Главная страница

тема 24 психология творческого мышления. Творческое мышление и креативная личность определение, возникновение, возрастные категории


Скачать 42.06 Kb.
НазваниеТворческое мышление и креативная личность определение, возникновение, возрастные категории
Дата27.12.2021
Размер42.06 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлатема 24 психология творческого мышления.docx
ТипИсследование
#319469

Оглавление







Введение


Актуальность данной темы связана с тем, что исследование творческого мышления открывает большие возможности для формирования, использования и развития способностей человека к творческой деятельности в различных сферах жизни.

В психологической науке была проделана большая работа в области изучения феномена творческого мышления. И в связи с тем, что это довольно обширный предмет исследования, было предложено множество разнообразных трактовок феномена творческого мышления.

Поэтому на данный момент существует неоднозначность в понимании феномена творческого мышления. Актуальность работы обосновывается потребностью теоретического обзора термина творческого мышления. Целью работы является осуществление теоретического анализа термина «творческое мышление».

  1. Творческое мышление и креативная личность: определение, возникновение, возрастные категории


Наиболее востребованными качествами личности в современном быстроменяющемся мире являются креативность и творчество. Наличие этих качеств обходимо специалистам во всех сферах профессиональной деятельности. Именно с молодыми креативными кадрами и творческими личностями связывают надежды на успех и карьеру работодатели. Креативность и творчество необходимы и в образовании, и в социальной сфере, и в политике, и в шоу-бизнесе и т.д. В настоящее время понятие «творческое мышление» вошло в социальный обиход и стало столь популярно, что о его важности можно услышать практически во всех сферах деятельности. Можно сказать, что везде требуется креативность и творческий подход к исследуемой проблеме в конкретной области, в конкретной ситуации. В настоящее время эти критерии все чаще указывают в вакансиях на высокооплачиваемые должности, а также их предлагают осваивать на различных тренингах, курсах, семинарах и других формах повышения квалификации. Однако как бы много ни говорили о данных понятиях, истинная сущность остается малоизученной. В энциклопедических изданиях предлагаются разные трактовки этих терминов. Так, например, в энциклопедическом словаре указано, что «творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью» [1, с. 856].

В настоящее время креативность (от англ. creativity) воспринимается как величина творческой одаренности, составляющая устойчивую характеристику личности, способной сделать новым способом нечто новое: поиск нового решения проблемы, предложение нового метода или инструмента, создание нового произведение искусства. Большинство ученых-психологов считают, что креативность – это способность особого рода: способность к творчеству (творческая способность). А. А. Мелик-Пашаев пишет: «С психологической точки зрения в основе творчества лежит особое отношение к жизни (эстетическое), благодаря которому жизненный опыт человека трансформируется в художественные замыслы» [4, с. 654].

Педагогика отмечает, что индивид по собственному желанию стремится к приобретению новых познаний и ближайшему использованию их в практике, что подтверждает важность творческого мышления. Это относится не только к гуманитарным и техническим наукам, но и к естественным, общественным и даже точным наукам. Как правило, творческое мышление основано на воображении. Оно способно порождать неапробированные ранее идеи, позволяет взглянуть на какие-либо вещи или ситуации под иным углом.

Такого вида мышление связывает обусловленные предметы или образы новым способом, которого и во все могло не существовать. Творческое мышление – это процесс сотворения чего-то нового, представляющего заинтересованность для конкретных личностей, группы, объединений или общества в целом. При помощи его появляется способность взглянуть на проблему со стороны. В свою очередь, анализируя работы отечественных и зарубежных авторов, В. Н. Козленко пришел к выводу, что «креативность выступает как совокупность тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности» [2, с. 131].

Психолого-педагогические исследования констатируют, что дети с предрасположенностью к творческому мыслительному типу проявляют креативность во всем и имеют более высокие показатели в критериях успеваемости в учебе и социализации в обществе. Возьмем, к примеру, тесты на IQ. Данная методика ориентирована на определение уровня способностей к обучению, пониманию, формированию понятий, использованию информации, применению логики и разума личности. Данные характеристики устанавливали уровень абстрактно-логического мышления. Однако было зафиксировано, что некоторые индивиды, получившие высокие баллы тестирования, не способны разработать что-то новое, оригинальное и вовсе не могут решить нестандартные задачи. Но индустриальное развитие требовало рождения уникальных, не задействованных ранее идей, решений, процессов. Далее IQ-тестирование дорабатывалось и усовершенствовалось. Этим занимались научные лаборатории Стэнфордского университета Соединенных Штатов Америки.

