конспект по книге Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте». Индивидуальное задание 1 Зайцева Дарья 141109. Творчество и воображение
Скачать 29.41 Kb.
|
Глава 1. Творчество и воображение. 1. Дайте определение творческой и воспроизводящей деятельности по Л.С. Выготскому, приведите примеры таких видов деятельности. Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Если мы взглянем на поведение человека, на всю его деятельность, мы легко увидим, что в этой деятельности можно различить два основных вида поступков. Один вид деятельности можно назвать воспроизводящим, или репродуктивным; он бывает связан теснейшим образом с нашей памятью; его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений. 2. «Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией». 3. «Все предметы обыденной жизни, не исключая самых простых и заурядных, являются, так сказать, кристаллизованным воображением». Что имеет в виду автор? Автор имеет в виду, что воображение играет главную роль в придумывании принципиально нового и его совершенствовании. 4. Где и как ребенок проявляет творческое комбинирование? Есть ли элементы творческого комбинирования в поведении животных? Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, а творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности. Так же точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра. Все элементы этой ситуации знакомы ребенку из прежнего опыта; однако комбинация этих элементов представляет уже нечто новое, творческое, принадлежащее самому ребенку, а не просто воспроизводящее то, что ребенок имел случай наблюдать или видеть. Вот это умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и составляет основу творчества. Элементы творческого комбинирования есть и у животных. Игра животного очень часто представляет собой продукт двигательного воображения. Глава 2. Воображение и действительность. 5. Дайте характеристику 4 основных форм, которые связывают воображение с действительностью. Приведите примеры. Какие педагогические выводы можно сделать из этих положений Л.С. Выготского? Первая форма: воображение опирается на опыт. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Пример: А.С. Пушкин «у лукоморья...» - только сочетание элементов фантастично в этом рассказе, а сами элементы почерпнуты из действительности. Вторая форма: опыт опирается на воображение. Пример: картина лукоморья с ученым котом, и картина африканской пустыни, которой я не видел, суть одинаково построения воображения, созданные комбинирующей фантазией из элементов действительности. Третья форма: эмоциональная связь. Закон двойного выражения чувств: всякое чувство имеет не только внешнее выражение, но и внутреннее, сказывающееся в подборе мыслей и впечатлений.( горе человек знаменует черным цветом, спокойствие - голубым) Закон общего эмоционального знака: впечатления имеют тенденцию объединяться между собой, несмотря на то, что никакой связи ни по сходству, ни по смежности между этими образами не существует(голубой тон холодным, а красный – теплым) Закон эмоциональной реальности воображения: все формы творческого воображения заключают в себе аффективные элементы(в сумерках в комнату, ребенок принимает по иллюзии висящее платье за чужого человека) Четвертая форма: построение фантазии может представлять нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету. Пример: машина или орудие. Чувство, как и мысль, движет творчеством человека и надо учитывать оба фактора, как интеллектуальный, так и эмоциональный. 6. Для чего нужно художественное произведение? Не влияет ли оно на наш внутренний мир, на наши мысли и чувства так точно, как технические орудия на мир внешний, мир природы? Как отвечает Л.С. Выготский на эти вопросы? Согласны ли вы с ним? Выготский отмечает, что художественные произведения могут производить воздействие на общественное сознание людей за счет того, что обладают своей внутренней логикой. Образы фантазии комбинируются не случайно, как в мечтах или сновидениях, а следуют их внутренней логике, которая обусловлена связью, устанавливаемой произведением между своим и внешним миром Выготский приводит пример: Гоголь сочинил «Ревизора», актеры разыграли его на театре, и автор и актеры создали произведения фантазии, а самая пьеса, разыгранная, во сне, обнажила с такой ясностью весь ужас тогдашней России, с такой силой осмеяла те устои, на которых держалась жизнь и которые казались незыблемыми, что все почувствовали, и сам царь, присутствовавший на первом представлении, больше всех, что в пьесе заложена величайшая угроза для того строя, который она изображала. Я полностью согласна с мнением Выготского. Художественные произведения практически всегда воздействуют на читателя. Читатель перенимает опыт лирического образа на свои жизненные ситуации. 