Главная страница
Навигация по странице:

  • Контрольная работа по дисциплине «История отечественной литературы. Серебряный век»

  • Место творчества Анны Ахматовой в лирике конца XIX – начала XX столетия

  • Общее мироощущение и основные темы творчества Анны Ахматовой

  • Характер лирического героя Анны Ахматовой

  • Поэтический мир Анны Ахматовой

  • Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Песня последней встречи»

  • Список используемых источников

  • Портрет поэта XX века. Анна Ахматова. Ахматова. Творческий портрет Анны Ахматовой


    Скачать 21.12 Kb.
    НазваниеТворческий портрет Анны Ахматовой
    АнкорПортрет поэта XX века. Анна Ахматова
    Дата27.11.2021
    Размер21.12 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАхматова.docx
    ТипКонтрольная работа
    #283728

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    АНО ВО «Гуманитарный университет»

    Факультет журналистики и медиакоммуникаций
    Контрольная работа

    по дисциплине

    «История отечественной литературы. Серебряный век»

    На тему: «Творческий портрет Анны Ахматовой»

    Руководитель Н.П. Белимова

    Студент

    Направление подготовки

    42.03.02 Журналистика,

    Курс 3, заочное отделение А.М. Колотова
    Екатеринбург

    2021

    Место творчества Анны Ахматовой в лирике конца XIX – начала XX столетия
    В кипящей жизни современника данного периода Анна Ахметова нашла место для любви, и прежде всего для неё.

    Пока многие были всерьёз увлечены политическим курсом страны, изменениями, которые он повлёк, воспевали Россию новую или старую, даже затрагивая (а без этого не обойтись) приведённые темы, поэтесса по-женски смотрела на всё сквозь призму чувств. Главной её заслугой и открытием в лирике конца XIX – начала XX столетия стали именно стихи о любви.

    Говоря об Анне Ахматовой, критики часто отмечают, что её любовные драмы «происходят в молчании». Женщина создаёт множество образов, которые призваны пробудить у читателя определённые чувства, которые он интерпретирует сам, и художественная недосказанность позволяет расширить психологическую нагрузку стихотворения – каждый, опираясь на свой пережитый опыт, раскрывает суть стихотворения по-своему. Также все отмечают чёткую форму лирики Ахматовой, что присуще течению, к которому она долгое время себя относила – акмеизм.

    Акмеисты считали, что поэзии необходим чёткий стиль и форма, но при этом необходимо привносить новаторство в существующие стандарты, установленные символизмом – отходить от стандартных шаблонов поэтических приёмов и образов.

    Созданные ею в лирике картины присущи времени: трагизм ссылок, репрессий, тюрем. Она была голосом всех женщин, ждущих мужей, пережившие смерти и заключение своих сыновей, супругов, друзей. Её творчество – олицетворение их страданий, их борьбы за свободу любимых, особенно поэму «Реквием», посвящённую этим темам.

    Общее мироощущение и основные темы творчества Анны Ахматовой
    Самым важным для Анны Ахматовой была любовь. Отношения двоих на расстоянии, в быту, разлуки и встречи. Критики отмечают тонкую душу поэтессы, которая метко подмечала чужие радости и страдания, перенимала, дополняла и переносила их в свои стихотворения.

    Любовь Ахматова раскрывает с разных сторон, переплетая её с темами Родины, вины, трагедиями жён и матерей, тесно связанными с постреволюционным курсом страны. Саму революцию поэтесса считала бедой, и часто пишет о том, как Родина, к которой женщина испытывает глубокие чувства, тяжело страдает от происходящего на рубеже веков.

    Ахматова часто пишет на тему поэтического предназначения. Для неё поэзия является своеобразным способом служения людям, обществу. И это – выбранный ею нелёгкий и тернистый путь, который, несмотря на злобу и непонимание со стороны, она должна пройти. Ведь поэтесса свято верила, что творец должен быть выше любых предрассудков и нести в мир чувства добра, истины и здравомыслия:

    Иди один и исцеляй слепых,

    Чтобы узнать в тяжелый час сомненья

    Учеников злорадное глумленье

    И равнодушие толпы.

    В творчестве поэтессы не встретить мистицизма, присущего Блоку, призывов, которыми сплошь пропитаны стихи Маяковского. Она не ударяется в философские рассуждения, а рисует картину так, как она есть, доступным языком и понятными чувственными образами. Любовная лирика Ахматовой реалистична и психологична в лучших традициях русской классической литературы.

    Характер лирического героя Анны Ахматовой
    Поэзия Анны Ахматовой – женственная и тонкая. Оттого и типичная лирическая героиня стихотворений – русская девушка, живущая в мире пылких чувств, любовных трагедий, ожидания, радости и драмы. Она окутана любовью, и именно любовь является смыслом её существования.

    При этом, живя в мире романтики и драмы, Ахматовская лирическая героиня может проявлять себя по-разному. Предстать скромной и сдержанной, или проявить свою стервозную сущность. Она может смиренно ждать, а может яростно биться. Переживать трагедию, замкнувшись в своих глубоких переживаниях, или стать главным двигателем разворачивающегося вокруг сюжета.

    Несмотря на привязанность и чувственность, поэтесса часто поднимает голосом лирической героини тему свободы. Женщина всегда свободолюбива в её стихах:

    Тебе покорной?

    Ты сошел с ума!

    Покорна я одной

    Господней воле.

    Эти мотивы в творчестве Ахматовой, призваны показать, что именно в обычной русской женщине, какой бы она ни была, заключена огромная чистая сила, способная и к созиданию, и к разрушению. Раскрывая этот образ, поэтесса мечтала «научить женщин говорить».

