Главная страница
Навигация по странице:

  • Тиресий Все сбудется, хотя бы я молчал. Эдип Тем более ты мне сказать обязан.

  • Тиресий Уже избег: я правдою силен. Эдип За эту речь не ожидаешь кары Тиресий

  • Практика по Софоклу. Античная литература.. Творчество Аристотеля. Основные биографические вехи. Основные произведения. Биография


    Скачать 61.66 Kb.
    НазваниеТворчество Аристотеля. Основные биографические вехи. Основные произведения. Биография
    АнкорПрактика по Софоклу. Античная литература
    Дата15.01.2022
    Размер61.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSofokl.docx
    ТипБиография
    #331650
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    Задание 3
    Из какой части трагедии взят этот фрагмент? Объясните смысл этой части в структуре аттической трагедии.

    Какое место данный диалог занимает в структуре произведения?

    Как называется драматический прием, используемый в выделенных строках? Какую функцию он выполняет? Найдите другие примеры этого приема в трагедии «Царь Эдип» и определите его функцию.

    Найдите слова, имеющие для зрителей трагедии более ясный смысл, чем для ее героев. Выделите в этом диалоге мотивный комплекс, лежащий в основе конфликта трагедии.

    Какие существуют противоположные точки зрения на свойства характера Эдипа и его вину в трагедии «Царь Эдип»? Сформулируйте на основе данного диалога аргументы оппонентов. Какая точка зрения представляется вам более обоснованной в контексте этого отрывка и всей трагедии?

    Хор

    Бессмертных ради, – зная, не таись,

    К твоим ногам с мольбою припадаем.

    Тиресий

    Безумные! Вовек я не открою,

    Что у меня в душе… твоей беды…

    Эдип

    Как? Знаешь – и не скажешь? Нас предать

    Замыслил ты и погубить свой город?

    Тиресий

    Себя терзать не стану, ни тебя.

    К чему попрек? Я не скажу ни слова.

    Эдип

    Негодный из негодных! Ты и камень

    Разгневаешь! Заговоришь иль нет?

    Иль будешь вновь упорствовать бездушно?

    Тиресий

    Меня коришь, а нрава своего

    Не замечаешь – все меня поносишь…

    Эдип

    Но кто бы не разгневался, услышав,

    Как ты сейчас наш город оскорбил!

    Тиресий

    Все сбудется, хотя бы я молчал.

    Эдип

    Тем более ты мне сказать обязан.

    Тиресий

    Ни звука не прибавлю. Волен ты

    Пылать теперь хоть самым ярым гневом.

    Эдип

    Я гневаюсь – и выскажу открыто,

    Что думаю. Узнай: я полагаю,

    Что ты замешан в деле, ты – участник,

    Хоть рук не приложил, а будь ты зряч,

    Сказал бы я, что ты и есть убийца.

    Тиресий

    Вот как? А я тебе повелеваю

    Твой приговор исполнить – над собой,

    И ни меня, ни их не трогать, ибо

    Страны безбожный осквернитель – ты!

    Эдип

    Такое слово ты изверг бесстыдно?

    И думаешь возмездья избежать?

    Тиресий

    Уже избег: я правдою силен.

    Эдип

    За эту речь не ожидаешь кары?

    Тиресий

    Нет, – если в мире есть хоть доля правды.

    Эдип

    Да, в мире, не в тебе – ты правде чужд:

    В тебе угас и слух, и взор, и разум.

    Тиресий

    Несчастный, чем меня ты попрекаешь,

    Тем скоро всякий попрекнет тебя.

    Эдип

    Питомец вечной ночи, никому,

    Кто видит день, – и мне, - не повредишь!

    Тиресий

    Да, рок твой – пасть не от моей руки:

    И без меня все Аполлон исполнит.

    Эдип

    То умысел Креонта или твой?

    Тиресий

    Нет, не Креонт, а сам себе ты враг2.