7. Могут ли герои литературных произведений поступать вопреки первоначальному замыслу автора художественного произведения? Автор приводит слова Л.Н. Толстого: «Вообще герои и героини мои делают иногда такие штуки, которых я не желал бы. Они делают то, что должны делать в действительной жизни и как бывает в действительной жизни, а не то, что мне хочется». Подобного рода признания находим мы у целого ряда художников, которые отмечают ту же самую внутреннюю логику, управляющую построением художественного образа. Глава 3. Механизм творческого воображения. 8. Опишите различные механизмы творческого воображения, приведите примеры. 1. Накопление материала. В самом начале процесса стоят всегда восприятия внешние и внутренние, составляющие основу нашего опыта. Ребенок накапливает материал, из которого впоследствии будет строить его фантазия. 2. Процесс переработки накопленного материала a) Диссоциация. Диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются. Пример: прежде чем создать образ Наташи в «Войне и мире», Толстой должен был выделить отдельные черты двух родных ему женщин, без чего он не мог бы их смешать или перетолочь в образ Наташи. б) Ассоциация. Ассоциация – объединение элементов. Ассоциация может происходить на различной основе и принимать различные формы от чисто субъективного объединения образов до объективно научного, соответствующего, например, географическим представлениям. 3. Комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины (заключительный и последний момент предварительной работы воображения) На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг этой деятельности будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется, во внешних образах. 9. Как зависит творчество от социальной среды, в которой живет человек? Прекрасно поясняет эту зависимость творчества от среды Вейсман. Он говорит: «Предположим, что на островах Самоа рождается ребенок, обладающий своеобразным и исключительным гением Моцарта. Что он может сделать? Самое большое - распространить гамму с трех или четырех тонов до семи и создать несколько более сложных мелодий, но он столь же неспособен был бы составлять симфонии, как Архимед - изобрести динамоэлектрическую машину». Всякий изобретатель, даже гений, является всегда растением своего времени, своей среды. Его творчество исходит из тех потребностей, которые созданы до него, и опирается на те возможности, которые существуют вне него. Никакое изобретение и научное открытие не появляется раньше, чем создаются материальные и психологические условия, необходимые для его возникновения. 10. «Никакое изобретение не будет в строгом смысле личным, в нем всегда остается кое-что от анонимного сотрудничества». Как вы понимаете эту цитату? Когда мы пишем книгу, мы используем буквы, которые когда-то придумали за нас. Мы выражаем наши мысли в привычных для нас выражениях, тех, которые переняли из нашего общества. Мы «предпочитаем» те речевые обороты, которые применялись при нас, и которые отпечатались в нашей памяти, были значимы для нас. Глава 4. Воображение ребенка и подростка. 11. У кого более богатое воображение – у ребенка или у взрослого? Почему? Более богатое воображение всё-таки присуще взрослому человеку. Воображение зависит от опыта, а опыт у взрослого человека гораздо больше. Ребёнок может вообразить гораздо меньше, но он больше доверяет продуктам своего воображения. В процессе развития ребёнка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека. 12. Являются ли дети-вундеркинды хорошим объектом для исследования творческого воображение в детском возрасте? Типичные особенности детского творчества выясняются лучше всего не на вундеркиндах, а на обычных нормальных детях. Глава 5. «Муки творчества». 13. Как могут проявляться «муки творчества»? Можно ли найти им объяснение? Муки творчества – это страдания в творческой деятельности. Они могут появляться тогда, когда потребность в творчестве не совпадает с возможностями творчества. Проявляются в невозможности выразить чувства и мысли через творческую деятельность. Стремление воображения к воплощению, это и есть подлинная основа и движущее начало творчества. Воображение имеет тенденцию воплотиться в жизнь, но не всегда удаётся сделать это. Причиной может быть нерешительность, неуверенность в себе и боязнь разочарования. 