творческий отчет (2). Творческий отчет концертмейстера Тулебаевой Газизы Екпиновны Тема самообразования Совершенствование технических и исполнительских приемов фортепианной игры в работе концертмейстера
Скачать 52.83 Kb.
|
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детская музыкальная школа №1 Творческий отчет концертмейстера Тулебаевой Газизы Екпиновны Тема самообразования: «Совершенствование технических и исполнительских приемов фортепианной игры в работе концертмейстера» Байконур, 2021 г. СОДЕРЖАНИЕ
Введение (Слайд №2) Свое выступление хочу начать с высказывания Михаила Сергеевича Воскресенского «Искусство воспитывает и облагораживает человека, развивая его мысль, пробуждая и раскрывая в нем высокие чувства. Велико и неотразимо действие на человека каждого из искусств». В обширном поле деятельности концертмейстера работа в детской музыкальной школе занимает почетное место. Нет задачи благороднее, чем приобщить ребенка к прекрасному, прикоснувшись к его душе, развить его чувства и творческие способности, музыкальность. Работа концертмейстера включает в себя нечто большее, чем только разучивание с солистами их партий и исполнение в ансамбле на сцене. Это и умение контролировать качество исполнения, как своего, так и солиста. Это и знание исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. А это значит, что концертмейстер должен обладать определённым набором теоретических знаний, профессиональных умений и навыков. В сфере инструментального музыкального образования в детской музыкальной школе концертмейстер является неотъемлемой фигурой. В классах вокала, духовых, струнных инструментов профессионально-исполнительские умения и навыки концертмейстера – это средство решения музыкально-образовательных задач. Наряду с преподавателем по специальности, концертмейстер непосредственно влияет на развитие творческих задатков ученика. Творческое взаимодействие в рамках музыкального образования происходит в сочетании «педагог-солист-концертмейстер». Отсюда вытекает вопрос об ответственности концертмейстера за собственную исполнительскую форму. Значимость качественного сопровождения велика, так как даже самый лучший исполнитель может потерять уровень воплощение художественного замысла произведения при искажении звучания партии концертмейстера. При работе с юным музыкантом ответственность возрастает многократно. Педагогический репертуар многообразен и разнообразен по степени сложности. При взаимодействии с исполнителями на различных инструментах и в классе вокала имеют место специфические особенности звучания, которые должны учитываться концертмейстером. Многообразие задач, которые встали передо мной в период профессиональной адаптации, помогли определить проблему и сформулировать тему самообразования «Совершенствование технических и исполнительских приемов фортепианной игры в работе концертмейстера». Предполагаемый период работы по теме с 2019 - по 2023 года. Аналитическая часть Я, Тулебаева Газиза Екпиновна – концертмейстер ГБУ ДО ДМШ №1. В 2017 году окончила филиал «Восход» Московского авиационного института по направлению «Автоматизированные системы обработки и управления». В 2017 году прошла профессиональную переподготовку «Педагогика дополнительного образования детей и взрослых» в учебном центре «Профессионал», присвоена квалификация «Педагог дополнительного образования», 600 часов, г. Москва. В 2019 году прошла профессиональнаую переподготовку по программе «Инструментальное исполнительство по классу фортепиано, концертмейстер», присвоена квалификация «Артист ансамбля, концертмейстер, преподаватель фортепиано» в ООО «ЕЦ ДПО» 520 часов, г. Москва. В 2020 году окончила Кызылординский государственный институт имени Коркыт Ата, бакалавр по специальности «Музыкальное образование». Педагогический стаж - 3 года. (Слайд №3) Целью творческого отчета считаю самоанализ и самооценку профессиональной деятельности с 2017 по 2021 годы, определение круга проблем для дальнейшей работы. Объект анализа: деятельность концертмейстера в период с 2017 по 2021 годы и результаты работы над темой самообразования «Совершенствование технических и исполнительских приемов фортепианной игры в работе концертмейстера». Основной целью своей работы я вижу саморазвитие и стремление к качественному уровню профессиональной деятельности. (Слайд №4) Цели работы над темой самообразования: - выявление специфики работы концертмейстера с обучающимися разных специальностей, коллективами; - систематизирование форм, методов и приемов работы концертмейстера с обучающимися, опираясь на научно-методическую литературу и собственный опыт работы; - осуществление концертной и конкурсной деятельности. (Слайд №5)Задачи работы над темой самообразования: - проанализировать методическую литературу, касающуюся