»

Цель: закрепить понимание предлогов на, под, рядом, около; активизировать словарь по теме.

Игровой материал: наряженная елка, игрушечные Дед Мороз и Снегурочка, подарок под елкой.

Ход игры. Взрослый просит ребенка показать и сказать, что он видит на елке, а что или кого под елкой. Что находится рдом с елкой, окол нее. Предлоги необходимо выделять голосом.

6.«Где сейчас машина?»

Цель: учить понимать предложные конструкции.

Игровой материал: сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.

Ход игры: Взрослый раскладывает картинки перед ребенком. Затем просит его показать машину, которая подъезжает к дому, стоит около гаража, едет по мосту, и т.д.

7.«Где бабочка?»

Цель: формировать понимание предлогов.

Игровой материал: бумажная бабочка, искусственный или настоящий цветок.

Ход игры: Взрослый выполняет различные действия с бабочкой (сажает ее на цветок, под цветок, на листик, держит над цветком, около, рядом и пр). В это время спрашивает у ребенка, где бабочка и контролирует правильность его ответов. Затем предлагает ребенку поиграть с бабочкой, активизируя его речь вопросами.

8.«1, 2,5»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными.

Игровой матреиал: предсметные картинки, картинки с цифрами 1,3,5.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с цифрой и предметныую картинку. Ребенок должен правильно назвать картинку, согласовывая с цифрой, указанной на карточке.

9.«Сплетем веночек»

Цель: формировать умение согласовывать существительное с числительным

Игровой матреиал:  Настоящие одуванчики.

Ход игры: Взрослый плетет венок, проговаривая с ребенком словосочетания: «Один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, много одуванчиков». Аналогично можно собрать букет из других цветов.

10.«Покатаем в машине игрушки»

Цель: активизировать речь по теме, уточнить понимание некоторых предлогов.

Игровой матриал: большая грузовая машина, игрушечные пассажиры - кукла, мишка и др.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку покатать в машине игрушки. Уточняется название частей грузовой машины, их цвет и форма. Ребенок усаживает «пассажиров» и катает их. Взрослый задает вопросы: «Кто сидит и машине? Что делает кукла? Что делает машина?» Затем он просит повозить машину около стола, у шкафа, за дверью и т. д.

11.Игра «Один – много».
Цель: научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа.
Наглядный материал: предметные картинки – слова в единственном и множественном числе.
Ход игры: детям демонстрировалась картинка с изображением одного предмета и предлагалось найти картинку с изображением этого же предмета, но в большем количестве.
Речевой материал: - У меня красный шар. - А у меня красные шары (ребенок).

12.Игра «Что растет в лесу».
Цель: образование формы множественного числа существительного с окончанием -ы.
Наглядный материал: предметные картинки и сюжетная картинка.
Ход игры: на доску вывешивалась сюжетная картинка «Лес», дети рассматривали картинку, а экспериментатор постепенно вывешивал вокруг этой картинки карточки предметов в единственном числе (дуб, сосна, береза, гриб, цветок, куст, ягода).
Речевой материал: - В лесу растет один дуб? (В лесу растут дубы); - В лесу растет одна сосна? - В лесу растет один гриб?

13.Игра «У кого похожая картинка?»
Цель: образование форм множественного числа существительных с окончанием на -ья.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки с изображением предмета во множественном числе, экспериментатор поднимал свою картинку и спрашивает детей у кого есть похожая. - На моей картинке нарисован стул. У кого есть такая же?

14.Игра «Измени слово».

Цель: закрепить знания формы множественного числа именительного падежа существительных с разными окончаниями.
Оборудование: мяч.
Ход игры: ребенку назывались слова в единственном числе и поймав мяч, он должен назвать слово во множественном числе.

15.Игра «С какого дерева упал листок?».
Цель: закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единственного числа с предлогом С.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: карточки с листьями деревьев раздавались детям. Дети должны определить, листья каких деревьев у них оказались, и назвать дерево: «У меня лист упал с клена».

