Главная страница
Навигация по странице:

  • Учебный проект ПИКТОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

  • 1. Основные этапы письма

  • 1.1 Пиктографическое письмо

  • Список использованной литературы

  • реферат. _История развития письменности.Основные этапы развития письма_. Учебный проект пиктографическое письмо


    Скачать 185.2 Kb.
    НазваниеУчебный проект пиктографическое письмо
    Анкорреферат
    Дата21.01.2023
    Размер185.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла_История развития письменности.Основные этапы развития письма_.docx
    ТипДокументы
    #897729

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    БОРИСОГЛЕБСКИЙ ФИЛИАЛ

    (БФ ФГБОУ ВО «ВГУ»)
    Факультет технолого-педагогический
    Кафедра социальных и гуманитарных дисциплин

    Учебный проект

    ПИКТОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
    Практическое задание по дисциплине Введение в языкознание

    44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

    (уровень бакалавриата)

    Профили подготовки Русский язык и литература. История

    Обучающийся: студент 2 курса,

    2 группы ЗФО Е.А. Попова

    Преподаватель: канд. филол. наук,

    доц. И.А. Морозова
    Борисоглебск 2022


    Оглавление

    Введение 3

    1. Основные этапы письма 4

    1.1 Пиктографическое письмо 6

    Заключение 7

    Список использованной литературы: 9

    Приложение 10


    Введение


    С самых давних времен, когда человек только-только приобрел способность мыслить, ему хотелось что-нибудь записать: оставить память о мыслях, идеях, открытиях, захватывающих историях или интересных людях. Даже когда человек не умел еще, как следует говорить, и язык его состоял из десятка невнятных междометий, он уже оставлял на стенах своих пещер восхитительные по красочности и реалистичности картины. Позже, когда у человека появилась речь, тем более важным стало казаться записать то, что люди говорили друг другу.

    В то время как большинство средств сообщения, включая речь, носят моментальный характер, ограничены во времени и пространстве, так как предполагают пространственную близость говорящего и слушающего и исчезают непосредственно в процессе реализации, написанное слово может преодолеть время и пространство, обладает, следовательно, некоторой временной протяженностью.

    Письмо играет чрезвычайно важную роль в человеческом обществе, оно могущественный двигатель человеческой культуры. Благодаря письму люди могут использовать огромный запас знаний, накопленный человечеством, развивать дальше наследие прошлого и сохранять опыт многих поколений для будущего. Письмо все время развивается, поэтому его необходимо изучать.

    Письмо – это важнейшее средство передачи речи на расстояние или закрепления ее во времени, осуществляемое при помощи графических знаков или изображений, передающих те или иные элементы речи – целые сообщения, отдельные слова, слоги и звуки.

    Наука не могла бы получить какое-нибудь существенное развитие, не опираясь на работы предшественников.

    Почти миллион лет поколения людей были связаны между собой только нитями мифов и ритуалов, а разные племена – только причудливыми слухами. Изобретение алфавитного письма было тем великим шагом, который привел человечество от варварства к цивилизации.

    Язык есть система знаков, являющийся основным средством общения. Письменность – система знаков, закрепляющая язык.

    Главная цель работы - рассмотреть историю развития мирового письма.

    Объектом данного реферата является письмо, его происхождение, развитие, а задачей – рассмотрение стадий возникновения письменности. От зарождения до его современного состояния.

    1. Основные этапы письма


    Собственно письмо, то есть начертательное письмо – это письмо, связанное с использованием графических (от греч. graphikos – «письменный», «начертательный») знаков (картинок, букв, цифр) для фиксации и передачи звукового языка.

    В развитии начертательного письма исторически сменилось несколько типов. Каждый из этих типов определялся тем, какие элементы звукового языка (целые сообщения, отдельные слова, слоги или фонемы) служили единицей письменного обозначения.

    Обычно последовательно устанавливаются четыре типа письма: пиктографическое, идеографическое, словесно-слоговое и алфавитное. «Это деление в известной мере условно, так как ни один из указанных типов не выступает в «чистом» виде. Каждый из них включает в себя элементы другого типа, образуя тем самым смешанные, переходные типы письма». Например, в пиктографии уже содержатся зачатки идеографии, а в идеографическом письме обнаруживаются многочисленные элементы слогового и буквенно-звукового письма. В свою очередь, буквенно-звуковое письмо часто совмещает в текстах идеографические знаки - цифры, математические, физические и химические формулы и т.д. Но такое деление дает возможность увидеть последовательность основных этапов в истории письма, выявить своеобразие формирования его основных типов и тем самым представить себе общую картину становления и развития начертательного письма.

    Существуют и иные классификации типов письма. Согласно одной из них устанавливается пять разновидностей:

    1) фразография – наиболее древний тип письма, передающий символическими и начертательными знаками (фразограммами) содержание целых сообщений без графического расчленения их на отдельные слова;

    2) логография – последующий тип письма, графические знаки которого (логограммы) передают отдельные слова;

    3) морфемография – тип письма, возникший на базе логографического, для передачи графическими знаками (морфемограммами) наименьших значимых частей слова - морфем;

    4) силлабография, или слоговое письмо, знаки которого (силлабограммы) обозначают отдельные слоги;

    5) фонография (фонемография), или звуковое письмо, графические знаки которого (фонемограммы) обозначают обычно фонемы как типовые звуки.