Однако данные исследования так и не решали основной проблемы. Личности, имеющий высокий показатель IQ-тестирования, продолжали оставаться эрудированными, но не способными выйти за рамки стандартных инструкций и сотворить что-то собственное. Высокий показатель творческих способностей был у людей, имевших средний показатель тестирования, немного превышающий норму. Лишь тогда пришли к выводу, что логическое мышление не носит продуктивность и есть другой, более эффективный тип мышления – творческий. Творческое мышление способно предложить альтернативный выход из любой ситуаций; выявить и апробировать новые научные законы, методы, исследования; решить нестереотипные задачи; найти новые идеи и сотворить новые вещи; увидеть актуальные и злободневные вопросы и проблемы под нестандартным углом зрения, нетрадиционно. В М. Полевой, характеризуя искусство ХХ века, утверждает, что «тип художественного мышления выражает новые идеи в старых формах» [5, с. 7].

Существует множество определений творческого мышления, кто-то видит творческое мышление как мышление, которое имеет непосредственную связь с проанализированным знанием определенной области человека, иные сводят суть творческого мышления к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности, третьи характеризуют творческое мышление по его продукту» [6]. Ю. Липс, не случайно описывая проявление творческих способностей, подчеркивает, что «Тому, кому лично приходилось наблюдать умение создавать иллюзию, кто видел оригинальность примитивного действа, знает, что глубочайшее впечатление, производимое сценическими эффектами, не зависит от сложности приемов. Занимательность зависит от фантазии» [3, с. 346].

Следует отметить, что все точки зрения ученых сводятся к одному: способность творческого мышления присуща исключительно человеку, а потребность в такого рода деятельности появляется в каждой личности с самого рождения. Однако стоит отметить, что потенциал творчества у всех людей находится на совершенно разном уровне, однако его можно развить в любом возрасте. Говоря о специфике творчества в парадигме креативной личности, следует соотнести эти два понятия.

Определение «творчество» включает в себя в меньшей степени уникальный психический процесс и в большей степени результат незаурядного феномена организованного восприятия, переработки и воспроизведения многообразия объективной реальности. В свою очередь, понятие «креативность» больше соотносится с личностью, в отличие от «творчества», которое ориентировано на деятельность и результат. Соответственно творчество является составляющей креативной личности, так как креативность – это творческие способности индивида, определяющиесярешимостью к созданию исключительно неапробированных идей, отходящих от заурядных или «устаканившихся» схем мышления. Психология воспринимает творчество как духовно-практическую деятельность, направленную на сотворение чего-то уникального. Повторюсь, что это касается любой сферы деятельности независимо от того, насколько она несет подтекст искусства. Стоит отметить, что любая деятельность личности подразделяется на два вида.

1. Репродуктивная – это деятельность, проецируемая по предлагаемому образцу. Примером может послужить ситуация, когда ребенок пишет под диктовку стихи, домохозяйка готовит торт по рецепту, бригада строит жилой дом по чертежу, танцор повторяет движения за хореографом-педагогом. Это деятельность необходима в нашей жизни, она является частью обучения, без нее невозможно стать профессионалом в определенной области. Также и в обыденной жизни не везде необходимо изобретать что-то новое.

2. Творческая – это деятельность, порождающая креатив, отличительной особенность которой является новизна действий и результатов.

Данная деятельность основывается на концепции репродуктивной, но, освоив предлагаемые приёмы по образцу, личность испытывает потребность в сотворении чего-то своего, в проявлении собственной оригинальности и новизны, так как ему наскучило следовать за кем-то, так сказать под копирку. Действительно, творчество является духовно-практической деятельностью, ведь именно с помощью нее не только зарождается потребность в создании чего-либо уникального и в освоении чего-то нового, но появляются незаурядные идеи, замыслы, проекты. Следовательно, творческое мышление – это сотворение оригинальных идей и осмысление способов их реализации. Говоря о возрастных особенностях творческого мышления, как правило, выделяют три группы развития творческих способностей:

