сочинение. Творчества Блока
Скачать 14.58 Kb.
|
Символизм - литературное направление, возникшее в России в конце 19 века. Для него характерны обращение к вечным, мистическим, религиозным проблемам, поиск новых художественных средств на основе использования и развития символики и импрессионизма. Старший символизм: Бальмонт, Брюсов; младший – Блок, Белый. Творчества Блока. На творчества Блока повлияла философия поэта пост романтизма Владимира Соловьева, умершего на пороге 20 века. Именно в его поэзии впервые воплотился принцип создания романтического образа. Из его философии поэзии блока пришла тема вечной женственности. Истоком образа Прекрасной Дамы была «подруга вечная», в которой Соловьев «ощутил силы божества образ Прекрасной Дамы восходит к образцу мадонны, богоматери и от того окружаются ореолом святости». Философии Владимира Соловьева мир после акта божественного творения распадается: мужское, активное, сознательное начало, жаждет сад с женским высшей мудростью Софией. После их лишения мир обречён гармонией. Для поэзии Блока, так же как для поэзии романтиков свойственно двоемире: мир героя в мире земном, которой Блок называет «старинный мир». Прекрасная Дама является ему из мира грёз, она воплощение неземного, божественного начала, но мир героя не может переместиться в мир мечты и в этом заключается его Трагическое одиночество. В стихотворении «Незнакомка» «В ресторане» вводится ситуация двоемирия. В первой части Незнакомки описана будничная жизнь: «И правит окриками пьяными», «Вдали над пылью переулочной». Затем прорисовывается лирический герой «друг единственный» является его собственное отражение. Вторая половина стихотворения - он мечта(«иль это только снится мне»). В образе незнакомки поэт рисует идеал - сокровище его собственной души. В её образе сочетаются черты земные («шёлками, …») « в кольцах узкая рука» и «странной близостью закованный»). Проводником в таинственный мир оказывается «вино». Опьянение обретает особый смысл: «Правда не в серости будней, а в уходе от них», в мечтах о возвышенном, творческом воображении, способном создать параллельную действительность. Родина. Блок писал, что теме России он «сознательно и бесповоротно посвящает жизнь». Для поэта эта тема была тесно связана и осмысленно отношением народа и интеллигенции, с попыткой преодолеть одиночество, поэтому стихи Блока о России проникнуты такой задушевностью, а образ Родины сближается с ликом возлюбленной жены. В нём высвечивается глубоко личный смысл. Для лирического героя Блока образ Родины «окружен тайной». Ещё и не пришло время «понять и измерить Русь», коснуться её «одежды». Она в центре ночных хороводов «опоясанная реками», «дебрями окружена». К ней ведут все пути лирического героя: «Ты во сне необычайна, Твоей одежды не коснусь, Дремлю – и за дремотой тайно И в тайне – ты почеешь Русь». В начале стихотворение «Россия» возникает образ реминисценций из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Лирическим героем вспоминается гоголевская птица – тройка, а вместе с ней вести проблем, поднятых Гоголем: «Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи И вязнут спицы расписные В расхабленные колеи». На этом фоне вырисовывается образ России, близкий стихотворению Лермонтова «Родина», «Россия нищая» с «серыми избами», «несчастная любовь к ней», «крест». Однако её черты представляет лирическому герою прекрасными. Он воспевает её разбойную красу ели пробуждающую жизненность: «Тебя жалеть не умею И крест свой бережно несу, Какому хочешь чародею, Отдай разбойную красу». |