    Задание 4

    Из какой части трагедии взят этот фрагмент? Объясните смысл этой части в структуре аттической трагедии.

    Какое место данный диалог занимает в перипетии трагедии? Почему перипетию трагедии «Царь Эдип» Аристотель считал образцовой? Аргументируйте свой ответ, используя данный фрагмент и другие части трагедии.

    Каковы традиционные функции Вестника в аттической трагедии? В чем особенность этого персонажа в трагедии «Царь Эдип»?
    1) Из какой части трагедии взят этот фрагмент? Объясните смысл этой части в структуре аттической трагедии.

    Место- эписодий третий ( потом эписодий 4 и заключение). Вестник из Коринфа сообщает о смерти царя Полиба, приглашает Эдипа на царство. Тут же Эдип узнает, что он не родной сын коринфского царя. Это кульминация действия и композиции трагедии.

    Итак, «все становится ясным»,— восклицает Эдип, придя к трагическому финалу своего дознания.

    2) Какое место данный диалог занимает в перипетии трагедии? Почему перипетию трагедии «Царь Эдип» Аристотель считал образцовой? Аргументируйте свой ответ, используя данный фрагмент и другие части трагедии.

    Эта сцена характеризует переход от счастья к несчатью. По Аристотелю, перипетия– это перемена происходящего к противоположному, по вероятности или необходимости. Вестник пришёл обрадовать Эдипа и избавить от страха разделить ложе с матерью, но произвёл противоположное действие. Эдип, узнав о себе правду, перешёл от счастья к несчастью. Этот итог исходит из самого повествования, из разворачивания сюжета , а не из внешнего вмешательства.

    Так же трагедия должна воспроизводить страшные и вызывающие сострадания события. Чтобы зритель испытал сострадание, необходим соответствующий характер (Эдип отлично подходит). Эдип не отличился ни доблестью, ни справедливостью, подвергается при этом несчастью не вследствие своей порочности и низости, а вследствие ошибки. Зритель сострадает, произведение оказывается более трагичным.

    3) Каковы традиционные функции Вестника в аттической трагедии? В чем особенность этого персонажа в трагедии «Царь Эдип»?

    В аттической трагедии «страсти» не происходят на глазах у зрителя, о них сообщается через посредство «вестника», а справляющий обрядовое действие коллектив реагирует пляской на эти сообщения. Благодаря введению актера, «вестника», отвечающего на вопросы хора, в хоровую лирику вошел динамический элемент, переходы настроения от радости к печали и обратно — от плача к ликованию.

    Замедление в темпе сцены Эдипа с Иокастой, центральной по своему значению и по расположению в трагедии, подготавливает временное успокоение в развитии трагедии в целом: появление коринфского вестника, сообщающего о кончине Полиба, мнимого отца Эдипа, переключает внимание нашего героя с вопроса о том, не является ли он убийцей Лаия, на расследование своего собственного происхождения.

    Важно: Вестник отвечает на вопросы Эдипа, а не хора. Действие замедляется в развитии.

    Огромное большинство из них представляет вопросы по существу, сливающиеся в сплошной допрос коринфянина со стороны Эдипа (в стихомифии, 1007—1046, на сорок стихов приходится восемнадцать вопросительных реплик Эдипа). Наконец, этот поток вопросов завершается не взрывом негодования и не возгласами отчаянья, а выражением уверенности Эдипа в том, что теперь разгадка его происхождения— у него в руках.

    Вестник

    Могу ль от вас узнать, о чужестранцы,

    Где здесь царя Эдипа дом? А лучше

    Скажите, где находится он сам.

    Хор

    Вот дом его; он сам – внутри, о гость.

    А вот – царица, мать его детей.

    Вестник

    Будь счастлива всегда и весь твой дом,

    Царя благословенная супруга!

    Иокаста

    Прими в ответ благое пожеланье –

    Его ты заслужил своим приветом.

