М.Горький - Лекция 1. Творческая судьба Максима Горького (18681936) задание
Скачать 119.5 Kb.
|
Творческая судьба Максима Горького (1868-1936) ЗАДАНИЕ: выделить основные мысли; найти ключевые слова; составить тезисный план; сформулировать вопросы по ходу лекции. Алексей Максимович Горький (Пешков) – выдающийся русский писатель, значительнейшая фигура культурного процесса первой половины ХХ века. На его долю выпало быть свидетелем, а часто и участником многих значимых и судьбоносных событий. Взгляды писателя прошли и эстетическую и мировоззренческую эволюцию, сам он не раз переживал мучительную переоценку идейных и нравственно-этических ценностей. Он прожил жизнь в остром конфликте с собой, что выразилось в противоречиях великого художника. Биографическая канва примечательна: отец, Максим Савватиевич Пешков – сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина – из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения. М.Горький с раннего детства был свидетелем жёстких и жестоких взаимоотношений в семье деда, где воспитывался. Дед обучал ребёнка по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное – заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»). В 1876 году дед разорился, а с 11 лет начинается у Алёши жизнь в «людях». Настоящего образования Горький не получить не смог. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...» – сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба». П. Басинский в своей книге «Горький» (серия ЖЗЛ) пишет о раннем периоде жизни писателя, что «ненависть к злу и этический максимализм были источником его нравственных терзаний. Горький принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ», общался с босяками». Все эти впечатления лягут в основу его знаменитой автобиографической трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты». Он предпринял не одно путешествие по России, что дало ему богатейший материал для творчества и пищу для размышлений. Его жизнь – это путь человека, который вопреки обстоятельствам и наперекор судьбе сумел реализовать свой талант и сделал себя одним из образованных людей эпохи. Самообразование, которым он постоянно занимался, тем не менее, не помогло ему поступить в 1884 году в Казанский университет, – ему было отказано. Но Алексей Пешков уже чувствовал в себе силы, способности и желание писать, ему было о чём поведать читателю. Биографы, люди, лично знавшие Горького, утверждали, что не было ни одной, даже малозначимой идеи и концепции, которые прошли бы мимо него. Он сам в своих статьях, рассказах, романах, письмах перечислял сотни имён и книг, которые прочёл и о которых выражал свою точку зрения. Это касалось художественной литературы, философии, естествознания, истории культуры и религии. I период творчества – длится, примерно, до 1907 года. В это время Максим Горький испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И.В. Гете до позитивизма Ж.М. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. В его нижегородской библиотеке рядом с «Капиталом» К. Маркса и «Историческими письмами» П.Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше. Как пишет П.Басинский, «грубость и невежество провинциального быта отравили его душу, но и – парадоксальным образом – породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт. Гуманизм Горького нес в себе бунтарские и богоборческие черты». Любимым его чтением была библейская Книга Иова, где «Бог поучает человека, как ему быть богоравным и как спокойно встать рядом с Богом» (письмо Горького В. В. Розанову, 1912). Данный период делится (естественно, любая периодизация всегда условна) на несколько этапов: а) 1892-1896 годы, когда выходят его первые рассказы, фельетоны, обозрения. Псевдоним М. Горький появился в 1892 в тифлисской газете «Кавказ», где был напечатан первый рассказ «Макар Чудра». В 1895, благодаря помощи В.Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» рассказ «Челкаш». Его ранние произведения знакомят русскую читающую публику с новой тематикой и новыми героями. Образы босяков, их судьбы, данные автором в романтизированном ключе, привлекают внимание необычностью. Затем – весь срез низшего слоя общества, показанный с сочувствием и сопереживанием. В конце ХIХ – начале ХХ вв. во всей Европе наблюдалось возрождение романтизма. Это было реакцией, как считает Л.Спиридонова, на «предчувствие надвигающихся перемен, распадение устойчивых общественных и семейных связей, что порождало проблему «собирания мира» вокруг человека и поиск романтического идеала. В русской литературе начала ХХ века в связи с глобальной «переоценкой ценностей» проблема личности приобрела особую остроту». Особенностью данного этапа в творчестве М.Горького было совмещение реалистических и романтических тенденций. Примером является «Старуха Изергиль» – 1894 год. Сам Горький очень любил эту свою вещь: «видно, ничего не напишу так стройно и красиво, как написал «Старуху Изергиль». Это, во многом, знаковое произведение для Горького со всех точек зрения. Так, в письме А.Чехову он утверждал: «…Настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого,…чтобы не было похоже на жизнь, а было выше её, лучше, красивее. Обязательно нужно, чтобы теперешняя литература немножко начала приукрашивать жизнь, и, как только она это начнёт, – жизнь прикраситься, т.