    Могла ли Биче словно Дант творить,

    Или Лаура жар любви прославить?

    Я научила женщин говорить,

    Но, Боже, как их замолчать заставить!

    Поэтический мир Анны Ахматовой
    Поэтический мир Анны Ахматовой насыщен экспрессией. Она в полном объёме раскрывает и палитру разочарования, и оттенки трагизма, в лирике поэтесса говорит и о радости встречи, и о горе разлуки, и о свободе, и о привязанности. Многие критики отмечают её тонкую натуру, способную целиком воспринимать окружающее, и подмечать особенности человеческой души и испытываемых ею чувств.

    Будучи рождённой в Петербурге, поэтесса часто говорит о своём городе, выстраивает картины внутри знакомого ей образа малой Родины. Для неё она подобрала множество эпитетов, порой противоречащих друг другу. Петербург в творчестве Ахматовой дикий, мрачный, священный, холодный, страдальческий, туманный, спокойный, строгий. Петербург, а затем Ленинград — неизменно присутствующий в ее поэзии фон, пространство, где живут любовь и ненависть, измена, разлука, радость, кровь.

    Говоря о поэтическом мире, стоит разграничить его на «до» и «после». Точкой отсчёта являются репрессии, которые напрямую коснулись семьи поэтессы: мужа и сына. По мере увеличения трагизма в судьбе Ахматовой, она сгущает краски и в своём творчестве. Город рисуется серым и тяжёлым, ожидание висит грузом, борьба становится яростнее, голос то срывается в отчаньии, то хрипит в бесконечной тоске. Кульминацией переживаний того периода жизни поэтессы называют поэму «Реквием».

    Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Песня последней встречи»
    Тема любви ярко раскрывается в раннем творчестве Анны Ахматовой, в частности в стихотворении «Песня последней встречи». Оно стало одним из самых популярных за всю историю творчества поэтессы, и в литературных гостиных часто отмечали «Подахматовок», как их называл Гумилёв, породирующих именно строки из этой работы «я на правую руку надела перчатку с левой руки».

    В нём описаны переживания лирической героини во время последнего свидания с возлюбленным. По композиции и смысловой задумке стихотворение можно разделить на две части: в первой девушка выбегает из дома после ссоры, а во второй мысленно воспроизводит состоявшийся с любимым диалог. История рассказывается в четырёх катренах, написанных стихотворным трёхстопным анапестом с перекрёстной рифмовкой.
    Так беспомощно грудь холодела,

    Но шаги мои были легки.

    Я на правую руку надела

    Перчатку с левой руки.
    Показалось, что много ступеней,

    А я знала — их только три!

    Между кленов шепот осенний

    Попросил: «Со мною умри!
    Я обманут моей унылой

    Переменчивой, злой судьбой».

    Я ответила: «Милый, милый —

    И я тоже. Умру с тобой!»
    Это песня последней встречи.

    Я взглянула на темный дом.

    Только в спальне горели свечи

    Равнодушно-желтым огнем.
    Переживания разрыва влюблённых представлены через призму женского восприятия, что для Анны Ахматовой является типичным – она выделяла именно женщину центральной фигурой своей лирики.

    Девушка очень взволнована, настолько, что перепутала перчатки, у неё холодеет грудь, и три ступени кажутся ей оттого длинной лестницей. В кленовых листьях ей слышатся отголоски прошедшего разговора. В нём, во время последней встречи, герои, уставшие от страданий, обещают друг другу умереть, чтобы прекратить душевные истязания. Здесь смерть представлена не в физическом, а именно духовном ключе, и означает расставание, однозначно последнюю встречу, после которой влюблённые умрут друг для друга.

    Когда лирическая героиня решается всё же взглянуть на покинутый ею дом, ставший местом состоявшегося разговора, единственное, что она видит – равнодушно-жёлтый огонь свечей. Жёлтый традиционно означает разлуку.

    Чувства, овладевающие лирической героиней, раскрыты с помощью средств художественной выразительности. В тексте есть метафоры – «беспомощно грудь холодела грудь», «я обманут моей унылой переменчивой, злой судьбой»; олицетворения – «между кленов шепот осенний попросил».; эпитеты – «шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь».

    Ясность формы, простота и точность поэтического языка говорят нам о том, что данное стихотворение принадлежит к акмеизму. Также стоит отметить и другие черты, присущие данному направлению: эстетизм представленных поэтессой образов, их отчётливость – конкретные вещи символизируют о конкретных чувствах, без рассуждений и лирических отступлений, без философской «воды».

    Список используемых источников:


    1. Бесаева, М. Р. Поэзия Анны Ахматовой / М. Р. Бесаева, Т. М. Аушева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 34 (220). — С. 139-142. — URL: https://moluch.ru/archive/220/52438/ (дата обращения: 16.11.2021).

    2. Жирмунский В. М. Творчество Анны Ахматовой / Жирмунский В.М. – Текст : непосредственный // Наука. Ленинградское отделение. — 1973. — 139 с.

    3. Захариева И. А. Русские поэты ХХ века: феноменальные эстетические структуры. // И.А. Захариева. — Текст : непосредственный. — София, 2007. — 233 с.

    4. Коваленко С. А. Анна Ахматова // С.А. Коваленко. — Текст : непосредственный. — Москва: Молодая гвардия, 2009. – 374 с.

    5. Марченко А. М. Ахматова: жизнь // А.М. Марченко . — Текст : непосредственный. — Москва: Астрель, 2009. — 672 с.

    6. Найман А. Г. Рассказы об Анне Ахматовой // А.Г. Найман . — Текст : непосредственный. — Москва: АСТ, 2008. – 237 с.


    написать администратору сайта