    Но с просьбой или с вестью прибыл ты?

    Вестник

    Обрадую и дом твой, и супруга.

    Иокаста

    Что разумеешь? Кто прислал тебя?

    Вестник

    Я – из Коринфа. Весть моя, пожалуй,

    И радость принесет тебе, и скорбь.

    Иокаста

    Что за слова? В чем их двойная сила?

    Вестник

    Коринфяне хотят Эдипа сделать

    Правителем. Таков их приговор.

    Иокаста

    Как? Разве власть уж не в руках Полиба?

    Вестник

    Недавно смерть свела его в могилу.

    Иокаста

    Что говоришь? Полиб скончался?

    Вестник

    Если

    Сказал я ложь, то сам достоин смерти.

    Иокаста

    Служанка, поскорее в дом беги,

    Зови царя… Где вы, богов вещанья?

    Боялся царь Эдип его убить –

    И прочь бежал; Полиб же сам скончался,

    Как рок велел, не от его руки1.
    Задание 5

    Из какой части трагедии взят этот фрагмент? Объясните смысл этой части в структуре аттической трагедии.

    Какое место данный диалог занимает в перипетии трагедии? В чем функции персонажа, о котором идет речь в диалоге? Как изменились цели расследования Эдипа по сравнению с прологом и первым эписодием? Почему Иокаста препятствует расследованию? Какая черта нормативного героя проявляется в этом диалоге?

    Найдите в этом отрывке стихомифию. В чем ее функции в аттической трагедии? Приведите другие примеры стихомифии в трагедии «Царь Эдип»

    Данный фрагмент взят из третьего эписодия, целой части трагедии между целыми песнями хора. Он является неотъемлемой частью структуры аттической трагедии, так как несет в себе такую функцию, как введения нового действующего лица, в данном случае вестника, чье появление стало причиной раскрытия тайны, связанной с истинным происхождением царя Эдипа.

    Перипетия — это перемена происходящего к противоположному, и притом, как мы говорим, по вероятности или необходимости. Так, в “ Эдипе” вестник, пришедший с целью обрадовать Эдипа и избавить его от страха перед матерью, объяснив ему, кто он был, произвел противоположное действие, раскрывшее истинное происхождение Эдипа.

    Так, после раскрытия правды, цели Эдипа коренным образом изменились. Если в начале, в прологе, он желал обличить убийцу царя, который своим поступком наслал мор на процветающее государство, то в первом эписодия его цели претерпели изменения. Старец Тиресий вложил семена сомнения в его душу Эдипа, назвав убийцей. И далее герой стремится опровергнуть слова слепца.

    Иокаста препятствует расследованию, догадываясь, к каким последствиям может привести раскрытие правды.

    В данном фрагменте представлена такая черта нормативного героя, как упорство, стремление к раскрытию правды любой ценой.

    Стихомифия есть ничто иное, как форма диалога, при которой персонажи обмениваются репликами, каждая из которых равна целому стиху или его половине. Использование приема стихомифии прослеживается в данном фрагменте:

    «Иокаста

    Послушайся, молю… О, воздержись!

    Эдип

    Не убедишь меня. Я все узнаю.

    Иокаста

    Тебе добра хочу… Совет – благой…

    Эдип

    Благие мне советы надоели.

    Иокаста

    Несчастный! О, не узнавай, кто ты!»

    В аттической трагедии стихомифия несет в себе такие функции:

    · Передача стремительности действий

    · Придание остроты переживаниям

    · Подчеркивание драматизма сцены

    Примеры использования стихомифии в трагедии «Царь Эдип»:

    1. «Эдип

    Скажи еще раз, чтоб понятно было!

    Тиресий

    Ужель не понял? Иль пытать решил?

    Эдип

    Не ясно понял; повтори еще раз!

    Тиресий

    Изволь: убийца Лаия — ты сам!»

    2. «Эдип

    Она тебе дала младенца?

    Пастух

    Да!

