Главная страница
Навигация по странице:

  • Характеристика типа героя трагедии («характера»): наличие/отсутствие трагической вины Эдипа; определение нормативного героя.

  • Проблема человеческого знания и основной конфликт трагедии.

  • Функции финала: роль самоослепления Эдипа.

  • Композиция трагедии; роль хора в трагедии.

  • Лабдака сына, внука Полидора, Чей дед был Агенор и Кадм – отец 1

  • Практика по Софоклу. Античная литература.. Творчество Аристотеля. Основные биографические вехи. Основные произведения. Биография


    Скачать 61.66 Kb.
    НазваниеТворчество Аристотеля. Основные биографические вехи. Основные произведения. Биография
    АнкорПрактика по Софоклу. Античная литература
    Дата15.01.2022
    Размер61.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSofokl.docx
    ТипБиография
    #331650
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    фиванский цикл мифов и принципы отбора Софоклом материала для трагедии;


    Софокл заимствовал сюжет "Царя Эдипа" из фиванского цикла мифов. В трагедии Софокла "Царь Эдип" образ основного героя заслоняет всю роковую историю несчастий рода Лабдакидов, а так как в основе ее лежит анализ прошлого героя, то она принадлежит к типу аналитических трагедий. События в ней нарастают постепенно до кульминации, а затем быстро наступает развязка.

    В трагедии "Эдип-царь" Софокл ставит один из важнейших вопросов своего времени - воля богов и свободная воля человека. Софокл использовал миф о царе Эдипе в целях показа столкновения воли богов и воли человека. Он показывает силу характера, стремление человека направить жизнь по собственному желанию. Пусть человек не может избежать бед, предназначенных богами, но причина этих бед - характер, который проявляется в действиях, ведущих к исполнению воли богов. Свободная воля человека и обреченность его - вот в чем главное противоречие в трагедии "Эдип-царь".


      1. перипетия и узнавание в трагедии, построение системы персонажей;



    Перипетия – это перемена происходящего к противоположному, и притом, как мы говорим, по вероятности или необходимости. Так, например, в «Эдипе» вестник, пришедший с целью обрадовать Эдипа и избавить его от страха перед матерью, объяснив ему, кто он был, произвел противоположное действие. Вестник наивно и от всего сердца спешит разубедить Эдипа и открывает ему тайну его происхождения. Коринфская царственная чета усыновила младенца, которого он, в прошлом пастух, нашел в горах и принес в Коринф. Приметой ребенка были проколотые и связанные ножки, из-за чего он получил имя Эдипа, то есть "имеющего распухшие ноги". Узнавание, как обозначает и самое слово, – это переход от незнания к знанию, или к дружбе, или вражде тех, кого судьба обрекла на счастье или несчастье. А самые лучшие узнавания те, которые соединены с перипетиями, как, например, в «Эдипе».Эту сцену "узнания" Аристотель считал вершиной трагического мастерства Софокла и кульминацией всей трагедии, Смысл происшедшего первая понимает Иокаста и во имя спасения Эдипа делает последнюю тщетную попытку удержать его от дальнейших расследований:

    1. Коль жизнь тебе мила, молю богами,

    2. Не спрашивай... Моей довольно муки.




    1. Характеристика типа героя трагедии («характера»): наличие/отсутствие трагической вины Эдипа; определение нормативного героя.


    Прежде всего, действие "Царя Эдипа" относится ко  времени,  отделенному

    от убийства Лаия и женитьбы Эдипа на Иокасте  добрыми  двум  десятками  лет:

