Никколо Макиавелли и теоретизация автономии политики. Учебник Дж. Реале и Д. Антисери западная философия от истоков и до наших дней От возрождения до Канта
Скачать 20.14 Kb.
|
Никколо Макиавелли и теоретизация автономии политики Учебник Дж. Реале и Д. Антисери – западная философия от истоков и до наших дней От возрождения до Канта Новая эпоха политического мышления начинается с Никколо Макиавелли (1469-1527). В это время политическая мысль стремится отделиться от спекулятивного мышления, этики и религии, при этом принимая в качестве методологического принцип спецификации предмета исследования, который должен изучаться автономно. Так как принцип не причастен к другим областям и освободился от методологической нагруженности, принцип стал пригоден для политического исследования. Позиция Макиавелли выражается одной формулой - «политика для политики», которая собирательно и гибко выражает не что иное, как концепцию автономии. Этот резкий поворот от гуманизма объясняется новой политической ситуацией во Флоренции. Происходивший кризис моральных ценностей привел к разрыву между тем, что есть (вещи как они реально существуют) и тем, что должно быть. Этот разрыв и послужил основой для нового принципа видения фактов политики. Политический реализм Макиавелли тесно связан с антропологическим пессимизмом. Макиавелли даёт новую концепцию «добродетели» государя, эффективно управляющего государством и со знанием дела противостоящего «судьбе»; говорит о возвращении к началам как к условию восстановления и обновления политической жизни. Реализм Макиавелли Политический реализм в основополагающей 15 главе «Государя», в которой тематизируется принцип «правды в состоянии вещей как они есть» и остаётся без внимания то, что «должно было быть». Со слов Макиавелли: «Теперь остаётся рассмотреть, как государь должен вести себя по отношению к подданным и союзникам. Зная, что многие об этом писали, я опасаюсь, как бы меня не сочли самонадеянным за то, что, избрав тот же предмет, в толковании его я более всего расхожусь с другими. Но имея намерение написать нечто полезное для людей понимающих, я предпочёл «следовать правде не воображаемой, а действительной – в отличие от тех многих, кто изобразил республики и государства, каких в действительности никто не знавал и не видывал. Ибо расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует себе во вред, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру. Из чего следует, что государь, если не хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности» (цит. по: Макиавелли Н. Изб. соч. М., 1982, с. 344-345). Макиавелли прямо сказал, что монарх может оказаться в таких условиях, что должен будет применять методы крайне жестокие и бесчеловечные. Так как крайнее зло требует крайних мер, следует избегать половинчатости и компромиссов, которые ничему не послужат, а напротив, крайне вредны. Макиавелли из понятия «благоразумие» выводит все крайние следствия. Также доктрину Макиавелли часто сводят к формуле «цель оправдывает средства». Точку зрения Макиавелли начали называть «крайним реализмом Макиавелли». Во взгляде Макиавелли на человеческую природу человек предстаёт у него глубоко эгоистичным существом, которое руководствуется в своих поступках лишь собственными интересами. У человека нет внутреннего нравственного стержня, который бы позволил ему отличать достойное от дурного. Согласно Макиавелли, человек не царь природы, он проигрывает животным. Судьба даёт человеку множество благ, но только для того, чтобы обмануть его. Природа дала человеку потребности, но не дала способа удовлетворить их. У человека, как и у животного, есть чувство самосохранения, которое и заставляет его бороться с природой и самим собой. И чем больше желания человека, тем враждебнее к нему природа. Эта борьба и создала государство. Осознав своё бессилие, люди стали сближаться. Так и возникло государство. После того как люди стали жить вместе и внешние враги им перестали быть страшны, человек начал новую борьбу со своими желаниями. Желания каждого отдельного человека вредят всему обществу. Поэтому и внутренний мир может быть обеспечен только тогда, когда каждый человек сможет обуздать свои страсти. Так появилась мораль и религия. По мнению Макиавелли, в человеке преобладают дурные влечения. Люди, говорит он, более склонны ко злу (своим желаниям), чем к добру (нравственность, государство, религия). Ведь люди неблагодарны, изменчивы, лицемерны, трусливы перед опасностью и жадны до наживы. И все эти влечения связывает общий мотив – эгоизм. И даже удовлетворив все желания человека, всегда останется зависть. Макиавелли считал, что смотрит с завистью даже на тех, кто не имеет над ним никакого преимущества. Зависть всегда сопутствует человеку и нет такого момента, который мог бы удовлетворить его. |