Учебная программа кружка «Художественная лепка из соленого теста. Учебная программа кружка "Художественная лепка из соленого теста"
Скачать 22.59 Kb.
|
Учебная программа кружка"Художественная лепка из соленого теста" Пояснительная записка. В работе кондитера очень важно наличие развитого художественного вкуса, навыков художественного оформления изделий, в том числе и навыков лепки из различных видов сырья. У обучающихся лицея нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. Наши ученики, иногда имеют катастрофически низкий уровень сформированности навыков тонкой ручной моторики (рисование, лепка, вырезание из бумаги и прочее), поскольку в школе нет возможности уделять этому аспекту развития должного внимания. Это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей. Лепка как прием художественного творчества, имеет большое значение для профессионального обучения будущих кулинаров и кондитеров. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного профессионального обучения. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, которое является профессиональной компетенцией выпускников нашего учебного заведения. Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста. Учитывая все достоинства и недостатки этих материалов, в условиях профессионального лицея предпочтительнее работать в технике «Мукосол», то есть использовать соленое тесто. Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной: - Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег; - Легко отмывается и не оставляет следов; - Безопасно при попадании в рот, безвредно с точки зрения экологии и аллергенов. - Не липнет к рукам при лепке; - Можно сушить на воздухе; - Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие; - Если покрыть лаком - сохранится на века. Цель курса – формировать у обучающихся лицея художественный вкус, навыки художественного оформления кондитерских изделий. Задачи: - развитие конструкторских способностей, мышления, воображения, фантазии; - совершенствование навыков ручного труда средствами лепки; - развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов; - формирование эстетической культуры и художественного вкуса у обучающихся; Область применения программы: Данная учебная программа может быть реализована для обучающихся профессионального лицея как в рамках урочной работы, на уроках изобразительной деятельности, во время факультатива по технологии, так и во внеклассной работе, на занятиях кружка, и т.д. Каждое занятие по времени рассчитано на 40-45 минут. Занятия распределены и выстроены в порядке увеличения сложности и объема работы. Сроки реализации программы: Весь курс состоит из восьми взаимосвязанных занятий, на которых отводится 22 часа, из них: 6 часов на выполнение творческого проекта и 1 час на защиту проектов обучающихся. Технология реализации программы: Ведущими технологиями реализации данной программы являются –групповая работа, моделирование и проектная деятельность обучающихся. Планируемые результаты По окончании курса обучающиеся должны знать: -технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного), особенности соленого теста; -что такое «каркас», из чего его можно изготовить, как укрепить поделку с помощью каркаса; -что такое инструкционная карта, как читать инструкционную карту; - приемы соединения деталей в поделках из соленого теста; - как работать самостоятельно с опорой на рисунок-план; -основные приемы лепки; -способы соединения деталей из различных материалов; -особенности сушки и соединения небольших вертикальных изделий; -приемы использования подручных средств при работе с соленым тестом; -правила выполнения сборных конструкций из соленого теста; -последовательность изготовления картины из соленого теста; операции «склеивания» соленого теста, изготовления рамочек; -приемы разметки по тесту; -узор корзиночного плетения, прием витья из двух жгутиков. По окончании курса обучающиеся должны уметь: -самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто; -укреплять поделку с помощью каркасов разного типа; - читать инструкционную карту, работать с опорой на рисунок-план; -соединять детали из соленого теста различными способами; -применять основные приемы лепки, как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин и т.д. -правильно сушить и оформлять изделие, покрывать его лаком; -использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства; -собирать сборные конструкции из соленого теста; -изготовлять небольшую картину из соленого теста; -выполнять узор корзиночного плетения, применять прием витья из двух жгутиков; -самостоятельно определять технологию изготовления поделки; -работать как под руководством мастера, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения; -анализировать готовое изделие, сравнивать свое изделие с изделием товарища, находить сходные и отличительные свойства; -творчески подходить к выполнению работы. Тематическое планирование
