эссе. Учебный курс Философия
Скачать 29.43 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет права Учебный курс: «Философия» Эссе Коллективное бессознательное в аналитической психологии К.Юнга Выполнил: Студент группы БЮРЧ181 Меньшиков Данил Проверила: Ищенко Н.И. Москва, 2018 Карл Густав Юнг (1875-1961) – швейцарский психолог, ученик Зигмунда Фрейда. Как и учитель, Юнг является представителем школы психоанализа. В учебниках по философии редко можно увидеть имя Юнга среди основных представителей философской мысли, которые предложили миру нечто совершенно новое и уникальное. Но даже при беглом взгляде на его работы становится очевидным, что в своем творчестве Юнг решает те же философские проблемы, к которым преимущественно обращена метафизика М. Хайдеггера и Л. Витгенштейна. В частности, он стремится снять онтологическое противопоставление субъективного (индивидуальной психики) и объективного (мира естественных наук и социальных практик), при этом предложив свой взгляд на цельное бытие человека в мире. Представляется, что наиболее значимой темой в его философском осмыслении на природу человека занимает именно тема коллективного бессознательного1. Перед тем, как начать разговор про коллективное бессознательное в трактовке Юнга, необходимо определиться с самим понятием бессознательного. Бессознательное — совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не отдает себе отчета.2 Впервые эта тема (в определённой трактовке) появилась ещё в теории Платона о припоминании, как основном методе познания (знания о предмете познания уже заложены в человеке, необходимо их вывести, как бы мы сказали в современной терминологии из «мира бессознательного» в «сознательную» форму). По данному вопросу высказывались многие философии Нового времени – Декарт, Лейбниц, Кант и т.д., однако в наиболее значимом (для современного психоанализа виде) этот термин предстал в работах Зигмунда Фрейда. Именно Фрейд первым из психологов заметил, что человек не всегда действует разумно и не всегда осознаёт природу своих действий. Уместно привести в качестве примера эксперимент с зонтиком: одну даму ввели в гипноз, сказали о том, что ей нужно взять зонтик у находящегося в помещении мужчины и открыть его, причем перед пробуждением ей была дана установка на то, чтобы она забыла о том, что это внушение было проведено. Затем дама подошла к зонтику и раскрыла его, на что ей был задан вопрос о мотивах данного поступка, на что она ответила о необходимости проверить исправность зонтика. Когда ей заметили, что зонтик не ее, она крайне смутилась.3 Человек – потом млекопитающих, от которых мы сохранили часть их жизни, а именно инстинкты, которые определяют поведение человека, его сознательную деятельность, хотя мы и склонны не признавать биологическую (бессознательную) природу своих поступков. В силу самой своей природы (специфики) оно скрыто от нас, а вернее, недоступно нашему сознанию, или разуму. Говоря иначе, оно в нас есть, но мы его не осознаем и поэтому не знаем или не понимаем, что оно существует. Именно в этом заключается одна из причин деятельности человека. Безусловно, для Фрейда основной движущей силой поведения человека, основной составляющей бессознательного является половое влечение – либидо. Можно отметить, что Юнг по поводу трактовки бессознательного не занял абсолютного оппозиционного положения, он также в своей теории признавала наличие у человека личного бессознательного – область вытесненных из сознания компонентов, например, неосознанных чувств, вытесненных болезненных мыслей т.п. Однако эти компоненты не являются однородной «смесью», а представляют собой, так называемую, планетарную структуру личности, в центре которой находится Эго (сознательный элемент), а вокруг него находятся комплекты -- скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств, воспоминаний, которые определяют сознание человека. Юнг также замечает, что это определённые «отколовшиеся души», которые могут и подменять собой Эго (например, «комплекс хорошей матери»). Одним из методов выявления подобных комплексов Юнг определяется тестирование человека на ассоциативный ряд, в ходе которого измеряется пульс человека, дыхание, эмоциональные реакции и т.п. На некоторые слова люди не могут (или не хотят) дать адекватной ассоциации, поэтому ключевые слова отображают «профиль проблем» человека, которые и находятся в его личном бессознательном. 4 Однако особенностью психоанализа К.Юнга было выделение не только личного бессознательного, но и коллективного бессознательного – часть психики человека, основной характеристикой которой является отсутствие её источника в личном опыте человека.5 Другими словами, формы коллективного бессознательного никак не зависят от конкретного человека, они передаются через мозговые структуры и присущи определённому роду, семье, расе, нации и т.п. Соответственно, при анализе чувств пациентов необходимо ориентироваться не только на личностно-человеческие характеристики, но и на определённые мифологические фигуры, ведь некоторые атрибуты нельзя целиком и полностью отнести к человеческой личности, оно является некоторым априорным компонентом психики и его необходимо рассматриваться только как коллективное бессознательное. Юнг в работе «Личное, сверхличное, или коллективное бессознательное» пишет, что в глубинном слое коллективного бессознательного дремлют изначальные общечеловеческие образы, а само по себе оно представляет объективно-психическое, в отличие от субъективно-психического индивидуального бессознательного6. Юнг подчёркивает, что и инстинкты в психоанализе Фрейда являются некими априорными элементами, ведь их трактовка основана на определенных всеобщих биологических факторах, например, как уже было сказано, половом инстинкте или же потребности в самоутверждении. Безусловно, они не представляют собой индивидуальные особенности каждого отдельного индивида, а служат всеобщей детерминацией человеческого поведения. Соответственно, Юнг выводит из этого, по аналогии с теорией бессознательного Фрейда, что основным компонентов в коллективном бессознательном являются архетипы, которые представляют собой универсальные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного. Как и инстинкты, архетипы заставляют людей совершенно определенным образом воспринимать, переживать и реагировать на определенные события. Понятие «архетип» можно встретить уже у Августина, которые он представляет в виде термина «идеи» («Идеи, которые сами не созданы… которые содержатся в божественном уме»).7 По сути, сам термин архетип отображает связь с древнейшими, изначальными типами, т.