16.Игра «Эрудит».
Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки с животными, и задаются вопросы. Речевой материал: - У кого большой хобот? - У кого пушистый хвост? - У кого нос пяточком? - У кого длинные уши? - У кого есть копыта?

17.Играем в сказку «Колобок».

Цель: образование формы родительного падежа с предлогом от.
Наглядный материал: предметные картинки героев из сказки «Колобок».
Ход игры: детям читалась сказка «Колобок», затем сказка прочитывалась по второму разу, но с пропусками, а дети должны продолжить (от бабушки, от дедушки, от волка, от зайца, от медведя).

18.«Подбираем рифму».
Цель: формировать умение образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям читалось шуточное стихотворение: Даю вам честное слово, Вчера в половине шестого Я видел двух свинок Без шляп и ботинок. - Мы с вами тоже сможем сочинить веселые шутки. Я буду начинать, а вы продолжайте (детям показываются картинки во время чтения стихотворения, которые заранее проговаривались).
Речевой материал: Даем честное слово: Вчера в половине шестого Мы видели двух сорок Без … (ботинок) и … (носков), И щенков без … (тапочек), И синичек без … (рукавичек).

19. «Заготовки на зиму»
Цель: закрепление темы «Овощи – фрукты», формировать умение образовывать множественное число родительного падежа существительных.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям рассказывалось о том, что осенью делаются на зиму заготовки из овощей и фруктов. Это соки, повидло, варенье, салаты, компоты и джемы. После им раздавались картинки с изображением овощей и фруктов, и предлагалось составить предложения, что бы они приготовили из того, что изображено на их картинках.

20. «Угадай, чего не стало?»

Цель: закрепить умение образовывать множественное число существительных родительного падежа.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: на фланелеграф вывешивалось по четыре картинки с предметами во множественном числе, затем две картинки убирались, и у детей спрашивали: «Чего не стало?». Картинки подбирались с разными окончаниями.

21. «Кому, что нужно для работы»
Цель: закрепление темы «Профессии», усвоение дательного падежа в единственном и множественном числе.
Наглядный материал: предметные картинки.
а) Ход игры: детям раздавались картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц и т.д. Затем каждый ребенок должен встать, показать свою картинку и сказать: «У меня учитель без указки, ему нужно дать указку» и т.д.
б) Ход игры: на доску вывешивались картинки с девочками, мишками, собачками т.д., а детям раздаются картинки с предметами (книжка, конфета, мяч и т.д.). Каждый ребенок должен подойти со своей картинкой и выбрать кому он, что даст.
Речевой материал: - Я дам конфету девочкам; - Я дам книгу мишкам.

22.Игра «Гости»
Цель: закрепление темы «Дикие животные», усвоение дательного падежа.
Наглядный материал: предметные картинки и мягкие игрушки.
Ход игры: дети рассаживались вокруг стола, у каждого ребенка по игрушки, у экспериментатора зайчик, на столе разложены картинки с угощением. Детям предлагалось выбрать по картинки, для своего животного: - Орехи я дам белке; - Мед я дам медведю.

23.Игра «Кто самый наблюдательный»
Цель: развить у детей внимание, память, обиходный словарь.
Ход игры: дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе. Речевой материал: - Я вижу стол, окно, стул … - Я вижу столы, окна, стулья…

24.Игра «Измени и скажи правильно»

Цель: научить детей внимательно слушать и находить ошибки.
Ход игры: детям задавались вопросы и давались варианты ответов поставленных в начальную форму, ребенок должен был дать ответ в правильном варианте.
Речевой материал: - Люблю кого? Что? (мама, Родина, кошка); - Цени что? (труд, забота, дружба); - Береги что? (книга, игрушка, деревья, птиц); - Запомни что? (сказка, песня, загадка, стихотворение).

25.Игра «Кто, чем защищается»

Цель: закрепить тему «Животные и птицы», усвоение творительного падежа.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: дети рассматривали картинки с изображением животных, и отвечали на вопросы: кто чем защищается? Речевой материал: - Чем защищается собака? (слон, олень, еж, гусь, кошка).