14. Испытывали ли вы в своей жизни «муки творчества»? Да, я испытывала муки творчества. Мысль очень часто «не идёт» в слово в моём исполнении, тем более, когда я нервничаю, или нахожусь в малой заинтересованности, или физически измотана. Глава 6. Литературное творчество в школьном возрасте. 15. Л.С. Выготский считал, что до литературного творчества ребенок должен дорасти. О каком возрасте идет речь? Согласны ли вы с этим положением? Чем его можно подтвердить? Рассматривая своеобразные черты детского литературного творчества, Л.С. Выготский специально отмечает, что до него ребенок должен «дорасти», приобрести необходимый личный внутренний опыт, поэтому лишь у подростков можно наблюдать серьезные проявления литературного творчества. Я согласна с этим положением, потому что в раннем возрасте индивид ещё не обладает должным социальным опытом и необходимой степенью развития психологических функций для качественного и выдающегося литературного творчества, хотя редкие индивиды – гении, могли достигнуть этого уровня намного ранее своих сверстников. Это подтверждается тем, что овладеть словесным творчеством можно только лишь достигнув высокой ступени накопления опыта, высокой ступени овладения речью. Только лишь на высокой ступени развития личного внутреннего мира для ребёнка становится доступным литературное творчество. Именно поэтому само творчество словесное, в подлинном его смысле, ведет своё начало к подростковому возрасту. 16. Как можно способствовать развитию детского литературного творчества? Выготский, начиная рассматривать литературное творчество, сравнивает его с рисованием. Рисование типичное творчество детей, у большинства детей интерес к нему ослабевает к началу школьного возраста. Его место начинает занимать новое, словесное или литературное творчество, которое и господствует, особенно в период полового созревания у подростка. Развитие письменной речи отстает от развития устной речи детей. Причина этого, главным образом, заключается в различной степени трудности того и другого средства для ребенка. Развитие детского литературного творчества становится сразу гораздо более легким тогда, когда ребенок пишет на такую тему, которая является для него внутренне понятной и побуждающей к выражению в слове собственного внутреннего мира. Так, например, Блонский советует выбирать наиболее подходящие для детей виды литературных советует произведений, а именно: записочки, письма, небольшие рассказы. Обобщая рекомендации Блонского, Л.С. Выготский подчеркивает, что задача заключается в том чтобы создать у ребенка потребность писании и помочь ему овладеть средствами писания 17. Как рассматривает Л.Н. Толстой возможности детей, связанные с литературным творчеством? Согласен ли с ним Л.С. Выготский? Л.Н. Толстой говорит: чтобы воспитать литературное творчество у детей, нужно давать им только стимулы и материал для творчества. Л.Н.Толстой предлагает пользоваться четырьмя приемами: -предлагать самый широкий выбор тем серьезных интересующих самого учителя, за образцы для детского литературного творчества давать только детские сочинения, во время рассматривания детских сочинений не делать детям замечаний об опрятности тетради, орфографии; постепенность усложнения тем должна заключаться не в объеме, не в содержании, не в языке, а в механизме дела-процесса сочинения . Выготский критикует Л.Н. Толстого за его идеализацию детства. По мнению Л.Н. Толстого только что родившийся ребенок идеален, а всякое воспитание и обучение не развивает, a портит его. Л.С. Выготский, напротив, считает неправильным взгляд на совершенство природы ребенка, а следовательно, и отрицание смысла и возможности воспитания. 