Главная страница

11, 41, 71 ответы. Учебник 11 класса, история Казахстана часть 1, стр. 141. Издание Атамура. Значение слова светскость нерелигиозный


Скачать 26.45 Kb.
НазваниеУчебник 11 класса, история Казахстана часть 1, стр. 141. Издание Атамура. Значение слова светскость нерелигиозный
Дата02.06.2022
Размер26.45 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла11, 41, 71 ответы.docx
ТипУчебник
#563877

№11 Определите значение терминов: «доктрина», «светскость».

Значение слова «доктрина» - учение, научная или филосовская теория, система, руководящий теоритический или политический принцип.

Учебник 11 класса, история Казахстана часть 1, стр.141.

Издание «Атамура».

Значение слова «светскость»- нерелигиозный.

Учебник 11 класса, история Казахстана часть 2, стр.117.

Издание «Атамура».

Понятие «светкость» в современном осмыслении означает:

-нейтралитет государства по отношению к любой религии;

-его независимость от любой религии, как и независимость религии от государства:

-свобода совести и вероисповедания, свобода изучить и критиковать религию;

-отсутствие какой бы то ни было официальной религии и, как следствие, право каждого индивидуума исповедовать любую релиию по своему выбору или не исповедовать не одной;

-свободный от любой религии/ конфенсии характер государственной школы.

Учебник «Светкость и основы религиоведения» 9 класс, стр. 7, издание «Арман-ПВ»
№47 Охарактеризуйте концептуальные основы национальной идеи «Алаш».

Стержневой идеей «Алаш» явилось возрождение традиций государственности, сохранение своей истории, языка и культуры, заимствование лучших социально-экономических и политических достижений наиболее передовых стран мира, ориентация на западную культуру при сохранении лучших сторон национальной культуры. Идеи справедливости и социальной модернизации общества становятся лозунгом передовой казахской интеллигенции.

  Основные идеи «Алаш» были сфокусированы вокруг следующих базовых положений: земля должна принадлежать народу и не подлежать купле-продаже, в том числе иностранцами; все богатства на земле и под землей должны принадлежать народу; полная экономическая самостоятельность края, отказ от сырьевой зависимости, сформировавшейся за годы нахождения Казахстана в составе Российской империи; верховенство казахского языка, культуры, лучших обычаев, а также традиционных религиозных воззрений.

  Алашские деятели также выступали за то, чтобы создать национальное государство, в котором безопасно чувствовали бы себя представители различных народов, волею судьбы оказавшихся на казахской земле; государство должно опираться на науку и лучшие достижения развитых стран, а религия должна быть отделена от государства. Более подробно алашская идея была изложена в полных версиях Каркаралинской петиции и проекте программы партии «Алаш», принятой в 1917 году в Оренбурге, а также в трудах видных представителей национально-демократического движения.

Одним из выдающихся разработчиков и теоретиков идеи «Алаш» был Алихан Нурмухамедулы Бокейхан – глубокий знаток прошлого своей родины. Он был в числе свидетелей и творцов важных исторических событий рубежа XIX – начала XX столетия. При разработке концептуальных идей «Алаш» Бокейхан большое внимание уделял истории своего народа, его национально-освободительному движению, подверг глубокому анализу состояние казахского общества в условиях колониального положения. Ученый отмечал прогнозирующую функцию истории: «История является инструментом прогнозирования будущего» – и предупреждал будущие поколения о том, что их ожидает в случае игнорирования национальной истории, без учета ее уроков: «Народ, который потерял историю, государство, которое забыло свое прошлое, – не знают, где они находятся, что они делают, не знают, что их ожидает в будущем».

  Алихан Бокейхан как один из инициаторов создания общенациональной газеты «Қазақ», со страниц которой пропагандировались алашские идеи, подчеркивал важность разъяснения национальной истории через возможности средств массовой информации. Он, прекрасно знавший историю, культуру, особенности хозяйственной деятельности своего народа, одним из первых ученых обратил внимание научной общественности на то, что пора пересмотреть отношение к его землякам как к народу, который якобы хаотично и беспорядочно кочует, не имея постоянного места проживания: «Привычное, старое представление о них как о вечнокочующем народе, каким рисовала себе киргиз (казахов – авт.) комиссия Булыгина … составляло положение о Государственной думе, является простым анахронизмом и свидетельствует лишь о невежестве нашей бюрократии».

  Лидер движения Алаш активно изучал национальную историю, чтобы понять, каким же образом Казахское ханство попало в колониальную зависимость от Российской империи. Он пришел к выводу, что главной причиной потери казахами своей независимости стала неспособность прежних правителей объединить подвластные им роды, племена и жузы перед опасностью царской колонизации. В этой связи в 1913 году Бокейхан писал: «Большинство из прежних правителей тратило время и силы на интриги, насилие и распри между собой».

  Восстановление ханской власти, по его мнению, было бесперспективно. Он выступал за достижение национальной свободы через активную политическую борьбу и поэтому вступил в партию кадетов. Как общественный и политический деятель, считал, что к возрождению государственности можно прийти эволюционным путем, через развитие местного самоуправления.

  В 1905 году А. Бокейхан принял участие в работе Общероссийского съезда земских и городских деятелей в Москве. Здесь впервые в истории казахов с высокой трибуны им были произнесены слова в защиту своего народа и родного языка.

  Бокейхан категорически протестовал против выселения казахов с собственных земель, колониальной переселенческой политики царизма и христианизации местного населения. С этой целью он подробно описывает события продвижения России по региону, подчеркивая наличие вольной и правительственной колонизации: «В колонизации края можно различать два момента: появление здесь вольных колонизаторов и движение по следам их правительственных дружин. Вольная колонизация создавалась появлением крестьян … и разного сброда, бежавших сюда от тяжелых условий тогдашней жизни или ради легкого способа наживы от беззащитного инородца».