26.Игра «Что чем делают?»
Цель: расширить словарный запас, научить составлять словосочетания и согласовывать глагол с существительным, усвоить форму творительного падежа множественного числа.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались предметные картинки с изображением инструментов во множественном числе: пилы, топоры, лопаты, иглы, ножи, ножницы и т.д., дети должны были составить словосочетания, отвечая на вопрос «Чем пилят (копают, шьют, режут и т.д.)?».

27.Игры «Когда это бывает?», «Кто за кем?»

Цель: закрепить форму творительного падежа.
Наглядный материал: предметные картинки.
а) Ход игры: на доске вразнобой вывешивались картинки с временами года, и детям задавался вопрос «Что за чем идет?».
б) Ход игры: дети делились на две команды. Водящие стояли впереди команды, спиной к остальным детям. Их задача вспомнить и сказать, кто за кем стоит. Правильный ответ поощряется фишкой.

28. «Забота»
Цель: формировать умение детей составлять предложения по картинкам. Усвоение формы предложного падежа.
Наглядный материал: сюжетные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за животными и растениями. Задавался вопрос: «О ком (чем) заботятся дети?»

29. «Помоги животным найти свой домик»
Цель: закрепления знаний о жилище животных, уточнение предложного падежа.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: на доску вывешивались картинки с жилищем животных, а картинки с животными вывешивались под жилищем в перепутанном виде. Детям предлагалось помощь животным найти свой дом. Ответ дается полным предложением.

30. «Догадайся, что делает девочка, и что отвечает»
Цель: формировать умение детей образовывать формы 1-го и 3-го лица глаголов.
Наглядный материал: сюжетные картинки.
Ход игры: детям показывались сюжетные картинки с конкретным изображением действия, и ответить на вопросы «Что делает девочка?» и ответ девочки в 1 лице настоящего времени.

31. «Угадай и сделай так же»
Цель: формировать умение детей изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного числа этих же глаголов.
Ход игры: один из детей совершал действие без предмета, другой должен угадать совершаемое действие, назвать его и сделать точно так же.
Речевой материал: Вова идет. – Я иду. Катя спит. – Я сплю. Таня пьет. – Я пью. Алина рисует. – Я рисую. Артем бежит. – Я бегу. Оля читает. – Я читаю.

32.«Я - они»

Цель: формировать умение детей одни и те же глаголы настоящего времени единственного числа употреблять в 1-м лице множественного лица.
Ход задания: экспериментатор называл действие в единственном числе, а дети должны ответить во множественном числе.
Речевой материал: Я иду. – Мы идем. Я пою. – Мы поем. Я мою руки. – Мы моем руки. Я гуляю. – Мы гуляем. Я играю. – Мы играем. Я сплю. – Мы спим.

33. «Закончи предложения»
Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.
Ход игры: экспериментатор начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице.
Речевой материал: Я иду. – Ты …(идешь). – Он …(идет); Я стою. – Ты …(стоишь). – Он …(стоит); Я иду гулять. – Ты …(идешь гулять). – Он …(идет гулять); Я строю дом. – Ты …(строишь дом). – Он …(строит дом); Я сплю. – Ты …(спишь). – Он …(спит).

34.Игра «Большой – маленький»
Цель: формировать умение детей образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: на доску вывешивались круги – большой и маленький, а детям раздались картинки с изображением предметов. Каждый ребенок по очереди выходил к доске, называл сначала большой предмет под большим кругом, а затем маленький под маленьким.

35. «Еж и ежик»
Цель: закрепить тему «Овощи», сформировать навыки образование, уменьшительно-ласкательный суффиксов.
Наглядный материал: предметные картинки, 2 ежика большой и маленький. Ход игры: детям показывали игрушки: ежа и ежика, и объяснялось детям, что они делают на зиму запасы, и надо им помочь. У детей картинки с изображением овощей больших и маленьких. Далее дети раздали овощи ежам, и рассказывали, что кому они дадут. Речевой материал: - Я дам ежу свеклу (огурец, капусту, баклажан и т.д.), а ежику свеколку (огурчик, капустку, баклажанчик).