е. люди заживут быстрее и ярче». Здесь высказана идейная и эстетическая позиция писателя: он готов согласиться с «приукрашиванием», что мало согласовывалось с принципами реализма, к которому он переходил. Но перед нами также и деятельно-личностная позиция: готовность верить в то, что жизнь, приукрашенная литературой, может вследствие этого измениться. Эта сыграет свою роль в мировоззренческой трагедии Максима Горького. Много позже Ходасевич в своих воспоминаниях написал, что Горький всегда был «великий поклонник мечты и возвышающего обмана». Сам же Алексей Максимович, обосновывая причину написания «Старухи Изергиль», считал, что надо изменить тон литературы: «не будни, не будничные люди, не будничные мысли, …а призыв к творческой жизни…Нужны подвиги…Человек, который утверждает пассивное отношение к миру, – мне враждебен, ибо я всю жизнь утверждал необходимость активного отношения к жизни и к людям». Он намеренно выбирает романтический метод, и соответствующие приёмы формирования характеров и сюжета. Романтизм, как известно, художественный метод (и, конечно, не в последнюю очередь тип мировосприятия и мироощущения), в котором доминирующее значение имеет духовный максимализм. Романтизм ищет в жизни абсолюта. Существенными чертами являются принцип романтического двоемирия и субъективная позиция писателя по отношению к изображаемым явлениям. Стремление к пересозданию действительности (нежели просто к воспроизведению её). Существенной и характерной особенностью романтизма является выдвижение на первый план исключительных характеров в исключительных ситуациях. Центральная коллизия – личность и вселенная, одиночка, бросающая вызов обществу. Также выделяются и стилевые особенности, присущие романтическому произведению: аллегории, гиперболы, сказочные элементы и легендарно-фантастические ситуации. Патетика, ярко выраженный приём контраста. Что касается творчества самого М. Горького в этот период, то сегодня его часто относят к неоромантизму, который был типологически родственен романтизму. Возрождение романтических умонастроений и романтической традиции в новых исторических условиях было связано с ощущением кризиса реализма как художественной системы. Поэтике неоромантизма свойственна персонификация идеала, система персонажей с чётко обозначенным центром – героической личностью. Антитеза образов-символов: свобода-неволя; свет-тьма; добро-зло и т.д. Неоромантизму была свойственна проблематика «отверженных», сильной личности и «естественного человека», пафос свободолюбия. По всем этим параметрам рассматриваемое произведение – романтическое (неоромантическое). Перед нами 3 героя и интересная композиция – три новеллы, представляющие собой рассказы самой старухи: две легенды и история её жизни. Существенно, что повествование о судьбе Изергиль вклинивается в её рассказ о героях легенд – Ларре и Данко. Это сделано намеренно, так глубже раскрывается замысел писателя. Ведь Ларра, претендующий на особенность как сын орла, являет собой пример абсолютного эгоцентризма, крайнего индивидуализма, при этом он не лишён смелости, ума, свободолюбия. На замечание, что «человек за всё платит собой», он заявляет, что «хочет остаться целым». Старуха Изергиль – натура сильная, решительная, много любившая и никогда не ставшая чьей-либо рабой. Любя свободу, восхищаясь красотой, она видела смысл жизни лишь в любви для самой себя, мало отдавая и ни о ком не жалея. И, наконец, Данко. Он – горд, но не горделив, его самоуважение не имеет ничего общего с себялюбием. Главные черты его личности – жертвенность и альтруизм, волевое начало и абсолютная готовность к подвигу. «В жизни всегда есть место подвигу». Он сам и его подвиг становятся метафорой. Однако важен и ещё один смысл этих слов: героическое начало может нести в себе любой человек. Итак, Ларра живёт вне людей и для себя. Изергиль – среди людей, но для себя. Данко – среди людей и для них. В характере старухи по большей части черты Лары, но ей кажется, что она близка именно к Данко. В произведении также стоит острый вопрос о взаимоотношении личности и массы. Это старая проблема «героев и толпы», она всегда интересовала писателя, впоследствии он продолжит размышлять над ней в романе «Мать», осмысляя её по-новому. Данко, решивший спасти свой народ, сталкивается с ненавистью, непониманием, трусостью, рабской психологией, слабостью и пассивностью. В конце концов, «один осторожный человек, боясь чего-то, наступил на гордое сердце и оно рассыпалось…». В итоге: принципиально-мировоззренческий афоризм: «Если я не за себя, то кто за меня? Если я для других, то кто для меня? Если я только за себя, то зачем я?» Данко был важен Горькому как пример того нового человека, о котором он мечтал. Это был первый вариант идеального Человека в его прозе (второй – в поэме «Человек» – 1904 г.). Такой тип, отвлечённый от реальной жизненной конкретики, навсегда остался главным философским убеждением писателя. Горький страстно верил, что именно революция родит «нового человека», с большой буквы, такого как Данко, как герой поэмы «Человек». Жизнь покажет Горькому, что революция создаст других, тех, что из толпы, об этом он напишет в «Несвоевременных мыслях». 