18. Каковы особенности литературного творчества детей и подростков? Развитие детского литературного творчества становится более легким и успешным тогда, когда ребенка побуждают писать на тему, которая является для него внутренне понятной, волнующей. Слово позволяет с гораздо большей легкостью,передавать сложные отношения, особенно внутреннего характера. Чем развитее ребенок, тем больше представлений и идей он в состоянии соединить в одно связное целое. Ребенок редко работает над своим произведением долго, большей частью он творит его в один прием. Основные черты детского литературного творчества: комбинирующая фантазия, эмоциональный подход и стремление воплотить это эмоциональное и образное построение во внешнюю словесную форму, реализовать его. 19. Какое значение имеет литературное творчество для развития школьников? Значение этого творчества в том, что оно позволяет ребенку преодолеть перевал в развитии творческого воображения, который дает ему новое и на всю жизнь закреплённое направление его фантазии. Также смысл его в том, что оно углубляет, расширяет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка. Литературное творчество позволяет ребенку, упражняя свои творческие стремления и навыки, овладеть человеческой речью. Глава 7. Театральное творчество в школьном возрасте. 20. Особенности театрального творчества в школьном возрасте, его значение для развития школьников. Драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием. В драматической форме, таким образом, сказывается с наибольшей ясностью тот полный круг воображения. Ребенок, который в первый раз видит поезд, драматизирует свои представления: он играет роль паровоза, стучит, свистит, стараясь подражать тому, что он видел. Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, иногда инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это - словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям, потому что оно приобретает смысл как часть целого; это есть подготовка или естественная часть целой и занимательной игры. По мнению Л.С. Выготского, театральные постановки или драматизации, наряду со словесным творчеством, представляют собой самый частый и распространенный вид детского творчества. Ученый указывал на ценность детского театрального творчества, отмечая стимулирование творческого воображения, близость импровизационных форм педагогической работы детской деятельности, участие вспомогательных видов творчества. Глава 8. Рисование в детском возрасте. 21. Каковы стадии развития рисования в детском возрасте? Кершенштейнер, распределяет весь процесс развития детского рисунка на 4 ступени. Если оставить в стороне стадию каракулей; штрихов и бесформенного изображения отдельных элементов то: 1 ступень: на этой ступени ребенок рисует схематические изображения предмета, очень далекие от правдоподобной и реальной передачи его. В фигуре человека обычно при этом передается голова, ноги, часто руки и туловище. Это так называемые головоноги, т. е. схематические существа, изображаемые ребенком вместо человеческой фигуры. Существеннейшим отличием этой стадии является то, что ребенок рисует по памяти, а не с натуры. 2 ступень называют ступенью возникающего чувства формы и линии. В ребенке постепенно пробуждается потребность не только перечислить конкретные признаки описываемого предмета, но и передать формальные взаимоотношения частей. 3 ступень правдоподобного изображения, при котором схема уже исчезает из детского рисунка вовсе. Рисунок имеет вид силуэта, или контуров. Ребенок не передает еще перспективы, пластичности предмета, предмет еще очерчен на плоскости, но в общем ребенок дает изображение предмета правдоподобное, реальное, похожее на его настоящий вид. На 4 ступени – пластического изображения отдельные части предмета изображаются выпукло при помощи распределения света и тени, появляется перспектива, передается движение и более или менее полное пластическое впечатление от предмета. 22. В чем видит Л.С.Выготский особую важность культивирования творчества в детском возрасте? Подросток в переходном возрасте должен научиться владеть материалом, тем особым способом выражения, который дает живопись. Только культивируя это овладение материалом, мы можем поставить на правильный путь развитие детского рисования в этом возрасте. Мы видим, таким образом, проблему во всей ее сложности. Она состоит из двух частей: с одной стороны, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. В заключение следует указать на особую важность культивирования творчества в школьном возрасте. Все будущее человек постигает при помощи творческого воображения; ориентировка в будущем, поведение, опирающееся на будущее и исходящее из этого будущего, есть главнейшая функция воображения, и поскольку основная воспитательная установка педагогической работы заключается в направлении поведения школьника по линии подготовки его к будущему, постольку развитие и упражнение его воображения являются одной из основных сил в процессе осуществления этой цели. Создание творческой личности, устремленной в будущее, подготовляется творческим воображением, воплощающимся в настоящем. |