1. Дошкольная. Дети, обладающие творческим мышлением, проявляют себя среди сверстников с самого раннего возраста. Такие малыши, как правило, не имеют желания или во все отказываются выполнять синхронные, стандартные, идентичные с другими движения. Это отчетливо проявляется во время выполнения зарядки или постановки танца в детском саду. Творческие дети обычно придумывают свои движения, игры, стишки и т.д. У детей с преобладающим творческим мышлением множество идей. Они всюду стараются их воплотить, применяя их как в играх, так и в выполнении стандартных заданий. Во взаимоотношениях с детьми, у которых творческое мышление не проявляется так ярко, возникают недопонимания. Нетворческим детям сложно понять своих креативных сверстников. Нужно отметить, что не всегда можно распознать творческий потенциал ребенка. Довольно часто ребенок погружается в себя, свои мысли, придумывает свою реальность. Для выявления творческого мышления в дошкольном возрасте используется сюжетное рисование. Также существуют тесты, помогающие определить уровень креативной личности, но они используются в возрасте 5–6 лет.

2. Начальная школа. В начальной школе творческое мышление ребенка проявляется в следующих чертах: быстрое решение задач с применением нестандартных способов; проявление творческого потенциала в определенной сфере (музыка, хореография, живопись, декоративно-прикладное творчество); формирование собственного мнения на мир, окружающий ребенка; выражение собственных суждений; нежелание действовать по канонам, образцам, стандартам; проявление невнимательности на занятиях. Распознать творческий потенциал ребенка является первостепенной задачей родителей и педагогов. Если упустить развитие способностей на этом этапе, то в дальнейшем эти способности могут и вовсе не проявиться. Ребенок закроет в себе творческие способности и не реализует себя в излюбленной сфере.

Также в этот период необходимо выявить, действительно ли ребенок имеет творческое мышление. Ведь именно в этом возрасте происходит подмена понятий: у ребенка может просто разыграться фантазия. Часто родители видят в своем чаде известного писателя, художника, музыканта и т.д. Стоит лучше присматриваться к собственному ребенку, так как в психологи понятия «воображение» и «фантазия» имеют совершенно разный смысл.

3. Среднее и старшее звено. В этой возрастной группе проявление творческого мышления становится заметнее.

Люди с повышенным творческим мышлением занимают лидерские позиции в различных социальных группах. Они способны на генерацию новых идей, уникальность решения задач и нестандартность решения проблем. В этой группе определяется профессиональное становление личность. Здесь творческое мышление принимает главную роль. Ведь от желаний и способностей личности зависит его самоопределение в жизни. А. А. Мелик-Пашаев отмечает, что одно из главных проявлений творческого начала в человеке – это преобразование житейского и духовного опыта человека в образы [4, с. 653].

  1. Феномен творческого мышления в психологии


Анализ теоретических данных показал, что психологические подходы к творческому мышлению зачастую разрозненны и даже противоречивы [6]: творческое мышление понимается или как проявление способностей и одаренности, или как особый вид мышления, противопоставляемый «нетворческому». Чтобы определиться со значением понятия творческого мышления, ниже будут рассмотрены различные предложенные значения данного термина. Для начала стоит рассмотреть два слова, из которых составлен данный термин – творчество и мышление. Если обратиться к Большому психологическому словарю, можно найти три следующие дефиниции [1]: творчество (англ. creativity) – это человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность; творчество (или творческая деятельность) – это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты); творчество – это не только феномен человеческой деятельности, но и, например, поведения животных, и даже атрибут материи.

Существует проблема перевода понятия творчества в разных языковых культурах. Англоязычное определение данного понятия: creativity (от лат. creо – творить, создавать) – creative ability, artistic or intellectual inventiveness [7]. Здесь под творчеством понимается специфическая способность создавать новое, а также подразумевается изобретательность художественного или интеллектуального характера.Далее для определения понятия мышления обратимся снова к Большому психологическому словарю [1]: мышление (англ. thinking) – психический процесс отражения действительности. По критерию степени новизны и оригинальности мышления выделяют репродуктивное, или воспроизводящее, и продуктивное, или творческое.