2-й этап первого периода охватывает 1898-1905. В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев». Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась даже с популярностью А.П. Чехова и Л.Н. Толстого. Демократические настроения и гуманистический пафос отличали уже первые произведения М. Горького. Традиционный, в то время и в советский период, принцип толкования произведений с точки зрения заключенного в них социального смысла применительно к раннему Горькому срабатывал сложно. Читателя его первых произведений меньше интересовали социальные аспекты его прозы, нежели поиск настроений, созвучных времени, которые они и находили. По словам критика М. Протопопова, Горький подменил проблему художественной типизации проблемой «идейного лиризма». Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода «философию», которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с «правдой жизни». Общественная позиция Горького в это время была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества «Знание» и вскоре стал выпускать «Сборники товарищества «Знание», где печатались И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, А.И. Куприн, В.В. Вересаев, А.С. Серафимович и др. Пьеса «На дне» – 1902 занимает особое место в творчестве писателя. Сам он заявлял, что кроме этой пьесы, «всё остальное никуда не годится», имелось в виду в драматургии. Важность произведения – в вечной актуальности всего комплекса проблем, поставленных в нём: правды и лжи, жалости и сострадания, активности и пассивности, смирения и поступка. Основным предметом изображения является сознание ночлежников. Пьеса тяготеет к философской драме, хотя социальный конфликт играет не последнюю роль. Но здесь развивается внутреннее действие, сюжет проявляется не столько в поступках героев, сколько в их диалогах и спорах. Вопрос: «Кто виноват в том, что они попали на дно и там остались?», решается для каждого по-разному, и у всех своя предыстория попадания на дно. Клещ, как бы к нему ни относиться из-за его чёрствости к Анне, хочет работать, он мастеровой, мечтает вырваться из ночлежки. Квашня продаёт пельмени, зарабатывает, хоть это и гроши, но она старается жить трудом. А вот Барон, о котором сказано: «Ты всех хуже», шулер, и он вовсе не хочет что-либо менять. Сатин заявляет принципиальную позицию: «Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? Человек выше сытости!..» Труд, как видно, не вдохновляет Сатина. И вот загадка, действительно ли человек выше сытости? Выше пресыщенности, безусловно, но вот выше сытости – это вопрос. Актёр мечтает вылечиться от алкоголизма и вернуться на сцену, опять обрести имя. В его судьбе решительно не виноваты социальные причины, впрочем, как и в участи Барона, да и Бубнова. Васька Пепел, заявляет, что он потомственный вор, поэтому другой судьбы и не ждал. Однако любовь к Наташе творит чудеса: он стремится уехать с ней в Сибирь, работать, стать другим. Горький показывает, что очень многое, а часто почти всё зависит от человека. Судьба Наташи, как это ни печально, дело её рук: она медлит, сомневается и, наконец, отказывается уехать с Пеплом. Василиса, её сестра и хозяйка ночлежки, истязает Наташу, та терпит, не предпринимает ничего и, отказываясь уехать с Пеплом, губит и его и себя. Здесь трагедия слабого нерешительного характера, а не социальной несправедливости. Основное противоречие в характерах обитателей дна – неприятие действительности, но пассивное отношение к ней, и даже абсолютная готовность к ней приспособиться. Появление Луки изменяет атмосферу ночлежки. С помощью этого персонажа автор хочет обозначить свою позицию в «споре о правде». Отношение Горького однозначно: «ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека». Но существенным является вопрос: «А что такое правда?» Лука обманул Актёра, рассказав ему о лечебнице? И, если да, то смерть его на совести этого странника, или всё же не обманул? В не столь далёкое время критика единодушно обвиняла Луку, который был безусловным антиподом автора. Сам Максим Горький, как известно, писал о своём замысле: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание. Что нужнее… Это вопрос не субъективный, а общефилософский». В этой позиции существенно интересное противопоставление автором: не «истина-ложь», а «истина-сострадание»! Да, Лука чужд Горькому. Во-первых, он не обладает определённой позицией: «всякая блоха не плоха: все чёрненькие, все прыгают». Во-вторых, его отношение к окружающему миру, с точки зрения Горького, пассивно, примирительно. В-третьих, Лука согласился бы с мнением, которое символически выражается в пьесе известными стихами: «Если к правде святой мир дорогу найти не сумеет, честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой». И, наконец, утешитель – отнюдь не любимый тип писателя. Однако сегодня можно рассмотреть эту коллизию и с других позиций, и, читая произведение в наши дни, мы видим, что с Луки можно снять многие «обвинения». Он выражает сочувствие к страждущему, находит слова сострадания обречённому. Лука не лжёт Анне, что она может выздороветь, он готовит её к встрече с вечным, вселяя хоть некое спокойствие в её истерзанную