  Алихан Бокейхан жестко критиковал существующую выборную систему, которая была полностью зависима от местных колониальных властей: «Впрочем, по представлению крестьянского начальника, губернатор может утвердить управителем любого киргиза (казаха – авт.), хотя бы уже забаллотированного на выборах, и этот обход закона широко практикуется администрацией. Все должностные управления подчинены в полицейском отношении урядникам и уездному начальнику».

  Для сплочения народа он выдвинул идею «Алаш», подразумевавшую консолидацию всего народа и претворение в жизнь идей западной демократии, в связи с чем писал: «Вижу будущее Казахской степи в сознательном претворении западной культуры». Алихан Бокейхан был первым среди казахов убежденным демократом, строго придерживавшимся европейского пути развития. На формирование его идейно-политических взглядов большое влияние оказали идеалы Великой Французской революции, которую он хорошо изучил.

  Лидер алашского движения критически относился к процессу сдерживания властями развития ислама среди казахского народа: «Администрация требовала, чтобы в киргизских (казахских – авт.) мектебах – национальных школах – учитель знал русский язык. Для того чтобы открыть школу или построить мечеть, требовалось особое разрешение, которое обыкновенно не давалось. В результате этого и мектебы, и мечети устраивались нелегально. Под молельни стали строить дома без минаретов, чтобы скрыть их от взора полиции».

  Он был прекрасно осведомлен об истории возникновения партии в Степи, при этом был глубоким провидцем будущего создания партий в Степи: «Киргизская (казахская – авт.) народность настроена оппозиционно к правительству старого режима и тяготеет к русским оппозиционным партиям. В ближайшем будущем в Степи, вероятно, соорганизуются две политические партии… Одна из них может быть названа национально-религиозной… другая – западническим направлением».

  Бокейхан является ярчайшим примером и образцом того, каким должен быть руководитель народа. Именно Алихан сплотил многомиллионный народ вокруг идеи движения Алаш, призывая образованную часть казахского общества верно служить своему народу и родной земле. Сам же не переставал повторять свой основной девиз: «Пока я жив, не перестану служить казахам».

  Лидеры и участники алашского движения оставили после себя огромное наследие.

Учебник 11 класса, история Казахстана часть 2, стр.47-48.

Издание «Атамура».
№71 Существует точка зрения, что значительная зависимость экономики независимого Казахстана от экспорта углеводородов была предопределена в первой половине XX века. Согласны ли Вы с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите не менее двух аргументов и фактов.
На самом деле экономическая модель Казахстана далеко не такая современная, как может показаться со стороны. В сущности, она представляет собой сделку между хозяевами сырьевого бизнеса и хозяевами страны. Власть гарантирует, что люди будут работать за минимально возможную зарплату, позволяя бизнесу экономить на издержках, а бизнес гарантирует выполнение всех пожеланий власти.

В начале XX века Казахстана продолжал оставаться колонией Российской империи. Наличие богатых месторождений полезных ископаемых в крае предопределили развитие сырьевой направленности его экономики. Еще во второй половине XIX века российские предприниматели за бесценок скупили у местного населения месторождения полезных ископаемых.

Позднее шахты, рудники, заводы стали переходить в руки иностранцев. Активную скупку месторождений произвело акционерное общество «Спасские медные руды», которое было создано в Лондоне 1904 году. В итоге были выкуплены Спасский-Воскресенский и Успенский медные руды, Спасский медеплавильный завод, Саранские и Карагандинские каменноугольные копи. Месторождения цветных руд Риддера и Зыряновска были приобретены австрийскими предпринимателями.

«Атбасарские медные копи» создано в Лондоне 1906 г.: медные рудники Жезказгана, железные рудники, известковые карьеры, каменноугольные месторождения в районе Байконыра.

Добыча нефти также оказалась в руках иностранных промышленников, в первую очередь английских. В 1911 году на промысле Доссор начата крупная добыча нефти на Эмбе.

Оживление торговли и рыночных отношений в начале XX века стала способствовать развитию экономики Казахстана. Так же значение имела ярморочная торговля.

Дальнейшее развитие промышленности в Казахстане, активный вывоз сырья стали возможными благодаря строительству железных дорог. Так, в 1906 году было закончено строительство дороги Оренбург – Ташкент, которая дала большой толчок также развитию рыболовства.

Экономическое развитие современного Казахстана прошло в четыри этапа.

Четвертый этап характеризуется успешным функционированием института рыночных отношений.

Одним из первых шагов привлечение иностранного капитала стала передача предприятий в управление иностранным фирмам. Иностранных инвестеров привлекла возможность инвестиций, прежде всего, в нефтегазовую отрасль, поскольку именно она в Казахстане развивалась самыми быстрыми темпами.

На сегодняшний день казахстанская нефть в основном вывозится за пределы республики в непереработанном виде, а в Казахстан завозится большое количество нефтепродуктов.

Например: "Тенгизшевройл", учредителями компании выступают Chevron (США), владеющий 50% акций, ExxonMobil (США), являющийся держателем 25% акций, "КазМунайГаз" (Казахстан), который обладает 20% акций, и LukArco (Россия) с 5% акций.

Уже к 2007 г. в Казахстане рост инвестиции отмечалась практически во всех регионах республики.

Учебник 11 класса, история Казахстана часть 1, стр.60-64.

Издание «Атамура».

Учебник 8-9 класса, история Казахстана часть 2, стр.169-175.

Издание «Мектеп».


написать администратору сайта