Последнее считается высшей формой творческой активности человека. Постараемся синтезировать из двух вышерассмотренных понятий одно: творческое мышление – это психический процесс, который характерен для человека и результатом которого выступает качественно новый продукт. В Большом психологическом словаре есть определение продуктивного мышления (англ. productive thinking) – синонима «творческого мышления», связанного с решением проблем: новых, нестандартных для субъекта интеллектуальных задач [1]. Творческое мышление – это такой мыслительный процесс, в результате которого открывается принципиально новое или усовершенствованное решение той или иной задачи. Такое мышление направлено на создание новых идей, продуктов мыслительной деятельности.

В другом словаре, который содержит психологические знания, связанные с практической деятельностью психолога [5], творческое мышление определяется как один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой деятельности познавательной по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Из-за вышеупомянутых проблем общей терминологической основы и перевода терминов в зарубежной психологии, творческое мышление чаще связывают с понятием креативность (от лат. creatio – созидание) – это общая способность к творчеству, которая характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, также рассматривается как относительно независимый фактор одаренности [4]. Эта способность рассматривалась Джой Полом Гилфордом как когнитивный процесс, направленный на генерирование новых идей и концептов, применение нестандартного подхода, принятиеновых взглядов [2]. В итоге, результатом такого мышления становится открытие совершенно нового или улучшенного подхода к решению той или иной задачи. А Элис Пол Торренс под этим понятием понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и так далее [3].

Подводя итог, хотелось бы отметить, что в психологической литературе существуют различные определения феномена творческого мышления. Отечественными психологами данный феномен рассматривается как особый вид мышления, который сопоставляется с репродуктивным мышлением. Некоторые зарубежные психологи опираются, в основном, на понятие креативности как общей способности к творческому акту. А творческое мышление рассматривается как творчество интеллектуального характера. Творческое мышление разные исследователи называют по-разному.

Но при этом есть и сходные черты в понимании понятия творческого мышления. Постараемся отразить их в следующем варианте определения понятия творческого мышления. Творческое мышление – это психический процесс, который характерен для человека и результатом которого выступает качественно новый продукт (нестандартные решения, подходы и способы действия, также новые знания, идеи, взгляды, концепты и тому подобное), до этого неизвестный субъекту или обществу. Также следует отметить, что эти новообразования будут касаться характеристик субъекта мышления: его мотивации, целей, оценок, смыслов и т.д.

  1. Методы развития творческого мышления


В конце 90-х годов в вузовские программы было введен ряд факультативных дисциплин, затрагивающих такие вопросы, как творчество, ведение научной работы, мышление, развитие творческого воображения, способностей, и т.п. нашего мозга, которые, якобы, не нуждались до этого в развитии и их тренировке. При всем при этом не имелись для этого, ни учебники, ни пособия, ни подготовленных для ведения этих дисциплин преподавателей. Это обстоятельство имело свои последствия.

Цель этих факультативных курсов – формирование навыков творческого мышления и приобщение студентов к техническому и научному творчеству с помощью современных методов, в частности, основанных на зарубежных методах и отечественной теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) [1], стратегии творческой личности и применяемых при решении конкретных проблемных задач в технике, науке, искусстве, архитектуре, литературе и др. областях человеческой деятельности, но и на самостоятельную генерацию новых знаний, умение выявлять, ставить и решать их. После изучения данных дисциплин студент должен знать и уметь:

- основы методов и теории решения изобретательских, инженерных и научных задач и решать научные и технические задачи;

- законы развития технических (научных, художественных, природных систем и др.) систем, умения ими пользоваться при решении творческих задач;

- прогнозировать развитие технических (нетехнических) систем на основе знания законов развития систем;

- пользоваться различными методами и инструментами для решения творческих задач в любой области человеческой деятельности;

- иметь навыки по непрерывному развитию творческого воображения, системного мышления;

- пользоваться и применять знания, полученные в школе или вузе;

- правильно выбрать цель и направление своей научной или практической работы.

Необходимость развития системного мышления, воображения, фантазии, использования знаний законов развития систем, использование всех типов эффектов (физических, химических, геометрических и биологических) при переходе от идеи решения к конструктивному исполнению, раскрывает студентам возможности применения законов природы в существующих и совершенствуемых технологиях и механизмах. Таким образом, реально преодолевается разрыв между теоретическими знаниями, которые получают учащиеся в школе, и применением их на практике, независимо от того эти знания относятся к техническим или гуманитарным дисциплинам. Например, придумывание сюжета, рассказа и т.п. при изучении иностранного языка требует от учащегося хорошего воображения, фантазии.