е. испокон веков наличными всеобщими образцами. Для обоснования своей мысли Юнг прибегает к анализу мифов разных народов, находит однородных персонажей и похожие события. Можно сказать, что вся жизнь человека может быть интерпретирована через архетипные формы, которые являются, к тому же, регуляторами поведения и психической жизни, которые направляют и организуют психические процессы. Интересен факт, что сам Юнг пришёл к выделению и исследованию архетипов через свою личный опыт: его долгое время мучали ужасные сновидения, в которых происходили различные кровавые сюжеты. Всё это происходило прямо на кануне Первой мировой войны, чем и закончилось. Перечень архетипов не закрытый, потому что юнг утверждает, что "архетипов столько сколько есть оттенков психического переживания и сколько есть типичных жизненных ситуаций". Однако Юнг перечисляет основные архетипы, которые участвуют в процессе индивидуализации8: Анима / Анимус, Персона, Тень, Самость, Мудрец, Бог и т.п. Стоит прокомментировать некоторые из них, чтобы проследить связь между личностью человека и конкретным архетипом. Самость (self) - центральный архетип, суммативность личности. Юнг отмечает, что эго само по себе не является центром личности, это лишь часть этой личности, но вся её совокупность, ведь все психические явления нельзя постичь исключительно разумом, потому что существуют и определенные ценности, которые зависят от сопутствующего эмоциональное и чувственного тона. Представляется, что эго – это центр сознания, а самость же является центром всей личности. Именно целостную личность, которая не может быть до конца познанной Юнг называет самостью. Именно самость действует как магнит и объединяет в личности различные элементы, например, соединение таких оппозиционных элементов, как мужского и женского начал, «хорошего» и «плохого», сознательных и бессознательных сфер. Всё воспринимается так, как оно есть - в единой неразрывной связи с невидимым центром. Человек ощущает себя как часть и, вместе с тем, как центр всего. Тень - бессознательная противоположность того, что осознаётся человеком. Все дурные, темные, даже некоторые животные части нашей личности определяются именно этим архетипом. Здесь же содержатся все аморальные мысли (в т.ч. агрессивные и сексуальные, страсти). Все эти компоненты просто не могут быть приняты сознательными представлениями о себе. Однако у данного архетипа имеется и положительная функция - направление энергии в нужное русло. Именно Тень представляет нам возможность жить в гармонии с другими, но в то же время выражать свои импульсы, наслаждаясь здоровой и творческой жизнью. Образ души (Анима и Анимус). Как писал Юнг: «В каждом мужчине извечно заложено отражение женщины, это не тот или иной конкретный женский образ, а определенное отражение женского пола... То же самое верно и для женщины: она также рождается с отражением мужчины»9. Соответственно, Анима - отражение в бессознательном мужчины женского начала, а Анимум - отражение в женском бессознательном мужского начала. Юнг считал, что родитель противоположного пола оказывает основополагающее влияние на развитие Анимы и Анимуса ребенка. Как и большинство других архетипов, эта пара берет начало в наиболее глубинных, примитивных слоях опыта предков человека, когда мужчины и женщины усваивали определенные эмоциональные и поведенческие тенденции противоположного пола. Архетипы влияют на наше поведения, их несогласованность с нашим сознанием могут привести к различным нарушениям и неврозам, признаки которых можно найти, например, в анализе снов, где архетипы предстают в каком-либо из символов (например, Самость можно обнаружить во сне в виде часов без стрелок, Тень – в виде похожего на нас человека, к которому мы испытываем неприязнь). Таким образом, Юнг отошёл от представлений о бессознательной в фрейдийском понимании и ввёл своё собственное, добавляя в бессознательное один существенный компонент - коллективное бессознательное, выраженное в форме архетипов. Несколько десятилетий спустя, можно сказать, что определенный отбор среди идей Юнга завершен. Многие постулаты признаны, некоторые отвергнуты, но интерес к идеям автора теории «архетипов» сохраняется и по сей день. Нужно отдать должное той стройной, убедительной и во многом справедливой теории, которую создал Карл Юнг. Список библиографической литературы
1 Бучило, Н.Ф. Философия: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. – с. 61 2 Зеленский В. Словарь аналитической психологии. - М.: Высш. шк., 2000. – с. 32 3 Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., автор вступ. ст. М.Г. Ярошевский. М.:Просвещение,1989. – с.210 4 Петровский А.В. Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1999. – с.213. 5 Короленко Ц.П. Основные архетипы в классических юнгианских и современных представлениях. - М.: Медицинская психология в России, 2003. – с. 13 6 Юнг К.Г. Личное и сверхличное, или коллективное бессознательное. - М.: ПРИОР, 1999, -- с.138 7 Калабин А.А. Позиционирование личности на основе архетипов // - Бизнес-ключ. - 2006. - №6. - Режим доступа: 8 Сэмуэлс Э. Словарь аналитической психологии К.Г.Юнга. - М.:"Добросвет", 2016. – с.82 9 Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного. - М.: Ренессанс, 2003. – с.145 |