    когда юноша Эдип  получил  в  Дельфах  зловещее  пророчество  (787-799),  он

    позабыл все сомнения относительно своего происхождения  и  твердо  решил  не

    возвращаться в Коринф, где были жив Полиб и Меропа, которых он считал своими

    родителями. Бредя из Дельфов куда глаза глядят,  Эдип  встретил  заносчивого

    чужеземца на колеснице, и между ними загорелась дорожная ссора. На нападение

    незнакомца разгневанный  Эдип  ответил  яростным  ударом  дорожного  посоха,

    отчего его соперник свалился замертво. Продолжая свой путь,  Эдип  дошел  до

    Фив,  разгадал  загадку  злодейки-Сфинкс  и  в  награду  получил  опустевший

    незадолго до этого царский престол и руку овдовевшей царицы. Какие основания

    были у него подозревать в убитом своего отца и в его вдове -  свою  мать?  В

    дорожной  ссоре  Эдип  поступал  в  соответствии  с   элементарной   логикой

    самообороны, защищаясь от надменного встречного, а в Фивах - в  соответствии

    с правилами богатырской сказки, которые предписывают освободителю царства от

    чудовища жениться на спасенной царевне или царице. Таким  образом,  если  бы

    Софокл хотел показать тщетность человеческих усилий в  борьбе  с  роком,  он

    должен был сделать содержание своей трагедии  события  из  ранней  молодости

    Эдипа, когда тот по неведению исполнил все то, чего хотел избежать.  Софокл,

    однако, поступил иначе, и поэтому в его трагедии никакой роли не играет рок,

    и никто не стремится вступать с ним в  борьбу,  поскольку  все  предреченное

    давно свершилось.
      В  процессе расследования незаметно для зрителя смещаются цели фиванского царя.  Сначала он ищет причину моровой язвы, посетившей его страну. Потом - убийцу прежнего царя и здесь-то у Эдипа возникает подозрение в  причастности  к  этому делу

    Креонта как самого близкого к царскому трону  человека,  единственного  кому

    могла быть выгодна смерть Лаия; как мы знаем, подозрения  Эдипа  оказываются

    напрасными, но  надо  признать,  что  он  руководствуется  при  этом  вполне

    разумной логикой борьбы за  власть.  Наконец,  с  той  же  настойчивостью  и

    непреклонностью Эдип расследует свое  происхождение,  и  на  этом  пути  ему

    приходится неоднократно преодолевать сопротивление людей, раньше  него  -  в

    силу своего участия в давно  забытых  происшествиях  -  понимающих,  к  чему

    приведет начатое им дознание. Если даже оставить в стороне  зловещие  намеки

    Тиресия (415-425), которым Эдип не придает никакого значения,  так  как  его

    смертельно оскорбляет совершенно необоснованное, по его мнению, обвинение  в

    убийстве  Лаия,  все  же  Эдипу  по  меньшей  мере   дважды   представляется

    возможность прекратить свой розыск: сначала  его  умоляет  об  этом  Иокаста

    (1060-1068), потом старается уйти от ответа на  губительные  вопросы  старый

    пастух (1146-1165). И не  было  бы  ничего  проще,  чем  послушаться  совета

    любящей и любимой жены, до того не раз старавшейся внести покой в  смятенную

    душу Эдипа, если бы герой Софокла не был человеком, "каким он должен  быть",

    т. е. не шел бы  до  конца  к  однажды  намеченной  цели,  невзирая  на  все

    опасности, угрожающие его благополучию и самому существованию.
    Нет ли, впрочем, ужасного кощунства  в  нашем  утверждении,  что  Эдип,

    убивший родного отца и женившийся на собственной матери, остается  в  глазах

    Софокла идеальным, нормативным героем? Нет - именно  потому,  что  Софокл  в

    этой трагедии рисует не закоренелого злодея, хладнокровно расправляющегося с

    отцом и насилующего мать; такой персонаж никогда не мог  бы  стать  объектом

    художественного исследования в  подлинной  трагедии.  Софокл  же  изображает

    человека, по неведению совершившего страшные преступления  и  не  только  не

    уклоняющегося от  своего  публичного  саморазоблачения,  но  и  раньше  всех

    творящего суд над самим собой. В известном  отношении  Эдип  следует  логике

    Аякса, т. е. осуждает себя на самоослепление,  исходя  не  из  субъективного

    намерения, а из объективного результата. 
    Человеческая личность, находящая в  себе  силы

    пойти на смертные муки ради служения своему призванию и долгу, - таким видел

    свой  идеал  Софокл,  создавая  образы   Антигоны   и   Эдипа. 


    1. Проблема человеческого знания и основной конфликт трагедии.



    Язык трагедии, сравнения, метафоры, сентенции, антитезы, как и композиция произведения,- все подчинено основной идее - разоблачению преступления и наказанию за него. Каждое новое положение, которым Эдип стремится доказать свою невиновность, ведет к признанию виновности самим героем. В трагедии Софокла никакой роли не играет рок, никто не стремится вступать с ним в борьбу.



    1. Функции финала: роль самоослепления Эдипа.


