ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. Учебник Под ред проф. К. И. Батыра. 4е изд., перераб и доп. М. Тк велби, 2003. 496с
Скачать 1.03 Mb.
|
§ 2. Новые источники права Развитие феодальных отношений постепенно привело к тому, что источники права, действовавшие в VI—IX вв., в частности «варварские правды», потеряли свою силу. Решающая роль перешла к обычному праву, и притом местному. Во Франции эти обычаи носили название кутюмов. Кутюмы, действовавшие в различных местностях, имели общую основу, обусловленную сходством феодальных отношений и влиянием прежде действовавших источников права. Но они сильно различались по отдельным положениям и деталям, и право Франции в эпоху Средневековья характеризуется необычайной пестротой. Количество кутюмов исчислялось сотнями. Наряду с общими кутюмами, применявшимися на территории провинций, существовали местные обычаи отдельных районов, городов, поселков и даже частей некоторых городов. В отношении выражения и изложения юридических норм Франция делилась на две части. Юг назывался страной писаного права, север Франции — страной обычного права. Это деление четко сложилось к XIII в. Так как южные провинции входили прежде в состав Римской империи, на юге Франции продолжало действовать римское право, за которым признавалось значение общего обычая. Сохранение писаного права на юге Франции объяснялось также существованием там более развитых экономических отношений. Римское право выступало в качестве объединяющего фактора. Наряду с ним в качестве дополнительного источника действовало множество местных кутюмов. На севере Франции в течение нескольких столетий не было создано общих юридических памятников. Господство обычаев в данном регионе не препятствовало применению в случае их неполноты или противоречия римского права, однако сколько-нибудь самостоятельной роли оно не играло. Аналогичное положение существовало и в Германии. В XI— XV вв. германское право характеризуется образованием многочисленных и разнородных правовых укладов, относившихся то к определенной территории, то к определенному кругу лиц. Отсутствие единой судебной системы вело к тому, что в разных судах применялись различные правовые нормы. Споры по поводу отношений между сюзереном и его вассалами и споры вассалов между собой решались в ленном суде феодала по нормам обычного «ленного» права. Крепостные судились при дворе господина по местному «дворовому» праву (слуги — по «служилому»). В тех германских землях, где сложилась центральная власть, указы и распоряжения правителей дополняли старое обычное право германских племен, когда-то живших в пределах области, и образовывали так называемое земское право — ландрехт. В ландрехт входили как постановления о земском мире и привилегиях, так и общие для всего населения данной земли нормы, по которым оно судилось в судах графств и сотен. Таким образом, в средневековой Германии не существовало общей правовой системы, население жило по «партикулярным» правам. Именно эта юридическая раздробленность, этот партикуляризм облегчили впоследствии рецепцию римского права. Судебный процесс Средних веков, и без того громоздкий и медленный, осложнялся отсутствием писаных источников права. Начиная с XIII в. делаются попытки изложения обычаев в виде сборников, составлявшихся юристами-практиками. Во Франции наиболее известными частными кодификациями были Большой сборник обычаев Нормандии 1255 г.; Большой сборник обычаев Франции 1389 г.; наиболее известна книга «Кутюмы Бовези» 1282 г., составитель которой Бомануар считается первым теоретиком французского права. В XIV—XV вв. частные сборники обычаев появляются почти во всех провинциях. В Германии также производилась запись партикулярного права. Это так называемые Правовые книги. Наибольшей известностью пользовалось «Саксонское зерцало», составленное в начале XIII в. и состоящее из двух книг, первая из которых посвящена саксонскому общему земскому праву и отражает главным образом практику судов, а вторая — саксонскому ленному праву. Содержание «Саксонского зерцала», охватывает гражданское, уголовное, процессуальное и частично государственное право. В результате переработок и распространения «Саксонского зерцала» во второй половине XIII в. появилось «Зерцало немецких людей», претендовавшее на изложение всего немецкого права, но фактически лишь немного вышедшее за рамки саксонского права. В XVII в. этому сборнику было присвоено название «Швабское зерцало». В XIV в. в ряде земель появились переработки «Саксонского зерцала», отражающие местные обычаи и потребности. Все указанные сборники не имели официального характера, т. е. не были обязательны для применения. С началом политического объединения Франции и с укреплением королевской власти все больше ощущается неудовлетворительность правовых источников и делается попытка их упорядочения и официальной редакции. Во второй половине XV в. и в XVI в. появилось большое количество официальных сборников — кутюмов. Наибольшей известностью пользовались кутюмы Парижа, но и за ними не была признана общеобязательная сила. Сборники имели ограниченное местное применение. С усилением королевской власти начали приобретать возрастающее значение ордонансы — указы королей, действовавшие на всей территории королевства. Наряду с ними существовали распоряжения крупных сеньоров — ассизы. В