душу. Актёр – слабый человек, но это его беда, а не вина. Всем нужна опора и поддержка. Он, услышав, что есть место, где излечивают от пагубного пристрастия, сам начинает стараться не пить. Значит – всё в человеке, в его силе воли, а не в чём-либо вне его. Но, услышав, что пока нет такого места, он не выдерживает. В чём же вина Луки? Думается, её решительно нет. Герой не призывает к борьбе, но это и не его задача. Он умеет понимать и любить не вообще всех, а конкретного человека, он – гуманная личность, вот, что важно. Проблема «горькой правды и сладкой лжи» никогда не будет решена однозначно. Каждый будет определять её для себя по-своему и нести за это ответственность. Центральная проблема правды, её сущности тесно связана с проблемой человека – основной в творчестве писателя. Взгляд Горького выражен в знаменитом монологе Сатина о человеке, «который звучит гордо». Сатин не положительный герой, да таковых и нет в пьесе. Но кроме него больше некому их произнести, ни по образованию, ни по элементарному прошлому культурному уровню: он, так сказать, «из интеллигентов», когда-то книжки читал. 3-й этап – 1905-1907 годы. Это время первой русской революции. Максим Горький ещё с 1886 года, когда он переехал в Казань, был знаком с марксистскими идеями, которые глубоко и навсегда запали ему в душу. Естественно, он радостно приветствует революционные события. В 1905 он вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло), познакомился с В. И. Лениным, и завязалась многолетняя дружба. Горький искренне любил и даже восхищался будущим вождём пролетариата. Писатель оказывал серьезную финансовую поддержку революции 1905-1907. Идеи революции, отношение к ней занимают одно из центральных мест в творчестве Максима Горького этого периода, как и в последующие годы. Это плодотворное время для художника, им были написаны пьесы «Варвары», «Дети солнца» и др. Роман «Мать» – 1906 год. Оценки романа и отношения к нему менялись не раз за последние годы. Ещё недавно в нём видели лишь апологетику революции. С художественной точки зрения роман уступает другим произведениям Максима Горького по многим критериям, начатый как реалистический, он быстро начинает сильно напоминать утопию. Но он важен для прояснения взглядов писателя, его отношения ко многим узловым идеям и проблемам русской жизни. Во-первых, сегодня в романе явно читаются религиозные мотивы, вернее религиозно-еретические, связанные с идеей богоискательства и богостроительства. Ещё одно определение взглядов М.Горького того периода – «христианский социализм», как он это понимал. Имя Павел у главного героя романа неслучайно, как и Андрей у другого персонажа. Он как бы явлен пролетарским апостолом, идущим в мир с Марксом как Евангелием. Некоторые критики, правда, идут дальше и предлагают схему: пролетариат – Бог-отец, Павел – Бог-сын, Ниловна – Богоматерь. Вряд ли возможно согласиться, что именно автор (а не критики) так думал и эту идею хотел донести. Однако литературовед И.Сухих, детально разобрав текст романа, настаивает, что «ассоциация с первоначальным христианством многократно отыгрывается в романе,…первомайская демонстрация превращается в «крестный ход во имя Бога нового»…Горьковский Христос – «Бог бедных» (у богатых есть свой Христос)…Сама Ниловна проецируется на Богоматерь, жертвующей Сыном ради спасения мира». Надо отметить, что Горький никогда не отказывался от стремления строительства высшего идеала, призванного воплотиться в реальность. А христианский Бог был свергнут русскими марксистами вместе с Горьким как иллюзия человеческой мечты о всемогуществе. На его место возведён «титанически гордый Человек». Символический образ новой «человекобожеской» религии Горький видел в Прометее, своём любимом герое. Во-вторых, ещё одна идея, с которой дискутировал Горький в романе, – это вопрос Ф.Достоевского о «праве на кровь по совести». Как известно, Фёдор Михайлович дал резко отрицательный ответ: на кровь права нет! Для автора произведения о пролетариате поиски ответа нужны не для определённого времени, а для жизни в целом. Ответ, найденный им, резко противоречит классику Х1Х века: кровь, безусловно, разрешена. «За товарищей, за дело – я всё могу! И убью. Хоть сына…Приходиться ненавидеть человека, чтобы скорее наступило время, когда можно будет только любоваться людьми. Нужно уничтожить того, кто мешает ходу жизни», – так заявляет в произведении добрейший Андрей Находка. Или другой диалог из романа, связанный с решительностью Павла Власова: «Мать на дороге ему ляг – перешагнул бы. Перешагнул бы, Ниловна, через тебя? – Пошёл бы! – вздрогнув, сказала мать». Игорь Сухих в своём исследовании произведения также замечает: «Восстание масс связано с «крушением гуманизма». Новая этика «новых людей» трансформирует до неузнаваемости, фактически отменяет некоторые мучительные для русской культуры вопросы». Роман относят к социалистическому реализму. Сегодня пересмотрены подходы к этому направлению: от восторгов или хулы – к глубокому анализу. Наиболее интересный и научно аргументированный взгляд предложен М.Голубковым в монографии «Утраченные альтернативы. Формирование монистической концепции советской литературы. 