Результативность указанных курсов особенно эффективно проявляется при сочетании теоретического обучения с решением учебных задач и выполнением практических разработок, например, на производстве, в экспериментальных студенческих конструкторских бюро, при проведении исследований по выбранной теме. Как известно, мышле́ние — это познавательная деятельность человека, в процессе которой с помощью воображения – вида мышления на основе имеющихся у нас знаний, строится образ или наглядная модель результатов творческой деятельности. Оно (воображение) – это и способность вырабатывать новые идеальные образы на основе имеющихся в сознании знаний и информации, особенно в тех случаях, когда информация не требуется, используется чистая фантазия - (греч. φαντασία — «воображение») или, если информации недостаточно. При этом они (образы) формируются на основе реальных знаний, то есть теоретически их можно воплотить в жизнь. А вот с помощью фантазии мы можем решить проблему, как угодно, составив идеальную модель того объекта, который совершенствуем или изменяем так, чтобы он идеально выполнял заданную функцию.

Ограничений нет, хотя к студенческому возрасту у учащегося формируется целый набор штампов и при решении задачи возникает сильнейший психологический барьер, преодолеть который имеющимися у него знаниями практически невозможно, особенно при решении сложных задач. Попросите студентов придумать фантастическое животное. И все начнут видоизменять какое-то исходное животное, т.е. весь организм (или систему). Но животное существо может быть, как на микроуровне, тогда изменения могут происходить на уровне клетки, т.е. менять организм можно на клеточном уровне.

Можно подняться на макроуровень – в надсистему, в которую входит данный организм. Здесь могут быть интересные и неожиданные находки, которые могут подсказать нестандартные подходы к решению проблемы, над которой работает автор. У детей начинать развивать мышление лучше всего с фантазий, которая пока не знает границ. Но что это за такое качество – фантазия? Фантазия, как это поясняет энциклопедия— это импровизация на свободную тему. Этим воображение отличается от фантазии, а сам характер творческого мышления формируется и в процессе обучения. Требуется не только овладеть теорией, но и создать нечто, неизвестное науке до данного момента.

Практически все выдающиеся ученые (Д. Менделеев, Ю. Денисюк, И. Ефремов, и др) в своей биографии отмечают, что при решении проблемы очень сильно помогала им прийти к идее решения научная фантастика, которая, как правило, стимулирует воображение и помогает преодолеть сложившийся при решении задачи сильный психологический барьер. Обладая развитыми творческими способностями, человек находит нестандартные решения, предлагает оригинальные идеи. Проявляя свои способности, он реализует их в той или иной деятельности. Важная сторона данного качества — наличие креативности, которая тоже нуждается в первоочередной активизации. Развитие творческого мышления крайне необходимо для творческого человека. Это достигается тренировкой мозга с использованием специальных приёмов, упражнений [1].

Развивать воображение следует с детства, еще в детском саде, тогда оно не деградирует и создает хорошую базу для творчества в школе, затем в вузе и в профессиональной деятельности. Личный опыт показывает, что неспособных детей практически нет, есть просто запущенные дети – результат сложившейся системы воспитания. Само творчество развивает самостоятельность, умение применять свои знания для эффективной деятельности, приносящей удовлетворение. Нестандартное мышление, не только проявляется на деле, практике, но и формируется ею. Например, сбор конструкторов развивает у детей пространственное представление об объекте, что важно для архитекторо, строителе, механиков и т.д.. Как показывают исследования психологов, нестандартным мышлением в зрелом возрасте сохраняется примерно у 2 % людей. В 6-ти летнем возрасте детей, обладающих нестандартным мышлением всего 37 % и уже в 7-ми летнем – 17 %. Такая деградация мышления с возрастом связна с тем, что воображение детей не поддерживается взрослыми, среди которых всего 2 % нестандартно мыслящих.