    Эдип

    И для чего дала?

    Пастух

    На истребленье.

    Эдип

    Свое дитя?

    Пастух

    Из страха злых пророчеств!»
    Эдип

    Из вас кому-нибудь известен, старцы,

    Пастух, помянутый сейчас гонцом?

    Кто с ним встречался здесь иль на лугах,

    Ответьте! Срок настал всему раскрыться.

    Хор

    Он, думаю, не тот ли поселянин,

    Которого увидеть ты желал?..

    Но разъяснит всех лучше Иокаста.

    Эдип

    Жена, гонцом помянутый пастух –

    Не тот ли, за которым мы послали?

    Иокаста

    Не все ль равно? О, полно, не тревожься

    И слов пустых не слушай… позабудь…

    Эдип

    Не может быть, чтоб, нить держа такую,

    Я не раскрыл рожденья своего.

    Иокаста

    Коль жизнь тебе мила, молю богами,

    Не спрашивай… Моей довольно муки!

    Эдип

    Мужайся! Будь я трижды сын рабыни,

    От этого не станешь ты незнатной.

    Иокаста

    Послушайся, молю… О, воздержись!

    Эдип

    Не убедишь меня. Я все узнаю.

    Иокаста

    Тебе добра хочу… Совет – благой…

    Эдип

    Благие мне советы надоели.

    Иокаста

    Несчастный! О, не узнавай, кто ты!

    Эдип

    Ступайте, приведите пастуха, –

    Пусть знатностью своей одна кичится.

    Иокаста

    Увы, злосчастный! Только это слово

    Скажу тебе – и замолчу навек3.

    Задание 6

    1) Из какой части трагедии взят этот фрагмент? Объясните смысл этой части в структуре аттической трагедии.

    Это заключительная часть трагедии.

    В аттической трагедии последним стасимом шел эксод (выход), заключительная часть, в конце которой и актеры и хор покидали место игры. В эписодиях и эксоде возможен диалог актера с корифеем (предводителем) хора, а также КОММОС, совместная лирическая партия актера и хора. Эта последняя форма особенно свойственна традиционному плачу трагедии.

    В последние сцены трагедии как раз показывают Эдипа лицом к лицу со страшной правдой,— и мы убеждаемся, что в существе своем он ничуть не изменился: та же бескомпромиссность в оценке своего положения, которую мы ощутили при возникновении в нем первого подозрения в собственной виновности; та же решительность в наказании себя самого, с какой он был готов карать неразысканного убийцу или Креонта.

    2)Как называется такая совместная вокальная партия героя и хора-КОММОС?

    3)В какой еще части трагедии «Царь Эдип» есть такая вокальная партия?-ЭПИСОДИЙ ПЕРВЫЙ ( начало трагедии)

    4) Объясните строфическое членение партий хора в аттической трагедии (строфа, антистрофа, эпод).

    Партии хора по своей структуре строфичны. Строфе соответствует антистрофа; за ними могут следовать новые строфы и антистрофы иной структуры (схема: аау bb, сс)

    Строфой (греч. strophe — поворот) называлась песня хора, сопровождающаяся его передвижениями справа налево, а песнь, сопровождавшая медленный поворот слева направо, — антистрофой (в современном литературоведении строфа определяет соединение по какому-то формальному признаку нескольких стихотворных строк). А эподом (греч. epode добавочная песнь) — укороченный стих, следующий за строфой или антистрофой (часто в конце хоровой партии). Уже зная, что греч. оdos — песня, а префикс ex — выход из (экс-президент — букв. вышедший из президентов), нетрудно сообразить, что эксод был последней песней хора, покидавшего орхестру.

    5) Как характеризуют нормативного героя выделенные строки?

    Софокл стремился к созданию идеального образа человека, «каким он должен быть», и, следовательно, к раскрытию тех черт его характера, из которых складывается такой идеал: преданность однажды принятому решению (особенно, если в нем находит выражение забота о государстве), доведение начатого дела до конца даже под угрозой спокойствию, благополучию и самой жизни действующего лица.