36.Игра «Назови ласково»
Цель: научить детей образовывать прилагательные с ласкательным значением.
Ход игры: детям предлагалось назвать признак предмета ласково.

37. «Подскажи действия»
Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЕХАТЬ с разными приставками.
Наглядный материал: игрушечная машинка.
Ход игры: экспериментатор показывал действия с машинкой и начинал предложения, а дети должны были продолжить предложения и назвать действие.
Речевой материал: - Машина от дома (что сделала?) …(ОТъехала); - Машина по дороге…(ПОехала); - Машина к мосту…(ПОДъехала); - Машина на мост…(Въехала); - Машина с моста…(Съехала); - Машина дерево…(ОБъехала). Экспериментатор повторял произнесенные правильно детьми глаголы, выделяя голосом приставки.

38. «Игра с водой»
Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЛИТЬ
Наглядный материал: стаканы с водой, лейка и цветы.
Ход игры: экспериментатор демонстрировал действия и комментировал их. Далее повторял эти действия и комментируя их не правильно, а дети должны были исправлять ошибки.

39. «Скажи наоборот»
Цель: научить детей называть действия с противоположным значением. Наглядный материал: мяч.
Ход игры: дети встают в круг. Экспериментатор бросал мяч и называл действие, а ребенок поймавший мяч, называл действие с противоположным значением.
Речевой материал: - НАливает – ВЫливает; - Входит – ВЫходит; - ЗАкрывает – ОТкрывает; - ПРИплывает – ОТплывает; - СОбирает – РАЗбирает; - ПОДъезжает – ОТъезжает.

40. «Страшный зверь»
Цель: формировать умение соотносить взрослых животных с названиями их детенышей.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: экспериментатор читал рассказ и делал паузы, показывая картинки, дети должны вставлять подходящие по смыслу слова.
Речевой материал: «У девочки Вари были кошки с …(котятами), собака с… (щенятами), утка с… (утятами), курица с… (цыплятами), коза с… (козлятами). Как-то раз утята побежали к реке, стали плавать и нырять, а котята, цыплята, щенята и козлята смотрели на них. Вдруг слышат: «Тра-та-та!» Испугались малыши и побежали к своим мамам. Котята к… (кошке), щенята к… (собаке), утята к… (утке), цыплята к… (курице), козлята к… (козе).

41. «День рождения Пуха»

Цель: формировать умения соотносить названия животных с названиями их детенышей.
Наглядный материал: игрушки и предметные картинки.
Ход игры: дети встали вокруг стола, на столе раскладывались картинки со взрослыми животными. Экспериментатор рассказывал детям про котенка Пуха и его день рождения, как к нему пришли гости и они играли в прятки, и сопровождая свой рассказ действиями с игрушками. Дети вставляли подходящие по смыслу слова и отвечали на вопросы.

42. «Чей, чья, чье?»

Цель: формировать умения образовывать притяжательные прилагательные. Наглядный материал: предметные картинки и игрушки.
Ход игры:
1 вариант. На фланелеграф вывешивались картинки с изображением животных, а детям раздавались картинки отдельных их частей (хвост, лапа, уши). Дети по очереди выходили к доске, и называли какого животного у них часть.
2 вариант. Экспериментатор показывал детям игрушку и задавал вопросы: чей?, чья?, чьи?

43.Игра «Договори предложения»
Цель: формировать умение детей образовывать от прилагательных сравнительную степень.
Ход игры: Экспериментатор зачитывал предложения, а дети должны были его закончить.
Речевой материал: - Вова сильный, а его брат еще… (сильнее); - Машина едет быстро, а самолет летит еще… (быстрее); - Весной погода теплая, а летом еще… (теплее); - У Лены фарш длинный, а у Кати еще… (длинее); - Вечер темный, а ночь еще… (темнее); - Мороженое вкусное, а конфета еще… (вкуснее).