вопросов профессиональной деятельности концертмейстера; - изучить годовой инструментальный и вокальный репертуарный план (нотные издания) для музыкального сопровождения на уроках, концертах и конкурсах; - формировать навыки совместного творчества у обучающихся в области музыкального исполнительства, умение общаться в процессе совместного музицирования. (Слайд №6) Основные вопросы, намечаемые для изучения: - воспроизведение фортепианной партии как комплекса выразительных средств (гармонических, ритмических, регистровых и тембральных красок); - создание индивидуальной исполнительской концепции, трактовки произведения, адекватную намерениям композитора для раскрытия музыкально-художественного замысла произведения; - изучение литературы касательно профессиональной деятельности концертмейстера, записей и мастер-классов посредством интернет-ресурсов. (Слайд №7)Предполагаемый результат: - повышение исполнительского мастерства, активность на концертах, конкурсах различного уровня, - расширение репертуарного плана (инструментального, вокального, хорового), - применение новых методов при анализе и синтезе произведения. Форма представления результата: (Слайд №8) Я работаю с обучающимися по специальности: «сольное пение», «домбра», «духовые инструменты». Являюсь концертмейстером старшего хора (рук. Кравченко В.В.) и младшего хора (рук. Филлипова М.В.). Также концертмейстер вокального педагогического ансамбля «Велюр» (рук. Жаркова А.В.). И работа с каждой из специальностей по-своему специфична и требует решения многообразия задач в исполнительском плане. При аккомпанементе духовым инструментам нужно слышать моменты взятия дыхания. Главная задача концертмейстера держать метр, ритм, линию баса и динамически ощущать партнера. В своих сольных эпизодах важно максимально приблизиться к манере исполнения произведения солистом. В работе с народным инструментом – домброй важно следить за балансом звучания. Для достижения максимального ансамблевого соотношения необходимо заранее обсудить динамику произведения, фразировку, «тремоло», «удар». Самый главный элемент – вовремя уступить и вовремя повести – играть ярко, выразительно, соизмеряя свою игру со звуковыми и эмоциональными возможностями ученика. В работе с вокалистами важно строение певческого аппарата, особенности певческого дыхания, диапазона голоса. Нужно уметь выявлять смысловые и кульминационные акценты поэтического текста и мелодии. При работе с хором концертмейстер задает хору тон, помогает дирижеру в распевании участников хора, задавая четкий ритм работы. Концертмейстер обязан уметь играть по жестам дирижера, одновременно охватывать взглядом все партии, следя за развитием каждого голоса и взаимодействием голосов. (Слайд №9) Я считаю, что качественный уровень профессиональной деятельности концертмейстера предполагает хороший уровень исполнительской подготовки, беглое чтение нот с листа, быстрая ориентация в нотном тексте, транспонирование. Все это позволяет концертмейстеру в любых условиях быть готовым к выступлению перед публикой, быстро осваивать концертный репертуар. Показатель профессиональной подготовленности концертмейстера неразрывно связан с постоянным желанием самосовершенствоваться, расширять свои знания, оттачивать умения и навыки и творческим поиском. И одной из форм повышения этого показателя является повышение квалификации, изучение передового опыта коллег, анализ собственной работы, знакомство с научной литературой, подготовка публикаций, разработок. (Слайд №10) Мною было подготовлено и зачитано методическое сообщение «Анализ художественных средств выразительности в аккомпанементе» на заседании фортепианного отдела в 2020 году. Размещены на сайте «Инфоурок» следующие публикации: 1. План-конспект открытого урока на тему: «Роль концертмейстера в создании музыкально-художественного замысла произведения в классе вокала». 2. Практико-ориентировочный проект на тему: «Обобщение опыта работы концертмейстера и его роль в создании музыкально-художественного замысла произведения в классе вокала». (Слайд №11) В 2019 году прошла профессиональную переподготовку по программе «Инструментальное исполнительство по классу фортепиано, концертмейстер», присвоена квалификация «Артист ансамбля, концертмейстер, преподаватель фортепиано» в ООО «Едином центре дополнительного профессионального образования» 520 часов, г. Москва. Правильно выбранная тема самообразования, поставленные задачи, методы, используемые в работе позволили мне достичь хороших результатов с обучающимися – успешные концертные выступления, результаты конкурсов различного уровня. На слайде представлены результативность обучающихся в конкурсах различного уровня с 2017 по 2021 годы. (Слайд №12) Таблица 1 – Участие обучающихся в международных конкурсах.