Германии законодательная власть императоров проявлялась очень слабо. Основанное на ней «имперское» право затрагивало только отдельные вопросы: земский мир, т. е. постановления, направленные на борьбу с распрями феодалов, устройство королевской власти, предоставление мандатов и привилегий отдельным лицам и т. п. Практика городских судов выработала особое городское право, существовавшее уже в XII в. и в рассматриваемый период получившее особое развитие и значение. С ростом городов появились собственно городские суды, первоначально разбиравшие рыночные споры, но постепенно охватившие все население города и соответственно вытеснившие применение ленного и дворового права в городах. Особой известностью пользовалось право Любека, Магдебурга и ряда других городов. Право города Магдебурга (Магдебургское право) оказало влияние на соседние государства — Польшу, Литву. В XIII—XIV вв. городское право чаще излагалось в письменном виде, главным образом в связи с его заимствованием каким-либо другим городом. Такие изложения Магдебургского права были сделаны для городов Галле, Бреславля и др. В некоторых городах совет постановлял записать действующее право для сведения собственных граждан. В других городах записывалась судебная практика. Большое значение имели частные сборники и обработки городского права. Городское право являлось наиболее документированной и разработанной отраслью германского средневекового права. Помимо перечисленных систем права следует упомянуть еще каноническое право. В первую очередь оно регулировало вопросы организации и деятельности католической церкви, но вместе с тем содержало ряд положений, оказавших большое влияние на развитие гражданского права, особенно в области семейных отношений. Каноническое право было одним из факторов внесения единства в разнообразные обычаи отдельных местностей. Несмотря на усилия королевской власти во Франции в период абсолютизма преодолеть множественность источников права, каждая область сохраняла собственные кутюмы. Для единого государства, каковым стала Франция, это было большим недостатком. В то же время некоторые обстоятельства способствовали установлению общности права. В числе этих обстоятельств следует назвать прежде всего усиление влияния римского права. Распад феодальных отношений и растущая мощь городской буржуазии придали особое значение регулированию обязательственных, договорных отношений. Закрепленное в сборниках кутюмов феодальное право, основанное, прежде всего на земельных отношениях, не содержало предпосылок для регулирования все усложнявшейся области договорного права. В то же время эти предпосылки заключало в себе римское право. Оно давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства. В этом заключалась первая причина рецепции римского права, т. е. заимствования его положений во многих европейских странах. Вторая причина усилившегося влияния римского права связана с тем, что короли, находя в нем государственно-правовые положения, обосновывавшие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в своей борьбе с церковью и феодальными сеньорами. В качестве третьей причины следует указать повышение теоретического интереса к римскому праву в силу широкого обращения ученых эпохи Возрождения к наследству Античного мира, что было вызвано критическим отношением буржуазии к феодализму и переоценкой ценностей. Изучение римского права начинается уже с XI в. Здесь большую роль сыграл Болонский университет, при котором была создана школа глоссаторов — комментаторов римского права. Во Франции уже в XII—XIII вв. римское право изучалось в университетах. Влияние его было настолько велико, что по настоянию церковников его преподавание в Парижском университете в 1219 г. было запрещено папской буллой. Теперь оно возрождалось вновь. Особая активизация в изучении римского права во Франции приходится на XVI в., когда появилась так называемая историческая школа, пытавшаяся с исторических позиций объяснять отдельные институты римского права на основе тех общих данных истории, которыми она располагала. Возросший авторитет римского права не устранил, однако, деления Франции на области обычного и писаного права. На юге Франции Кодекс Юстиниана продолжал рассматриваться как письменное изложение общего обычая. На севере страны римское право считалось не заменяющим, а только дополняющим кутюмы в качестве «писаного разума». Таким образом, нельзя говорить о полной рецепции римского права во Франции. В Германии с усилением княжеской власти путем рецепции римского права осуществлялся процесс создания общего права. Старое обычное право германских племен отражало очень низкую ступень развития производительных сил и общей культуры, и построить на его основе общее право было невозможно. Единственной известной немецким юристам законченной правовой системой было римское право. В германских университетах появились кафедры римского права. В XV—XVI вв. издавались учебники, справочники, юридические словари, способствовавшие распространению римского права. Германские императоры всячески покровительствовали этому, так как они настаивали на своей преемственности с римскими императорами и охотно применяли к себе все положения о власти последних. Итак, в XV в. римское право широко проникло в Германию и пустило там достаточно глубокие корни. В XVI в. оно стало основным