44.Игра: «Эхо»
Цель: формировать умение детей образовывать и понимать сложные слова. Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям вначале читалось стихотворение, выделялась интонацией каждая значимая часть слова: Рыбу ловит рыболов. Пчел разводит пчеловод. Землю копает землекоп. Пешком ходит пешеход. Лед колет ледокол. Листья падают – наступает листопад. Лес рубит лесоруб. Трубы чистит трубочист. По дороге едет вездеход. Пыль сосет пылесос. После детям заново читалось стихотворение, но дети сами его заканчивали.

Задание 3. Составьте таблицу игр для формирования фонематического слуха (таблица).

I этап - развитие способности узнавать и различать

неречевые звуки

Что услышал. Можно использовать два варианта игры.

Предложите ребенку послушать запись, на которой слышны звуки

дождя, ручья, пения птиц. Малыш сначала внимательно слушает

запись, лучше с закрытыми глазами. При этом он может лежать на

полу или удобно сидеть. После прослушивания попросите ребенка

вспомнить, что он слышал.

Второй вариант — просто послушать тишину некоторое время, а

потом пусть расскажет, что он слышал. Может быть, это будет звук

пролетевшей мухи, вой ветра за окном, скрип двери.

Узнай, что звенит (гремит)? На столе несколько предметов (или

звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать и

запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем

предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит

или гремит. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество

предметов, менять их. Можно узнавать по звукам и предметы

обихода: шуршание газеты, переливание воды, двигающийся стул

и т.д.

На чем играю. Ведущий показывает ребенку или группе детей

музыкальные инструменты: бубен, дудочку, гармошку, металлофон

и другие. Затем прячет их за ширму или загораживает чем-то

другим. Играет на каком-либо инструменте, а ребенок отгадывает,

какой инструмент звучал.

Найди пару. Заранее приготовьте несколько пар коробочек или

баночек, наполненных разными наполнителями, например 2

коробки с крупой, 2 коробки со скрепками, 2 коробки с мелкими

камушками, 2 коробки с пуговицами и т. д. Один набор коробок у

вас, второй — у ребенка. Потрясите коробочкой, чтобы ребенок

послушал, как она звучит. Затем он ищет в своем комплекте

коробочку с таким же звучанием.

Что услышал. Можно использовать два варианта игры.

Предложите ребенку послушать запись, на которой слышны звуки

дождя, ручья, пения птиц. Малыш сначала внимательно слушает

запись, лучше с закрытыми глазами. При этом он может лежать на

полу или удобно сидеть. После прослушивания попросите ребенка

вспомнить, что он слышал.

Игра "Громкие подсказки". Взрослый прячет игрушку, которую

ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши и т.д.). Если малыш подходит близко к

тому месту, где спрятана игрушка, - удары громкие, если он

удаляется - тихие. Поменяйтесь ролями, чтобы и малыш

попробовал создавать звуки, ориентироваться в громкости и

мощности звучания.

Мышка и мишка. Взрослый играет на металлофоне, синтезаторе

или пианино. Низкий звук-мишка, высокий звук-мышка. Малыш

должен узнать, кого озвучивает взрослый.

Повтори за мной. Взрослый отстукивает простой ритм

ладошками, ребенок должен повторить. В дальнейшем ритм

усложняется. Затем ритм задает ребенок, а взрослый повторяет.

Какой звук. Ребенку дают две карточки, на одной длинная

полоска, на другой - короткая. Взрослый издает звук на каком-либо

музыкальном инструменте: дудочке, металлофоне, пианино.

Звучание должно быть то длинным, то коротким. Ребенок должен

определить, какой звук: длинный или короткий и показать

соответствующую карточку.

II этап - развитие умения различать высоту, силу,

тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки,

звукосочетания и слова

Сказка "Три медведя". Меняя высоту голоса, попросить малыша

отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья

Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).

Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть

покажет изображение на картинке. Когда малыш научится

различать реплики по высоте звучания, попросите его самого

произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка

голосом, меняющимся по высоте.

Угадай, кто это? Перед ребенком картинки с изображением

домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и

ягненка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то

низким голосом (корова), то высоким (теленок). Малыш,

ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит

соответствующую картинку (например, изображение коровы или

теленка)

Узнай по голосу. Дети стоят в кругу, водящий с завязанными

глазами – в центре. Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала: «Ква-ква-ква»

Ребёнок, на которого покажет водящий, произносит «Ква-ква-ква»,

водящий определяет, кто «лягушка».

Узнай по голосу-2. Эта игра проводится в группе нескольких

детей или в кругу семьи. Ребенок подходит к ведущему,

повернувшись спиной к другим детям. Ведущий указывает на

любого человека, а тот в свою очередь зовет ребенка по имени.

Ребенок на слух должен отгадать, кто его позвал.

Маша, мы сейчас в лесу,

Мы зовем тебя: «АУ»,

Ну-ка, Маша, не зевай, не робей,

Кто позвал тебя, узнай поскорей.

Сказка о глупом мышонке. Оборудование: энциклопедия о

животных или картинки с изображениями животных, книга со

стихотворением С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

Ход игры: воспитатель читает детям «Сказку о глупом мышонке»

(отрывок).

Пела ночью мышка в норке:

– Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Отвечает ей мышонок:

– Голосок твой слишком тонок.

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

По ходу чтения сказки педагог задает вопросы:

– Как пищит мышка?

– Пи-пи-пи.

– Какой у мышки голосок?

– Тонкий.

– А как пищит мышонок?

– Тоже пи-пи-пи тоненьким голосом.

– Давайте попищим, как мышка и мышонок.

Дети пищат тоненькими голосами. По мере ознакомления с персонажами сказки дети обсуждают и

повторяют голоса всех животных. После прочтения сказки дети

рассматривают картинки с изображениями животных и

вспоминают голоса этих животных.

Зайка, угадай-ка. Дети становятся полукругом, педагог

рассказывает такую историю: «Однажды зайка и медвежонок

пошли гулять по лесу и увидели заросли дикой малины.

Медвежонок очень обрадовался, он же очень любит сладкое. Он

начал рвать и есть малину. Малины было так много, что

медвежонок обо всем забыл, забрался далеко и потерял зайку из

виду. Когда мишка наконец-то вдоволь наелся малины, он

вспомнил про зайку, и ему стало очень стыдно, что он бросил

друга одного. Он стал звать зайчика». Один из детей становится

Зайчиком, он надевает маску и отворачивается от всех. Остальные

дети по очереди играют роль Медвежонка. Воспитатель указывает

на ребенка, тот говорит:

Заинька, ау, ау,

Это я тебя зову.

Зайка должен повернуться и угадать, кто из детей его зовет. Игра

проводится несколько раз, затем роль Зайки играет другой ребенок

III этап - развитие умения различать слова, близкие

по звуковому составу

Так ли это звучит? Взрослый предлагает ребенку разложить

картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться

изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не

справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и

отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово.

Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе

называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное

звучание.

Примеры: лук-луг, роса - роза, плод- плот, дрова- трава.

Цепочка. Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале

по два, затем по три в названном порядке:

МАК – БАК – ТАК МОТОК – КАТОК – ПОТОК

ТОК – ТУК – ТАК БАТОН – БУТОН – БЕТОН

БЫК – БАК – БОК БУДКА – ДУДКА – УТКА ДАМ – ДОМ – ДЫМ НИТКА – ВАТКА – ВЕТКА

Примечание: При воспроизведении слов необязательно знание

понятий. Особенность подбора слов в том, что они доступны по

звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.