Формы итогового контроля: Для определения уровня освоения технологии мукосол, мастер предлагает обучающимся выполнить индивидуальные творческие проекты по моделированию различных кондитерских изделий, применив различные декоративные элементы их оформления. Методические рекомендации. Методика приготовления соленого теста и несколько рецептов замешивания соленого теста. Тесто – доступный всем, дешевый и легкий в освоении материал. Его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике. Его можно окрашивать после того, как изделие высохло, а можно добавлять краски при замешивании. Или же в уже замешанное тесто добавить несколько капель гуаши или масляной краски, вымешивать его до тех пор, пока не исчезнут «мраморные» разводы и тесто станет однородным. Для большей эластичности в тесто можно добавить 1-2 капли подсолнечного масла. Лучше замешивать тесто небольшими порциями, т.к. дети в основном лепят небольшие фигурки. Для этого нужно растворить 1-2 чайные ложки соли «Экстра» в чайной ложке воды, добавить 1-2 капли клея ПВА, затем, добавляя постепенно муки (примерно 4 чайные ложки), перемешивать содержимое деревянной палочкой в миске до тех пор, пока тесто не накрутится на палочку. Тесто снять с палочки и вымешивать, пока оно не станет однородным и эластичным – тогда оно не будет рваться и крошиться во время лепки. Приемы работы с солёным тестом. При работе с соленым тестом используются те же приемы, что и при работе с пластилином, глиной. Но для того, чтобы соединить детали между собой нужно провести смоченной в воде кисточкой по местам соединения и, прилепив детали, на некоторое время прижать их друг к другу. Если необходимо склеить небольшие детали, то делать это лучше всего с помощью половинки зубочистки. Наносить рисунок на изделие из соленого теста можно с помощью различных подручных средств. Их необходимо всегда иметь под рукой. Это могут быть такие предметы: расческа, зубочистка, колпачок от шариковой ручки, старый стержень от шариковой ручки, чесноковыжималка, формочки для выпечки печенья, насадки для кулинарного шприца. Крупные изделия необходимо делать, прибегая к помощи каркаса. Им могут служить различные проволоки, фольга, а также различные коробочки, баночки, стаканчики. Технология сушки. Чтобы изделия из теста стали прочными, их нужно высушить на свежем воздухе или обжечь в духовке. Обжиг надо проводить при не очень высокой температуре, иначе изделия могут обгореть, выпучиться или изменить цвет. Время обжига в зависимости от толщины изделия – 30-60 минут. На батарее или на солнце изделия высохнут примерно через неделю. Но для этого надо, чтобы изделия не были очень крупными, иначе время их сушки будет значительно дольше. Технология окрашивания и лакировки. После сушки изделия из соленого теста можно раскрашивать и лакировать. Для раскраски можно взять акриловые краски, но лучше всего использовать художественную гуашь, в которую добавлено немного клея ПВА. После высыхания эта смесь слегка блестит и не пачкает руки. Для лакировки можно взять акриловый лак. Он водорастворим, нетоксичен и сохнет 6-8 часов. Материал для беседы мастеру производственного обучения «История лепёшки». Вначале была лепешка. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепешкам пришли первые караваи. Древние египтяне 5000 лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба. Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных и затем приносили их в жертву богам. В Европе в древности фигурный хлеб из дрожжевого теста делали только руками, без вспомогательных материалов. Италия в средние века славилась поистине удивительными мастерами, настоящими художниками, которые пекли такие великолепные фигурные хлеба, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого их продать. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. В Китае начиная с XVII века делали марионетки из теста. В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных фигур из ячменной муки. Один из народных художественных промыслов Эквадора – поделки из ярко окрашенного теста. В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделанные пышным орнаментом. В Восточной Европе изделия из теста не окрашивают: типичный коричневый тон выпечки считается особенно красивым. В Польше, Чехии и Словакии очень популярны картины из теста. Хотя поделки из теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Информационное обеспечение. Берсенева Г.К. Ткань. Тесто. Бумага. Домашнее рукоделие. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. СПб: Издательский Дом «Кристалл», 2001. Кискальт Изольда. Соленое тесто. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. Козлина А.В. Уроки ручного труда. М.: Мозаика-Синтез. |