(Слайд №13) Таблица 2 – Участие обучающихся в республиканских, всероссийских и областных конкурсах
(Слайд №14) Таблица 3 – Участие обучающихся в городских конкурсах
(Слайд №15) Нередко в моей практике складывается удачный тандем преподаватель - ученик – концертмейстер, совместная работа которых приносит регулярно хорошие результаты на конкурсах и активное участие в концертах. В итоге вся проделанная работа проявляется в организации сольного концерта. На слайде представлены, проведенные сольные концерты обучающихся: Таблица 4 – Сольные концерты обучающихся
В классе каждого преподавателя по специальности проводятся родительские собрания, я активно принимаю участие в собраниях, чтобы поддержать своих аккомпанирующих обучающихся. Одним из важных факторов, влияющий на повышение уровня квалификации является участие в конкурсах профессионального мастерства – это залог востребованности музыканта, его успешности, реализованности как личности. (Слайд №16) В 2020 году я участвовала в городском конкурс-смотре «Лучший молодой специалист года в области культуры и искусства» и удостоилась номинации «Открытие в профессии». Конкурс проходил в три этапа, участвовало 17 молодых специалистов. (Слайд №17) На первом этапе необходимо было представить себя в формате видео, на втором этапе предоставить проект, реализованный в рамках профессиональной деятельности и продемонстрировать его практическое применение на третьем этапе в формате открытого урока. (Слайд №18) В феврале 2020 года заняла Гран-при в Республиканском духовно-патриотическом конкурсе «Мәңгілік ел алыптары» в номинации «Инструментальное исполнительство». (Слайд №19) Я совершенствую технические и исполнительские приемы фортепианной игры посредством регулярных репетиций и неоднократными выступлениями сольно на концертах, исполняя произведения классиков, казахских композиторов, а также выступаю вместе с преподавателями музыкальной школы. (Слайд №20-21)На слайде представлены участие с обучающимися музыкальной школы и личное участие на школьных, городских концертах. Таблица 5 – Участие в концертах
Считаю, для концертмейстера очень ценно признание его труда, для стимулирования его дальнейшей работы. (Слайд №22)За 2017 по 2020 годы я была награждена: - благодарностью от начальника Управления культуры молодежной политики и спорта в 2019 году; - почетной грамотой от начальника Управления образованием в 2020 году; - благодарностью от организаторов международных и республиканских конкурсов за подготовку лауреатов. Итогом своей работы на данный момент считаю: - активное участие в концертах; - результативность обучающихся в конкурсах городского, областного, республиканского и международного уровней; - самосовершенствование через участие в профессиональных конкурсах; - ведение методической деятельности. Анализируя свою деятельность, отмечу, что в своей повседневной работе я стараюсь предопределять необходимость решения разнообразных творческих задач, связанных с музыкальным исполнительством. Проектная часть Повседневно осуществляя репетиционную работу и реализуя её задачи, концертмейстер постоянно находится в рамках музыкальной педагогики. Концертмейстеру принадлежит очень важная роль в образовательном процессе – будить творческую фантазию ученика, создавая своим исполнением качественную художественную среду для создания музыкально-художественного образа в ансамбле, которая способствует успеху исполнительской деятельности солиста. Поэтому концертмейстер должен постоянно совершенствовать свой исполнительский уровень. Только лишь слыша профессиональную игру концертмейстера, ученик будет стремиться к совершенствованию своего творчества. (Слайд №23) Проектируя свою профессиональную деятельность на следующий межаттестационный период, планирую продолжать работу над темой самообразования «Совершенствование технических и исполнительских приемов фортепианной игры в работе концертмейстера». Комплекс вопросов, намеченных для изучения, планирую расширить. Меня интересуют стилевые трактовки различных композиторов, различных эпох; психологические аспекты деятельности концертмейстера. (Слайд №24)Задачи, которые я ставлю на следующий аттестационный период: 1. Изучение методической литературы по данной теме самообразования. 2. Активное участие в профессиональных конкурсах. 3. Работа с обучающимися над художественными задачами. 4. Посещение концертов, открытых уроков коллег. Заключение Изучение тех или иных способов и подходов в работе с обучающимися и преподавателями, с моей точки зрения, является хорошим путем к самореализации, улучшения качества работы и положительной результативности. Все, что мы выражаем в звуках, знак того, что происходит у нас в душе. Мы приглашаем слушателей войти в свой мир, делимся с ними сокровищами своего ума и сердца. В этом диалоге с людьми и заключен смысл нашей работы, ее величайшая притягательность. (Слайд №25)Свое выступление хочу закончить словами из книги Серафимы Осиповны Белькевич «Уроки концертмейстерского мастерства»: «Музыка, как и поэзия, ближе всего находится к основам жизни – любви, милосердию. Природа, наделив человека пятью чувствами, забыла дать ему шестое – чувство красоты. Но, возможно, в этой ее «ошибке» заложен величайший смысл. Ведь человек обретает и реализует это чувство в творчестве, главном своем предназначении в этом мире». (Слайд №26) Спасибо за внимание! |