20-30 годы». В своей работе он рассматривает типологию русского реализма начала века в его сопоставлении с Х1Х столетием и начальным периодом советской эпохи. Следует иметь в виду, что в рамках самого реализма начала ХХ века отмечалась стилевая двусоставность: сочетались несколько стилевых вариантов. Например, у М.Горького соединялись точная изобразительность с обобщённо-романтической образностью. Реализм начала века был назван «обновлённым». Именно Горький, во многом, способствовал изменению эстетической концепции по сравнению с ХIХ веком. Новая историческая, культурная и бытовая реальность требовала адаптации к себе реалистической концепции. Итак, обновилась система мотивации характеров, расширилось понимание среды, формирующей личность. Было заявлено, что и герой может (и должен) воздействовать на среду. В качестве типических обстоятельств выступает история, глобальные процессы, и человек (литературный герой) оказывается один на один с самой историей, от которой ему не скрыться. Право частного бытия подвергнуто сомнению. Формируется новая концепция личности: человек реализует себя на общественном поприще, заявляется право личности на насилие во имя справедливого преобразования мира. Ярким примером такого подхода служит эпопея Горького «Жизнь Клима Самгина». Соцреализм или нормативизм – это направление в литературе ХХ века. Он официально оформился в середине 20-х годов, хотя первым примером использования принципов этого метода можно считать роман М.Горького «Мать». В творчестве самого писателя только это произведение может быть отнесено к данному направлению. Сам термин «социалистический реализм» прозвучал на I съезде советских писателей. М.Горький заявлял, что «социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество». В этих словах писатель, в том числе, имел в виду, что время требует активного к себе отношения, а герой оказывается лично ответственен перед ним. Исследовательские функции, традиционные для реализма, в нормативизме уступают место иллюстративным и пропагандистским: демонстрации «идеальной модели» будущего и его пропаганде. Изменяется принцип художественной типизации – это уже не типические характеры в их взаимодействии с реалистической средой, а утверждение нормативных, т.е. долженствующих быть с позиций некоего идеала, характеров в нормативных обстоятельствах. Характеры при таком подходе упрощались и схематизировались. При советской власти были выработаны пять основных принципов этого направления: партийность, классовость, народность, революционный романтизм и исторический оптимизм. Идеологическая основа нормативизма – утопия – вера в прекрасное коммунистическое завтра, которого нет (пока, ещё, вообще), но ради него и жизни не жалко, ни чужой, ни даже своей. В этом направлении обосновывается идея разрушения мира ради революционного идеала. Убеждение в необходимости уничтожения существующей реальности ради светлого даже идеального будущего – катастрофична со всех точек зрения. Эти негативные процессы в литературе особенно остро протекали со второй половины 20-х и почти до конца 50-х годов. В литературной критике эти две концепции реализма (обновлённый и социалистический) не различались ранее и объединялись в одно понятие: «советская литература социалистического реализма». Также опасна для человеческого сообщества и мысль о возможности и необходимости установить градацию в отношении гуманизма – человеколюбия. Есть, якобы, настоящий – советский, социалистический гуманизм, и есть буржуазный – неправильный и даже вредный. Так, А. Фадеев объявлял, что «старый гуманизм говорил: «Мне всё равно, чем ты занимаешься, – мне важно, что ты за человек». А социалистический гуманизм говорит: «Если ты ничем не занимаешься и ничего не делаешь, я не признаю в тебе человека, как бы ты ни был добр и умён»». Предполагалась, что именно советская литература должна учить правильному социалистическому гуманизму. Итак, можно проследить существенные различия между всеми направлениями, которыми интересовался Горький. В романтизме автор стремится к выражению в большей степени субъективного начала; в реализме хочет выразить объективный взгляд на мир, а в нормативизме преобладает тенденциозно-идеологический подход. II период – межреволюционное десятилетие – 1907-1917. Этот период охватывает первую эмиграцию писателя. В 1906 году он был вынужден уехать из России, т.к. за поддержку революционных событий ему грозил арест. Горький смог вернуться на родину только в 1913 году после амнистии. Отсутствие не сказалось на творчестве: писатель много и плодотворно работал. Были написаны многочисленные рассказы, очерки, статьи, пьесы, повести. «Исповедь» – 1908 г., «Городок Окуров» –1909 г., «Васса Железнова» – 1910 г., «Жизнь Матвея Кожемякина» – 1910-1911 годы. «Городок Окуров» и «Жизнь Матвея Кожемякина» занимают важное место в прояснении взглядов Максима Горького, в его изобличении мещанства как социального явления. В этих произведениях цельная мещанская философия представлена изнутри провинциального быта, живых типов, выявлена философия мещанства. Автор показал идиотизм животно-природной жизни, скуку и отупение. Существенно, что само определение «мещанство», «мещанин» в особом значении «как известный строй души», получило распространение в начале ХХ века в большей степени через произведения Горького. Мещанство осуществляет себя в сфере животно-природного выбора, где существование организуется потребностями сытости, покоя, наслаждения. Горький был страстным борцом с мещанством: «им враждебно всё, что проникнуто духом творчества,…мещанство – проклятие мира». Противостоит мещанину Человек с большой буквы – образ идеала. III периодом можно считать 1917-1921 годы. Это один из драматических периодов и в жизни страны, и в жизни Горького. Многие представления оказались иллюзиями, многие идеалы – попраны. Сам писатель утверждал, что «с осени 1916 по зиму 1922 он не написал ни строки», имелось в виду художественная проза, т.