Подбери картинку. Педагог выставляет на доске в одну линию

следующие картинки, проговаривая их названия: ком, бак, сук,

ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому

даёт по картинке. Ребёнок должен расположить свою картинку под

той, название которой звучит похоже. В результате на доске

должны получиться примерно следующие ряды картинок:

КОМ БАК СУК ВЕТКА КАТОК ГОРКА

ДОМ РАК ЛУК КЛЕТКА ПЛАТОК НОРКА

СОМ МАК ЖУК ПЯТКА ЛИСТОК КОРКА

ГНОМ ЛАК БУК ПЛЕТКА МОТОК МАРКА

Подбери нужное слово. Взрослый читает стихотворение. Ребенок

должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в

соответствии с данным определением понятия.

Я опять задачу дам—всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой?.

Что построили с тобой?.

На крючок в реке попал?.

Может всё, хоть ростом мал?.

(Слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ).

Подскажи словечко. Педагог произносит четверостишие по

лексической теме, не договаривая последнее слово. Дети должны

сказать это слово. Например:

«Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полёт

Винтокрылый … (вертолёт)».

«Быть мне нужно очень колкой:

Как иначе шить … (иголкой)!»

«Нам подскажут вес весы,

А который час - … (часы)».

«Миша делает зарядку,

А Иван копает … (грядку)».

«Утром выглянем в оконце –

Нам навстречу светит … (солнце)». «Ночью светит нам она, белолицая … (луна)».

«В деревянные дворцы возвращаются … (скворцы)».

«И в столовой, и на кухне, в ресторане – и везде:

Если варят – то в кастрюле, жарят – на … (сковороде)».

«Любим пить по воскресеньям

Чай с малиновым … (вареньем)».

«Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит … (крокодил)».

Шутки-минутки. Педагог читает детям строчки из стихов,

заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.

Хвост с узорами,

Сапоги со шторами.

Кот плывёт по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Божья коробка, полети на небо,

Принеси нам хлеба.


IV этап - развитие умения различать слоги.

Попугайчики. Создается игровая ситуация, в соответствии с

которой необходимо научить попугая без ошибок повторять

слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый

произносит ряд слогов, ребенок повторяет.

Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та

и т.п.

Назови лишний слог. Педагог предлагает послушать и

определить, какой слог лишний: НА – НА – НА – ПА. Дети

определяют, что лишний слог – ПА. Постепенно слоговые ряды

усложняются, например: ПА – ПО – ПА; КА – ГА – КА – К А;

НА – МА – НА – НА и т. п.

Паровозик и вагончики. Детям предлагаются картинки. Ребёнок

называет слово, затем делит его на слоги, присоединяя к нужному

вагончику. Если в слове 1 слог, то картинка поедет в 1 вагончике,

если 2 слога – во 2 вагончике и т.д.

Гусеница. Педагог показывает гусеницу, разделённую на части,

нужно с её помощью показать, сколько в слове слогов. Если в

слове 1 слог, то к голове гусеницы присоединяется 1 часть, если 2

слога – 2 части и т.д. Забей гвоздик молоточком. Когда стучит большой молоток, то

слышно: «Тук-тук-тук». Когда стучит маленький молоточек, то

слышно: «Тюк-тюк-тюк». Давайте забьем гвоздь большим

молотком. Теперь забьем маленький гвоздик маленьким

молоточком. (Дети произносят нужный слог)

Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы

воспитатель повторяет звукосочетания 4—5 раз, а дети говорят,

какой молоток стучит)

V этап - развитие умения различать фонемы родного

языка

Кто внимательный. Взрослый называет ряд гласных звуков.

Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном

этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и

более. Символами служат картинки с изображениями положения

губ при произнесении гласного звука.

Поймай звук. В начале игры ведущий называет звук, который

ребенок должен поймать, если услышит. Далее ведущий называет

различные звуки, слоги, слова, делая акцент на заданном звуке.

Ребенок, услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши или

выполнить другое, заранее условленное действие.

VI этап - формирование навыков звукового анализа

и синтеза

Данная работа проводится в следующей последовательности:

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т. е.

определение наличия звука в слове.