Вот и в вуз приходят дети, успевших потерять весь дар - тот, что у них был у них после рождения. Косность мышления, некоторые запреты взрослых, отношение к фантазии со стороны науки и др. отбивает желание у детей развивать свою фантазию в детстве и юности, не говоря уже о зрелости, формирует негативное отношение к данной особенности творческого мышления. Современные дети по сравнению со своими сверстниками 60-80—х годов растут физически слабыми, мало двигаются, ведут малоподвижный образ жизни. Но эта проблема как-то решается физкультурой или занятием спортом за счет постоянных тренировок. Наивно полагать, что тренировка нужна только для слабых мышц, а для «слабых мозгов» – не нужна, т.к. в них нет мышц, которые можно было бы натренировать... Отсюда и обилие слабых решений, скудных идей, фантазии низкого уровня и т.п.

Например, в бюллетене изобретений можно найти патенты, в которых приведены фамилии 33 соавторов одной скудной идеи… На самом деле мозг «слаб» не потому, что у него нет мышц, они ему и не нужны, а оттого, что у большинства слабо и плохо организовано само мышление, оно, как показывает опыт работы с аудиториями из представителей с разным образовательным цензом, шаблонно, стереотипно, изобилует штампами. Это хорошо видно по выступлениям, например, наших депутатов Госдумы: скудность идей, откровенный идиотизм, невозможность системно охватить решаемую проблему и её прогноз на ближайшее время, неумение рассмотреть её с разных ракурсов. У представителей науки с учеными степенями, как правило, все систематизировано, их знания разложены «по полочкам», к чему приучает характер их работы, поэтому они легко и быстро находят нужные знания, когда решают не сложную, с точки зрения изобретательства или науки [4, 6], задачу или когда идея получена и её остается только наполнить нужным содержанием, но они «тормозят», когда задача нестандартная, содержит противоречие и требует изменения представлений об исследуемом объекте. Школьники, при их еще гибком мышлении, достаточно быстро находят с помощью ТРИЗ [1] пути решения такой задачи вплоть до получения идеи, но реализовать им её СЛОЖНО - не хватает знаний. Таким образом, школьник, при его еще не закостенелом мышлении и воображении легче решает сложную задачу, т.к. у него еще не наработаны штампы, нет психологической инерции, а у ученого есть знания, но слишком сильна психологическая инерции, закостенелое воображение и ему сложнее решать нестандартную задачу. Как уже было отмечено среди взрослых людей всего 2 % мыслящих нестандартно. Несмотря на то, что все здоровые дети имеют все посылы к отличному воображению при неиспорченной еще детской фантазии, однако их уже с детских лет взрослые начинают ограничивать в фантазии, воображении, а значит и в стремлении творчески познать наш мир.

Отсюда у детей пропадает интерес к учебе, они перестают трудиться над собой, поэтому перед ними быстро закрывается «эволюционная дверь» и их сущность [2] не успевает наработать тонкие тела ментального уровня, а сами повзрослевшие дети пополняют «армию» тех 98 % знающих людей, которые не научились мыслить нестандартно и на все у них имеются свои шаблоны и штампы.

А дело в том, что ни нынешних, ни будущих ученых никто правильно мыслить в той или иной ситуации практически не учит, ни в вузе, ни в школе, разве что отдельными педагогами новаторами, которые учат детей видеть исследуемый мир системно, подходить к решению проблемы также системно, использовать приемы по преобразованию объекта, который нужно усовершенствовать, изменить, наделить новыми функциями и т.д. [2]

Для этого нужно изменить прежде всего представления о самом объекте, используя соответствующие приёмы устранения технических и физических противоречий, приёмы фантазирования, помня, что человеческое мышление очень консервативно, быстро привыкает к шаблонам, штампам [5]. Однажды созданный образ предмета сохраняется в памяти до тех пор, пока он удовлетворяет всем требованиям, с которыми сталкивается решатель проблемы. Да и эти обученные дети, попав в обычную среду, очень быстро деградируют без тренировки своих мозгов, своего мышления, без развития своей фантазии, хотя, как показывает личный опыт работы с детьми с 7-го по 11-йклассы, все дети потенциально талантливы. Развитие фантазии – это очень серьезная и напряженная работа.