источником права, особенно гражданского, во всех германских судах. Положения римского права играли роль общего права для всех земель, однако в отдельных землях в это же время шел процесс кодификации земского права. Наиболее известной кодификацией является Прусское земское уложение 1794 г. Таким образом, единой и последовательной системы гражданского права в Германии в период Средневековья не существовало. Специфическая правовая система, получившая название общего права, сложилась в период Средневековья в Англии. Единое английское общее право начало формироваться начиная с XII в., когда королевские суды стали преобладать над судами графств, сотен и феодалов. Королевские суды не имели в своем распоряжении каких-нибудь писаных общих источников и решали дела, руководствуясь «правом страны», т. е. обычным правом. Считалось, что это право хорошо знакомо королевским судьям и что оно находит свое отражение в решениях судов. Однако королевские судьи черпали правила для своих решений не только в собственном знании правовых обычаев. В своей деятельности они руководствовались и предыдущими решениями судов и указаниями, которые содержались в королевских указах, выдававшихся за плату лицам, обращавшимся за судебной защитой. Хотя каждый указ выдавался по отдельному конкретному делу, он составлялся по определенному образцу в выражениях, однообразно формулировавших правоотношения того или иного типа. В начале XIII в. указы были настолько многочисленны, что появился «Реестр указов» — сборник, представлявший собой как бы неофициальный справочник по общему праву и постоянно пополнявшийся новыми указами. Королевские указы по судебным делам в XII—XIII вв. сыграли очень большую роль в образовании английского общего права, но основным его источником были решения королевских судов. Общее право — это практика королевских судов, закрепленная в судебных протоколах. С самого начала деятельности королевских судов в них велись записи дела. Протоколы суда назывались «свитки тяжб», и ссылка на содержавшиеся в них дела подтверждала наличие того или иного правила или принципа в английском праве. Наряду с общим правом, имевшим своим основным источником судебную практику, все большее значение начали приобретать законы. Активную законодательную деятельность, существенно изменившую судебный процесс, осуществляли Генрих II и Эдуард I. Большую роль в развитии права играло парламентское законодательство. Статуты имели обязательную силу для королевских судов, дополняли и изменяли общее право по очень многим вопросам, но они не могли преодолеть присущий ему формализм, не могли приспособить его к новым общественным отношениям. Поэтому начиная с XIV в. возникает иная система права — система «справедливости», существовавшая параллельно с системой общего права. Суд «справедливости» возник в результате подававшихся королю прошений и жалоб по вопросам, не получившим защиты в общих судах по каким-либо формальным причинам. Король оказывал помощь просителю в порядке «милости». Все увеличивавшееся количество подобных прошений привело к тому, что король вместо рассмотрения в совете стал передавать их своему канцлеру, который разбирал дела не по праву страны, а «по справедливости», т. е. не был связан практикой общих судов. Канцлер для решения дела обращался к естественному и частично римскому праву. Суд канцлера придал правовое оформление ряду новых отношений, возникновение которых было обусловлено ростом торговли, и защищал городское население и нарождавшуюся буржуазию от крупнейших землевладельцев — феодалов. Рецепция римского права в какой-то мере коснулась и Англии. В качестве составного элемента римское право не вошло в английское общее право, но оказало большое влияние на развитие юридических доктрин в XII и XIII вв., когда закладывалось основание общего права. Влияние римского права сказалось на правовом положении вилланов, на различии между личным и вещным правом, на правовом режиме движимых вещей и некоторых других институтах. Однако настоящего практического значения римское право в Англии не имело. § 3. Вещное право Развитие феодальных отношений характеризовалось упрочением системы необычайно сложных и запутанных вещных прав, основным объектом которых была земля. В феодальном праве существовали два основных вида вещных прав на землю: право собственности и держание. Аллод как форма земельной собственности имел наибольшее распространение в раннее Средневековье. Собственник земли самостоятельно осуществлял все права на нее, не неся за землю службы, не платя повинностей. Земля свободно переходила от отца к сыну по наследству. Аллоидальные земли существовали на протяжении всего Средневековья в небольших количествах, однако такая форма землевладения нехарактерна для развитого феодального строя, и аллод всегда оставался как бы за его пределами. В условиях развитого феодализма основными и наиболее распространенными правами на землю были держания — феодальные зависимые права, приобретавшиеся от какого-нибудь вышестоящего владельца. Держания были свободные и несвободные, благородные и неблагородные. Первые держания имели форму бенефиция, под которым понималось имущество, находящееся лишь в пользовании владельца. Бенефиций давался на условиях несения службы, не передавался по наследству и со смертью бенефициария возвращался собственнику. В