Найди звук. Предложите ребенку рассмотреть какую-нибудь

сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам

звук, например «с». Эту игру можно провести с двумя детьми или

с небольшой группой детей. За каждый найденный звук выдавайте

ребенку фишку, в конце игры подсчитайте, у кого больше фишек,

придумайте награду для победителя.

Два прихлопа - три притопа. Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых

начинаются с оппозиционных звуков.

Ребенок должен хлопнуть, услышав в названии картинки один из

оппозиционных звуков и топнуть, услышав другой.

2. Определение первого и последнего звука в слове, а также

его место (начало, середина, конец).

Кто первый? Взрослый показывает картинку, обозначающую

слово, которое начинается с ударного гласного «а», «о», «у», или

«у». Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке,

выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем

выбирает из звуковых символов тот, который соответствует

начальному гласному в данном слове.

Где спрятался звук? (определения места звука в слове: начало,

середина, конец слова). Использовать для наглядности паровозик с

вагончиками, строй детей. Выстроить ряд детей из 3-х человек.

Взрослый показывает картинку, ребёнок забирает соответственно

«свою».

Клубочек. Дети передают друг другу клубочек по кругу,

произнося текст:

По дорожке (Имя ) шла/шёл,

Клубок ниточек нашла/нашёл,

Вы слова на (заданный звук) скажите,

Нашу нитку не порвите.

Ребенок, у которого оказался клубочек должен назвать слово на

заданный звук и передать клубочек дальше.

Цепи-цепи-кованы. Ребенок (или взрослый) называет слово,

рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет

последний звук предыдущего слова. Победителем окажется тот,

кто дольше всех «тянул» цепочку.

Свяжем мы из слов цепочку,

Мяч не даст поставить точку.

Чудесный мешочек. Ребенок берет из мешочка мелкий предмет,

называет его, определяет и называет первый звук в слове. Рыболов. Ребенок магнитной удочкой вылавливает из аквариума

предметные картинки, называет их и определяет первый

(последний) звук в слове.

3. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза

(определение последовательности, количество и место

звуков по отношению к другим звукам в слове).

Фокусники. Взрослый предлагает ребёнку представить, что он

фокусник и превратить одно слово в другое. «Я назову тебе слово,

а ты измени в нём один звук так, чтобы получилось новое слово».

Например: дом-дым, кот-кит, сон-сом-сок, дочка-точка-бочка.

Собери слово. А) Угадать какое слово получится из первых

звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок

(например, сок, осы, носок – сон; ключ, обруч, топор – кот).

Б) Угадать, какое слово получится из последних звуков, которые

встречаются в названиях предметных картинок (например, автобус,

пальто, дом – сом)

Пирамида. Перед ребенком рисунок пирамиды. В основании

пирамиды — пять квадратов, выше — четыре, потом — три.

Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Педагог раздает

детям предметные картинки и предлагает их разложить в пирамиде

соответственно количеству звуков в слове: в основании пирамиды

должны быть картинки, названия которых состоят из пяти звуков,

выше — из четырех и, наконец, — из трех.

Умные часы. На циферблате часов вместо цифр расположены

картинки, названия которых состоят из разного количества звуков.

Установив одну стрелку против картинки, название которой

состоит из трех (четырех, пяти) звуков, предлагается ребенку найти

ей пару: установить стрелку против другой картинки, название

которой состоит из такого же количества звуков.

Задание 4. Разработать конспект обследования ребёнка с ОНР 2 уровня речевого развития (конспект).

Общее недоразвитие речи 2 уровня – это грубая форма нарушения речи у детей, для которой характерны низкие возможности самостоятельной речевой продукции. Ребенок изъясняется простой фразой, но допускает множество вербальных ошибок, аграмматизмов. Словарный запас беден, не сформированы навыки словоизменения и словообразования, тяжело нарушены звукопроизношение и фонематические операции. Степень ОНР определяется с помощью психолого-логопедического обследования. Основные приоритеты коррекционной работы: совершенствование восприятия речи, расширение лексики, формирование распространенной фразы, развитие грамматических языковых навыков.
1   2   3   4


написать администратору сайта