С появлением отечественной Теории Решения Изобретательских задач (ТРИЗ) [1] появилась возможность развивать свои мозги, свою фантазию, чтобы решать и нестандартные задачи. Было время, когда решение творческих задач было уделом немногих и на уровне искусства, теперь решением, например, изобретательских задач в технике и искусстве может заниматься любой грамотный инженер и художник, владеющие знаниями законов развития систем, инструментами и приемами их преобразования. Аналогично и с наукой, искусством, литературой и т.д Любое движение к успеху или неуспеху в творчестве предполагает определенную последовательность в действиях, т.е. технологию решения творческих задач. Известно много случаев из истории науки и техники, когда решение приходило в сознание творца практически мгновенно и почти в «готовом» виде, хотя перед этим он потратил массу времени на решение задачи.

Вспомните хотя бы творчество Н. Тесла, Д.И. Менделеева (таблица химических элементов), Гриневича Г.С. при расшифровке Фестского диска, В.Чудинова и др. Психологи — это состояние называют осенением, озарением, работой интуиции, инсайтом и т.п. [1, 4]. Хотя перед этим творческий человек потратил массу времени на сбор информации, на решение данной задачи, на знакомство с опытом других при решенииконкретной задачи. Почему из множества решающих одну и ту же задачу, как правило, к решению приходят единицы? Дело в том, что результат решения зависит от той технологии, которую использует решатель задачи. В настоящее время существуют два подхода или две технологии творчества.

- Это технология древнего метода проб и ошибок или научного тыка: Бери и пробуй! Здесь возможны также два подхода: увеличение количества проб в единицу времени - интенсивный путь (этот путь использовал Эдисон на своей «Фабрике изобретений»); увеличение количества и качества проб в единицу времени за счет использования ряда приемов развития воображения, усиливающих «прыгучесть» мысли, т.е. развитие своей способности преодолевать высокий психологический барьер – экстенсивный путь. Но опыт показывает, что такой подход не позволяет решать сложные задачи, требующие от сотен тысяч проб до 1000000.

- Создание технологии, основанной на изучении законов развития систем, которые являются объектами творческих задач, например, законы развития технических, научных, социальных, художественных систем и т.д. Иначе говоря, создание технологий творчества, которые не зависят от конкретного человека, а отражают объективный характер развития человеком совершенствуемых систем в соответствии с законами развития систем. Но, чтобы эффективно пользоваться этими законами, человек должен постоянно развивать «прыгучесть» своей мысли для преодоления познавательно-психологического барьера [3].

А это невозможно без развития воображения, которое является качественным состоянием мозга. Тогда, чтобы эффективно развивать воображение, нужно знать, что это такое. Возможен еще и третий путь: изучение законов и природы человеческого мышления, природы творчества как качества человеческого разума и использования их для планомерного развития представлений об исследуемых системах, с использованием знания законов природы, законов синтеза самих объектов и их развития. Вспомним некоторые нюансы концепции Н. Левашова.

Нам известно, что более высокий уровень активности вторых и третьих материальных тел нейронов требует более активного протекания процесса расщепления молекул на первичные формы материй на физическом уровне [2]. Если это условие не выполняется, происходит истощение вторых и третьих тел нейронов, и они становятся не в состоянии выполнять свои функции, например, синтезировать в своем мозгу за счет воображения то, чего ещё нет на физическом уровне.

Но даже при решении стандартных задач люди с таким неразвитым воображением не могут вырваться за пределы общепринятого представления. Попробуйте предложить нарисовать, например, кусок трубы. Подавляющее большинство изобразит нечто в виде цилиндра…, хотя труба может быть с прямоугольным или треугольным сечением. Не случайно на эту ситуацию обратил профессор Стэндфордского университета Арктур Джон Арнольд, который предлагал своим студентам решать изобретательские задачи в условиях воображаемой планеты Арктур – IV, отличающаяся особыми условиями, для которых и должны были студенты решать задачи, связанные с разработкой техники, условий жизни и т.д. Нужно было преодолеть психологическую инерцию, психологический барьер, чтобы, например, придумать жилье для планеты Арктур. И даже этот слабый метод давал свои положительные результаты.

В СССР в институте изобретательского творчества был разработан курс развития творческого воображения (РТВ), который позволял на этапе решения задачи разрушить прежний образ совершенствуемого предмета, устранив таким образом психологический барьер, не позволяющий прийти к решению [1]. Как следует из концепции Н.В. Левашова, истощение вторых и третьих тел нейронов приводит к уменьшению их собственных уровней мерности и, как следствие, уменьшается степень их влияния на окружающее микропространство [2].