период сложившегося феодализма уже не встречаются бенефиции, которые могут быть взяты собственником обратно, они не передаются по наследству. Наиболее распространенными видами земельных держаний становятся феоды (лены). Феод — благородное (дворянское) держание земли на основе ленных отношений. Феодальный сеньор уступал часть своих земель лицу, становившемуся его вассалом и принимавшему на себя по феодальному договору обязанность верности и оказания определенных услуг сеньору. При уступке земли по феодальному договору вассал, однако, не был полным собственником земли, а сеньор не совсем лишался прав на нее. Он мог отчуждать землю другому сеньору, не затрагивая прав сидевших на ней вассалов, и его согласие было необходимо при отчуждении вассалом своих прав на землю. Если вассал умирал, не имея наследников, то феод возвращался к сеньору. Все эти права принадлежали сеньору как господину земель, из которых был выделен феод. Вассалы имели в отношении феодов полномочия владения и пользования ими. Вассалу принадлежали все доходы с феода, при этом он не был обязан делиться с сеньором урожаем или вносить ему какие-либо периодические платежи. Феод переходил к наследникам вассала, которые должны были при этом платить пошлину (рельеф) сеньору. Полномочия вассала по распоряжению феодом были более ограниченными. В ранний период феодализма вассал не мог ни продать ни передать его в порядке субинфеодации своему вассалу без согласия сеньора. В противном случае тот мог «наложить руку» на феод, т. е. отобрать его без какого-либо возмещения покупателю. С XIII в. стала допускаться полная передача феода, т. е. постановка нового вассала на место продавца с переходом к покупателю всех прав и обязанностей, связанных со «служилым» феодом, без разрешения сеньора, но с двумя ограничениями: сеньор имел право, во-первых, получать определенную, притом сравнительно высокую пошлину, а во-вторых, вернуть себе феод от приобретателя, возместив последнему уплаченную им цену. В случае частичного отчуждения феода для сеньора могла возникнуть опасность, что вассалу будет трудно выполнять возложенные на него обязанности феодальной службы. Поэтому в таких случаях требовалось согласие всех вышестоящих сеньоров. По этой же причине была поставлена в зависимость от разрешения сеньора и субинфеодация. Таким образом, вассал, свободно владея и пользуясь феодом, был ограничен в распоряжении им в силу наличия феодальных прав сеньора. В Германии дольше и прочнее держалось право о невозможности для вассала отчуждать полученный лен, он мог только передавать его собственному вассалу. Феоды были свободными, благородными держаниями. Другой вид свободного держания земли осуществлялся лично свободными крестьянами. Во Франции этот вид держания носил название цензивы. Крестьянин являлся наследственным пользователем земли. Никаких личных феодальных связей при цензиве не устанавливалось, не было ни обязанностей к военной службе, ни соблюдения верности господину. Зато с крестьянина причитались разнообразные и весьма обременительные платежи. В Германии зажиточные крестьяне владели землей на условиях краткосрочной аренды. Сложность феодальной системы собственности создавала большие трудности во всех случаях, когда требовалось установить, кто является действительно управомоченным лицом и чем подтверждаются его полномочия. Поэтому особое значение приобрело владение как наиболее очевидное и простое проявление права лица на вещь. Французская сезина, германская гевере защищались специальными исками в упрощенном порядке. В Англии земельные отношения отличались рядом особенностей. Благородным держанием была рыцарская служба. Первоначально держание по рыцарской службе обязывало к воинской службе в течение 40 дней в году, но с середины XII в., с переходом к наемному войску, личная служба была заменена уплатой «щитовых денег». Другие повинности заключались в платежах лорду при браке детей держателя и при переходе держания к наследникам держателя. В период образования общего права возник институт доверительной собственности, или трэст (при возникновении он именовался целевым назначением). Сущность этого института заключалась в том, что одно лицо передавало другому в собственность свое имущество или его часть с тем, чтобы получатель, став формально собственником, управлял имуществом и использовал его в интересах прежнего собственника или по его указанию. В условиях существования различного рода ограничений на сделки с землей передача с целевым назначением была единственным способом превратить одни виды земельных держаний в другие, обеспечить родных в отступление от феодальных правил наследования, дать возможность владеть имуществом таким коллективам, как гильдии, приходы и т. д. Этим способом пользовались рыцари; отправляясь в дальние походы, они передавали свои земли друзьям. С точки зрения общего права лицо, отдавшее имущество с целевым назначением, теряло на него какие-либо права, так как получатель становился собственником. В случае если этот последний нарушал доверие и использовал имущество для себя, королевский суд не знал способов воздействия на него. Но поскольку дело шло о нарушении слова, т. е. о вопросах совести, целевые назначения были взяты под защиту канцлерским судом справедливости. Крестьянское свободное землевладение в Англии носило название «сокаж». |