    Софокл изображает человека, по неведению совершившего страшные преступления и не только не уклоняющегося от публичного саморазоблачения, но и творящего суд над самим собой, осуждая себя на самоослепление, исходя не из субъективного намерения, а из объективного результата.В подтверждение мысли, что фабула в трагедии должна представлять "переход от счастья к несчастью - переход не вследствие преступления, а вследствие большой ошибки человека, скорее лучшего, чем худшего", Аристотель в "Поэтике" приводит пример Эдипа. Развертывание событий, реалистически оправданных, нарастание сомнений и тревоги, перипетии, кульминация действия, когда Эдип в своей гордости занесся так высоко, он считает себя сыном Судьбы, и затем развязка, не навязанная сверхъестественной силой, а как логическое завершение всех переживаний, держат в напряжении зрителя, испытывающего страх и сострадание.Самоослепление Эдипа символизирует и невежество человека, и ничтожность его знаний, и ответственность человека за свои, даже спровоцированные небом, поступки, и трагическую несовместимость поведения героя с существующими нравственными нормами, и, наконец, тот внешний мрак, за которым наступает истинное внутреннее просветление. Конец трагедии непривычен для человека, воспитанного на творчестве более поздних драматургов, где все завершается кровавой бойней. Здесь конец именно просветленный, тихий, даже умиротворенный: Эдип прощается с близкими и уходит. Куда?.. Туда, где ему предстоит перерождение.



    1. Композиция трагедии; роль хора в трагедии.


    Особенность композиции трагедии в том, что ее главные события уже произошли в прошлом и непосредственно на сцене не воспроизводятся. Зритель видит их развязку. В ходе драматургического действия «реконструируются» прошлые события, что достигается с помощью ретроспекций, эпизодов давно случившихся, о которых упоминают в репликах, вспоминают герои. У «Царя Эдипа» – своя очень интересная предыстория. Софокл дал пример того, как можно драматургическими средствами приобщить зрителя к событиям, имеющим большую временную углубленность.Трагедия заканчивается словами хора об изменчивости человеческой судьбы и непостоянстве счастья. Песни хора, часто выражающие мнение самого автора, тесно связаны с развивающимися событиями.

    Задание 1

    Из какой части трагедии взят этот фрагмент? Объясните смысл этой части в структуре аттической трагедии.Какое место фрагмент занимает в структуре произведения? Какова характеристика главного героя в этом фрагменте? Сформулируйте на ее основании характеристику нормативного героя в трагедиях Софокла, используйте и другие части трагедии, необходимые для этого.

    «Наш город, сам ты видишь, потрясен

    Ужасной бурей и главы не в силах

    Из бездны волн кровавых приподнять.

    Зачахли в почве молодые всходы,

    Зачах и скот; и дети умирают

    В утробах матерей. Бог-огненосец –

    Смертельный мор – постиг и мучит город.

    Пустеет Кадмов дом, Аид же мрачный

    Опять тоской и воплями богат.

    С бессмертными тебя я не равняю, –

    Как и они, прибегшие к тебе, –

    Но первым человеком в бедах жизни,

    Считаю и в общении с богами.

    Явившись в Фивы, ты избавил нас

    От дани той безжалостной вещунье,

    Хоть ничего о нас не знал и не был

    Никем наставлен; но, ведомый богом,

    Вернул нам жизнь, – таков всеобщий глас1.»

    Данный фрагмент взят из пролога трагедии (это - экспозиция).

    Смысл этой части в том, чтобы объяснить события, ввести в курс дела, сразу поставить цель героев.

    Главный герой характеризуется как идеальный правитель. Он спас Фивы от Сфинкса, разорявшего город и убивавшего его граждан, чем и заслужит право на правление. Даже когда к нему стали обращаться за помощью жители Фив, Эдип заранее отправил Креонта за ответами в Дельфы.

    Софокл изображает людей не такими, какие они есть, а такими, какими они должны быть, поэтому Эдип воплощает в себе черты нравственного героя – нормативного героя – обобщенного героя. Образ нормативного героя очищен от всего личного. Он – носитель объективных законов. Это черта хорошо видна в самонаказании Эдипа: он понимает, что совершил ужасный поступок: убил своего отца и женился на собственной матери (объективное), но так же он и осознает, что сделал все это не специально, у него не было такой цели, поэтому не винит себя (субъективное). Однако наказание обязательно, так как поступок уже совершен. Эдип не пытается скрыть от всех, кто является причиной всех бед в Фивах – напротив, он открывается народу сразу.
    Задание 2
    Из какой части трагедии взят этот фрагмент? Объясните смысл этой части в структуре аттической трагедии.

    Чей это монолог? Какое место фрагмент занимает в структуре произведения? Какова характеристика главного героя в этом фрагменте? Найдите в данном отрывке примеры трагической иронии. Какую роль играет этот прием в перипетии трагедии «Эдип-царь»?

    Повторите фиванский цикл мифов и дайте характеристику героям, перечисленным в выделенных строках.