к. публицистики было немало. «Ничего не пишу, не занимаюсь литературой. Не такое теперь время…». Это был кризис, и его причины – в мучительных осмыслениях прошедшего и происходящего, в горьких раздумьях и переживаниях, отразившихся в «Несвоевременных мыслях» – протестной публицистике писателя. М. Горький был редактором и главным публицистом газеты «Новая жизнь», выходившей в Петрограде с апреля 1917 по июль 1918года, когда и была закрыта. Писатель в своих статьях вёл борьбу за новую демократическую Россию, за развитие просвещения и науки. Он, любя революцию, с ужасом наблюдал её «издержки». С горечью и болью он выступил с резкой критикой революционных реалий начального периода преобразований. К названию приложен подзаголовок: «Заметки о революции и культуре». Одна из первых статей писателя начинается с главного вопроса его жизни – отношения к правде. (И здесь он ещё верен своей позиции, высказанной в пьесе «На дне»). «Но – говорить правду, это искусство труднейшее из всех искусств, ибо в своём «чистом» виде, не связанная с интересами личностей, групп, классов, наций, – правда почти совершенно неудобна для пользования обывателя и неприемлема для него… Но это самая необходимая для нас правда». В многочисленных высказываниях Горький ужасается падению нравственности, отсутствию милосердия, полному аморализму и бескультурью. Он описывал жестокие расправы на улицах, из которых сделали зрелище и развлечение, потрясаясь, сколь дешёвой будет казаться жизнь всем, кто в этом участвует. Он возмущался бездействием властей, а часто их попустительством, нежеланием наладить действительно культурное строительство. «Народ должен быть прокалён и очищен от рабства…медленным огнём культуры. Да, снова культура. Я не знаю ничего иного, что может спасти нашу страну от гибели…Если революция не способна тотчас же развить в стране напряжённое культурное строительство, – тогда, с моей точки зрения, революция бесплодна, не имеет смысла, а мы – народ: неспособный к жизни». Горький приводил огромное количество фактов разбоя и грабежа культурных ценностей, он получал множество писем, в которых ему жаловались на жуткие поборы со стороны новой власти. Писатель взывал, стыдил, требовал решительных поступков со стороны большевиков. Он, как Л.Толстой, мог сказать: «Не могу молчать». «Нет, пролетариат не великодушен и не справедлив, а ведь революция должна была утвердить в стране возможную справедливость… Меня больше всего поражает и пугает то, что революция не несёт в себе признаков духовного возрождения человека, не делает людей честнее, прямодушнее…». Естественно, после таких писаний возникла напряжённость и даже конфликт с теми, кого Горький любил, например, с Лениным. Он вынужден был уехать опять в эмиграцию под официальным предлогом лечения туберкулёза, которым действительно тяжело болел. IV период – эмиграция с 1921 по 1927 год. Писатель поселился на Капри, много писал, много думал; будучи уже европейски знаменит, переписывался со многими выдающимися писателями. Особый интерес представляет переписка и дружба с Роменом Роланом. Сегодня их письма изданы без купюр, это позволяет увидеть эволюцию отношения Горького к Ленину и к большевистской России, его мучительные внутренние размышления обо всём этом. Алексей Максимович писал: «Жить очень трудно, дорогой друг…Там, на родине, воют вьюги и коммунисты, землю засыпает снег, людей – сугробы слов. Превосходные слова, но – тоже как снег, не потому, что так обильны, а потому что холодны. Когда фанатизм холоден, он холоднее мороза» (7 декабря 1922 г). Ещё одно письмо, написанное в апреле 1923 года: «Не чувствую ни малейшего желания возвращаться в Россию. Я не мог бы писать, если был бы вынужден всё своё время тратить на то, чтобы непрерывно повторять припев: «Не убивай»». Смерть В.И.