    В соответствии с другой классификацией эволюция письма представ лена в виде следующей схемы:

    1. предписьменности: семасиография, включающая древнейшие условные знаки, пиктографию и примитивную идеографию;

    2. собственно письмо: фонография, которая выступает в таких разновидностях: а) словесно-слоговое письмо, б) слоговое письмо, в) буквенное письмо.

    Однако эти классификации пока не получили широкого распространения в учебной литературе, где чаще пользуются традиционно установившейся классификацией.

    1.1 Пиктографическое письмо


    Изначальным этапом развития начертательного письма явилось письмо рисуночное или пиктографическое (от лот. pictus – «картинный», «нарисованный» и греч. grapho – «пишу»). Оно представляет собой преднамеренное изображение на камне, дереве, глине предметов, действий, событий и т.п. с целью общения.

    Пиктографическое письмо посредством рисунка, который называется пиктограммой, передает высказывание в целом, не расчленяя его на отдельные слова графическими элементами пиктограммы.

    Пиктография – наиболее древний способ письма. Это еще не настоящее письмо в собственном смысле слова. В нем нет ни членения на слова, ни порядка слов.

    При помощи сочетания рисунков изображались предметы и действия, причем смысл пиктограммы расшифровывался независимо от передачи его звуковым языком. Пиктографические знаки могли быть понятны людям, говорящим на разных языках. Пиктографические знаки должны были быть очень ясными, наглядно передавать изображение конкретных предметов. Резкость линий рисунков обуславливало то, что пиктограммы выцарапывались на стенах пещер, на скалах, на камнях, на рогах и костях животных.

    Появление пиктографического письма связано с периодом, когда первобытные рисунки начинают применяться для эстетических и религиозно-культовых потребностей, но и как средство коммуникации, то есть как средство передачи сообщений в дополнение к устному рассказу и закрепления сообщений в памяти рассказчика или слушателя.

    Периодом же окончательного сформирования пиктографии надлежит считать эпоху, когда рисунки начинают использоваться не только в дополнение к рассказу, но и для самостоятельной передачи сообщений, в частности, для передачи их адресатам, отсутствующим в момент создания пиктограмм, отделённым от их создателя большим расстоянием или временем.

    В ранних пиктограммах имелись предпосылки для превращения рисунков в условные знаки. В связи с развитием мышления возникает все возрастающая потребность выразить более отвлеченные понятия в языке. Это ведет к постепенному превращению рисунка в символ, в условный знак. Принцип пиктографического письма сохранился и в настоящее время в виде различных знаков и рисунков (на улице, например, изображение правил уличного движения, рисунки на вывесках и пр.).

    Пиктография – весьма доступный вид письма, особенно при использовании наглядно-изобразительных средств передачи сообщаемого. К тому же пиктография не связана с конкретным языком. В связи с этим использование пиктографии (в отличие от предыдущих типов письма) не требовало специального обучения грамоте и делало ее удобным средством общения разноязычных племен. В этом плане пиктография представляет как бы международное письмо. Благодаря такому характеру пиктографического письма последнее имеет некоторое применение и в настоящее время, особенно в тех случаях, когда хотят привлечь внимание к сообщению, сделать его максимально понятным (изображение сапога, музыкального инструмента, калача на вывесках мастерских и магазинов; олимпийская символика; дорожные знаки и т.д.).

    То, что пиктография обычно обладала наглядностью и была доступна для всех, являлось, несомненно, положительным фактом. Однако пиктографическому письму были свойственны и существенные недостатки. Будучи несовершенным, примитивным и неупорядоченным письмом, пиктография допускала разные толкования сообщений и не давала возможности передавать сложные сообщения, содержащие отвлеченные понятия. Пиктография была не приспособлена к передаче того, что не поддается рисуночному изображению, является абстрактным (например, отвлеченные понятия типа бодрость, храбрость, зоркость, сон и т.д.). По этой причине пиктографическое письмо на известной ступени развития человеческого общества перестало удовлетворять потребности письменного общения. И тогда на его почве возникает другой тип письма, более совершенный, письмо идеографическое.




    Заключение


    Итак, в результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

    Письмо имеет длительную историю своего развития. Оно прошло сложный путь от использования примитивных до применения самых совершенных графических форм общения, став одним из важнейших способов коммуникации, без которого трудно представить жизнь современного общества.

    На протяжении веков менялись не только типы письма, но и внешний облик графических знаков в зависимости от совершенствования орудий письма.

    Существенным этапом в истории письма явилось изобретение книгопечатания, которое положило начало массовому распространению письменных произведений среди различных слоев общества, сделав возможным повышение культурного уровня, и привело к созданию алфавитов для ранее бесписьменных народов.

    Важно то, что в совершенствовании систем письма отразился восходящий путь развития человеческого общества в целом. Передача на письме звуковой стороны языка при помощи небольшого количества графем – выдающееся достижение человечества.

    Список использованной литературы:



    1. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. М., 1984, С. 8-15

    2. Гельб И.Е. Опыт изучения письма. М., 1982. С. 22-34

    3. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М.,1965. С. 36-46, 62, 182-185

    4. Павленко Н.А. История письма. Мн.: Высшая школа, 1987. С. 20-25, 45-46

    5. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. М., 1995. С. 4-13, 51

    Приложение





    Приложение 1.

    Приложение 2.


    написать администратору сайта