    Дальнейшую мою узнайте волю:

    Приказываю, кто бы ни был он,

    Убийца тот, в стране, где я у власти,

    Под кров свой не вводить его и с ним

    Не говорить. К молениям и жертвам

    Не допускать его, ни к омовеньям, –

    Но гнать его из дома, ибо он –

    Виновник скверны, поразившей город.

    Так Аполлон нам ныне провещал.

    И вот теперь я – и поборник бога,

    И мститель за умершего царя.

    Я проклинаю тайного убийцу, –

    Один ли скрылся, много ль было их, –

    Презренной жизнью пусть живет презренный!

    Клянусь, что если с моего согласья

    Как гость он принят в доме у меня,

    Пусть первый я подвергнусь наказанью.

    Вам надлежит исполнить мой приказ,

    Мне угождая, богу и стране,

    Бесплодью обреченной гневным небом.

    Но если б даже не было вещанья,

    Вам очищенье все же подобало б,

    Затем, что славный муж и царь погиб.

    Итак, начните розыски! Поскольку

    Я принял Лая царственную власть,

    Наследовал и ложе и супругу,

    То и детей его – не будь потомством

    Он обделен – я мог бы воспитать…

    Бездетного его беда настигла.

    Так вместо них я за него вступлюсь,

    Как за отца, и приложу все силы,

    Чтоб отыскать и захватить убийцу

    Лабдака сына, внука Полидора,

    Чей дед был Агенор и Кадм – отец1.

    Пер. С. Шервинского
    1) Этот фрагмент находится в первом эписодии трагедии.
    2) В первом эписодии (диалогические части, чередующие с хоровыми партиями) как правило завязывался конфликт трагедии, первый эписодий выступал своеобразной завязкой всего произведения.
    3) Это монолог Эдипа, главного героя трагедии.
    4) Этот фрагмент, действительно, играет роль своеобразной завязки в сюжете трагедии, потому что здесь намечаются два главных мотива, которые позже, с развитием действия, становятся противоречием – конфликтом. С одной стороны, Эдип четко высказывает свое желание отомстить за смерть Лея. Он запрещает гражданам пускать его в дом, говорить с ним: «под кров свой не вводить его с ним не говорить». Он называет себя «поборником бога и мстителем за умершего царя», говорит народу, что, если он по незнанию примет убийцу в доме, он также заслуживает за это наказания. Но, с другой стороны, уже здесь косвенно проблескивает мыль, что Эдип – сын Лея, об этом говорит сам Эдип (своеобразное саморазоблачение): «я за него вступлюсь, как за отца». (Думаю, что Софокл уже здесь подготавливает печальную развязку Эдипа, а греческие зрители, знакомые с сюжетом, уже здесь знали, и что Эдип – сын Лея, и что Эдип – его убийца)
    5) В этом фрагменте Эдип характеризуется как человек способный взять ответственность и как частное лицо за свои личные поступки (он сам говорит, что если по незнанию он пустит убийцу в дом, то заслужит наказание), так и как правитель за весь полис (он хочет найти и отомстить за смерть Лея, чтобы избавить весь город от проклятья). Он также предстает мудрым правителем не возвышающим себя на другими – наказание и приказ распространяются и на него. Он следует традициям этики того времени – кровь за кровь.
    6) «приложу все силы, чтоб отыскать и захватить убийцу» «я проклинаю тайного убийцу»,
    7) Этот прием как бы предвосхищает, предугадывает и предвещает дальнейшие события трагедии: Эдип хочет бороться против убийцы, требует бросить все силы на это, но в последствие оказывается, что убийца – он сам, и что к нему необходимо применить наказание. Тот факт, что Софокл основывается на мифологическом сюжете и зрители знают, какая судьба ждет Эдипа, позволяет им уже в этом фрагменте прочувствовать «горькую иронию» автора.
    8) Герои:
    А) Лабдак – правнук Агенора, внук Кадма, сын Полидора, отец Лея, дед Эдипа.
    Б) Полидор – внук Агенора младший сын Кадма и Гармонии, отец Лабдака, дед Лея, прадед Эдипа,
    В) Агенор – отец Кадма, дед Полидора, прадед Лабдака, прапрадед Лея, прапрапрадед Эдипа.
    Г) Кадм – сын Агенора, отец Полидора, дед Лабдака, прадед Лея, прапрадед Эдипа, основатель Фив.
    Дерево рода по мужской линии: Агенор →Кадм →Полидор →Лабдак→ Лей→ Эдип
    1   2   3   4


    написать администратору сайта