Ленина потрясла писателя. Произошёл глубокий перелом в его душе и новая переоценка прошлых событий. В этот период помимо раздумий о революции в России, Горький много и плодотворно работал. Первым крупным произведением явились «Мои университеты». Алексей Максимович придавал огромное значение замыслу автобиографического цикла. Он создал мемуарно-художественные очерки, воспоминания о писателях, в которых личность рассказчика отодвигается на второй план. В середине 20-х годов обозначился явственный перелом в творчестве Горького. Он отошёл от новеллистических жанров и обратился к большим повествовательным замыслам. Интерес к углублённой разработке сложных и противоречивых характеров уступает место другим задачам – созданию широких исторических обобщений, монументального социального синтеза. В сжатые сроки он завершил напряжённую работу над романом «Дело Артамоновых». Далее – «Заметки из дневника» – 2 тома, «Воспоминания», «Рассказы 1922-1924 г». И, наконец, он перешёл к созданию главного, как он полагал, произведения – романа-эпопеи «Жизнь Клима Самгина». Были написаны 2 тома, жанр повествования определяется как «философско-историческая эпопея». Рассказ о распаде и крушении Артамоновско-Самгинской России нужен автору, чтобы уяснить внутренний смысл исторического процесса. Художественно раскрыть философию истории, которая объясняет и определяет человеческие судьбы. Характер человека, его психология, нравственная и духовная значимость оцениваются в контексте столкновения миров. Этим отмечена вся история ХХ века, и это имеет всеобщее значение. Максим Горький, живя вдали от родины, безусловно, испытывал ностальгию. А в свете смерти Ленина он пересмотрел своё отношение ко многим событиям Октябрьской революции и первым годам большевизма, что не осталось незамеченным в высшем руководстве СССР. Его настойчиво стали приглашать приехать, для начала – посмотреть на грандиозные успехи. Но, главное, убедиться, что новый человек, всё же, родился. Горький всегда романтизировал революцию. Даже в «Несвоевременных мыслях» видно, что он удручён тем, что пролетариат не стал духовно и нравственно облагороженным, причём, ему казалось, что это случится немедленно, чуть ли не автоматически. Не случилось…Но окончательно отречься от заветной идеи, что революция преображает личность, облагораживает и возвышает её, он не мог. Ему как романтику революции хотелось, чтобы вместе с новой Россией родился и новый человек. Человек с большой буквы, о котором он писал, и чтобы случилось всё быстро. По словам одного из критиков, «Если Сизиф – пролетарий богов, то Горький – бог пролетариев, он катил на пик коммунизма легенду о новом человеке», и был одним из творцов великого мифа о таком человеке, рождённом революционной бурей. Отречься совсем от пролетарской революции и её деяний ему, пролетарскому писателю, значило отречься от всей своей предыдущей жизни, ведь на пролетариат он сделал историческую и нравственную ставку. Осознавал ли Горький, что человек, которому он обещал гордое счастье, почти гарантированно был обречён на трагедию? Р.Ролан считал, что осознал в конце жизни. Но, как бы то ни было, автор «Несвоевременных мыслей» принимает приглашение приехать в Союз, его встречают как главного кумира, ему показывают «фасад» преобразований, со стороны кажется, что «невероятная сказка действительно стала былью». Он уехал подумать и, наконец, принял решение вернуться навсегда. Биографы не раз задавались вопросом, что именно заставило писателя поселиться в сталинской России и хотя бы внешне вписаться в систему? Думается, всё выше сказанное плюс страстное желание поверить, что мечта смогла стать реальностью и, конечно, острая тоска по родине. Один из истоков противоречий, видимо, крылся в метании между любимой им правдой и романтическими иллюзиями, от которых он не отказался. Помимо всего, многие отмечали сильную сентиментальность Горького, его легко можно было растрогать, этим пользовались. V период – 1927-1936 годы, последний в жизни писателя. Все противоречия личности обострились, душевное раздвоение стало одним из главных страданий в это время. Он завершил эпопею «Жизнь Клима Самгина», написал много публицистики. Занимался общественно-литературной и культурно-организационной работой, которая была далеко небезупречна. В этот период писателю справедливо ставят в вину целый ряд поступков: освятил личным присутствием Соловки и одобрил их, написав жуткую статью «Если враг не сдаётся, его уничтожают», поддержал насильственную коллективизацию, т.к. вообще не любил деревню. Ещё в книге «О русской деревне» он высказывался в том смысле, что на селе живут почти зверообразные люди, «до дьявольской изощрённости», жестокие, невежественные, «равнодушные к страданиям соседей». Далее он писал: «Вымрут полудикие, глупые, тяжёлые люди русских сёл и деревень – все те, почти страшные люди,…и их место займёт новое племя – грамотных, разумных, бодрых людей». Многие исследователи уверены, что писатель боялся «слепой мужичьей силы» русского крестьянина, видел в нём анархическое начало. В то же время он восхищался подвигом Павлика Морозова, стал давать резкие оценки тем писателям, которыми недавно восторгался: Короленко, Булгакову, которые были во внутренней оппозиции к подобным событиям. Наконец, по крайней мере, внешне он принимает концепцию сталинского социализма. Если до эмиграции Горький резко восставал против любых форм насилия над личностью, утверждал правду, какой бы горькой она ни была, интересовался формами оппозиционного противостояния личности власти, то по возвращению всё изменилось. Теперь писатель одобряет насильственные формы перевоспитания и даже репрессии (та же статья «Если враг не сдаётся, его уничтожают»). К правде относится по-иному: на укоризненное письмо знакомой в 1929 году о его новой роли в сталинской России, он раздражённо ответил: «Я искреннейше и непоколебимо ненавижу правду». Разумеется, сказано было в запале и, скорее всего, в отчаянии, но попытки донести до него правду не очень приветствовал (по крайней мере внешне). Многие его поступки вытекали из своеобразия его личности, о которых рассказал В.