Из неё мы знаем, что человек в своем внеутробном развитии проходит четыре эволюционные стадии (см. рисунок 1.). 1. Стадию ЖИВОТНОГО от рождения до 6-9 лет. В этот период происходит накопление бытовой информации и познание мира на уровне быта. Мозг родившегося ребенка до 8-9 лет от роду должен впитать в себя некоторый минимальнокритический объём информации для формирования нейронных цепочек мозга, чтобы не остаться на уровне животного [2].

Обратите внимание как ребенок словно губка «впитывает» новые слова, информацию о том, к чему прикоснется его пытливая сущность. 2. Стадию РАЗУМНОГО ЖИВОТНОГО до 16-18 лет. Накопление знаний. Развитие мышления и воображения. Исследования психологов показывают, что интеллект, воображение активно развивается до 15 лет (кривая Рибо [7]), а затем, если мозг не тренировать, то он быстро привыкает к шаблонному мышлению и фактически деградирует.

В лучшем случае воображение остается на прежнем уровне. Но при регулярной тренировке, развитии творческого воображения, так называемая «прыгучесть» мысли растет и человек до самой старости остается с ясным и гибким умом (Это ещё раз подтверждает мысль о том, что нужно знать закономерности формирования и развития сущности человека, творческие приёмы, методы, теорию решения творческих задач, законы развития систем, при этом регулярно развивать своё воображение, системное мышление и регулярно тренировать свой ум решением задач повышенной сложности.

Заключение


Таким образом, творческое мышление лежит в основе формирования креативной личности. Она становится любознательной, самоуверенной, независимой в суждениях, доминантной, лидерской и склонной к поиску незаурядных впечатлений. В креативном человеке, обладающем творческим мышлением, сочетаются уникальные особенности, которые в то же время вступают в противоречия друг с другом.

Творческое мышление – это психический процесс, который характерен для человека и результатом которого выступает качественно новый продукт (нестандартные решения, подходы и способы действия, также новые знания, идеи, взгляды, концепты и тому подобное), до этого неизвестный субъекту или обществу. Также следует отметить, что эти новообразования будут касаться характеристик субъекта мышления: его мотивации, целей, оценок, смыслов и т.д.

Список литературы


  1. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.]; под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. 4-е изд., расш. Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2009. 811 с.

  2. Гегель Г. Наука Логики. Т. 1. – М.: Мысль, 1970. – 1032 с.

  3. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. С. 433-457.

  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. С. 185-190.

  5. Иллюстрированный энциклопедический словарь / ред. кол.: В. И. Бородулин, А. П. Горкин, А. А. Гусев [и др.] – М. : Большая Российская энциклопедия, 2000. – 1039 с. 83

  6. Ильенков Э.В. Абстрактное и конкретное. Собрание сочинений. Том 1. Канон+, 2019. – 464 с

  7. Козленко В. Н. Проблема креативности личности / В. Н. Козленко // Психология творчества; под ред. Я. А. Пономарева. – М. : Наука, 1990. – С. 131–148.

  8. Лазарев Ф.В. Абстрагирование и смыслообразование: конститутивные основания. Учёные записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2017. Том 3 (69). № 1. С. 23-34.

  9. Липс Ю. Происхождение вещей / Ю. Липс. – Минск : Белорусский дом печати, 2011. – 512 с.

  10. Мелик-Пашаев А. А. Современный словарь-справочник по искусству / А. А. МеликПашаев. – М., 1999. – 816 с.

  11. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. 4-е изд. М.: ВЛАДОС, 2003. Кн. 1: Общие основы психологии. 688 с.

  12. Пиаже Ж. Психология интеллекта. – СПб.: Питер, 2004. – 191 с.

  13. Полевой В. М. Малая история искусств / В. М. Полевой. – М. : Искусство, 1991. – 304 с.

  14. Пономарев Я. А. Психология творчества: перспективы развития / Я. А. Пономарев // Психологический журнал. – 1994. – № 6. – С. 43–53.

  15. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин: Харвест, Минск, 1998. 652 с

  16. Чернецкая Н.И. Развитие творческого мышления подростков в рамках специальной тренинговой программы // Национальный психологический журнал 2014. №1. С.102-109.


написать администратору сайта