    В проявлении непоколебимой самостоятельности ( я сам себя ослепил) обнаруживается индивидуальность персонажа в античном смысле слова, то есть как деятельность цельной натуры в исключительных обстоятельствах, в неповторимой ситуации. Нормативность Эдипа раскрывается не в повседневном, массовидном, а в исключительном, незаурядном, и типизация достигается не собиранием воедино тысячи мелких психологических

    черточек, а отсечением всего второстепенного, несущественного для поведения героя в данной, совершенно индивидуальной, ситуации.

    6) Как объясняет Эдип самоослепление?

    Самоослепление он мотивирует тем, что не мог бы в царстве мертвых взглянуть в лицо отца и матери, ибо против них им «совершены деяния», за которые мало петли

    7) Используйте для ответа также монолог Эдипа, следующий за этой вокальной партией. В чем функция самоослепления в трагедии?

    На вопрос хора, как он решился лишить себя зрения, софокловский Эдип отвечает: «То был Аполлон, друзья, Аполлон, который навлек на меня эти мои бедственные, бедственные страдания. Удар же в зрачки нанес не кто другой, как я, своей собственной рукой, я, несчастный. Зачем было смотреть на свет мне, которому зрение не могло доставить никакой радости?». Здесь совершенно четко отделены друг от друга осуществившиеся пророчества Аполлона, послужившие для Эдипа источником его страданий, и его собственное решение, никем не предсказанное и не предопределенное, но вытекающее исключительно из его чувства ответственности. Поэтому и домочадец, рассказывая о событиях, происшедших во дворце, подчеркивает, что эти бедствия были отнюдь не невольными, а, напротив, предпринятыми по собственному желанию.

    Таким образом, поведение Эдипа от первых до последних стихов трагедии характеризует его как человека, преданного одной идее, реализующего свое решение до конца, верного себе во всех проявлениях своего характера,— одним словом, человека, «каким он должен быть», чтобы служить нормой и идеалом для своих современников.

    Хор

    О страшное свершивший! Как дерзнул

    Ты очи погасить? Внушили боги?

    Эдип

    Строфа 2

    Аполлоново веленье,

    Аполлон решил, родные!

    Завершил мои он беды!

    Глаз никто не поражал мне, –

    Сам глаза я поразил.

    Горе, горе… На что мне и очи теперь,

    Коль ничто усладить их не может?

    Хор

    Свершилось все, как ты предрек.

    Эдип

    На что смотреть мне ныне?

    Кого любить?

    Кого дарить приветствием?

    Слушать кого с умилением?

    Прочь поскорее отсюда

    Вы уведите меня,

    Скройте постыдную скверну!

    Я трижды проклят меж людей. Бессмертным

    Всех ненавистней я!

    Хор

    Ты, чья судьба и дух равно печальны,

    Тебя мне лучше вовсе б не встречать!

    Эдип

    Антистрофа 2

    Пропади на веки вечные,

    Кто с моих ступней младенческих

    Снял ремней тугие путы

    И меня от мук избавил,

    Не на радость мне, увы!

    А умри я тогда, ни родные, ни я

    Не узнали б столь горького горя!

    Хор

    Так лучше было бы, ты прав.

    Эдип

    Сюда я не пришел бы

    Убить отца,

    Не стал бы мужем матери.

    Ныне богами отвергнутый,

    Я, порожденье преступницы,

    Ложе ее унаследовал –

    То, что меня породило.

    О, если в мире есть беда всем бедам,

    Ее вкусил Эдип!..

    Хор

    Хвалить ли мне поступок твой – не знаю…

    Но лучше не родиться, чем ослепнуть…2

    1


    2 Там же. – с. 36-38.

    3 Там же. – с. 77–78.

    1   2   3   4


    написать администратору сайта