Ходасевич в «Воспоминаниях о Горьком»: он хорошо знал Алексея Максимовича. Как всякие мемуары, они субъективны, но многие наблюдения очень точны, со многим можно согласиться, так, он пишет, что Горькому был свойственен романтический оптимизм, увлечённость иллюзиями и эмоциональный перехлёст. «Он – великий поклонник мечты и возвышающего обмана». Наконец, теперь его не волновало сопротивление, а, наоборот, положительный опыт сотрудничества личности и власти. Однако правда заключается и в том, что писатель попал в «золотую клетку» и, как говорят многие, понимал это и хотел опять поехать в Европу. Автор великих произведений трагически переживал внутренний раскол, связанный с мучительной двойственностью отношений и оценок, с болью за свою родину. Скоропостижная смерть сына окончательно подкосила его. На вопрос о самочувствии он с трагической иронией отвечал: «Максимально горько». Жизненный и творческий путь Максима Горького завершался. Великий русский писатель внёс неоценимый вклад в развитие реализма и всей русской литературы. Подводя итог литературно-эстетическим исканиям Максима Горького, интересно отметить довольно неожиданные выводы литературоведа Л.Спиридоновой, что писатель, «пройдя несколько этапов освоения традиционных и авангардистских художественных систем, пришёл к утверждению метода, базирующегося на видении действительности с высоты идеалов будущего. Социальный романтизм писателя, синтез реализма и модернизма обусловили его новаторство». Важна и интересна творческая лаборатория и своеобразие реалистической манеры писателя: ► Утверждал идеи активной жизненной позиции и «бытия как деяния». Возбуждение подобного отношения к жизни писатель считал своей главной задачей. Не случайно он был особенно пристрастен к гётевской мысли: «Вначале было дело». ► Он был убеждён в том, человека создаёт не среда, а сопротивление ей. Горький стремился вырвать человека из «цепей унизительной действительности», противопоставить рабу обстоятельств свободного творца жизни, это он считал центральной задачей творчества. ► Часто использовал в реалистическом произведении романтические средства типизации характера для изображения героического. ► Для Горького типичен метод динамического развёртывания характера, ему свойственен интерес к проблеме изменения и перестройки человеческого сознания. ► Создал образные ряды персонажей: здесь и утешители, и матери, и человек-зритель, и выломившиеся из среды, и Человек с большой буквы и т.д. ► Максим Горький широко использовал 2 критерия оценки – эстетический и этический. Резкий контраст между духовной красотой и богатством личности и духовной нищетой и убожеством обесцвеченной, «пустой души» мещанина составляет пафос многих его произведений. ► Особое внимание писатель уделяет проблеме положительного героя и новым приёмам его изображения, поскольку он – носитель идеала. ► Образам его художественных произведений свойственна определённая ясность социальной характеристики. ►В своих произведениях Горький создал два полюса, на которых – отчуждённый и неотчуждённый от исторического времени человек. ►Во всех его произведениях особую роль играет подтекст. При анализе горьковской драматургии, в необходимо сопоставить её особенности с художественными подходами классиков русской драмы. а) А. Островский рассматривал стремление героев вырваться из удушающего давления бытовой обстановки, их порывы к свободе. б) Л. Толстой раскрывал нравственное начало человека, его глубинные психологические мотивы, и диалектику души. в) А. Чехов создал новый вид драмы: раскрытие психологических переживаний героев являлось как формы отражения бытия человека, трагизма его существования. В чеховских драмах преобладает лирическое начало. г) М. Горький в пьесах перенёс акцент на раскрытие идеологической сферы. ► В его драмах острые социальные конфликты, политические коллизии, составляющие основу развития действия, часто показываются через их отражение и преломление в сознании героя. ► Пьесы Максима Горького демонстрируют и драматургию характеров, и драматургию действия. ► Как драматург многому учился у Чехова: передавал поток жизни, угнетающую власть мелочей и пошлость окружающей среды. ► Основная особенность драматургии – изображение острых социальных конфликтов и крупных характеров Максим Горький скончался в 1936 году. При советской власти его сделали «главным» писателем (как Маяковского – «главным» поэтом), замолчав огромный пласт его взглядов. После крушения советской власти его хотели сделать ответственным чуть ли не за все трагедии сталинского периода, шельмовали его имя, исключали из школьных программ. Сегодня перед нами встаёт громадная личность гениального русского писателя, сложная, противоречивая, но без которой невозможно представить русскую литературу ХХ века. М. Горький также – одна из ключевых фигур и мировой литературы прошлого века. Он горячо любил своё отечество, активно жил в судьбоносное и трагическое время, и ему было суждено пережить страшную трагедию утраченных иллюзий и крушения идеалов. |